«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)
Оценка 4.9

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
9 кл
19.03.2018
«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)
Методический анализ урока
Конспект урока.doc
Государственное профессиональное образовательное учреждение   «Юргинский техникум машиностроения и информационных технологий» Урок русского языка Тема: «Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)                                                       Составитель: преподаватель                                                        русского языка и литературы                                                       Таран Елена Юрьевна Юрга, 2016 ЦЕЛЬ  УРОКА: выявление особенностей художественного стиля речи, определение   значимости художественного слова. Задачи  урока:  образовательная:  повторить и обобщить изученный за курс основной школы материал по теме, уметь  доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи, совершенствовать  навыки анализа текста, умение различать тропы и стилистические фигуры речи, умение  писать сочинение­рассуждение; развивающая: развивать ключевые компетенции: речь, внимание, память, логическое  мышление, развивать творческие  способности  студентов; отрабатывать умение работать с  типовыми заданиями ЕГЭ;   понимать содержание и проблематику прочитанного текста; комментировать проблемы  исходного текста, позицию автора;  выражать и аргументировать собственное мнение;  последовательно и логично излагать свои мысли;   формировать умения наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы; воспитательная: воспитывать  культуру умственного труда, коммуникативного общения  студентов, воспитывать   морально­ценностные чувства. Тип урока: повторительно­обобщающий Вид урока: практикум Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая,  фронтальная и др. Оборудование: рабочие листы для учащихся, презентация урока, раздаточный материал,  компьютер, проектор. Ход урока: I. Организационно – мотивационный этап ­ Здравствуйте! –  Поклонившись, мы друг другу сказали, Хоть были совсем не знакомы.  ­ Здравствуйте! –  Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?  Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? II. Актуализация опорных знаний       ­ Я не просто так начала урок русского языка с цитирования фрагмента из  произведения русского писателя и поэта Владимира Солоухина. Начиная с первого  сентября, мы работали с разными видами и типами текстов. Отрывок из рассказа  «Здравствуйте» ­ это тоже текст. Чем он отличается от научной статьи, рецензии,  диссертации, доклада, реферата и др.? (Это текст художественного стиля, главная  функция этого стиля – эмоциональное воздействие на читателя).       ­ Когда я читала, видела на лицах многих из вас улыбки и блеск в глазах, а также  заинтересованность тем, о чем речь пойдет дальше. Достигается это  путем использования  изобразительных средств нашего великого, богатого, полного безграничных возможностей   русского языка. Когда то великий русский писатель К. Паустовский сказал: Слайд: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».       ­ Его мысль подхватил и расширил не менее известный автор многих повестей и  рассказов  А. Толстой: Слайд: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью». ­ А вот еще один пример того, какие творения создаются на этом богатом  изобразительно – выразительными средствами языке. Мелодичные строки поэта ­  символиста К. Бальмонта плывут по просторам России 20 века:  Слайд:  Язык, великолепный наш язык! Речное и степное в нём раздолье, В нём клёкоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья.        ­ Сформулируйте тему урока.  Слайд: «Особенности художественного стиля III. Целеполагание      ­ Подумайте и ответьте, над какой проблемой мы будем сегодня работать на уроке,  какие задачи перед собой поставить и  какой цели должны достичь. Слайд:  ЦЕЛЬ  УРОКА: выявление особенностей художественного стиля речи, определение   значимости художественного слова. Слайд:  Задачи  урока:  ­ повторить и обобщить изученный за курс основной школы материал по теме; ­  уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи;  ­ совершенствовать навыки анализа текста; ­ понимать содержание и проблематику прочитанного текста;  ­ комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;  ­ выражать и аргументировать собственное мнение;  ­ формировать умения наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы; ­ воспитывать  культуру коммуникативного общения,   морально­ценностные чувства. IV. Формирование новых понятий и умений                                  Заполнение сводной таблицы «Особенности художественного стиля речи» 1. Сфера употребления      ­ Чтобы достичь намеченной цели урока и решить поэтапно все поставленные перед  собой задачи, нам необходимо в процессе урока заполнить  таблицу. (См. Приложение  №1). Данная таблица содержит основные особенности художественного стиля речи.       Обратим внимание на первую графу в таблице, куда вы уже можете внести первую  запись, так как на первый вопрос вы уже ответили: сфера употребления.   Сфера употребления: Художественная литература 2. Цель употребления ­ Мне хочется сделать небольшое лирическое отступление и ненадолго возвратиться в  прошлое на школьный  урок литературы в 5­й класс. Поэт серебряного века Игорь   Северянин рисует образы, которые ни одного человека не оставляют равнодушным. В парке плакала девочка В парке плакала девочка: «Посмотри­ка ты, папочка, У хорошенькой ласточки Переломлена лапочка, ­  Я возьму птицу бедную И в платочек укутаю…» И отец призадумался, Потрясенный минутою, И простил все грядущие И капризы, и шалости Милой маленькой дочери,  Зарыдавшей от жалости.      ­ Какие чувства у вас вызвало данное стихотворение? Какова основная функция, то есть цель данного стихотворения? (эмоциональное воздействие с помощью создаваемых  образов на чувства и мысли читателей т слушателей, автор хочет доставить  эстетическое наслаждение, заставить сопереживать, воздействует на душу  человека).      ­ Какими языковыми средствами автору удалось этого достичь? (уменьшительно­ ласкательными суффиксами, прямая речь – непосредственная передача речи ребенка). Цель употребления: Эмоциональное воздействие на читателя, эстетическое  наслаждение, заставить сопереживать. 3. Языковые особенности художественного стиля      ­ Как уже было сказано ранее, эмоциональное, эстетическое воздействие  художественного произведения, глубокое восприятие художественных образов достигается с помощью выбора своеобразных средств языка.  Понаблюдаем! А) Лексические особенности Тропы      ­ И. Бунин в стихотворении «За все тебя, Господь, Благодарю!» рисует образы, которые  привлекают внимание читателя своей экспрессивностью. Бетканова О. Слайд: За все Тебя, Господь, благодарю! За все Тебя, Господь, благодарю! Ты, после дня тревоги и печали, Даруешь мне вечернюю зарю, Простор полей и кротость синей дали. Я одинок и ныне — как всегда. Но вот закат разлил свой пышный пламень, И тает в нём Вечерняя Звезда Дрожа насквозь, как самоцветный камень. И счастлив я печальною судьбой, И есть отрада сладкая в сознанье, Что я один в безмолвном созерцанье, Что всем я чужд и говорю — с Тобой!           ­ Вы, вероятно,  заметили, как автор играет словом. Каким образом?  Обратите  внимание на слова «даль», «закат», «звезда», «отрада».       У него «даль кроткая», «закат разливает пламя», Вечерняя Звезда тает, подобно  снегу и к тому же еще дрожит, как человек, отрада имеет сладкий вкус, и при всем  при этом лирический герой счастлив, но, почему­то, «печальною судьбой», автор  соотносит совершенно несоотносимые понятия, ставя их рядом в стихотворении. Какие  средства использует автор при составлении данных образов? (изобразительно –  выразительные средства: тропы).      Тропы ­ Это обороты  речи, в которых слова или выражения употреблены в переносном  значении в целях достижения большей художественной выразительности. «Кротость синей дали» ­ метафора «Закат разлил свой пышный пламень» ­ метафора «И тает в нём Вечерняя Звезда» ­ метафора «Дрожа насквозь» ­ олицетворение  «… как самоцветный камень» ­ сравнение «И счастлив я печальною судьбой» ­ сравнение  «отрада сладкая», «в безмолвном созерцанье» ­ эпитеты «И счастлив я печальною судьбой» ­ оксюморон       ­ Находя тропы в стихотворении, мы работали со словом и его лексическим значением.  В какую часть  сводной таблицы мы поместим данную информацию о тропах? (лексические особенности).      ­ Мое любимое художественное произведение – роман  М. Булгакова «Мастер и  Маргарита»,  мне постоянно хочется его цитировать. Есть наглядный пример  использования тропов в этом романе. Слайд: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город.  Исчезли висячие мосты,… опустилась с неба бездна …  Пропал Ершалаим –  великий город, «как будто не существовал на свете».      ­ Всего в двух предложениях при помощи использования тропов представлен яркий,  насыщенный образ древнего города. Какие тропы помогают автору создать данный образ?  «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла…» ­ олицетворение «Исчезли висячие мосты», «опустилась с неба бездна», «пропал Ершалаим» ­  метафоры «как будто не существовал на свете»  ­ сравнение. ­ Ярким примером использования тропов в художественных произведениях может  послужить миниатюра С. Есенина. Слайд: Там, где капустные грядки Красной водой поливает восток, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет…      ­ На каком тропе построена данная миниатюра? Докажите. (Метафора, перенос  основан на сходстве).      Книжная лексика      ­ Тропы вспомнили, а теперь продолжаем работать Продолжаем работать со словом. И.  Бунин, обращаясь к Богу, употребляет такие слова, как  «Господь», «даруешь», «чужд»?   В чем особенность употребления данных слов? Чем они отличаются от слов «даришь»,  «чужой»? (высокая, книжная лексика, старославянизм). Синонимы, антонимы      ­ В стихотворении поэт использует слова, которые в данном контексте, помимо того,  что являются однородными членами, имеют близкое значение. ( «Ты, после дня тревоги и  печали»?­ контекстные синонимы)      ­ А также здесь присутствуют слова, которые в данном тексте имеют обозначают  противоположные понятия ( «Простор полей и кротость синей дали»? ­ контекстные  антонимы) Устаревшие слова      ­ Мы уже выделили метафору: «Закат разлил свой пышный пламень». Какого рода в современном русском языке слово «пламя»? (среднего рода).       ­ В каком роде употребляет это слово поэт? Почему? (в мужском роде, «пышный  пламень» ­ устаревшая форма  слова, придает торжественность образу) Фразеологизмы, пословицы и поговорки Слайд:       ­ Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго»  открывается стихотворением «Гамлет», в  котором автор показывает трагедию героя, поставленного перед выбором. Гамлет Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку.      ­ И заканчивается стихотворение словами: Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить ­ не поле перейти.      ­ Какой оборот использует автор для создания образа своего жизненного пути? («на  моем веку» ­ фразеологизм). Фразеологизм – устойчивое сочетание слов.      ­ А какое средство использует поэт для того, чтобы показать, как нелегок его  жизненный путь? («Жизнь прожить ­ не поле перейти» ­ пословица).       ­ Да, труден жизненный путь человека, омраченный одиночеством, когда вокруг одно  фарисейство – то есть внешнее, формальное, показное исполнение каких­либо правил,  другими словами ­ лицемерие. В стихотворении данное состояние выражено через  следующие изобразительные средства ­ фразеологизм и пословицу. Диалектизмы      ­ У знаменитого поэта С. Есенина есть стихотворение под названием «В хате», которое  вошло в сокровищницу русской литературы как образец «деревенской поэзии».  Пахнет рыхлыми драченами; У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз. Вьется сажа над заслонкою, В печке нитки попелиц, А на лавке за солонкою — Шелуха сырых яиц. Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется На парное молоко. Квохчут куры беспокойные Над оглоблями сохи, На дворе обедню стройную Запевают петухи. А в окне на сени скатые, От пугливой шумоты, Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты.      ­ Легко, ярко и образно описывается деревенский быт, с идеальной простотой  рассказывается о повседневной жизни крестьян. Это достигается путем использования  говора Рязанской области, в которой поэт родился. Какие слова использует поэт для  создания местного колорита? Давайте попробуем  дать им определение, то есть выявить их лексические значения. Обычно лексическое значение говоров (диалектов) легко  восстанавливается из контекста. Слайд:  Драчены – кушанья из яиц и картофеля; дежка – кадушка; попелиц – пепел; ухват – приспособление для вытаскивания горшков из печи; махотка – кувшин; скатые – округлые; кудлатые – кучерявые. Диалектизм (говор, диалект) – слова, употребляемы в определенной местности. Их  употребление помогает оттенить своеобразие местного колорита. Вульгаризмы, окказионализмы      ­ Футурист В. Маяковский создал стихотворение, в котором пересматривает свое  отношение к русской поэзии, отмечая, что она не настолько уж плоха, как пытались  представить это футуристы.  Юбилейное Нами лирика в штыки неоднократно атакована, ищем речи точной и нагой. Но поэзия ­  пресволочнейшая штуковина: существует –  и ни в зуб ногой. Вульгаризмы  ­ грубые слова – просторечия (пресволочнейшая). Окказионализмы – индивидуально авторские слова, созданные поэтом или писателем  в  соответствии с законами словообразования (пресволочнейшая). Слайд:       ­ Еще одно неординарное творение поэта­футуриста Велимира Хлебникова. ЗАКЛЯТИЕ СМЕХОМ О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейево, смейево! Усмей, осмей, смешики, смешики! Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! ­ В этом необычном стихотворении обыграно всего лишь одно слово – смех, которое  благодаря автору неожиданно обретает не только различные формы, но и кардинально  меняет свой смысл. Этим любили заниматься футуристы серебряного века.      ­ Какая лексическая группа может быть выделена в данном стихотворении?  (окказионализмы) Устаревшие слова Слайд:      ­ В поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» есть такие строки: Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо,  как Россия… Град – город Неколебимо – непреклонно, стойко, постоянно      ­ В художественной литературе существуют шедевры, которые считаются наивысшим ее достоянием. Они выполняют неоценимую воспитательную функцию, оказывают огромное  эстетическое воздействие на читательскую публику и оставляют глубокий след в сознании  поколений. Таким образом, некоторые слова, выражения и целые фразы переходят в своей  устойчивой форме из одного произведения в другое, а также входят в активный словарный  запас человека. Таким шедевром можно считать роман «Мастер и Маргарита». Стартует 21 век, а многие фразы из этого романа до сих пор пользуются большой популярностью, и,  несомненно, будут актуальны в любую эпоху. Слайд: «Рукописи не горят» «Каждому будет дано по его вере»(Воланд) «Все будет правильно, на этом построен мир» (Воланд) «Злых людей на свете нет, есть люди несчастливые» (Иешуа)  «Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится» (Воланд)   «Правду говорить легко и приятно» (Иешуа) «Факт — самая упрямая в мире вещь»      ­ Как называются слова и выражения, которые вошли в язык из литературных  произведений? (афоризмы и крылатые выражения)      ­ А теперь внесем в таблицу все языковые средства лексики, которые нам удалось  выделить в результате наблюдений над словом. Лексические: Языковые особенности Тропы: метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения,  оксюморон и др. Высокая, книжная лексика, старославянизмы, просторечия,  контекстные синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие  слова, фразеологизмы, диалектизмы, жаргонизмы, вульгаризмы, окказионализмы, афоризмы и крылатые выражения. Б) Синтаксические особенности ­ Для усиления выразительности высказывания широко используются и обороты речи  синтаксиса.       Фигуры речи  ­ это обороты  речи, синтаксическое построение, используемые для  усиления выразительности высказывания.      