Особенности обучения детей с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы.
Оценка 4.9
Лекции
docx
дефектология
5 кл—11 кл
16.11.2018
«Доступная среда» в образовательных учреждениях позволяет создать условия для совместного обучения детей с ОВЗ и без них. В настоящее время большая часть глухих и слабослышащих детей обучается в специальных коррекционных школах, другая часть – в системе общего образования. Цель моей лекции рассказать коллегам - педагогам об особенностях обучения детей с потерей слуха в образовательной организации.
Особенности обучения детей с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы.docx
Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Ивановская коррекционная школаинтернат № 1»
153000 г. Иваново, ул. Московская, д.44.
«Особенности обучения детей с нарушением слуха в условиях
общеобразовательной школы».
Башкирова Инна Валентиновна,
учитель высшей квалификационной категории.
2018 Федеральная программа «Доступная среда» продлена до 2020 года, а
значит продолжится важная и нужная работа по созданию среды для детей
инвалидов. «Доступная среда» в образовательных учреждениях позволяет
создать условия для совместного обучения детей с ОВЗ и без них. В
настоящее время большая часть глухих и слабослышащих детей обучается в
специальных коррекционных школах, другая часть – в системе общего
образования. Поскольку учащиеся специальной школы интегрируются в
общество лишь после ее окончания, то изза недостатка социального опыта,
испытывают определенные комплексы при вхождении в социум.
Эту
важнейшую социальнообразовательную проблему наиболее эффективно
решает инклюзивное образование доступное всем детям, включая детей с
серьёзными физическими недостатками.
На обеспечение интеграции и инклюзии детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) в Российской Федерации направлены:
Федеральные законы №273 «Об образовании в Российской Федерации», №181
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; письма
Министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения
образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми
инвалидами», «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»; приказы
Минобрнауки России «Об утверждении Положения о психологомедико
педагогической комиссии», «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья».
Я работаю в коррекционной школеинтернат более 29 лет и знаю, как не
легко учить детей, имеющих нарушение слуховой функции. Цель моей статьи
рассказать коллегам педагогам об особенностях обучения детей с потерей
слуха в образовательной организации.
Какой он ребенок, имеющий нарушения слуха?
Выделяют три группы детей с недостатками слуха. Глухие (родившиеся с
глубоким нарушением слуха или потерявшие слух в раннем детстве). Глухие
дети имеют глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, которое может
быть наследственным, врожденным или приобретенным в раннем детстве до
овладения речью. У большинства глухих детей имеется остаточный слух.
Нарушение слуха и речевое недоразвитие влекут за собой изменения в развитии
всех познавательных процессов ребенка, в формировании его волевого
поведения, эмоций и чувств, характера и других сторон личности. Позднооглохшие (потерявшие слух после овладения речью). Позднооглохшие
— это дети, потерявшие слух вследствие какойлибо болезни или травмы после
того, как они овладели речью, т.е. в 2—3летнем и более позднем возрасте.
Слабослышащие (тугоухие) — дети с частичной недостаточностью слуха,
приводящей к нарушению речевого развития. Слабослышащие дети имеют
разные степени нарушения слуха (легкую, умеренную, тяжелую) от
незначительных трудностей в восприятии шепотной речи до резкого
ограничения возможности воспринимать речь разговорной громкости.
Особенности детей с нарушениями слуха.
В основе психического развития детей с нарушенным слухом, лежат те же
закономерности, что и в норме. Однако имеются некоторые особенности,
которые обусловлены и первичным дефектом, и вторичными нарушениями:
замедленным овладением речью,
коммуникативными барьерами и
своеобразием развития познавательной сферы.
Сохранный слух слабослышащих детей позволяет им научиться слышать,
понимать на слух с аппаратом (или даже без него, но на ограниченном
расстоянии) речь и в диалоге, и в тематической групповой беседе, и из
речевого потока; на слух понимать и речь взрослых – тех, кто учит, кто всегда
рядом, и незнакомых людей. Все дети с помощью аппаратов приобретают
возможность восприятия широкого диапазона речевых частот при
индивидуальных порогах ощущения у каждого ребёнка.
