Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Оценка 4.6

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Оценка 4.6
docx
04.12.2019
Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»
(КГПУ им. В. П. Астафьева)

Факультет начальных классов
Кафедра педагогики и психологии начального образования

Программа тренинга
Дисциплина «Психология»

РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Выполнила студентка МО-Б16Б-01 группы 3 курс 6 семестр
Очной формы обучения
А.В. Борисова

Научный руководитель:
доцент, кандидат психологических наук
Сафонова Марина Вадимовна

Красноярск 2019


Введение

 

Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально - личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой. Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» - центрального психологического новообразования юношеского возраста.

В этот период складывается система представлений о самом себе - самосознание, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, влияющую на поведение, порождающую те или иные переживания. Самосознание – сложное психическое образование, важнейшим компонентом которого является самоотношение, которое как одн из важнейших образующих личности непосредственно связано с межличностной и социальной позицией, с масштабом и значимостью тех задач и деяний, за которые личность принимает ответственность. Самоотношение непосредственно сказывается на степени активности личности, направленной на самовыражение и самореализацию.

Позитивное самоотношение, по мнению, Р. Бернса, А.В. Визгиной, С.Р. Пантилеева, В.В. Столина и др. проявляется в виде чувства собственного достоинства, уважения к себе. Личность высоко оценивает принадлежащие ей качества, отличается согласованностью представлений о себе, предполагает, что отношение окружающих является тождественным ее представлениям. Негативное самоотношение характеризуется презрением, сознанием собственной малоценности. Таким образом, активно развиваясь, самоотношение определяет практически все сферы жизнедеятельности человека, не только на данном этапе, но и в будущем.

Отличительной особенностью данной программы является то, что в основу положен такой теоретический конструкт, как «самоотношение», а не самооценка. Именно самоотношение является важнейшим компонентом самосознания, сочетает в себе, как когнитивный компонент (знания о самом себе), так и эмоционально-ценностный (отношение к себе, ощущение ценности своего «Я»). Данную программу можно использовать в развивающих, профилактических целях, а также для консультирования и просвещения по вопросам развития самосознания, положительной самооценки, осознания ценности собственной личности.

Цель программы: развитие позитивного самоотношения в юношеском возрасте.

Задачи:

1.   Расширение знаний, представлений о себе.

2.   Формирование способности адекватно оценить себя на основе внутренней системы ценностей, взглядов.

3.   Формирование уверенности в себе, ощущения ценности, значимости собственной личности.

4.   Формирование стремления к самопознанию и саморазвитию.


 

Краткий обзор проблемы

 

По определению В.В. Столина самоотношение - это переживание, относительно устойчивое чувство, пронизывающее самовосприятие и «Я-образ». Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармонии духа, либо к постоянному конфликту. Максимально адекватное отношение к себе – высший уровень самооценки. Самооценка, как важнейший компонент самоотношения аккумулирует в себе весь жизненный опыт личности, хотя на данном этапе развития его порой недостает, чтобы верно оценить себя. Тут должен действовать как бы тройной контроль: самооценка, ожидаемая оценка других и общественное мнение. Низкий уровень самоотношения может привести к снижению уровня всей системы отношений ребенка, в том числе и уровень его отношения к другим людям.

В психологии существует три разных подхода к пониманию отношения человека к себе:

1.   Понимание самоотношения как аффективного компонента самосознания (самоотношение в структуре самосознания).

2.   Как черты личности (самоотношение в структуре личности).

3.   Как компонента саморегуляции (самоотношение в системе саморегуляции).

Содержательный анализ структурных компонентов самоотношения позволяет выделить две различные подсистемы: «оценочную» и «эмоционально-ценностную» (С.Р. Пантилеев). В случае оценки самоотношение определяется как «самоуважение», «чувство компетентности», «чувство эффективности». В качестве эмоции самоотношение обозначается как «аутосимпатия», «чувство собственного достоинства», «самоценность», «самопринятие».

Формирование оценочного самоотношения осуществляется на интерсубъективном уровне оценки в виде операций социального сравнения, или сравнения с выработанными в обществе нормами и эталонами. Данная подсистема отношения к себе строится на оценке собственной эффективности в достижении поставленных целей, на сравнении собственных достижений с социальными стандартами, успехами и оценками других людей.

В основании эмоционально-ценностной подсистемы самоотношения лежит жизненный опыт эмоциональных отношений со значимыми людьми, прежде всего с родителями. Она является не столько оценкой, сколько стилем отношения к себе, общей жизненной установкой, формирующейся в процессе становления личности. Эта подсистема формируется на интрасубъективном уровне оценки в рамках сопоставления «Я-Я» и отражает степень соответствия личностных качеств тем требованиям, которые предъявляет к себе оценивающий. Эмоциональное самоотношение принципиально не имеет внешних по отношению к личности оценочных оснований и мало зависит от ее реальных успехов и неудач.

В психологической литературе самоотношению традиционно приписываются две прямо противоположные функции: функция адекватного выражения смысла «Я» и эго - защитная функция, которая направлена на поддержание самоуважения и стабильного образа «Я», даже ценой искажения восприятия себя и других.

Юность, по мнению В. И. Слободчикова, - завершающая стадия ступени персонализации. «Главные новообразования юношеского возраста - саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни».

Как правило, адекватность самооценки с возрастом повышается. Несовпадение реального и идеального "Я" вполне естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания.

