Дидактическая разработка к мастер-классу "Открытка с элементами росписи ткани"
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Дидактическая разработка к мастер-классу "Открытка с элементами росписи ткани"

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Документация
docx
изобразительное искусство
09.03.2020
Дидактическая разработка к мастер-классу "Открытка с элементами росписи ткани"
Открытка с пасхальным сюжетом
Дидактическая разработка к мастер-классу открытка с элементами посписи ткани.docx

Дидактическая разработка к мастер-классу «Открытка к Пасхе с элементами росписи по ткани».

Педагога дополнительного образования

Новиковой Марии Петровны

МАУ ДО «Школа искусств» г. Королёв

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Мастер-класс «Открытка к Пасхе с элементами росписи по ткани», был разработан для знакомства детей с росписью ткани. Для введения в тему необходимо обратится к истории возникновения искусства ручной росписи ткани – «батик».

История развития батика

Родиной батика, искусства росписи тканей, считается Юго-Восточная Азия. К нам батик пришел из Индонезии, даже название этого декоративного искусства происходит от местного слова «анбатик» — рисовать, писать. При изготовлении батика, кроме кра­сителей, использовались специальные составы — резервы, позволяющие сохранять окраску того или иного фрагмента ткани при дальнейшем окрашивание. Основой для росписи служили хлопковые ткани ручной выделки. Подготовке ткани уделялось особое внимание: ее вымачивали, тщательно отбеливали, кипятили для придания однородности и необходимой плот­ности. После этого начинался много­дневный процесс росписи: нанесение горячего воска, крашение, сушка. Эти действия повторялись столько раз, сколько различных цветов было в соз­даваемом рисунке. Как правило, таких циклов было не более десяти. Это связано с достаточно ограничен­ным количеством природных красите­лей, которые использовались в тради­ционном индонезийском батике. Теплая коричневая гамма, от цвета слоновой кости до темно-коричневого, подчеркивалась сочными тонами индиго — самого яркого красителя. Рецепт изготовления красок, равно как и узоры росписи, принадлежали каждой семье и тщательно охранялись. По рисунку на одежде можно было определить принадлежность человека к касте, его общественное положение и родственные связи. Сюжеты для росписи использовались самые раз­ные: от абстрактных рисунков до слож­нейших орнаментов — для украшения одежды: многофигурные жанровые или религиозные композиции — для жилищ и храмов. Батик в древности был распро­странен не только в Индонезии, но и в Индии, где этот способ окраски ткани носил название «бандхана» и «лахерия». Китайцы подарили миру шелк и, как следствие, — способ его окраски. Тех­ника «лацзе» — в переводе «узоры вос­ком» — очень похожа на батик. На шелк наносили рисунок расплавленным вос­ком, после чего ткань окрашивали. Когда воск удаляли, на его месте оста­вались участки неприкрашенной тка­ни. Существовал и другой метод, при котором ткань вначале полностью окрашивали, а после нанесения узора из воска опускали в щелочной раствор, возвращавший фону росписи его пер­воначальный цвет. Такая роспись могла быть и многоцветной. В Японии, куда батик, по мнению ученых, попал из Индии или Китая, он назывался «рокэти». Японцы, соединив полученные знания с собственным культурным наследием, создали изуми­тельные по красоте произведения с традиционными национальными сюжетными узорами. Такие ткани использовались для изготовления кимоно. Когда в начале XVII века в Индоне­зию проникли голландцы, они обрати­ли внимание на поразительное сход­ство храмовых батиков-панно этой страны с фресками христианских церквей. Благодаря предприимчивым голландцам батик попал в Европу, ев­ропейцы модернизировали это искус­ство, превратив его в полупромышлен­ный способ окраски тканей. В середине XIX века окраска тканей в технике батика была вытеснена анг­лийской ситцевой набойкой, и батик почти на полстолетия становится уде­лом кустарей — ремесленников. Произошло это благодаря энтузиаз­му небольшого числа художников, которые, очарованные батиком, отпра­влялись в далекие страны и изучали у индийских и индонезийских мастеров уникальную технику батика, посвящая этому многие годы жизни. Затем, воз­вращаясь па родину, они делились своими знаниями. Таким образом, уже к середине прошлого столетия тех­ника батика насчитывала большую армию своих почитателей и последо­вателей по всему миру. Во второй половине прошлого века огромное количество художников и просто лю­бителей со всего мира отправляются изучать технику на родину батика. Расписывать батик становится не толь­ко модным, но и престижным. При этом техника фактически не меняется, а переносится механически в другие страны и культуры.

