Особенности воспитательной деятельности классного руководителя
Оценка 5

Особенности воспитательной деятельности классного руководителя

Оценка 5
Педсоветы
docx
20.03.2022
Особенности  воспитательной деятельности  классного руководителя
Воспитание – это создание условий, для развития личности. К сожалению, сегодня для многих детей единственным местом, где хоть кому – то есть дело до ребенка и его проблем, остается школа. Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как на место, где он может пережить радость достижения, почувствовать себя победителем, научится жить в социуме детей. А ведь воспитывать ребенка как всесторонне развитую личность необходимо ещё в семье, сразу же после рождения, а затем уже в детском саду, в школе. Проблема эта одна из острых в педагогике. Ведь именно ей приходиться решать проблемы детей, у которых нет навыков общения, они не знают, как жить дальше, они дезадаптированы к жизни в обществе, в которое им приходится вступать по мере своего развития и взросления.
педсовет 10,04,20.docx

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ- СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА №5»

 

 

 

 

 

Особенности

воспитательной деятельности

классного руководителя    

 

 

 

 

 

 

Подготовила и выступила:

учитель начальных классов

Потоцкая Татьяна Пантелеймоновна

 

 

 

 

Луганск

10.04.20

 

Воспитание – это создание условий, для развития личности. К сожалению, сегодня для многих детей единственным местом, где хоть кому – то есть дело до ребенка и его проблем, остается школа. Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как на место, где он может пережить радость достижения, почувствовать себя победителем, научится жить в социуме детей. А ведь воспитывать ребенка как всесторонне развитую личность необходимо ещё в семье, сразу же после рождения, а затем уже в детском саду, в школе.

   Проблема эта  одна из острых  в педагогике. Ведь именно ей приходиться решать проблемы детей, у которых нет навыков общения, они не знают, как жить дальше, они дезадаптированы к жизни в обществе, в которое им приходится вступать по мере своего развития и взросления.

  В настоящее время задача воспитания подрастающего поколения является приоритетной в законодательных документах. Сегодня в педагогику вернулись идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, самоопределения и самоактуализации личности, воспитания социальной активности, личной инициативы, развития креативности и толерантности.       

   Известно, что человек развивается только в деятельности, а чем шире круг ее видов и тех отношений, в которые включен ребенок, тем богаче и интереснее становится его жизнь и он сам.

В основе воспитания и социализации учащихся начальной школы лежат   пять подходов: аксиологический, системный, деятельностный, компетентностный,   развивающий.

  Аксиологический подход. Воспитание, обеспечивает передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности нематериальны, ими нельзя владеть и распоряжаться. Ценности – это смыслы воспитания и социализации. 

   Системный подход.      Его сущность в том, что он является методологической основой, ориентацией в деятельности, при которой объект познания рассматривается как система.

 Деятельностный подход.   Деятельность рассматривается как средство становления и развития субъектности ребенка. Подход исходит из представлений о единстве личности и ее деятельности.

 Компетентностный подход.

Усвоение обучающимися разных видов ключевых компетенций.

  Развивающий подход.  Он заключается в том, что акцентируется внимание на развитие ценностых аспектов сознания личности, ее мыслей и смыслов, использование внутренних факторов, обеспечивающих ее движение к развитию своих возможностей.

Деятельность классного руководителя помогает более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, воспитателя, обучающихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности класса. А это, несомненно, должно  способствовать повышению эффективности в духовном и физическом развитии обучающихся, формированию индивидуальности классного коллектива и каждого ребёнка.

   Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

  Воспитательная деятельность классного руководителя строится на основе :

Принципа гуманизации

  Уважение к личности ребенка. Создание благоприятных условий для развития способностей каждого.

Принципа системности

  Задачи реализуются через связь внеурочной и учебной деятельности.

Принципа успешности

  Каждому из нас, и взрослому, и ребенку, необходимо быть значимым. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим людям, окружающему миру. Очень важно, если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценим, а оценка успешности искренняя и неформальная.

Принципа проектирования

  Это сложная многоступенчатая деятельность совершается как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям.

Принципа индивидуализации

 Включение детей в различные виды деятельности, определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика.

Принципа обратной связи

  Привлечение родителей и детей на всех  деятельности. Обсуждение с детьми что получилось и что не получилось, изучение их  мнения,  настроения и перспектив. Обязательное проведение рефлексии.

Принципа стимулирования

Прием поощрения и вознаграждения.

  Социальная значимость определяется тем, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно – воспитанным и трудолюбивым.

Деятельность  направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка, раскрытие его творческих способностей.  

