теоретический материал для лефектологов и логопедов. . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . .. .. . . . . . . . . . . . . . .
ОСОБЕННОСТИ
ФОРМИРОВАНИЯ
ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ
РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
ВЫПОЛНИЛА :
СТУДЕНТКА 1 КУРСА( РКП -51)
МАНУХИНА ИРИНА ОЛЕГОВНА
Усвоение ребенком грамматического строя речи —
сложный, многоуровневый процесс, которые связан
с работой коры головного мозга. Структуру этой
сложной умственной деятельности изучил Павлов И.
П.
Он предположил, что
грамматика — своеобразная
форма динамического
речевого стереотипа.
Физиологически процесс
усвоения грамматики связан с
генерализацией
грамматических отношений,
выработкой динамического
стереотипа.
Изучением данной проблемы занимались такие исследователи как:
Д. Б. Эльконин, А. Н. Гвоздев . Они подробно исследовали процесс
становления речи у детей.
Д. Б. Эльконин
А. Н. Гвоздев
Т. Н. Ушакова
Основой для создания эффективной методики коррекции
послужил материал работы А. Г. Арушановой «Речь и речевое
общение детей».
Методика Арушановой опирается на опыт и идеи таких выдающихся
исследователей, как Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия.
Характеристика методов и методик исследования
Грамматический строй речи включает в себя такие
компоненты:
Диалог
Морфология
Синтаксис
Словообразование и словоизменение
Методики обследования были составлены на основе положений Г. В.
Бабиной, Г. В. Чиркиной, Т. Б. Филичевой.
Методика №1 (Чиркина Г. В., Т. Б. Филичева Т. Б.)
«Обследование синтаксиса (умение построения структуры
предложений)».
Для обследования используются картинки из серии «Мы играем»,
«Домашние и дикие животные», или другие картинки на выбор.
Образцы речи ребенка записываются и анализируются.
Методика №2 (Чиркина Г. В., Т. Б. Филичева Т. Б.)
«Обследование морфологических структур»
Методика №3 (Чиркина Г. В., Т. Б. Филичева Т. Б.)
«Обследование словообразования»
Методика №4 (Бабина Г. В.)
«Обследование диалогической речи»
Методика №5 (Арушанова А. Г.)
«Коррекция грамматического строя речи дошкольников с общим
недоразвитием речи»
Нарушения морфологической системы
языка при ОНР
нож — значение
единственности;
ножом — значение
орудийности
ножи — значение
множественности
В РАБОТАХ МНОГИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ (Н. С. ЖУКОВА, В. А.
КОВШИКОВ, Л. Ф. СПИРОВА, Е. Ф. СОБОТОВИЧ, Т. Б. ФИЛИЧЕВА, С. Н.
ШАХОВСКОЙ И ДР.) ВЫДЕЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ НЕПРАВИЛЬНЫЕ
ФОРМЫ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ПРИ ОНР:
1) неправильное употребление родовых, числовых, падежных
окончаний существительных, местоимений, прилагательных
(копает лопата, красный шары, много ложков);
2) неправильное употребление падежных и родовых окончаний
количественных числительных (нет два пуговиц);
3) неправильное согласование глаголов с существительными и
местоимениями (дети рисует, они упал).
4) неправильное употребление родовых и числовых окончаний
глаголов в прошедшем времени (дерево упала);
5) неправильное употребление предложно – падежных конструкций
(под стола, в дому, из стакан).
Общие окказиональные формы при
нормальном и нарушенном речевом
развитии
Основным речевым механизмом окказионализмов является
«гипергенералипзацпя» (по Т. Н. Ушаковой), т. е. излишнее
обобщение наиболее частотных форм, формообразование по
аналогии с продуктивными формами.
Можно выделить следующие виды окказионализмов при
формообразовании (по С. Н. Цейтлин).
1) Унификация места ударного слога, т. е.
закрепление ударения за определенным слогом в
слове. Так, и различных формах существительных
сохраняется ударенно исходного слова (стола нет,
много поездов).
2) Устранение беглости гласных, т. е. чередования
гласного с нулем звука (левы, пени, молотоком,
песов, кусоки, много сестр).
3) Игнорирование чередований конечных согласных
(ухи, текет, бегет, соседы).
4) Устранение наращения или изменения суффиксов
(друг — други, ком — комы, стул — стулы, котенок
— котенки, чудо — чулы, дерево — деревы).
5) Отсутствие супплетивизма при формообразовании
(человек — человеки, ребенок — ребенки, лошадь
— лошаденоки).
Характерной особенностью речи детей с ОНР
является одновременное существование двух
стратегии усвоения грамматического строя речи:
1) усвоение слов в их нерасчлененном, целостном виде (на
основе механизмов имитации);
2) овладение процессом расчленении слов на составляющие
его морфемы (на основе механизмов анализа и синтеза),
которое осуществляется у детей с OНР более замедленными
темпами.
Нарушение синтаксической структуры
предложения у детей с ОНР
Е. Ф. Соботович выделяет 2 группы
детей с ОНР (моторной алалией).
В 1й группе детей
наблюдается
преимущественное
нарушение
морфологической системы
языка при относительной
сохранности глубинно
семантической структуры
предложения.
Во 2й группе наблюдается
нарушение не только
морфологической системы
языка, но и синтаксической
структуры предложения.
Например: Мама мыэ мяси (Мама
моет мячик); Деси иду коле
(Дети идут в школу); Деська
касалъ касена (Девочка
качалась на качелях).
Например: Много а лесу
(Дети собрали в лесу много
грибов); Молоко разлило
(Молоко разлито котенком).
Нарушения синтаксиса проявляются как на уровне глубинного, так и
на уровне поверхностного синтаксиса.
На глубинном уровне нарушения синтаксиса проявляются в
трудностях овладения семантическими компонентами (объектными,
локативными, атрибутивными), в трудностях организации
семантической структуры высказывания. На поверхностном уровне
нарушения проявляются в нарушении грамматических связей между
словами, в неправильной последовательности слов в предложении.