Особенности воспитательной деятельности классного руководителя в начальной школе
Оценка 4.6

Особенности воспитательной деятельности классного руководителя в начальной школе

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
воспитание
1 кл—4 кл
11.01.2023
Особенности воспитательной деятельности классного руководителя в начальной школе
Документ Microsoft Word (4).docx

Вы думаете, «классным» быть легко?
Не спать от мыслей долгими ночами
И вслушиваться в шум учеников,
И спорить с тем, кто не доволен мелочами.
Прожить сто жизней, добрых и плохих,
Чужой бедой болеть однажды.
Да, может «классным» быть легко,
Но КЛАССНЫМ ведь становится не каждый.
Я никогда ни от кого не жду поблажек,
И долю «классного» я с честью донесу.
Должна возиться с кипами бумажек
Порой ночами во втором часу.
И снова «классный» делом перегружен,
Но так ему не выжить одному.
Ведь сам себе зачем он будет нужен,
Когда не нужен он ученику?

 

Особенности воспитательной деятельности классного руководителя

в начальной школе

1.   Классное руководство у учителя начальных классов есть всегда, критериев выбора класса, выбора смены – нет, есть только точный срок – 4 года. Начинается наша работа раньше, когда ты еще не назначен учителем,  класс только формируется.

 

2.   Воспитать нужно не только детей, но и родителей. Создать детский коллектив + родительский коллектив.

 

3.   Мы ведем много   предметов, в этом преимущество, что можем проводить воспитательную работу в течение всего дня, можем рассмотреть ребенка во всех сферах деятельности.

 

4.   В работе учителя начальных классов  есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Он вмещает в себя сразу множество профессий. Классный руководитель должен быть: педагогом, психологом, воспитателем, артистом, новатором, контролёром, адвокатом, другом и наставником одновременно. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Он является формальным и фактическим лидером детского коллектива, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и другом своих воспитанников, организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся. Он организовывает и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности. Главной целью для классного руководителя является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Сегодня роль классного руководителя в общеобразовательной школе неуклонно возрастает. Это связано, прежде всего, с внедрением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), где особое значение придается воспитанию и социализации учащихся. Поскольку основной функцией классного руководителя является воспитательная, он курирует реализацию современной стратегической воспитательной цели – духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

 

В работе классного руководителя начальной школы

есть свои особенности.

1. Младший школьный возраст – это возраст, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: ученик, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.

2. Главной целью для классного руководителя начальных классов является создание психологического комфорта в классе и основы для формирования дружного сплочённого коллектива. Прежде чем этого достигнуть, нужно пройти ряд важных этапов.

Условно, первым этапом можно считать первое полугодие 1 класса. Основной задачей на этом отрезке пути является адаптация учеников к школьной жизни. Класс впервые собирает вместе разных детей. Задача учителя познакомить их и научить общаться друг с другом. Учитель рисует себе образ класса, каким бы хотелось видеть его в целом. На начальном этапе классный руководитель сам управляет, и это правильно. Для маленьких детей он - образец для подражания во всём.

На втором этапе, а это второе полугодие 1-ого класса и весь второй класс, учитель помогает ученикам принять правила жизни и деятельности коллектива. Он изучает интересы каждого ребёнка, его потребности, характер. Помогает укрепить межличностные отношения между детьми, начинает сплачивать коллектив, чтобы дети не чувствовали себя разрозненно.

Третий этап начинается с 3 класса. В этот период создаются условия для развития личности, творческая индивидуальность раскрывается ярче, определяются явные лидеры. Теперь нужно развивать самоуправление, прислушиваться к мнению, интересам, потребностям детей. Актив класса – большая опора для учителя в этот период. Воспитанию отводится большая роль.

В 4 классе, на четвёртом этапе, дети открывают в себе своё собственное «Я», могут смело проявлять себя. Класс что-то может делать самостоятельно, распределяя между собой обязанности, что-то под руководством учителя. На этом этапе учитель сотрудничает со своими детьми. Формы работы с классом самые разнообразные. Это тематические экскурсии, праздники, конкурсы, викторины, интересные проекты, коллективно-творческие дела. Все эти мероприятия способствуют сплочению класса. При проведении классных часов и бесед учитель должен стараться учитывать актуальные проблемы класса или отдельных учеников.

Деятельность классного руководителя начальных классов в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов. Через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.

