Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР в условиях инклюзивного образования.
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
1 кл—4 кл
09.03.2019
«Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР в условиях инклюзивного образования»
Одной из самых важных, самых ценных и масштабных по своим следствиям перемен, происходящих в современном образовании, является то, что оно по своим целям, по своему назначению становится инклюзивным, то есть включенным, открытым для всех. И не просто открытым, а специальным образом настроенным на каждого.
В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют школьники с задержкой психического развития. При поступлении в школу у детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов. У первоклассников с ЗПР наблюдается отставание в развитии так называемых вводных навыков, необходимых для успешного обучения, в том числе и речевых. К речевым навыкам относят умение четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выделять из слова; наличие достаточного словарного запаса и полной сформированности грамматического строя; умение связно высказываться по темам, доступным пониманию ребенка. У семилетних детей из группы риска по письму оказываются нарушенными все компоненты речевой системы, правда, каждая не в одинаковой степени.
конспект.docx
«Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР
в условиях инклюзивного образования»
Одной из самых важных, самых ценных и масштабных по своим следствиям
перемен, происходящих в современном образовании, является то, что оно
по своим целям, по своему назначению становится инклюзивным, то есть
включенным, открытым для всех. И не просто открытым, а специальным
образом настроенным на каждого.
В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению
количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной
программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют школьники
с задержкой психического развития. При поступлении в школу у детей с ЗПР
обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность
представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов,
недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая
ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов. У первоклассников с
ЗПР наблюдается отставание в развитии так называемых вводных навыков,
необходимых для успешного обучения, в том числе и речевых. К речевым
навыкам относят умение четко, в соответствии с нормой, произносить все
звуки речи, различать их на слух, выделять из слова; наличие достаточного
словарного запаса и полной сформированности грамматического строя;
умение связно высказываться по темам, доступным пониманию ребенка. У
семилетних детей из группы риска по письму оказываются нарушенными все
компоненты речевой системы, правда, каждая не в одинаковой степени.
Сохранней всего бывает звукопроизношение: не все дети с ЗПР имеют
нарушения в произношении звуков; количество детей с нарушениями
звукопроизношения примерно такое же, как в популяции. Постановка звуков
у детей данной группы не вызывает особых трудностей, в то время как
автоматизация и дифференциация требуют длительной и систематической
работы. Это связано с недостаточностью развития фонематических
процессов. У большинства детей рассматриваемой группы процесс
становления фонематических представлений не закончился к моменту
поступления в школу. Вследствие этого детям трудно выполнить задание по
воспроизведению слоговых рядов после однократного прослушивания, даже
если этот ряд включает только два слога. Плохо ориентируются дети и при
различении словпаронимов, то есть слов, отличающихся одним звуком. В
связи с недоразвитием фонематических процессов у данной категории детей
запаздывает становление навыков звукового анализа. Поступающие в первый
класс дети рассматриваемой группы обладают бедным и
малодифференцированным словарным запасом.
В устной речи
первоклассников с ЗПР может и не быть большого количества
аграмматизмов, как у детей с общим недоразвитием речи. Они в целом
правильно изменяют имена существительные по падежам, согласовывают
1
учителялогопеда.
прилагательные и глаголы с существительными в роде и числе. Но это на
первый взгляд кажущееся благополучие связано, в первую очередь, с тем, что
в речи детей мало прилагательных, безударные окончания произносятся
неотчетливо, а самое главное, речь ограничивается бытовой тематикой,
знакомой ребенку.
Связная речь не развита в силу недостаточности
словарного запаса,
низкого уровня познавательной активности,
удовлетворенности уровнем бытового общения. Ребенок не осознает
необходимости развивать эту сторону речи, обходясь диалогической формой.
В какойто мере,
низкий уровень развития связной речи обусловлен
пробелами в воспитании и обучении в дошкольном детстве, а часто и
социальной запущенностью. Но каждому ребенку необходимо чувствовать
себя успешным. Ощущение успеха — необходимое условие развития ребенка.
В последнее время в системе образования России усилиями ученых и
практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в
образовательном процессе.
Разрабатываются вариативные модели
сопровождения, формируется его инфраструктура. Для обеспечения
ситуации успеха ребенку с ЗПР необходима помощь ряда специалистов, и,
прежде всего
Необходима организация
целенаправленного коррекционноразвивающего процесса, предполагающего
коррекцию не только познавательной, но и речевой деятельности. Данная
проблема в работе с детьми ЗПР младшего школьного возраста является
очень актуальной в условиях инклюзивного образования.
