Особенности использования интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников
Оценка 5

Особенности использования интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников

Оценка 5
Научные работы
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
23.03.2017
Особенности использования интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников
Функции компьютера в системе образования весьма разнообразны - от управления органами народного образования в целом и отдельной школы до средств развлечения учащихся во внеурочное время. Если же говорить об основных функциях компьютера в учебном процессе, то он выступает как объект изучения и средство обучения. Каждой из этих функций соответствует свое направление компьютеризации обучения. Первая из них предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении разнообразных задач, или, другими словами, овладение компьютерной грамотностью, которую называют нередко «второй грамотностью».
ПоцелуеваМИ_статья.docx
Особенности использования интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников Функции компьютера в системе образования весьма разнообразны ­ от управления органами народного образования в целом и отдельной школы до средств развлечения учащихся во внеурочное время. Если же говорить об основных функциях компьютера в учебном процессе, то он выступает как объект   изучения   и   средство   обучения.   Каждой   из   этих   функций   соответствует   свое   направление компьютеризации обучения. Первая из них предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении разнообразных задач, или, другими словами, овладение компьютерной грамотностью, которую называют нередко «второй грамотностью». Второе направление видит в компьютере мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность. Указанные два направления и составляют основу компьютеризации обучения. Указанный   аспект   компьютеризации   обучения   охватывает   первое   ее   направление,   где компьютер выступает как объект изучения. Повсеместно введен новый учебный предмет «Основы информатики и вычислительной техники». Имеется и второе направление компьютеризации, в рамках которого компьютер рассматривается как средство обучения. С компьютеризацией обучения во всем мире   связаны   надежды   повысить   эффективность   учебного   процесса,   уменьшить   разрыв   между требованиями, которые общество предъявляет подрастающему поколению, и тем, что действительно дает школа. Начальная   школа   ­     это   образовательная   область,   где   ИКТ     можно   и   нужно   использовать практически на каждом уроке и на каждом этапе, не забывая о санитарно­гигиенических требованиях и об отрицательных сторонах применения презентаций. [4, с.160] Во­первых, презентации создают четкую последовательность действий на уроке, а урок – это творчество (урок должен рождаться на уроке)  [1, с.469] Во­вторых,   презентации   могут   превратить   урок   в   развлечение   (излишнее   увлечение анимационными картинками, нагромождение демонстрационных картинок) [3] В­третьих, необдуманное использование интерактивных программ, которые не дают право на ошибку, противоречит закону, что на ошибках учатся. Процесс обучения – это всегда тяжелая, упорная работа, преодоление трудностей, решение проблем и, в конечном счете, успех, формирующий реальную мотивацию к обучению. «Чудеса творят не компьютеры и интерактивные доски, чудеса творят учителя, в чьих мудрых руках  эти инструменты дарят детям радость познания..» [5,с.347]. Одно из наиболее плодотворных применений компьютера в обучении ­ использование его как средств управления учебной деятельностью школьников. Именно в этом качестве он может наиболее существенно повысить эффективность обучения. Огромную   роль   интерактивные   технологии   играют   в   обеспечении   потребностно­ мотивационного   компонента   процесса   обучения.   Поскольку   именно   положительная   мотивация обучающихся обеспечивает осознательное усвоение знаний,   оказывает самое большое влияние на продуктивность   учебного   процесса   и   определяет   успешность   учебной   деятельности.   Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности. Можно сделать следующие выводы: 1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности; 2)   через   мотивацию   педагогические   цели   быстрее   превращаются   в   психические   цели обучаемых; 3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития; 4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов. Непосредственно развивать мотивацию позволяют интерактивные технологии, которые делают образовательный   процесс   не   только   интересным,   но   и   увлекательным.   Роль   аудиовизуальных   и интерактивных технологий в образовании с каждым годом возрастает, они становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса. Намечаются тенденции, важные для системы образования: интеграция аудиовизуальных технологий с технологиями информационными и коммуникационными, новые   возможности   видеоконференцсвязи,   использование   возможностей   интерактивной   доски. Учебник,   доска,   мел,   карточки   с   заданиями   и   бумажные   плакаты   –   это   составляющие   части педагогических   технологий,   которые   были   хороши   в   прошлом.   Новое   поколение   школьников, выросшее   на   ТВ,   компьютерах   и   мобильных   телефонах,   у   которого   гораздо   выше   потребность   в темпераментной   визуальной   информации   и   зрительной   стимуляции,   требуют   от   учителя   другого подхода. (Психологи ввели такой термин как «клиповое мышление» для объяснения психических процессов,   происходящих   у   современных   детей.)   [2,   с.215]   Интерактивный   технологии   как   раз соответствуют   тому   способу   восприятия   информации,   которым   отличается   новое   поколение,   у которого   гораздо   выше   потребность   в   темпераментной   визуальной   информации   и   зрительной стимуляции.   