Особенности ВШК в условиях внедрения ФГОС НОО
Оценка 4.6

Особенности ВШК в условиях внедрения ФГОС НОО

Оценка 4.6
docx
10.05.2020
Особенности ВШК в условиях внедрения ФГОС НОО
Особенности ВШК в условиях внедрения ФГОС НОО.docx

Аннотация. В данной статье раскрыты основные особенности внутришкольного контроля в условиях внедрения ФГОС НОО. Рассмотрены основные изменения ВШК, которые потребовались в условиях внедрения ФГОС НОО. Выделены основные принципы эффективного ВШК.

Ключевые слова: внутришкольный контроль, ФГОС НОО, методы, функции, принципы.

 

«Особенности ВШК в условиях внедрения ФГОС НОО»

С 1 сентября 2013/14 уч. г. ряд образовательных организаций (далее – ОО) РФ участвует в пилотном проекте по реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС) (на основании приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»). Второй год работы по пилотному введению и определению ФГОС требует дополнить перечень традиционных действий новыми, позволяющими охватить все аспекты деятельности ОО в рамках организации внутришкольного контроля (далее – ВШК) и в условиях пилотного введения ФГОС.

ВШК в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования предполагает всестороннее изучение и анализ образовательного процесса в ОО с целью координации деятельности для предупреждения возможных ошибок и оказания необходимой помощи педагогическому коллективу. Контроль качества образования – одна из значимых функций управления, которая напрямую связана с планированием на основе анализа и целеполагания, организацией и руководством ОО. В отличие от внешних проверок в рамках федерального государственного контроля качества образования, ВШК осуществляется ОО. Это совместный вид деятельности администрации с педагогическим коллективом и представителями общественных организаций по продвижению учебно-воспитательной работы ОО на диагностической основе.

В условиях введения  федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования требует дополнить перечень традиционных контрольных действий новыми, позволяющими охватить все аспекты ее деятельности.

Обновление содержания коснется действий, реализуемых ВШК, направленных на контроль: системы управления ОО, работы с кадрами, работы с обучающимися, финансово-экономической и хозяйственной деятельности ОО, материально-технического и информационного оснащения ОО, партнерского взаимодействия ОО в условиях введения ФГОС, результатов реализации основной образовательной программы. (далее ООП).

       С позиции идеологии ФГОС система ВШК рассматривается не в рамках «модели контроля», а в рамках «модели обеспечения» качества образования. 

Таким образом,  цель внутришкольного контроля в условиях введения ФГОС предусматривает установление соответствия деятельности ОО требованиям нового федерального государственного стандарта, выявление причинно-следственных связей позитивных и отрицательных тенденций введения ФГОС,  формулирование выводов и рекомендаций по дальнейшему развитию образовательной организации.

            ФГОС можно рассматривать как основу для выделения существенных признаков, свойств, определяющих качество. В теории социального управления качество социальной системы определяется как «степень достоинства, ценности, пригодности вещи, действия, продукта, результата, соответствия того, какими они должны быть»3. В этом случае три группы требований к качеству в ФГОС основного общего образования определяют три направления ВШК, соответствующие направлениям оценки качества образования. Изменения в ВШК в соответствии с требованиями ФГОС можно представить сли иедующей схемой (рисунок).

http://www.menobr.ru/images/articles/untitled%20folder%201/59435/59435.png

Задачи  внутришкольного контроля в условиях введения ФГОС:

·        выявить соответствие существующих (создаваемых) условий реализации ООП нормативным требованиям ФГОС;

·        оценить уровень достижения планируемых результатов освоения обучающимися ООП конкретной ступени образования;

·        проанализировать и оценить результаты деятельности педагогических работников по реализации ООП для своевременного оказания им методической помощи, в том числе по формированию у обучающихся УУД

·        изучить эффективный опыт реализации ФГОС;

·        обеспечить информационно-аналитическое принятие управленческих решений, обоснованное прогнозирование образовательного процесса.

Среди наиболее значимых вопросов, требующих особого внимания, можно выделить следующие: качество работы учителя по формированию УУД; эффективность внеурочной деятельности; система контроля и оценки качества освоения учебных предметов; разработка и реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, программа экологического воспитания, здорового и безопасного образа жизни, и др.

 На основании Закона «Об  образовании в РФ» руководитель ОО, его заместители, внешние эксперты вправе осуществлять внутришкольный контроль результатов деятельности педагогических работников по вопросам:

·        соблюдения законодательства РФ в области образования;

·        осуществления государственной политики в области образования;

·        использования финансовых и материальных средств;

·        использования методического обеспечения в образовательном процессе;

·        реализации утвержденных основных образовательных программ и учебных планов;

·        соблюдения утвержденных календарных учебных графиков;

·        соблюдения Устава, Правил внутреннего трудового распорядка и других локальных актов образовательной организации;

·        соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего контроля успеваемости;

·        своевременности предоставления отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот, предусмотренных законодательством РФ;

·        работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

Безусловно, эти позиции не теряют свою актуальность в современной школе. Вместе с тем,  дополнительно к обозначенным вопросам, в соответствии с требованиями ФГОС, целесообразно обозначить следующие направления контроля:

·        контроль результатов освоения обучающимися основной образовательной программы соответствующей ступени обучения;

·        контроль соответствия структуры и содержания основной образовательной программы (и вносимых в нее изменений) требованиям стандарта второго поколения;

·        контроль условий реализации основной образовательной программы (кадровых, материально-технических, психолого-педагогических, информационно-методических и других).