Содержание коррекционной работы по преодолению отклонений в речевом
развитии включает в себя следующие моменты: коррекция дефектов
произношения; развитие фонематических процессов, навыков анализа и
синтеза слого звукового состава слова; коррекция нарушений лексико
грамматического строя, которая предполагает развитие у детей умения
пользоваться различными способами словообразования,
овладение
словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями простых и сложных
предложений; развитие навыков построения связного высказывания, умения
связно, последовательно формулировать мысли при передачи содержания
сюжетной картины или текста; коррекция нарушений чтения и письма.
Хотелось бы остановиться на особенностях логопедической работы с
младшими школьниками с ЗПР. Особенности логопедической работы с
детьми с задержкой психического развития с одной стороны, обусловлены
характером задержки психического развития, прежде всего снижением
уровня аналитикосинтетической деятельности, с другой особенностями
речевого развития (а именно, задержкой речевого развития) и структурой
речевого дефекта.
В связи с тем, что у детей с ЗПР на первый план выступает задержка в
развитии всех психических функций, весь процесс логопедической работы
должен быть направлен на формирование и развитие памяти, внимания, на
2 развитие познавательной деятельности мыслительных операций анализа,
синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Обязательно развиваются и
корректируются пространственновременные отношения.
К особенностям логопедической работы с детьми с ЗПР можно отнести
максимальное включение анализаторов,
использование яркой и
разнообразной наглядности.
В работе с такими детьми необходимо использовать схемы, речевые профили
звуков, разрезную азбуку, технические средства обучения. В обучении
младших школьников с ЗПР значительную роль играет форма, в которой
преподносятся учебные знания. Эффективным является применение на
уроках, наряду с другими, игровых приемов. Однако необходимо, чтобы и в
игре использовались только строго научные сведения.
Важное значение имеет дифференцированный подход, который предполагает
учет особенностей высшей нервной деятельности (например, преобладание
процесса возбуждения или процесса торможения): психические особенности
ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень
несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы
и т.д.
Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения)
необходимо увязать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой
ручной моторики ребенка с задержкой психического развития. Учитывая
тесную связь ручной и артикуляционной моторики, в логопедические занятия
необходимо включать упражнения для развития тонких движений рук,
элементы логопедической ритмики.
Содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с
программой обучения грамоте для детей с задержкой психического развития.
В процессе логопедической работы осуществляется коррекция нарушений
устной и письменной речи, закрепляются правильные речевые навыки,
формируется практический уровень усвоения языка. Сформированность
практического уровня владения языком является необходимым условием для
изучения языковых явлений и закономерностей овладения знаний о языке.
Таким образом, логопедическая работа должна подготавливать детей к
усвоению программы по русскому языку. Этот факт обусловливает
необходимость строить содержание логопедической работы с детьми,
имеющими задержку психического развития, с учетом программы по
русскому языку в данном классе. При этом цели и задачи логопедической
работы (практическое овладение языком), иные, чем цели и задачи уроков
русского языка (осознание и анализ языковых явлений).
Учитывая быструю утомляемость детей с ЗПР, а также неустойчивость
внимания, необходимо проводить частую смену видов деятельности,
переключать детей с одной формы работы на другую.Успешному усвоению
учебных знаний, поддержанию и развитию желания учиться способствует
3 появление у учеников с ЗПР познавательного интереса к объекту изучения.
Интересы ребенка формируются в процессе целенаправленной активной
деятельности. При этом необходимо создавать у детей положительное
отношение к самой деятельности. Активизации познавательной деятельности,
формированию положительного отношения к учению, развитию умения
наблюдать, доказывать, объяснять, рассуждать содействуют вопросы
педагога. Они направляют активность ребенка, его мысль и деятельность на
решение таких задач, которые без сотрудничества со взрослым не могли бы
стать предметом его внимания и осознания. На логопедических занятиях
постоянно должны звучать такие задания, как «докажи», «объясни», «как ты
узнал?» и т. д. Необходимо приучать детей к тому, что об одном и том же
явлении можно спросить поразному. На стереотипный вопрос учащиеся, не
вслушиваясь, дают привычный стереотипный ответ. Всякая новая
формулировка вопроса затрудняет их настолько, что, имея соответствующие
знания, они часто оказываются не в состоянии ими воспользоваться.
