Психологическое время младшего школьника
Оценка 4.6

Психологическое время младшего школьника

Оценка 4.6
docx
03.12.2019
Психологическое время младшего школьника
Документ Microsoft Word.docx

Психологическое время в младшем школьном возрасте

Введение

Одной из важнейших задач для личности является задача овладения временем. Существует не только внешнее время, но и внутреннее. Внутреннее время - это ничто иное, как способность отвлечься от объектов чувств, от внешних обстоятельств и условий, и увидеть вещи такими, какими они являются. Это время не сводится к хронологии. Изучение внутреннего психологического времени имеет огромное значение, так как внутреннее время выступает основой организации собственной деятельности. В младшем школьном возрасте этот вопрос актуален, потому что ребенок, который только начинает свое обучение в школе — научается соотносить внутреннее время со внешним. Это легко можно пронаблюдать, если в начале 1 класса, посреди урока, объявить, что время вышло и урок окончен, они не поймут, что еще остается время для завершения, потому что они еще не оценивают длительность времени с позиции внутреннего времени. Если же в середине года, сказать учащимся посреди занятия, что урок окончен, они будут понимать, что урок должен был закончится не сейчас, а намного позже. Это происходит потому что ученики привыкают к определенной длительности урока и даже если не будет часов, они способны почувствовать окончание урока за счет своих внутренних часов. Данная тема является крайне актуальной по нескольким причинам. Изучив теорию по проблеме психологического времени, был сделан вывод, что данная тема недостаточно изучена и до сих пор нет целостной теории психологического времени личности, а это важно для знания о этапах становления психологического времени у ребенка, чтобы дополнить знания и представления о генезе личности, а также для создания педагогических способов формирования и корректировки внутреннего времени. А также острая актуальность данной темы связана с тем, что мы живем в век информационных технологий и это сказывается на психологическом времени личности, так как оно растрачивается в разы быстрее. Необходимо с детства учить ребенка организации собственной деятельности, чтобы важные дела не откладывались на потом, а были выполнены незамедлительно.

Понятие «психологическое время».

Время — в психологии — предмет многочисленных теоретических и экспериментальных исследований, основные аспекты: 1) психофизический — поиск механизмов отражения психического топологических (последовательность, одновременность) и метрических (длительность) характеристик «физического» времени; 2) психофизиологический — исследование влияния разноуровневых биологических ритмов и закономерностей организации «биологического» времени на динамику процессов психических; 3) социально-психологический — рассмотрение особенностей отражения человеком «социальною» времени, специфики этого отражения в различных общностях и культурно-исторических условиях; 4) личностно-психологический — изучение временной организации индивидуального жизненного пути, структуры психологического времени личности.

Время психологическое — отражение в психике системы временных отношений между событиями жизненного пути. Содержит: 1) оценки одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и будущее; 2) переживания сжатости и растянутости, прерывности и непрерывности, ограниченности и беспредельности времени; 3) осознание возраста, этапов возрастных — детства, молодости, зрелости, старости; 4) представления о вероятной продолжительности жизни, о смерти и бессмертии, об исторической связи собственной жизни с жизнью предшествующих и последующих поколений семьи, общества, всего человечества.

Психологическое время личности — это восприятие и переживание человеком объективного времени своей жизни, представления о времени, обусловленные как личным опытом индивидуальной и групповой жизни, так и усвоенным общественно историческим культурным опытом, осознание личностью течения времени, личностное отношение к времени, психологическая организация и регуляция времени жизнедеятельности.

Развитие психологического времени у детей

Как говорилось выше, в психологии недостаточно изучено психологическое время человека, но для того, чтобы сделать вывод, что психологическое время начинает формироваться еще в детстве, достаточно фактов. Развитие психологического времени начинается параллельно с развитием самосознания, а самосознание — непрерывный процесс, который начинает развиваться с момента появления человека на свет.

Те представления о психологическом времени младшего школьника, которые существуют сейчас в психологии, являются достаточно противоречивыми, это связано с тем, что психологическое время — динамическая категория, которая не остается статичной, помимо этого в связи с теоретическими разногласиями  ученых и отсутствием надежных методов исследования и изучения психологического времени.

