Особенности обучения химии в классах медицинского профиля
Оценка 4.8

Особенности обучения химии в классах медицинского профиля

Оценка 4.8
Семинары
doc
химия
11 кл
05.04.2017
Особенности обучения химии в классах медицинского профиля
Публикация является частью публикации:
9 ОБЛ НПК Гречушкин В.В..doc
Особенности обучения химии в классах медицинского профиля. В.В. Гречушкин. Учитель химии МОУ СОШ №10 г. Сердобска,  Почётный работник общего образования РФ, Соросовский учитель.                        Стратегия развития образования в нашей стране определяет, что общенациональный   образовательный   заказ   должен   объединить   потребности личности, государства и общества. В связи с этим встает задача выпускать из школы социально зрелых людей. Наиболее значимые признаки  социально зрелой личности   это:   системность   знаний   о   мире,   целостность   мировоззрения; устойчивый   профессиональный   выбор   и   высокая   мотивация   достижений жизненного успеха; способность саморегуляции поведения, адаптация в социуме и самореализация в деятельности; способность к сохранению своего здоровья, здоровья   семьи;   устойчивость   социально­   нравственных   ориентации, гражданская   позиция,   высокий   духовно­нравственный   потенциал   развития личности.             Одна из задач школы не только дать выпускнику хорошее образование, но и   помочь   правильно   применить     его   в   жизни,     сориентироваться   в   выборе профессии, достичь при этом  максимального успеха. Поэтому, в нашей школе в течение многих лет проводится довузовская подготовка учащихся. В   школе, наряду с универсальными  и профильными классами,  есть  медицинские классы ФДО   СГМУ   им.   В.И.Разумовского,   преподавание   химии   в   которых   имеет некоторые особенности.                      Во­первых,   обучая   детей   химии,  как   одной     из   фундаментальных естественных   наук,   необходимо   параллельно   проводить   профориентационную работу, способствующую введению школьников в медицинские специальности, показывать   физиологическое   действие   веществ   на   организм,   отмечать терапевтический   эффект,   возможные   побочные   эффекты,   способы   их профилактики. Так, при изучении органических и неорганических веществ акцентируем внимание на их медико – фармацевтическом аспекте, например,  при изучении металлов главных подгрупп I и II групп периодической системы, отмечаем: 1)  гидрокарбонат   натрия  (питьевая   сода)   используется   в   медицинской практике   при   повышенной   кислотности   желудочного   сока,   язвенной   болезни желудка   и   двенадцатиперстной   кишки,   изжоге,   подагре,   диабете,   катарах верхних   дыхательных   путей.   Это   связано   со   способностью   гидрокарбоната натрия   подвергаться   гидролизу   и   создавать   щелочную   среду.   При     слабых концентрациях можно использовать при ожогах, для ингаляций, при насморке, стоматитах и др. Поэтому в домашней аптечке всегда присутствует пищевая сода; 2)  гидроксид кальция  в форме известковой воды применяют наружно в качестве противовоспалительного и дезинфицирующего средства. Если смешать известковую воду с маслом (любым), то можно использовать в виде мази при некоторых кожных заболеваниях; 3) карбонат кальция применяют внутрь не только при недостатке кальция в организме, но и как средство, адсорбирующее и нейтрализующее кислоты; 4) сульфат натрия называют глауберовой солью (в честь немецкого химика Глаубера). Ее применяют как слабительное  средство. Может быть использована в качестве противоядия при отравлении солями бария и свинца, с которыми она дает нерастворимые осадки. При рассмотрении тем органической химии каждый гомологический ряд найдет подтверждение связи химии и медицины, например: 1)    фенолы:  карболовая кислота и резорцин – сильные антисептические   Применяются   в   наружной   рецептуре   для   изготовления средства. противогрибковых препаратов;   2)  бензойная   кислота   и   бензоат   натрия,   салициловая   кислота используются не только как консерванты, но в определенных дозах они входят в состав спиртовой жидкости для применения при проблемной коже и т.д. Важно   представление   о     взаимосвязи   между   содержанием   ряда химических элементов в организме и возникновением и развитием различных   организм   очень   чувствителен   к   изменению   в   нём заболеваний,   ведь   концентрации   некоторых   микроэлементов.   К   таким   относятся   медь,   цинк, марганец, молибден, железо, йод и др. Определение концентрации некоторых из них     в   крови   зачастую   позволяет   диагностировать   различные   патологии   на ранних   стадиях   развития,   что   повышает   вероятность   излечивания   пациентов. Так, изменение концентрации цинка в сыворотке крови связано с протеканием заболеваний селезёнки и печени, а кобальта  и хрома – некоторых патологий сердечно­ сосудистой  системы и т.д.  На примере содержания йода и фтора в воде, что очень актуально для Сердобского района, объясняем массовое явление эндемического флюороза у населения и нередкие случаи гиперплазии щитовидной железы. Разъясняем, что для   выполнения   своих   функций   щитовидной   железе   необходим   йод.   При дефиците   йода   в   воде   и   продуктах   питания,   щитовидная   железа   вынуждена приспосабливаться. Она увеличивает количество своих клеток и соответственно вырастает   сама.   Таким   образом,   эндокринная   железа   пытается   максимально уловить такой необходимый для жизнедеятельности микроэлемент. Гиперплазия щитовидной   железы   —   это   не   болезнь,   а   увеличение   размеров   щитовидной железы. Если   увеличение   будет   значительным,   железа   начинает   сдавливать соседние   органы.   