Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте
Оценка 4.6

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Оценка 4.6
docx
02.12.2019
Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте
застенчивость тренинг.docx

Преодоление застенчивости в подростковом возрасте

Е.А.Филиппова

Филиппова Елена Александровна- студент, Красноярский Государственный Педагогический Университет им.В.П.Астафьева, факультет начальных классов, кафедра педагогики психологии начального образования, г.Красноярск.

Аннотация. Представлен краткий теоретический обзор понятия застенчивость и программа тренинга по преодолению застенчивости в подростковом возрасте.

Ключевые слова: Застенчивость, адекватная самооценка, навыки общения.

Данная тема была выбрана мной, потому что я считаю важным решение данной проблемы для развития личности. Возрастная категория тоже выбрана неслучайно: именно в подростковом возрасте общение становится ведущей деятельностью. Но застенчивость мешает человеку вступать в коммуникацию, развивать межличностные отношения со сверстниками. Это может привести к закреплению застенчивости как черты личности.

Актуальность.  В современном обществе важно уметь быстро приспосабливаться к быстроменяющимся условиям, уметь вступать в коммуникацию. Застенчивость зачастую препятствует этому, вызывает дискомфорт. Решить данную проблему самостоятельно достаточно сложно, поэтому важно как можно раньше обратиться за помощью. Занятия в тренинговой группе оптимальное решение, потому что в ней человек может «прорепетировать» новые модели поведения, примерить новые социальные роли.

Цель тренинга: преодолеть чувство застенчивости  в межличностном общении.

Задачи:

1.                 Формирование адекватной самооценки.

2.                 Работа с принятием собственной внешности.

3.                 Развитие навыков общения.

 

Тренинг рассчитан на гомогенную группу подростков численностью 10-12 человек. Курс интенсивный, он не может решить данную проблему полностью, он направляет на самосовершенствование, дает осознать деструктивность застенчивости.

Число занятий – 9.

Продолжительность каждого занятия – час.

Рекомендуемая частота проведения- 3 раза в неделю.

 


 

Понятие застенчивости

Застенчивость — это свойство личности, которое приводит к определенным трудностям и напряжению в общении с незнакомыми людьми или в некоторых ситуациях взаимодействия. Застенчивость проявляется как неудовлетворительная саморегуляция, недостаток легкости, спонтанности и раскованности. Характерными внешними проявлениями являются относительно высокая степень напряженности и импульсивности; застенчивый человек смотрит исподлобья, специфические позы выдают его зажатость и скованность .

Научное определение застенчивости можно найти в «Кратком словаре системы психологических понятий» К. К. Платонова: «Застенчивость — свойство личности, как правило, тяжко переживаемое; эмоциональное состояние, определяемое наличием выраженного психологического барьера, мешающего нормальному общению, и снижающего коммуникативные способности» .

Это определение является неточным, поскольку в нем не раскрыто понятие психологического барьера, и неполным, так как акцент делается только на эмоциональное состояние.

Как показывают исследования (Ф. Зимбардо, К. Изард, В. Н. Куницына, В. Л. Леви), тяжкое эмоциональное состояние, переживаемое человеком, — это лишь часть общего нервно-психического напряжения, которое испытывает застенчивый человек в некоторых ситуациях общения.

По определению Б. Н. Куницыной, застенчивость - это свойство личности, которое возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в определенных ситуациях межличностного неформального общения; проявляется в состоянии нервно-психического напряжения и отличается разнообразными нарушениями вегетатики, психомоторики, речевой деятельности, эмоциональных, волевых, мыслительных процессов и рядом специфических изменений самосознания.

Застенчивость наиболее тесно связана со стыдом — эмоцией, возникающей в ситуациях, которые продуцируют социальную тревожность, и имеющей многообразные характерные проявления.

На психологическом уровне стыд может вызываться ситуацией, которая фокусирует внимание на «я» или на некотором аспекте «я», который оказывается «несоответствующим». Любое переживание, которое создает у человека чувство неуместного самораскрытия, может вызвать стыд.

Кроме обостренного самосознания и специфических черт восприятия себя, стыд сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко и ощущением неудачи, поражения, затрагивает сферу мыслительных процессов. Стыд обычно возникает в присутствии других людей, но может возникать и в уединении.

Застенчивость - это свойство личности, которое возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в определенных ситуациях межличностного неформального общения; проявляется в состоянии нервно-психического напряжения и отличается разнообразными нарушениями вегетатики, психомоторики, речевой деятельности, эмоциональных, волевых, мыслительных процессов и рядом специфических изменений самосознания.

Проблема застенчивости глазами исследователей

В русской психологии застенчивость и стыд принципиально не отделялись друг друга. Так, например, И. А. Сикорский, рассматривая высшие душевные состояния выделял стыд следующим образом: «Главнейшие движения и жесты, вытекают из стыда, состоят в следующем:

1) в желании спрятать лицо, закрыв его руками обратив его книзу или в сторону;

2) в желании спрятаться целиком — провалит сквозь землю;

3) глаза у стыдливого человека устремляются в сторону, или подвергаются беспокойному движению, чтобы избегнуть людского взгляда;

4) умолкание доходящее до невозможности открыть уста, а также невольная сдержанность, продление движений до размера действий, совершаемых тихо, бесшумно, украдкой» (Сикорский, 1912, с. 668).

К. Изард в своей монографии, посвященной эмоциям человека, среди девяти фундаментальных эмоций выделяет и подробно рассматривает стыд и застенчивость. Однако он не различает эти понятия между собой, и это создает большие сложности в правильном понимании приводимых им статистических данных и теоретических рассуждений. Изард подчеркивает, что для разных людей ситуации, вызывающие стыд, различны. «Общей чертой ситуаций, вызывающих стыд, является присутствие в них возбуждения и удовольствия» (Изард, 1982, с. 348). При этом стыд на теоретическом уровне рассматривается как эмоция, а застенчивость — как личностная черта. Подчеркивается, что страх, вина, стыд и застенчивость играют большую роль в человеческих отношениях, в процессах социализации и развития личности.

