Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)
Оценка 4.6

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Оценка 4.6
Руководства для учителя
rtf
искусство +2
Взрослым
23.04.2018
Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)
Проблемы памяти и в частности проблемы музыкальной памяти на протяжении нескольких столетий находятся в центре внимания многих ученых, драматических актеров, режиссеров, музыкантов всех специальностей, педагогов. С одной стороны, музыкальная память уже довольно досконально изучена и можно смело пользоваться и применять рекомендации и советы, предложенные в ранее изданных работах и статьях. С другой стороны проблема остается! Выработанные общие принципы работы памяти не для кого не остаются секретом. За последний век, были сформулированы все аспекты работы памяти, дано огромное колличество рекомендаций и советов, но как весь этот опыт эффективно применить отдельно каждому индивиду? По этому поводу есть хорошее высказывание И.Гофмана: «Никакое правило или совет, данные одному, не могут подойти никому другому, если не пройдут сквозь сито его собственного ума и не подвергнуться в этом процессе таким изменениям, которые сделают их пригодным для данного случия». Проблема заключается в том, что специально для отдельно каждого музыканта нет готового рецепта по запоминанию музыкального произведения. На этот вопрос, нет однозначного ответа. Все индивидуальны, и поэтому, решения, связанные с проблемами памяти, каждый музыкант должен уметь находить для себя, и применять в практической деятельности (естественно опираясь на исследования психологов и авторитетных музыкантов) исходя из индивидуальных психологических качеств. Так же, известно, что процесс выучивания музыкального произведения на память, в педагогической практике оставлен без надлежащего руководства со стороны педагога. Это приводит к тому, что ученик остается с данной проблемой один на один, и решает ее в меру своих сил и возможностей и, зачастую, все тем же способом – многократным повторением с постоянным вглядыванием в нотный текст, с надеждой на то, что в следующем проигрывании, что-то в памяти и останется. Естественно, что таким образом устойчивый положительный результат на этом пути, и с помощью такого способа работы над музыкальным произведением не может быть обеспечен. Поэтому, цель данной работы - осветить особенности музыкальной памяти, опираясь на исследования психологов и авторитетных музыкантов, а так же, предложить эффективную методику разучивания музыкального произведения. Наша работа посвящена сугубо вопросам разучивания произведения, мы сознательно не рассматриваем исполнение на память, так как это совершенно разные проблемы, каждая из которых требует своей методики и несколько другой подход. Поэтому к теме нашей дипломной работы данный аспект не относится.
особен муз памяти87.rtf
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образовании «Детская музыкальная школа» Табунского района                                         Особенности музыкальной памяти                          (на этапе разучивания музыкального произведения)     Преподаватель теоретических дисциплин Пешкова Л. А. 2018 г.                                         Содержание. Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Память.  (определение, классификация видов памяти,  процессы и механизмы памяти) …………………………………………………………………………......5 Определение музыкальной памяти……………………………………………....5  Память и ее значение……………………………………………………………...6  Ассоциации…………………………………………………………………….......6 Классификация видов памяти: …………………………………………………...7                       а) по характеру психической активности  ……………………..…7                       б) по характеру целей деятельности…..…………………………..9                       в) по продолжительности сохранения материала...………….…..10 Основные процессы и механизмы памяти: ……………………………….….....11                       а) Запоминание…………………………………………………..…12                  б) Сохранение……………………………………………………....14                  в) Воспроизведение и узнавание……………………………….…15                  г) Забывание………………...……………………………………...16 Глава 2. Психологи и музыканты о музыкальной памяти (обзор литературы) …………………………………………………………………….…18      Маккиннон Л. игра наизусть………………………………………….18  Голубовская Н.И. Статья  «Работа пианиста» из книги «Диалоги.  Избранные статьи»…………………………………………..………...41  Щапов А.П. Фортепианная педагогика…………………………....…48  Савшинский С.И. Пианист и его работа………………………….….49   Стоянов А. Искусство пианиста…………………………………..….62  Петрушин В.И. Музыкальная психология…………………………...65  Пугач Ю.К. Развитие памяти, система приемов…………………….69    Глава 3. Работа над музыкальным произведением (методические рекомендации) ……………………………………………………...