Пути развития творческих способностей младших школьников в написании стихотворений на уроках чтения
Оценка 4.6

Пути развития творческих способностей младших школьников в написании стихотворений на уроках чтения

Оценка 4.6
doc
16.02.2020
Пути развития творческих 	способностей младших школьников в	написании стихотворений на уроках чтения
Пути развития творческих.doc

                          Пути развития творческих

       способностей младших школьников в   написании стихотворений на уроках чтения

         Многие поэты мечтали и мечтают об умении видеть и передавать природу так, как это может ребёнок – живо, заразительно, с такими деталям, интонацией, которые свойственны чистому чувству, острому и образному видению. Красота и любовь всегда были нужны нашим детям! Именно они способны пробудить в ребёнке творца.

         Так, для развития творческих способностей учащихся необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности. И на основе этого, точно почувствовать и выразить своё отношение к окружающему миру.

         Работа в данном направлении, проводимая на уроках, даёт положительные результаты. Погружаясь в посильное для детей творчество, они, пусть наивно и неумело, самовыражаются, приобретают элементарный опыт, который позволяет им глубже постигать и ценить образцы подлинной художественно-поэтической речи, принадлежащие перу великих поэтов.

         Цель творчества – самоотдача. Это важно не только в поэзии. И поводом для творчества может стать в жизни очень многое. Поэтому стихи, которые мы пишем, имеют для нас не только литературный, но и большой человеческий смысл.

         «Много слов на свете,

          Много дел на свете.

 Если дела нету –

 Слово – это ветер».          Сергей  Баруздин

«Творческую личность может воспитать только творческая личность» - для педагога эта истина является и девизом и руководством к действию.

Именно поэтому, во-первых, в развитии личности ребёнка необходимо соблюдать гармоничное равновесие в развитии его эмоций и интеллекта. Развитие интеллекта должно не подавлять эмоциональную сферу, а на оборот, обогащать её, расширять диапазон причин, которые способны радовать или огорчать человека. К сожалению, наблюдается явный приоритет интеллектуального развития перед эмоциональным в ущерб развитию личности ребёнка в целом .

Во-вторых, полноценное развитие интеллекта невозможно, если есть недостатки в эмоциональном развитии. Эмоции не могут быть подменены, подавлены интеллектом, ибо отсутствие эмоций или бедность эмоциональной сферы ведут к пассивности мыслительных процессов.

Интеллектуальные эмоции – удивление, сомнение, уверенность, обобщённое чувство нового, восторг по поводу верно разгаданной головоломки – возникают в процессе познавательной деятельности и влияют на неё.

Так, для развития интеллектуальной сферы младшего школьника берётся игра.

Характерная особенность применения интеллектуальных игр в первом классе состоит в том, что мыслительная деятельность  детей при разгадывании организовывается с опорой на восприятие окружающей действительности, т.е. предмет, о котором говорится в игре, дети должны хорошо себе представлять. Для того, чтобы в интеллектуальной игре принимали активное участие все дети, вопрос задают всему классу, а вызывают кого-то одного. Не следует вызывать несколько раз одного и того же ученика или беседовать только с теми,  кто хочет отвечать.

При руководстве интеллектуальными играми учитываются индивидуальные особенности учащихся – одни нуждаются в наводящих вопросах, более развитым надо дать возможность решить логическую задачу самостоятельно.

Важно, чтобы дети полюбили интеллектуальные игры.

Вот пример интеллектуальной разминки, который я предлагаю на занятиях по развитию творческих способностей для учащихся 1 класса.

Кто найдёт слово

В каждом отрывке, который вы услышите, вместо последнего слова есть только его начало – первый слог. Попытайтесь найти всё слово. Слова очень хитрые, и лишь тот правильно назовёт их, кто очень внимателен.

Вёз водитель в магазин

Много мётел и корзин.

Как приятно было Зине

Вместе с ним сидеть в ка…(бине)!