Специфика познавательной деятельности детей с задержкой психического
развития такова, что необходимо постепенное усложнение заданий и
материала от простого к сложному, любая сложная задача должна быть
разложена на простые составляющие.
При проведении логопедических занятий необходимо ясное понимание
ребенком цели занятия. Поэтому необходимо излагать цели занятия ребенку
конкретно и в доступной форме.
Для эффективного усвоения материала на занятиях с детьми, имеющими ЗПР
необходим определенный, не слишком быстрый темп работы. Каждое задание
и каждая тема отрабатывается до полного усвоения каждым учеником.
В связи с тем, что нарушения речи у детей с ЗПР носят стойкий характер,
логопедическая работа с ними осуществляется в более длительные сроки, чем
работа с нормально развивающимися детьми.
Одновременно с коррекцией нарушений устной и письменной речи должно
идти развитие и совершенствование психологических предпосылок к
обучению: внимания, наблюдательности, способности к запоминанию, к
переключению, познавательной активности, навыков и приемов самоконтроля,
произвольности общения и поведения. На логопедических занятиях
необходимо формировать следующие учебные умения: планирование
предстоящей деятельности (активное осмысление материала, выделение
главного в материале); контроль за ходом своей деятельности (умение
работать с образцами, умение пользоваться приемами самоконтроля); работа
в определенном темпе; умение проводить анализ, сравнение; применение
знаний в новых ситуациях.
Тенденция коррекционного логопедического воздействия заключается в
побуждении детей к речемыслительной активности в различных видах
деятельности. Для оптимизации корригирующего обучения необходимо
4 развивать коммуникативную готовность к обучению. Сюда относятся: умение
внимательно слушать и слышать учителя, умение не отвлекаться, умение
подчинять действия инструкциям; умение понять задачу в словесной
форме; умение владеть вербальными средствами общения при выполнении
учебного материала согласно полученной инструкции;
умение
целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия.
Особое внимание в коррекционной работе с детьми должно уделяться
ближайшему социальному окружению ребенка, в частности, его родителям.
Важной задачей является снятие чувства тревоги у близких ребенка, опасений
за него и одновременно углубление понимания его трудностей, усиление
чувствительности к потребностям ребенка. Взаимодействие учителя,
психолога, логопеда и других специалистов с родителями имеет своей
главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и
объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом.
Необходимо отметить, что результаты коррекционной работы с детьми с ЗПР
различны: это могут быть значительные исправления нарушений и такие,
которые подчас незаметны для окружающих, но огромные для ребенка и его
близких. Можно сказать, что «тройки» некоторых учеников гораздо серьезнее,
если можно так выразиться, «пятерок» отличников, которые были успешны с
самого начала обучения. Педагоги должны помнить, что каждый ребенок
берет из коррекционных возможностей то, что он в состоянии взять. Несмотря
на то, что не все дети при коррекционном воздействии дойдут до так
называемой нормы, тем не менее, нужно соблюдать принцип нормативности
развития (как ориентация на возрастную норму) и принцип работы в зоне
ближайшего развития.
Несформированность контроля, слабость волевых процессов у детей с ЗПР
обусловливает необходимость тесной связи работы логопеда, учителя и
родителей. Психолог и логопед работают в сфере своей компетенции, но
обобщение результатов позволяет определить особенности речевой,
когнитивной и личностной сферы ребенка с ЗПР, обозначить направления,
пути и методы психологологопедической помощи. Таким образом, в
результате усилий логопеда, психолога, всего педагогического коллектива,
родителей детей с ЗПР возможно сделать обучение детям с разными
образовательными потребностями более комфортным и успешным.
Литература
1. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся
начальных классов общеобразовательных учреждений.М.:АРКТИ,
2000.
2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их
коррекция у детей с задержкой психического развития: учебное
пособие.М.: ВЛАДОС, 2003.
5 3. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития /Под
ред. С.Г. Шевченко. – М., 2004.
4. Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в
общеобразовательной школе ] / Н.В. Бабкина //Дефектология. – 2006.
№4.
5. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития
детей / под ред. К.С. Лебединской. М., 1982. 125с.
6. Балаева, В.И. О системе планирования психокоррекционной работы с
детьми с нарушениями речи // Школьный логопед. – 2007. №2 (17). –
С. 3944.
6
Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР в условиях инклюзивного образования.
Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР в условиях инклюзивного образования.
Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР в условиях инклюзивного образования.
Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР в условиях инклюзивного образования.
Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР в условиях инклюзивного образования.
Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР в условиях инклюзивного образования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.