ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Оценка 4.8

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
классное руководство
Взрослым
20.02.2019
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлено рассмотрение особенностей формирования социально-психологического климата группы в учреждениях среднего специального образования. Приведены результаты исследования данных особенностей на примере учреждения среднего специального образования "Барановичский экономико-юридический колледж". Так же представлены этапы и особенности формирования СПК среди учащихся 14-18 лет.
Статья.doc
УДК88 Педагог­психолог. Преподаватель ЧУО «Барановичский экономико­юридический колледж» Низовец Е.В. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО­ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация. В статье представлены особенности формирования социально­ психологического   климата   в   учебных   группах   учреждений   среднего   образования. Также рассмотрена природа социально­психологического климата в рамках четырех основных подходов.  По методике субъективной оценки межличностных отношений С.В.   Духновского   выявлены   особенности   учащихся   первого   года   обучения.   По методике   определения   индекса   групповой   сплоченности   Сишора,   две   группы учащихся первого года обучения оценили уровень сплоченности своего коллектива.  Ключевые   слова:  социально­психологический   климат,   учебная   группа, студенты, Учреждение среднего специального образования, эксперимент. Рис. 1. Табл. 0. Библиогр.: 17 назв. Educational psychologist. Teacher of PEI " Baranovichi College of Economics and law» Nizovets E. V. FORMATION PECULIARITIES OF SOCIO­ PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN EDUCATIONAL GROUPS OF INSTITUTIONS OF SECONDARY SPECIAL EDUCATION Annotation.   The   article   presents   the   features   of   the   formation   of   socio­ psychological climate in the educational groups of secondary education institutions. The nature of the socio­psychological climate is also considered within the framework of four main approaches. By the method of subjective evaluation of interpersonal relations S. V. Dukhnovsky revealed features of students of the first year of study. According to the method of determining the index of group cohesion Sikora, two groups of students of the first year assessed the level of cohesion of his team.  Keywords:  socio­psychological climate, study group, students, institutions of secondary special education, experiment. Pic. 1. Table. 0. Ref.: 17 titles. Введение.   В   современной   психологической   науке   под социально­психологическим   климатом     понимается   качественная сторона   межличностных   отношений,   проявляющаяся   в   виде совокупности   психологических   условий,   способствующих   или препятствующих   продуктивной   совместной   деятельности   и всестороннему   развитию   личности   в   группе.   Социально­ психологический   климат   группы,   представляется   нам   как   нечто динамическое и в то же время, как   совокупность психологических состояний всех членов группы.   феномена   Исследование социально­психологического климата группы началось в 60­е годы XX века, как в отечественной, так   и   в   зарубежной   науке.   Изучались   все   доступные   формы коллективного   проявления,   однако   наиболее   частыми   являются исследования   социально­психологического   климата   в   трудовых коллективах, как одного из основополагающих факторов успешности организации и продуктивности труда.  В   отечественной   социальной   психологии   впервые   термин «психологический   климат»   использовал   Н.С.   Мансуров,   который изучал   производственные   коллективы.   Одним   из   первых   наиболее полно   раскрыл   содержание   социально­психологического   климата В.М.   Шепель.   Он   считал,   что   климат   отношений   между   людьми состоит   из   трех   климатических   зон:   первая   климатическая   зона   – социальный климат, вторая климатическая зона – моральный климат, третья климатическая зона – психологический климат. Основная   часть.  Целесообразным,   на   наш   взгляд   является рассмотрение природы социально­психологического климата в рамках четырех  основных   подходов.   Представителями   первого   подхода   к природе  социально­психологического  климата  являются   Л.П.   Буева, Е.