Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"
Оценка 5

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
Взрослым
03.12.2019
Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"
Профессия педагога характеризуется высоким уровнем эмоциональной напряженности, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью не только за результаты труда, но и за жизнь и здоровье обучающихся. В связи с тем, что часто меняются образовательные стандарты, появляется много новых технологий, методов и методик обучения. Вместе с тем, растет и число обязанностей современного учителя, приходится постоянно овладевать различными новшествами. Растет объем нагрузок, помимо традиционной работы учителя, необходимо вести работу в интернете, заполнять электронные дневники, осваивать последние программные обеспечения. Бесконечные курсы повышения квалификации. На фоне всех этих обстоятельств, нарушается система коммуникаций и снижается уровень эффективности взаимодействия педагогов в педагогическом коллективе.
Тренинг Оптимизация работы педагогического коллектива.docx

 Тренинг

Тема: «Оптимизация работы педагогического коллектива»

Автор: Цемина А.В.

        Профессия педагога характеризуется высоким уровнем эмоциональной напряженности, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью не только за результаты труда, но и за жизнь и здоровье обучающихся. 

В связи с тем, что часто меняются образовательные стандарты, появляется много новых технологий, методов и методик обучения. Вместе  с тем, растет и число обязанностей современного учителя, приходится постоянно овладевать различными новшествами. Растет объем нагрузок, помимо традиционной работы учителя, необходимо вести работу в интернете, заполнять электронные дневники, осваивать последние программные обеспечения. Бесконечные курсы повышения квалификации.

На фоне всех этих обстоятельств, нарушается система коммуникаций и снижается уровень эффективности взаимодействия педагогов в педагогическом  коллективе.

 

Цель: сплочение педагогического коллектива, путем формирования доброжелательной атмосферы в коллективе; развития навыков самоконтроля и саморегуляции; а также развития навыков сотрудничества и сплочения коллектива.

 

 


План

 

Блок

Цель

Количество

занятий

Цель

занятия

Задачи

занятия

Психотехники

 

Блок 1

Ориентировочный

Знакомство, сплочение коллектива

 

Занятие 1.

1. Знакомство.

2.Введение правил тренинга.

3.Сплочение коллектива.

Знакомство , раскрепощение, сплочение.

Приветствие- знакомство «Самый-самый мой плакат»; «Совместное рисование»; «Введение правил (беседа)»;

«А вы обо мне не знали…»

«рефлексия»; «Счастья- удачи».

 

Занятие 2.

1.Создание доверительной атмосферы.

2.Сплочение коллектива.

3.Раскрепощение участников.

Снятие напряжения, формирование доверительных отношений, сплочение.

«Невербальное приветствие» (введение ритуала);  «Разминка»; «Прикосновение»; «Переходы»; «Гусеница»; «рефлексия»; «Прощание»

 

Блок 2

Основной

Выработка навыков сотрудничества, развитие самоконтроля и саморегуляции, поработать на сплочение коллектива

 

Занятие 1.

1.Выработка навыков сотрудничества

2.Повышение уровня сплоченности коллектива

 

Обучение навыкам взаимодействия, умению работать в парах и в группе

 

«Ритуал-приветствие»; «Разминка»; «Узел»; «Упражнение на развитие коммуникации»; «Карандаши»; «Рефлексия (ассоциации)»; «прощание»

 

Занятие 2.

1.Выработка навыков сотрудничества

2.Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции

Развитие умения договариваться; дать возможность увидеть себя со стороны

«Ритуал – приветствие»; «Что нового?»; «Не смеяться»; «Общее дело»; «Рефлексия»; «Прощание»

 

Занятие 3.

1.Повышение уровня сплоченности коллектива

Развитие навыков сотрудничества; чувства единства

«Ритуал- приветствие»; «Разговор руками»; «Я собираюсь в путешествие»; «Интеллектуальный футбол»; «Рефлексия»; «Прощание"

 

Занятие 4.

1.Развитие навыков взаимодействия

2.Снятие психологического напряжения в коллективе

 

Развитие навыков сотрудничества; Развитие чувства единства

«Ритуал – приветствие»; «Меняются местами те..»;  «Ассоциации»; «Пять островов»; «Рефлексия»; «Прощание»             

 

Занятие 5.

1.Снижение уровня психологического напряжения.

Снятие психологического напряжения

«Ритуал – приветствие»; «Девочка, дракон и самурай»; «недотроги»; «электрический ток»; «Рефлексия»; «Прощание»

 

Занятие 6.

1.Выработка умений добиваться своих целей без агрессии

Показать способы взаимодействия без применения агрессии.

«Ритуал -  приветствие»; «Кошка и мышка»; «Снятие внутренних ограничений»

; «Любовь и злость»; рефлексия; «Прощание».

 

 

Блок 3

Закрепляющий

Подведение итогов.

Занятие 1.

1.Закрепление знаний, полученных на тренинге, получение опыта применения приобретенных навыков в естественных условиях.

 

Применение полученных знаний.

«Приветствие – ритуал»; «Разминка»; «Мы похожи»;   «Собери ПК»; «Противоположные движения»; «Рефлексия»; «Прощание»

 

Занятие 2.

1.Завершение работы группы.

Завершение работы тренинга

«Ритуал – приветствие»;  «Разминка»; «Ритуал – шутка»; «Рефлексия- прощание» (подведение итогов тренинга)

 

 

 

 

Программа состоит из 10 занятий.

Каждое занятие длится 40-50 минут, состав группы: 6-8 человек.

 

 


 

Ориентировочный этап

Цель: Знакомство, сплочение коллектива

Занятие 1.

Приветствие - знакомство:

«Самый самый мой плакат»

Цель: Приветствие, знакомство.