……………..75                1) Работа с текстом произведения без инструмента…………………....75             2) Работа с текстом произведения за инструментом…………………...76             3) Работа над произведением без текста (игра наизусть)………....…...80             4) Работа без инструмента и без нот………………………………….…82 Заключение…………………………………………………………………….….85 Библиография…….…………………………………………………………….…86 Введение. Проблемы   памяти   и   в   частности   проблемы   музыкальной   памяти   на протяжении нескольких столетий находятся в центре внимания многих ученых, драматических   актеров,   режиссеров,   музыкантов   всех   специальностей, педагогов. С одной стороны, музыкальная память уже довольно досконально изучена   и   можно   смело   пользоваться   и   применять   рекомендации   и   советы, предложенные в ранее изданных работах и статьях. С другой стороны проблема остается!   Выработанные   общие   принципы   работы   памяти   не   для   кого   не остаются   секретом.   За   последний   век,   были   сформулированы   все   аспекты работы памяти, дано огромное колличество рекомендаций и советов, но как весь этот   опыт   эффективно   применить   отдельно   каждому     индивиду?   По   этому поводу есть хорошее высказывание И.Гофмана: «Никакое правило или совет, данные одному, не могут подойти никому другому, если не пройдут сквозь сито его собственного ума и не подвергнуться в этом процессе таким изменениям, которые сделают их пригодным для данного случия».1 Проблема заключается в том, что специально для отдельно каждого музыканта нет готового рецепта по запоминанию   музыкального   произведения.   На   этот   вопрос,   нет   однозначного ответа.   Все   индивидуальны,   и   поэтому,   решения,   связанные   с   проблемами памяти,   каждый   музыкант   должен   уметь   находить   для   себя,   и   применять   в практической деятельности (естественно опираясь на исследования психологов и   авторитетных   музыкантов)   исходя   из   индивидуальных   психологических качеств.  Так же, известно, что процесс выучивания музыкального произведения на память, в педагогической практике оставлен без надлежащего руководства со стороны   педагога.   Это   приводит   к   тому,   что   ученик   остается   с   данной проблемой   один   на   один,   и   решает   ее  в   меру   своих   сил   и   возможностей   и, зачастую,   все   тем   же   способом   –   многократным   повторением   с   постоянным вглядыванием   в   нотный   текст,   с   надеждой   на   то,   что   в   следующем проигрывании, что­то в памяти и останется. Естественно, что таким образом устойчивый   положительный   результат   на   этом   пути,   и   с   помощью   такого способа работы над музыкальным произведением не может быть обеспечен.     Поэтому,   цель   данной   работы   ­   осветить   особенности   музыкальной памяти, опираясь на исследования психологов и авторитетных музыкантов, а так же,   предложить   эффективную   методику   разучивания   музыкального произведения.  Наша работа посвящена сугубо вопросам разучивания произведения, мы сознательно не рассматриваем исполнение на память, так как это совершенно разные   проблемы,  каждая   из   которых   требует   своей   методики   и     несколько другой  подход.  Поэтому к  теме нашей дипломной  работы  данный  аспект  не относится.               1 В процессе написания работы, целевая установка обусловила ряд задач: 1)  разъяснить   естественные   законы   нашей   памяти   (дать   определение музыкальной памяти, рассмотреть значение памяти, и ассоциации. Описать виды памяти, основные процессы и механизмы). 2) рассмотреть книги и статьи Маккиннон Л., Голубовской Н.И., Щапова А.П., Савшинского С.И., Стоянова А., Петрушина П.И. и Пугача Ю.К. 3)  предложить   эффективную   методику   разучивания   музыкального произведения для студентов и учащихся. Данные   задачи   обусловили   структуру   дипломной   работы,   которая включает   следующие   параметры:   Введение,   три   главы,   заключение   и библиография. Первая   глава  –  Память   (определение   музыкальной   памяти, классификация   видов   памяти,   процессы   и   механизмы   памяти)  – посвящена сугубо теоретическим вопросам устройства памяти. Цель ­ раскрыть общие научные понятия по рассматриваемой нами проблеме. Вторая   глава  ­  Психологи   и   музыканты   о   музыкальной   памяти (обзор литературы) –  посвящена   педагогическим   исследованиям   в  области изучения музыкальной памяти. В главе рассмотрены книги и статьи известных педагогов и ученых, занимающихся проблемами памяти. Целью данной главы стало рассмотрение особенностей (свойств) музыкальной памяти и принципов разучивания   произведения   предложенных   Маккиннон   Л.,   Голубовской   Н.И., Щаповым А.П., Савшинским С.И., Стояновым А., Петрушиным П.И. и Пугачом Ю.