Особенности логопедической работы по формированию фонематической стороны речи у обучающихся младших классов с ФФНР в рамках преемственности между дошкольными учреждениями и школой.
Оценка 4.9

Особенности логопедической работы по формированию фонематической стороны речи у обучающихся младших классов с ФФНР в рамках преемственности между дошкольными учреждениями и школой.

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
дефектология
1 кл
06.10.2017
Особенности логопедической работы  по формированию фонематической стороны речи у обучающихся  младших классов с ФФНР в рамках преемственности  между дошкольными учреждениями и школой.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 6-7 летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки фонетико-фонематической стороной речи. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Актуальность проблемы заключается в том, что необходимо как можно раньше устранить эти дефекты речи. Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения позволяют не только исправить первичный дефект, предупредить вторичный, но и полностью подготовить их к обучению грамоте.документ ворд
статья на конференцию Особенности логопедической работы.docx
Особенности логопедической работы  по формированию фонематической стороны речи у обучающихся  младших классов с ФФНР в рамках преемственности  между дошкольными учреждениями и школой.                                                             Т. К. Меньшикова, учитель­логопед                                                                       высшей категории, МОУ «СОШ №  13»      Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в  системе воспитания и обучения   детей   младшего   школьного   возраста,   показал,   что   количество   детей,   имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети  6­7  летнего  возраста,  не  овладевшие  в  нормативные  сроки  фонетико­фонематической стороной речи. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы  из­за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.  Актуальность   проблемы   заключается   в   том,   что   необходимо   как   можно   раньше устранить эти дефекты речи. Своевременное выявление детей с фонетико­фонематическим недоразвитием,   проведение   специально   организованного   обучения   позволяют   не   только исправить первичный дефект, предупредить вторичный, но и полностью подготовить их к обучению грамоте. Преодоление   ФФНР   достигается   целенаправленной   логопедической   работой   по коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия. Система обучения и воспитания таких детей включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному овладению   грамотой.   Коррекционное   обучение   предусматривает   развитие   круга   знаний   и представлений   об   окружающем,   развитие   словаря,   звукового   анализа   и   синтеза,   речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.  Коррекционная работа с детьми­логопатами направлена на преодоление у них речевых и   психофизических   нарушений   путём   проведения   индивидуальных,   подгрупповых   и фронтальных занятий.  На индивидуальных занятиях работа ведётся по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с   учётом   возможностей   каждого   ребёнка.   Артикуляционные   упражнения   связаны   с определённой темой, например «Птицы», «Звери», и игрой. На этапе автоматизации звука в слогах реализуется комплексный метод, так как одновременно ведётся работа над просодией и  мимикой. Дети перевоплощаются в инопланетян, героев  сказок, зверей  и т.д., и, таким образом,   развивается   воображение, творческая фантазия, отрабатывается  интонационная выразительность речи, укрепляется лицевая мускулатура. На подгрупповых занятиях дети со сходными речевыми нарушениями объединяются. С ними проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. В каждое занятие на развитие лексико­грамматических форм языка включаются задания на формирование психофизической сферы детей. Это психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание. Все задания объединяются одной лексической темой или сюжетом сказки, рассказа, который порой по ходу действия (занятия) сочиняют сами дети. Система   фронтальных   занятий   по   коррекции   произношения   отличается   от   учебно­ дисциплинарной модели. В основе лежат комплексность и игровые приёмы. Комплексным подходом   с   использованием   игровых   приёмов   занимались   О.С.Ушакова,   Ф.А.Сохина, А.И.Максимова,  Сюжетно­тематическая организация  занятий  более  целесообразна  для  активизации   речи,  развития   познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.    А.И.Максаков,   Г.А.Тумакова,   Г.А.Каше. В   системе   занятий   реализуется   принцип   специального   образования   –   принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой цели, а именно: коррекционное воспитание,   коррекционное   развитие,   коррекционное   обучение.   Коррекционное   развитие проводится по основным направлениям: - развитие слухового внимания; - развитие сенсорных и моторных функций; - формирование кинестетической основы артикуляторных движений; - развитие мимической мускулатуры; -   развитие   интеллектуальных   функций   (мышления,   памяти,   воображения,   восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени); -   развитие эмоционально­волевой сферы и игровой деятельности; -      формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (дружбы, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки).  Все   занятия   ориентированы   на   психическую   защищённость   ребёнка,   его   комфорт   и потребность в эмоциональном общении с педагогом.  Последовательность ознакомления со звуками   в   основном   в   соответствии   с   рекомендациями   Г.А.Каше,   присутствует   и варьирование последовательности изучения звуков в соответствие с программой обучения грамоте.     Для диагностики и отслеживания уровня развития фонетико­фонематической стороны речи  у младших школьников с ФФНР используется комплексная система обследования, которая  включает в себя:   ­ исследование сенсомоторного уровня речи: фонематического восприятия, состояния        артикуляционной моторики, звукопроизношения, сформированности  звукослоговой        структуры слова;  ­ изучение грамматического строя речи;   ­ диагностика словаря и навыков словообразования;      ­ анализ связной речи.            В результате проведения большого объёма экспериментальной работы, основанной на развёрнутом   обследовании   речевых   и   неречевых   функций   и   процессов,     были   получены данные о том, что наиболее неблагоприятной стороной речи у младших школьников с ФФНР является сенсомоторная. Страдает, как фонематическое восприятие, так и артикуляционная моторика,   что   является   основой   для   звукопроизносительного   дефекта.   Недостаточный уровень   развития   фонетико­фонематической   стороны   речи   отрицательно  влияет   на формирование   письма   и   чтения.   Результаты  контрольно­оценочного   эксперимента свидетельствуют   об   эффективности   проводимой   коррекционно­развивающей   работы.   Это подтверждается   положительной   динамикой   развития   фонетико­фонематической   стороны речи обучающихся начального звена. Данная система работы по преодолению фонематических дефектов речи может и должна начинаться ещё в дошкольном возрасте, так как речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению.  Список использованной литературы: Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб., 1999. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление нарушения речи у дошкольников. – М., 1990. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 1998. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. – М., 1995. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. – М., 1997. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. – СПб., 1997. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. – М., 1993. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.

Особенности логопедической работы по формированию фонематической стороны речи у обучающихся младших классов с ФФНР в рамках преемственности между дошкольными учреждениями и школой.

Особенности логопедической работы  по формированию фонематической стороны речи у обучающихся  младших классов с ФФНР в рамках преемственности  между дошкольными учреждениями и школой.

Особенности логопедической работы по формированию фонематической стороны речи у обучающихся младших классов с ФФНР в рамках преемственности между дошкольными учреждениями и школой.

Особенности логопедической работы  по формированию фонематической стороны речи у обучающихся  младших классов с ФФНР в рамках преемственности  между дошкольными учреждениями и школой.

Особенности логопедической работы по формированию фонематической стороны речи у обучающихся младших классов с ФФНР в рамках преемственности между дошкольными учреждениями и школой.

Особенности логопедической работы  по формированию фонематической стороны речи у обучающихся  младших классов с ФФНР в рамках преемственности  между дошкольными учреждениями и школой.

Особенности логопедической работы по формированию фонематической стороны речи у обучающихся младших классов с ФФНР в рамках преемственности между дошкольными учреждениями и школой.

Особенности логопедической работы  по формированию фонематической стороны речи у обучающихся  младших классов с ФФНР в рамках преемственности  между дошкольными учреждениями и школой.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.