Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР в условиях инклюзивного образования.
Оценка 5

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР в условиях инклюзивного образования.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
1 кл—4 кл
09.03.2019
Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР в условиях инклюзивного образования.
«Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР в условиях инклюзивного образования» Одной из самых важных, самых ценных и масштабных по своим следствиям перемен, происходящих в современном образовании, является то, что оно по своим целям, по своему назначению становится инклюзивным, то есть включенным, открытым для всех. И не просто открытым, а специальным образом настроенным на каждого. В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют школьники с задержкой психического развития. При поступлении в школу у детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов. У первоклассников с ЗПР наблюдается отставание в развитии так называемых вводных навыков, необходимых для успешного обучения, в том числе и речевых. К речевым навыкам относят умение четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выделять из слова; наличие достаточного словарного запаса и полной сформированности грамматического строя; умение связно высказываться по темам, доступным пониманию ребенка. У семилетних детей из группы риска по письму оказываются нарушенными все компоненты речевой системы, правда, каждая не в одинаковой степени.
конспект.docx
«Особенности логопедической  работы с младшими школьниками с ЗПР в условиях инклюзивного образования» Одной  из самых важных, самых ценных и масштабных по своим  следствиям перемен, происходящих  в  современном  образовании,  является то,  что оно по  своим  целям,  по  своему  назначению  становится  инклюзивным,  то есть включенным,  открытым  для  всех.  И не  просто  открытым,  а специальным  образом  настроенным  на  каждого. В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества   неуспевающих   школьников,   не   справляющихся   с   учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют школьники с задержкой психического развития.  При поступлении в школу у детей с ЗПР обнаруживается   недостаточность   общего   запаса   знаний,   ограниченность представлений  об  окружающем мире, незрелость мыслительных  процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов.   У первоклассников с ЗПР наблюдается отставание в развитии так называемых вводных навыков, необходимых для успешного обучения, в том числе и речевых. К речевым навыкам относят умение четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выделять из слова; наличие достаточного словарного   запаса   и   полной   сформированности   грамматического   строя; умение связно высказываться по темам, доступным пониманию ребенка. У семилетних детей из группы риска по письму оказываются нарушенными все компоненты   речевой   системы,   правда,   каждая   не   в   одинаковой   степени. Сохранней   всего   бывает   звукопроизношение:   не   все   дети   с   ЗПР   имеют нарушения   в   произношении   звуков;   количество   детей   с   нарушениями звукопроизношения примерно такое же, как в популяции. Постановка звуков у   детей   данной   группы   не   вызывает   особых   трудностей,   в   то   время   как автоматизация   и   дифференциация   требуют   длительной   и   систематической работы.   Это   связано   с   недостаточностью   развития   фонематических процессов.   У   большинства   детей   рассматриваемой   группы   процесс становления   фонематических   представлений   не   закончился   к   моменту поступления в школу. Вследствие этого детям трудно выполнить задание по воспроизведению слоговых рядов после однократного прослушивания, даже если этот ряд включает только  два слога. Плохо ориентируются дети и при различении   слов­паронимов,  то   есть  слов,  отличающихся   одним   звуком.  В связи с недоразвитием фонематических процессов у данной категории детей запаздывает становление навыков звукового анализа. Поступающие в первый класс   дети   рассматриваемой   группы   обладают   бедным   и малодифференцированным   словарным   запасом.   В   устной   речи первоклассников   с   ЗПР   может   и   не   быть   большого   количества  аграмматизмов,   как   у   детей   с   общим   недоразвитием   речи.   Они   в   целом правильно   изменяют   имена   существительные   по   падежам,   согласовывают 1 ­   учителя­логопеда. прилагательные и глаголы с существительными в роде и числе. Но это на первый взгляд кажущееся благополучие связано, в первую очередь, с тем, что в   речи   детей   мало   прилагательных,   безударные   окончания   произносятся неотчетливо,   а   самое   главное,   речь   ограничивается   бытовой   тематикой, знакомой   ребенку.   Связная   речь   не   развита   в   силу   недостаточности словарного   запаса,   низкого   уровня   познавательной   активности, удовлетворенности   уровнем   бытового   общения.   Ребенок   не   осознает необходимости развивать эту сторону речи, обходясь диалогической формой. В   какой­то   мере,   низкий   уровень   развития   связной   речи   обусловлен пробелами   в   воспитании   и   обучении   в   дошкольном   детстве,   а   часто   и социальной  запущенностью.  Но   каждому   ребенку   необходимо   чувствовать себя успешным. Ощущение успеха — необходимое условие развития ребенка. В   последнее   время   в   системе   образования   России   усилиями   ученых   и практиков   складывается   особая   культура   поддержки   и   помощи   ребенку   в образовательном   процессе.   Разрабатываются   вариативные   модели сопровождения,   формируется   его   инфраструктура.   Для   обеспечения ситуации успеха ребенку с ЗПР необходима помощь ряда специалистов, и, прежде   всего     Необходима   организация целенаправленного   коррекционно­развивающего   процесса,  предполагающего коррекцию   не   только   познавательной,   но   и   речевой   деятельности.   