Однако для
полноценного развития речи этих детей также требуются специальные
коррекционноразвивающие занятия с сурдопедагогом,
включающие
различные направления слухоречевого развития.
Дети с нарушениями слуха воспринимают речь окружающих тремя
способами: слухозрительно, на слух, зрительно.
Слухозрительное восприятие устной речи основное для детей с нарушенным
слухом, осуществляется, когда они видят лицо, губы говорящего и «слышат»
его с помощью слуховых аппаратов. Слуховое восприятие ребенок
воспринимает речь, не глядя на собеседника, опираясь на возможности
слухового анализатора. Доступен детям с незначительной степенью снижения
слуха и кохлеарно имплантированным, которые прошли курс специальных
коррекционноразвивающих занятий со специалистами. Для обученных детей
с тяжелой степенью нарушения слуха, такое восприятие возможно, оно
требует от них значительных усилий, поэтому не рекомендуется для частого
применения педагогом в классе. Зрительное (чтение с губ) восприятие и
понимание речи по артикуляции собеседника, без опоры на слух (без
слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов). Такое восприятие детьми речи
собеседника затруднено, так как не все звуки можно «увидеть» по губам (например, звуки М, П, Б для ребенка «выглядят» одинаково и различить их
можно только при «подключении слуха»).
Такие ученики имеют следующие дефекты речевого развития: нарушения
произношения; недостаточное усвоение звукового состава слова, которое
проявляется в ошибках при произнесении и написании слов. На лексическом
уровнеограниченный словарный запас, неточное понимание и неправильное
употребление их, зачастую связанное с неполным овладением контекстным
значением. Недостатки грамматического строя речи могут вызвать сложности
в понимании читаемого текста.
У детей с нарушением слуха могут проявляться особенности не только в
речевом развитии, но и в развитии познавательной и личностной сферы. Среди
наиболее значимых для организации учебного процесса особенностей
познавательной сферы выделяют следующие: сниженный объем внимания и
низкий темп переключения ребенку с нарушением слуха требуется
определенное время для окончания одного учебного действия и перехода к
другому. Характерна меньшая устойчивость внимания и, следовательно,
большая утомляемость, так как получение информации происходит на слухо
зрительной основе. В отличие от слышащего школьника, который в течение
урока при чтении опирается на зрительный анализатор, при объяснении
материала – на слуховой, ребенок с нарушением слуха постоянно задействует
оба анализатора. Слабослышащий и глухой ученик испытывают серьезные
затруднения в распределении внимания и не могут одновременно слушать и
писать. Особенности памяти проявляются в возможном преобладании
образной памяти над словесной. Это требует гораздо больше времени на
запоминание учебного материала, при этом достаточно часто преобладает
механическое, а не осмысленное запоминание. У многих детей с нарушениями
слуха в школе особенности мышления выражаются в ведущей роли наглядно
образного мышления над словеснологическим. Дети с нарушенным слухом не
могут воспринять эмоциональную окраску речи, передаваемую интонацию.
Среди специфических особенностей формирования личности необходимо
отметить наличие у таких детей комплекса негативных состояний –
неуверенность в себе, страх. Дети всех описанных групп бывают менее
социально зрелыми (адаптированными в обществе), чем их слышащие
сверстники: замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, уходят от
игр со слышащими сверстниками изза боязни быть неуспешными.
Учитывая особые образовательные потребности детей с нарушениями слуха,
учитель должен быть готов к выполнению обязательных правил:
сотрудничать с сурдопедагогом и родителями ребёнка; стимулировать полноценное взаимодействие со сверстниками и
способствовать скорейшей и наиболее полной адаптации его в
детском коллективе;
соблюдать необходимые методические требования;
организовать рабочее пространство ученика с нарушением слуха
(подготовить
проверить
исправность/работоспособность слуховых аппаратов/кохлеарного
импланта; проверить индивидуальные дидактические пособия и
т.д.);
место;
включать ребёнка с потерей слуха в обучение на уроке, используя
специальные методы, приемы и средства, учитывая возможности
ученика;
решать ряд задач коррекционной направленности в процессе
его
урока.