Застенчивость как отдельное, самостоятельное свойство личности в отечественной психологии практически не изучалась, за исключением нескольких работ. В частности, И. С. Кон уделяет большое внимание проблемам юношеского возраста. Этот период характеризуется интенсивным формированием самосознания, образа «Я» на фоне серьезных изменений психосоматических функций; возрастает интерес к своему изменяющемуся внешнему облику, внутреннему миру, повышаются тревожность и эмоциональная возбудимость. Именно в юношеском возрасте наиболее вероятно формирование застенчивости как свойства личности; основой для закрепления соответствующих поведенческих реакций могут стать характерные для этого периода некоторая неустойчивость образа «я», неуверенность в себе. Повышенная эмоциональная неустойчивость усиливает потребность в интимном, доверительном общении, но блокируется застенчивостью (человек не решается говорить о своих переживаниях из чувства ложного стыда или опасения, что его не так поймут). Трудности коммуникативного характера проявляются в юности особенно резко и накладывают отпечаток на последующее развитие личности.

А. Б. Добрович отмечает, что переживание своих недостатков и занижение самооценки нередко наблюдаются в ситуации «на людях», в присутствии зрителей, особенно незнакомых (Добрович, 1980). Он предлагает ряд рекомендаций по преодолению подобных трудностей. В первую очередь, необходимо избегать «поглощенности собой», ослабить напряжение, вызванное строгим самоконтролем, научиться аде­кватно воспринимать себя «глазами других».

Ряд исследований застенчивости проводился в зарубежной (в частности, американской) психологии.

По данным Дж. Чика, застенчивыми себя считают 40 % взрослых людей; 85 % застенчивых полагают, что это свойство создает преграду на пути к успеху и реализации возможностей. У многих застенчивых наблюдается отрицательная самооценка; в некоторых случаях чувство собственной неполноценности может привести к депрессии. Как правило, заниженная самооценка застенчивых не соответствует действи­тельности, что подтверждают оценки застенчивых, сделанные другими людьми по Фотографиям и видеозаписям (Чик, 1984).

Застенчивости посвящена книга американского психолога Ф. Зимбардо (Зимбардо, 1987), имеющая ярко выраженную практическую направленность. Первая часть под названием «Застенчивость — что это такое» через высказывания и письма и личностных потребностей. Личностная застенчивость обычно имеет в генезисе как биологическую предрасположенность, так и неблагоприятные социальные влияния.

Среди застенчивых по многим параметрам нет половых различий. Следовательно, психологическая природа застенчивости у мужчин и женщин одинакова, и это обстоятельство еще раз указывает на ее генетическую обусловленность.

Половые различия фиксируются лишь в стереотипах, которые в значительной степени связаны с традиционными представлениями о мужественности и женственности. Мужчинам чаще приписываются изменения в психомоторной сфере и волевых: действиях, а женщинам — в вегетативных проявлениях, эмоциональной сфере и чувствительности к социальному одобрению.


 

Сферы психологической реальности

Задачи работы

 

Формирование адекватной самооценки

Преодоление неприятия собственной внешности

Развитие навыков общения

Когнитивная

1.      Определение самооценки

2.      Дать понять, что такое адекватная самооценка

3.      Содействовать пониманию собственных достоинств и недостатков

1.Дать понятие о субъективности красоты.

2. Показать непостоянство  идеалов красоты в ходе истории

1.Дать понятие о конструктивном и неконструктивном общении.

2.Анализ своего стиля общения, реакций окружения

Эмоциональная

1.      1. Дать отреагировать негативные эмоции связанные с заниженной самооценкой.

2.      2. Дать опыт проживания ситуации успеха

3.      3. Обеспечить позитивную обратную связь.

1.Помочь почувствовать себя принятым, красивым

2.Преодалеть переживания по поводу внешности

 

1.Опыт позитивного проживания ситуации общения.

2. Научиться читать эмоции других людей.

3. Научиться свободно выражать собственные эмоции.

Поведенческая

Формирование навыка рефлексии, самоанализа

Формирование принятия себя в полном объеме

Формирование навыка рефлексии и саморегуляции

 


 

Этапы

Блок

Цель

Занятия

Задачи

Техники

Оборудование

Ориентировочный

Блок 1

Сплочение группы

1

1.      Знакомство

2.      Введение правил

3.      Создание доверительных отношений

4.      Сплочение

1.      Ритуал приветствия

2.      Введение правил

3.      Упражнение на знакомство (модификация упражнения «Снежный ком»)

4.      «Интервью»

5.      «Мы с тобой похожи тем, что...»

6.      «Цвет эмоций»

7.      Ритуал прощания

Не требуется

2

1.      Сплочение

2.      Развитие доверительных отношений

3.      Прояснение индивидуальных проблем

1.      Ритуал приветствия

2.      Разминка

3.      «Спутанные цепочки»

4.      «Мечты»

5.      Ритуал прощания

 

 

 

 

 

Ватманы, карандаши, краски и пр.

Развивающий

Блок 2

Представление о застенчивости

3

1.      Дать понять, что такое застенчивость

2.      Показать, каким образом проблема застенчивости влияет на межличностное общение

1.      Ритуал приветствия

2.      Разминка «Никто не знает»

3.      Мини-лекция о застенчивости

4.       «Хозяин»

 

 

Мяч

Развивающий

Блок 3

Формирование адекватной самооценки и преодоление неприятия собственной внешности

3

1.      Понятие о субъективности красоты

2.      Нахождение положительных качеств и сильных сторон

1.      «Волшебная шляпа»

2.      Мини-лекция

3.      «Хвастовство»

4.      Ритуал прощания

Мяч

4

1.      Сформировать представление об адекватной самооценке

2.      Натолкнуть на размышления о собственных достоинствах и недостатках

1.      Ритуал приветствия

2.      Разминка «Пожалуйста»

3.      «Скульптура»

 

Не требуется

4

1.      Отреагирование негативных эмоций, связанных с заниженной самооценкой

2.      Переживание ситуации успеха

1.      «А я еду»

