ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Оценка 5
Документация +2
rtf
дефектология +1
Взрослым
23.04.2018
С каждым годом возрастает количество детей с речевой патологией. Одним из самых сложных и самых распространённых дефектов речи является общее недоразвитие речи. Общее речевое недоразвитие оказывает большое влияние на формировании у детей эмоционально-волевой сферы. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает появление вторичных дефектов.
Нарушениеречи.rtf
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У
ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
С каждым годом возрастает количество детей с речевой
патологией.
Одним из самых сложных и самых
распространённых дефектов речи является общее
недоразвитие речи. Общее речевое недоразвитие оказывает
большое влияние на формировании у детей эмоционально-
волевой сферы. Связь между речевыми нарушениями и другими
сторонами психического развития обусловливает появление
вторичных дефектов.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в
развитии детей, так как если ребенок не умеет управлять
своими эмоциями и не может корректно воспринимать
эмоциональное состояние другого, то его общение с
окружающими нельзя считать эффективным.
Психологи и педагоги проявляют повышенный интерес к
развитию эмоционально-волевой сферы дошкольника, так как
дошкольный возраст это период начала произвольности
психических процессов, а так же период формирования
психологической готовности к школе.
Дошкольный возраст является временем изменения
проявления внешних эмоций ребенка. Ребенок в возрасте 5-6
лет способен сдерживать слезы, скрывать свои страхи и т.д.
Данные преобразования приводят к началу осознания
человеком дошкольного возраста своих переживаний, которые
формируются в устойчивые эмоциональные комплексы.
Для понимания природы речевого развития очень важно
знание и понимание особенностей эмоционально-волевой
сферы детей с ОНР. Нарушения эмоционально-волевой сферы
детей с общим недоразвитием речи являются очень
распространенными и имеют стойкий характер. Данный фактор
негативно сказывается на эффективности обучения детей и
адаптации их в социуме. Особенности эмоционально-
личностной сферы ребенка являются результатом того, что
речевая неполноценность отстраняет ребенка от детского
коллектива, этот факт с возрастом действует все более
травмирующе на его психику и характеризуется
несформированностью
коммуникации,
форм неумением
незаинтересованностью
ориентироваться в ситуации общения, негативизмом.
контакте,
в
Для
построения
эффективной
коррекционно-
педагогической и психолого-коррекционной работы с детьми с
ОНР педагогу необходимы знания особенностей их
эмоционально-волевой сферы.
Исходя из анализа научных исследований, следует
отметить, что нарушения речевого развития влекут за собой
нарушения общения. У детей с ОНР отмечаются нарушения всех
сторон процесса общения:
коммуникативной, имеет место нарушение обмена
информацией как из за трудностей в передаче своей мысли
ребенком, так и в сложности восприятия собеседником
сообщения, и по причине особенностей программирования
высказывания;
интерактивной, так как страдает построение общей
стратегии взаимодействия;
перцептивной стороны общения, ребенок « тормозит»
на более ранних формах общения, он не может точно и
правильно воспринимать собеседника, составить о нем
корректное представление.
Нарушение формирования личности является одной из
общих и ярко выраженных закономерностей нарушенного
развития. Л. С. Выготский отмечал социальную дезадаптацию,
тенденцию к ограничению социальных контактов, низкую
самооценка, пониженный фон настроения, астенические черты
личности, нередко ипохондричность, тревожность, легкость
возникновения страхов,
обидчивость,
нестойкость интересов, пониженная наблюдательность.
агрессивность,
Дефект речи и переживания по его поводу образуют
сложный симбиоз.
«В одних случаях тревожность
рассматривают как предрасполагающий к заболеванию фактор,
в других речь идет только о реакции личности на
самостоятельно возникающее заболевание». Дошкольникам с
ОНР свойственна фиксированность на речевом дефекте.
Основные проявления данного факта неуверенность в себе,
иногда это может сказываться на речевой активности ребенка,
а также на его взаимоотношении с социумом. К сожалению,
одна из причин данного факта – взрослые, которые заостряют внимание ребенка на речевом дефекте, усиливая его
переживания.
В. Г. Колягина провела исследование психологических
особенностей страхов у дошкольников с общим недоразвитием
речи, и по результатам данного исследования можно сделать
вывод, что для большинства детей с ОНР свойственны не
только возрастные, но и специфические страхи. Устойчивость,
интенсивность переживания и эмоциональная фиксация
специфических страхов - вот основные характерные черты
детских страхов детей с речевыми нарушениями. Детям
дошкольного возраста с нормальным психофизическим
развитием не свойственна такая фиксация на своих страхах,
они не столь критичны к ним.
Оценка личностью своих возможностей, особенностей
качеств, места в социуме, все это является составляющими
самооценки. Самооценка влияет на отношения человека с
окружающими его людьми, его критичность, требовательность
к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка влияет на
дальнейшее развитие его личности и на эффективность
деятельности человека. Речевой дефект отрицательно влияет
на формирование самооценки, у детей с ОНР наблюдается
робость, неуверенность в себе, ощущение своей маловажности
и др. Уровень самооценки дошкольников с ОНР значительно
ниже, чем у их ровесников, не имеющих речевых нарушений.
Мотивация проявляется в стремлении к успеху в любой
выполняемой деятельности. У детей с общим недоразвитием
речи наблюдается сниженная активность в случае неудач,
снижение стремления к успехам. «Зачастую реакция
дошкольников с ОНР на неудачу отличается от реакции,
наблюдаемой в норме. Это выражается в том, что после удачно
выполненного задания часть детей переходит не к более
трудному, а к легкому заданию. Этот факт можно трактовать
как формирование защитной реакции у детей с нарушениями
речевого развития, стремление поддержать успех даже на
заниженном уровне».
Согласно исследованию И. Ю. Кондратенко особенностей
паралингвистических средств общения, в частности мимики
детей с общим недоразвитием речи, у детей с ОНР
дифференцированное представление о своих эмоциональных состояниях. Детям с речевыми нарушениями особенно трудно
мимическими средствами передать эмоции гнева, страха,
удивления.
Они не способны адекватно выражать
эмоционально-смысловое содержание высказывания.
Процесс обучения и эмоционально-волевая сфера
неразрывно связаны между собой. Если ребенок постоянно
находится в напряжении, не проявляет активности ни в каком
виде деятельности, испытывает чувство тревоги, имеет низкую
самооценку, то ему намного сложнее научиться чему либо.
Процесс обучения будет намного затянутее и сложнее, и будет
требовать колоссального терпения как от ребенка так и от
педагога. Поэтому одна из самых важных задач воспитателя
найти действенные подходы, средства и методы для успешного
воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи.
По результатам всего вышесказанного можно сделать
следующие выводы:
эмоциональная сфера дошкольников с ОНР
высокой
характеризуется повышенной тревожностью,
не
степенью
выраженностью сопереживания к эмоциональному состоянию
других людей.
психоэмоционального
напряжения,
самооценка учащихся с ОНР значительно ниже, чем у
их ровесников, не имеющих речевых нарушений.
дети более остро воспринимают неудачи.
у детей с ОНР снижено стремление к успеху, такие
Главным направление при коррекционной работе по
развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОНР
должно быть появление способности управлять эмоциями, т.е.
произвольность поведения. Так же необходимо формировать у
ребенка умение определять эмоции других людей и выражать
свои собственные эмоции. Это в свою очередь приведет к
использованию эмоций как средства общения. А общение
является одним из главных и основных условий развития
ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из
главных видов деятельности человека, устремленный на
познание и оценку самого себя через других людей.
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.