При   сдавливании   трахеи   может   возникать   одышка,   при сдавливании пищевода затрудняется глотание и прохождение твердой пищи.  Но   щитовидной   железы   может   быть   и   признаком   заболеваний гиперплазия   щитовидной   железы  –  гипотиреоза,  диффузного   токсического   зоба,   узлового зоба.  Очень   эффективно   в   формировании   устойчивого   интереса   к   химии     и будущей   профессии   является   изучение   тем     «Спирты»,   «Сложные   эфиры», «Углеводы», «Белки» и др. В   настоящее   время   необычайно   возрос   интерес   к   специальности «Биотехнология  »   ­   это   промышленная   технология   получения   хозяйственно ценных   продуктов,   основанная   на   использовании   микроорганизмов,   тканей   и клеток   или   продуктов   их   жизнедеятельности.   Биотехнология   важна   и   для медицины   –   это   новые   лечебные   препараты,   это   конструирование «поливалентных вакцин», это сыворотки и иммуноглобулины, инсулин и т.д.           Во­вторых, учащиеся должны чётко и ясно понимать, как полученные на  уроках химии знания смогут ими далее применяться в освоении будущей  профессии и в профессиональной деятельности. Уместны слова великого  Ломоносова – «Медик без довольного познания химии совершенен быть не  может». О значении химии для медицины он писал: «От одной химии уповать  можно на исправление недостатков врачебной науки”. Связь эта возникла давно. Еще в ХVI веке широкое развитие получило медицинское направление в химии,  основоположником которого стал швейцарский врач Парацельс (1493­1541г.г.).  «Цель химии состоит … в изготовлении лекарств» ­ писал он. Для современных  врачей и фармацевтов изучение химии имеет огромное значение. Медики  должны четко знать природу лекарственных препаратов, их свойства,  растворимость, реакционную способность, особенности влияния на организм  человека и возможные побочные эффекты. Преследуя эти цели, на протяжении  многих лет мы стараемся выбирать те элективные курсы и курсы по выбору,  которые способствуют достижению желаемых  метапредметных  результатов  образовательной деятельности, например « Введение в фармацевтическую  химию»,  «Лабораторные методы исследований в клинике», а так же иногда  производится видоизменение традиционных практических работ, составляются  расчётные задачи с медицинским содержанием, начиная с 8 класса. Например,   простейшая задача «Какие массы соли и воды нужно взять, чтобы приготовить  350г. изотонического раствора хлорида натрия?» носит для восьмиклассника  проблемный характер, он не только должен усвоить алгоритм решения задач данного типа, но и выяснить, что такое изотонический раствор и для чего он  используется.            Очень важен аспект формирования и развития коммуникативных  компетенций у учащихся, так как медик должен уметь слушать и выслушивать  других.  В связи с этим  уделяется особое внимание групповой и парной формам работы, где учащиеся приобретают навыки конструктивного диалога,  толерантности, учатся уважительно выслушивать мнение каждого.             Перечень можно продолжить. Всеми этими проблемами и их решением будут   заниматься   химики   и   медики   будущего,   т.е.,   сегодняшние   школьники, решившие   посвятить   свою   жизнь   служению   двум   самым   древним   областям человеческих знаний – химии и медицине, и чтобы они стали более успешными в будущем, уже сейчас необходимо их привлекать к различным видам проектной и исследовательской деятельности. Мои учащиеся ежегодно показывают хорошие результаты на  НПК « Старт в науку» и НПК при СГМУ им. В.И. Разумовского, а работа Цулиной  Алины  «Исследование химического состава пищевых жиров и  их   физиологического   действия   на  организм»      принимала   участие  на  71­й межрегиональной   научно   –   практической   конференции   студентов   и   молодых учёных с международным участием, проходившей в г. Саратове, была высоко оценена комиссией и опубликована в соответствующем сборнике научных работ, о чём свидетельствует полученный сертификат.             Считаю актуальным продолжение работы в данном направлении, так как выпускники   медицинских   классов   идут   в   соответствующие   университеты осознанно, зная не понаслышке о благородном и не всегда благодарном труде медицинского работника, а случайных людей в медицине, как известно,  быть не должно.   Стопроцентно   поступают,   успешно   заканчивают   СГМУ   им.   В.И. Разумовского   и   другие   вузы,   возвращаются   работать   в   лечебные   и   лечебно­ профилактические учреждения Пензенской области. Литература: 1. Азимов А. Краткая история химии. – М.; Мир, 1983 2. Макаров К.А. Химия и медицина. – М.: Просвещение, 1981 3. Оганесян Э.Т., Книжник А.З. Неорганическая химия. – М.; Медицина,1989

Особенности обучения химии в классах медицинского профиля

Особенности обучения химии в классах медицинского профиля

Особенности обучения химии в классах медицинского профиля

Особенности обучения химии в классах медицинского профиля

Особенности обучения химии в классах медицинского профиля

Особенности обучения химии в классах медицинского профиля

Особенности обучения химии в классах медицинского профиля

Особенности обучения химии в классах медицинского профиля

Особенности обучения химии в классах медицинского профиля

Особенности обучения химии в классах медицинского профиля

Особенности обучения химии в классах медицинского профиля

Особенности обучения химии в классах медицинского профиля
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2017