2.      Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы

3.      Веселый счет

4.      Ритуал прощания

Не требуется

5

1.      Преодоление переживаний по поводу внешности

2.      Формирование принятия себя

 

1.      Ритуал приветствия

2.      Разминка «люди-домики»

3.       «Различная походка»

4.      « Я могу, я умею»

5.      Письмо себе любимому

6.      Ритуал прощания

Не требуется

Развивающий

Блок 4

Развитие навыков общения

6

1.      Понятие о конструктивном общении

2.      Анализ собственного стиля общения

1.      Ритуал приветствия

2.      Разминка «Плечом к плечу»

3.      «Карета»

4.      «Консилиум»

5.      Игра «Бип»

6.      Ритуал прощания

Не требуется

7

1.      Научение «читать» чужие эмоции

2.      Научение свободно выражать свои эмоции

1.      Ритуал приветствия

2.      Разминка «Льдинка»

3.      «Угадай эмоцию»

4.      «ролевая гимнастика»

5.      «Презентация эмоций»

6.      Ритуал прощания

 

Лист флипчарта

Карточки с названием эмоций

Завершающий

Блок 5

Закрепление полученных навыков

8

Закрепление полученных навыков

1.      Ритуал приветствия

2.      Разминка «встаньте те, кто»

3.      Упражнение «Поддержка»

4.      Упражнение «Переправа»

5.      Упражнение «Поезд»

6.      Ритуал прощания

Не требуется

9

Завершение тренинга

1.      Ритуал приветствия

2.      Упражнение «Я рад тебя видеть»

3.      «буги-вуги»

4.      «Его сильная сторона»

5.      «утро вечера мудренее»

6.      Ритуал прощания «я тебе благодарен»

Не требуется

 


 

Сценарий

День 1

Цель: создание благоприятных условий для работы в группе, ознакомление с основными принципами работы психологического тренинга.

Вступительные слова ведущего(3-5 минут): Способность человека адекватно оценивать свои силы и возможности, устремления, соотносить их с внешними условиями, требованиями окружающей среды; умение самостоятельно ставить перед собой цели, осуществлять выбор, принимать решения, чувствовать личную ответственность за свои действия; активно взаимодействовать с окружающими, открыто выражая свою индивидуальность и все многообразие человеческих возможностей – все это имеет огромное значение в формировании цельной, зрелой личности, влияет на продуктивность и успешность во взрослой жизни. Застенчивость (некоммуникабельность) – это свойство личности, характеризуется отсутствием свободы общения, наличием внутренней скованности. Ее называют наиболее распространенной причиной, осложняющей общение. Последствия застенчивости могут быть удручающими: отказ от встреч с новыми людьми, ограничение круга друзей и знакомых; невозможность выразить свое мнение и отстоять свои права; боязнь людей, особенно от тех, от которых исходит какая – то эмоциональная угроза.

Приветствие

Время проведения: 3 минуты.

Во всем мире принято приветствовать друг друга. Давайте поприветствуем друг друга как-то по-особенному. Если кто-то хочет предложить свой вариант приветствия, то сейчас самое время это сделать (участники обсуждают и выбирают форму приветствия). Если нет предложений, то ведущий сам предлагает вариант приветствия.

- Давайте все возьмемся за руки и каждый, по очереди пожелает остальным что-то хорошее и приятное.

-Пусть это приветствие станет нашим ритуалом на открытие каждого занятия.

Правила (принципы).

Время проведения: 3 минуты.

Поскольку наши занятия проходят в форме тренинга, прежде, чем мы начнем, давайте познакомимся с основными правилами поведения в группе.

1.Я говорю «я», а не «мы» или «все». Когда я говорю «мы», то не несу ответственности за свои слова, а кроме того, делаю их поверхностными и менее ценными.

2.Я не использую общие фразы и штампы. Чем больше я говорю отвлеченно и не конкретно, тем менее эффективными становятся мои слова. Общие фразы являются формой защиты. Вместо фразы «Все мужчины эгоисты» следует сказать «Андрей, ты ведешь себя слишком эгоистично».

3.Я говорю о том, что мешает мне принимать участие в работе группы. Если в какой-то ситуации я внутренне не готов принимать участие в выполнении задач, но не говорю этого, то тем самым лишь мешаю себе продуктивно работать. Я должен сам сказать, что мне мешает: «Я не могу сейчас сосредоточиться на нашей теме, так как мне тяжело отвлечься от своих проблем».

4.Я не говорю о других в третьем лице (он, она), а обращаюсь непосредственно к ним. Если в присутствия человека о нем говорят в третьем лице, у него возникает чувство, что его не замечают или не уважают.

5.Я избегаю закулисных разговоров. Закулисные разговоры приводят к снижению группового единства, а в конце концов, и взаимного доверия участников группы. Поэтому я ни с кем не перешептываюсь. Если это делают другие, я спрашиваю их, готовы ли они вынести свои закулисные разговоры на групповое обсуждение.

6.Я всегда могу сказать «нет». Человек лишь тогда ощущает в себе силы попробовать новые способы поведения, когда имеет возможность сам решать, что он может делать и о чем говорить.

7.Все, что я здесь говорю и слышу, не выносится за границы группы. Каждому участнику группы легче и проще открыться, если он уверен, что потом никто никому постороннему об этом не расскажет.

8.Я стараюсь придерживаться принципа «здесь и теперь». Если человек сосредоточен на своих прошлых или будущих проблемах, он не может сконцентрироваться на том, что происходит в группе. Вместо того чтобы обсуждать свои планы или говорить о прошлом, я говорю о том, что происходит со мной именно сейчас в группе. Теперь мы знаем как себя вести, чтобы все чувствовали себя максимально комфортно и безопасно. Но есть еще одно правило – это обращение по имени. А для того, чтобы обратиться по имени, нужно его знать.

