Особенности использования интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников
Оценка 5
Научные работы
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
23.03.2017
Функции компьютера в системе образования весьма разнообразны - от управления органами народного образования в целом и отдельной школы до средств развлечения учащихся во внеурочное время. Если же говорить об основных функциях компьютера в учебном процессе, то он выступает как объект изучения и средство обучения. Каждой из этих функций соответствует свое направление компьютеризации обучения. Первая из них предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении разнообразных задач, или, другими словами, овладение компьютерной грамотностью, которую называют нередко «второй грамотностью».
ПоцелуеваМИ_статья.docx
Особенности использования интерактивных технологий в процессе обучения
младших школьников
Функции компьютера в системе образования весьма разнообразны от управления органами
народного образования в целом и отдельной школы до средств развлечения учащихся во внеурочное
время. Если же говорить об основных функциях компьютера в учебном процессе, то он выступает как
объект изучения и средство обучения. Каждой из этих функций соответствует свое направление
компьютеризации обучения. Первая из них предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые
позволяют успешно использовать компьютер при решении разнообразных задач, или, другими словами,
овладение компьютерной грамотностью, которую называют нередко «второй грамотностью». Второе
направление видит в компьютере мощное средство обучения, которое способно значительно повысить
его эффективность. Указанные два направления и составляют основу компьютеризации обучения.
Указанный аспект компьютеризации обучения охватывает первое ее направление, где
компьютер выступает как объект изучения. Повсеместно введен новый учебный предмет «Основы
информатики и вычислительной техники». Имеется и второе направление компьютеризации, в рамках
которого компьютер рассматривается как средство обучения. С компьютеризацией обучения во всем
мире связаны надежды повысить эффективность учебного процесса, уменьшить разрыв между
требованиями, которые общество предъявляет подрастающему поколению, и тем, что действительно
дает школа.
Начальная школа это образовательная область, где ИКТ можно и нужно использовать
практически на каждом уроке и на каждом этапе, не забывая о санитарногигиенических требованиях
и об отрицательных сторонах применения презентаций. [4, с.160]
Вопервых, презентации создают четкую последовательность действий на уроке, а урок – это
творчество (урок должен рождаться на уроке) [1, с.469]
Вовторых, презентации могут превратить урок в развлечение (излишнее увлечение
анимационными картинками, нагромождение демонстрационных картинок) [3]
Втретьих, необдуманное использование интерактивных программ, которые не дают право на
ошибку, противоречит закону, что на ошибках учатся.
Процесс обучения – это всегда тяжелая, упорная работа, преодоление трудностей, решение
проблем и, в конечном счете, успех, формирующий реальную мотивацию к обучению. «Чудеса творят
не компьютеры и интерактивные доски, чудеса творят учителя, в чьих мудрых руках эти инструменты
дарят детям радость познания..» [5,с.347]. Одно из наиболее плодотворных применений компьютера в
обучении использование его как средств управления учебной деятельностью школьников. Именно в
этом качестве он может наиболее существенно повысить эффективность обучения.
Огромную роль интерактивные технологии играют в обеспечении потребностно
мотивационного компонента процесса обучения. Поскольку именно положительная мотивация
обучающихся обеспечивает осознательное усвоение знаний, оказывает самое большое влияние на
продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие
мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.
Можно сделать следующие выводы:
1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности; 2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели
обучаемых;
3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и
осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;
4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные
показатели познавательных процессов.
Непосредственно развивать мотивацию позволяют интерактивные технологии, которые делают
образовательный процесс не только интересным, но и увлекательным. Роль аудиовизуальных и
интерактивных технологий в образовании с каждым годом возрастает, они становятся неотъемлемой
частью современного учебного процесса. Намечаются тенденции, важные для системы образования:
интеграция аудиовизуальных технологий с технологиями информационными и коммуникационными,
новые возможности видеоконференцсвязи, использование возможностей интерактивной доски.
Учебник, доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты – это составляющие части
педагогических технологий, которые были хороши в прошлом. Новое поколение школьников,
выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в
темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции, требуют от учителя другого
подхода. (Психологи ввели такой термин как «клиповое мышление» для объяснения психических
процессов, происходящих у современных детей.) [2, с.215] Интерактивный технологии как раз
соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение, у
которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной
стимуляции. Каждый учитель осознает, что новые информационные технологии, имеют большое
влияние на содержание учебных предметов:
расширяется возможность поиска новой информации, а значит, появляется возможность
более углубленно изучить тот или иной материал;
разнообразные формы работы с использованием ИКТ позволяют заинтересовать учащихся и
привлечь их к самостоятельной работе, поиск нетрадиционных методов решения той или иной
ситуации, задачи;
возможность качественно и быстро осуществлять контроль учащихся. А следовательно, в
дальнейшем можно построить учебный процесс так, чтобы каждый ученик усвоил основное
содержание предмета.