         По дороге наша Машенька идёт,

         За верёвочку козу она ведёт.

         А прохожие глядят во все глаза:

         - Очень длинная у девочки ко…(СА)!

Филиппок за окуньком

В речку лезет босиком.

Очень хочет Филиппок

Окунька поймать в са..(чок).

Думай  быстро!

Бросаем друг другу мяч. Бросающий говорит какой-нибудь слог. Например: БУК- . Тот, к кому прилетит мяч, должен назвать второй слог, например –ВА, и бросить мяч товарищу. Последний называет слово, новый слог и бросает мяч дальше.

Загадочный чемодан

Очень хотелось первоклассникам узнать, что находится в чемодане. А там оказались загадки. Откроем чемодан и отгадаем загадки.

Время года перед летом  (весна)

Овощ, который используется при лепке снежной бабы. (Морковь)

Белый камушек растаял – на доске следы оставил. (Мел)

Что стучит без рук? (Дождь)

Заданий такого типа очень много. Такие задания даются всему классу. При их выполнении оценивается только успех. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Занятие идёт в достаточно высоком темпе, дети отвечают с места, не поднимая рук. Такая работа создаёт дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает интеллект.

Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» всё выше и выше. Ребёнку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т.д. Здесь желание ребёнка, его интерес, эмоциональный подъём служат надёжной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдёт учащимся на пользу.

В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному, когда ребёнок может подняться до «потолка» своих возможностей.

 

Игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, они  не терпят  принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Эмоции занимают большое место в жизни учащихся, и надо так организовать эти игры, чтобы они не только формировали мышление и закрепляли навыки чтения, но и  доставляли  радость. А обеспечить это может только учитель, увлечённый вместе с детьми игрой и переживающий с ними радость познания.

При работе над эмоциональной стороной стихотворной речи учитель использует иллюстрации, фрагменты стихотворных произведений, а также впечатления детей, полученные на экскурсиях. Всё это помогает пополнить активный словарный запас ребёнка.

Большая роль в эмоциональном развитии детей принадлежит художественным произведениям, среди которых достаточно широк выбор произведений о природе. Они усиливают эмоциональные переживания ребёнка от наблюдаемого в природе, помогают ему более ярко, образно выразить свои чувства. Ведь словарный запас ребёнка ещё достаточно беден, у него не выработана эмоциональность слога. Ученику, прежде всего не хватает речевого арсенала для выражения понятий, мыслей, чувств. А искусство и литература развивают фантазию, воображение и способность к творчеству.

Перед тем, как показать систему стихосложения, хочу дать краткое описание ступеней приобщения к искусству в начальной школе.

Первая ступень: включение в игровое творчество и общение в детской группе. Охватывает ориентировочно первый год обучения в четырёхлетней школе. Задачи: вовлечь всех детей в игровую творческую деятельность, направляемую учителем; сформировать у каждого первый интерес к одноклассникам и к самому себе.

Вторая ступень: освоение элементов  художественной формы

в качестве материала игры. Охватываемый ступенью период – примерно второй класс четырёхлетней школы. Задачи ступени:

         - развить у школьников практические умения игрового владения художественными средствами: рифмами, стихотворными размерами, звукописью, интонацией, тропами (эпитетами, сравнениями и т.д.)

        

         - объективировать  (сделать объектом наблюдения, помочь увидеть) эти средства в качестве материала игры;

         - развить самооценку – сформировать готовность и умение оценивать свои действия с художественным материалом как соответствующие или не соответствующие условиям игры – задачи, правилам.

         Третья ступень:  открытие в себе автора. Примерно это предпоследний класс начальной школы. Это кульминационная ступень. Здесь школьник совершает два открытия:

         - открывает коммуникативные возможности художественных средств, которые на второй ступени выступали средствами игры;

         - обнаруживает в себе автора, способного воздействовать на других людей, на их настроение, видение мира и себя.