Время выполнения: 10-15 минут

Оборудование и материалы: ватман, фломастеры, карандаши, двусторонний скотч (для крепления плакатов на стену).

Ход упражнения:                                                                                                                    Участники в течении 3 минут готовят плакат.

Пишут свое имя; рисуют: чем я люблю заниматься, так я выгляжу, когда я счастлив (автопортрет), мое рабочее место.

По истечению трех минут участники по очереди презентуют свои плакаты,  презентацию начинают с фразы « Здравствуйте! Меня зовут…. И я..», во  время представления плакат рассматривают другие участники, затем их вывешивают  на стену (в одно место).

Разминка

«Совместное рисование»

Цель: повышает настроение, вызывает массу положительных эмоций.
Время выполнения: 10 - 15 минут

Оборудование, материалы: листы бумаги, карандаш.

Ходупражнения:
 Возьмите каждый по листку бумаги и нарисуйте сверху голову — человека, животного, птицы. Загните лист так, чтобы нарисованного не было видно только кончик шеи. И передайте рисунок соседу. У каждого участника игры оказался новый лист с изображением, которого он не видел. Все рисуют верхнюю часть туловища, снова «прячут» рисунок и передают соседу, чтоб на новом полученном листке дорисовать конечности. А теперь разверните все рисунки и посмотрите, какие на них изображены существа.

Введение правил тренинга:

 У ведущего на листочке примерный список правил, для обсуждения. Участники слушают, обсуждают и принимают или не принимают предложенные правила, можно коллективно сформулировать дополнительно правила. Принятые правила фиксируются на листе ватмана, затем правила закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются ведущим вначале занятия.

Список правил:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего

3. Я - высказывание

4. Безоценочность суждений

5. Активность

6. Правило «стоп»

Далее ведущий торжественно обещает следовать всем этим правилам и предлагает детям сделать тоже самое.

Игра-раскрепощение    

«А вы обо мне не знали…»

Цель: еще лучше познакомить участников тренинга, раскрепостить их, снять эмоциональное напряжение.

Время выполнения: 10 минут

Оборудование, материалы: мяч.

Ход упражнения:  Одному из участников дается мяч. Он начнет игру со слов: «А вы обо мне не знали, что…» и рассказывает  какой-нибудь факт о себе. Далее он бросает мяч тому человеку, который ему интересен, обратится к нему по имени и задаст интересующий его вопрос. Игрок, которому задали вопрос, должен ответить на него и сообщить какой-нибудь факт о себе. Затем он должен кинуть мяч другому игроку

 Рефлексия:                                                                                                                             Вспомните весь тренинг, подумайте и скажите, что больше всего понравилось, или не понравилось? Объясните почему? Как вы думаете, на что направлены упражнения, игры? Что сейчас чувствуете, какие эмоции преобладают?                                                                                                              Прощание:                                                                                                                               «Счастья удачи»

Цель: прощание  (завершение тренинга)

Оборудование и материалы: не требуются                                                                                    Ход упражнения:                                                                                                                      Психолог предлагает всем встать в круг на ритуал завершения занятия. Каждый из участников желает одним словом всем участникам чего-то хорошего по подобию игры «Комплименты». После того, как последний участник выскажется, все громко произносят : «Мы желаем вам друзья!». Психолог желает всем удачи и хорошего настроения.

 

Занятие 2                                                                                                                             Приветствие- ритуал                                                                                                                             Цель: приветствие, формирование чувства единства (участники вводят ритуал приветствия, который будет применятся на каждом занятии)                                                Время выполнения: 10-15 минут                                                                                      Оборудование и материалы: не требуются                                                                                  Ход упражнения:                                                                                                                        Ведущий - я хотела бы, чтобы вы сейчас придумали смешное приветствие, которое мы будем использовать в ближайшее время. Это рукопожатие должно стать своего рода отличием нашей группы. Сначала выберите себе партнера. Вам предоставляется три минуты, чтобы изобрести, как можно более необычный способ рукопожатия. Это приветствие должно быть достаточно простым, чтобы все легко могли его запомнить, но при этом достаточно смешным, чтобы нам было весело пожимать друг другу руки именно таким способом. Теперь пусть каждая пара покажет придуманное ей приветствие. Нам необходимо выбрать то рукопожатие, которое мы будем с вами использовать на последующих встречах.                                                                                                          Разминка:                                                                                                                                       Цель: Разминка, развитие творческого мышления, креативности.

Время выполнения: 10-15 минут

Оборудование и материалы: не требуются

Ход упражнения:                                                                                                                                                                                   Участники должны по кругу передавать какой–либо предмет, например маркер или мячик. Но способ передачи каждый раз, для каждого участника должен быть новым. Если предмет падает, то игра начинается заново.                                                                       Упражнение                                                                                                             «Прикосновения»                                                                                                                           Цель: Создание дружеской, доверительной атмосферы.                                                                     Время выполнения: 10 минут                                                                                            Оборудование и материалы: не требуются                                                                                   Ход упражнения:                                                                                                                          Каждый участник по кругу прикасается к своему соседу справа и говорит ему комплимент.                                                                                                                            Упражнение  «Переходы»                                                                                                                 Цель: Более близкое знакомство участников (сплочение)

Время выполнения: 10-15 минут                                                                                       Оборудование и материалы: не требуются                                                                                     Ход упражнения:                                                                                                                      Руководитель предлагает поменяться местами тем: у кого есть домашнее животное; кто боится стоматолога; кто любит читать; кто не любит по утрам делать зарядку; кто отдыхал на море и т.д.

Упражнение «Гусеница»

Цель: формировать доверительное и уважительное отношение; способствовать сплоченности.

Время выполнения: 10 минут.

Оборудование, материалы: воздушные шары.