Исключительно важной чертой личности, во многом закладываемой в ранней юности, является самоуважение, т.е. обобщенная самооценка, степень принятия или неприятия себя как личности. На формирование самоуважения влияют многие факторы – отношение родителей, положение среди сверстников и другие.

Одним из действенных механизмов, позволяющих формировать положительное самоотношение и другие личностные новообразования, является тренинг личностного роста. Тренинг личностного роста – это область практической психологии, ориентирована на использование активных методов групповой психологической работы с целью принятия себя, таким как есть (Головин С.Ю.). Рост самосознания и формирование адекватной самооценки в ходе тренинга личностного роста напрямую связан с получением сведений о том, как другие воспринимают поведение каждого в особых условиях, созданных участниками тренинга.


 

Программа интенсивного обучения

Процедурный раздел

Цель тренинга: создать условия для формирования положительного самоотношения.

Задачи тренинга:

1.   Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.

2.   Расширение знания участников о чувствах и эмоциях, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональной реакцией.

3.   Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

4.   Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

5.   Формирование ощущения ценности собственной личности.

Состав групп:

1.   Оптимальная численность 15 человек.

2.   Группы должны комплектоваться на добровольной основе.

3.   Предпочтительно проводить занятия с разнополой группой.

Форма проведения: групповые занятия.

Рекомендуемая частота занятий — два раза в неделю.

Тренинг рассчитан на 8 занятий (общая продолжительность 1 месяц) по 45мин (общая продолжительность 6 часов).

Ожидаемые результаты:

1)  расширены знания и представления о себе;

2)  сформированы способность адекватно оценить себя на основе внутренней системы ценностей;

3)  развита уверенность в себе, ощущение ценности собственной личности;

4)  сформировано стремление к самопознанию и саморазвитию.

Для оценки результатов развивающей работы можно использовать следующие психодиагностические методики:

· Тест-опросник «Шкала самоуважения Розенберга».

· Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.

· «Методика исследования самоотношения (МИС)» С.Р. Пантилеева.

· Методика «Кто я?» (М. Кун и Т. Макпартленд).


 

Тренинговая матрица

Цель тренинга: формирование положительного самоотношения.

Сферы

Задачи работы

Формирование адекватной самооценки

Развитие личностного потенциала и ответственности за свой жизненный выбор

Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей

Когнитивная

1.Определение самооценки.

2.Дать представление о самооценке, завышенной и заниженной самооценке.

3.Сформировать представление о своих позитивных качествах.

4.Сформировать представления о своих ограничениях, точках роста.

1.Определить смысл понятия «личностный потенциал».

2.Сформировать представление о своём личностном потенциале. 3.Определить смысл понятия «жизненный выбор».

4.Сформировать представление об ответственности за свой выбор.

1.Определить смысл понятия «познания».

2.Познакомить со способами самопознания и познания других.

3.Сформировать представление об адекватности восприятия себя и других.

Эмоциональная

1.Дать прочувствовать собственную самооценку, используя различные способы/упражнения.

2.Содействовать развитию положительного отношения к себе.

3.Содействовать выработке адекватного отношения к себе

1.Выдвинуть предположения о последствиях жизненного выбора и отношения к ним.

2.Предложить высказать отношение к ответственности в жизненном выборе.

3.Разбор ситуаций последствий тех или иных действий

 

Упражнения воздействующие на эмоции/самооценку.

Поведенческая

1.Закрепление через упражнения, через анализ своего поведения и отношения к себе и другим.

2.Рефлексия

1.Упражнения, направленные на развития потенциала и ответственности.

2.Анализ уверенности за те или иные поступки и выборы.

3.Формирование поведения. 4.Рефлексия.

1.Применение и оценивание способности адекватного познания себя и других людей.

2.Отрабатывание на практике правильности предполагаемой эмоции или качества  человека.

Тренинговый сценарий

Блок

Цель

Количество занятий

Цель занятия

Задачи занятия

Психотехники

Блок 1

Знакомство

Принятие правил

Диагностика проблем

Введение в тему

Занятие 1

Знакомство

Принятие правил

Диагностика проблем

Установление доверительной атмосферы

 

Создание благоприятных условий для работы в группе

Оознакомление с основными принципами работы психологического тренинга

Первичное освоение приемов самодиагностики и способов самораскрытия

Приветствие

«Правила»

«Знакомство»

«Ранжирование по качествам»

«Без маски»

Подведение итогов

Прощание

Занятие 2

Определение отношения к себе

Определение уровня самооценки

Сплочение

Дать представление о самооценке.

Сформировать представление о своих позитивных качествах

Сформировать понимание последствий завышенной и заниженной самооценки

Выявить уровень самооценки участников

Сплочение группы

Приветствие

«Найди поприще»

«Детские мечты»

«Дождь»

Прощание

Блок 2

Формирование индивидуальной позиции к себе и к миру

Занятие 3

Помощь в осознание принадлежности к обществу

Сформировать мотивацию на достижение положительного образца

Уточнить представление о себе

Приветствие

«Что в нем нового»

«А я еду …»

«Щепка в реке»

«Какой был тренинг»

Прощание

Занятие 4

Повышение самооценки

Повышение самооценки

Помощь в нахождении времени для самосовершенствования

«Рисунок Я»

«Дополнительное рисование»

«Мусорная корзина»