Данная проблема   в   работе   с   детьми   ЗПР   младшего   школьного   возраста   является очень актуальной в условиях инклюзивного образования. Содержание коррекционной работы по преодолению отклонений в речевом развитии   включает   в   себя   следующие   моменты:   коррекция   дефектов произношения;   развитие   фонематических   процессов,   навыков   анализа   и синтеза   слого   ­   звукового   состава   слова;   коррекция   нарушений   лексико­ грамматического   строя,   которая   предполагает   развитие   у   детей   умения пользоваться   различными   способами   словообразования,   овладение словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями простых и сложных предложений; развитие навыков построения связного высказывания, умения связно,   последовательно   формулировать   мысли   при   передачи   содержания сюжетной картины или текста; коррекция нарушений чтения и письма.  Хотелось   бы   остановиться   на   особенностях   логопедической   работы   с младшими   школьниками   с   ЗПР.   Особенности   логопедической   работы   с детьми с задержкой психического развития   с одной стороны, обусловлены характером   задержки   психического   развития,   прежде   всего   снижением уровня   аналитико­синтетической   деятельности,   с   другой   ­   особенностями речевого   развития   (а   именно,   задержкой   речевого   развития)   и   структурой речевого дефекта.  В  связи  с  тем,  что  у   детей   с  ЗПР  на   первый   план   выступает   задержка   в развитии   всех   психических   функций,   весь   процесс   логопедической   работы должен быть направлен на формирование и развитие памяти, внимания, на 2 развитие   познавательной   деятельности   ­   мыслительных   операций   анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Обязательно развиваются и корректируются пространственно­временные отношения.  К   особенностям   логопедической   работы   с   детьми   с   ЗПР   можно   отнести  максимальное   включение   анализаторов,   использование   яркой   и  разнообразной наглядности. В работе с такими детьми необходимо использовать схемы, речевые профили звуков,   разрезную   азбуку,   технические   средства   обучения. В   обучении младших   школьников   с   ЗПР   значительную   роль   играет   форма,   в   которой преподносятся   учебные   знания.   Эффективным   является   применение   на уроках, наряду с другими, игровых приемов. Однако необходимо, чтобы и в игре использовались только строго научные сведения.  Важное значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет   особенностей   высшей   нервной   деятельности   (например,   преобладание процесса возбуждения или процесса торможения): психические особенности ребенка,   его   работоспособность,   особенность   моторного   развития,   уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы и т.д.  Коррекцию   нарушений   речи   (особенно   нарушений   звукопроизношения) необходимо увязать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной   моторики   ребенка   с   задержкой   психического   развития.   Учитывая тесную связь ручной и артикуляционной моторики, в логопедические занятия необходимо   включать   упражнения   для   развития   тонких   движений   рук, элементы логопедической ритмики.  Содержание   логопедической   работы   должно   находиться   в   соответствии   с программой обучения грамоте для детей с задержкой психического развития. В   процессе   логопедической   работы   осуществляется   коррекция   нарушений устной   и   письменной   речи,   закрепляются   правильные   речевые   навыки, формируется   практический   уровень   усвоения   языка.   Сформированность практического уровня владения языком является необходимым условием для изучения   языковых   явлений   и  закономерностей   овладения   знаний   о   языке. Таким   образом,   логопедическая   работа   должна   подготавливать   детей   к усвоению   программы   по   русскому   языку.   Этот   факт   обусловливает необходимость   строить   содержание   логопедической   работы   с   детьми, имеющими   задержку   психического   развития,   с   учетом   программы   по русскому языку в данном классе. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком), иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений). Учитывая   быструю   утомляемость   детей   с   ЗПР,   а   также   неустойчивость внимания,   необходимо   проводить   частую   смену   видов   деятельности, переключать детей с одной формы работы на другую.Успешному усвоению учебных   знаний,   поддержанию   и   развитию   желания   учиться   способствует 3 появление у учеников с ЗПР познавательного интереса к объекту изучения. Интересы   ребенка   формируются   в   процессе   целенаправленной   активной деятельности.   При   этом   необходимо   создавать   у   детей   положительное отношение к самой деятельности. Активизации познавательной деятельности, формированию   положительного   отношения   к   учению,   развитию   умения наблюдать,   доказывать,   объяснять,   рассуждать   содействуют   вопросы педагога. Они направляют активность ребенка, его мысль и деятельность на решение таких задач, которые без сотрудничества со взрослым не могли бы стать   предметом   его   внимания   и   осознания.   На   логопедических   занятиях постоянно должны звучать такие задания, как «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и т. д. Необходимо приучать детей к тому, что об одном и том же явлении можно спросить по­разному. На стереотипный вопрос учащиеся, не вслушиваясь,   дают   привычный   стереотипный   ответ.   