По всей видимости, в условиях перехода ОО на новый стандарт целесообразно иметь план ВШК, в котором обязательно присутствуют указанные выше направления.

Существующие в практике работы (традиционные) формы ВШК могут использоваться и в процессе введения нового стандарта.

Рассмотрим примеры.

*      Предварительный контроль предусматривает анализ готовности педагогических работников к выполнению предстоящей работы и оказание им на стадии подготовки необходимой методической помощи. В этом случае предметом анализа могут стать: планы, программы, проекты; поурочные разработки уроков, соответствующих требованиям ФГОС, рабочие программы по учебным предметам, созданные на основе примерных программ с учетом требований стандарта; программы внеурочной деятельности и т.д.

*      Текущий контроль проводится в течение любого отрезка времени образовательного процесса. В ситуации введения нового стандарта он связан с вопросами реализации основной образовательной программы и ее отдельных составляющих (учебного плана, рабочих программ по учебным предметам, программы духовно-нравственного воспитания и развития школьников, программы коррекционной работы и других).

*      Итоговый контроль связан с изучением промежуточных результатов образовательного процесса (в конце четверти, полугодия, учебного года, после изучения большого раздела программного материала) с учетом планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Наряду с традиционными методами внутришкольного контроля к компетенции ОО в условиях ФГОС относятся такие методы, как:

·        Диагностика личностных результатов в форме, не представляющей угрозы личности , психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающегося;

·        Использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых и т.д.);

·        Диагностика метапредметных результатов комплексных заданий на основе единого текста;

·        Общественна экспертиза, связанная с реализацией идеи общественного договора и развитием государственно-общественного управления;

·        Социологический опрос с целью с целью изучения степени удовлетворенности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов качеством организации образовательного процесса, кейс-метод и др.

*      Функции ВШК в условиях введения ФГОС:

·        информационно-аналитическая

·        контрольно-диагностическая

·        планово-организационная

·        стимулирующе-развивающая

В современной теории внутришкольного управления выделяют принципы эффективного ВШК:

·        стратегической направленности контроля,

·        адекватности методов ВШК его объекту и ситуации,

·        опоры на нормативные документы, обусловливающие критериальную ясность, среди которых федеральный государственный образовательный стандарт, планируемые результаты освоения основной образовательной программы, примерные программы по учебным предметам и другие;

·        своевременности, простоты и экономичности контроля,

·        социальной значимости контроля,

·        объективности

·        гуманности и демократичности контроля,

·        полноты и достаточности

·        ориентации на повышение эффективности деятельности педагогических кадров

·        сочетания экспертной оценки и самооценки

Необходимо обратить внимание на организацию внутришкольного контроля с учетом интегративных критериев введения ФГОС, среди которых: высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей; охрана и укрепление здоровья обучающихся; условия, обеспечивающие выявление и развитие способностей обучающихся через систему клубов, секций, организацию общественно полезной деятельности; работа с одаренными детьми, а также поддержка детей, имеющих проблемы в развитии.

Система внутришкольного контроля регламентируется соответствующим положением.

Одним из сложных и спорных документов, на наш взгляд, является план внутришкольного контроля. Нормативно документами муниципального, регионального и федерального уровней структура плана ВШК не закреплена, поэтому она определяется ОУ самостоятельно. Самое главное в ней – удобство и практичность в работе.

Внутришкольный контроль только тогда дает положительные результаты, когда он  охватывает все стороны школьной жизни, нацелен на конечный результат, когда в нем взаимодействуют все участники педагогического процесса.

ВШК  должен быть: плановым, систематическим, целенаправленным, компетентным, дифференцированным, действенным, обоснованным, открытым.


 

Аннотация. В данной статье раскрыты основные особенности внутришкольного контроля в условиях внедрения

Аннотация. В данной статье раскрыты основные особенности внутришкольного контроля в условиях внедрения

Обновление содержания коснется действий, реализуемых

Обновление содержания коснется действий, реализуемых

Задачи внутришкольного контроля в условиях введения

Задачи внутришкольного контроля в условиях введения

Устава, Правил внутреннего трудового распорядка и других локальных актов образовательной организации; · соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего контроля успеваемости; · своевременности предоставления…

Устава, Правил внутреннего трудового распорядка и других локальных актов образовательной организации; · соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего контроля успеваемости; · своевременности предоставления…

Рассмотрим примеры. Предварительный контроль предусматривает анализ готовности педагогических работников к выполнению предстоящей работы и оказание им на стадии подготовки необходимой методической помощи

Рассмотрим примеры. Предварительный контроль предусматривает анализ готовности педагогических работников к выполнению предстоящей работы и оказание им на стадии подготовки необходимой методической помощи

Социологический опрос с целью с целью изучения степени удовлетворенности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов качеством организации образовательного процесса, кейс-метод и др

Социологический опрос с целью с целью изучения степени удовлетворенности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов качеством организации образовательного процесса, кейс-метод и др

Система внутришкольного контроля регламентируется соответствующим положением

Система внутришкольного контроля регламентируется соответствующим положением
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2020