К.           Третья   глава  ­  Работа   над   музыкальным   произведением (методические   рекомендации)  –   посвящена   наиболее   рациональным   и эффективным   принципам   разучивания   музыкального   произведения.   Здесь   мы рассмотрим   четыре способа разучивания пьесы, предложенные И.Гофманом:             1) работа с текстом произведения без инструмента;             2) работа с текстом произведения за инструментом;             3) работа над произведением без текста (игра наизусть);             4) работа без инструмента и без нот.            В основу этих принципов положены различные способы работы над произведением.   Каждый   из   способов   имеет   свои   свойства,   опирается   на несколько иные психофизиологические механизмы, требует своей методики. Итак,   что   же   такое   память,   какова   характеристика   процессов   памяти, каковы   основные   виды   музыкальной   памяти?   И   собственно,   каковы   методы наиболее   эффективного   запоминания   музыкального   произведения   и   развития музыкальной   памяти,   которые     могут   быть   рекомендованы   для   музыкантов­ исполнителей, которым в силу специфики их деятельности необходимо много запоминать?                                                     Глава 1.Память (определение,  классификация видов памяти,  процессы и механизмы памяти).         «Музыкальная   память  (англ.   music   memory)   ­   способность   узнавать   и воспроизводить музыкальный материал».2  Музыкальное узнавание необходимо для   осмысленного   восприятия   музыки.   Необходимое   условие   музыкальной памяти   ­   достаточное   развитие   музыкального   слуха.   Важное   место   в музыкальной   памяти   занимают   слуховая   память   (одна   из   разновидностей образной памяти, связанная с запечатлением, сохранением и воспроизведением слуховых   образов)   и   эмоциональная   память   (память   на   эмоционально окрашенные события). При воспроизведении музыки существенную роль играют также   двигательная   память   (запоминание   последовательности   движений), зрительная   (запоминание   нотного   текста)   и   словесно­логическая   память,   с помощью   которой   происходит   запоминание   логики   строения   музыкального произведения.   Для   музыкальной   памяти   характерно   формирование   у музыкантов полимодальных представлений.            Теплов   Б.М.   установил,   что   доминирование   слуховых   образов   у музыканта вовсе не отменяет значения образов других модальностей. Слияние различных по модальности образов порождает синтетический, полимодальный образ. У лиц с высоко развитым "внутренним слухом" имеет место не только возникновение слуховых представлений лишь после зрительного восприятия, а непосредственное   "слышание   глазами",   превращение   зрительного восприятия нотного текста в зрительно­слуховое восприятие. Сам нотный текст начинает переживаться ими слуховым образом.3             т.е. Память и ее значение Образы предметов и явлений, которые возникают в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствие этих предметов и явлений в виде так называемых  представлений  памяти.  Представления памяти — это образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим   мысленно.   Представления   могут   быть  зрительные,  слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные. Представления памяти в отличие от образов   восприятия,   конечно,   бледнее,   менее   устойчивы   и   не   так   богаты деталями, но они составляют важный элемент нашего закрепленного прошлого опыта. Память   —   это   отражение   опыта   человека   путем   запоминания, сохранения и воспроизведения. 2 Мещеряков Б. Зинченко В.  Большой психологический словарь. ­ М.: Олма­пресс, 2004, с. 117. 3 На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию,   откладывает   глубокий   след   в   сознании   и   запоминается   прочно   и надолго. Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Таким образом, память связана с особенностями личности. Человек сознательно регулирует   процессы   своей   памяти   и  управляет   ими,  исходя   из   тех  целей   и задач, которые ставит в своей деятельности. Память   участвует   уже   в   акте   восприятия,   так   как   без   узнавания восприятие невозможно. Но память выступает и в качестве самостоятельного психического   процесса,   не   связанного   с   восприятием,   когда   предмет воспроизводится в отсутствие его.  Ассоциации. С   физиологической   точки   зрения   ассоциация   представляет   собой временную   нервную   связь.   Различают   два   рода   ассоциаций:  простые  и сложные. К простым относят три вида ассоциаций (понятие о них сложилось еще со времен Аристотеля):  Ассоциация   по   смежности.  