 

Знакомство

Время проведения: 10-15 минут

Группа рассаживается по кругу. Один из участников представляется остальным и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение, например: «Магнетическая Магда, гениальный Геннадий, буйный Борис» и т. Д. Второй выступающий сначала повторяет имя и эпитет предыдущего участника, затем добавляет собственную комбинацию. Третий повторяет оба варианта и потом представляется сам. Так происходит и дальше по кругу. Последнему участнику наиболее тяжело, однако он имеет больше шансов запомнить имена всех участников.

В конце игры предложите членам группы обменяться впечатлениями, ответив на вопросы:

Какие эпитеты меня впечатлили?

Какие имена мне было трудно запомнить?

К кому я теперь испытываю интерес?

Упражнение « Интервью»

Цель: знакомство участников группы.

Время проведения: 25 минут

Участники разбиваются по парам. Задача – познакомиться друг с другом, поочередно исполняя роль интервьюера. Вы можете спрашивать друг у друга о том, что считаете возможным, интересным и необходимым для знакомства.

 В течение 5 минут интервью берет один человек, затем участники меняетесь ролями. По окончании беседы происходит представление всем друг друга. Примерный перечень вопросов может быть таким:

1. Твое имя?

2. Любимый цвет?

3. Любимая пора года?

4. Любимое имя: мужское, женское?

5. Что ты больше всего ценишь/не ценишь в других людях?

6. Чего ты больше всего боишься?

7. Чем тебя легко огорчить?

8. Чем тебя легче всего обрадовать?

9. Чем ты любишь заниматься, когда остаешься один?

 

«Мы с тобой похожи тем, что…»

 Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам. Сплочение группы.

Время проведения: 10 минут

Ход упражнения:

Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что…». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что…» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Обсуждение: Какие эмоции испытывали во время упражнения? Что нового узнали о других? Что интересное узнали?

«Цвет эмоций»

Цель: сплочение группы, создание доверительных отношений

Время проведения: 10 минут

Выбирается водящий. По сигналу он закрывает глаза, а остальные участники задумывают между собой какой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий, желтый. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением и эмоциональным состоянием пытаются изобразить этот цвет, не называя его. Водящий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет, то остается тот же самый.

Ритуал прощания:

Участники берутся за руки. Каждый по очереди желает группе успешного дня, удачи и т.д.

 

День 2

Цель: продолжить знакомство, сплочение группы, создание доверительного общения.

Ритуал приветствия.

Разминка: «Хвост дракона».

Цель: настройка на работу, заряд энергией, создание позитивной атмосферы

Время проведения: 5 минут

Участники встают друг за другом, держа впереди стоящего за талию. Первый участник – «голова дракона», последний – «хвост». «Голова» пытается поймать «хвост», первая половина участников помогает «голове», вторая – «хвосту». Цепочка не размыкается, в процессе игры все участники продолжают держать впереди стоящего за талию

«Спутанные цепочки»

Цель: сплочение группы

Время проведения: 20 минут

Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий следит за тем, чтобы каждый держал руки двух людей. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук (разрешается только изменение положения кистей, чтобы не происходило вывихов рук). В результате либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

«Мечты»

Цель: развить солидарность и понимание, создать атмосферу доверия среди участников и сплотить группу.

Материалы: бумага и маркеры.

Время проведения: 30 минут

Предложить участникам подумать в течение нескольких минут о том, как каждый их них видит свое будущее. Затем обменяться мыслями о своих мечтах или даже изобразить их на бумаге. Далее пусть каждый участник определит, какие три конкретные вещи, действия, люди… могут помочь, а какие три – помещают ему осуществить мечту, и что человеку нужно делать, чтобы мечта сбылась.

Обсуждение

Ритуал прощания

 

День 3

Цель: сформулировать понятие о застенчивости, её влиянии на жизнь. Нахождение своих сильных сторон.

Ритуал приветствия

Разминка «Никто не знает»

Цель: настройка на работу, продолжение знакомства

Время: 5-10 минут

Участники садятся в круг. У ведущего мяч в руках. «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч и тот, у кого окажется этот мяч, завершает фразу «Никто из вас не знает, что я (у меня)…»

Мини-лекция «Застенчивость и её влияние на меня».

Время: 5 минут

Застенчивость охватывает широкий круг психологических проявлений – от смущения, возникающего иногда в присутствии других людей, до травмирующей тревожности, полностью нарушающей жизнь человека. Кое-кто, кажется, сам предпочитает застенчивость в качестве своего жизненного стиля; для других она – суровый приговор без надежды на помилование.

На одном полюсе данного спектра находятся те, кто обществу людей предпочитает мир книг, мыслей, предметов и явлений природы. Писатели, ученые, изобретатели, путешественники, вероятно, выбирают дело своей жизни таким образом, чтобы большую часть времени проводить в мире, мало населенном людьми. Они преимущественно интроверты, и общение с другими людьми для них менее привлекательно, чем уединение.

Но среди застенчивых имеются разные уровни: начиная с тех, кто легко взаимодействует с людьми в случае необходимости, и заканчивая теми, для кого общение затруднительно, поскольку они не могут поддержать беседу, обратиться к группе людей, просто потанцевать или непринужденно вести себя за общим столом.

Наибольшая часть застенчивых относится к среднему уровню: это те, кто чувствует страх и неловкость при столкновении с определенными обстоятельствами и определенными типами людей. Внутренний дискомфорт у таких застенчивых достаточно велик, чтобы пагубно влиять на их жизнь и поведение, поскольку он мешает или вовсе не позволяет им сказать то, что они думают, или сделать то, что они хотят.

Такие люди в замешательстве теряются, как об этом пишет один молодой бизнесмен:

«Все 33 года моей жизни я был подвержен чрезмерному смущению, а это явный симптом застенчивости. И хотя моя воля и настойчивость были оценены высоко – я даже был назначен помощником вице-президента крупного банковского холдинга, – много энергии уходило у меня впустую из-за смущения, и это, несомненно, помешало мне достигнуть более высокого положения».

Иногда смущение пытаются скрыть под маской развязности и напористости, а это производит отталкивающее впечатление.