Ход упражнения:

Участникам необходимо выстроиться в колонну, между каждым участником необходимо поставить воздушный шар. Без помощи рук участники должны пронести шарики назначенное расстояние и не уронить шарик.

Рефлексия:                                                                                                                            Тренер просит участников по очереди высказаться по поводу проведенного тренинга, плюсы, минусы, что больше всего понравилось.

Прощание:

Цель: Прощание участников, сплочение

Время выполнения: 10-15 минут

Оборудование и материалы: не требуется

Ход упражнения:                                                                                                                                     Группа становится в круг, все берут друг друга за руки.

Ведущий идет в центр круга по его внутренней стороне, ведя за собой всю группу, пока не образуется плотная свернутая спираль, в центре которой находится ведущий.

Ведущий предлагает сделать вместе несколько глубоких дыханий, которые объединяют «Тело группы» в единое целое.

После этого участники группы отпускают руки и расходятся.

Ведущий может сопровождать этот ритуал какой-то настройкой в зависимости от контекста тренинга и групповых ожиданий, целей.

 


 

Основной этап

Цель: Выработка навыков сотрудничества, развитие навыков самоконтроля и саморегуляции, снижение эмоционального напряжения, сплочение коллектива.

 

Занятие 1

Приветствие- ритуал                                                                                                                             Цель: приветствие, формирование чувства единства (ритуал, введенный на втором занятии)                                                                                                                                          Время выполнения: 5-10  минут                                                                                       Оборудование и материалы: не требуются                                                                                    Ход упражнения: Участники знакомятся способом, выбранном на занятии 2.

Разминка:

Цель: Создать атмосферу сотрудничества.

Время выполнения: 15 – 20 минут.

Оборудование, материалы: не требуются (1 вариант), карточки (2вариант).

Ход упражнения:

Вариант 1. Все участники стоят в одном большом кругу и держатся за руки. Тренер говорит, что сейчас он запустит волну, а участники должны будут передать ее по кругу. «Волны» могут быть разными. Ведущий или просто поднимает руку с рукой своего соседа, или пожимает ее, или делает какое-то другое движение, например, сплетает пальцы своей руки и руки соседа в замок. Задача каждого участника— максимально точно и быстро передать полученное движение дальше. Когда у игроков получается выполнять движения без ошибок, тренер запускает еще одну волну в ту же или в противоположную сторону.

Вариант 2. Это упражнение можно организовать и как командное соревнование. Участники делятся на две группы, каждая команда выстраивается в ряд и берется за руки. Все должны быть расположены так, чтобы ведущий мог взять за руку первого участника каждой команды.

Участники, находящиеся в противоположном от ведущего конце, по его команде передают своему соседу определенное движение, тот передает его своему соседу и так дальше. Команда, в которой движение дошло до ведущего быстрее, получает очко за скорость. Также команды получают очки, если их движение во время пути не изменилось и дошло до ведущего таким же, каким было в начале. Перед тем как начать игру, ведущий должен раздать первым игрокам карточки, на которых написано, какие движения нужно передавать. Движения могут быть любыми, например: однократное сильное рукопожатие, двойное слабое пожатие руки и т. п.

Упражнение «Узел»   

Цель: сплочение коллектива  

Время выполнения: 10 минут        

Оборудование и материалы: веревка

Ход упражнения:

Каждый из группы держится за веревку. Задача – завязать веревку в узел. Отпускать руки нельзя, можно только перемещать вдоль веревки (если кто-то отпускает руки, упражнение начинается сначала).                                                                                                             Упражнение на развитие коммуникации:                                                                               Цель: развитие коммуникации в группе                                                                                    Время выполнения: 10 минут                                                                                            Оборудование и материалы: не требуются                                                                                     Ход упражнения:                                                                                                                   Участники рассаживаются в круг. Ведущий подходит к одному из участников и передает воображаемый предмет в руки участнику (жестом) и сообщает направление передачи (по часовой стрелке или против). Каждый участник должен передать предмет следующему игроку. По сигналу ведущего «Стоп. У кого сейчас предмет?» участник должен поднять руку. В качестве предмета нельзя использовать физический предмет, только воображаемая передача.                                                                                                                               Упражнение «карандаши»                                                                                                               Цель: обучение навыкам взаимодействия, умению работать в парах и в группе.                                                                                                                     Время выполнения: 7 минут.                                                                                                Оборудование, материалы: ручки.                                                                                                    Ход упражнения:
Суть упражнения состоит в удержании закрытых колпачками карандаша или ручки, зажатых между пальцами стоящих рядом участников.                                                                Сначала выполняется подготовительное задание: разбиться на пары. Партнеры в паре располагаются друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки и пытаются удержать карандаш, прижав его концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаш, двигать руками вверх-вниз, взад-вперед.                                              После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями — вытянутые руки), карандаши зажимаются между подушечками указательного и среднего пальца.                                                                        Во время выполнения рекомендуется включить спокойную музыку                           Рефлексия:                                                                                                                                   Участники по кругу одним словом характеризуют то, что дал им тренинг (занятие).

 Прощание:                                                                                                                                          Цель: Прощание, завершение работы                                                                                          Время выполнения: 5-10 минут                                                                                        Оборудование и  материалы: не требуется                                                                                    Ход упражнения:                                                                                                        Участникам предлагается попрощаться друг с другом со следующими фразами: « А теперь я хочу сказать…». 

 

 Занятие 2.                                                                                                                

Приветсвие ритуал

Цель: приветствие, формирование чувства единства (ритуал, введенный на втором занятии)                                                                                                                                        Время выполнения: 5-10  минут                                                                                       Оборудование и материалы: не требуются                                                                                   Ход упражнения: Участники знакомятся способом, выбранном на занятии 2.                Разминка: «Что нового?»                                                                                                                       Цель: Оно помогает настроиться на работу, вспомнить, что происходило в группе вчера, а также учит участников быть более внимательными друг к другу.