Дать общую оценку дидактических возможностей компьютера непросто, поскольку существует
громадный разрыв не только между потенциальными и реальными возможностями, но и между
возможностями различных обучающих систем. Обычно отмечаются следующие сильные стороны
компьютера:
новизна работы с компьютером вызывает у учащихся повышенный интерес к работе с ним и
усиливает мотивацию учения;
цвет, мультипликация, музыка, звуковая речь расширяют возможности представления
информации;
компьютер позволяет строить индивидуализированное обучение на основе модели учащегося,
учитывающей историю его обучения и индивидуальные особенности памяти, восприятия, мышления;
с помощью компьютера может быть реализована личностная манера общения;
компьютер активно включает учащихся в учебный процесс, позволяет им сосредоточить
внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала, не торопит с решением;
на много расширяются наборы применяемых учебных задач; благодаря компьютеру учащиеся могут пользоваться большим объемом ранее недоступной
информации.
Когда говорят о недостатках компьютеров, нередко техникоэкономические факторы ставят в
один ряд с психологопедагогическими. Не всегда отделяют частные ограничения, обусловленные
теоретической концепцией авторов обучающих систем или отсутствием у них методического
мастерства, от принципиальных ограничений компьютера. Перефразируя известное выражение, можно
сказать, что недостатки компьютера это не до конца реализованные его возможности. Прежде всего,
это касается способов общения, распознавания ошибок и их причин, учета индивидуальных
особенностей учащихся. Но и это нельзя считать принципиальными ограничениями компьютера.
Многое объясняется недостаточной изученностью психологопедагогических проблем обучения и
психического развития школьников.
Рекомендации учителям начальных классов по эффективному использованию интерактивных
технологий в процессе обучения младших школьников.
1)
2)
3)
При использовании интерактивных технологий, учитывать интересы учащихся;
Работать с интерактивными технологиями не более 15 минут на уроке;
При проведении интерактивных игр, четко продумывать инструктаж для объяснения
учащимся;
4)
5)
Рационально использовать интерактивные технологии;
Не загромождать презентации яркими картинками, анимациями, делать акцент на новой
информации;
6)
Не строить весь урок на ИКТ, а использовать их для активизации, привлечения и
удержания внимания на уроке;
7)
8)
9)
Разнообразить на уроке работы и виды деятельности с использованием ИКТ;
Давать учащимся самостоятельно поработать с ИКТ;
Задавать творческие виды работ: презентации, коллажи и т.д
10)Чередовать ИКТ и другими видами учебной деятельности.
Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем,
что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к
конкретным действиям. В интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в
общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и
увлекательным. Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно,
посвоему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные
ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать,
вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим
оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения
путей взаимопонимания, поиска истины.
При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из
источников информации; центральное место в его деятельности должен занимать не отдельный
учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и
активизируют друг друга.
Для развития творческих способностей учителю очень важно от репродуктивных методов
обучения перейти к продуктивным, когда ученик должен не только показывать понимание изучаемого явления, но и решать задачи, вскрывая причинноследственные связи между ними, уметь связать
изучаемый материал с практикой, с жизнью. Таким образом, освоение учителем проблемнопоисковых
методов –это и есть, самый верный путь к организации творческоисследовательской деятельности
учащихся, а значит, интерактивного
обучения.
Литература
1.
Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст]/ Ш. А. Амонашвили.
М. : Амонашвили, 2003. 469 с.
2.
Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 2002. 215 с.
3.Голубева, Л.А., Кузьмин, Н.В. Интернеттехнологии в системе формирования
информационной культуры школьника [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http
/ ru / rsi / doc
/ uven
:// fio
/ get
_ thes
_25.
html
4.
Караковский, В. А. Воспитание? Воспитание! / Караковский В. А., Новикова Л. И.,
Селиванова Н. Л. М.: Новая школа, 2002. 160 с.
5.
Клейман, Г.М. Школа будущего: компьютеры в процессе обучения: Пер. с англ. / Г.М.
Клейман. М. : Радио и связь, 2004. 347 с.
Особенности использования интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников
Особенности использования интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников
Особенности использования интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников
Особенности использования интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.