Образы   восприятия   или   какие­либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними. Ассоциация   по   сходству.  Образы   восприятия   или   определенные представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с ними по каким­либо признакам.  Ассоциация   по   контрасту.  Образы   восприятия   или   определенные представления   вызывают   в   нашем   сознании   представления   и   каком­нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними. Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации — смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.  Существование   ассоциаций   связано   с   тем,   что   предметы   и   явления действительно   запечатлеваются   и   воспроизводятся   не   изолированно   друг   от друга,   а   в   связи   друг   с   другом.   Воспроизведение   одних   влечет   за   собой воспроизведение   других,   что   обусловливается   реальными   объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в   коре   мозга,   служащие   физиологической   основой   запоминания   и воспроизведения. Для   образования   ассоциации   требуются   повторения.   Иногда   связь возникает с одного раза, если в коре больших полушарий мозга возник сильный очаг   возбуждения,   облегчающий   образование   ассоциаций.   Более   важным условием для образования ассоциации является подкрепление на практике, т. е. применение того, что требуется запомнить в самом процессе усвоения. Память — это сохранение информации о сигнале после того, как действие сигнала уже прекратилось. В   процессе   онтогенеза   каждый   организм   получает   из   внешней   среды информацию, которую он обрабатывает, хранит и воспроизводит или использует в поведении. Для   работы   мозга   необходимы   не   только   поступление   информации, переработка,   но   и   хранение   определенного   запаса   ее.   В   нервной   системе хранится два вида информации: информация, накопленная в процессе эволюции вида и закрепленная в безусловных рефлексах, или инстинктах, и информация, приобретаемая в индивидуальной жизни организма в виде условных рефлексов. Соответственно   существует   и   два   рода   памяти:   память  видовая  и   память индивидуальная. Классификация видов памяти  Существует   несколько   основных   подходов   в   классификации   памяти.  В настоящее   время   в   качестве   наиболее   общего   основания   для   выделения различных   видов   памяти   принято   рассматривать   зависимость   характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. Классификация основных видов памяти По характеру психической активности По характеру целей деятельности По продолжительности сохранения материала Двигательная, эмоциональная, образная, словесно­логическая Произвольная, непроизвольная Долговременная, кратковременная, оперативная       Классификация   видов   памяти   по   характеру   психической активности  была   впервые   предложена   Блонским   П.П.  4  Хотя   все   четыре 4 Блонский Павел Петрович — философ, педагог и психолог. Круг исследуемых им проблем был чрезвычайно  широк. В частности, разрабатывал проблемы, смежные для психологии и педагогики. Сформулировал  генетическую (стадиальную) теорию памяти, согласно которой различные виды памяти — моторная,  аффективная, образная и вербальная — описываются как этапы развития человека, его речи и мышления,  изменения им окружающей действительности.(Блонский П.П. Память и мышление. ­  М.: Просвещение, 1935, с. выделенные им вида памяти не существуют независимо друг от друга, и более того,   находятся   в   тесном   взаимодействии,   Блонскому   удалось   определить различия между отдельными видами памяти. Двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждым   раз   учиться   осуществлять   соответствующие   действия.   Правда,   при воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь­в­точь в том же виде, как раньше. Но общий характер движений все же сохраняется.  Наиболее точно движения воспроизводятся в тех условиях, в которых они выполнялись   ранее.   В   совершенно   новых,   непривычных   условиях   мы   часто производим   движения   с   большим   несовершенством.   Нетрудно   повторить движения,   если   мы   привыкли   выполнять   их,   пользуясь   определенным инструментом пли с помощью каких­то конкретных людей, а в новых условиях мы оказались лишены этой возможности.  Эмоциональная память —  это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда   сигнализируют   о   том,   как   удовлетворяются   наши   потребности   и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память очень важна в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в про­ шлом отрицательные переживания. Воспроизведенные, или вторичные, чувства могут   значительно   отличаться   от   первоначальных   представлений.   