Время выполнения: 15 – 20 минут.

Оборудование, материалы: мяч.

Ход упражнения:

Участники сидят на стульях в кругу. Ведущий просит всех в течение трех минут внимательно посмотреть друг на друга, обращая внимание на то, как выглядит сегодня тот или иной человек, в каком он настроении, как себя проявляет. Через три минуты участники должны, кидая мяч кому - либо из участников, сказать, что нового по сравнению со вчерашним днем они увидели в этом человеке. Ведущий следит за тем, чтобы мяч побывал у каждого участника.

После выполнения упражнения можно расспросить участников, насколько то, что они слышали, соответствовало их собственным ощущениям, переживаниям и т. д.

Упражнение «Не смеяться»

Цель: Развитие навыков самоконтроля.

Время выполнения: 15-20 минут       

Оборудование и материалы: не требуются

Ход упражнения:                                                                                                                       Участники коллективно совершают какие-либо действия, которые незамедлительно вызывают смех у большей части из них. Например, следующие: - По хлопку ведущего все участники подносят руки к лицу, делают «длинный нос» (см. рис) и хором говорят: «Я Буратино». Это повторяется с интервалами в 2–3 секунды.                                                                                                                                           Все участники движутся по кругу, приседая, опираясь руками на колени, каждый из них по очереди говорит: «Я луноход!»                                                                                   Водящий поочередно задает участникам вопросы любого содержания, а те должны отвечать них словом «колбаска». («Что у тебя надето поверх рубашки? – Колбаска!» и т. п.).                                                                                                                                           Участники сидят в кругу и каждый из них щекочет локоть соседа, находящегося по правую руку от него.                                                                                                          Каждый участник по очереди рассказывает анекдот, произносит какую-либо смешную фразу из фильма и т. п.                                                                                                                Задача – выполнять подобные действия, сохраняя абсолютно серьезное выражение лица, и ни в коем случае не смеяться. Кто улыбнется или засмеется – выбывает из игры до окончания раунда (хотя можно какими угодно способами смешить тех, кто еще играет). Побеждают те участники, которые остаются в игре дольше всех.

«Общее дело»                                                                                                                                        Цель: Развитие навыков сотрудничества в ходе выполнения общего дела.                              Время выполнения: 10-15 минут                                                                                     Оборудование и материалы: не требуются                                                                                                       Ход упражнения:
Все участники тренинга делятся по двое и берутся за руки с партнером. Свободными руками (у одного из пары это левая рука, а у другого – правая) необходимо упаковать подарки: обернуть бумагой, завязать бант. Конкурс на скорость и качество исполнения.
Результат: для победы в игре партнеры должны понимать друг друга с полуслова, жеста, взгляда. Соревновательный дух улучшает отношения и способствует сплочению команды.

Рефлексия:  Тренер задает три вопроса: Что понравилось в тренинге? Что вызвало большие трудности? Какой момент был наиболее ярким, запомнилось из занятия? Участники в свободном порядке отвечают на вопросы.                                                        

 Прощание:                                                                                                                                   Цель: Прощание, завершение тренинга                                                                                       Время выполнения:  10 минут                                                                                            Оборудование и материалы: стул                                                                                                   Ход упражнения:                                                                                                                           Тренер объявляет об окончании занятий и предлагает участникам сесть в круг. Ведущий. Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый по очереди будет ставить перед собой этот стул. Остальные участники группы по желанию и в любом порядке будут подходить, садиться перед вами на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд, помогает вам в общении, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, что называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции.

 

Занятие 3

Приветствие- ритуал                                                                                                                             Цель: приветствие, формирование чувства единства (ритуал, введенный на втором занятии)                                                                                                                                        Время выполнения: 5-10  минут                                                                                       Оборудование и материалы: не требуются                                                                                   Ход упражнения: Участники знакомятся способом, выбранном на занятии 2.       Разминка:  «Разговор руками»

Цель: Установление более доверительных отношений в группе, преодоление барьеров в общении, улучшение атмосферы на тренинге.

Время выполнения: 10 - 15 минут.

Оборудование, материалы: не требуются.

Ход упражнения: Для выполнения задания участникам необходимо образовать два круга внутренний и внешний, и встать лицом друг к другу. Число человек в каждом круге должно быть одинаковым, чтобы все участники образовали пары.                                                                                                                                   Задача участников — пообщаться со своим партнером, используя только руки. Тренер задает тему для «разговора» и через две –три минуты просит круги сместиться относительно друг друга на одного человека. Далее общение продолжается уже в новых парах и на новую тему. Через две - три минуты пары и тема снова меняются. Ведущий может предложить следующие ситуации, в которых происходит общение:

- участники только что встретились и рады видеть друг друга;  - участники ссорятся;

- один выражает другому соболезнование по какому-либо поводу;

- один участник обижен, а второй хочет с ним помириться;  - один пытается поддержать, подбодрить второго.

После выполнения упражнения нужно обязательно обсудить с участниками, какие чувства возникали в процессе игры; на какие темы было легко общаться, на какие, наоборот, сложно; было ли проще самому передавать эмоцию или получать ее от партнера; с кем из участников было легче всего общаться.

«Я собираюсь в путешествие»

Цель: Сплочение группы, позитивный эмоциональный настрой участников.

Время выполнения: 10 – 15 минут

Оборудование, материалы: не требуются.

