Особенности формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

  • Лекции
  • pptx
  • 25.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

теоретический материал для лефектологов и логопедов. . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . .. .. . . . . . . . . . . . . . .
Иконка файла материала Особенности формирования грамматического строя речи у детей с.pptx
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. ВЫПОЛНИЛА : СТУДЕНТКА 1 КУРСА( РКП -51) МАНУХИНА ИРИНА ОЛЕГОВНА
Усвоение ребенком грамматического строя речи —  сложный, многоуровневый процесс, которые связан  с работой коры головного мозга. Структуру этой  сложной умственной деятельности изучил Павлов И.  П.  Он предположил, что  грамматика — своеобразная  форма динамического  речевого стереотипа.  Физиологически процесс  усвоения грамматики связан с  генерализацией  грамматических отношений,  выработкой динамического  стереотипа.
Изучением данной проблемы занимались такие исследователи как:  Д. Б. Эльконин, А. Н. Гвоздев . Они подробно исследовали процесс  становления речи у детей. Д. Б. Эльконин А. Н. Гвоздев  Т. Н. Ушакова
Основой для создания эффективной методики коррекции  послужил материал работы А. Г. Арушановой «Речь и речевое  общение детей».  Методика Арушановой опирается на опыт и идеи таких выдающихся  исследователей, как Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия.
Характеристика методов и методик исследования Грамматический строй речи включает в себя такие  компоненты: Диалог Морфология Синтаксис Словообразование и словоизменение
Методики обследования были составлены на основе положений Г. В.  Бабиной, Г. В. Чиркиной, Т. Б. Филичевой. Методика №1 (Чиркина Г. В., Т. Б. Филичева Т. Б.) «Обследование синтаксиса (умение построения структуры  предложений)». Для обследования используются картинки из серии «Мы играем»,  «Домашние и дикие животные», или другие картинки на выбор.  Образцы речи ребенка записываются и анализируются.
Методика №2 (Чиркина Г. В., Т. Б. Филичева Т. Б.) «Обследование морфологических структур» Методика №3 (Чиркина Г. В., Т. Б. Филичева Т. Б.) «Обследование словообразования» Методика №4 (Бабина Г. В.) «Обследование диалогической речи» Методика №5 (Арушанова А. Г.) «Коррекция грамматического строя речи дошкольников с общим  недоразвитием речи»
Нарушения морфологической системы  языка при ОНР нож — значение  единственности; ножом — значение  орудийности ножи — значение  множественности
В РАБОТАХ МНОГИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ (Н. С. ЖУКОВА, В. А.  КОВШИКОВ, Л. Ф. СПИРОВА, Е. Ф. СОБОТОВИЧ, Т. Б. ФИЛИЧЕВА, С. Н.  ШАХОВСКОЙ И ДР.) ВЫДЕЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ НЕПРАВИЛЬНЫЕ  ФОРМЫ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ПРИ ОНР: 1) неправильное употребление родовых, числовых, падежных  окончаний существительных, местоимений, прилагательных  (копает лопата, красный шары, много ложков); 2) неправильное употребление падежных и родовых окончаний  количественных числительных (нет два пуговиц); 3) неправильное согласование глаголов с существительными и  местоимениями (дети рисует, они упал).
4) неправильное употребление родовых и числовых окончаний  глаголов в прошедшем времени (дерево упала); 5) неправильное употребление предложно – падежных конструкций  (под стола, в дому, из стакан).
Общие окказиональные формы при  нормальном и нарушенном речевом  развитии Основным речевым механизмом окказионализмов является  «гипергенералипзацпя» (по Т. Н. Ушаковой), т. е. излишнее  обобщение наиболее частотных форм, формообразование по  аналогии с продуктивными формами.
Можно выделить следующие виды окказионализмов при  формообразовании (по С. Н. Цейтлин). 1) Унификация места ударного слога, т. е.  закрепление ударения за определенным слогом в  слове. Так, и различных формах существительных  сохраняется ударенно исходного слова (стола нет,  много поездов). 2) Устранение беглости гласных, т. е. чередования  гласного с нулем звука (левы, пени, молотоком,  песов, кусоки, много сестр). 3)   Игнорирование чередований конечных согласных  (ухи, текет, бегет, соседы). 4) Устранение наращения или изменения суффиксов  (друг — други, ком — комы, стул — стулы, котенок  — котенки, чудо — чулы, дерево — деревы). 5) Отсутствие супплетивизма при формообразовании  (человек — человеки, ребенок — ребенки, лошадь  — лошаденоки).
Характерной особенностью речи детей с ОНР  является одновременное существование двух  стратегии усвоения грамматического строя речи: 1)   усвоение слов в их нерасчлененном, целостном виде (на  основе механизмов имитации); 2)   овладение процессом расчленении слов на составляющие  его морфемы (на основе механизмов анализа и синтеза),  которое осуществляется у детей с OНР более замедленными  темпами.
Нарушение синтаксической структуры  предложения у детей с ОНР Е. Ф. Соботович выделяет 2 группы  детей с ОНР (моторной алалией).  В 1­й группе детей  наблюдается  преимущественное  нарушение  морфологической системы  языка при относительной  сохранности глубинно­ семантической структуры  предложения.  Во 2­й группе наблюдается  нарушение не только  морфологической системы  языка, но и синтаксической  структуры предложения. Например: Мама мыэ мяси (Мама  моет мячик); Деси иду коле  (Дети идут в школу); Деська  касалъ касена (Девочка  качалась на качелях). Например: Много а лесу  (Дети собрали в лесу много  грибов); Молоко разлило  (Молоко разлито котенком).
Нарушения синтаксиса проявляются как на уровне глубинного, так и  на уровне поверхностного синтаксиса. На глубинном уровне нарушения синтаксиса проявляются в  трудностях овладения семантическими компонентами (объектными,  локативными, атрибутивными), в трудностях организации  семантической структуры высказывания. На поверхностном уровне  нарушения проявляются в нарушении грамматических связей между  словами, в неправильной последовательности слов в предложении.