Прием "Фишбоун" особенно актуален во время внедрения ФГОС, поскольку он развивает критическое мышление учащихся, является частью проблемного обучения. Данный прием удачен для индивидуальной работы, работы в парах и групповой работе. Учащимся задается проблема, которую они вписывают в голову "скелета", затем идет поиск информации, которой они заполняют "кости рыбы", а затем находя решение поставленной проблемы и записывают в"хвост" рыбы.
Особенности использования методического приема «Фишбоун»
на уроках русского языка по ФГОС
Темуршоева С.В.
Одним из методических приемов, который является довольно
продуктивным – прием «Фишбоун». Этот прием оправдывает себя. Поскольку
он являет приемом проблемного обучения, а также его удобно применять для
работы в парах или в группах – что соответствует современным требованиям
ФГОС.
Что такое фишбоун? Дословно он переводится с английского как
«Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического
мышления учащихся в наглядносодержательной форме. Суть данного
методического приема — установление причинноследственных взаимосвязей
между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение
обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки
работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
В настоящее время уроки по ФГОС строятся таким образом: проблема –
поиск проблемы – вывод, то есть проблемы обсуждаются, идет поиск их
решений. Вместе с тем иногда эти проблемы обозначены неявно. В этом
случае школьники могут не обратить на них внимания или будут испытывать
затруднения при поиске их решения. Разрешить проблему можно только
тогда, когда сам ясно видишь все ее аспекты. Лучше всего если проблема
рассматривается с разных сторон, а решение опирается на достаточно ясную
фактическую базу.Вот тутто и удобно приметь “Fish bone” – «рыбья
кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая
рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки.
На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы
(эти записи они могут сделать и на стадии вызова, до чтения текста, в
результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних косточекрасполагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают
факты, отражающие суть проблемы. Благодаря определенному факту
проблема становится конкретной и понятной, и уже можно говорить не об
абстрактном решении, а о конкретном механизме. Возможно добавление
верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений.
С помощью приема Фишбоун на уроках русского языка и литературы есть
возможность:
организовать работу участников в парах или группах;
развивать критическое мышление;
визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
сотносить факторы по степени их значимости.
С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной
ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.
Способ составления «рыбьего скелета» может быть:
индивидуальным (ученикам даётся вопрос и минут 10–15 на
обдумывание и составление «рыбьего скелета», затем обсуждаются
результаты работы каждого);
групповым (всем участникам группы раздаётся текст, после его
прочтения и по ходу обсуждения заполняется схема).
парным( паре учащихся задает проблемный вопрос, после обсуждения
которого они заполняют скелет.)
В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в
процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете»
есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих
событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие
сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять
собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещаетсявывод по решаемой проблеме. Важным этапом станет презентация
заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их
комплексный характер. Ход дальнейшей работы определяет учитель: выход
на дальнейшее исследование или попытка решить описанные проблемы.
На уроке схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно
применяемого методического приема для анализа какойлибо ситуации, либо
выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во
время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже
пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему,
предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее
элементами. Особенно эффективно этот прием работает как часть Мозгового
штурма при обобщении темы или на уроке новых знаний.
Например, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм)
проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого
материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной
или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоунявляется презентация полученных результатов заполнения. Она должна
подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин
и следствий. Иногда при заполнении схемы учащиеся сталкиваются с тем, что
причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее
наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда
больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки
могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе урока учитель
самостоятельно определяет действия — предлагает либо и далее исследовать
проблему, либо попытаться определить ее решение.
Методический прием удобно использовать на уроках литературы. Например,
при изучении повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке».
Голова — легко ли совершить подвиг.
Верхние косточки — герои смелые, хочется жить; нужно защищать
Родину;
Нижние косточки — мастерство летчика, выдержка героя, любовь к
Родине.
Хвост — каждый человек может стать героем, если он патриот.
Или возможно применение на уроках русского языка во время
изучения или обобщения частей речи. На ребрах можно разместить
морфологические, синтаксические особенности и определять, какая часть
речи перед нами. Особенно этот прием актуален на уроках по ФГОС:
постановка проблемного вопроса в начале урока(голова рыбы),
заполнение информацией ребер в течение урока ,и в конце урока
учащиеся делают вывод –заполняется хвост рыбы. Очень наглядно и
интересно для учащихся как среднего, так и старшего звена.