Вернемся к стихотворению И. Бунина «За все тебя, Господь, благодарю!». Обратим  внимание на начало строк в третьей строфе.  Слайд:  «И счастлив я печальною судьбой, И есть отрада сладкая в сознанье, Что я один в безмолвном созерцанье, Что всем я чужд и говорю — с Тобой» ­ анафора      ­ А теперь давайте посмотрим на первые две строки в этой строфе. На каком месте  стоит подлежащее? Сказуемое? Второстепенные члены? «И счастлив я печальною судьбой, И есть отрада сладкая в сознанье»­ инверсия, параллелизм      ­ А к кому обращается лирический герой в первой строфе? «За все Тебя, Господь, благодарю!» ­ риторическое обращение, риторическое  восклицание Слайд:            ­   В   драме   Островского   «Гроза»   главная   героиня   произносит   монолог,   который начинается так: «Отчего люди не летают? Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет   лететь.   Вот   так   бы   разбежалась,   подняла   руки   и   полетела.   Попробовать нешто теперь?»      ­  С какой целью героиня задает свой вопрос? (чтобы привлечь внимание, это вопрос,  не требующий ответа – риторический вопрос).      ­ С данным средством мы встретились еще в начале урока, когда слушали стихотворение В.Солоухина «Здравствуйте!». Найдите в нем риторические вопросы: «Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?»  «Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?» «Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?»      ­ Нет в нашей стране человека, который бы ни смотрел новогодний фильм Э. Рязанова  «Ирония судьбы, или с легким паром!». В этом фильме звучит романс на стихи известной  поэтессы 20­го века М. Цветаевой. Вот его фрагмент. Петрякова Юля Мне нравится, что вы больны не мной Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами, Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами. Мне нравится, что можно быть смешной — Распущенной — и не играть словами, И не краснеть удушливой волной, Слегка соприкоснувшись рукавами.      ­ Любовь для лирической героини сродни болезни, поэтому она даже с некоторым  облегчением начинает свой монолог­обращение. Она пишет, что он и она в равной  ситуации, а значит, никто не будет мучиться. Чем подчеркнуто такое равноправие?  Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами – анафора.      ­ Как построены 1,2 и 5 строки? Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами, Мне нравится, что можно быть смешной —параллелизм,  многосоюзие. Слайд:      ­ Многообразие синтаксических фигур в следующем стихотворении М. Цветаевой,  которое открывает кредо ее жизни, в котором поэтесса описала мощную лавину чувств –  безграничную, способную снести все на своем пути. Любовь для поэтессы – «поединок  роковой».  Тишаева Вика Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Оттого что лес — моя колыбель, и могила — лес, Оттого что я на земле стою — лишь одной ногой, Оттого что я тебе спою — как никто другой. Я тебя отвоюю у всех времён, у всех ночей, У всех золотых знамён, у всех мечей, Я ключи закину и псов прогоню с крыльца — Оттого что в земной ноч  я вернее пса. ии Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной, Ты не будешь ничей жених, я — ничьей женой, И в последнем споре возьму тебя — замолчи! — У того, с которым Иаков стоял в ночи.     ­ Отличительной чертой поэтических текстов Цветаевой является их построение на  одном выделенном слове. Найдите ключевое слово в данном стихотворении («отвоюю»).      ­ В какой форме употреблен глагол? (будущего времени).      ­ Глагол в будущем времени символизирует самоуверенность героини. А о чем говорит  повтор   этого глагола  на протяжении всего стихотворения (рефрен)? (убежденность в  своих словах и действиях). ­ Обратим внимание на  предпоследние строки  первой и последней строф  стихотворения.  Оттого что я на земле стою — лишь одной ногой, (неуверенность) И в последнем споре возьму тебя — замолчи! (властность).      ­ Какие языковые средства выражают с одной стороны властность героини, а с другой  стороны ее кротость, неуверенность?      ­ Какую роль играет данная антитеза? (душевный мир героини хрупок, душа ее  подобна стихии, она мечется).      ­ В образе лирической героини наблюдается двуликость: с одной стороны любовь,  страсть, отчаяние порыва, а с другой стороны горькая истина жизни и судьбы, истина  божественного смысла, что превыше всего.       ­ Кузбасский поэт Владимир Измайлов, родившийся в селе Быстрый исток на Алтае,   написал очень красивое стихотворение  об одном из городов Кузбасса. Климова Р. Мой товарищ спросил у меня без затей: — Отчего в Междуреченске много детей? Как пойдешь по проспекту, так даже на взгляд Впрямь не город в тайге, А сплошной детский сад!…  ­ Отчего? Оттого, что красивы места, Оттого, что вода родниково ­ чиста, Оттого, что, на улицы хлынув весной, Как вино, кружит головы запах лесной… *** Оттого, что увидишь, куда ни пойдешь, ­  Молод город и строит его молодежь,  Ах, завидуйте, старые города, ­  Здесь любовь по­особенному молода! Водят парни девчат на оранжевый луг, Осыпая цветами­огнями подруг. А черемуха! Вся побелеет гора!… И не спит молодежь, И поет до утра. А когда напоются, когда замолчат… Ожидай, старики, голосистых внучат! Мой товарищ спросил у меня без затей: — Отчего в Междуреченске много детей? Я плечами пожал, отмахнулся рукой: — Отчего? Да, наверное, климат такой!