Аннотация. В данной статье раскрыты основные особенности внутришкольного контроля в условиях внедрения ФГОС НОО. Рассмотрены основные изменения ВШК, которые потребовались в условиях внедрения ФГОС НОО. Выделены основные принципы эффективного ВШК.
Ключевые слова: внутришкольный контроль, ФГОС НОО, методы, функции, принципы.
«Особенности ВШК в условиях внедрения ФГОС НОО»
С 1 сентября 2013/14 уч. г. ряд образовательных организаций (далее – ОО) РФ участвует в пилотном проекте по реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС) (на основании приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»). Второй год работы по пилотному введению и определению ФГОС требует дополнить перечень традиционных действий новыми, позволяющими охватить все аспекты деятельности ОО в рамках организации внутришкольного контроля (далее – ВШК) и в условиях пилотного введения ФГОС.
ВШК в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования предполагает всестороннее изучение и анализ образовательного процесса в ОО с целью координации деятельности для предупреждения возможных ошибок и оказания необходимой помощи педагогическому коллективу. Контроль качества образования – одна из значимых функций управления, которая напрямую связана с планированием на основе анализа и целеполагания, организацией и руководством ОО. В отличие от внешних проверок в рамках федерального государственного контроля качества образования, ВШК осуществляется ОО. Это совместный вид деятельности администрации с педагогическим коллективом и представителями общественных организаций по продвижению учебно-воспитательной работы ОО на диагностической основе.
В условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования требует дополнить перечень традиционных контрольных действий новыми, позволяющими охватить все аспекты ее деятельности.
Обновление содержания коснется действий, реализуемых ВШК, направленных на контроль: системы управления ОО, работы с кадрами, работы с обучающимися, финансово-экономической и хозяйственной деятельности ОО, материально-технического и информационного оснащения ОО, партнерского взаимодействия ОО в условиях введения ФГОС, результатов реализации основной образовательной программы. (далее ООП).
С позиции идеологии ФГОС система ВШК рассматривается не в рамках «модели контроля», а в рамках «модели обеспечения» качества образования.
Таким образом, цель внутришкольного контроля в условиях введения ФГОС предусматривает установление соответствия деятельности ОО требованиям нового федерального государственного стандарта, выявление причинно-следственных связей позитивных и отрицательных тенденций введения ФГОС, формулирование выводов и рекомендаций по дальнейшему развитию образовательной организации.
ФГОС можно рассматривать как основу для выделения существенных признаков, свойств, определяющих качество. В теории социального управления качество социальной системы определяется как «степень достоинства, ценности, пригодности вещи, действия, продукта, результата, соответствия того, какими они должны быть»3. В этом случае три группы требований к качеству в ФГОС основного общего образования определяют три направления ВШК, соответствующие направлениям оценки качества образования. Изменения в ВШК в соответствии с требованиями ФГОС можно представить сли иедующей схемой (рисунок).
Задачи внутришкольного контроля в условиях введения ФГОС:
· выявить соответствие существующих (создаваемых) условий реализации ООП нормативным требованиям ФГОС;
· оценить уровень достижения планируемых результатов освоения обучающимися ООП конкретной ступени образования;
· проанализировать и оценить результаты деятельности педагогических работников по реализации ООП для своевременного оказания им методической помощи, в том числе по формированию у обучающихся УУД
· изучить эффективный опыт реализации ФГОС;
· обеспечить информационно-аналитическое принятие управленческих решений, обоснованное прогнозирование образовательного процесса.
Среди наиболее значимых вопросов, требующих особого внимания, можно выделить следующие: качество работы учителя по формированию УУД; эффективность внеурочной деятельности; система контроля и оценки качества освоения учебных предметов; разработка и реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, программа экологического воспитания, здорового и безопасного образа жизни, и др.