  Цель воспитательной деятельности:  способствовать социализации личности младшего школьника через воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина ЛНР;  через развитие его интеллектуальных, творческих способностей и наклонностей, через  формирование  классного коллектива

  Задачи:

1)    изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся;

2)    развить навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

3)    создавать  условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника

4)    воспитывать в детях уважение к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу);

5)    воспитывать ребенка как члена общества, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива;

6)    воспитывать бережное отношение к природе;

7)     формировать патриотизм и гражданскую солидарность;

8)    развивать творческую деятельность через КТД.

Основные направления воспитательной работы

Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личном развитии и межличностных отношениях.

Направление «Интеллект»

Цель: оказание помощи ученикам в развитии  способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.

Задачи:

1)      определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;

2)      создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;

3)      формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность

Формы реализации:

1)    читательские конференции;

2)    тематические недели;

3)    экскурсии познавательного характера;

      4)Проект «Земля и ее соседи»:

  • Беседа «Что такое планета Земля»
  • Беседа «Земля в космосе» и показ кинофильма
  • презентация «Солнечная система»
  • Художественная деятельность «Моя земля»
  • Изобразительная деятельность. Тема «Моя земля»
  • Беседа «Погода на нашей планете»
  • Показ кинофильма о природных явлениях
  • Выставка рисунков и фотографий «Планета Земля»

    5) Проект «Путешествие в хлебную страну»:

  • Беседа «Как к нам приходит каравай»
  • Просмотр фильм об уборке урожая
  • Создание книги о хлебе
  • Изготовление поделки «Мельница»
  • Слово о хлебе - праздник

Проекты носят комплексный характер: включают в себя и практическую экологически ориентированную, и творческую эстетического содержания деятельность. Нацелены на решение ряда педагогических задач:

  • развивать эмоционально-чувственную сферу личности как одного из компонентов экологической культуры;
  • формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности;
  • формировать активную нравственно-экологическую позицию личности по отношению к окружающему.

Направление «Общение»

Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей.

Задачи:

  • формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»;
  • создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса;
  • учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.

Формы реализации:

1)Изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе:

  • социометрия;
  • диагностика «10 моих Я»;
  • игра «Путешествие по морю любимых занятий»

2)По результатам проведенных диагностик  организую следующую коррекционную работу:

«Мир детских эмоций»:

  • игры и упражнения для детей с затруднениями в общении;
  • игры и упражнения на формирование уверенности в себе;
  • упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим;
  • игры и упражнения на ослабление негативных эмоций.

Игры и упражнения не только помогут детям преодолеть эмоциональные проблемы, развить уверенность в себе, воображение, ловкость и смекалку, но и помогут получить огромную радость от общения друг с другом. А главное назначение-помочь детям и взрослым жить вместе дружно, радостно и свободно.

3)Комплекс игр-упражнений на развитие коммуникативных навыков.

Общение ребенка-это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения. Если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь. Необходимо помочь ему наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом развития личности. С целью дальнейшего развития и совершенствования коммуникативных навыков использую комплекс игр-упражнений.

Направление «Здоровье»

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; формирование привычки здорового образа жизни.

Задачи:

  • формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
  • знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

Формы реализации:

1)    посещение бассейна;

2)    спортивные праздники и соревнования.

3)    недели здоровья.

4)    походы выходного дня.

5)Проект «Здоровье и безопасность»:

  • ознакомление со свойствами организма;
  • путешествие «Хорошая, полезная и вкусная еда – здоровью вашему поможет всегда»;
  •  «Азбука безопасности»;
  • трудовая деятельность;
  • художественная деятельность;
  •  создание рисунков и плакатов ЗОЖ.

Актуальность обучения учащихся основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Задача педагога - систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов деятельности, что способствует развитию у детей смекалки, фантазии, эрудиции, умения логично рассуждать и делать выводы.

Направление «Нравственность»

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческой жизни,  ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи:

  • формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;
  • формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего и своей роли в нем;
  • воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам;
  • воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям.

Формы реализации:

1)    День мира. Конкурс рисунков. Акция «Голубь мира».

2)    День памяти юного героя антифашиста.

3) Проект «Они защищали Родину»:

  • урок памяти
  • работа над созданием  школьной «Книги памяти»;
  • конкурс рисунков, газет, плакатов;
  • выпуск газеты о городе-герое;
  • просмотр художественных и документальных фильмов.

Организовать урок памяти, новую встречу с фронтовой поэзией и военной публицистикой; узнать много нового о героической обороне оккупированных городов, о мужестве выстоявших блокаду ленинградцев, о трудовом подвиге народа, о знаменитых военачальниках Великой Отечественной войны поможет этот проект.

 4) Цикл бесед:

  • «Школа вежливости»;
  • «О доброте и отзывчивости»;
  • «Ты не один на свете».