Методы, средства и формы обучения слабослышащих детей.
Система методов, используемая в работе со слабослышащими учащимися
должна включать несколько подсистем: методы формирования речи и
обучения языку как предмету школьного образования, методы обучения
основам наук, методы развития и использования слухового восприятия. Все
они рассчитаны на полисенсорный характер восприятия учащимися
материала. Педагогический процесс строится на слухозрительной или
зрительной основе, что обязывает педагога проявлять постоянное внимание к
контролю за пониманием воспринятого, к коррекции, уточнению звуко
слогового состава речи.
Применение в обучении таких общедидактических методов, как объяснение,
беседа, демонстрация, практические задания, упражнения, работа с книгой,
наблюдения и др., связано с широким использованием наглядных пособий и
языкового материала. Меняется роль наглядных средств (натуральных
объектов, их графических изображений, сюжетных картин, макетов,
муляжей,
опытов,
кинофильмов, компьютерных презентаций и т.д.. Эти приемы в работе
должны в первую очередь не иллюстрировать учебный материал, а наглядно
раскрывать его содержание. Можно рекомендовать более активное
использование таких форм работы с детьми, имеющими нарушения слуха,
как групповые, подгрупповые, работа в парах и индивидуальные занятия.
Безусловным расширением возможностей слабослышащего и глухого
ребенка будет использование нестандартных уроков в форме
деловых/ролевых игр, инсценировок, урокаконкурса, урокаконцерта,
интегрированного урока и учебнопрактического занятия.
Все уроки и другие формы занятий, независимо от того, по какому учебному
предмету они проводятся, призваны служить целям речевого развития
демонстрация приборов,
экранных пособий), учащихся, обеспечивать широкую практику речевого общения. Поэтому
продуманный отбор речевого материала, и введение слов в активную речь
являются задачами любого урока или внеклассного занятия. Учитывая
сложность выработки общеучебных умений и навыков слабослышащих и
глухих учащихся на всех занятиях основную часть времени следует отводить
практическим упражнениям,
выполнению заданий тренировочного
характера.
Как обучать и воспитывать в условиях массовой общеобразовательной
школы детей с нарушением слуха.
Если же,
Мы выяснили, что при нарушениях слухового анализатора страдают речь,
психологическое развитие ребенка; происходит общее недоразвитие
познавательной деятельности.
по какимто причинам
слабослышащий или позднооглохший ребенок оказался в массовой
общеобразовательной школе, то учитель должен в первую очередь проследить
за тем, чтобы ребенку было хорошо слышно все, что происходит в классе. В
связи с этим очень важно правильно посадить ребенка: лучше всего посадить
его за первую или вторую парту. Кроме того, учитель должен постоянно
контролировать работу такого ученика, чтобы выяснить, правильно ли он
понял объяснения учителя, предложенное задание и т.п.
Учителю следует постоянно помнить, что в классе есть ребенок с нарушенным
слухом, который должен всегда видеть лицо педагога, даже тогда, когда тот
ходит по классу, организует работу класса с таблицами, картинами, картами и
т.д. Такого ребенка надо посадить справа от педагога, по возможности спиной
к окну. С этого места хорошо видны лица большинства одноклассников,
учителя, доска, отвечающие у доски. Требовать, чтобы ученик с нарушенным
слухом всегда смотрел на говорящего. Это должно стать осознанной
необходимостью для ребенка. Для этого нужно постоянно контролировать
ученика со сниженным слухом в разных формах, например: «повтори, что я
сейчас сказала», «что сказал Артем?», «продолжи, пожалуйста», «расскажи,
что мы изучали сегодня на уроке», и т.п. Речь учителя должна быть
неторопливой, внятной, нормальной громкости.
Тогда ребенок с нарушенным слухом будет участвовать в работе класса,
однако таким детям трудно удерживать темп урока. Поэтому школьникам со
сниженным слухом нужно предлагать различные виды деятельности на
каждом занятии. Успешность обучения слабослышащего ребенка в массовой
школе во многом зависит от того, сможет ли педагог в ходе урока
организовать действенную эффективную помощь такому ученику.