Рефлексия

Прощание

Занятие 5

Прослеживание формирования образа «Я» в жизни

Создание атмосферы тепла, детства

Осознание подходов к воспитанию

Приветствие

«Егорки»

«Я люблю, конечно, всех…»

«Мне недостает»

Прощание

Занятие 6

Отказ от страхов и неуверенности,

формирование положительного образа «Я»

Укрепление самооценки

Актуализация личностных ресурсов

Познание себя при помощи группы

Приветствие

«Ищу друга»

«Мое гордое имя»

«Никто не знает»

Рефлексия

Прощание

Блок 3

Анализ проделанной работы с последующим завершением группы

Занятие 7

Подведение итогов

Изучение внутренних установок

Отработка навыков продуктивного поведения

Приветствие

«Я рад тебя видеть, потому что …»

«Буги-вуги»

«Его сильная сторона»

«Утро вечера мудренее»

Прощание

Занятие 8

Закончить работу группы

Сравнение этапов жизни и осознание того, что происходит сейчас

Подведение личностного итога

«Я рад тебя видеть, потому что …»

«Я – великий мастер»

«Пожелания»

Прощание


 

Основной раздел

1 день. Знакомство.

Цель: создание благоприятных условий для работы в группе, ознакомление с основными принципами работы психологического тренинга, первичное освоение приемов самодиагностики и способов самораскрытия.

Стулья по количеству участников расставлены по кругу.

Приветствие

Цель: снятие излишнего эмоционального напряжения в группе, создание благоприятных условий для работы группы, выработка совместных норм и принципов работы для данной группы.

Время выполнения: 1 минута.

Оборудование, материалы: не требуются.

Ход упражнения: во всем мире принято приветствовать друг друга. Давайте поприветствуем друг друга как-то по-особенному. Если кто-то хочет предложить свой вариант приветствия, то сейчас самое время это сделать (участники обсуждают и выбирают форму приветствия). Если нет предложений, то ведущий сам предлагает вариант приветствия.

- Давайте все возьмемся за руки и каждый, по очереди пожелает остальным что-то хорошее и приятное.

-Пусть это приветствие станет нашим ритуалом на открытие каждого занятия.

Правила (принципы)

Время выполнения: 3 минуты.

Оборудование, материалы: не требуются.

Ход упражнения. Поскольку наши занятия проходят в форме тренинга, прежде, чем мы начнем, давайте познакомимся с основными правилами поведения в группе:

1.Я говорю «я», а не «мы» или «все». Когда я говорю «мы», то не несу ответственности за свои слова, а кроме того, делаю их поверхностными и менее ценными.

2.Я не использую общие фразы и штампы. Чем больше я говорю отвлеченно и не конкретно, тем менее эффективными становятся мои слова. Общие фразы являются формой защиты. Вместо фразы «Все мужчины эгоисты» следует сказать: «Борис, ты ведешь себя слишком эгоистично».

3.Я говорю о том, что мешает мне принимать участие в работе группы. Если в какой-то ситуации я внутренне не готов принимать участие в выполнении задач, но не говорю этого, то тем самым лишь мешаю себе продуктивно работать. Я должен сам сказать, что мне мешает: «Я не могу сейчас сосредоточиться на нашей теме, так как мне тяжело отвлечься от своих проблем».

4.Я не говорю о других в третьем лице (он, она), а обращаюсь непосредственно к ним. Если в присутствия человека о нем говорят в третьем лице, у него возникает чувство, что его не замечают или не уважают.

5.Я избегаю закулисных разговоров. Закулисные разговоры приводят к снижению группового единства, а в конце концов, и взаимного доверия участников группы. Поэтому я ни с кем не перешептываюсь. Если это делают другие, я спрашиваю их, готовы ли они вынести свои закулисные разговоры на групповое обсуждение.

6.Я всегда могу сказать «нет». Человек лишь тогда ощущает в себе силы попробовать новые способы поведения, когда имеет возможность сам решать, что он может делать и о чем говорить.

7.Все, что я здесь говорю и слышу, не выносится за границы группы. Каждому участнику группы легче и проще открыться, если он уверен, что потом никто никому постороннему об этом не расскажет.

8.Я стараюсь придерживаться принципа «здесь и теперь». Если человек сосредоточен на своих прошлых или будущих проблемах, он не может сконцентрироваться на том, что происходит в группе. Вместо того чтобы обсуждать свои планы или говорить о прошлом, я говорю о том, что происходит со мной именно сейчас в группе.

Теперь мы знаем, как себя вести, чтобы все чувствовали себя максимально комфортно и безопасно. Но есть еще одно правило – это обращение по имени. А для того, чтобы обратиться по имени, нужно его знать.

Знакомство

Цель: создание благоприятных условий для работы в группе; снятие эмоциональной напряженности; знакомство членов группы.

Время выполнения: 5 минут.

Оборудование, материалы: не требуются.

Ход упражнения. Теперь представимся все по очереди (завершается один круг). Сейчас, так же по очереди, назовем свое имя, и имена всех, кого Вы запомнили справа от Вас. Вот мы и познакомились, но, чтобы нас могли называть по имени даже те, кто еще не запомнил все имена, мы напишем их на карточках и прикрепим на себе так, чтобы их легко можно было прочитать во время занятия.

Упражнение-разминка

Цель: подготовка участников к основному упражнению.

Время выполнения: 5минут.

Оборудование, материалы: не требуются.