Это   может выражаться как в изменении силы чувств, так и в изменении их содержания и характера. Образная   память  —  это  запоминание,  сохранение  и  воспроизведение образов   ранее   воспринимавшихся   предметов   и   явлений   действительности. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида   памяти,   поэтому   воспроизведение   воспринятого   раньше   нередко расходится   со   своим   оригиналом.   Причем   с   течением   времени   эти   различия могут существенно углубляться. Отклонение представлений от первоначального образа восприятия может идти по двум путям: смешение образов или дифференциация образов. В первом случае образ восприятия теряет свои специфические черты и на первый план выступает то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или 3.). явлениями.   Во   втором   случае   черты,   характерные   для   данного   образа,   в воспоминании усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления. Особо следует остановиться на вопросе о том, от чего зависит легкость воспроизведения   образа.   Отвечая   на   него,   можно   выделить   два   основных фактора.   Во­первых,   на   характер   воспроизведения   влияют   содержательные особенности образа, эмоциональная окраска образа и общее состояние человека в момент восприятия. Во­вторых, легкость воспроизведения во многом зависит от состояния человека в момент воспроизведения. Точность воспроизведения в значительной мере определяется степенью задействования речи при восприятии. То, что при восприятии было названо, описано словом, воспроизводится более точно. Многие   исследователи   разделяют   образную   память   на     зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую память. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.   память   выражается   в   запоминании   и воспроизведении   наших   мыслей.   Мы   запоминаем   и   воспроизводим   мысли, возникшие у нас и процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями. Словесно­логическая Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без   языка,   поэтому   память   на   них   и   называется   не   просто   логической,   а словесно­логической. При этом словесно­логическая память проявляется в двух случаях:  а)  запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;  б)  запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей   (заучивание   мыслей).   Если   в   последнем   случае   материал   вообще   не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием. Развитие обоих видов словесно­логической памяти также происходит не параллельно   друг   другу.   Заучивание   наизусть   у   детей   протекает   иногда   с большей   легкостью,   чем   у   взрослых.   В   то   же   время   в   запоминании   смысла взрослые,   наоборот,   имеют   значительные   преимущества   перед   детьми.   Это объясняется тем, что при запоминании смысла, прежде всего, запоминается то, что   является   наиболее   существенным,   наиболее   значимым.   В   этом   случае, очевидно,   что   выделение   существенного   в   материале   зависит   от   понимания материала, поэтому взрослые легче, чем дети, запоминают смысл. И наоборот, дети легко могут запомнить детали, по гораздо хуже запоминают смысл. Классификация памяти по характеру целей деятельности Существует и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности,   память   делят   на  непроизвольную  и  произвольную  память.  В первом   случае   имеется   в   виду   запоминание   и   воспроизведение,   которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что­то запомнить или припомнить,   т.   е.   не   ставится   специальная   мнемическая   задача.   Во   втором случае такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное.   Напротив,   часто   бывает   так,   что   непроизвольно   запомненный материал   воспроизводится   лучше,   чем   материал,   который   специально запоминался.   Например,   непроизвольно   услышанная   фраза   или   воспринятая зрительная информация часто запоминается более надежно, чем, если бы мы пытались   запомнить   ее   специально.   Непроизвольно   запоминается   материал, который оказывается в центре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная   умственная   работа.   Способность   постоянно   накапливать информацию   являющаяся   важнейшей   особенностью   психики,   носит универсальный   характер,   охватывает   все   сферы   и   периоды   психической деятельности   и   во   многих   случаях   реализуется   автоматически,   почти бессознательно. Эффективность произвольной памяти зависит: 1.  От   целей   запоминания  (насколько   прочно,   долго   человек   хочет запомнить).  