Ход работы:

Все сидят в кругу. Игра начинается с высказывания: “Я собираюсь в путешествие и беру с собой объятие” и участник обнимает человека справа от себя. Этот человек затем говорит: “Я собираюсь в путешествие и беру с собой объятие и похлопыванье по спине” и затем обнимает человека справа и похлопывает его по спине. И так каждый участник повторяет то, что было сказано и добавляет новое действие к сказанному. Необходимо пройти по кругу, чтобы до всех дошла очередь.

 

Упражнение «Интеллектуальный футбол»

Цель: Упражнение на сплочение хорошо тренирует навыки командной работы.

Время выполнения: 20–25 минут

Оборудование, материалы:

Ход работы:

Сейчас мы с вами поиграем в футбол. Не расстраивайтесь те, кто не умеет играть в него или у кого не подходящая форма одежды. Мы сыграем в интеллектуальный футбол. Для этого, в начале, делимся на две команды — все как в настоящем футболе. Затем выберите защитников, нападающих и вратаря. Каждая команда должна придумать для другой команды по 5–7 вопросов на разные темы: кино, живопись, спорт, политика и т. д. Играем так: команда задает вопрос и кидает мяч нападающим противника. Если они не справились с вопросом — передают мяч защитникам, а затем вратарю. Если ответ и в этом случае не найден — засчитывается гол.

Итоги упражнения:


Как вы себя чувствуете?    О чем это упражнение?       Что вам помогало?

Что мешало?      Какие выводы можно сделать на будущее?

  Рефлексия:

Цель: подведение итогов тренинга, выражение эмоционального отношения участников группы к друг другу и тренеру.

Ход упражнения:

Участники группы по кругу имеют возможность высказать мнение, насколько эффективным им показался тренинг, насколько он оправдал их ожидания, что нового открыл в области мотивации человеческого поведения и в межличностных отношениях, оказал ли влияние на субъективный уровень стресса конкретного участника; можно также обратиться с репликой непосредственно к кому-либо из группы или к ее руководителю.

Прощание:                                                                                                                                            Цель: Попрощаться, завершить занятие

Время выполнения: 5- 10 минут

Оборудование и материалы: не требуется

Ход упражнения: Участникам предлагается придумать невербальное прощание и по кругу продемонстрировать его. Каждый повторяет ритуал предшествующего и пробует свой.

 

Занятие 4.

Приветствие- ритуал                                                                                                                             Цель: приветствие, формирование чувства единства (ритуал, введенный на втором занятии)                                                                                                                                        Время выполнения: 5-10  минут                                                                                       Оборудование и материалы: не требуются                                                                                   Ход упражнения: Участники знакомятся способом, выбранном на занятии 2.      

Разминка:

«Меняются местами те, кто…»

Цель: Снятие скованности и усталости, помогает включиться в работу, настроиться на продолжение тренинга, повысить концентрацию внимания.

Время выполнения: 10 – 15 минут.

Оборудование, материалы: не требуются.

Ход упражнения

Все участники сидят в кругу на стульях. Ведущий убирает свой стул и говорит, что он сейчас назовет одно качество или предмет и те, у кого это качество (предмет) есть, должны будут поменяться местами. Участники должны стараться как можно быстрее занять освободившиеся стулья. Тот, кто не успевает занять место, становится ведущим. Каждый новый кон игры начинается словами «Меняются местами те, кто...».

Сначала имеет смысл вводить в игру простые признаки. Например, ведущий может предложить поменяться тем, у кого светлые волосы, у кого в одежде присутствует красный цвет, кто любит проводить свободное время с друзьями и т. д. В дальнейшем формулировки могут стать более южными, требующими рефлексии участников дающими определенную диагностическую информацию. Например, меняются те, для кого свобода самовыражения важнее продвижения по камерной лестнице; для кого в работе важнее коллектив, а не выполняемые обязанности, для кого заинтересованность ученика в предмете важнее результатов контрольной по этому предмету и др.

 Упражнение «Ассоциации»

Цель: Помогает каждому участнику тренинга прояснить для себя понятие «команда».

Время выполнения: 15 - 20 минут

Оборудование, материалы: ручка и бумага.

Ход работы:

Предлагаю каждому прояснить для себя значение понятия «команда». Упражнение, которое мы сейчас с вами проведем, вроде бы простое, но это не совсем так. Вы в этом убедитесь, когда увидите, какими интересными и неожиданными могут быть взгляды наших коллег на многие вопросы.

1. Возьмите ручки и бумагу.

2. Ваша задача — услышать мой вопрос и записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.

a. Если команда — это постройка, то она…

b. Если команда — это цвет, то она…

c. Если команда — это музыка, то она…

d. Если команда — это геометрическая фигура, то она…

e. Если команда — это название фильма, то она…

f.  Если команда — это настроение, то она…

3. Проведите опрос участников по тем ассоциациям, что вы назвали…

Итоги упражнения:


Что вам понравилось в этом упражнении?

Какие ответы были для вас самыми интересными?

Какие ответы удивили вас?

О чем нам говорит это упражнение?

«Пять островов»

Цель: Сплочение группы.

Время выполнения: 10 – 15 минут

Оборудование, материалы: мел.

Ход работы:

Мелом нарисуйте на полу пять кругов, достаточно больших, чтобы разместить всех участников. Дайте название каждому из островов. Попросите всех выбрать остров, на котором они хотели бы жить. Предупредите участников, что один из островов очень скоро затонет в море, и жители этого острова будут вынуждены быстро переселиться на другие острова. Пусть все разместятся, а потом выкрикните название острова, который тонет. Участники бегут к четырем другим островам. Игра продолжается до тех пор, пока все не соберутся на одном острове.