С.   Кузьмин.   Данные   исследователи   представляли   социально­ психологический климат как общественно­психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Сторонники второго подхода (А.А.   Русалинова,   А.Н.   Лутошкин)   подчеркивают,   что   сущностной характеристикой   социально­психологического   климата   является общий   эмоционально­психологический   настрой   коллектива.   Климат рассматривался, как общее настроение группы людей. Авторы третьего подхода   (В.М.   Шепель,   В.А.   Покровский)   анализируют   социально­ психологический   климат   через   стиль   взаимоотношений   людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. Изучение   феномена   социально­психологического   климата   в группе   учащихся   предзнаменовалось   идеями   гуманизации педагогического   процесса.   Не   смотря   на   великое   изобилие   в настоящий   момент   исследований   проведенных   в   данной   области, актуальность проблемы формирования социально­психологического климата   в   образовательной   среде   велика.   Нельзя   говорить   и   о достаточном   уровне   разработанности   проблемы   формирования социально ­ психологического климата в образовательной среде и по причине содержательного изменения данной среды, потребностей и социальных   запросов   ее   субъектов,   наличия   существенных особенностей   формирования   коллектива   на   разных   этапах осуществления образовательного процесса.  Как   предмет   научного   исследования   выявление   путей формирования   благоприятного   социально   ­   психологического климата   в   учебных   группах   учреждений   среднего   специального образования, предстает в качестве системы многообразных проблем, принципиальные   аспекты   которых   находят   свое   отражение   в отечественной   и   зарубежной   социологической,   психолого­ педагогической и специальной литературе, однако особенности его формирования   заслуживают   отдельного   исследовательского внимания. Изучив   многочисленные   источники,   теории   и   подходы   к проблеме   исследования   и   определения   сущности   социально­ психологического   климата   группы   в   отечественной   и   зарубежной литературе, мы предлагаем рассмотреть особенностей формирования социально­психологического климата в учебных группах  учреждений среднего специального образования, по структуре предложенной А.Н. Лутошкиным.   А.Н.   Лутошкин,   раскрыл   структурные   компоненты социально­психологического   климата   и   обозначил   в   данной структуре три ряда отношений: по «вертикали»; по «горизонтали»; по отношению к совместному виду деятельности [10]. Рисунок 1. Рисунок 1: структура социально­психологического климата. Базой   исследования   является   Частное   учреждение образования   «Барановичский   экономико­юридический   колледж».   В данном   случае,   освещая   особенности   формирования   социально­ психологического климата группы учащихся, следует отметить, что на   первом   этапе   группа   обучающихся   не   представляет   собой коллектив в полном смысле этого   слова. Это обусловлено тем, что данная   группа   создана   из   поступающих   в   учреждение   образование учащихся   различного   жизненного   опыта,   взглядов,   отношения   к коллективной   жизни.   Основополагающая   роль   в   формировании   и определении условий жизнедеятельности данной группы отводиться ее   официально   назначенному   руководителю.   Значимость взаимоотношений   по   «вертикали»   на   данном   этапе   заключается   в выдвижении   правил,   требований   к   организации   и   проведении деятельности учащихся. В учреждении образования выступающем в нашем исследовании базой – это закрепление за группой учащихся нового набора куратора.  Задача   куратора   обеспечить   сопровождение   учащихся   в образовательном процессе, воспитании и развитии как личностных, так и коллективных навыков.  Данные   обязанности   стоящие   перед   куратором   группы учащихся   регламентируются   правовыми   актами   Министерства образования Республики Беларусь, в том числе и  в инструктивно­ методическом   письме   об   организации   классного   руководства  и работы   куратора   учебной   группы   в   учреждениях   образования   от 2012 года, внутренними положениями о кураторстве в учреждениях среднего   специального   образования.   