Особенности логопедического обследования в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

  • Повышение квалификации
  • pptx
  • 18.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - дети, состояние которых препятствует освоению образовательных программ вне создания специальных условий обучения и воспитания. Цель данной презентации - определить единые параметры отслеживания при диагностическом обследовании детей с ОВЗ. Данная разработка будет полезна в работе учителей- логопедов.
Иконка файла материала Презентация_Microsoft_PowerPoint.pptx
Особенности  логопедического  обследования в рамках  психолого­педагогического  сопровождения детей с ОВЗ                  С.А. Ларионова, учитель­логопед Барабинского филиала  ГБОУ НСО ОЦДК
Цель ­ определить  единые параметры  отслеживания при  диагностическом  обследовании детей  с ОВЗ
Дети с ограниченными  возможностями здоровья   ­ дети, состояние которых  препятствует освоению  воспитания образовательных программ  вне создания специальных  условий обучения и  Дети с ограниченными возможностями здоровья  ­ дети, состояние которых препятствует освоению образовательных программ вне создания специальных условий обучения и воспитания
Новый закон «Об образовании в Российской  Федерации»    Статья 42. Психолого­педагогическая,  медицинская и социальная помощь  обучающимся, испытывающим  трудности в освоении основных  общеобразовательных программ,  развитии и социальной адаптации.     Статья 79. Организация получения  образования обучающимися с  ограниченными возможностями  здоровья.            Новый закон«Об образовании в Российской Федерации»   Статья 42. Психолого­педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.   Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Структура представления информации  в логопедической характеристике  Личные данные:  Ф.И.О. ребёнка.  Дата рождения.  Домашний адрес.  Образовательное учреждение.  Группа/Класс.  Образовательная программа.  Цель обращения.  Оказывалась ли логопедическая  помощь ребёнку (где, когда).
Структура представления информации  в логопедической характеристике  Речевая среда и социальные условия:  Нервно­психические, хронические  соматические заболевания, речевые  нарушения у родителей и ближайших  родственников.  Двуязычие.  Наследственные заболевания.  Процесс воспитания осуществляется под  контролем или нет, интересуются ли в  семье проблемами ребёнка.  В какой степени сформированы общие  социально­бытовые навыки (например,  неопрятно одет, небрежно одевается).  Интересуются ли родители жизнью  класса.
Структура представления  информации в логопедической  характеристике  Раннее речевое развитие:  Гуление.  Лепет.  Первые слова.  Фразы.  ЗРР.  Прерывалось ли речевое  развитие.
Структура представления  информации в логопедической  характеристике  Особенности строения  артикуляционного аппарата  Без аномалий.   Прикус (передний открытый, боковой открытый,  прогнатия, прогения).   Тонус мышц лица (гипертонус, гипотония,  дистония).   Подвижность лицевой мускулатуры (тремор  подбородка, гиперкинезы, гипертонус, гипотония,  дистония).   Строение губ (в норме, массивные губы, наличие  расщелины, наличие послеоперационных операций,  тонус губ­ гипертонус, гипотония, дистония,  малоподвижные).   Строение языка (толстый, маленький, массивный,  широкий, узкий, раздвоенный, укороченная уздечка)
Структура представления информации  в логопедической характеристике  Особенности строения  артикуляционного аппарата  Гиперкинезы, тремор, девиация(отклонения)  языка вправо, влево; язык не выводится из полости  рта, объём движений ограничен, с трудом  удерживает позу, испытывает трудности в  переключении позы языка, саливация.  Строение зубов(мелкие, крупные, редкие, частые,  кривые, с большими промежутками, отсутствие  резцов (нижних, верхних), нарушение зубного ряда.
 Звукопроизношение.  Понимание речи.  Словарный запас слов.  Грамматический строй речи.  Звуко­слоговая структура речи.  Фонематическое восприятие звукового анализа и синтеза.  Связная речь.  Состояние мелкой моторики и общей моторики. Структура представления информации в логопедической характеристике  Устная речь
Структура представления информации в  логопедической характеристике  Звукопроизношение  невнятное;   недостатки произношения звонких  согласных (оглушение);  недостатки произношения звонких  согласных (оглушение);  наблюдается общая смазанность речи;  полиморфное нарушение  звукопроизношения(боковой сигматизм  шипящих, боковой ротацизм).
Структура представления  информации в логопедической  характеристике  Понимание речи  Понимание речи затруднено.  Нуждается в неоднократном  повторении объяснения задания.  Задания выполняет выборочно или с  неточностями.  Правильно выполняет действия по  речевой инструкции.  Речь окружающих понимает в  соответствии с уровнем своего  интеллекта.
Структура представления  информации в логопедической  характеристике  Словарный запас слов  Словарь характеризуется бедностью,  неточностью в употреблении многих  слов.  Испытывает трудности при подборе  антонимов, синонимов.  Недостаточен объём знаний об  окружающем мире.  Наиболее страдает употребление  глаголов и прилагательных,  обобщающих существительных.  Знаком с редко употребляемой  лексикой.  Не понимает значение многих слов.
Структура представления  информации в логопедической  характеристике  Грамматический строй речи  В речи использует простые  предложения.  В свободной речи мало пользуется  наречиями, глаголами.  Наблюдаются  аграмматизмы(неправильное  согласование прилагательных с  существительными пример: У девочки  красная платья).  Отмечается неправильное понимание  и дифференциация конструкций с  глаголами пример: Солнце освещает  землю­землю освещает солнце.