Каждый   учитель   осознает,   что   новые   информационные     технологии,   имеют   большое влияние на содержание учебных предметов: ­   расширяется   возможность   поиска   новой   информации,   а   значит,   появляется   возможность более углубленно изучить тот или иной материал; ­ разнообразные формы работы с использованием ИКТ позволяют заинтересовать учащихся и привлечь   их   к   самостоятельной   работе,   поиск   нетрадиционных   методов   решения   той   или   иной ситуации, задачи; ­ возможность качественно и быстро осуществлять контроль учащихся.   А следовательно, в дальнейшем   можно   построить   учебный   процесс   так,   чтобы   каждый   ученик   усвоил   основное содержание предмета. Дать общую оценку дидактических возможностей компьютера непросто, поскольку существует громадный   разрыв   не   только   между   потенциальными   и   реальными   возможностями,   но   и   между возможностями   различных   обучающих   систем.   Обычно   отмечаются   следующие   сильные   стороны компьютера: ­новизна работы с компьютером вызывает у учащихся повышенный интерес к работе с ним и усиливает мотивацию учения; ­цвет,   мультипликация,   музыка,   звуковая   речь   расширяют   возможности   представления информации; ­компьютер позволяет строить индивидуализированное обучение на основе модели учащегося, учитывающей историю его обучения и индивидуальные особенности памяти, восприятия, мышления; ­с помощью компьютера может быть реализована личностная манера общения; ­компьютер   активно   включает   учащихся   в   учебный   процесс,   позволяет   им   сосредоточить внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала, не торопит с решением; ­на много расширяются наборы применяемых учебных задач; ­благодаря компьютеру учащиеся могут пользоваться большим объемом ранее недоступной информации. Когда говорят о недостатках компьютеров, нередко технико­экономические факторы ставят в один ряд с психолого­педагогическими. Не всегда отделяют частные ограничения, обусловленные теоретической   концепцией   авторов   обучающих   систем   или   отсутствием   у   них   методического мастерства, от принципиальных ограничений компьютера. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что недостатки компьютера ­ это не до конца реализованные его возможности. Прежде всего, это   касается   способов   общения,   распознавания   ошибок   и   их   причин,   учета   индивидуальных особенностей   учащихся.   Но   и   это   нельзя   считать   принципиальными   ограничениями   компьютера. Многое   объясняется   недостаточной   изученностью   психолого­педагогических   проблем   обучения   и психического развития школьников. Рекомендации учителям начальных классов по эффективному использованию интерактивных технологий  в процессе обучения младших школьников. 1) 2) 3) При использовании интерактивных технологий, учитывать интересы учащихся; Работать с интерактивными технологиями не более 15 минут на уроке; При проведении интерактивных игр, четко продумывать инструктаж для объяснения учащимся; 4) 5) Рационально использовать интерактивные технологии; Не загромождать презентации яркими картинками, анимациями, делать акцент на новой информации; 6) Не   строить   весь   урок   на   ИКТ,   а   использовать   их   для   активизации,     привлечения   и удержания  внимания на уроке; 7) 8) 9) Разнообразить на уроке работы и виды деятельности  с использованием ИКТ; Давать учащимся самостоятельно поработать с ИКТ; Задавать творческие виды работ: презентации, коллажи и т.д 10)Чередовать ИКТ и другими видами учебной деятельности. Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. В интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий   результат   групповой   работы,   процесс   обучения   становится   более   осмысленным   и увлекательным. Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по­своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать   в   партнерское   общение,   проявляя   при   этом   толерантность   по   отношению   к   своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины. При  интерактивном   обучении  педагог  выполняет  функцию  помощника  в работе,  одного  из источников   информации;   центральное   место   в   его   деятельности   должен   занимать   не   отдельный учащийся   как   индивид,   а   группа   взаимодействующих   учащихся,   которые   стимулируют   и активизируют друг друга.  Для развития творческих способностей учителю   очень важно от репродуктивных методов обучения перейти к продуктивным, когда ученик должен не только показывать понимание изучаемого явления,   но   и   решать   задачи,   вскрывая   причинно­следственные   связи   между   ними,   уметь   связать изучаемый материал с практикой, с жизнью. Таким образом, освоение учителем проблемно­поисковых методов –это и есть, самый верный путь к организации творческо­исследовательской деятельности учащихся, а значит, интерактивного  обучения. Литература  1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст]/ Ш. А. Амонашвили. ­  М. : Амонашвили, 2003. ­ 469 с. 2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. ­ М., 2002. ­ 215 с.  3.Голубева, Л.А., Кузьмин, Н.В. Интернет­технологии в системе формирования  информационной культуры школьника [Электронный ресурс]. ­Режим доступа:  http   /  ru   /  rsi   /  doc   /  uven    ://   fio   /  get    _  thes  _25.    html    4. Караковский, В. А. Воспитание? Воспитание! / Караковский В. А., Новикова Л. И.,  Селиванова Н. Л. ­ М.: Новая школа, 2002. ­ 160 с. 5. Клейман, Г.М. Школа будущего: компьютеры в процессе обучения: Пер. с англ. / Г.М.  Клейман. ­ М. : Радио и связь, 2004. ­ 347 с.

Особенности использования интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников

Особенности использования интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников

Особенности использования интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников

Особенности использования интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников

Особенности использования интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников

Особенности использования интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников

Особенности использования интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников

Особенности использования интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017