Всякая   новая формулировка вопроса затрудняет их настолько, что, имея соответствующие знания, они часто оказываются не в состоянии ими воспользоваться. Специфика   познавательной   деятельности   детей   с   задержкой   психического развития   такова,   что   необходимо   постепенное   усложнение   заданий   и материала   от   простого   к   сложному,   любая   сложная   задача   должна   быть разложена на простые составляющие. При   проведении   логопедических   занятий   необходимо   ясное   понимание ребенком цели занятия. Поэтому необходимо излагать цели занятия ребенку конкретно и в доступной форме. Для эффективного усвоения материала на занятиях с детьми, имеющими ЗПР необходим определенный, не слишком быстрый темп работы. Каждое задание и каждая тема отрабатывается до полного усвоения каждым учеником. В связи с тем, что нарушения речи у детей с ЗПР носят стойкий характер, логопедическая работа с ними осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормально развивающимися детьми.  Одновременно с коррекцией нарушений устной и письменной речи должно идти   развитие   и   совершенствование   психологических   предпосылок   к обучению:   внимания,   наблюдательности,   способности   к   запоминанию,   к переключению, познавательной активности, навыков и приемов самоконтроля, произвольности   общения   и   поведения.   На   логопедических   занятиях необходимо   формировать   следующие   учебные   умения:   планирование предстоящей   деятельности   (активное   осмысление   материала,   выделение главного   в   материале);   контроль   за   ходом   своей   деятельности   (умение работать с образцами, умение пользоваться приемами самоконтроля); работа в   определенном   темпе;   умение   проводить   анализ,   сравнение;   применение знаний в новых ситуациях. Тенденция   коррекционного   логопедического   воздействия   заключается   в побуждении   детей   к   речемыслительной   активности   в   различных   видах деятельности.   Для   оптимизации   корригирующего   обучения   необходимо 4 развивать коммуникативную готовность к обучению. Сюда относятся: умение внимательно   слушать   и   слышать   учителя,   умение   не   отвлекаться,   умение подчинять   действия   инструкциям;   умение   понять   задачу в   словесной форме; умение   владеть   вербальными   средствами   общения   при   выполнении учебного   материала   согласно   полученной   инструкции;   умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия. Особое   внимание   в   коррекционной   работе   с   детьми   должно   уделяться ближайшему социальному окружению ребенка, в частности, его родителям. Важной задачей является снятие чувства тревоги у близких ребенка, опасений за   него   и   одновременно   углубление   понимания   его   трудностей,   усиление чувствительности   к   потребностям   ребенка.   Взаимодействие   учителя, психолога,   логопеда   и   других   специалистов   с   родителями   имеет   своей главной   целью   достижение   возможно   более   глубокого,   разностороннего   и объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом. Необходимо отметить, что результаты коррекционной работы с детьми с ЗПР различны:   это   могут   быть   значительные   исправления   нарушений   и   такие, которые подчас незаметны для окружающих, но огромные для ребенка и его близких. Можно сказать, что «тройки» некоторых учеников гораздо серьезнее, если можно так выразиться, «пятерок» отличников, которые были успешны с самого   начала   обучения.   Педагоги   должны   помнить,   что   каждый   ребенок берет из коррекционных возможностей то, что он в состоянии взять. Несмотря на   то,   что   не   все   дети   при   коррекционном   воздействии   дойдут   до   так называемой нормы, тем не менее, нужно соблюдать принцип нормативности развития  (как   ориентация   на  возрастную   норму)   и   принцип   работы   в   зоне ближайшего развития. Несформированность контроля, слабость волевых процессов у детей с ЗПР обусловливает   необходимость   тесной   связи   работы   логопеда,   учителя   и родителей. Психолог   и   логопед   работают   в   сфере   своей   компетенции,   но обобщение   результатов   позволяет   определить   особенности   речевой, когнитивной  и  личностной  сферы  ребенка   с  ЗПР, обозначить  направления, пути   и   методы   психолого­логопедической   помощи.   Таким   образом,   в результате усилий логопеда, психолога, всего педагогического   коллектива, родителей   детей   с   ЗПР   возможно   сделать   обучение   детям   с   разными образовательными потребностями более комфортным и успешным.   Литература 1. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся  начальных классов общеобразовательных учреждений.­М.:АРКТИ,  2000. 2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их  коррекция у детей с задержкой психического развития: учебное  пособие.­М.: ВЛАДОС, 2003. 5 3. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития /Под  ред. С.Г. Шевченко. – М., 2004. 4. Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в  общеобразовательной школе ] / Н.В. Бабкина //Дефектология. – 2006. ­  №4. 5. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития  детей / под ред. К.С. Лебединской. ­ М., 1982. ­ 125с. 6. Балаева, В.И. О системе планирования психокоррекционной работы с  детьми с нарушениями речи // Школьный логопед. – 2007. ­ №2 (17). –  С. 39­44. 6

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР в условиях инклюзивного образования.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР в условиях инклюзивного образования.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР в условиях инклюзивного образования.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР в условиях инклюзивного образования.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР в условиях инклюзивного образования.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР в условиях инклюзивного образования.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР в условиях инклюзивного образования.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР в условиях инклюзивного образования.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР в условиях инклюзивного образования.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР в условиях инклюзивного образования.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР в условиях инклюзивного образования.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР в условиях инклюзивного образования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2019