2. От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:  а)  механическое   дословное   многократное   повторение   —  работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие.  6)  логический   пересказ,  который   включает   логическое   осмысление материала,   систематизацию,   выделение   главных   логических   компонентов информации,   пересказ   своими   словами   —   работает   логическая   память (смысловая)   —   вид   памяти,   основанный   на   установлении   в   запоминаемом материале смысловых связей.  в)  образные   приемы  запоминания   (перевод   информации   в   образы, графики,   схемы,   картинки)   —   работает   образная   память.   Образная   память бывает   разных   типов:   зрительная,   слуховая,   моторно­двигательная,   вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная. г)  мнемотехнические   приемы  запоминания   (специальные   приемы   для облегчения запоминания). Память есть у всех живых существ. Появились данные о способности к запоминанию   даже   у   растений.   В   самом  широком   смысле   память   можно определить   как   механизм   фиксации   на   информации,   приобретенной   и используемой живым организмом. Человеческая память — это, прежде всего накопление,   закрепление,   сохранение   и   последующее   воспроизведение человеком своего опыта, т.е. всего, что с ним произошло. Память — это способ существования психики во времени, удержание прошлого, т. е. того, чего уже нет   в   настоящем.   Поэтому  память   —   необходимое   условие   единства человеческой психики, нашей психологической идентичности. Классификация памяти по продолжительности сохранения материала Большинство   психологов   признает   существование   нескольких   уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация.   Первому   уровню   соответствует  сенсорный   тип   памяти.  Ее системы   удерживают   довольно   точные   и   полные   данные   о   том,   как воспринимается   мир   нашими   органами   чувств   на   уровне   рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1— 0,5 сек. Если полученная информация привлечет внимание высших отделов мозга, она   будет   храниться,   еще   около   20   сек   (без   повторения   или   повторного воспроизведения  сигнала, пока мозг ее обрабатывает и интерпретирует). Это второй уровень — кратковременная память. Кратковременная   память   все   же   поддается   сознательной   регуляции, может   контролироваться   человеком.   А   «непосредственные   отпечатки» сенсорной информации повторить нельзя, они сохраняются лишь десятые доли секунды, и продлить их психика возможности не имеет. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время,   после   чего   информация   может   забыться   полностью   либо   перейти   в долговременную   память,   но   при   условии   1—2­кратного   повторения. Кратковременная   память   (КП)   ограничена   по   объему,   при   однократном предъявлении в КП помещается в среднем 72. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Главное добиться, чтобы эти «куски»   были   информационно   насыщены   за   счет   группировки,   объединения цифр, слов в единый целостный «кусок­образ».  Долговременная   память  (ДП)   обеспечивает   длительное   сохранение информации. Она бывает двух типов:  ДП с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);  ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, лишь   при   гипнозе,   при   раздражении   участков   мозга   может   получить   к   ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни). Оперативная память — вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной   деятельности,   обслуживающий   эту   деятельность   благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности. Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, перевода ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память снова готова к приему новой информации.   У   человека,   который   спит  менее   трех   часов   в   сутки, промежуточная   память   не   успевает   очищаться,   в   результате   нарушается выполнение   мыслительных,   вычислительных   операций,   снижается   внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях. Основные процессы и механизмы памяти Память,   как   и   любой   другой   познавательный   психический   процесс, обладает   определенными   характеристиками.   Основными   характеристиками памяти   являются:   объем,   быстрота   запечатления,   точность   воспроизведения, длительность   сохранения,   готовность   к   использованию   сохраненной информации. 06ъем памяти  — это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая  характеризует возможности запоминания и сохранения информации,  Быстрота   воспроизведения  характеризует   способность   человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую­либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти.  