В настоящее время, как и во времена процветания Индонезии, батик не теряет своей актуальности. Батик широко применяется при дизайне интерьеров. С помощью батика можно расставить акценты в нужных местах, придать эксклюзивность различным деталям интерьера: шторам, ширмам, абажурам, пуфикам, подушкам, проще сказать - создать настроение всей комнаты. А интересные приемы и особенности техники батика позволяют добиться необычных результатов. Художественная роспись по ткани вносит душевность, легкость, уют, изящность, чувственность.

Свободная роспись

Свободная роспись включает в себя три техники: «Акварельная техни­ка» — ткань расписыва­ется по «сырому» с подсушиванием в опре­деленных местах и при­менением спиртового эффекта, а также росписи специальными пороло­новыми кистями по «су­хому»; «Трафаретная техни­ка» — рисунок создается с помощью трафаретов и специальных баллон­чиков для распыления красителя; «Графика по свобод­ной росписи» — создает­ся с применением соле­вой техники и наводки графики резервом. Техники, представ­ленные в главе, наиболее полно отражают безгра­ничные возможности росписи на шелке. Они доступны и эффектны, а также позволяют на высоком профессио­нальном уровне решать любые ваши творческие задачи — будь то деко­рирование платья, изго­товление платка, шар­фа, шали или станкового панно. Растяжка одного цве­та позволяет выполнить плавный переход раз­ной тональности одного цвета (например, три тона синего красителя. Роспись по «сырому" — технический прием, позволяющий создавать различные.

В данном мастер-классе я знакомила ребят со свободной росписью по «сырому».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

План –конспект мастер-класса " Открытка к Пасхе с элементами росписи по ткани "

Вид занятия: мастер-класс

 

Тема занятия: " Открытка к Пасхе с элементами росписи по ткани "

Возраст обучающихся: 7 -15 лет

 

Тип занятия: получение новых знаний

 

Форма проведения занятия: мастер-класс

 

Цель занятия: выполнение открытки 

 

Задачи:

 

    Образовательные: знакомство с историей и видами росписи по ткани, знакомство с техникой свободной росписи ткани, поэтапное выполнение задания, использование пищевой соли или мочевины, декорирование резервами.

      

    Развивающие: глазомера, способностей сравнивать и анализировать, развитие мелкой моторики руки.

 

    Воспитательные: воспитание трудолюбия, усидчивости, заинтересованности и ответственности.

 

Используемые технологии обучения: традиционная, личностно-ориентированная, дифференцированного подхода, здоровье сберегающие.

Методы, приемы: практический, наглядный, словесный, педагогического наблюдения, объяснительно-иллюстративный, личного примера.

 

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, МАТЕРИАЛЫ, ОБОРУДОВАНИЕ:

Для педагога: технологическая карта, доска, мел, образцы работ, заготовки бумажные цветные, заготовки белые, пяльцы, ткань хлопок белая, красители анилиновые, кисти, фен или утюг для просушивания ткани. 

 

Для учащихся: пяльцы, ткань хлопок белая, красители анилиновые, кисти, пищевая соль или мочевина, простые карандаши, ножницы, клей, контур в тюбиках.

 

Оформление доски: этапы изготовления, образец открытки.

 

Деятельность учащихся на занятии: участие в беседе, последовательное выполнение работы.

 

 

Структура занятия:

 

  Общая продолжительность занятия 1 часа 20 мин. Занятие делится на 2 части: 40 минут- первая, 40минут-вторая. Предусмотрено 1 перерыв для уборки рабочего места, мытье рук и просушки ткани 5 минут.