         Четвёртая ступень: формирование коммуникативно-оценочного отношения к искусству. Последний класс начальной школы. На этой ступени происходит перенос художественно- коммуникативной позиции с собственного творчества детей на произведения мастеров.

         Остановимся на программе второй ступени, которая включает в себя четыре темы, четыре «секрета стихов».

         Секрет первый. «Грохочет слово, словно гром»

         Читайте детям только то, что вам нравится. Иначе не удастся сформировать у малышей интерес к чтению. Конечно, стихотворение – это не арифметическая задача, где только один ответ правильный.   В стихах каждый может увидеть своё, чего другие не замечают. Так в стихотворении «Телеграмма» Эммы Мошковской одни слышат стук, а другие звонок, третьи – и то, и другое. Главное, что все что-то услышали, а это значит, что вы открыли один важный секрет: поэт пишет такими словами, которые подходят не только по смыслу, но и по звучанию. И первый секрет стихов – «звукопись».

         Чьи там крики у пруда?

         -Квасу, квасу нам сюда!

         -Квасу, квасу, простокваши,

         Надоела нам вода!

         Конечно, это лёгкое задание. Это лягушки! Стихотворение Агнии Барто «Игра в слова» подсказывает нам, как нужно читать стихи со звукописью:

 

         Скажи погромче

         Слово «гром» -

         Грохочет слово,

Словно гром,

Скажи потише:

«Шесть мышат» -

И сразу мыши зашуршат.

Ритм – основа стихотворной речи. Элементами ритма являются ударения, созвучия. Ритмичность может создаваться одинаковым порядком расположения слов, их повторов. Это второй секрет стихов – стихотворный размер, ритм. Ритм бывает разным: быстрым, медленным, напряжённым, неторопливым, энергичным, монотонным, весёлым и т.д. Чётким ритмом отличаются считалки.

Следующая закономерность стихосложения  - рифма.

Рифма – это повтор в окончаниях стихотворных строк (слогов, слов), отмечающих их границы и связывающий их между собой в строфу.

Рифмы делятся на группы: 1) по слоговому объёму – мужские, женские; открытые и закрытые; 2) по характеру звучания – точные, неточные; 3) по положению в стихе и строфе – конечные, начальные, смежные; 4) по кратности повторов – парные, тройные, многократные.  Стихи без рифмы называются «белыми». Пример.

Стих  Ковалёвой Анастасии  «ЗИМА».

Группа стихотворных строк, составляющих определённую ритмическую единицу и синтаксическое целое – строфа. У строфы чаще всего общая система рифмовки. Строфы могут состоять из разного количества строк, от двух (двустишие) до 14 (сонет). На письме строфы отделены друг от друга увеличенным интервалом.

Четвертый секрет стихов это интонация.  Каждый отдельный стих обладает законченной интонацией, которую с полным правом можно назвать стиховой интонацией, ибо она не встречается нигде, кроме стиха.

Стиховая интонация определяется, прежде всего, специфической паузой в конце каждой стихотворной строки. Она по своей долготе, значительности, ясности превосходит любые паузы внутри стихотворных строк. Стиховой паузе предшествует особый интонационный ход – именно конец интонации стиха. Поэтому, слушая даже те стихи, в которых нет ни размера, ни рифмы мы сразу осознаём, что это стихи. Это объясняется именно существованием особых, не свойственных прозе стиховых пауз и интонаций.

Хочу поделиться опытом организации творческой деятельности учащихся на уроках чтения.

В системе работы с первого по четвёртый класс предлагаю следующие виды практических заданий:

- наблюдение рифмы в стихотворном произведении;

- договаривание словечка   в неполном четверостишии;

- подбор слов, рифмующихся с данным;

- дополнение фразы рифмующимся словом;

- буриме и др.

Например, дополнить четверостишие по предложенным двум строчкам:                    Весной всё расцветает,

                           Становится теплей.