Поскольку столь различные реакции имеют один и тот же источник – страх перед людьми, поведение человека не может служить надежным показателем того, насколько велика степень его застенчивости. Конечно, застенчивость сказывается на нашем поведении, но ее влияние неоднозначно и необязательно очевидно. В конечном счете, вы застенчивы, если считаете себя таковым, независимо от того, как вы себя ведете на людях.

Люди, относящиеся к среднему уровню в континууме застенчивых, в основном страдают застенчивостью вследствие отсутствия социальных навыков, а также недостаточной уверенности в себе. Некоторым недостает тех навыков, которые запускают механизм человеческих взаимоотношений. Они не знают, как начать разговор, как попросить прибавки к зарплате или как ответить урок. Другим не хватает смелости поступить так, как они считают правильным.

На крайнем полюсе континуума находятся индивидуумы, чей страх перед людьми не знает границ, – это хронически застенчивые.

Они испытывают ужас каждый раз, когда требуется сделать что-либо публично, и они столь беспомощны в этом своем состоянии, что единственный выход для них – убежать и спрятаться. Такого рода проявления крайней застенчивости свойственны не только молодежи и учащимся. С возрастом они не проходят. ( из книги «Как побороть застенчивость» Зимбардо Филип Джордж)

 

Мы собрались здесь для решения этой проблемы. Чтобы осознать её и начать борьбу проведем упражнение «Я-хозяин?»

 

 

«Я – хозяин?»

Цель: обнаружение влияния застенчивости и неуверенности в себе на взаимодействие с другими людьми и поведение в целом.

Время: 20-25 минут

Каково ваше представление о хозяине? Ваше представление о не – хозяине? Обычно отвечают: это сильный, уверенный в себе человек, он не ждет оценок, он готов оценивать сам; это не тревожный, не суетливый человек, чувствует себя раскрепощенным и спокойным, может распоряжаться другими. – Итак, одна из главных черт хозяина – это уверенность в себе. Кто в себе уверен, встаньте! Поздравьте того, кто встал первым, а остальные пусть сядут. Я верю, что ты – хозяин, но докажи это другим. Сделай или скажи, что – то, организуй так, чтобы все поняли, что хозяин здесь ты. Пожалуйста!

 У сильных это обычно получается неплохо. Это может быть, например, спокойное распоряжение: «Андрей, закрой, пожалуйста, форточку, девушкам холодно!». Ведущий может прокомментировать сделанное, обратив внимание в первую очередь на успешные моменты. – Прекрасно! Но это было мое мнение, а теперь пусть даст тебе оценку группа. Сделай так, чтобы тебя оценили! Как ни странно, это обычно выполняют хуже. Игрок «забывает», что он хозяин, и неуверенно распоряжается предоставленной ему инициативой. Коротко обсуждается это.

- Теперь как хозяин передай свои полномочия: назначь другого хозяина («Хозяином будешь ты!») из претендентов; претендент должен произнести какую – ни будь фразу или, например, просто назваться так, чтобы все поняли – это сказал человек, чувствующий себя в этой ситуации и этом помещении хозяином. Свои ощущения все члены группы выражают жестом: поднятым вверх большим пальцем – если считают, что человек говорит, как хозяин, или опущенным вниз большим пальцем – если считают, что говорящий – человек зависимый, не уверенный в себе. Так делают несколько раз, чтобы вся группа поняла, как продемонстрировать: «я – хозяин!». Далее – командная игра; группа разбивается на команды. Группа разбивается на 4 команды по правилам формирования команд. Предупреждение: ваша задача – обязательно оказаться в группе! Все внимательны и активны. Обратите внимание на тех, кто оказался вне команды. Итак, образовались четыре команды. Перед каждой командой стоит двойная задача: найти в соседней команде слабого и подготовиться к тому, чтобы опровергнуть обвинения в адрес своих слабых. Опровержение слабый может выразить словами и действием, лучше действием. На подготовку – 5 минут. Команда называет слабых у соседей, те опровергают своей реакцией и своими действиями. Ведущий комментирует и подчеркивает стороны слабых. Собственно игра ( доказательство «я – хозяин») играется по очереди: одна группа бросает вызов другой, обвиняемый доказывает свою силу (обсуждение); затем обвинители сами оказываются в роли обвиняемых и т. Д.

 

«Волшебная шляпа»

Цель: эмоциональная разрядка, настрой на дальнейшую работу

Время: 10 минут

Что может сделать встречу приятной? (высказывания). Любую встречу сделает приятной, услышанный комплимент. Мы будем передавать шляпу по кругу пока звучит музыка, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает ее на себя и говорит комплимент сидящему справа. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить. Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

 

Мини-лекция «субъективность красоты»

Время: 5 минут

Одна из причин застенчивости – неприятие собственной внешности. И на самом деле, как можно чувствовать себя уверенно, когда ты считаешь себя некрасивым?

Возможно, Вам не раз приходилось вступать в непримиримый спор на тему привлекательности. Действительно, очень часто, когда дают заочную рекомендацию, человека, описывают как очень привлекательного. Понятно, что первое впечатление мы получаем, воспринимая собеседника внешне. И самое удивительное, что чаще всего, первое мнение действительно ошибочное. Тайна привлекательности отнюдь не связана напрямую с внешностью. Американские ученые утверждают, что чем больше мы общаемся, тем больше очаровываемся своим партнером. В ходе бесед, совместных обсуждений раскрывается сущность человека. На первый план выходит личность, а не ее оболочка. Но, самое интересное в том, что духовная близость меняет и восприятие внешности. Респонденты искренне уверены в красоте своего давнего знакомого. Они буквально готовы убеждать всех и каждого, что он идеал. Интересно, что субъективизм свойственен и этой составляющей человеческого восприятия. Как оказалось, самые симпатичные люди, по мнению опрашиваемых, имеют с ними внешнее.

 

«Хвастовство»

Цель: принятие себя, своей внешности, нахождение сильных сторон

Время: 20 минут

Участники садятся в большой круг и получают задание (время для подготовки 2-3 минуты). «Каждый должен похвастаться перед группой каким-либо своим качеством, умением, способностью, рассказать о своих сильных сторонах – о том, что он любит и ценит в себе».