Однако   необходимость формировать благоприятный социально­психологический климат в группе,   как   фактора   влияющего   на   успешность   образовательного процесса, либо упоминается в отдельном пункте, без разъяснения форм и методов данной работы, либо совсем не указывается.  На   этапе   констатирующего   эксперимента,   нами   изучались компоненты социально­психологического климата по представленной схеме. Исследовались группы нового набора по трем специальностям. По   данным   анкетного   опроса   35%   испытуемых   отметили,   что информация   об   особенностях   выбранной   специальности   у   них ограничена.   Условиями   организации   учебного   процесса удовлетворены 95% опрошенных.  На наш взгляд, прохождение учащимися успешной адаптации, формирования   ученического   коллектива,   возникновение   чувства удовлетворенности   учащимися   выбранным   учреждением образования,   будущей   специальностью,   интереса   к   учебной деятельности,  принятием норм и традиций учреждения, должно быть результатом работы руководителя – куратора группы.  Существенной   особенностью   формирования   социально­ психологического   климата   является   и     возраст   поступающих   в учреждения   среднего   специального   образования,   который варьируется от 14 до 16 лет, что непосредственно определяется как подростковый   с   вытекающими   из   этого   психологическими   и социальными особенностями. Группы   учащихся   данного   возраста   характерны   тем,   что сначала они состоят из представителей  одного пола, впоследствии возникает тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании или объединения, члены которых что­то делают сообща. Отметим важную особенность подростковой группы ­ членство в ней представляет   самостоятельную   ценность   для   учащегося.   Меньшую роль играют характеристики этой группы, даже статус в ней не так значим,   как   сам   факт   членства.   Общение   оказывается   настолько притягательным,   что   дети   забывают   об   уроках   и   домашних обязанностях.   Получение   статуса   референтности     в   среде сверстников в отрочестве ценится более всего. По   методике   субъективной   оценки   межличностных отношений   С.В.   Духновского   выявлены   особенности   учащихся первого года обучения выражающиеся в низких значениях по шкале «напряженность»,   что   свидетельствует   о   большом   количестве социальных   контактов   у   учащихся,   данные   контакты   не характеризуются   достаточной   глубиной   и   значимостью,   отношения носят   преимущественно   поверхностный   характер.   Данная особенность замечена у 73,1% респондентов.  Процесс вхождения подростка в группу настолько важен, что при его неблагополучном стечении, это может вызвать отчужденность подростка, потерю интереса к обучению и возможным отчислением. Особенностью формирования социально­психологического климата в учебных   группах   учреждений   среднего   специального   образования, является   гиперболизированность   таких   структурных   компонентов как сплоченность, качество межличностных отношений и способность противостоять   и   решать   конфликты.   Взаимоотношения   в   данной среде,   в   силу   психологических   особенностей   возраста,   подчас излишне эмоциональны, стихийны в своем проявлении, что не может не беспокоить ответственных за учащихся взрослых и их родителей.  По методике  определения  индекса  групповой сплоченности Сишора,   две   группы   учащихся   первого   года   обучения   оценили уровень сплоченности своего коллектива как средний, а три – ниже среднего. Что свидетельствует о наличии некоторого напряжения в процессе интеграции группы. Еще   одной   существенной   особенностью   формирования социально­психологического   климата   в   учебной   группе   является отношение   к   совместной   деятельности.   В   формировании   данного аспекта   в   учебных   группах   учащихся   учреждений   среднего специального   образования   также   имеются   специфические   черты,   а именно  основным   видом   деятельности   обучающихся   ­   учебой, имеющей   специфические   психологические   характеристики.   Позна­ вательная деятельность обучаемых ­ это интеллектуальный труд, сло­ жность и напряженность которого достигает высокого уровня. Специфика учебных задач состоит в том, что они обычно не распределяются   между   учащимися,   а   решаются   каждым   из   них   в полном объеме. Эта нерасчленяемость учебных задач, а зачастую и отсутствие   такого   понятия,   как   общая   задача   учебной   группы,   не стимулирует   коллективную   деятельность.   