Ход упражнения: в качестве разминки для следующего упражнения проведем небольшую игру. Предлагаю всем участникам встать в 2 шеренги. По моей команде, как можно быстрее нужно построиться по цвету волос: от темного - к светлому (или по росту и т.п.). Теперь можно приступать к самому упражнению.

Упражнение «Ранжирование по качествам»

Цель: самосознание.

Время выполнения: 20 минут.

Оборудование, материалы: не требуются.

Ход упражнения. Группа выстраивается в шеренгу. Кто-то один будет основным игроком. Его задача — задумать некоторое качество и проранжировать всех участников по этому качеству. Слева будет стоять тот, у кого задуманное качество проявляется ярче всех, а завершать шеренгу будет тот, у кого указанная черта выражается в наименьшей степени. Основной игрок вначале качество не называет. После того как участники под его руководством построятся, он должен найти в этом ряду свое место. Вот тогда участники, глядя друг на друга и на весь ряд, должны определить, какое качество задумано. Одно обязательное условие: прежде чем основной игрок начнет ранжировать своих товарищей по выбранному им качеству, он должен сообщить это качество тренеру на ушко. Только после его одобрения начнется эта процедура.

Обсуждение: Что вы чувствовали, когда очередной игрок просил вас переместиться с одного места на другое? Какие переживания возникали у вас, когда вам самим пришлось ранжировать других членов группы? Сложно ли вам было это делать? Каково ваше мнение, почему проявились расхождения в оценке качеств? Согласны ли вы с теми местами, которые отводились вам по тому или иному качеству? С чем вы не согласны? Что вас удивило? Что для вас оказалось неожиданным? Что вы открыли для себя нового?

Упражнение «Без маски»

Цель: диагностика уровня самопознания, снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности, формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности «Я».

Время выполнения: 15 минут.

Оборудование, материалы: заранее подготовленные карточки. Примерное содержание карточек: «Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...», «Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это ...», «Иногда люди не понимают меня, потому что я ...», «Верю, что я ...», «Мне бывает стыдно, когда я ...», «Особенно меня раздражает, что я ...», «Я чувствую себя счастливым, когда я …», «Мне бывает грустно, когда я …», «Больше всего на свете я хочу, чтобы я…».

Ход упражнения: каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку.

Обсуждение: Легко ли было продолжить высказывание? Сразу ли нашли ответ на вопрос?

Подведение итогов

Цель: выброс отрицательных эмоций.

Время выполнения: 7-8 минут.

Оборудование, материалы: не требуются.

Ход упражнения: участники высказываются по поводу происходящего, что понравилось, что не понравилось, какие эмоции испытали.

Прощание

Цель: поднять общий эмоциональный настрой и акцентировать доброжелательное отношение друг к другу.

Время выполнения:3 минуты.

Оборудование, материалы: не требуются.

Ход упражнения. Я предлагаю взяться всем за руки, по очереди поблагодарить всех (просто или за что-то) и хором сказать: «До свидания».

 

2 день. Знакомство с собой.

Цель: создание благоприятных условий для работы в группе, ознакомление с основными принципами работы психологического тренинга, первичное освоение приемов самодиагностики и способов самораскрытия.

Стулья по количеству участников расставлены по кругу.

Приветствие

Упражнение «Найди поприще»

Цель: актуализация и вербализация своих ресурсов.

Время выполнения:15 минут.

Оборудование, материалы: не требуются.

Ход упражнения. Вам нужно найти поприще (направление деятельности), где бы ваш дар (умение, способности) могли бы пригодиться, и рассказать об этом. На обдумывание Вам дается 2 минуты, время пошло.

Обсуждение: Много ли вариантов деятельности пришло в голову, почему выбрали этот? Что вы при этом чувствуете? Совпадает ли это направление деятельности с тем, что вы делаете сейчас? Если нет, то хотелось бы поменять, если да, то кем еще могли бы стать?

Упражнение «Детские мечты»

Цель: актуализация и вербализация своих ресурсов.

Время выполнения:15 минут.

Оборудование, материалы: не требуются.

Ход упражнения: найти в себе уникальные умения (возможно, способности и таланты, на которые обращали внимание в детстве, но они не были реализованы) и рассказать об этом.

Обсуждение: легко ли было найти, что чувствовали, пока выбирали, насколько важно для вас иметь этот дар.

Психогимнастика «Дождь»

Цель: релаксация, снижение мышечного тонуса, настрой на лиричный лад.

Время выполнения:3 минуты.

Оборудование, материалы: не требуются.

Ход упражнения. Встаньте, пожалуйста, в круг. Соблюдайте полную тишину. Те из вас, кому я загляну в глаза, начинайте повторять мое движение до тех пор, пока я снова не загляну вам в глаза, и он начнет повторять другое мое движение. Все готовы? Тогда вперед.

1круг – трем ладошку о ладошку;

2круг – щелкаем пальцами;

3круг – хлопаем ладонями по коленям;

4круг – стучим ладонями по коленям и топаем ногами;

5 круг - хлопаем ладонями по коленям;

6 круг - щелкаем пальцами;

7 круг - трем ладошку о ладошку;

8 круг – просто опускаем руки.

Обсуждение: Изменилось ли ваше представление о себе? Какой опыт вы получили для себя на данном тренинге сегодня? Что нового вы узнали о себе? Какие выводы вы сделали для себя? Вслед за дождем закончилась и наша встреча, но попросту расставаться не хочется.

