Дети с ограниченными возможностями здоровья - дети, состояние которых препятствует освоению образовательных программ вне создания специальных условий обучения и воспитания. Цель данной презентации - определить единые параметры отслеживания при диагностическом обследовании детей с ОВЗ. Данная разработка будет полезна в работе учителей- логопедов.
Особенности
логопедического
обследования в рамках
психологопедагогического
сопровождения детей с ОВЗ
С.А. Ларионова, учительлогопед
Барабинского филиала
ГБОУ НСО ОЦДК
Цель определить
единые параметры
отслеживания при
диагностическом
обследовании детей
с ОВЗ
Дети с ограниченными
возможностями здоровья
дети, состояние которых
препятствует освоению
воспитания
образовательных программ
вне создания специальных
условий обучения и
Дети с ограниченными возможностями здоровья дети, состояние которых препятствует освоению образовательных программ вне создания специальных условий обучения и воспитания
Новый закон
«Об образовании в Российской
Федерации»
Статья 42. Психологопедагогическая,
медицинская и социальная помощь
обучающимся, испытывающим
трудности в освоении основных
общеобразовательных программ,
развитии и социальной адаптации.
Статья 79. Организация получения
образования обучающимися с
ограниченными возможностями
здоровья.
Новый закон«Об образовании в Российской Федерации» Статья 42. Психологопедагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Структура представления информации
в логопедической характеристике
Личные данные:
Ф.И.О. ребёнка.
Дата рождения.
Домашний адрес.
Образовательное учреждение.
Группа/Класс.
Образовательная программа.
Цель обращения.
Оказывалась ли логопедическая
помощь ребёнку (где, когда).
Структура представления информации
в логопедической характеристике
Речевая среда и социальные условия:
Нервнопсихические, хронические
соматические заболевания, речевые
нарушения у родителей и ближайших
родственников.
Двуязычие.
Наследственные заболевания.
Процесс воспитания осуществляется под
контролем или нет, интересуются ли в
семье проблемами ребёнка.
В какой степени сформированы общие
социальнобытовые навыки (например,
неопрятно одет, небрежно одевается).
Интересуются ли родители жизнью
класса.
Структура представления
информации в логопедической
характеристике
Раннее речевое развитие:
Гуление.
Лепет.
Первые слова.
Фразы.
ЗРР.
Прерывалось ли речевое
развитие.
Структура представления
информации в логопедической
характеристике
Особенности строения
артикуляционного аппарата
Без аномалий.
Прикус (передний открытый, боковой открытый,
прогнатия, прогения).
Тонус мышц лица (гипертонус, гипотония,
дистония).
Подвижность лицевой мускулатуры (тремор
подбородка, гиперкинезы, гипертонус, гипотония,
дистония).
Строение губ (в норме, массивные губы, наличие
расщелины, наличие послеоперационных операций,
тонус губ гипертонус, гипотония, дистония,
малоподвижные).
Строение языка (толстый, маленький, массивный,
широкий, узкий, раздвоенный, укороченная уздечка)
Структура представления информации
в логопедической характеристике
Особенности строения
артикуляционного аппарата
Гиперкинезы, тремор, девиация(отклонения)
языка вправо, влево; язык не выводится из полости
рта, объём движений ограничен, с трудом
удерживает позу, испытывает трудности в
переключении позы языка, саливация.
Строение зубов(мелкие, крупные, редкие, частые,
кривые, с большими промежутками, отсутствие
резцов (нижних, верхних), нарушение зубного ряда.
Звукопроизношение.
Понимание речи.
Словарный запас слов.
Грамматический строй речи.
Звукослоговая структура речи.
Фонематическое восприятие звукового анализа и синтеза.
Связная речь.
Состояние мелкой моторики и общей моторики.
Структура представления информации в логопедической характеристике
Устная речь
Структура представления информации в
логопедической характеристике
Звукопроизношение
невнятное;
недостатки произношения звонких
согласных (оглушение);
недостатки произношения звонких
согласных (оглушение);
наблюдается общая смазанность речи;
полиморфное нарушение
звукопроизношения(боковой сигматизм
шипящих, боковой ротацизм).
Структура представления
информации в логопедической
характеристике
Понимание речи
Понимание речи затруднено.
Нуждается в неоднократном
повторении объяснения задания.
Задания выполняет выборочно или с
неточностями.
Правильно выполняет действия по
речевой инструкции.
Речь окружающих понимает в
соответствии с уровнем своего
интеллекта.
Структура представления
информации в логопедической
характеристике
Словарный запас слов
Словарь характеризуется бедностью,
неточностью в употреблении многих
слов.
Испытывает трудности при подборе
антонимов, синонимов.
Недостаточен объём знаний об
окружающем мире.
Наиболее страдает употребление
глаголов и прилагательных,
обобщающих существительных.
Знаком с редко употребляемой
лексикой.
Не понимает значение многих слов.
Структура представления
информации в логопедической
характеристике
Грамматический строй речи
В речи использует простые
предложения.
В свободной речи мало пользуется
наречиями, глаголами.
Наблюдаются
аграмматизмы(неправильное
согласование прилагательных с
существительными пример: У девочки
красная платья).
Отмечается неправильное понимание
и дифференциация конструкций с
глаголами пример: Солнце освещает
землюземлю освещает солнце.