Эти занятия представляют собой соединение нравственной беседы с играми. Разнообразные подвижные игры, психологические игры и упражнения, музыкальные произведения помогают детям почувствовать и научиться понимать эмоции, выражать их мимикой, пантомимикой, интонацией. Полученные умения и навыки закрепляются во время разыгрывания сюжетов. Исполняя роли, дети передают настроение героев, отражают их поступки, анализируют ошибки, предлагают позитивные модели поведения.

Направление «Гражданственность и патриотизм»

Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Задачи:

·          воспитывать ценностное отношение к стране, к своей малой родине,         государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам; к старшему поколению;

·         формировать начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

·         развивать элементарные представления:   о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

·         способствовать приобретению опыта социальной и межкультурной  коммуникации.

Формы реализации:

1)    цикл бесед;

2)    военно-спортивная игра « Зарничка»;

3)    встречи с ветеранами ВО войны и локальных воин;

4)    экскурсии в музей;

5)    акции  «Мы патриоты нашей Родины», «Ветеран живет рядом»;

6)    неделя Добра;

7)    Акция «Письмо солдату».

Направление «Дорога и ты»

Цель: обучение правилам безопасного поведения учащихся на улице и дорогах.

Задачи:

  • способствовать формированию навыков грамотного передвижения по улицам, через дорогу;
  • познакомить учащихся с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте;
  • познакомить учащихся с дорожными знаками, сигналами светофора.

Формы реализации:

1)    цикл бесед;

2)    посещение автогородка «Созвездие»;

3)    просмотр кинофильмов.

Важное место при изучении правил занимают кинофильмы. Их ценность заключается в том, что в них наглядно раскрываются причины несчастных случаев, показана интенсивность движения транспортных средств, средств регулирования. Учащиеся, просматривая их, убеждаются в необходимости правильного поведения на улице.

Направление «Досуг»

Цель: создание условий для проявления учащимися  инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи:

  • создать  условия для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;

·         развивать способность учащихся  адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и сопереживать с другими.

Формы реализации:

1)       культпоходы в театр , филармонию;

2)       посещение кружков, секций, студий;

3)       классные собрания:
 ●   создание законов класса;
 ●   распределение поручений;

4)       участие в делах школы;

5)       цикл мероприятий «Спешите делать добро»;

6)       День матери;

7)       праздник Осени;

8)       окно радости.

    В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников)  и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности).

       Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.

  Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.

Работа с родителями

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.

  Необходимо восстановить с учетом современных реалий традиции содержательного педагогического взаимодействия семьи и школы. В быстро меняющемся мире родители, чтобы не разрушить семейные связи, должны развиваться так же динамично как и их дети.

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих  принципах:

ü совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

ü сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

ü педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

ü поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

ü содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

ü опора на положительный опыт семейного воспитания.

Родители принимают деятельное участие в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по воспитанию и социализации младших школьников, в разработке содержания и реализации программ воспитания и социализации обучающихся, оценке эффективности этих программ. Соответственно составной частью содержания деятельности школы по воспитанию и социализации обучающихся является деятельность школы по повышению педагогической культуры родителей. Знания, получаемые родителями, должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях. Эти знания должны открыть родителям возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.

Содержание программ повышения квалификации родителей отражает содержание основных направлений воспитания и социализации учащихся начальной школы.

В  системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция, организационно - деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни младшего школьника. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.

Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский


 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ

Воспитание – это создание условий, для развития личности

Воспитание – это создание условий, для развития личности

Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю,…

Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю,…

КТД. Основные направления воспитательной работы

КТД. Основные направления воспитательной работы

Направление «Общение» Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей

Направление «Общение» Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей

Проект «Здоровье и безопасность»: ознакомление со свойствами организма; путешествие «Хорошая, полезная и вкусная еда – здоровью вашему поможет всегда»; «Азбука безопасности»; трудовая деятельность; художественная деятельность;…

Проект «Здоровье и безопасность»: ознакомление со свойствами организма; путешествие «Хорошая, полезная и вкусная еда – здоровью вашему поможет всегда»; «Азбука безопасности»; трудовая деятельность; художественная деятельность;…

Ты не один на свете». Эти занятия представляют собой соединение нравственной беседы с играми

Ты не один на свете». Эти занятия представляют собой соединение нравственной беседы с играми

Направление «Досуг» Цель: создание условий для проявления учащимися инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности

Направление «Досуг» Цель: создание условий для проявления учащимися инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности

Родители принимают деятельное участие в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по воспитанию и социализации младших школьников, в разработке содержания и реализации программ…

Родители принимают деятельное участие в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по воспитанию и социализации младших школьников, в разработке содержания и реализации программ…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2022