На выступление отводится – 1 минута.

По окончании всех выступлений группа обсуждает ощущения, возникшие в процессе выполнения упражнения.

Ритуал прощания

 

День 4

Цель: формирование адекватной самооценки

Ритуал приветствия

Разминка упражнение «Пожалуйста»

Цель: Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения.

Время: 5 минут

Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д.

Скульптура

Цель: формирование понятия об адекватной самооценке

Время: 20 минут

Группа делится на две части. Одна должна «вылепить» скульптуру человека с чувством собственного достоинства, другая – человека без чувства собственного достоинства. Фигура «лепится» из одного из участников, которому все участники группы придают необходимую позу, «создают» ему мимику. Каждая подгруппа выбирает «экскурсовода», который будет описывать скульптуру, рассказывать, что и как она выражает. «Экскурсанты» (члены второй подгруппы) могут соглашаться или не соглашаться, вносить свои коррективы.

Обсуждение: 10 минут

 

Упражнение «А я еду…»

Цель: эмоциональная разрядка, подготовка к следующему упражнению

Время: 5 минут

Ход упражнения:

Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я еду». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом». Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем». Следующий, пересаживается и говорит: «А я с …» (имя любого участника). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.

 

«Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы»

Время: 30 минут

·                     - формирование адекватных реакций в различных ситуациях;

·                     - «трансактный анализ» ответов и формирование необходимых «ролевых» пристроек

Умение отвечать в разных ситуация по-разному.

Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов. Ситуации можно предложить следующие:

* Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.

* Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас.

* Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.

* Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы.

* Учитель говорит, что ваша прическа не соответствует внешнему виду ученика.

* Друг просит вас одолжить ему вашу какую-либо дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком не аккуратным, не совсем ответственным.

Для каждого участника используется только одна ситуация. Можно разыграть данные ситуации в парах. Группа должна обсудить ответ каждого участника.

Обсуждение: 10 минут

 

«Веселый счет»

Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.

Время: 10 минут

Ход упражнения:

Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться. Упражнение вынуждает участников предугадывать мысли и действия друг друга. Привлекает повышенное внимание к жестам, взглядам и манерам.

Обсуждение

Ритуал прощания

 

День 5

Цель: преодоление переживаний по поводу внешности, принятие себя

 

Ритуал приветствия

Разминка «Люди-домики».

Цель: настрой на работу

Время: 5 минут

Все участники разбиваются на тройки. Каждая тройка образует определенную фигуру: двое стоят друг напротив друга и держатся за руки, третий стоит между их сцепленных рук. Держащиеся за руки – «домики», стоящие в «домиках» – «люди». Ведущий (он меняется или весь энергизатор ведет тренер) может сказать одно из трех слов: «люди» – тогда «люди» меняются местами; «домики» – тогда «домики», не размыкая рук, должны «поймать» другого человека, «люди» при этом остаются на своих местах; «землетрясение» – тогда все тройки участников рассыпаются и собираются в новые тройки.

«Различная походка»

Цель: раскрепощение, попытка примерить разные роли

Время: 15 минут

 Предложите стеснительному человеку походить как:

·                     - малыш, который недавно встал на ножки и делает свои первые шаги,

·                     - глубокий старик,

·                     - пьяный, -лев,

·                     - горилла,

·                     - артист на сцене.

Обсуждение в какой роли было комфортно.

 

«Я могу, я умею»

Цель: выявление своих сильных сторон

Время: 15 минут

Каждый игрок должен подойти по очереди ко всем участникам и обменяться фразой: «Привет, меня зовут … Я люблю (умею, могу) делать …»

Вопросы для обсуждения:

§     Кто испытывал неловкость, затруднения?

§     Кому показалось, кто-то хвастается?

§     Узнали ли вы что-то новое о людях?

§     А, если фраза в упражнении была построена наоборот, были бы затруднения? Почему?

Ведущий помогает участникам прийти к выводу о том, что нас так воспитывали (а мы так воспитываем своих детей), обращая внимание прежде всего на минусы, а не на плюсы, дети становятся подавленными. Подавленные дети – дети с низкой самооценкой.

 

Письмо себе любимому

Цель: принятие себя, самоанализ

Время: 15 минут

 - Сейчас вы напишите письмо самому близкому вам человеку. Кто самый близкий вам человек? (Участники занятия высказываются). Вы сами. Напишите письмо себе любимому. Любимому, потому что нельзя жить, не любя самого близкого себе человека!

Обсуждение: 20 минут

Ритуал прощания

 

День 6

Цель: Научиться конструктивному общению

Ритуал приветствия

Разминка «Плечом к плечу»

Цель: настрой на работу

Время: 5 минут

Ведущий (начинает тренер, затем ведущий может меняться) называет часть тела (например, «ладонь к ладони», «плечо к плечу», «ухо к уху»). Участники должны найти пару и в паре соприкоснуться соответствующими частями тела.

«Карета»

Цель: развитие коммуникации, выявление лидерских способностей

Время: 20 минут

Группе необходимо построить карету из присутствующих людей. Посторонние предметы использованы быть не могут. Во время выполнения задания куратору необходимо наблюдать за поведением: кто организовывает работу, к кому прислушиваются другие, кто какие «роли» в карете себе выбирает. Дело в том, что каждая «роль» говорит об определенных качествах человека: крыша – это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной ситуации; двери – ими обычно становятся люди, имеющие хорошие коммуникативные способности (умеющие договариваться, взаимодействовать с окружающими); сиденья – это люди не очень активные, спокойные; седоки – те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолюбивые и ответственные; лошади – это трудяги, готовые «везти на себе» любую работу; кучер – это обычно лидер, умеющий вести за собой. Если выбирает себе роль слуги, который открывает дверь или едет сзади кареты, такие люди также имеют лидерские качества, но не хотят (не умеют) их проявлять, готовы больше к обеспечению тыла (либо это так называемые «серые кардиналы»). После того как карета готова, все садятся в круг, обсуждают произошедшее, а затем куратор объясняет им значение тех «ролей», которые они выбрали. Примечание: если группой руководит и распределяет роли один человек, то значения, названные выше, не будут отражать качеств данных людей.