Рефлексия:  Тренер задает три вопроса: Что понравилось в тренинге? Что вызвало большие трудности? Какой момент был наиболее ярким, запомнилось из занятия? Участники в свободном порядке отвечают на вопросы.                                                        

 Прощание:               

Цель: Завершение тренинга, повышение настроения

Время выполнения: 5-10 минут

Оборудование и материалы: не требуются

Ход упражнения:

Тренер предлагает участникам по очереди придумать свое слово для прощания, на своем собственном языке и пройдет по кругу, сказав его всем участникам, все повторяют сказанное ходящим человеком (прощаются в ответ).

 

Занятие 5

Приветствие- ритуал                                                                                                                             Цель: приветствие, формирование чувства единства (ритуал, введенный на втором занятии)                                                                                                                                        Время выполнения: 5-10  минут                                                                                       Оборудование и материалы: не требуются                                                                                   Ход упражнения: Участники знакомятся способом, выбранном на занятии 2.      

Разминка:

 «Девочка, дракон и самурай»

Цель: Разогревает группу, поднимает ее сплоченность.

Время выполнения: 15 – 20 минут.

Оборудование, материалы: не требуются.

Ход упражнения:

Перед началом игры тренер делит всех участников на две команды и объясняет, что в игре будут участвовать три персонажа: девочка, дракон и самурай.

Чтобы изобразить девочку, все участники команды должны застенчиво переминаться с ноги на ноги, делая вид, что они держатся за края платьица, и издавать звуки «Ля-ля-ля».

Чтобы изобразить дракона, нужно поднять вверх руки, растопырить в стороны пальцы и произнести угрожающий звук «Р-р-р-р».

Для изображения самурая потребуется встать в боевую стойку: правую ногу выставить вперед, правую руку держать над головой так, как будто в ней сабля. Еще при этом нужно произносить характерный звук «А-а-а-а-а».

Игра проходит следующим образом. Каждой команде дается 30 секунд: они должны все вместе выбрать одного персонажа, которого они будут изображать. Далее по сигналу ведущего команды должны одновременно выполнить действия, соответствующие их герою. Если команды выбрали одного и того же персонажа, то в этом раунде ничья. Если разных, то победное очко присуждается исходя из правила: дракон съедает девочку(то         есть очко получает команда, изображавшая дракона); самурай убивает дракона (выигрывает        команда, изобразившая самурая); девочка соблазняет самурая(соответственно выигрывает команда, выбравшая девочку).

Обычно игра продолжается до трех победных очков. После игры можно обсудить, была ли у команд какая-то стратегия, на основании чего они приходили к выбору того или иного персонажа, легко ли было договориться в команде.

 Ритуалы-шутки:

 «Недотроги»

Цель: Эмоциональная разрядка и ослабление напряженности, сплочение.

Время выполнения: 15 – 20 минут.

Оборудование, материалы: карточки на клейкой основе, разных цветовых оттенков и размеров с клейкой полоской на обороте. Количество цветов должно соответствовать численности группы.

Ход упражнения:

Первый способ игры – с фиксированным временем. За три или пять минут, отводимых на игру, необходимо прилепить возможно большее количество своих карточек на других играющих. Этот способ игры допускает приклеивать несколько карточек на одного человека, на любые доступные части тела. Одновременно нужно стремиться не допустить приклеивания чужих карточек на себя. Победителем является игрок, добившийся наибольшей разницы между количеством карточек, приклеенных им на других, и приклеенными другими на него.

Первый способ игры предполагает возможность использования каждым участником неограниченного количества карточек (сколько успеет расклеить за отведенное время).

Второй способ игры отличается от первого только тем, что фиксируется не время, отводимое на игру, а количество карточек в наборе, предусмотренном на одного играющего.

 «Электрический ток» (релаксация)

Цель: последовательное освобождение групп мышц от напряжения.

Время выполнения: 5-7 минут

Оборудование и материалы: не требуются

Ход упражнения:                                                                                                                            Стойка – руки опущены вдоль тела. В пальцах рук начинаются вибрации, как будто бьет ток, постепенно вибрации распространяются на всю кисть , до локтя, верхнюю часть тела, все тело.

Рефлексия:

Участники по очереди высказывают свое мнение о проведенном занятии (плюсы, минусы, интересно, не нужно и т.д.)

Прощание:

Цель: прощание, завершение тренинга

Время выполнения: 5-10 минут

Оборудование и материалы: не требуется

Ход упражнения

Участники по очереди выходят из аудитории, а остальные члены группы говорят ему свои пожелания на день, так пока все не уйдут.

 

Занятие 6

Приветствие- ритуал                                                                                                                             Цель: приветствие, формирование чувства единства (ритуал, введенный на втором занятии)                                                                                                                                        Время выполнения: 5-10  минут                                                                                       Оборудование и материалы: не требуются                                                                                   Ход упражнения: Участники знакомятся способом, выбранном на занятии 2.      

 Разминка

«Кошка и мышка»

Цель: концентрация внимания, настрой на работу.

Время выполнения: 7 минут.

Оборудование, материалы: маркер и пульт.

Ход упражнения:

Тренер берет 2 небольших предмета (например, маркер и пульт ДУ) и представляет их группе как ? кошку и ? мышку. Далее просит группу встать и образовать круг, при этом сам тренер также занимает место в кругу. Инструкция участникам:

Сейчас мы будем передавать “кошку” по часовой стрелке, а “мышку” — против. Соответственно, участник, находящемуся справа то тренера получает “мышку”, а слева — “кошку” Прежде чем взять предмет в руки, первому участнику необходимо: а) вопросом “Кто?” поинтересоваться у тренера, кого тот ему передает б) услышать ответ. Получив предмет, участник передает его следующему, который, в свою очередь, должен задать вопрос — “Кто?”. Первый участник переадресовывает вопрос тренеру и, получив ответ (”кошка” либо “мышка”), передает последний второму участнику. Так в ходе игры при передаче предмета образуется цепочка вопросов, доходящая всякий раз до тренера и цепочка ответов, идущая от тренера к игроку, на котором остановился предмет.