Существует ряд особенностей в обучении младших школьников с нарушением
слуха, которые учитель должен обязательно знать и учитывать в своей работе. На уроках русского языка нужно работать над грамматической
правильностью речи, нарушения которой характерны для детей с патологией
слуха.
Но плохослышащего младшего школьника нецелесообразно
перегружать формальноязыковыми упражнениями (поиски орфограмм в
словах, грамматический разбор по членам предложения и частям речи,
заучивание правил и т.п.). Учитель должен предложить ребенку такие задания,
чтобы он мог как можно больше упражняться в составлении словосочетаний и
предложений, коротких текстов в рамках изучаемой темы. Это будет
способствовать корректированию и закреплению у слабослышащего ученика
навыков грамматически правильной речи.
Учитель также должен уделять внимание коррекции звукобуквенного состава
слов у слабослышащего ребенка. Для этого достаточно использовать
возможности учебника.
Определенные трудности могут возникнуть у детей с нарушением слуха при
написании диктантов. Если ребенок по состоянию слуха не способен
воспринимать диктуемый текст, его лучше освободить от этого задания. Для
такого ученика можно провести диктант, обеспечив восприятие диктуемого
текста на слухозрительной основе.
Детей с нарушением слуха следует специально готовить к написанию
изложений. Таким детям нужно дать текст изложения для однократного
прочтения «про себя». Потом они еще раз прослушают текст вместе со всеми.
Если в тексте изложения встречаются слова, которые ученик может не знать,
учитель должен заранее объяснить ему значение и правописание этих слов.
Особенно следует остановиться на ключевых словах, образующих ядро
текста. Ребенка следует заранее познакомить и с наиболее сложными
грамматическими конструкциями текста. Если ребенок испытывает трудности
уже в ходе письменного пересказа, рекомендуется дать ему заранее
подготовленные вопросы по тексту.
На уроках чтения ребенку с нарушением слуха сложно сразу включиться в
работу над литературным произведением. У него могут возникнуть как чисто
языковые проблемы (непонятные слова или грамматические конструкции), так
и проблемы в понимании смысла отдельных частей текста, диалогов, описания
и т.д.
Недостаточно высокий уровень общего развития затрудняет учащимся с
нарушением слуха понимание художественной литературы. Обилие
незнакомых слов и словосочетаний снижает скорость чтения, интерес к книге
падает. У учащихся нарушается целостность восприятия произведения. Одна
из задач учителя, чтобы максимально приблизить литературный материал к пониманию его учащимися. Использование на уроках компьютерных
технологий заметно облегчает понимание текстов произведений. Например,
работа с презентацией или просмотр кинофильмов позволяют учащимся
понять идею произведения, охарактеризовать главных героев, учат
сопереживать им.
На уроках математики у детей с нарушением слуха может вызвать
затруднение понимание словесного условия задачи. В таких случаях нужно
проверить, как ученик понимает ситуацию, описанную в задаче. Особое
внимание следует обратить на слова и словосочетания в задаче, которые несут
математическую нагрузку («поровну», «раздали каждому...», «больше на...»,
«меньше в...», «больше, чем...» и др.). Эти понятия достаточно сложны,
поэтому лучше начать их отработку с учениками заранее с помощью
нагляднодейственных упражнений. Навыки, полученные при проведении
различных измерений с помощью рулетки, линейки, метра, циркуля, весов дети
используют в разных сферах деятельности.
Изучение геометрического
материала, так же протекает практически (использование различных фигур в
качестве строительного материала, лепка с предварительным изготовлением
заготовок разной формы — частей будущего изделия, аппликации с
использованием квадрата, круга и пр.).
Преподавание истории позволяет использовать метод связного изложения
материала учителем (при этом учащиеся опираются на план, опорные слова к
рассказу педагога), беседы с применением наглядных пособий, анализа текста
учебника. С историческим материалом учащиеся работают и самостоятельно.
Для этого предусмотрены следующие виды занятий, повышающие интерес к
этому материалу: подготовка к сжатому пересказу статьи, составление вопросов
к ней, подбор и описание иллюстраций к рассказу, составление рассказов о
героях войны и труда, подготовка сообщений о праздниках, событиях в стране.