Итак, в деятельности учителя начальных классов, важным является его идейная убежденность, педагогический оптимизм, но, как правило, необходимы организаторские способности и умения, при этом важно не только организовать учащихся, но и вызывать у них желание самим включаться в деятельность. Важнейшее значение для классного руководителя имеет умение строить свои взаимоотношения с учащимися и перестраивать их по мере их роста и развития. Классный руководитель в начальных классах концентрирует свои усилия на изучении учащихся, используя для этого различные методы и формы работы. Педагог должен иметь четкое представление об интересах, способностях и склонностях своих питомцах, знать условия жизни детей в семье и устанавливать контакт с родителями, определять ведущие направления в своей деятельности на каждый учебный год. Придавать всей воспитательной работе большую целенаправленность и обеспечивать сплочение коллектива и разностороннее развитие личности каждого учащегося.

Деятельность педагога начальной школы весьма специфична и детерминирована рядом обстоятельств.

Во-первых, младший школьный возраст - чрезвычайно ответственный и важный период в жизни ребенка. Из привычной обстановки он попадает в новую среду, где ведущей становится учебная деятельность. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Адаптация к новым условиям, требованиям предполагает наличие достаточных психических и физических ресурсов. Поэтому одной из важнейших задач воспитательной деятельности педагога начальной школы является создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе как условия развития личности каждого ребенка.

Во-вторых, в начальных классах педагог сталкивается со сложными кризисами возрастного развития (кризис 7 лет и начало подросткового кризиса). Критические возрастные периоды отличаются тем, что на протяжении относительно короткого времени происходят выраженные психологические сдвиги, изменения в личности ребенка. Основные особенности таких периодов: 1) неотчетливость начала и конца кризиса; 2)появление трудностей в воспитании детей. «Всякий ребенок в этом возрасте становится относительно трудновоспитуемым по сравнению с самим собой в смежном стабильном возрасте» (Л.С.Выготский). Исходя из этого перед педагогом стоит задача постоянного изучения детей, фиксации их психических новообразований. Это позволяет прогнозировать очередной этап в развитии личности младшего школьника и вовремя корректировать содержание и формы воспитательной деятельности.

В-третьих, успешность реализации педагогом начальной школы своих функций - во многом зависит от организации эффективного взаимодействия с семьей ребенка в целях становления, коррекции и поддержки первого социального статуса ребенка - статуса ученика.

В-четвертых, педагог начальной школы не только сам обеспечивает интеграцию обучающей и воспитывающей функций, выступая одновременно и в роли учителя и в роли классного руководителя (классного воспитателя), но и координирует деятельность других педагогов (учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, воспитателей группы продленного дня и др.).

Таким образом, от эффективности работы педагога как воспитателя зависит успешность развития и жизнедеятельности ребенка в пространстве школы, которая не возникает автоматически при встрече ребенка и воспитывающего взрослого; она предполагает специально разработанную программу педагогических действий.

Специфика воспитательной деятельности педагога начальной школы состоит в том, что она: разворачивается в условиях продолжительно-интенсивного характера его взаимодействия с младшими школьниками; направлена на адаптацию ребенка к условиям школьного обучения, развитие самостоятельности в различных видах деятельности, в первую очередь, учебной, становление элементарной культуры деятельности у ребенка; обеспечивает формирование и закрепление опыта субъект-субъектных отношений в системах «ученик-учитель», «ученик-ученик», осознание младшим школьником своего нового социального статуса; опирается на всестороннее, глубокое взаимодействие с семьей ребенка, как правило, активно настроенной по отношению к школе. Воспитательная деятельность педагога начальной школы — это деятельность, направленная на создание благоприятных условий для развития младшего школьника, которая пронизывает всю профессиональную деятельность педагога, определяет ее идеологию, стратегию и тактику.

Особенностями воспитательной деятельности педагога начальной школы являются нормативная предопределенность профессиональной позиции учителя начальных классов, как воспитателя, ее ярко выраженный адаптивный характер, обусловленный новыми условиями жизнедеятельности младшего школьника, необходимость взаимодействия с семьей ребенка в целях объединения усилий по его адаптации в пространстве школы, направленность форм воспитания на становление элементарной культуры деятельности ребенка.

 


 

Вы думаете, «классным» быть легко?

Вы думаете, «классным» быть легко?

Сегодня роль классного руководителя в общеобразовательной школе неуклонно возрастает

Сегодня роль классного руководителя в общеобразовательной школе неуклонно возрастает

Формы работы с классом самые разнообразные

Формы работы с классом самые разнообразные

Основные особенности таких периодов: 1) неотчетливость начала и конца кризиса; 2)появление трудностей в воспитании детей

Основные особенности таких периодов: 1) неотчетливость начала и конца кризиса; 2)появление трудностей в воспитании детей

направленность форм воспитания на становление элементарной культуры деятельности ребенка.

направленность форм воспитания на становление элементарной культуры деятельности ребенка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2023