… ­ Опять вижу улыбки на лице гостей, значит, стихотворение сыграло свою  эмоциональную эстетическую  функцию. А достигается эта эмоциональность путем  использования особой формы, в которую автор облекает свою идею. Сколько героев действует в стихотворении? (два). Что они делают? (разговаривают). Как  называется разговор двух или более лиц? (диалог). В чем преимущество диалога  перед обычным описанием ? (непосредственно передаются мысли и чувства  человека). Форма построения произведения – диалогичность изложения.      ­ Какие синтаксические средства использует поэт, когда рассказывает о  красивых, беззаботных молодых людях? Слайд: И не спит молодежь, И поет до утра. А когда напоются, когда замолчат… (ряды однородных членов, многосоюзие).      ­ В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» главная героиня рассказывает молодому  чабану две легенды: легенду о Ларре (человеконенавистнике) и легенду о Данко (человека,  который всей душой любит людей). Противопоставляя двух героев, какой прием при этом  использует Горький? (антитеза).      ­ В повести А.И. Куприна  «Гранатовый браслет» генерал Аносов говорит своей  племяннице Вере Шеиной о том, что такое любовь: «Любовь должна быть трагедией.  Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не  должны ее касаться».      ­ Слова «любовь» и «трагедия» стоят рядом, это вам ни о чем не говорит? (антитеза,  оксюморон)      ­ А никто не задал себе вопрос, почему после слова «трагедией» автор поставил точку?  (автор намеренно разделил одно предложения на два, чтобы акцентировать внимание  читателей на каждом объекте – парцелляция).      ­ В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» автор очень образно, живописно и  эмоционально показал  физические страдания прокуратора Иудеи Понтия Пилата в сцене,  когда он ведет допрос Иешуа Га – Ноцри: «Вспухшее веко приподнялось, подернутый дымкой страдания глаз уставился на  арестованного. Другой глаз остался закрытым». «Теперь уже оба больные глаза смотрели на арестанта». «Он смотрел мутными глазами на арестованного».      ­ Каким образом показано внутреннее страдание героя? Благодаря какой детали мы  видим эти страдания? (глаза передают внутреннее состояние героя, чем дальше, тем  страдание сильнее – градация – нарастание признака). Дымка – тяжесть – мутность  Синтаксические: Языковые особенности Фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация,  инверсия, параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение,  умолчание, эллипсис, эпифора, парцелляция, градация. Ключевые слова, рефрен, антитеза, диалогичность  изложения, ряды однородных членов, многосоюзие. В) Фонетические особенности      ­ И вновь обращаемся к стихотворению Бунина, но теперь с точки зрения его звучания.  «За все Тебя, Господь, благодарю! Ты, после дня тревоги и печали, Даруешь мне вечернюю зарю, Простор полей и кротость синей дали»       ­ Какой звук выделяется на фоне других? (р)      ­ Дайте этому звуку характеристику (согласный, звонкий, сонорный).      ­ Какое состояние может передавать данный звук? (звучность, торжественность).      ­ Лирический герой благодарит Бога за все блага, которые он ему дарует и выражает  свое к нему отношение путем использования звукописи.      ­ А теперь прочитаем последнюю строфу. «И счастлив я печальною судьбой, И есть отрада сладкая в сознанье, Что я один в безмолвном созерцанье, Что всем я чужд и говорю — с Тобой»   ­ шипящие и свистящие согласные звуки  создают ассоциацию беззвучности, тишины      ­  Как называется прием повторения одинаковых или однородных согласных в  стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность? (аллитерация). Слайд:       ­ М. Булгаков в знаменитом романе «Мастер и Маргарита» торжественно  описывает  появление  своего героя: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним  утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между  двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».      ­ За счет чего достигается торжественность и эмоциональная наполненность образа  Понтия Пилата? (наблюдается внутренний ритм: чередуются равные отрезки,  которые при произношении образуют большие паузы, как при чтении стихов).      ­ Здесь каждое слово весомо и значительно и без обширного описания создается образ  человека, наделенного большой властью. А дальнейшие фразы сразу снимают ореол  значительности: «… Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и все теперь  предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с  рассвета».      ­ Какой прием использует Булгаков, показывая резкую величественности героя на  обычность? (антитеза).  Да, но это уже синтаксическая категория. Фонетические: Языковые особенности Звукопись, звукоподражание, аллитерация, ассонанс.  Ритмичность. Б) Морфологические особенности Горчакова К. А. Фет Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..      ­ Обратим внимание на морфологическую сторону стихотворения.  Посчитайте, сколько в стихотворении существительных, прилагательных, глаголов. Существительных Прилагательных 23 7 Глаголов 0      ­ О чем говорит обилие существительных? (предметность,  образность)      ­ О чем может свидетельствовать отсутствие глаголов? (статичность, тишина,  спокойствие).      ­ Следующий признак, который мы выявили при анализе стихотворения –  безглагольность. А напротив – насыщенность художественного текста глаголами  какой образ создает? (динамичность, движение, интенсивность действия).      ­ Стихотворение Р. Рождественского «Все начинается с любви…» проникнуто  торжественным пафосом.  