 

«Консилиум»

Цель: развитие навыков коммуникации, конструктивного общения, показать значимость каждого мнения

Время: 40 минут

Группа садится в круг и ей зачитывается следующая легенда: «Вы хирурги, которым предстоит сделать срочную операцию по пересадке сердца. В ней нуждается 6 человек, но у вас только одно донорское сердце и больше в течение ближайшего времени найти невозможно. Вам необходимо решить, кого из пациентов вы будете спасать». На доске (или на ватмане) написан список тех, кого необходимо спасти: -ученый, стоящий на пороге открытия лекарства от СПИДа, -мужчина 48 лет, учитель средней школы, у которого на воспитании 2 детей, -беременная девушка 18 лет, больная СПИДом, -мужчина 28 лет, у которого на попечении больная мать, малолетние брат и 2 сестры, -парень 20 лет, который попал в аварию во время медового месяца, его жена ждет ребенка, -женщина 35 лет – мастер спорта мирового класса по спортивной ходьбе. Затем группе дается на обсуждение 20 – 40 мин. После этого группа называет свое общее решение и обосновывает его. В данной игре крайне важна рефлексия. Она должна быть направлена на снятие подавленного состояния участников группы и напряженной атмосферы в целом. Для этого обсуждение необходимо направить на анализ взаимодействия группы: кто больше высказывался; почему некоторые отмалчивались; внимательно ли слушали аргументы друг друга; насколько комфортно было общаться в группе; почему возникали проблемы в общении; мнению какого человека больше доверяли, почему.

Игра «Бип»

Цель: снятие напряжения после предыдущего упражнения

Время: 5 минут

Играющие сдвигают стулья, на которых им предстоит сидеть во время игры, тесным кругом сидениями к центру и усаживаются на них. Важно, чтобы между стульями не осталось свободного местечка. Стульев в круге на один меньше по сравнению с количеством участников игры. Один из игроков стоит в центре круга с завязанными глазами. Его задача определить, кто где сидит. Для того, чтобы отгадывающий не использовал зрительную память, его или слегка раскручивают, или сидящие пересаживаются на другие места.

Отгадывающий поочередно присаживается на колени участников, сидящих вокруг него. Делает он это вслепую, поэтому остальные играющие должны предусмотрительно подставлять свои колени так, чтобы игрок не промахнулся. В момент посадки обладатель коленок, на которые присел игрок, произносит короткое слово «БИП», после отгадывающий должен назвать имя этого человека.

Ритуал прощания

 

День 7

Цель: научиться «читать» чужие эмоции и выражать собственные

Ритуал приветствия

Разминка «Льдинка»

Цель: настрой на работу

Оборудование: лист флипчарта

Время: 10 минут

Тренер расстилает на полу лист флипчарта и просит участников группы встать на него так, чтобы все уместились. Затем он раунд за раундом постепенно складывает лист, уменьшая площадь, на которой должна уместиться вся тренинговая группа.

«Угадай эмоцию»

Цель:  развитие эмоционального интеллекта, навык выражения собственных эмоций и чтения эмоций окружающих.
Ход упражнения:

Оборудование: карточки с названиями эмоций.

Время: 10–15минут.
 

Ведущий раскладывает заранее подготовленные карточки с названиями эмоций на столе и предлагает выбрать участникам по 1 карточке. Карточки нельзя показывать друг другу.

Все участники рассаживаются по местам. Вызывается первый доброволец. Тренер просит каждого участника изобразить эмоцию из своей карточки (кроме добровольца). Дает несколько секунд добровольцу предварительно ознакомиться с тем, что тот увидел, и ведущий называет эмоцию одного из участников. Доброволец должен угадать кому именно принадлежит заданная эмоция. Угадав — доброволец садится на место угаданного. Участник чью эмоцию угадали, встает и игра продолжается. Тренер называет следующую эмоцию. Игра продолжается до тех пор пока не останутся 3–4 незадействованных участника (эмоции). Участник вышедший в этот момент угадывает кому принадлежат оставшиеся 3–4 эмоции (тренер предварительно их называет).

 Вариации: доброволец и последующие участники могут попытаться угадать увиденные эмоции самостоятельно.
 

Обсуждение(10 минут): тренер просит поделиться участников полученным опытом:

·                     удалось ли выразить эмоцию, которая им досталась?

·                     удалось ли распознать эмоции других участников?

·                     что оказалось самым сложным в распознавании эмоций других людей?

 

Упражнение «Ролевая гимнастика»

Цель: упражнение помогает почувствовать состояние другого человека, преодолеть застенчивость, учит ребенка быть раскованным, развивает актерские способности.

Время: 20 минут

Дети по очереди выполняют ряд заданий.

1) Рассказать известное стихотворение:

1.очень быстро - «с пулеметной скоростью»;

2.как иностранец;

3. как робот;

4.шепотом;

5.очень медленно - со скоростью черепахи.

Обсуждаем: кому и какие задания было легко выполнять, а какие трудно, в чем заключалась трудность.

 

Упражнение «Презентации эмоций»

Цель: развитие эмоциональности

Время:10 минут

Ребята, как вы считаете можно ли по лицам людей догадаться о том настроении, которое они испытывают? Давайте по очереди изображений эмоций у людей: радости, грусти, злобы, страха, брезгливости, высокомерия и т.д.