Рассмотрим появление и развитие психологического времени у детей на каждом этапе развития. В раннем младенчестве ребенок не способен дифференцировать прошлое, настоящее и будущее, а также он не способен переживать длительность течения времени. Основой для формирования понятий о времени здесь выступают только: сердцебиение, дыхание и пульс, так как они являются физиологическими ритмами и интервалы между кормлением матерью. Анна Фрейд, говорила о восприятии младенцем времени так: «то, как ребенок переживает определенный временной интервал, будет зависеть не от действительной его продолжительности, объективно измеряемой взрослым, календарем или часами, а от субъективных внутренних переживаний, связанных с преимущественным влиянием Ид или Эго на общее функционирование. Именно эти факторы повлияют на то, покажутся ли ребенку интервалы между периодами кормления, появлениями матери и т.д. длинными или короткими и, как результат, окажутся ли они травмирующими впоследствии». (Colarusso, 1979).

С каждым годом роста ребенка развиваются все его психологические функции, а также развивается внутреннее психологическое время, это связано с тем, что ребенок уже способен переживать более длительные промежутки времени. Важную роль в развитии психологического времени играет появление речи у ребенка. Эймс (1946, цит. По Colarusso,1979) отслеживал динамику появления слов в лексиконе ребенка: слово «скоро» появляется на 24-ом месяце, а «завтра» появляется после 30-го месяца, но не раньше использования слова «сегодня». Использование этих слов указывает на понимание ребенком течения времени. Развитие понимания прошлого, настоящего и будущего времени ребенком изучала Харнер (1975, 1980), она выделила следующие особенности данных понятий: прошлое и будущее — это опыт, который может быть осмыслен только в отношении определенного события, которое происходит в настоящем. Помимо этого, они способны взаимоисключать дуг друга. Границы прошлого, настоящего и будущего невозможно зафиксировать, так как они непрерывно изменяются. "Для того, чтобы у детей могло сформироваться понимание отношений между прошлым, настоящим и будущим, они должны быть способны понять настоящее как некое соглашение, "подвижную" точку на произвольно установленной линии времени. Другими словами, они должны отделить свое переживание настоящего от идеи настоящего" (цит. по Colarusso, 1979). Харнер в своем исследовании доказала, что формирование взаимоисключающих понятий "прошлое" и "будущее" осуществляется легче, чем осознание настоящего как категории переживания и как точки отсчета , которая имеет подвижные граници прошлое-настоящее и настоящее-будущее. Развитию психологического времени также способствует знакомство ребенка со внешним временем, он изучает что моменту времени обязательно принадлежит какое-то определенное число, это формирует связь ребенка с реальностью, а также способствует социализации. Эймс писал о том, что ребенок может назвать день недели в возрасте 5 лет, в 7 — время дня, месяц и год — в 8 лет. Развитие психологического времени ребенка зависит от развития его личности в целом. Если в младенчестве основными интервалами для осознания времени являются сердцебиение, пульс, дыхание, кормление, то в младшем дошкольном возрасте, когда ребенок начинает ходить в школу появляются новые интервалы, а именно уроки и перемены, которые сопровождаются звонками.

Вывод

Помимо всего выше перечисленного на развитие психологического времени ребенка влияет множество факторов, такие как: возраст, пол, состояние здоровья, среда в которой растет ребенок, его окружение, темперамент, характер, сенсорная организация, развитие восприятия, ощущения и остальных психологических процессов и т.д. Что-то имеет большее значение для формирования психологического времени, что-то меньше, но все факторы оказывают определенное влияние. Если эти факторы оказывают неправильное влияние, в результате которого происходит нарушение развития психологического времени ребенка, то такие нарушения способны привести к невозможности правильно организовывать свою деятельность и распределять время, откладывать важные дела на выполнение в отсроченном времени. Так у человека появляется прокрастинация.

Психологическое время младшего школьника

Психологическое время младшего школьника

Психологическое время младшего школьника

Психологическое время младшего школьника

Психологическое время младшего школьника

Психологическое время младшего школьника

Психологическое время младшего школьника

Психологическое время младшего школьника

Психологическое время младшего школьника

Психологическое время младшего школьника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2019