ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ- СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА №5»
Особенности
воспитательной деятельности
классного руководителя
Подготовила и выступила:
учитель начальных классов
Потоцкая Татьяна Пантелеймоновна
Луганск
10.04.20
Воспитание – это создание условий, для развития личности. К сожалению, сегодня для многих детей единственным местом, где хоть кому – то есть дело до ребенка и его проблем, остается школа. Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как на место, где он может пережить радость достижения, почувствовать себя победителем, научится жить в социуме детей. А ведь воспитывать ребенка как всесторонне развитую личность необходимо ещё в семье, сразу же после рождения, а затем уже в детском саду, в школе.
Проблема эта одна из острых в педагогике. Ведь именно ей приходиться решать проблемы детей, у которых нет навыков общения, они не знают, как жить дальше, они дезадаптированы к жизни в обществе, в которое им приходится вступать по мере своего развития и взросления.
В настоящее время задача воспитания подрастающего поколения является приоритетной в законодательных документах. Сегодня в педагогику вернулись идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, самоопределения и самоактуализации личности, воспитания социальной активности, личной инициативы, развития креативности и толерантности.
Известно, что человек развивается только в деятельности, а чем шире круг ее видов и тех отношений, в которые включен ребенок, тем богаче и интереснее становится его жизнь и он сам.
В основе воспитания и социализации учащихся начальной школы лежат пять подходов: аксиологический, системный, деятельностный, компетентностный, развивающий.
Аксиологический подход. Воспитание, обеспечивает передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности нематериальны, ими нельзя владеть и распоряжаться. Ценности – это смыслы воспитания и социализации.
Системный подход. Его сущность в том, что он является методологической основой, ориентацией в деятельности, при которой объект познания рассматривается как система.
Деятельностный подход. Деятельность рассматривается как средство становления и развития субъектности ребенка. Подход исходит из представлений о единстве личности и ее деятельности.
Компетентностный подход.
Усвоение обучающимися разных видов ключевых компетенций.
Развивающий подход. Он заключается в том, что акцентируется внимание на развитие ценностых аспектов сознания личности, ее мыслей и смыслов, использование внутренних факторов, обеспечивающих ее движение к развитию своих возможностей.
Деятельность классного руководителя помогает более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, воспитателя, обучающихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности класса. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности в духовном и физическом развитии обучающихся, формированию индивидуальности классного коллектива и каждого ребёнка.
Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
Воспитательная деятельность классного руководителя строится на основе :
Принципа гуманизации
Уважение к личности ребенка. Создание благоприятных условий для развития способностей каждого.
Принципа системности
Задачи реализуются через связь внеурочной и учебной деятельности.
Принципа успешности
Каждому из нас, и взрослому, и ребенку, необходимо быть значимым. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим людям, окружающему миру. Очень важно, если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценим, а оценка успешности искренняя и неформальная.
Принципа проектирования
Это сложная многоступенчатая деятельность совершается как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям.
Принципа индивидуализации
Включение детей в различные виды деятельности, определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика.
Принципа обратной связи
Привлечение родителей и детей на всех деятельности. Обсуждение с детьми что получилось и что не получилось, изучение их мнения, настроения и перспектив. Обязательное проведение рефлексии.
Принципа стимулирования
Прием поощрения и вознаграждения.
Социальная значимость определяется тем, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно – воспитанным и трудолюбивым.
Деятельность направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка, раскрытие его творческих способностей.
Цель воспитательной деятельности: способствовать социализации личности младшего школьника через воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина ЛНР; через развитие его интеллектуальных, творческих способностей и наклонностей, через формирование классного коллектива
Задачи:
1) изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся;
2) развить навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
3) создавать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника
4) воспитывать в детях уважение к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу);
5) воспитывать ребенка как члена общества, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива;
6) воспитывать бережное отношение к природе;
7) формировать патриотизм и гражданскую солидарность;
8) развивать творческую деятельность через КТД.
Основные направления воспитательной работы
Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личном развитии и межличностных отношениях.
Направление «Интеллект»
Цель: оказание помощи ученикам в развитии способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.
Задачи:
1) определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;
2) создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
3) формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность
Формы реализации:
1) читательские конференции;
2) тематические недели;
3) экскурсии познавательного характера;
4)Проект «Земля и ее соседи»:
5) Проект «Путешествие в хлебную страну»:
Проекты носят комплексный характер: включают в себя и практическую экологически ориентированную, и творческую эстетического содержания деятельность. Нацелены на решение ряда педагогических задач:
Направление «Общение»
Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей.