 

1 Организационная часть – 5 минут

 

2 Сообщение темы. Беседа с показом примеров работ в технике «батик» и свободная роспись ткани.

(теория) -  10 минут

 

3 Выполнение свободной росписи ткани (практика) – 20 минут

 

4 Перерыв – 5 минут

 

5 Продолжение работы. Обрезаем лишнюю ткани и приклеиваем к цветной заготовке (практика) – 15 минут

 

6 Подклеиваем задник к открытке и кладём под груз -  5минут

 

7 Декорирование открытки акриловыми контурами – 15мин

 

8 Просмотр и анализ работ – 5 минут

 

9 Уборка рабочего места – 5 минут

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

1 Приветствие. Привлечение внимание ребят. Установить должную дисциплину в классе.

2 Художественная роспись ткани относится к декоративно-прикладному искусству. Произведения декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, одежда, всякого рода украшения. Мы можем встретить расписанную ткань в интерьера (шторы, подушки), в одежде и как самостоятельная композиция для интерьера ( на стенах шпалеры). Художественную роспись ткани называют батиком. Родиной батика, искусства росписи тканей, считается Юго-Восточная Азия. К нам батик пришёл из Индонезии, даже название этого декоративного искусства происходит от местного «анбатик» - рисовать, писать. При изготовления батика, кроме красителей, использовались специальные составы – резервы, позволяющие сохранять окраску того или иного фрагмента ткани при дальнейшем крашении. Основой для росписи служили хлопковые ткани ручной выделки. Подготовке ткани уделялось особое внимание: ее вымачивали, тщательно отбеливали, кипятили для придания однородности и необходимой плот­ности. После этого начинался много­дневный процесс росписи: нанесение горячего воска, крашение, сушка. Эти действия повторялись столько раз, сколько различных цветов было в соз­даваемом рисунке. Как правило, таких циклов было не более десяти. Это связано с достаточно ограничен­ным количеством природных красите­лей, которые использовались в тради­ционном индонезийском батике. Теплая коричневая гамма, от цвета слоновой кости до темно-коричневого, подчеркивалась сочными тонами индиго — самого яркого красителя. Рецепт изготовления красок, равно как и узоры росписи, принадлежали каждой семье и тщательно охранялись. По рисунку на одежде можно было определить принадлежность человека к касте, его общественное положение и родственные связи. Сюжеты для росписи использовались самые раз­ные: от абстрактных рисунков до слож­нейших орнаментов — для украшения одежды: многофигурные жанровые или религиозные композиции — для жилищ и храмов. Батик в древности был распро­странен не только в Индонезии, но и в Индии, где этот способ окраски ткани носил название «бандхана» и «лахерия». Китайцы подарили миру шелк и, как следствие, — способ его окраски. Тех­ника «лацзе» — в переводе «узоры вос­ком» — очень похожа на батик. На шелк наносили рисунок расплавленным вос­ком, после чего ткань окрашивали. Когда воск удаляли, на его месте оста­вались участки неприкрашенной тка­ни. Существовал и другой метод, при котором ткань вначале полностью окрашивали, а после нанесения узора из воска опускали в щелочной раствор, возвращавший фону росписи его пер­воначальный цвет. Такая роспись могла быть и многоцветной. В Японии, куда батик, по мнению ученых, попал из Индии или Китая, он назывался «рокэти». Японцы, соединив полученные знания с собственным культурным наследием, создали изуми­тельные по красоте произведения с традиционными национальными сюжетными узорами. Такие ткани использовались для изготовления кимоно. Когда в начале XVII века в Индоне­зию проникли голландцы, они обрати­ли внимание на поразительное сход­ство храмовых батиков-панно этой страны с фресками христианских церквей. Благодаря предприимчивым голландцам батик попал в Европу, ев­ропейцы модернизировали это искус­ство, превратив его в полупромышлен­ный способ окраски тканей. В середине XIX века окраска тканей в технике батика была вытеснена анг­лийской ситцевой набойкой, и батик почти на полстолетия становится уде­лом кустарей — ремесленников. Произошло это благодаря энтузиаз­му небольшого числа художников, которые, очарованные батиком, отпра­влялись в далекие страны и изучали у индийских и индонезийских мастеров уникальную технику батика, посвящая этому многие годы жизни. Затем, воз­вращаясь па родину, они делились своими знаниями. Таким образом, уже к середине прошлого столетия тех­ника батика насчитывала большую армию своих почитателей и последо­вателей по всему миру. Во второй половине прошлого века огромное количество художников и просто лю­бителей со всего мира отправляются изучать технику на родину батика. Расписывать батик становится не толь­ко модным, но и престижным. При этом техника фактически не меняется, а переносится механически в другие страны и культуры.