                               … … … … …

                                … … … … …

                       (Дети читают свои варианты)

Успех в самом начале – обязательное условие. Если ребёнок не справляется с заданием, значит, вы переоценили уровень его развития. Дайте ему более лёгкое задание, подбодрите ребёнка.

Составление стихотворения – это творческое задание, где дети должны делать всё самостоятельно. Поднимаясь постепенно и справляясь с всё более и более трудными заданиями, ребёнок развивает свои творческие способности.

Так мы начинали с самого простого в первом классе:

- доскажи словечко,

- дополни стихотворение.

Во втором классе мы начали писать загадки. Представляем вашему вниманию проект «Чудо мир загадок», где изложен план работы над загадками.

Работа над составлением загадок – это начало работы над стихосложением. Кто научился писать загадки у того ребёнка уже не вызывает трудности в написании стихотворений.

Но, есть ещё одна проблема! Это смысловая сторона стиха. Я всегда детям привожу такой пример:

- А теперь послушайте стихи известного поэта Цветика из сказки Носова по поводу полёта воздушного шара:

 

Огромный шар, надутый паром,

Поднялся в воздух он недаром.

Наш коротышка хоть не птица,

Летать он всё-таки годится.

И всё доступно уж, эхма!

Теперь для нашего ума!

-Понравились ли вам эти стихи? Значит, может быть и ритм и рифма, а стихотворение без смысловой стороны не получится.

Поэтому к творческому составлению я прежде всего предъявляю следующие требования:

- учитель не должен удовлетворяться первым, простейшим стихом, он добивается составления действительно хорошего стихотворения;

- соревнования с подведением итогов и с предложением опубликовать лучшие стихотворение в школьном  журнале «Мозаика». Этот журнал представляет собой сборник детских работ. Это стихи, рассказы, сказки, детские рисунки, кроссфорды и любые детские работы. Последние три номера мы предоставляем вашему вниманию.  

Следующий этап, которому я уделяю внимание при составлении стихотворений, - это наблюдение. Наблюдать явления природы, пение птиц, слушать музыку, чувствовать запахи цветов, различать оттенки -  всё это воспитывает у детей любознательность, умение видеть, слышать, обонять, воспринимать мир вокруг.  Полезно, после таких наблюдений, побуждать детей к эмоциональным словесным описаниям увиденного, выражениям чувств. Такой подход способствует более высокому уровню проявления индивидуального творчества и фантазии.

Ушинский писал: «Всё в мире мы узнаём не иначе, как через сравнение…» В самом деле, сравнение служит одним из важнейших приёмов мышления.  Сравнение – аналитическая работа ума. Это синтез, обобщение, вывод. Сравнивать – это значит устанавливать сходства и различия между предметами и явлениями.

Сравнение возможно лишь при условии, что школьники уже умеют выделять признаки предметов  и отличают существенные признаки от несущественных, так как сравнивать можно лишь по существенным признакам.

Начинать сравнение удобнее всего с противопоставления контрастных признаков. Сахар белый, а уголь чёрный. В дальнейшем дети выделяют не только различные признаки, но и сходные. Материал для сравнения дают наблюдения, беседы, жизненный опыт учащихся.  Прежде чем приступать к сравнениям, нужно дать учащимся образец, показать, как сравнивать.

Отлично показано сравнение в стихотворении Т.Г. Шевченка «Тополь», которое дано уже в первом классе в Букваре Прищепы.

«Гнётся тополь одинокий,

Клонится покорно;

Кругом поле, точно море –

Широко, просторно».

Здесь автор сравнивает поле с морем. Дети выделяют общие признаки « широко, просторно».

Сравнение часто встречается в детских стихотворениях. Например:

«Зимой падают снежинки, словно белые пушинки»

                                            Андрей Ковалёв

«Пришла зима любимая, как матушка родимая»

                                             Алёна Ерёмина

«Пришла зима на мягких лапах.