Прощание

 

3 день. Самопознание.

Цель: способствовать приобретению опыта выступления перед аудиторией, повышение самооценки, отработка навыка уверенного поведения, самопознание.

Приветствие

Упражнение «Что в нем нового»

Цель: создание положительной атмосферы в группе, актуализация опыта, приобретенного на предыдущем занятии

Время выполнения: 5 минут.

Оборудование, материалы: не требуются.

Ход упражнения. Внимательно посмотрите друг на друга. Постарайтесь увидеть каждого, обратив внимание на то, как выглядит сегодня этот человек, в каком он состоянии, как он себя проявляет. Для этого у нас будет 3 мин. Пауза в 3 мин. А сейчас вы будете бросать мяч друг другу, сообщая при этом человеку, которому адресован мяч, что нового по сравнению с прошлой встречей вы в нем увидели. Будьте внимательны и старайтесь никого не пропустить.

Упражнение «А я еду…»

Цель: сплочение группы создание положительной атмосферы, повышение эмоционального тонуса.

Время выполнения:5 минут.

Оборудование, материалы: не требуются.

Ход упражнения. Перед началом занятия предлагаю немного освежить нашу память и взбодриться. Вспомните ситуацию, когда вы со своими друзьями торопитесь в институт (на работу, на день рождения и т.п.), забегаете в трамвай или автобус и занимаете свободные места: «А я тут сижу!» К вам подсаживается друг и говорит: «А я с тобой». А тут как раз следующая остановка, и на свободные места стараются сесть вновь зашедшие пассажиры. Участники сидят в кругу. Один стул свободен. Первый участник пересаживается на свободный стул и говорит: «А я еду с…» (называет имя кого-либо из круга), участник, чье имя назвали, бежит и садится на свободный стул, произносит фразу «А я с…» и называет имя другого участника. Основное условие: называть участников, которые еще не едут. Если назвали едущего, то он сообщает, что уже едет и тот, кто его назвал, выбирает другого пассажира. Игра выполняется 1-2 раза медленно, а затем темп увеличивается. Заканчивается игра, когда все пассажиры сели на места (назвали имена всех членов группы). Ведущий незаметно убирает лишний стул и говорит, что автобус благополучно прибыл в пункт назначения.

Упражнение «Щепка в реке»

Цель: создание спокойной, доверительной атмосферы в группе. Снятие эмоционального напряжения.

Время выполнения: 5 минут

Оборудование, материалы: не требуются.

Ход упражнения. Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это – берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «Проплыть» по реке. Участники игры – «берега» - помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки. Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь…

Упражнение «Какой был тренинг»

Цель: упражнение помогает участникам вспомнить то, что происходило на тренинге, соединить в единое целое свои впечатления о нем и полученную информацию. Также упражнение помогает завершить тренинг живой, активной, запоминающейся манере.

Время выполнения: 15 минут.

Оборудование, материалы: планшетки, бумага формата А4, карандаши.

Ход упражнения. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает бумагу и планшетку и должна за 5 минут придумать максимум прилагательных определений, которые подходят к пройденному тренингу. Например, активный, информативный и т.д. После чего они зачитывают полученный список прилагательных.

Прощание

 

4 день. Самопознание.

Цель: способствовать приобретению опыта выступления перед аудиторией, повышение самооценки, отработка навыка уверенного поведения, самопознание.

Приветствие

Упражнение «Рисунок Я»

Цель: расширить представление о себе, самопознание.

Время выполнения: 20 минут.

Оборудование, материалы: карандаши или фломастеры, бумага А4.

Ход упражнения. Взяв карандаши, либо фломастеры, бумагу участники располагаются в любом месте комнаты. Желательно чтобы рядом друг с другом никто не сидел. На листке бумаги им предстоит нарисовать собственный образ в аллегорической форме так, как они себя представляют. Для рисования дается определенное время. Например, 10 минут, по истечении, которого все же не следует жестко требовать окончания рисования, надо дать возможность каждому участнику закончить свой рисунок в спокойной обстановке. Инструкция участникам: «Можете рисовать все, что хочется. Это может быть картина природы, натюрморт, абстракция, фантастический мир, остросюжетная ситуация, нечто в стиле ребуса, в общем - все что угодно, но то, с чем вы ассоциируете, связываете, объясняете, сравниваете себя, свое жизненное состояние, свою натуру». Когда рисунки выполнены, ведущий их собирает и перетасовывает в случайном порядке. Ведущий предлагает каждому участнику по очереди выбрать из стопки рисунок и демонстрируя его группе, просит участника поделиться впечатлениями, что за человек мог его нарисовать. Чей-то комментарий ограничивается одним словом, кто-то делится более подробными догадками. Это не самое важное. Главное – способствовать тому, что бы высказались все, включая и авторов рисунков. Автору предлагается высказаться, что называется, для маскировки.

Обсуждение: Поделись впечатлениями, какой человек мог нарисовать данный рисунок? Какими качествами обладает этот человек? Это уверенный в себе человек или наоборот? Когда высказывались по поводу вашего рисунка, какие чувства вы переживали? Все ли высказанное об этом рисунке совпадает с Вашими качествами?

Упражнение «Дополнительное рисование»

Цель: выявить склонность к неуверенности.

Время выполнения:15 минут.

Оборудование, материалы: цветные мелки, карандаши или фломастеры, бумага А4.