Структура представления информации  в логопедической характеристике  Грамматический строй речи  аграмматизмы при образовании  прилагательных от существительных,  например: клубниковый сок;  испытывает трудности при составлении  предложений в начальной форме  (Груша, бабушка, внучка, давать);  неправильное употребление в названии  животных, детёнышей животных;  понимает и употребляет предлоги;  в спонтанной речи аграмматизмов не  обнаружено;  соответствует особенностям развития  его умственного развития, детей  младшего школьного возраста.
Структура представления  информации в логопедической  характеристике  Звуко­слоговая структура речи  Нарушения звуко­слоговой структуры  слова отсутствуют.  Правильное воспроизведение слов разной  слоговой структуры  Нарушение во фразовой речи  (переставляют или наращивают слоги,  замены, пропуски, повторения).  Допускает единичные ошибки при  воспроизведении мало знакомых  многосложных слов со стечением  согласных (упрощения стечения  согласных, пропуски слогов, перестановка  звуков, добавления лишнего согласного в  слог). Структура представления информации в логопедической характеристике Звуко­слоговая структура речиНарушения звуко­слоговой структуры слова отсутствуют.Правильное воспроизведение слов разной слоговой структурыНарушение во фразовой речи (переставляют или наращивают слоги, замены, пропуски, повторения).Допускает единичные ошибки при воспроизведении мало знакомых многосложных слов со стечением согласных (упрощения стечения согласных, пропуски слогов, перестановка звуков, добавления лишнего согласного в слог).
Структура представления информации в  логопедической характеристике  Фонематическое восприятие звукового  анализа и синтеза  Отмечаются нарушения в звукобуквенном  анализе и синтезе, вследствие недостаточной  сформированности операций мышления.  Затрудняются придумать слово на заданные  звуки.  Неустойчивый навык слуховой  дифференциации.  Затрудняется в определении или правильно  определяет количество и последовательность  слов в предложениях.  Испытывают затруднения при определении  и  последовательности звуков и слогов.   Структура представления информации в логопедической характеристике Фонематическое восприятие звукового анализа и синтезаОтмечаются нарушения в звукобуквенном анализе и синтезе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления.Затрудняются придумать слово на заданные звуки.Неустойчивый навык слуховой дифференциации.Затрудняется в определении или правильно определяет количество и последовательность слов в предложениях.Испытывают затруднения при определении  и последовательности звуков и слогов.
Структура представления информации  в логопедической характеристике  Связная речь  Рассказ  соответствует  ситуации,  имеет  смысловые  звенья,  расположенные  в  правильной последовательности.  Допущено  незначительное  искажение  ситуации.  В  пересказах  наблюдается  нарушение  событий,  последовательности  неотчётливо произносят слова.  Неправильное  воспроизведение  причинно­следственных связей.  Пересказ  не  незначительные  искажения смысла. полный,  сокращения  имеются  или
Структура представления информации  в логопедической характеристике  Связная речь  Пересказ не содержит аграмматизмов,  но наблюдается стереотипность  оформления высказывания, поиск  слов, отдельные близкие замены;  Самостоятельный пересказ после  первого предъявления;  Пересказ по вопросам, с помощью  педагога. Структура представления информации в логопедической характеристике Связная речьПересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие замены;Самостоятельный пересказ после первого предъявления;Пересказ по вопросам, с помощью педагога.
Структура представления  информации в логопедической  характеристике  Мелкая моторика  Движение рук неточное.  С трудом овладевают застёгиванием  пуговиц, завязыванием шарфа и т.д.  Ведущая рука.  Неправильно держит карандаш, ручку.  Наблюдается замедленный темп  письма.  Испытывают трудности при овладении  графическими навыками;  Навыками самообслуживания не  владеет.  Мышечный тонус повышен. Структура представления информации в логопедической характеристике Мелкая моторикаДвижение рук неточное.С трудом овладевают застёгиванием пуговиц, завязыванием шарфа и т.д.Ведущая рука.Неправильно держит карандаш, ручку.Наблюдается замедленный темп письма.Испытывают трудности при овладении графическими навыками;Навыками самообслуживания не владеет.Мышечный тонус повышен.
Структура представления информации  в логопедической характеристике  Общая моторика  Нарушение переключаемости движений.  Испытывают трудности при имитации  движений.  Мышцы быстро утомляются при  нагрузках.  Нарушения координации – движения  выполнены не одновременно, неточно.  Появляются сопутствующие движения.  Отмечается общая заторможенность  движений.  Характерное двигательное беспокойство.
Структура представления информации  в логопедической характеристике  Письменная речь Чтение  Письмо Структура представления информации в логопедической характеристике Письменная речь
Структура представления информации в  логопедической характеристике  Чтение   Способ чтения побуквенно­слоговой.  Соответствует возрасту(не соответствует).  Автоматизированное  (неавтоматизированное).  Монотонное, выразительное.  Понимание прочитанного в полном объёме.  Чтение замедленное.  Запинки при чтении с количеством ошибок  (пропуск букв, слогов, угадывание букв,  аграмматизмы).  Затрудняются отвечать на вопросы по  тексту (по наводящим вопросам, с помощью  логопеда).
Структура представления информации  в логопедической характеристике  Письмо Имеются многочисленные ошибки  разного характера:  Сложность в ориентировке на  тетрадном листе, в нахождении  начала строки, трудности в  удержании строки.  Постоянные колебания наклона  высоты букв, замена букв.  При письме под диктовку допускают  единичные ошибки: пропуски,  замены, добавления, пропуски  предлогов, слитное написание  предлогов.
Спасибо за внимание!