Особенности создания специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ
В.И.Лубовский
«…где бы ни обучался ребенок с ограниченными возможностями здоровья –в специальном учреждении или в условиях интеграции –это должно быть специальное обучение. Только так можно добиться успешной адаптации ребенка в школе и получения им образования, которое будет одним из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни.»
Концепция модернизации российского образования предполагает, что «дети с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ) должны быть обеспечены медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний–в специальных школах и школах–интернатах
Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003г. №28–51–513/16
Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ -
Условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование:
специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
обеспечение доступа в зданиях организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Важная роль в определении необходимых в каждом конкретном случае специальных образовательных условий отводится системе психолого-медико-педагогического консультирования—деятельности системы пмпк и консилиумов образовательных учреждений(пмпк),законодательно обеспеченной соответствующим федеральным законом.
Целостная система специальных образовательных условий: начинается с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, и заканчивается частно-специфическими и индивидуально-ориентированными, определяющими эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями.
При этом в обобщенном виде специальные образовательные условия, необходимые для детей с ОВЗ всех категорий, вариантов, форм и выраженности отклоняющегося развития, подразделяются на:
1.Организационное обеспечение.
2.Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение
3.Организационно-педагогические условия.
4.Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса.
5.Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательной организации.
6.Кадровое обеспечение.
Пакет специальных условий включения детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения общего типа
Организационное обеспечение
Нормативно-правовое обеспечение : локальные акты образовательной организации (устав, положение, приказ и др.)
Организация медицинского обслуживания (необходимо системное сопровождение ребенка узкими специалистами по основному заболеванию)
Организация питания (без особенностей, по основному меню образовательной организации.)
Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка
-договор о взаимодействии с родителями (на основе договора о предоставлении образования школой);
-договор о сотрудничестве с ППМС- центра,
-договор о сотрудничестве с СКОУ (по необходимости),
-взаимодействие с МСЭ (по необходимости),
-взаимодействия с ПМПК (может осуществляться по необходимости на основании запроса консилиума ОУ),
-организация взаимодействия с органами социальной защиты (может осуществляться по необходимости)
Материально-техническое обеспечение общеобразовательного учреждения
Архитектурная среда для разных категорий детей: общешкольное пространство; учебное пространство
Специальное оборудование и дидактическое обеспечение (для слепых, глухих, ДЦП, умственно отсталых)
ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВНИЯ
Обеспечение ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА(оборудование, обеспечивающее возможность совмещенного обучения учащихся с инвалидностью и учащихся без нарушений развития, специальное коррекционное оборудование для реабилитации учащихся с инвалидностью, и пр.
Обеспечение ФИЗИЧЕСКОЙ ДОСТУПНОСТИ ЗДАНИЯ и ПОМЕЩЕНИЙ образовательных учреждений (для учащихся с нарушением опорно-двигательных функций, инвалидов по слуху, зрению)
Знаки доступностиЗнаковые средства отображения информации (предупреждающие знаки, таблички и наклейки, программы мероприятий и пр.).Размещаются при в ходе в учебные заведения и в учебные помещения для демонстрации доступности объекта.
Для инвалидов по слуху
Для инвалидов по зрению
для инвалидов -
колясочников
для всех категорий
СЕНСОРНАЯ КОМНАТА (ПРОСТРАНСТВО)
Сенсорная комната – особым образом организованное и оформленное помещение, безопасное и интересное для ребенка и взрослого. Сенсорная комната –это идеальная среда для отдыха, расслабления и развития.
Сенсорная комната рекомендована:
Детям дошкольного, младшего и старшего школьного возраста;
Взрослым с изменяемым поведением, психическими отклонениями, неврологическими заболеваниями, поражением опорно-двигательного аппарата, нуждающиеся в нормализации психологического и эмоционального состояния;
Детям и взрослым при комплексном восстановительном лечении.
Наполняемость сенсорной комнаты:
Мягкое оборудование, светозвуковые панели, воздушнопузырьковые трубки, сухие бассейны, тактильное оборудование, развивающие оборудование, фиброоптические изделия.
Психолого-педагогическое обеспечение
Программно-методическое обеспечение обучения и воспитания детей с различными нарушениями по:
Общеобразовательным программам
Адаптированным основным образовательным программам для детей с I-VIII вид
Направления коррекционной работы:
работа по развитию речи,
по формированию и коррекции произношения,
по формированию и совершенствованию коммуникативных компетенций,
музыкально-ритмические занятия,
ЛФК
Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ПМП консилиума
Сопровождение тьютором по рекомендации ПМПК
Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с психологом по формированию коммуникативных навыков, навыков социального функционирования и др.
Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с дефектологом по формированию необходимых учебных навыков
Занятия с логопедом (индивидуальные или групповые) по развитию коммуникативных функций речи, пониманию речи, коррекции специфических нарушений устной и письменной речи
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Наличие в образовательном учреждении таких специалистов, как:
учителя;
учитель-дефектолог (тифлопедагог, сурдопедагог);
педагог-психолог;
учитель-логопед;
тьютор;
координатор по инклюзии;
социальные педагоги;
врач узкой специализации
Необходимо чтобы все специалисты прошли профессиональную переподготовку в области инклюзивного образования
Создание общих условий образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ
Доступность места обучения, в т.ч.городской инфраструктуры для прибытия к месту обучения.
Оборудование территории, непосредственно прилегающей к зданию образовательного учреждения, в соответствии с требованиями(отсутствие бордюров, препятствий, наличие пандусов, маркировка маршрута).
•Специально оборудованное здание ОУ и его техническое оснащение(лифт, спец.туалетные комнаты, маркировка маршрутов движения по зданию, соответствующее освещение и т.д.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.