Ход упражнения. Рисунок посылается по кругу. Один из участников начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавлять и так по кругу. Рисунок может выполняться цветными мелками, фломастерами, карандашами... Рисунок выполняется на одном альбомном листе т.к. тема является повышение уверенности. С каждым последующим дополнением места будет уменьшаться, что может смутить не уверенного человека, т.к. он будет «нарушать» рисунок другого. При анализе полученного рисунка художественный уровень его выполнения не учитывается. Речь идет, прежде всего, о чувствах испытуемых субъектом при дополнении чужого рисунка, дефицит места где можно нарисовать что-то свое, боязнь испортить уже нарисованное...

Обсуждение: Дополнили ли вы рисунок? Если нет, то почему? Это именно то, что вы хотели бы добавить? Если нет, то почему? Что именно Вы изобразили?

Упражнение «Мусорная корзина»

Цель: освобождение от негативных эмоций.

Время выполнения:15 минут

Оборудование, материалы: листы бумаги (по 2 на каждого участника), ручки, планшеты (на каждого участника), одна мусорная корзина (с мешком для мусора).

Ход упражнения. Ведущий раздает участникам листочки и (если необходимо) ручки, в центр круга ставится мусорная корзина. Ведущий обращается к участникам с просьбой написать на одном листе бумаги те качества, от которых участники хотят избавиться (каждый указывает свои качества). На другом листе участники записывают те качества, которые им хотелось бы иметь. После этого листы с нежелательными качествами сминаются и выбрасываются в мусорную корзину, а листы с желаемыми качествами аккуратно складываются и кладутся в карман (или сумочку). Ведущий опрашивает добровольцев: кто хочет поделиться и рассказать другим участникам содержание своей записки. В конце упражнения корзина убирается в сторону (но на видное место).

Рефлексия. Вопросы ко всему тренингу:

1. Изменилось ли ваше представление о себе?

2. Что нового вы узнали о себе?

3. Какие выводы вы сделали для себя?

Прощание

 

5 день. Обратная связь.

Цель: Углубление процессов самораскрытия, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов. Познание себя при помощи группы.

Вступительное слово. Цель любого тренинга - изменение. Целью нашего тренинга будут изменения вашей самооценки. Это и будет главной задачей сегодняшнего занятия.

Приветствие

Упражнение «Егорки»

Цель: приведение организма к достаточно высокой степени мобилизации; нормализация эмоционального уровня группы.

Время выполнения: 3 минуты.

Оборудование, материалы: не требуются.

Ход упражнения. Упражнение выполняется стоя. Все вместе, хором повторяют слова: «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки», затем каждый участник делает большой вдох и самостоятельно, на выдохе, вслух считает: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…» и т.д. У кого больше «Егорок», тот победитель.

Упражнение «Я люблю, конечно, всех...»

Цель: создать положительную атмосферу; настроить участников на доброжелательное отношение друг к другу.

Время выполнения: 3 минуты.

Оборудование, материалы: не требуются.

Ход упражнения. Участники сидят на стульях по кругу, в центре находится ведущий. Ведущий говорит фразу: «Я люблю, конечно, всех, но ... (называет какой-либо признак, например, тех у кого светлые волосы, тех, кто имеет домашних животных) ... больше всех». Участники игры с указанным признаком должны поменяться местами, а ведущий в это время - успеть занять чей-то стул. После этого, тот, кому не хватило стула, становится ведущим, и игра начинается сначала.

Упражнение «Мне недостает»

Цель: развитие навыков рефлексии, уточнение Я-образа, выработка позитивного самоотношения.

Время выполнения: 20 минут.

Оборудование, материалы: не требуются.

Ход упражнения. Практически у каждого человека имеются недостатки. Относиться к ним можно по-разному: кто-то изо всех сил борется с ними как со своими злейшими врагами, кто-то принимает их как естественную и гармоничную часть самого себя. Если задуматься над самим словом «недостатки», то легко увидеть, что оно означает не «отрицательные стороны», «негативные качества», а что-то такое, чего нам недостает. Иными словами, фразу «я ленивый» можно произнести иначе׃ «мне недостает трудолюбия». Или: «я робкий, застенчивый» легко переформулировать так: «мне не хватает уверенности в себе, решительности». Тогда становится ясно, что именно нужно развивать в себе. Наверное, это продуктивнее, чем бороться с негативными качествами, верно? Итак, предлагаю всем подумать минуту и выбрать то качество, которое, как вам кажется, развито у вас недостаточно. Произносить вслух это качество совсем необязательно — просто кивните, когда определитесь с ним. А теперь я прошу вас вспомнить какого-нибудь сказочного героя, который обладает этим качеством в полной мере, может быть, даже с избытком. Совсем необязательно, чтобы это был положительный персонаж. Важно только, чтобы то, чего вам недостает, он имел в остатке и наверняка. Итак, все ли выбрали для себя героя? Нет? Кому не удалось? Те, кто пока не сумел этого сделать, желаете ли вы получить помощь от группы? После того как все сделали выбор, по просьбе ведущего каждый по кругу называет своего персонажа. Разумеется, качество, на основании которого именно этому герою было отдано предпочтение, не объявляется. Ведущий может повторить названных героев: — Таким образом, у нас Лена — Золушка, Андрей — Карлсон, Таня — Снежная Королева, Марина — еще одна Золушка... (совпадение выбранных героев не возбраняется). А теперь давайте разделимся на несколько команд (в каждой команде должно быть четыре-пять человек.). Каждая команда — это театральная труппа, которая через двадцать минут покажет нам небольшой спектакль. Роли, которые вам предстоит играть, уже заданы. И ничего страшного, если в одной команде оказались две Золушки или три Кота Матроскина. Это еще интересней. Ваша основная задача — создать спектакль, в котором ваш герой как можно ярче и четче проявит то самое качество, за которое и был выбран вами. Тема спектакля... Ведущий определяет тему в зависимости от конкретной ситуации: «Новый год», «День знаний», «День рождения» или просто «Любовь». Возможно и соединение нескольких тем. Команды уходят на 20 минут готовить спектакли. Когда отведенное время заканчивается, команды в порядке, определенном жеребьевкой, демонстрируют созданные спектакли. Обсуждение проводится только после того, как показаны все спектакли. Ведущий организует обсуждение следующим образом: сначала задаются вопросы «актерам» первой труппы, а потом остальные участники высказывают свое мнение об увиденном. Затем переходят ко второй труппе и так далее.