Упражнение

«Снятие внутренних ограничений».

Цель: осознание своих внутренних ограничителей; овладение инструментом пошагового снятия внутренних ограничений.

Время выполнения: 25 мин.

Материалы, оборудование: бумага, ручка.

Ход упражнения:

1.   На пути достижения наших целей нам встречаются различные препятствия. Их можно условно разделить на внешние и внутренние. Многие считают, что с внутренними препятствиями (ограничителями) справиться бывает порой сложнее, чем с внешними. Как мы говорим о наших внутренних ограничителях? Обычно мы начинаем со слов: «Я не могу...» Сейчас мы попробуем по шагам преодолеть некоторые наши внутренние ограничения. Возьмите чистый лист и пять раз напишите фразу «Я не могу...», оставляя свободное место, чтобы ее закончить.

2.   Завершите незаконченные предложения, т. е. продолжите фразу и напишите, что вы НЕ можете делать (сделать). Я дам вам на это время... У всех готово? Кто может прочитать некоторые свои фразы вслух для всех?

3.   Теперь во всех своих фразах ЗАЧЕРКНИТЕ слово «могу», а вместо этого напишите сверху слово «хочу». Что у вас получилось? Прочитайте все фразы с новыми словами. Я хочу попросить тех же участников снова прочитать вслух уже исправленные фразы.

4. Следующий шаг. Везде зачеркните частицу «НЕ». Прочитайте, что у вас получилось. Сейчас вы должны задать себе очень важный вопрос: «Вы действительно этого хотите?» Прочитайте еще раз свои фразы и сделайте ударение на слове «хочу».

5. И наконец, завершающий шаг. Допишите после слова «хочу» словосочетание «И ЛЕГКО МОГУ». У вас получится «Я хочу и легко могу...» — и далее по вашему тексту. Теперь давайте произнесем наши новые фразы вслух. Я хочу снова попросить сделать это первыми тех, кто уже говорил.

 

Упражнение «Любовь и злость»

Цель: упражнение позволяет увидеть, что в человеке на которого ты зол есть положительные качества.

Время выполнения: 15 минут.

Оборудование, материалы:

Ход упражнения:

Сядьте, пожалуйста, в один общий круг и закройте глаза.

Представь себе, что сейчас ты разговариваешь с кем-нибудь, на кого ты рассердился. Скажи этому человеку, за что ты на него рассердился. Может быть, он не выполнил своего обещания или не сделал того, что ты ожидал от него. Поговори с этим человеком про себя, так, чтобы никто не мог тебя услышать. Скажи очень четко и точно, на что именно ты рассердился.

А теперь скажи человеку, с которым ты разговаривал, что тебе в нем нравится. Скажи об этом тоже как можно конкретнее. А теперь подумай немного о том, кто в коллективе тебя иногда злит. Представь, что ты подходишь к этому человеку и четко и конкретно говоришь ему, чем именно он тебя вывел из себя...

Теперь мысленно подойди к этому человеку вновь и скажи ему, что тебе нравится в нем.

Теперь ты можешь снова открыть глаза и оглядеть круг. Внимательно посмотри на коллег. А сейчас мы можем обсудить, что каждый из вас пережил в своем воображении.

Если Вы заметите, что кто-то из участников допускает обидные замечания в адрес кого-то из присутствующих или отсутствующих, тут же потребуйте, чтобы он сказал в адрес этого же человека что-то позитивное.

Анализ упражнения:

1.     Как ты себя чувствуешь, когда не говоришь другому о том, что ты рассердился на него?

2.     А как ты себя чувствуешь, когда сообщаешь ему о том, что ты рассердился?

3.     А можешь ли ты выдержать, если кто-нибудь скажет тебе, что он рассердился на тебя?

4.     Есть ли такие люди, на которых ты никогда не сердишься?

5.     Есть ли такие люди, которые никогда не сердятся на тебя?

6.     Почему так важно точно говорить, на что именно ты рассердился?

7.     Когда твой гнев проходит быстрее, когда ты замалчиваешь его, или когда ты о нем рассказываешь?

Рефлексия:

Отвечают на вопрос:

-       Почему важно уметь договариваться?

-       Почему важно видеть положительные качества в человеке на которого ты зол?

 «Прощание»

Цель: прощание, завершение работы.

Время выполнения: 3 минуты.

Оборудование, материалы: не требуются.

Ход упражнения:

Все участники встают в круг, руки вытягивают вперед и кладут ладони на ладони участников, поднимают руки вверх, вниз      

 

 

 

Закрепляющий этап

Цель: Подведение итогов работы группы.

Занятие 1                                                                                                                               Приветствие- ритуал                                                                                                                          Цель: приветствие, формирование чувства единства (ритуал, введенный на 2м занятии)                                                                                                                                        Время выполнения: 5-10  минут                                                                                       Оборудование и материалы: не требуются                                                                                   Ход упражнения: Участники знакомятся способом, выбранном на занятии 2. 

Разминка

 Цель: сплочение коллектива, умение видеть свою общность с группой (принадлежность в к группе)

Время выполнения: 10 минут

Оборудование, материалы: не требуется

Ход упражнения:

Тренер предлагает участникам находить основание для объединения в пары, тройки. Важно помимо того, что участники быстро придумывают основание для объединения, но и быстро (практически не договариваясь) ,найти людей со схожими признаками.    

«Собери ПК»

Цель: Сплочение показывает группе преимущество открытого общения и командной работы.

Время выполнения: 20 – 35 минут

Оборудование, материалы: 4 конверта с «паззлами» из больших фотографий ПК. Фотографии абсолютно одинаковые. При подготовке конвертов нужно так перемешать «паззлы», чтобы в каждом конверте оказалась часть деталей от других «паззлов».