 

3 Выполнение свободной росписи ткани (практика).

1.     Натянуть на пяльцы белую хлопковую ткань, и смочить водой.

2.     Нанести, предварительно разбавив, анилиновые красители, контрастные с цветом бумаги. На данном этапе, ребята могут проявить своё творческое начало, выбрав понравившиеся цвета, учитывая особенности восприятия цвета. Также, необходимо учитывать цвет фона, на котором наша роспись будет выигрышно выглядеть. Предпочтительно использовать контрастные с фоном цвета.   

3.     Начинаем роспись с более светлых цветов. Кисть промываем при смене цвета. Один цвет немного заводим на соседний, получаем новые оттенки.

4.     Посыпать ткань солью или мочевиной, для придания интересных фактур. Соль притягивает краситель и остаются более тёмные пятнышки. Мочевина наоборот высветляет до белого ткань, оставляя белые с подтёком пятна.

5.     Просушите ткань феном или утюгом для ускорения процесса.

6.     Затем выбираем понравившийся участок росписи и обрезаем лишнее по формату цветной бумаги. Клеем карандашом приклеиваем ткань с цветным шаблоном и белым задником.  Кладём сверху груз на пару минут. В это время можно убрать обрезки ткани, клей и выбрать контур. 

7.     Переходим к декорированию открытки акриловыми контурами. Так как открытка приурочена к празднованию Пасхи, то в декоре используются буквы х и в, написанные вязью ХV века, означающие «Христос Воскреси».  Простым карандашом намечаем буквы, используя образец на доске. И продумываем в каком месте украсить открытку контурами из тюбика. Для этого нужно попробовать на листочке, как выдавливается краски. И как ставить точки. Точечная роспись контурами предпочтительна. Так как более простая, чем линия, которая может выглядеть не очень аккуратной, без опыта.

В конце мастер-класса проводится фото работ, по мере окончания. И уборка своего рабочего места.

 

На данном этапе, ребята могут проявить своё творческое начало, выбрав понравившиеся цвета, учитывая особенности восприятия цвета. Также, необходимо учитывать цвет фона, на котором наша роспись будет выигрышно выглядеть. Предпочтительно использовать контрастные с фоном цвета.    

 

Технологическая карта к мастер-классу

по теме

" Открытка к Пасхе с элементами росписи по ткани "

Подготовила педагог МАУ ДО «Школа искусств»

Новикова Мария Петровна

 

Для введения в тему необходимо обратится к истории возникновения искусства ручной росписи ткани – «батик».

Родиной батика, искусства росписи тканей, считается Юго-Восточная Азия. К нам батик пришел из Индонезии, даже название этого декоративного искусства происходит от местного слова «анбатик» — рисовать, писать. При изготовлении батика, кроме кра­сителей, использовались специальные составы — резервы, позволяющие сохранять окраску того или иного фрагмента ткани при дальнейшем окрашивание. Основой для росписи служили хлопковые ткани ручной выделки. Подготовке ткани уделялось особое внимание: ее вымачивали, тщательно отбеливали, кипятили для придания однородности и необходимой плот­ности. После этого начинался много­дневный процесс росписи: нанесение горячего воска, крашение, сушка.