Обсуждение: Как проходил процесс создания спектакля? Сложно ли было найти идею, объединяющую таких разных героев? Удалось ли каждому актеру сыграть не просто выбранного персонажа, но и продемонстрировать нужное качество? Какие чувства вы испытывали, играя героя, так не похожего на вас? Понравилось ли вам быть обладателем качества, которого, как вам кажется, вам недостает?

Прощание

 

6 день. Рефлексия.

Цель: Углубление процессов самораскрытия, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов. Познание себя при помощи группы.

Приветствие.

Упражнение «Ищу друга»

Цель: формирование навыков самовыражения (резюмирование).

Время выполнения: 20 минут.

Оборудование, материалы: листы бумаги, ручки на каждого участника.

Ход упражнения. Каждый участник группы напишет на чистом листе объявление о поиске друга. Ограничений по описанию нет, единственное условие – не подписываться. На это вам отводится 10 минут. Написанные объявления мы расклеим по комнате (залу). Объявления расклеены. Теперь предлагаю всем погулять, почитать и выбрать максимум 3 объявления, на которые каждый из вас хотел бы откликнуться. На этих объявлениях нужно поставить галочку или крестик. Ведущий собирает объявления и проводится анализ.

Обсуждение: Что вы чувствуете после выполнения этого упражнения? Чем вы руководствовались, когда выбирали объявление, на которое откликнулись? Сколько времени вам понадобилось? Сколько объявлений вы выбрали?

Упражнение «Мое гордое Имя».

Цели: Поддержка самооценки. Поднятие настроения участников и групповой энергетики

Время выполнения: 5 минут.

Оборудование, материалы: не требуются.

Ход упражнения. Группа получает следующую инструкцию: «Сейчас я хочу попросить вас встать. Все по очереди должны будут громко назвать свое имя. Группа поддерживает выступающего аплодисментами».

Упражнение «Никто не знает»

Цель: Активизация процесса самопознания.

Время выполнения: 5минут.

Оборудование, материалы: мяч.

Ход упражнения. Участники стоят в кругу. У психолога в руках мяч. Необходимо следить, чтобы каждый принял участие. Сейчас мы будем передавать друг другу этот мяч за спиной и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу «Никто из вас не знает, что я (или у меня) ...»

Рефлексия. Вопросы ко всему тренингу:

1. Изменилось ли ваше представление о себе?

2. Какой опыт вы получили для себя на данном тренинге сегодня?

3. Что нового вы узнали о себе?

4. Какие выводы вы сделали для себя?

Прощание

 

7день. Подведение итогов.

Приветствие

Упражнение «Я рад тебя видеть…»

Цель: определение положительных сторон участников.

Время выполнения: 15 минут.

Оборудование, материалы: не требуются.

Ход упражнения. Каждый из участников обращается к своему соседу со словами: «Я рад тебя видеть, потому что…». Продолжить это высказывание нужно не внешними описаниями человека, а личностными качествами участников.

Обсуждение: Легко ли вам было выполнять упражнение? Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед? Что вы испытывали, когда вам нужно было обратиться к другому человеку со словами «Я рад тебя видеть…»? Легко ли вам было определить, почему вы рады видеть своего соседа? Часто ли вам в жизни приходится говорить людям комплименты?

Упражнение «Буги-вуги»

Цель: регуляция психофизического состояния.

Время выполнения: 5 минут.

Оборудование, материалы: не требуются.

Ход упражнения. Все участники идут по кругу и напевают: «Мы танцуем буги-вуги, поворачиваясь в круге, (на этих словах участники, не останавливаясь, поворачиваются вокруг своей оси) и в ладоши хлопаем вот так» (играющие хлопают в ладоши 2 раза). Далее песня сопровождается соответствующими движениями: «Руку правую вперед, а потом ее назад, а потом опять впереди немного потрясем». Танец повторяется: «Мы танцуем бугивуги...». Продолжая танец-игру, начальные слова заменяют на: «руку левую», «ногу...», «ухо» и т. д. (на сколько хватит фантазии и сил).

Упражнение «Его сильная сторона»

Цель: выработка умения говорить и выслушивать комплименты, получение обратной связи.

Время выполнения: 20 минут

Оборудование, материалы: мяч.