Каждый урок способствует развитию познавательных интересов детей с
различной степенью потерей слуха, учит самостоятельности в приобретении
новых знаний и обязательно решает воспитательные и коррекционно
развивающие задачи.
При проведении урока в классе, где обучается ребенок или дети с нарушенным
слухом следует соблюдать рекомендации.
В связи с тем, что темп работы детей с нарушениями слуха замедлен,
давайте больше времени для выполнения заданий, особенно
письменных.
В любой ситуации обучения подавайте информацию таким образом,
чтобы ребенок мог ее воспринимать обязательно с использованием
своего зрения. Каждая ситуация должна быть ситуацией общения. Поэтому каждое
новое слово, чтобы включиться в активную речь детей, должно
мотивироваться конкретной ситуацией дела, общей со сверстниками
работой.
При смене видов деятельности или задания убедитесь, что ребенок
Вас понял. Например, используйте прием «повтори, что ты будешь
делать», «расскажи ребятам что надо сделать».
Не допускайте повышенного уровня шума в классе, включайте в
учебный процесс «минуты молчания»,
которые являются
своеобразным отдыхом для слуха и будут полезны всем учащимся
класса.
Повторяйте основные положения предлагаемого материала
несколько раз, при этом просите ребенка с нарушенным слухом/всех
учащихся/ повторять за учителем.
Ставьте вопросы четко, кратко, чтобы дети могли осознать их,
вдуматься в содержание. Не торопите их с ответом, дайте время на
обдумывание.
Во время беседы или урока используйте способы оперативной
помощи ребенку с нарушением слуха: повторите фразу, напишите
ключевое или непонятое слово; напишите всю фразу.
Используйте по максимуму площадь доски. Выносите часть учебного
материала, новый словарь на школьную доску. Как можно шире
используйте иллюстративный материал.
Ребенок с нарушением слуха обязательно должен иметь возможность
поворачиваться к говорящему, это необходимость (зрительная
поддержка восприятия звуковой информации).
Если отвечают одноклассники или беседа на уроке ведется в режиме
диалога/ полилога, обращайте внимание учащегося на говорящих –
это оптимальные условия восприятия речи (слуховое и слухо
зрительное восприятие).
Инклюзивное обучение обеспечивает детям с нарушениями слуха равные
права и возможности в получении образовательных услуг. Ребенок с особыми
образовательными потребностями, включаясь в среду обычных сверстников,
начинает тянуться за ними, наращивая тем самым потенциал собственного
развития. Однако обучение и воспитание в массовой общеобразовательной школе детей с недостатками слуха — сложный трудоемкий процесс,
требующий от педагога не только терпения и любви к ребенку, но и
определенных специальных знаний. Желаю успеха в работе педагогам,
которые имеют в своей педагогической практике детей с потерей слуха.
Список использованной литературы.
1. Создание специальных условий для детей с нарушениями слуха в
общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред.
С.В. Алехина // Под. ред. Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2012. – 56 с
2. Соловьева Т. А. Обучение детей с нарушением слуха в массовой
школе // Дефектология. – 2005. – №5.
3. Кулакова Е.В.,
Любимова М.М.
Организация психолого
педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в
общеобразовательной школе/Сб. Инклюзивное образование, выпуск 1.
М.: Центр «Школьная книга»,2010.
4. Развитие слухового, слухозрительного восприятия речи, формирование
и коррекция произношения. Волкова К. А., Денисова О. А., Казанская В.
Л.
5. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. Учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 106 с.
6. Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха". Сост.
Астафьева В.М. М.: АПК и ПРО, 2000.
Особенности обучения детей с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы.
Особенности обучения детей с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы.
Особенности обучения детей с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы.
Особенности обучения детей с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы.
Особенности обучения детей с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы.
Особенности обучения детей с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы.
Особенности обучения детей с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы.
Особенности обучения детей с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы.
Особенности обучения детей с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы.
Особенности обучения детей с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.