Ритуал прощания

 

 

 

День 8

Цель: закрепление полученных навыков

Ритуал приветствия

Разминка «Встаньте те, кто»

Цель: настрой на работу

Время: 5 минут

Участники сидят в кругу на стульях. Ведущий без стула (то есть одного стула не хватает). Первый ведущий – тренер. Он говорит: «Встаньте те, кто…» и называет тот или иной признак. Например: «Встаньте те, кто в джинсах»; «Встаньте те, у кого хорошее настроение»; «Встаньте те, кто считает, что овладел техникой парафраза». Участники, которые считают, что названный признак к ним относится, встают со своих стульев и меняются местами. Ведущий стремится сесть на один из освободившихся стульев. В любом случае, поскольку стульев на один меньше, чем участников, кто-то остается «лишним». Он и будет следующим ведущим.

 

Упражнение «Поддержка»

Цель упражнения: дать участникам группы возможность пережить новый способ принятия знаков внимания от других. Для многих людей оказать внимание другому человеку не так просто. Для других еще сложнее принять знак внимания.

Время:10 минут

Ход упражнения:

Все участники группы образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Стоящие лицом друг к другу образуют пару. Первый член пары оказывает искренний знак внимания партнеру, стоящему напротив. Тот отвечает: «Да, конечно, но кроме того я еще и ...», - (называет то, что он в себе ценит и считает, что заслуживает за это знаков внимания). Знаками внимания отмечается поступки, навыки, внешность и др. Затем партнеры меняются ролями, после чего делают шаг влево и таким образом, образуются новые пары. Все повторяется до тех пор, пока не будет сделан полный круг

 

«Переправа»

Цель: Сплочение, «ломка» пространственных барьеров между участниками, тренировка уверенного поведения в ситуации вынужденного физического сближения, необходимости решить нетривиальную задачу в межличностном взаимодействии.

Время:20 минут

Ход упражнения: Участники стоят плечом к плечу на полосе шириной 20-25 см. Игра проходит интереснее, если эта полоса представляет собой не просто линию на полу, а небольшое возвышение: например, гимнастическую скамейку, бордюрный камень на обочине дороги или бревно на лесной поляне. Каждый участник поочередно переправляется с одного конца шеренги на другой. Ни ему, ни тем, кто стоит в шеренге, нельзя касаться ничего за пределами той полосы, на которой стоят участники. Обсуждение: Какие психологические качества у вас проявились при выполнении этого упражнения? Что происходило с вами, вызвало ли у вас дискомфорт это упражнение?

 

Упражнение «Поезд»

Цель: Тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.

Время: 20 минут

Ход упражнения: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев. Задача «поезда» – проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки – например, начинать шипеть. Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».

Обсуждение:  Кому кем больше понравилось быть «локомотивом», «вагонами», препятствиями; с чем это связано? Какие эмоции у кого возникали при движении в составе «поезда»? Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру?

Ритуал прощания

 

День 9

Цель: подведение итогов, прощание

Ритуал приветствия

Упражнение «Я рад тебя видеть…»

Цель: определение положительных сторон участников.

Время: 15 мин.

Каждый из участников обращается к своему соседу со словами: «Я рад тебя видеть, потому что…». Продолжить это высказывание нужно не внешними описаниями человека, а личностными качествами участников.

Вопросы для обсуждения: 1)Легко ли вам было выполнять упражнение? 2)Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед? 3)Что вы испытывали, когда вам нужно было обратиться к другому человеку со словами «Я рад тебя видеть…»? 4)Легко ли вам было определить, почему вы рады видеть своего соседа? 5)Часто ли вам в жизни приходится говорить людям комплименты?

Разминка упражнение «Буги-вуги»

Цель: регуляция психофизического состояния.

Время: 10 минут

Все участники идут по кругу и напевают:«Мы танцуем буги-вуги, поворачиваясь в круге,(на этих словах участники, не останавливаясь, поворачиваются вокруг своей оси)и в ладоши хлопаем вот так».(Играющие хлопают в ладоши 2 раза). Далее песня сопровождается соответствующими движениями:«Руку правую вперед, а потом ее назад, а потом опять впереди немного потрясем».Танец повторяется:«Мы танцуем бугивуги...»Продолжая танец-игру, начальные слова заменяют на: «руку левую»,«ногу...», «ухо» и т. д. (на сколько хватит фантазии и сил). Например, весьма весело, если вперед предлагается выдвигать «палец руки правой» или «ухо правое».

 

Упражнение "Его сильная сторона"

Цель: выработка умения говорить и выслушивать комплименты, получение обратной связи.

Время проведения:20 минут

Начнем сегодняшний день с игры. Бросая по очереди друг другу этот мяч, будем говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросает мяч. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у каждого". Вопросы для обсуждения: 1)Легко ли вам было выполнять упражнение? 2)Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед? 3)Что вы испытывали, когда вам нужно было обратиться к другому человеку со словами «Я рад тебя видеть…»? 4)Легко ли вам было определить, почему вы рады видеть своего соседа? 5)Часто ли вам в жизни приходится говорить людям комплименты?

 

Упражнение «Утро вечера мудренее»

Цель: получение обратной связи.

Время: 15 мин.

«Утро вечера мудренее» - говорит народная мудрость. Сядьте на стульях удобно, чтобы не захотелось сменить позу. – Все устроились (готовы)? Медленно прикройте глаза, зажмурьте их, закройте закрытые глаза руками, не давите на глаза, постарайтесь ни о чем не думать. Теперь, не убирая рук, медленно откройте глаза, раздвиньте пальцы рук, опустите руки, поморгайте. Новым взглядом посмотрите на проделанную нами работу и скажите: Вопросы для обсуждения: Поделитесь своими эмоциями. Что вам понравилось в тренинге, а что нет? Почему? Сравните и проанализируйте свои ощущения и чувства до тренинга и после. Что поменялось? Что вы получили для себя во время прохождения тренинга, что узнали нового о себе? Произошли ли в вас какие-либо изменения?

Подведение итогов тренинга

Ритуал прощания

Сегодня был последний день наших занятий. Поэтому прощаться сегодня мы будем по-особенному.

Я тебе благодарен…

Участникам предлагается попрощаться друг с другом со следующими фразами: «Я тебе благодарен за то, что…»

Во время ритуала можно включить медитативную, торжественную музыку.

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте

Тренинг по преодолению застенчивости в подростковом возрасте
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2019