На основании Закона «Об образовании в РФ» руководитель ОО, его заместители, внешние эксперты вправе осуществлять внутришкольный контроль результатов деятельности педагогических работников по вопросам:
· соблюдения законодательства РФ в области образования;
· осуществления государственной политики в области образования;
· использования финансовых и материальных средств;
· использования методического обеспечения в образовательном процессе;
· реализации утвержденных основных образовательных программ и учебных планов;
· соблюдения утвержденных календарных учебных графиков;
· соблюдения Устава, Правил внутреннего трудового распорядка и других локальных актов образовательной организации;
· соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего контроля успеваемости;
· своевременности предоставления отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот, предусмотренных законодательством РФ;
· работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Безусловно, эти позиции не теряют свою актуальность в современной школе. Вместе с тем, дополнительно к обозначенным вопросам, в соответствии с требованиями ФГОС, целесообразно обозначить следующие направления контроля:
· контроль результатов освоения обучающимися основной образовательной программы соответствующей ступени обучения;
· контроль соответствия структуры и содержания основной образовательной программы (и вносимых в нее изменений) требованиям стандарта второго поколения;
· контроль условий реализации основной образовательной программы (кадровых, материально-технических, психолого-педагогических, информационно-методических и других).
По всей видимости, в условиях перехода ОО на новый стандарт целесообразно иметь план ВШК, в котором обязательно присутствуют указанные выше направления.
Существующие в практике работы (традиционные) формы ВШК могут использоваться и в процессе введения нового стандарта.
Рассмотрим примеры.
Предварительный контроль предусматривает анализ готовности педагогических работников к выполнению предстоящей работы и оказание им на стадии подготовки необходимой методической помощи. В этом случае предметом анализа могут стать: планы, программы, проекты; поурочные разработки уроков, соответствующих требованиям ФГОС, рабочие программы по учебным предметам, созданные на основе примерных программ с учетом требований стандарта; программы внеурочной деятельности и т.д.
Текущий контроль проводится в течение любого отрезка времени образовательного процесса. В ситуации введения нового стандарта он связан с вопросами реализации основной образовательной программы и ее отдельных составляющих (учебного плана, рабочих программ по учебным предметам, программы духовно-нравственного воспитания и развития школьников, программы коррекционной работы и других).
Итоговый контроль связан с изучением промежуточных результатов образовательного процесса (в конце четверти, полугодия, учебного года, после изучения большого раздела программного материала) с учетом планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Наряду с традиционными методами внутришкольного контроля к компетенции ОО в условиях ФГОС относятся такие методы, как:
· Диагностика личностных результатов в форме, не представляющей угрозы личности , психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающегося;
· Использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых и т.д.);
· Диагностика метапредметных результатов комплексных заданий на основе единого текста;
· Общественна экспертиза, связанная с реализацией идеи общественного договора и развитием государственно-общественного управления;
· Социологический опрос с целью с целью изучения степени удовлетворенности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов качеством организации образовательного процесса, кейс-метод и др.
Функции ВШК в условиях введения ФГОС:
· информационно-аналитическая
· контрольно-диагностическая
· планово-организационная
· стимулирующе-развивающая
В современной теории внутришкольного управления выделяют принципы эффективного ВШК:
· стратегической направленности контроля,
· адекватности методов ВШК его объекту и ситуации,
· опоры на нормативные документы, обусловливающие критериальную ясность, среди которых федеральный государственный образовательный стандарт, планируемые результаты освоения основной образовательной программы, примерные программы по учебным предметам и другие;
· своевременности, простоты и экономичности контроля,
· социальной значимости контроля,
· объективности
· гуманности и демократичности контроля,
· полноты и достаточности
· ориентации на повышение эффективности деятельности педагогических кадров
· сочетания экспертной оценки и самооценки
Необходимо обратить внимание на организацию внутришкольного контроля с учетом интегративных критериев введения ФГОС, среди которых: высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей; охрана и укрепление здоровья обучающихся; условия, обеспечивающие выявление и развитие способностей обучающихся через систему клубов, секций, организацию общественно полезной деятельности; работа с одаренными детьми, а также поддержка детей, имеющих проблемы в развитии.
Система внутришкольного контроля регламентируется соответствующим положением.
Одним из сложных и спорных документов, на наш взгляд, является план внутришкольного контроля. Нормативно документами муниципального, регионального и федерального уровней структура плана ВШК не закреплена, поэтому она определяется ОУ самостоятельно. Самое главное в ней – удобство и практичность в работе.
Внутришкольный контроль только тогда дает положительные результаты, когда он охватывает все стороны школьной жизни, нацелен на конечный результат, когда в нем взаимодействуют все участники педагогического процесса.
ВШК должен быть: плановым, систематическим, целенаправленным, компетентным, дифференцированным, действенным, обоснованным, открытым.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.