 Принесла с собой морозный запах»

                                              Катя Шевцова

И таких примеров я могу привести очень много. В детских работах, которые будут вам представлены, сегодня вы их услышите. И я рада, что мои дети в своих стихах используют сравнения.

В третьем классе мы начали писать четверостишия и постепенно перешли к написанию стихотворений. Развитию творческой личности ребёнка способствуют продуктивные виды деятельности. В этих видах деятельности складывается направленность на получение результата. Этим результатом служит, в нашем случае, первая книжка. Где ребёнок на уроках чтения пишет стихи, на уроках рисования делает к ним рисунки и в завершении на уроках труда делает свою первую книжку, которая и является конечным результатом художественного творчества детей в начальной школе. Она готовится на протяжении всего третьего  класса.

Осенью мы пишем стихи об осени и выбираем лучший в свою книгу, зимой – о зиме, весной – о весне и о лете.

Представляем вашему вниманию проект «Времена года», где показана работа учащихся над стихотворениями.

Шаги написания книги

Это те пункты, о которых я вам сейчас рассказывала:

- работа над рифмой;

- наблюдение за погодой;

- сравнение, сопоставление, признаки;

- сюжет, содержание стихотворения;

- написание и оформление странички в книге.

Сентябрь и октябрь мы пишем стихи об осени, послушайте их:

1.    Онуфриенко Анна

2.    Ковалёва Настя

3.    Ахметзянова Анна

4.    Удодова Настя

5.    Здор Полина

Ноябрь, декабрь и январь  пишем стихи о зиме:

1.    Удодова Настя

2.    Здор Полина

3.    Онуфриенко Анна

4.    Астафьева Саша

Февраль и март пишем стихи о весне :

1.    Ковалёва Настя

2.    Удодова Настя

3.    Сметкина Саша

4.    Редина Валерия

5.    Здор Полина

Апрель и май пишем стихи о лете:

1.    Здор Полина

2.    Удодова Настя

3.    Козлов Никита

4.    Сметкина Саша

5.    Онуфриенко Анна

6.    Здор Полина

Ну, вот мы и подходим к завершению начального литературного образования. Где я хочу подвести итог работы учащихся начальной школы.

Такая форма работы относится к полихудожественному воспитанию школьников. Которая позволяет им понять истоки разных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки из области каждого искусства. Можно сказать, что это становится подлинно творческой работой.

 

 

 

 

 

 

 

 

        

          


Пути развития творческих способностей младших школьников в написании стихотворений на уроках чтения

Пути развития творческих способностей младших школьников в написании стихотворений на уроках чтения

Во-вторых, полноценное развитие интеллекта невозможно, если есть недостатки в эмоциональном развитии

Во-вторых, полноценное развитие интеллекта невозможно, если есть недостатки в эмоциональном развитии

А прохожие глядят во все глаза: -

А прохожие глядят во все глаза: -

Игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества

Игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества

Третья ступень: открытие в себе автора

Третья ступень: открытие в себе автора

Скажи погромче Слово «гром» -

Скажи погромче Слово «гром» -

Это объясняется именно существованием особых, не свойственных прозе стиховых пауз и интонаций

Это объясняется именно существованием особых, не свойственных прозе стиховых пауз и интонаций

Огромный шар, надутый паром,

Огромный шар, надутый паром,

Начинать сравнение удобнее всего с противопоставления контрастных признаков

Начинать сравнение удобнее всего с противопоставления контрастных признаков

Осенью мы пишем стихи об осени и выбираем лучший в свою книгу, зимой – о зиме, весной – о весне и о лете

Осенью мы пишем стихи об осени и выбираем лучший в свою книгу, зимой – о зиме, весной – о весне и о лете

Такая форма работы относится к полихудожественному воспитанию школьников

Такая форма работы относится к полихудожественному воспитанию школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2020