Ход работы:

Тренер дает инструкцию: мне хочется предложить вам упражнение, которое даст нам возможность и почву для обсуждения темы командной работы. Для его выполнения нам нужно поделиться на четыре команды. Каждая команда, теперь возьмите конверт. Внутри конверта «паззл». Ваша задача, используя командные ресурсы как можно скорее собрать паззлы».

На работу у вас максимум 15 минут.

Итоги упражнения:


Как вы себя чувствуете?

Что сейчас происходило?

Чем вы можете гордиться?

Что не получилось?

Как это упражнение связано с работой?

«Противоположные движения»

Цель: Развитие навыков самоконтроля, саморегуляции

Время проведения: 10-15 минут

Оборудование и материалы: не требуются

Ход упражнения:

Участники разбиваются на пары. Один из партнеров начинает выполнять под музыку любые  спонтанные движения. Задача другого партнера – выполнять те движения, которые, с его точки зрения, противоположны первым. Через полторы-две минуты участники меняются ролями, и игра повторяется. Желательно сопровождать ее негромкой танцевальной музыкой.

Рефлексия:

Тренер предлагает участникам закрыть глаза, сконцентрироваться, вспомнить весь тренинг и открыв глаза описать тремя словами свое состояние после всех проделанных в тренинге упражнений.

Прощание:

Цель: завершение работы тренинга.

Время выполнения: 5-10 минут

Оборудование и материалы: не требуются

Ход упражнения:

Участники встают в круг и по очереди прощаются друг с другом любым невербальным способом, единственным условием является наличие тактильного контакта в прощании.

 

Занятие 2.

Приветствие- ритуал                                                                                                                          Цель: приветствие, формирование чувства единства (ритуал, введенный на 2м занятии)                                                                                                                                        Время выполнения: 5-10  минут                                                                                       Оборудование и материалы: не требуются                                                                                   Ход упражнения: Участники знакомятся способом, выбранном на занятии 2. 

Разминка:

Цель: Активизация участников, создание дружеской атмосферы

Время выполнения: 10 минут

Оборудование и материалы: не требуются

Ход упражнения:

Участникам предлагается встать в два круга, друг к другу лицом (образуя пары). Внутренний круг стоит на месте, внешний круг движется, необходимо сказать по три комплемента человеку, стоящему напротив, затем смена партнеров, движение продолжается пока не закончится круг (участники вернутся в исходную точку).

Игра «Бип»

Цель: Эмоциональная разрядка и ослабление напряженности.

Время выполнения: 15 – 20 минут.

Оборудование, материалы: стулья.

Ход упражнения: Играющие сдвигают стулья, на которых им предстоит сидеть во время игры, тесным кругом сидениями к центру и усаживаются на них. Важно, чтобы между стульями не осталось свободного местечка. Стульев в круге на один меньше по сравнению с количеством участников игры. Один из игроков стоит в центре круга с завязанными глазами. Его задача определить, кто, где сидит. Для того, чтобы отгадывающий не использовал зрительную память, его или слегка раскручивают, или сидящие пересаживаются на другие места.

Отгадывающий поочередно присаживается на колени участников, сидящих вокруг него. Делает он это вслепую, поэтому остальные играющие должны предусмотрительно подставлять свои колени так, чтобы игрок не промахнулся. В момент посадки обладатель коленок, на которые присел игрок, произносит короткое слово «БИП», после отгадывающий должен назвать имя этого человека.

Игру можно предлагать останавливать после трех‑четырех заходов, не дожидаясь, пока она надоест самим играющим, иначе эмоциональный след от игры будет кратковременным. Эффекты игры возникают на основе тактильного контакта.


 

«Рефлексия – прощание» (общий итог всех тренингов)

Цель: осознание полученных знаний и умений, завершение работы, прощание.

Время выполнения: 15 минут

Оборудование и материалы: не требуются

Ход упражнения:

«Вспомните, как в первый день вы вошли в этот зал, сели. Вспомните ритуал знакомства, занятия, которые были после знакомства… Затем вдохните этот день полностью, со всем его опытом, переживаниями, знаниями, и выдохните с глубокой благодарностью за все, что было. Затем вспомните, как начинался второй день. Вспомните… (перечисляются все занятия, которые были проведены за тренинговый день). Затем вдохните этот день и выдохните…»                                                                                                                                   Этот текст ведущий читает в вышеуказанном содержании и перечисляет все дни, которые продолжался тренинг.                                                                                                                     «Сейчас вспомните, как начинался сегодняшний день тренинга. Вспомните все занятия, которые были, как вы недавно собирались на этот последний ритуал прощания, заходили в этот зал, как вы сели на то место, на котором сидите сейчас…                                             Вспомните весь тренинг от начала до конца, вспомните всех тех людей, с которыми вы общались за это время, почувствуйте их присутствие в этом зале и затем вдохните этот тренинг со всеми знаниями, опытом, переживаниями, общением и выдохните с глубокой благодарностью за все, что было…

Тренинг закончен. Впереди жизнь, которой и был посвящен этот тренинг, (напутствие и пожелания участникам тренинга).


Заключение

Предложенная программа является эффективной, так как весь комплекс упражнений направлен на достижение поставленной цели и все упражнения являются эффективными, потому что на каждую задачу и цель подобраны соответствующие задания и упражнения. Перед каждым упражнением описывается для чего нам нужно и необходимо его выполнять. Можно так же добавить, что данная программа является эффективной потому что, все упражнения реальны и понятны для выполнения. Благодаря данному тренингу педагогический коллектив можно сплотить.

 

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"

Тренинговая программа "Оптимизация работы педагогического коллектива"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2019