ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Дрыжук Татьяна, Россия, г.Красноярск
С учетом того, что современность – это можно сказать, эпоха глобального кризиса — политического, экологического, нравственного и т.д., ученые, которые исследуют проблемы толерантности отмечают в ней прямо противоположные качества. Одни видят в ней «идеал и жизненно важный принцип», говоря, что «она одна даст шанс выжить цивилизации». Некоторые считают, что она «служит лишь для того, чтобы символически скрадывать и лечить реальный раскол и безразличие, которые демонстрирует человечество»[2,с. 23]. Но если не брать во внимание такие большие различия в оценке толерантности, всех исследователей объединяет уверенность в необходимости борьбы с интолерантностью, которую можно встретить в разнообразных формах в нашей современной жизни.
Толерантность (терпимость) – есть некое стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность достигается трудно и редко. Это происходит потому что фундамент сообщества - это родовое сознание. Мы стремимся объединиться с теми, с кем похожи наши убеждения, с теми, кто разговаривает на том же языке, с тем, кто придерживается той же культуре, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. На протяжении всего времени в качестве оснований сообщества является – общность языка и чувство этнической близости. Но в тот же момент, мы можем враждебно относиться к тем, кто отличается от нас. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.
А.Г. Асмолов[1,с.7] в понятии «толерантность» выделяет три основных аспекта: Первый связывает данный термин с устойчивостью, выносливостью. Второй связан с терпимостью. Третий с допуском, допустимостью, допустимым отклонением.
Кроме этих выделяют еще два конкретных аспекта толерантности:
1. внешняя толерантность (к другим). Она означает, что другие тоже имеют свои убеждения, могут иметь свою позицию;
2. внутренняя толерантность. Означает гибкость, как отношение к неопределенности, риску, стрессу.
Все нации, которые есть в современном мире, в культурном, религиозном и политическом отношении более плюралистичны, чем традиционные сообщества, которые основывали свое единство за счет фундаментальных традиций в культуре и религии. Именно культурный и религиозный плюрализм англосаксов вызвал к жизни толерантность, которая необходима для установления общности в условиях плюрализма. Толерантность была условием дальнейшего развития плюрализма.
Кромвелевский период английской истории 17 в - решающая глава в истории толерантности. Согласно взглядам индепендентов и левеллеров, которые были заинтересованы в свободе и терпимости, ни одно убеждение не может быть настолько непогрешимым, чтобы ему в жертву можно было принести другие убеждения, существующие в сообществе.
И в Англии и в Америке толерантность была установлена больше по необходимости – когда было разрушено монолитное единство общества, а не в качестве идеального принципа. Оказалось, что в обществе будет больше мира, если не пытаться навязывать ему сверху религиозного единства.
Религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в свободном обществе. Иногда говорят, что нет ничего труднее, чем быть терпимым в отношении людей, которые придерживаются иных религиозных убеждений. В идеале вера должна формировать милосердие, а не фанатизм. Это связано с тем, что она приводит к сопоставлению фрагментарных и ограниченных ценностей с абсолютным и божественным. Но в жизненной ситуации религиозный человек может легко впасть в соблазн освящения своих ограниченных ценностей светом того абсолюта, которому он предан, и при этом еще призвать в союзники Бога. Так что религия иногда может содействовать углублению и ужесточению фанатизма, каким бы он ни был – культурным, государственным или этническим.
В Эпоху Просвещения 18 в. единственным видным представителем толерантности в ту эпоху был Вольтер. Его взгляды сложились, когда он наблюдал за событиями в Англии, где в 17 в. в условиях религиозного плюрализма и религиозной толерантности был достигнут гражданский мир и установилась общая атмосфера милосердия.
И религиозное, и политическое, и культурное убеждение может привести к нетерпимости. При политической свободе мы в достаточной степени доверяем нашим политическим оппонентам, чтобы позволить им организоваться, провести выборную кампанию и сформировать новое правительство. Экономическая свобода предполагает терпимость к конкурирующим экономическим интересам. Конкуренция способствует образованию более гармоничного сообщества и стимулирует инициативу индивидов и социальных групп.
Терпимость по отношению к людям другой национальности допускает, что мы сознаем существование скрывающихся под различиями сходств и тождеств. Данный феномен в отношении людей, которые отличаются от нас своими убеждениями и привычками, просит понимания того, что истина многолика.
Толерантность должна считаться добродетелью, но все же имеет два недостатка:
1. склонность к безразличному отношению к ценностям, питающим убеждения;
2. необходимость установления минимальных моральных стандартов и необходимость защиты сообщества от заговоров и измены.
Но даже в этой сфере, в которой в качестве нормы выступает нетерпимость к нетерпимости, необходимо сохранять осторожность, чтобы простое отклонение от традиции не принималось за измену фундаментальным ценностям свободы и толерантности.
Литература:
1. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С.7.
2. Шрейдер Ю.А. Утопия или устроительство // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. С. 7—25. С. 8.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.