Ход упражнения. Начнем сегодняшний день с игры. Бросая по очереди друг другу этот мяч, будем говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросает мяч. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у каждого.

Обсуждение: Легко ли вам было выполнять упражнение? Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед? Что вы испытывали, когда вам нужно было обратиться к другому человеку со словами «Я рад тебя видеть…»? Легко ли вам было определить, почему вы рады видеть своего соседа? Часто ли вам в жизни приходится говорить людям комплименты?

Упражнение «Утро вечера мудренее»

Цель: получение обратной связи.

Время выполнения: 15 мин.

Оборудование, материалы: не требуются.

Ход упражнения. «Утро вечера мудренее» - говорит народная мудрость. Сядьте на стульях удобно, чтобы не захотелось сменить позу. Медленно прикройте глаза, зажмурьте их, закройте закрытые глаза руками, не давите на глаза, постарайтесь ни о чем не думать. Теперь, не убирая рук, медленно откройте глаза, раздвиньте пальцы рук, опустите руки, поморгайте.

Обсуждение: Поделитесь своими эмоциями. Что вам понравилось в тренинге, а что нет? Почему? Сравните и проанализируйте свои ощущения и чувства до тренинга и после. Что поменялось? Что вы получили для себя во время прохождения тренинга, что узнали нового о себе? Произошли ли в вас какие-либо изменения?

Прощание

 

8день. Обратная связь.

Приветствие

Упражнение «Я рад тебя видеть…»

Цель: определение положительных сторон участников.

Время выполнения: 15 минут.

Оборудование, материалы: не требуются.

Ход упражнения. Каждый из участников обращается к своему соседу со словами: «Я рад тебя видеть, потому что…». Продолжить это высказывание нужно не внешними описаниями человека, а личностными качествами участников.

Обсуждение: Легко ли вам было выполнять упражнение? Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед? Что вы испытывали, когда вам нужно было обратиться к другому человеку со словами «Я рад тебя видеть…»? Легко ли вам было определить, почему вы рады видеть своего соседа? Часто ли вам в жизни приходится говорить людям комплименты?

Упражнение «Я - великий мастер»

Цель: Развитие навыков самопрезентации, получение обратной связи.

Время выполнения: 20 минут Каждый участник по желанию выходит в центр круга и объявляет о своих умениях: «Я — великий мастер делать ...» Можно заявлять о любых своих способностях: готовить какое-то блюдо, играть на гитаре, рисовать. Задача выступающего — убедить остальных в том, что он делает что-то лучше других. Ведущий может спросить: «Может, кто-то умеет это делать лучше?» Если таких участников не находится, и группа соглашается с утверждением, то выступающий признается «Великим мастером» и награждается овациями. В группе могут оказаться участники, самооценка которых оказалась существенно занижена, и они не могут найти в себе ничего положительного. Им необходимо помочь, так как на середину круга должен выйти каждый. Это требование является обязательным для выполнения упражнения.

Обсуждение: Трудно ли было хвалить себя и почему? В каких ситуациях нужно говорить о своих достоинствах?

Упражнение «Пожелания»

Цель: закрепление приобретенного опыта, стабилизация внутригрупповых отношений.

Время выполнения: 10 минут.

Оборудование, материалы: лист бумаги, булавка и карандаш для каждого участника.

Ход упражнения. Ведущий объявляет группе об окончании цикла занятий, благодарит участников за активность, доверительность, искренность. Он призывает участников выразить друг другу благодарность за помощь и поддержку в решении индивидуальных жизненных проблем. Предлагается составить друг для друга биографические пожелания. Ведущий моделирует ситуацию: «Давайте представим, что вы видите друг друга в последний раз. Перед каждым из вас расстилается долгий жизненный путь. Какие пожелания и напутствия на долгие годы жизни Вы оставите друг другу?». Каждый член группы должен приколоть себе на спину лист бумаги, на котором остальные оставят свои биографические пожелания. Участники перемещаются по залу в свободном режиме, встречаются, обмениваются благодарностями и биографическими пожеланиями. Список биографических пожеланий можно прочесть только дома.

Вопросы ко всему тренингу. Поделитесь своими эмоциями. Изменилось ли ваше представление о себе? Какой опыт вы получили для себя на данном тренинге сегодня? Что нового вы узнали о себе? Что вам понравилось в тренинге, а что нет? Почему? Какие выводы вы сделали для себя? Сравните и проанализируйте свои ощущения и чувства до тренинга и после. Что поменялось? Что вы получили для себя во время прохождения тренинга, что узнали нового о себе? Произошли ли в вас какие-либо изменения?

Прощание


 

Заключение

Данная тренинговая программа может стать ключом к формированию положительного самоотношения в юношеском возрасте, затронув при этом такие аспекты, как знание, представление о себе; способность адекватно оценить себя на основе внутренней системы ценностей, взглядов; уверенность в себе, ощущение ценности, значимости собственной личности; стремление к самопознанию и саморазвитию. Благодаря специально подобранным упражнениям в соответствии с возрастным периодом предложенная программа может являться эффективной при ее реализации.

Сложность реализации может заключаться в наборе участников, т.к. это осуществляется на добровольной основе, и, возможно, не каждый юноша сможет признаться себе в наличии данной проблемы.

В дальнейшем возможно некоторое добавление или изменение упражнений для данной возрастной категории для более полого раскрытия и осуществления поставленных целей и задач.

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Программа тренинга. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2019