Точность   воспроизведения  отражает   способность   человека   точно сохранять,   а   самое   главное,   точно   воспроизводить   запечатленную   в   памяти информацию.  Длительность   сохранения  отражает   способность   человека удерживать определенное время необходимую информацию. Например, человек готовится к экзамену. Запоминает одну учебную тему, а когда начинает учить следующую, то вдруг обнаруживает, что не помнит то, что учил перед этим. Иногда бывает по­другому. Человек запомнил всю необходимую информацию, но когда потребовалось ее воспроизвести, то он не смог этого сделать, Однако спустя некоторое время он с удивлением отмечает, что помнит все, что сумел выучить. В данном случае мы сталкиваемся с другой характеристикой памяти ­ готовностью воспроизвести запечатленную в памяти информацию. Запоминание  —  это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято   выделять   два   вида   запоминания:  непреднамеренное   (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное). Непреднамеренное  запоминание   —   это   запоминание   без   заранее поставленной   цели,   без   использования   каких­либо   приемов   и   проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано   с   его   интересами   и   потребностями,   с   целями   и   задачами   его деятельности.  В   отличие   от   непроизвольного   запоминания  произвольное  (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой   определенную   цель   —  запомнить   некую   информацию  —  и  использует специальные   приемы   запоминания.   Произвольное   запоминание   представляет собой   особую   и   сложную   умственную   деятельность,   подчиненную   задаче запомнить.   Кроме   того,   произвольное   запоминание   включает   в   себя разнообразные   действия,   выполняемые   для   того,   чтобы   лучше   достичь поставленной цели. К таким действиям  относится  заучивание,  суть которого заключается   в   многократном   повторении   учебного   материала   до   полного   и безошибочного его запоминания.  Главная   особенность   преднамеренного   запоминания   —   это   проявление волевых   усилий   в   виде   постановки   задачи   на   запоминание.   Многократное повторение   позволяет   надежно   и   прочно   запомнить   материал,   во   много   раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти.  Запоминается, как и осознается, прежде всего, то, что составляет цель действия. Однако то, что не относится к цели действия, запоминается хуже, при произвольном   запоминании,   направленном   именно   на   данный   материал.   При этом   все   же   необходимо   учитывать,   что   подавляющее   большинство   наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой — запомнить соответствующий материал, с тем, чтобы сохранить его в памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью. По другому признаку — по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти,— запоминание делится на механическое и осмысленное. Механическое запоминание — это запоминание без осознания логической связи   между   различными   частями   воспринимаемого   материала.   Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности. В отличие  от  этого  осмысленное  запоминание  основано  на  понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Если сравнивать эти способы запоминания материала, то можно прийти к выводу   о   том,   что   осмысленное   запоминание   намного   продуктивней.   При механическом   запоминании   в   памяти   через   один   час   остается   только   40   % материала, а еще через несколько часов — всего 20 %, а в случае осмысленного запоминания 40 % материала сохраняется в памяти даже через 30 дней. Осмысление материала достигается разными приемами, и прежде всего выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. Полезным приемом осмысления материала является сравнение, т. е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и т. д.  Важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достижения высокой прочности его сохранения является метод повторения. Повторение ­ важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Но, чтобы быть продуктивными, повторения должны отвечать определенным требованиям. Во­ первых,   заучивание   протекает   неравномерно:   вслед   за   подъемом   в воспроизведении   может   наступить   некоторое   его   снижение.   Во­вторых, заучивание   идет   скачками.   Иногда   несколько   повторений   подряд   не   дают существенного   прироста   в   припоминании,   но   затем,   при   последующих повторениях, происходит резкое увеличение объема запомненного материала. В­

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти (на этапе разучивания музыкального произведения)

Особенности музыкальной памяти  (на этапе разучивания музыкального произведения)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018