ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Шулика А.Е.
Шулика Анастасия Евгеньевна – студент, кафедра педагогики и психологии начального образования, факультет начальных классов, КГПУ им. В. П. Астафьева
Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к пониманию термина «уверенность», проанализированы основные причины неуверенного поведения. Выделены факторы, играющие роль в формировании уверенности.
Ключевые слова: уверенность в себе, неуверенность в себе, социальный страх, социальная среда
В условиях постоянной борьбы и конкуренции за право быть увиденным, услышанным, проявить свои способности, занять выгодное положение в обществе, все больше актуализируется проблема уверенности в себе. Уверенность выступает как важный фактор самореализации человека и представляет собой одно из наиболее значимых основных свойств личности, которое формируется в детстве.
Феномен «уверенность в себе» появился в конце 19 века. Он рассматривался в работах зарубежных и отечественных авторов в рамках различных подходов. С точки зрения этих подходов уверенность в себе анализируется как: возможность человека предъявлять запросы и требования во взаимодействии с социальным окружением (R. Ullrich, R. Ullrich); состояние индивидуума, которое участвует в процессе принятия им решения (И. В. Вайнер, М. Bjorkman, М. Usher); уверенность человека в достижении им успеха (R. Anthony); целостная характеристика человека, компонентами которой являются личностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты (В. Г. Ромек, И. Л. Зиновьева, О. В. Соловьева)[5].
В психологическом словаре Р. С. Немова уверенность это — «психологическое состояние человека, характеризующееся верой в свои силы и возможности»[6]. С точки зрения социальной психологии уверенность в себе истолкована как «переживание человеком своих возможностей, как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам». В психолого-педагогическом словаре термин представлен сразу в нескольких трактовках: «чувство отсутствия сомнений, основанное на опыте и, прежде всего, на знаниях»; «положительное свойство личности, формируемое в процессе профессионального обучения и воспитания»[5].
В зарубежных источниках появление феномена уверенности в себе связано с решением задач психологической коррекции и психотерапии. Одним из первых, занявшимся этой проблемой, был Андре Сальтер, главный врач крупной клиники неврозов в Америке[2].
Сальтер предполагал, что причина неуверенности кроется в доминировании процессов торможения над процессами возбуждения. Это приводит к развитию «тормозной» личности, которая не способна к открытому и самопроизвольному выражению своих потребностей, чувств и желаний. На основе своих исследований Сальтер выделил несколько признаков, характерных для здоровой и уверенной в себе личности:
· откровенное и спонтанное выражение в речи всех испытываемых чувств;
· экспрессивность и конгруэнтность поведения и речи;
· умение противостоять и атаковать;
· необходимость чаще использовать местоимение «Я»;
· отсутствие склонности к самоуничижению и недооценке своих сил и качеств;
· способность к импровизации[2].
Д. Вольпе сделал вывод о том, что причиной неуверенности в себе является социальный страх, проявляющийся у человека в ситуациях взаимодействия с другими людьми. Появившись однажды, социальный страх прочно ассоциируется с определенными социальными ситуациями и затем подкрепляет сам себя. Страх лежит в основе неудач в вызывающих его социальных ситуациях, а неудачи еще сильнее подкрепляют страх. Следовательно, страх и вызванное им поведение запоминается, закрепляется, поддерживается и воспроизводится, распространяясь на похожие социальные ситуации[5].
Джозеф Вольпе подробно описал страх критики, страх быть отвергнутым, страх оказаться в центре внимания, страх показаться неполноценным, страх начальства, страх новых ситуаций, страх предъявлять претензии или не суметь отказать в требовании, страх не суметь сказать "нет".
В той или иной степени эти страхи, конечно, присутствуют в психике любого человека. Проблема неуверенных в том, что у них социальный страх становится доминирующим чувством, блокирующим их социальную активность.
С точки зрения когнитивного компонента, М. Селигман в своей теории беспомощности свел неуверенность к пессимизму и беспомощности в плоскости поведения[3]. А. А. Бандура пришел к выводу, что причиной неуверенности может быть отсутствие веры в эффективность собственных действий[1].
Таким образом, к началу 70-х годов 20-го века сложилось представление об уверенности как о комплексной характеристике человека, которая включает в себя определенные эмоциональные, поведенческие и когнитивные компоненты.
На начальном этапе социализации в формировании уверенности играют свою роль множество факторов, но в первую очередь - разнообразие возможностей приобретения (копирования, обучения) новым социальным навыкам и разнообразие адекватной и непосредственной реакции на эти навыки социального окружения.
В другом случае имеет место "негативный" вариант - формирование неуверенности. Социальная среда, в которой рождается будущий неуверенный в себе человек:
- Крайне бедна впечатлениями и однообразна;
- Репертуар навыков, которые доступны наблюдению и копированию, очень ограничен;
- Социальная среда, реакции родителей или воспитателей также однообразны и преимущественно негативны;
- Достижения и успехи в овладении этой средой не очевидны, отрицаются или подвергаются критике;
- Негативная обратная связь (или полное отсутствие обратной связи) постоянно вызывает переживание неуспеха;
- Негативные самооценки и ожидания неуспеха становятся привычными способами внутреннего диалога и приводят к отказу от собственной инициативы в овладении новыми сторонами реальности, пассивности и несмелости в осуществлении своих намерений[4].
Формирование уверенности должно включать 4 компонента: личностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Развитие личностного компонента уверенности представляет собой работу над повышением уровня самооценки и самоуважения человека, развитием навыков эффективного самопознания, позволяющих осознать свои недостатки и достоинства, свои сильные и слабые стороны характера, формированием положительных установок по отношению к себе и к окружающим.
Также важным является развитие когнитивного компонента. Сюда входит усиление чувства своей эффективности, укрепление веры в свои возможности и в себя, способность ставить перед собой разумные цели и добиваться их достижения.
В работе над эмоциональным компонентом внимание уделяется формированию умения справляться со своими страхами и тревогой, возможности пересилить свое негативное эмоциональное состояние.
Развитие поведенческого компонента уверенности в себе представляет умение определять себя как уверенного человека и формирование коммуникативной компетентности личности[7].
Таким образом, уверенность в себе представляет свойство личности, при котором индивид способен предъявлять требования к социальному окружению и добиваться их выполнения. Выделяют четыре компонента уверенности в себе: личностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Уверенность в себе способствует успешной социализации и самоактуализации личности.
Библиографический список
1. Bandura A. (1977) Social Learning Theory. Prentice Hall. Englewood Cliffs. 1977.
2. Salter A., Conditioned reflex therapy. - New York: Capricorn. 1949
3. Seligman M.E.P. (1975) Helplessness, on depression, development and death. San Francisco: Freeman, 1975
4. Будич И.Ю. Исследование уверенности в себе // Социальная работа в Сибири: сборник науч. тр. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.
5. Дудина М.Н. Уверенность в себе как психолого-педагогическая проблема // Педагогический журнал. 2016. Том 6. № 6А. С. 94-104.
6. Немов Р.С. Психологический словарь. М.: Владос, 2007. 560 с.
7. Ромек В.Г., Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности// Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.А. Лабунской. - М.: Гардарики, 1999, с.207-226.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.