Отсюда   –   климат индивидуализма, препятствующий развитию общей образовательной среды группы. Специфической   чертой  учебной  группы   является  принятая ею цель ­ обеспечение благоприятных условий для овладения каждым учебной   программой   средне­специального   учебного   заведения   и всесторонней   подготовки   к   самостоятельной   профессиональной деятельности. Реализация этой цели достигается тем, что, во­первых, учебная группа создает обстановку взаимодействия, взаимопомощи и коллективного   труда,   которая   стимулирует   индивидуальную  активность,   и,   во­вторых,   учащиеся   как   члены   коллектива приобретают   опыт   решения   своих   внутриколлективных   проблем, практически   знакомятся   с   психологическими   механизмами регулирования   совместной   жизни   и   дельности   и,   таким   образом, готовят   себя   к   успешной   работе   по   руководству   коллективом   в будущем. Заключение.  Таким   образом,   для   оптимальной   адаптации учащихся   к   обучению   в   колледже   важно   знать   их   способность   к сознательной регуляции своего поведения в новых условиях. Смена привычной   обстановки   приводит   к   тому,   что   многие   учащиеся, привыкшие ранее к постоянному контролю со стороны родителей и педагогов, расслабляются, не могут организовать личное время и уже на   первых   зачетах   и   экзаменах   становятся   кандидатами   на отчисление. На данном этапе становления учащегося, как субъекта образовательной деятельности, для его успешной самореализации в учебном   коллективе,   очень   важна   слаженная,   планомерная   и целенаправленная работа руководителя группы – куратора. При   этом   обеспечивается   психолого­педагогическая поддержка,   которая   позволяет   избежать   первые   и   основные трудности   адаптации   с   одной   стороны,   и   успешно   совмещаются усилия   преподавателей   и   учащихся   в   учебном   процессе   с   другой стороны. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Список литературы:    Андреева Г.М. Социальная психология сегодня. Поиски и размышления. – М.:,НОУ ВПО МПСИ, 2009. – 160 с. Андреева   Г.М.   Социальная   психология:   Учебник   для   ВУЗов/   5­е   издание, испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 363 с. Бойко   В.В.,   Ковалев   А.Г.,   Панферов   В.И.   Социально­психологический климат коллектива и личность. ­М.:Мысль,2008.­ 193с. Волчкова   В.   И.   Социально­психологический   климат   в   педагогическом коллективе. //Психология обучения. ­ 2009. ­ № 6. ­ с. 76­81. Волков   И.П.   Социометрические   методы   в   социально­психологических исследованиях. – СПб.: Речь, 1998. – 120 с. Гусева   Н.   В.   О   нравственно­психологическом   климате   в   педагогическом коллективе // Молодой ученый. ­2011. ­№11. Т.2. ­с. 59­62. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. – М.: Аспект­Пресс, 2009. – 320 с. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2007. – 800 с. Матвиенко С.В. , Дворецкий С.А. Статистические методы в психологии и социальных   науках.   учеб­метод.   пособие.   ­   МО,   Щелково:   Издатель   Мархотин М.Ю.,2013.­194 с. Организационная психология .Хрестоматия./Сост. и общая редакция Л. В. Винокурова, И. И. Скрипюка ­ СПб.: Питер, 2001.­378 с. Парыгин Б.Д. Социально – психологический климат коллектива. / Под ред. В.А. Ядова. Ленинград: Наука., 1981. – 191 с. Шакуров   Р.Х.,   Социально­психологические   проблемы   руководства педагогическим коллективом. ­М., 1982.­207 с. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. 4­е изд., стер. ­ М.:Академия ,2007. ­ 384 с. Шепель В.М. Управленческая антропология: Человековедческая  компетентность менеджера. –М.: Дом педагогики ,2000.­260 с. Шпалинский В.В. Психология менеджмента. – М.: УРАО, 2000. – 184 с. Штроо   В.А   Защитные   механизмы:   от   личности   к   группе   //   Вопросы психологии. — 1998. — № 4. — с. 54­61. Ишмекеева А.К.   Факторы формирование и коррекции социально –  психологического климата в педагогическом коллективе.[Электронный ресурс] /  Ишмекеева А.К.  //  Психология, социология и педагогика.­2013.­ № 2­Режим  доступа: http://psychology.snauka.ru/2013/02/1734/

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2019