Структура представления информации
в логопедической характеристике
Грамматический строй речи
аграмматизмы при образовании
прилагательных от существительных,
например: клубниковый сок;
испытывает трудности при составлении
предложений в начальной форме
(Груша, бабушка, внучка, давать);
неправильное употребление в названии
животных, детёнышей животных;
понимает и употребляет предлоги;
в спонтанной речи аграмматизмов не
обнаружено;
соответствует особенностям развития
его умственного развития, детей
младшего школьного возраста.
Структура представления
информации в логопедической
характеристике
Звукослоговая структура речи
Нарушения звукослоговой структуры
слова отсутствуют.
Правильное воспроизведение слов разной
слоговой структуры
Нарушение во фразовой речи
(переставляют или наращивают слоги,
замены, пропуски, повторения).
Допускает единичные ошибки при
воспроизведении мало знакомых
многосложных слов со стечением
согласных (упрощения стечения
согласных, пропуски слогов, перестановка
звуков, добавления лишнего согласного в
слог).
Структура представления информации в логопедической характеристике Звукослоговая структура речиНарушения звукослоговой структуры слова отсутствуют.Правильное воспроизведение слов разной слоговой структурыНарушение во фразовой речи (переставляют или наращивают слоги, замены, пропуски, повторения).Допускает единичные ошибки при воспроизведении мало знакомых многосложных слов со стечением согласных (упрощения стечения согласных, пропуски слогов, перестановка звуков, добавления лишнего согласного в слог).
Структура представления информации в
логопедической характеристике
Фонематическое восприятие звукового
анализа и синтеза
Отмечаются нарушения в звукобуквенном
анализе и синтезе, вследствие недостаточной
сформированности операций мышления.
Затрудняются придумать слово на заданные
звуки.
Неустойчивый навык слуховой
дифференциации.
Затрудняется в определении или правильно
определяет количество и последовательность
слов в предложениях.
Испытывают затруднения при определении и
последовательности звуков и слогов.
Структура представления информации в логопедической характеристике Фонематическое восприятие звукового анализа и синтезаОтмечаются нарушения в звукобуквенном анализе и синтезе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления.Затрудняются придумать слово на заданные звуки.Неустойчивый навык слуховой дифференциации.Затрудняется в определении или правильно определяет количество и последовательность слов в предложениях.Испытывают затруднения при определении и последовательности звуков и слогов.
Структура представления информации
в логопедической характеристике
Связная речь
Рассказ соответствует ситуации, имеет
смысловые звенья, расположенные в
правильной последовательности.
Допущено незначительное искажение
ситуации.
В пересказах наблюдается нарушение
событий,
последовательности
неотчётливо произносят слова.
Неправильное
воспроизведение
причинноследственных связей.
Пересказ
не
незначительные
искажения смысла.
полный,
сокращения
имеются
или
Структура представления информации
в логопедической характеристике
Связная речь
Пересказ не содержит аграмматизмов,
но наблюдается стереотипность
оформления высказывания, поиск
слов, отдельные близкие замены;
Самостоятельный пересказ после
первого предъявления;
Пересказ по вопросам, с помощью
педагога.
Структура представления информации в логопедической характеристике Связная речьПересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие замены;Самостоятельный пересказ после первого предъявления;Пересказ по вопросам, с помощью педагога.
Структура представления
информации в логопедической
характеристике
Мелкая моторика
Движение рук неточное.
С трудом овладевают застёгиванием
пуговиц, завязыванием шарфа и т.д.
Ведущая рука.
Неправильно держит карандаш, ручку.
Наблюдается замедленный темп
письма.
Испытывают трудности при овладении
графическими навыками;
Навыками самообслуживания не
владеет.
Мышечный тонус повышен.
Структура представления информации в логопедической характеристике Мелкая моторикаДвижение рук неточное.С трудом овладевают застёгиванием пуговиц, завязыванием шарфа и т.д.Ведущая рука.Неправильно держит карандаш, ручку.Наблюдается замедленный темп письма.Испытывают трудности при овладении графическими навыками;Навыками самообслуживания не владеет.Мышечный тонус повышен.
Структура представления информации
в логопедической характеристике
Общая моторика
Нарушение переключаемости движений.
Испытывают трудности при имитации
движений.
Мышцы быстро утомляются при
нагрузках.
Нарушения координации – движения
выполнены не одновременно, неточно.
Появляются сопутствующие движения.
Отмечается общая заторможенность
движений.
Характерное двигательное беспокойство.
Структура представления информации
в логопедической характеристике
Письменная речь
Чтение
Письмо
Структура представления информации в логопедической характеристике Письменная речь
Структура представления информации в
логопедической характеристике
Чтение
Способ чтения побуквеннослоговой.
Соответствует возрасту(не соответствует).
Автоматизированное
(неавтоматизированное).
Монотонное, выразительное.
Понимание прочитанного в полном объёме.
Чтение замедленное.
Запинки при чтении с количеством ошибок
(пропуск букв, слогов, угадывание букв,
аграмматизмы).
Затрудняются отвечать на вопросы по
тексту (по наводящим вопросам, с помощью
логопеда).
Структура представления информации
в логопедической характеристике
Письмо
Имеются многочисленные ошибки
разного характера:
Сложность в ориентировке на
тетрадном листе, в нахождении
начала строки, трудности в
удержании строки.
Постоянные колебания наклона
высоты букв, замена букв.
При письме под диктовку допускают
единичные ошибки: пропуски,
замены, добавления, пропуски
предлогов, слитное написание
предлогов.