Все начинается с любви... Синяк Е. Твердят: "В начале было слово". А я провозглашаю снова:  Все начинается с любви! Все начинается с любви: И озаренье, и работа, Глаза цветов, глаза ребенка ­ Все начинается с любви. Все начинается с любви. С любви! Я это точно знаю. Все, даже ненависть ­ Родная и вечная сестра любви. Все начинается в любви: Мечта и страх, вино и порох. Трагедия, тоска и подвиг ­ Все начинается с любви. Весна шепнет тебе: "Живи". И ты от шепота качнешься. И выпрямишься. И начнешься. Все начинается с любви!      ­ Какие личные местоимения встречаются в нем? (я, ты, тебе)      ­ Какого лица глаголы  «провозглашаю, знаю, живи, качнешься, выпрямишься,  начнешься»? (глаголы первого и второго лица)      ­ Личные местоимения и личные глаголы придают оттенок искренности,  взволнованности. Именно таким настроением проникнуто стихотворение Морфологические: Языковые особенности  Безглагольность, насыщенность текста глаголами,    личные  местоимения,  личные глаголы.   Мини­итог.   V. Студенты комментируют получившуюся в итоге работы таблицу. VI. Рефлексия. Обратная связь. 1.Что узнали нового на уроке? 2.Что получилось лучше всего? 3.Что вызвало затруднение? 4.Достигли ли вы собственной цели? 5.Какую оценку поставили себе за работу? VII. Этап закрепления материала Комплексная работа с текстом (подготовка к ЕГЭ) ­ Итак, всё,  что нас окружает,  является предметом изображения  художника слова.  В  устах писателя слово живёт, благоухает, приобретает некоторую загадочность,  волшебство… ­ Выразительное чтение текста. (У каждого ученика имеется один экземпляр текста) (1)Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые уши,  торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли Чертёнком, пригнал в село  табун. (2)Бешено вращая зрачками, он рассказал толпившимся возле гаража мужикам, что  видел в степи настоящую косулю. – (3)Да чего этого Чертёнка слушать: он собаку от курицы не отличает! – недоверчиво  отмахивались от него. –(4)Откуда в наших местах косули? – (5)Да я лично видел! (6)Она в лощине паслась! – (7)Так, может, это не косуля, а северный олень или мамонт?! – вкрадчиво спросил  визжащего от обиды Чертёнка дед Кадочников, пряча улыбку в большой окладистой  бороде. (8)Смеясь, мужики стали расходиться. (9)Не смеялся только рослый механик  Николай Савушкин. (10)Он строго посмотрел на пастуха и тихо спросил его: – (11)Ты точно косулю видел? – (12)Точно! (13)Видел! (14)Мамой клянусь! – пастух неуклюже перекрестился. – (15)А  зачем тебе, Колёк, косуля? (16)Лето ведь – мясо испортится! – (17)Мне не мясо, мне рога нужны, я из них лекарство сделаю! (18)Дочка у меня сильно  хворает, уже третий год. (19)Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьё и отправился в лощину.  (20)Туман тугими лентами покрывал Степь, и сквозь белые кружева синели одинокие  берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах. (21)Савушкин исходил всю  лощину, пролазил все перелески, но не нашёл следов косули. (22)Он знал, что ничего не  найдёт. (23)Так уж, видно, суждено. (24)Суждено видеть печальные глаза девочки, которая  с тоской смотрит куда­то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному телу  крадётся боль. (25)Боль, похожая на большую чёрную кошку. (26)Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, стекал густыми  струями на землю. (27)Нужно было возвращаться назад. (28)Савушкин спустился с холма и заплакал. (29)По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали  кожу... (30)Самое страшное – когда она молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что  знает: никто не поможет. (31)И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по  бесконечным лабиринтам боли. (32)Вдруг Савушкин замер. (33)В овражке, прорытом вешними водами, стояла косуля.  (34)Совсем близко, под самым носом, шагах в двадцати. (35)Савушкин осторожно снял с  плеча ружьё, взвёл курки. (36)Косуля смотрела на него, но почему­то не убегала. – (37)Стой, стой, миленькая, стой! – шёпотом уговаривал её Савушкин. (38)Он шагнул  влево и увидел рядом с косулей детёныша. (39)Малыш примостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморенный жарой, устало смотрел куда­то в сторону. (40)Мать  стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца. (41)Прохладная тень, будто  фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша. (42)Савушкин  вздохнул и попятился назад... (43)Солнце жгло прокаленную землю. (44)Дочка сидела на крыльце и ела землянику,  которую он нарвал перед самым селом. – (45)Вкусно, миленькая? – спросил он.        – (46)Вкусно! (47)Савушкин наклонился и погладил её мягкие волосы. (48)На голову ребёнка, будто  фиолетовое покрывало, легла прохладная тень. (По А. Владимирову).* Александр  Павлович Владимиров – современный писатель­прозаик. 1) Осмысление  прочитанного. – Найдите ключевые  слова в  тексте.(лекарство, боль, дочка хворает, печальные глаза,  смотрит с тоской, косуля, детеныш, , малыш, миленькая, фиолетовое покрывало) ­ К какому стилю относится текст? Докажите. (Ответы учащихся) Художественный стиль. Образность, эмоциональность, вымышленные герои, нет прямых  авторских оценок событиям и героям, яркие художественные средства. ­Какие? Сравнения, слова с оценочным значением (миленькая, остренькие), разговорная  лексика. Метафоры (бесконечные лабиринты боли) 2) ­Сейчас выполним тестовые задания. Работаем в парах.