Задачи:
Формы реализации:
1)Изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе:
2)По результатам проведенных диагностик организую следующую коррекционную работу:
«Мир детских эмоций»:
Игры и упражнения не только помогут детям преодолеть эмоциональные проблемы, развить уверенность в себе, воображение, ловкость и смекалку, но и помогут получить огромную радость от общения друг с другом. А главное назначение-помочь детям и взрослым жить вместе дружно, радостно и свободно.
3)Комплекс игр-упражнений на развитие коммуникативных навыков.
Общение ребенка-это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения. Если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь. Необходимо помочь ему наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом развития личности. С целью дальнейшего развития и совершенствования коммуникативных навыков использую комплекс игр-упражнений.
Направление «Здоровье»
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; формирование привычки здорового образа жизни.
Задачи:
Формы реализации:
1) посещение бассейна;
2) спортивные праздники и соревнования.
3) недели здоровья.
4) походы выходного дня.
5)Проект «Здоровье и безопасность»:
Актуальность обучения учащихся основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Задача педагога - систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов деятельности, что способствует развитию у детей смекалки, фантазии, эрудиции, умения логично рассуждать и делать выводы.
Направление «Нравственность»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческой жизни, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
Формы реализации:
1) День мира. Конкурс рисунков. Акция «Голубь мира».
2) День памяти юного героя антифашиста.
3) Проект «Они защищали Родину»:
Организовать урок памяти, новую встречу с фронтовой поэзией и военной публицистикой; узнать много нового о героической обороне оккупированных городов, о мужестве выстоявших блокаду ленинградцев, о трудовом подвиге народа, о знаменитых военачальниках Великой Отечественной войны поможет этот проект.
4) Цикл бесед:
Эти занятия представляют собой соединение нравственной беседы с играми. Разнообразные подвижные игры, психологические игры и упражнения, музыкальные произведения помогают детям почувствовать и научиться понимать эмоции, выражать их мимикой, пантомимикой, интонацией. Полученные умения и навыки закрепляются во время разыгрывания сюжетов. Исполняя роли, дети передают настроение героев, отражают их поступки, анализируют ошибки, предлагают позитивные модели поведения.
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Задачи:
· воспитывать ценностное отношение к стране, к своей малой родине, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам; к старшему поколению;
· формировать начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
· развивать элементарные представления: о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
· способствовать приобретению опыта социальной и межкультурной коммуникации.
Формы реализации:
1) цикл бесед;
2) военно-спортивная игра « Зарничка»;
3) встречи с ветеранами ВО войны и локальных воин;
4) экскурсии в музей;
5) акции «Мы патриоты нашей Родины», «Ветеран живет рядом»;
6) неделя Добра;
7) Акция «Письмо солдату».
Направление «Дорога и ты»
Цель: обучение правилам безопасного поведения учащихся на улице и дорогах.
Задачи:
Формы реализации:
1) цикл бесед;
2) посещение автогородка «Созвездие»;
3) просмотр кинофильмов.
Важное место при изучении правил занимают кинофильмы. Их ценность заключается в том, что в них наглядно раскрываются причины несчастных случаев, показана интенсивность движения транспортных средств, средств регулирования. Учащиеся, просматривая их, убеждаются в необходимости правильного поведения на улице.
Направление «Досуг»
Цель: создание условий для проявления учащимися инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
· развивать способность учащихся адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и сопереживать с другими.
Формы реализации:
1) культпоходы в театр , филармонию;
2) посещение кружков, секций, студий;
3) классные
собрания:
● создание законов класса;
● распределение поручений;
4) участие в делах школы;
5) цикл мероприятий «Спешите делать добро»;
6) День матери;
7) праздник Осени;
8) окно радости.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности).
Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Работа с родителями
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.
Необходимо восстановить с учетом современных реалий традиции содержательного педагогического взаимодействия семьи и школы. В быстро меняющемся мире родители, чтобы не разрушить семейные связи, должны развиваться так же динамично как и их дети.
Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:
ü совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
ü сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
ü педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
ü поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
ü содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
ü опора на положительный опыт семейного воспитания.
Родители принимают деятельное участие в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по воспитанию и социализации младших школьников, в разработке содержания и реализации программ воспитания и социализации обучающихся, оценке эффективности этих программ. Соответственно составной частью содержания деятельности школы по воспитанию и социализации обучающихся является деятельность школы по повышению педагогической культуры родителей. Знания, получаемые родителями, должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях. Эти знания должны открыть родителям возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.
Содержание программ повышения квалификации родителей отражает содержание основных направлений воспитания и социализации учащихся начальной школы.
В системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция, организационно - деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни младшего школьника. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.
Воспитание - великое дело: им решается
участь человека.
В.Г. Белинский
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.