Свободная роспись включает в себя три техники: «Акварельная техни­ка» — ткань расписыва­ется по «сырому» с подсушиванием в опре­деленных местах и при­менением спиртового эффекта, а также росписи специальными пороло­новыми кистями по «су­хому»; «Трафаретная техни­ка» — рисунок создается с помощью трафаретов и специальных баллон­чиков для распыления красителя; «Графика по свобод­ной росписи» — создает­ся с применением соле­вой техники и наводки графики резервом. Техники, представ­ленные в главе, наиболее полно отражают безгра­ничные возможности росписи на шелке. Они доступны и эффектны, а также позволяют на высоком профессио­нальном уровне решать любые ваши творческие задачи — будь то деко­рирование платья, изго­товление платка, шар­фа, шали или станкового панно. Растяжка одного цве­та позволяет выполнить плавный переход раз­ной тональности одного цвета (например, три тона синего красителя. Роспись по «сырому" — технический прием, позволяющий создавать различные.

Для знакомства с искусством «батика», я выбрала технику свободной росписи по «сырому». Она не сковывает ребёнка и похожа на работу с акварельными красками.

Для проведения мастер-класса, необходимо подготовить заготовки. Я выбрала жёлтую тонированную бумагу и белую бумагу для задника, формата

А5.

 

 

 

 

 

На цветной бумаге делаем красивый край, с помощью фигурного дырокола и или ножниц. 

 

Вырезает макетным ножом форму яйца.

 

 

 

 

 

Этапы работы:

Материалы для работы: пяльцы, ткань хлопок белая, красители анилиновые, кисти, пищевая соль или мочевина, простые карандаши, ножницы, клей, контур в тюбиках.

 

 

1.     Натянуть на пяльцы белую хлопковую ткань, и смочить водой.

2.     Нанести, предварительно разбавив, анилиновые красители, контрастные с цветом бумаги.

3.     Посыпать ткань солью или мочевиной, для придания интересных фактур.

4.     Просушите ткань феном или утюгом.

5.     Затем выбираем понравившийся участок росписи и обрезаем лишнее по формату цветной бумаги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.     Переходим к декорированию открытки акриловыми контурами.

 

 


 

Дидактическая разработка к мастер-классу «Открытка к

Дидактическая разработка к мастер-классу «Открытка к

Когда воск удаляли, на его месте оста­вались участки неприкрашенной тка­ни

Когда воск удаляли, на его месте оста­вались участки неприкрашенной тка­ни

Графика по свобод­ной росписи» — создает­ся с применением соле­вой техники и наводки графики резервом

Графика по свобод­ной росписи» — создает­ся с применением соле­вой техники и наводки графики резервом

Методы, приемы: практический, наглядный, словесный, педагогического наблюдения, объяснительно-иллюстративный, личного примера

Методы, приемы: практический, наглядный, словесный, педагогического наблюдения, объяснительно-иллюстративный, личного примера

ХОД ЗАНЯТИЯ 1 Приветствие

ХОД ЗАНЯТИЯ 1 Приветствие

Такие ткани использовались для изготовления кимоно

Такие ткани использовались для изготовления кимоно

Х V века, означающие «Христос

Х V века, означающие «Христос

Графика по свобод­ной росписи» — создает­ся с применением соле­вой техники и наводки графики резервом

Графика по свобод­ной росписи» — создает­ся с применением соле­вой техники и наводки графики резервом

На цветной бумаге делаем красивый край, с помощью фигурного дырокола и или ножниц

На цветной бумаге делаем красивый край, с помощью фигурного дырокола и или ножниц

Этапы работы: Материалы для работы: пяльцы, ткань хлопок белая, красители анилиновые, кисти, пищевая соль или мочевина, простые карандаши, ножницы, клей, контур в тюбиках

Этапы работы: Материалы для работы: пяльцы, ткань хлопок белая, красители анилиновые, кисти, пищевая соль или мочевина, простые карандаши, ножницы, клей, контур в тюбиках

Просушите ткань феном или утюгом

Просушите ткань феном или утюгом

Затем выбираем понравившийся участок росписи и обрезаем лишнее по формату цветной бумаги

Затем выбираем понравившийся участок росписи и обрезаем лишнее по формату цветной бумаги

Переходим к декорированию открытки акриловыми контурами

Переходим к декорированию открытки акриловыми контурами
Скачать файл
Приз 150 000 руб.
Свидетельство СМИ.
Плюс 10 документов.