(2­3 минуты решают, проверка) А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему  Савушкин отправился на поиски косули?» Савушкин любил охоту, и в этот раз он решил добыть рога косули, чтобы украсить  Тест. ими дом. Савушкину необходимо было сделать заготовку мяса на зиму для его многодетной  семьи. Савушкин не поверил рассказу пастуха и решил всем доказать, что Гришка лжёт. Савушкину нужны были рога косули: он надеялся сделать из них лекарство  для больной дочери. А2. В каких предложениях текста содержатся аргументы, подтверждающие мысль автора  о том, что Николай Савушкин с самого начала был настроен решительно? 9 – 13 17 – 21 24 – 29 4) 30 – 34 А3. Как характеризует героя информация, заключённая в предложениях 37 – 41? Савушкин очень любит лес и его обитателей. Савушкин – человек, способный на необъяснимые ничем поступки; он очень  противоречивый и порой сам не знает, чего хочет. Савушкин сделал правильный нравственный выбор: думая о собственном  ребёнке, он не смог лишить детеныша косули матери. Савушкин – человек слабохарактерный, боязливый А4. Укажите предложение, в котором употребляется фразеологизм. 1) 18 2)2 3)33 4) 34 В 8. «Автор, рассказывая историю своего героя, использует разнообразные средства  выразительности, которые усиливают эмоциональное воздействие на читателя. Это приём – __6____ (в предложениях 23–24, 24–25), а также тропы: ____3___ («будто фиолетовое  покрывало» в предложениях 41, 48), _9__ («печальные глаза» в предложении 24) и ___2___  («по лабиринтам боли» в предложении 31)». Список терминов: 1) антитеза 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 2) метафора 3) сравнение 4) анафора 5) ряд однородных членов 6) лексический повтор 7) риторический вопрос 8) риторическое восклицание 9) эпитет 3) Работа над сочинением. ­Хорошо. В экзаменационной работе вам предстоит написать сочинение по  тексту. Вспомним структуру сочинения­рассуждения в формате ЕГЭ. (на доске план, восстановить логический порядок) План сочинения­ рассуждения (на доске записано, ученик исправляет) 1. Вступление (4)2. Формулировка проблемы (5)3. Комментарий проблемы (2)4. Авторская позиция (3)5. Свое мнение. (7)6. Аргументы в защиту своего мнения из читательского (6)7. и жизненного опыта) 8 Заключение ­ Что такое проблема? Как выделить проблему в тексте? (Ответы учащихся) Проблема – вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья. Рекомендуется сосредоточиться на проблеме, которая находится в центре внимания  автора, а не упоминается вскользь; дает простор для выражения собственных мыслей,  основанных на жизненном или читательском опыте. –Какие известны  виды проблем: Нравственные, Психологические, Экологические, Социальные, Философские – Попробуйте  определить характер проблемы данного текста.(нравственные,  экологические) ­ А как бы вы сформулировали проблему? ( Ответы учащихся. Называем несколько  проблем.) ­ Проблема связи человека и природы ­ Проблема родительской любви ­ Проблему милосердия, гуманного отношения человека к живой природе ­ Проблема нравственного выбора  ­ Какая же из проблем в центре внимания автора? (Большинством голосов решили, что  главная ­ проблема нравственного выбора) 4) Словарная работа. ­ Говоря о нравственности, нельзя не вспомнить такие слова, как милосердие, гуманизм,  любовь, совесть и др. Проведем Словарную работу. У …………..было индивидуальное задание: с помощью толкового словаря  объяснить  лексическое значение следующих слов: Альтруизм Милосердие Гуманизм Филантроп Мизантроп Совесть Любовь Материал для учителя. Альтруизм – в переводе с франц. – «другой». Бескорыстная забота о благе других,  готовность жертвовать ради них личными интересами. Милосердие – готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания,  человеколюбия. Гуманизм – в переводе с лат. – «человеческий». 2. Человечность как основа человеческих  взаимоотношений и общественной деятельности. Филантроп в переводе с греч. – «люблю». «человек». Тот, кто занимается филантропией.  Филантропия – Человеколюбие. Мизантроп – тот, кто ненавидит людей, чуждается их, человеконенавистник. Совесть ­ чувство моральной ответственности за свое поведение и свои поступки перед  самим собою, окружающими людьми и обществом. Любовь ­ чувство глубокой привязанности, преданности кому­л., чему­л., основанное на  общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу или спасению,  сохранению кого­л., чего­л. Беседа: – В какой лексической взаимосвязи находятся слова «альтруизм»,  «гуманизм»? (Синонимы) – В какой взаимосвязи находятся слова «филантроп» – «мизантроп»? (Антонимы) ­ Подберите и запишите синонимы к слову милосердие (сострадание, гуманность,  сочувствие, жалость, любовь к ближнему) ­ Это такие чувства, которых, подчас, не хватает в нашей жизни. ­ Одну из проблем мы определили как проблему милосердия, гуманного отношения к  природе. – Какую роль в тексте играет  описание природы? (туман – передает состояние героя, его потерянность, безысходность.; солнце нещадно  палило – передает адские переживания героя, напряженную атмосферу. Пейзаж служит важным средством раскрытия душевного состояния героя. Прием психологического параллелизма позволяет читателю сделать вывод о том, что  природа и человек выступают как равновеликие силы, взаимосвязанные между собой). ­ В тексте есть и сюжетный параллелизм. Как он проявляется в тексте? (Ответы учащихся) Слово «миленькая» при обращении Савушкина к косуле и к дочери. Сравнение «тень, будто фиолетовое покрывало». Вывод учителя. Все это акцентирует наше внимание на главной проблеме: сложного выбора героя – мы  понимаем, что выбор подчас сделать очень трудно, но человек всегда должен поступать по совести, помня о том, что все живое в мире взаимосвязано. И это связующее звено –  ЛЮБОВЬ. И нельзя убить одного ради жизни другого. ­ Еще раз прочитаем строки А.