Особенности урока информатики в начальной школе. Методика проведения занятий в компьютерном классе.
Оценка 5

Особенности урока информатики в начальной школе. Методика проведения занятий в компьютерном классе.

Оценка 5
doc
16.02.2020
Особенности урока информатики в начальной школе. Методика проведения занятий в компьютерном классе.
Особенности урока информатики в начальной школе_1.doc

                                         

Особенности урока информатики в начальной школе. Методика проведения занятий в компьютерном классе.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Зовут меня Затовка Ирина Анатольевна, я учитель начальных классов школы-гимназии №52. В компьютерном классе я работаю более 6 лет и хочу рассказать вам об особенностях работы на уроках информатики в начальной школе

Целью каждого урока информатики является формирование умения методически грамотно выделять этапы урока, осуществлять планирование деятельности учителя и учащихся в рамках 1 занятия в компьютерном классе с учетом гигиенических требований к организации подобных уроков.

Какие учебные задачи вы должны ставить перед собой:

            1) знать особенности урока информатики в компьютерном классе и основные гигиенические требования к уроку.

2) уметь провести упражнения для младших школьников, способствующие сохранению  зрения, снятия усталости глаз.

3) знать комплекс требований для учителя, для учащихся и к оснащению кабинета.

План урока

 1.  Ориентировочно-мотивационный этап

                                                        Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Куда мы с вами попадём –

Узнаете вы скоро.

В известном мультике найдём

Помощников весёлых.

(Это может быть просмотр фрагмента мультфильма на данную тему, слайд с «План действия на уроке», загадка, ребус, любой вид мотивационной работы).

 

 II.                Операционно-исполнительный этап урока.

 Урок — основная форма обучения информатике.

Основной формой обучения информатике является урок. Можно привести примерную структуру урока информатики с учетом особенностей возраста и требований методики обучения младших школьников.

- Рассмотрим примерные схемы урока информатики для «машинного» и «безмашинного» варианта организации обучения (по рабочим материалам).

 

Схема урока информатики 1 (машинный вариант).

1.  Организационный момент. Объявление темы и  целей урока (1-3 минуты)

2.  Разминка:  короткие  математические,  логические  задачи  и задачи на развитие внимания) или компьютерная разминка (ввод и редактирование текста) (3-5 минут)

3. Основная тема (безмашинная часть урока - работа с книгой и тетрадью) (10-15 минут). Дать примерную характеристику заданий в тетради.

4. Физкультминутка (1-2 минуты).

5. Работа за компьютером (10-15 минут)

6. Подведение итогов, выводы, гимнастика для глаз (2-3 минуты) (!)

Эта структура предполагает машинный вариант обучения информатике. Содержательно машинная часть целиком и полностью зависит от уровня техники  и  наличия  программного  обеспечения. Даже  в  тех  случаях,  когда  для  темы  курса  отсутствует  или практически  отсутствует  подходящее  компьютерное  программное обеспечение  (например  "Устройство  компьютера"  или  "Кодирование"), машинную  часть  урока  можно не отменять.  В  такой  ситуации  можно использовать компьютерные программы общеразвивающей  направленности  (логика, реакция, память и т.д.) или же по другим школьным дисциплинам.  Кроме традиционного урока можно проводить с детьми уроки-конкурсы,  уроки-турниры,  зачетные уроки, олимпиады и т.д., которые имеют иную структуру.

 

Схема урока информатики 2 (безмашинный вариант).

1.      Организационный этап. Объявление темы и целей урока.

2.      Актуализация знаний учащихся. Подготовительная работа.

3.      Изучение нового материала. (учебник)

3.1. Введение понятия.

3.2. Закрепление и уточнение понятия.

4. Физкультминутка.

5. Выполнение заданий на основе изученного понятия. (тетрадь)

6. Подведение итогов.

 

III. Компьютерный практикум. (10-15минут работы за компьютером)

 

IV. Рефлексивный этап урока.

Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

 

- Как можно моделировать схему урока в расчете на то, что преподавание ведется с компьютерной поддержкой изучения основных понятий информатики?

 

Основной формой организации урока на информа­тике является игра, т.к. доминирующей формой деятель­ности 6-10-летних детей является игра.

В новой программе  начальной школы на одно из первых мест выступа­ет техника проведения урока, удачный выбор формы организации учебной деятельности в рамках урока:

• урок должен быть эмоциональным, вызывать ин­терес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

• темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся — завершенными;

• необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся, на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

• доминировать должна атмосфера доброжелатель­ности и активного творческого труда;

•  по возможности следует менять виды деятельнос­ти учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

• особое место на уроке занимают дидактические игры, которые снимают усталость и напряжение, дают возможность детям сменить форму деятельности;

•  главная цель каждой игры — помочь понять и закрепить материал урока.

Игровая цель выходит на первый план по сравнению с учебной целью, поэтому удается добиться косвенности обучения, а косвенное обучение самое прочное и неутомительное. Ребенок спасает космическую станцию от метеоритов, а решается задача совершенствования навыков устного счета. Ребенок ищет выход из пещеры дракона, а развивается его память и внимание

Возможность добиться успеха за небольшой промежуток времени, вызывает желание работать еще и еще. Поэтому игра должна быть доступной для ребенка, иметь несколько уровней по времени или по сложности.

Параллельно у ребенка формируется потребность использовать компьютер как инструмент, который помогает ему учиться. Он осваивает клавиатуру, знает значение основных клавиш, умеет ввести требуемую информацию, исправить ошибку, т.е. приобретает навыки пользователя.

Помните, что цель курса Ступеньки к информатике – развитие  ребенка с помощью возможностей  компьютера. Если учитель видит целесообразность использования компьютера, как обучающего средства, у него возникает желание освоить это средство и применять его на уроках.

Гигиенические требования 

Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия  должны проходить не в темном, а в  хорошо освещенном помещении.

 При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног. Размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится, примерно, на центр монитора или немного выше.

Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения.

Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.

Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит  улучшение качественного состава воздуха. Влажная уборка в компьютерных классах должна проводиться  ежедневно.

Приобщение  детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.

Для профилактики зрительного и общего  утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации:

1. Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером  для учащихся II-IV классов  должна быть не более 15 минут.

2. С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.

На этом я своё выступление заканчиваю, искренне благодарю Вас за внимание!

Работайте с удовольствием!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Затовка Ірина Анатоліївна

вчитель початкових класів

школи-гімназії  №52

Виступ на міському 

інструктивно-методичному семінарі

«Особливості навчально-виховного процесу в 2-х класах у 2013-2014

навчальному році»

з темою

«Особливості роботи в комп’ютерному класі»

 

 

                                                Луганськ 2013-2014


Особенности урока информатики в начальной школе

Особенности урока информатики в начальной школе

Устройство компьютера" или "Кодирование"), машинную часть урока можно не отменять

Устройство компьютера" или "Кодирование"), машинную часть урока можно не отменять

Игровая цель выходит на первый план по сравнению с учебной целью, поэтому удается добиться косвенности обучения, а косвенное обучение самое прочное и неутомительное

Игровая цель выходит на первый план по сравнению с учебной целью, поэтому удается добиться косвенности обучения, а косвенное обучение самое прочное и неутомительное

Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха

Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха

Затовка Ірина Анатоліївна вчитель початкових класів школи-гімназії №52

Затовка Ірина Анатоліївна вчитель початкових класів школи-гімназії №52
Скачать файл