Дементьева. Как мы соотнесем слова из стихотворения с содержанием текста (пока мы способны  сопереживать, сострадать, проявлять милосердие, мы можем называться людьми и наша  жизнь будет иметь смысл. 6)Задание в группах по 4 человека (письменно) Вернемся к плану сочинения­рассуждения. ­ Мы уже определили проблему текста. (Проблема родительской любви, проблема  нравственного отношения человека к природе;  проблема нравственного выбора – убить  или отказаться от убийства?) Сформулируйте эту часть сочинения. В тексте А.Владимирова затронуто несколько важных проблем. Одной из актуальных  проблем является – проблеме нравственного выбора. Сейчас подумайте над другими частями сочинения в формате ЕГЭ. ( 3минуты) 1 ряд.. Сформулировать  комментарии к тесту. На чём заостряет внимание автор? Эта проблема раскрывается автором текста на примере героя Николая Савушкина, у  которого дочь была сильно больна. Несмотря на то, что Савушкину очень нужны были рога косули для лекарства, он не выстрелил в животное. Поступок героя свидетельствует о том, что он не смог переступить через совесть. Этот эпизод был своеобразной нравственной  проверкой. 2 ряд. Определить авторскую позицию.  (1) нельзя убить одного ради счастья другого: 2) всё живое связано нитями общей любви,  общего родительского долга). Позиция автора текста очевидна. А.Владимиров заставляет читателя задуматься над тем,  что на чужом горе, боли, страданиях счастья не построишь, что благородная цель не может быть достигнута жестокими средствами. Автор подводит нас к выводу: стремясь к чему­ либо, человек должен соотносить свои намерения с совестью, моралью. 3 ряд.   Сформулировать собственное мнение. Я полностью согласен с писателем. Человек в любой ситуации должен руководствоваться  милосердием, любовью ко всему живому. Нечестные, антигуманные средства достижения  цели недопустимы. (Ответы учащихся, проверка их работы, комментарий, оценки) ­ Ребята, какие аргументы можно привести в кач6стве доказательств из литературы? («Преступление и наказание» ­ идея Раскольникова; совершить малое зло ради добра, цель  оправдывает средства. Стихотворение Н.Заболоцкого «Журавли»­ проблема человека и природы, истребление  редких видов животных и птиц. Журавли внесены в «Красную Книгу» как очень редкий,  исчезающий вид. Ч.Айтматов «Плаха» ­ В сцене отстрела сайгаков люди кажутся просто чудовищами, не  знающими жалости к живым существам. Бегущие вместе с сайгаками волки видятся более  благородными и даже более добрыми, чем люди. Губя живую природу, человек погубит и  себя. Это утверждение невольно напрашивается, когда читаешь отдельные моменты  романа.) Подумайте, какие еще моно привести аргументы из литературы и жизненного опыта в  качестве доказательства своих мыслей) . Домашнее задание: Написать сочинение – рассуждение по данному тексту в формате ЕГЭ. VIII. Заключительный этап Рефлексия: ­ Итак. Ребята, еще раз скажем, какова цель художественного стиля речи? (эмоциональное  воздействие) ­ Оказал ли на вас текст А.Владимирова такое воздействие? Что вы почувствовали?  (сопереживание, сострадание, понимание, жалость) ­ Чему учит нас текст Владимирова? Какие выводы вы сделали для себя? (поступать по  совести, следовать нравственным принципам) Сейчас выполним тестовые задания. Работаем в парах.(2­3 минуты решают, проверка) Тест. А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему  Савушкин отправился на поиски косули?» Савушкин любил охоту, и в этот раз он решил добыть рога косули, чтобы украсить  ими дом. Савушкину необходимо было сделать заготовку мяса на зиму для его многодетной  семьи. больной дочери. Савушкин не поверил рассказу пастуха и решил всем доказать, что Гришка лжёт. Савушкину нужны были рога косули: он надеялся сделать из них лекарство для  А2. В каких предложениях текста содержатся аргументы, подтверждающие мысль автора  о том, что Николай Савушкин с самого начала был настроен решительно? 9 – 13 17 – 21 24 – 29 4) 30 – 34 А3. Как характеризует героя информация, заключённая в предложениях 37 – 41? Савушкин очень любит лес и его обитателей. Савушкин – человек, способный на необъяснимые ничем поступки; он очень  противоречивый и порой сам не знает, чего хочет. Савушкин сделал правильный нравственный выбор: думая о собственном ребёнке,  он не смог лишить детеныша косули матери. Савушкин – человек слабохарактерный, боязливый А4. Укажите предложение, в котором употребляется фразеологизм. 1) 18 2)2 3)33 4) 34 В 8. «Автор, рассказывая историю своего героя, использует разнообразные средства  выразительности, которые усиливают эмоциональное воздействие на читателя. Это приём – ______ (в предложениях 23–24, 24–25), а также тропы: _______ («будто фиолетовое  5. 6. 7. 8. 4. 5. 6. 5. 6. 7. 8. покрывало» в предложениях 41, 48), ___ («печальные глаза» в предложении 24) и ______  («по лабиринтам боли» в предложении 31)». Список терминов: 1) антитеза 2) метафора 3) сравнение 4) анафора 5) ряд однородных членов 6) лексический повтор 7) риторический вопрос 8) риторическое восклицание 9) эпитет

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)

«Особенности художественного стиля» (в рамках подготовки к ЕГЭ)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2018