Особенности обучения химии в классах медицинского профиля.
В.В. Гречушкин.
Учитель химии МОУ СОШ №10 г. Сердобска, Почётный работник общего
образования РФ, Соросовский учитель.
Стратегия развития образования в нашей стране определяет, что
общенациональный образовательный заказ должен объединить потребности
личности, государства и общества. В связи с этим встает задача выпускать из
школы социально зрелых людей. Наиболее значимые признаки социально зрелой
личности это: системность знаний о мире, целостность мировоззрения;
устойчивый профессиональный выбор и высокая мотивация достижений
жизненного успеха; способность саморегуляции поведения, адаптация в социуме
и самореализация в деятельности; способность к сохранению своего здоровья,
здоровья семьи; устойчивость социально нравственных ориентации,
гражданская позиция, высокий духовнонравственный потенциал развития
личности.
Одна из задач школы не только дать выпускнику хорошее образование, но
и помочь правильно применить его в жизни, сориентироваться в выборе
профессии, достичь при этом максимального успеха. Поэтому, в нашей школе в
течение многих лет проводится довузовская подготовка учащихся. В школе,
наряду с универсальными и профильными классами, есть медицинские классы
ФДО СГМУ им. В.И.Разумовского, преподавание химии в которых имеет
некоторые особенности.
Вопервых, обучая детей химии, как одной из фундаментальных
естественных наук, необходимо параллельно проводить профориентационную
работу, способствующую введению школьников в медицинские специальности,
показывать физиологическое действие веществ на организм, отмечать
терапевтический эффект, возможные побочные эффекты, способы их
профилактики. Так, при изучении органических и неорганических веществ акцентируем
внимание на их медико – фармацевтическом аспекте, например, при изучении
металлов главных подгрупп I и II групп периодической системы, отмечаем:
1) гидрокарбонат натрия (питьевая сода) используется в медицинской
практике при повышенной кислотности желудочного сока, язвенной болезни
желудка и двенадцатиперстной кишки, изжоге, подагре, диабете, катарах
верхних дыхательных путей. Это связано со способностью гидрокарбоната
натрия подвергаться гидролизу и создавать щелочную среду. При слабых
концентрациях можно использовать при ожогах, для ингаляций, при насморке,
стоматитах и др. Поэтому в домашней аптечке всегда присутствует пищевая
сода;
2) гидроксид кальция в форме известковой воды применяют наружно в
качестве противовоспалительного и дезинфицирующего средства. Если смешать
известковую воду с маслом (любым), то можно использовать в виде мази при
некоторых кожных заболеваниях;
3) карбонат кальция применяют внутрь не только при недостатке кальция
в организме, но и как средство, адсорбирующее и нейтрализующее кислоты;
4) сульфат натрия называют глауберовой солью (в честь немецкого химика
Глаубера). Ее применяют как слабительное средство. Может быть использована
в качестве противоядия при отравлении солями бария и свинца, с которыми она
дает нерастворимые осадки.
При рассмотрении тем органической химии каждый гомологический ряд
найдет подтверждение связи химии и медицины, например:
1) фенолы: карболовая кислота и резорцин – сильные антисептические
Применяются в наружной рецептуре для изготовления
средства.
противогрибковых препаратов;
2)
бензойная кислота и бензоат натрия, салициловая кислота
используются не только как консерванты, но в определенных дозах они входят в
состав спиртовой жидкости для применения при проблемной коже и т.д. Важно представление о взаимосвязи между содержанием ряда
химических элементов в организме и возникновением и развитием различных
организм очень чувствителен к изменению в нём
заболеваний, ведь
концентрации некоторых микроэлементов. К таким относятся медь, цинк,
марганец, молибден, железо, йод и др. Определение концентрации некоторых из
них в крови зачастую позволяет диагностировать различные патологии на
ранних стадиях развития, что повышает вероятность излечивания пациентов.
Так, изменение концентрации цинка в сыворотке крови связано с протеканием
заболеваний селезёнки и печени, а кобальта и хрома – некоторых патологий
сердечно сосудистой системы и т.д.
На примере содержания йода и фтора в воде, что очень актуально для
Сердобского района, объясняем массовое явление эндемического флюороза у
населения и нередкие случаи гиперплазии щитовидной железы. Разъясняем, что
для выполнения своих функций щитовидной железе необходим йод. При
дефиците йода в воде и продуктах питания, щитовидная железа вынуждена
приспосабливаться. Она увеличивает количество своих клеток и соответственно
вырастает сама. Таким образом, эндокринная железа пытается максимально
уловить такой необходимый для жизнедеятельности микроэлемент. Гиперплазия
щитовидной железы — это не болезнь, а увеличение размеров щитовидной
железы. Если увеличение будет значительным, железа начинает сдавливать
соседние органы. При сдавливании трахеи может возникать одышка, при
сдавливании пищевода затрудняется глотание и прохождение твердой пищи. Но
щитовидной железы может быть и признаком заболеваний
гиперплазия
щитовидной железы – гипотиреоза, диффузного токсического зоба, узлового
зоба.
Очень эффективно в формировании устойчивого интереса к химии и
будущей профессии является изучение тем «Спирты», «Сложные эфиры»,
«Углеводы», «Белки» и др. В настоящее время необычайно возрос интерес к специальности
«Биотехнология » это промышленная технология получения хозяйственно
ценных продуктов, основанная на использовании микроорганизмов, тканей и
клеток или продуктов их жизнедеятельности. Биотехнология важна и для
медицины – это новые лечебные препараты, это конструирование
«поливалентных вакцин», это сыворотки и иммуноглобулины, инсулин и т.д.
Вовторых, учащиеся должны чётко и ясно понимать, как полученные на
уроках химии знания смогут ими далее применяться в освоении будущей
профессии и в профессиональной деятельности. Уместны слова великого
Ломоносова – «Медик без довольного познания химии совершенен быть не
может». О значении химии для медицины он писал: «От одной химии уповать
можно на исправление недостатков врачебной науки”. Связь эта возникла давно.
Еще в ХVI веке широкое развитие получило медицинское направление в химии,
основоположником которого стал швейцарский врач Парацельс (14931541г.г.).
«Цель химии состоит … в изготовлении лекарств» писал он. Для современных
врачей и фармацевтов изучение химии имеет огромное значение. Медики
должны четко знать природу лекарственных препаратов, их свойства,
растворимость, реакционную способность, особенности влияния на организм
человека и возможные побочные эффекты. Преследуя эти цели, на протяжении
многих лет мы стараемся выбирать те элективные курсы и курсы по выбору,
которые способствуют достижению желаемых метапредметных результатов
образовательной деятельности, например « Введение в фармацевтическую
химию», «Лабораторные методы исследований в клинике», а так же иногда
производится видоизменение традиционных практических работ, составляются
расчётные задачи с медицинским содержанием, начиная с 8 класса. Например,
простейшая задача «Какие массы соли и воды нужно взять, чтобы приготовить
350г. изотонического раствора хлорида натрия?» носит для восьмиклассника
проблемный характер, он не только должен усвоить алгоритм решения задач данного типа, но и выяснить, что такое изотонический раствор и для чего он
используется.
Очень важен аспект формирования и развития коммуникативных
компетенций у учащихся, так как медик должен уметь слушать и выслушивать
других. В связи с этим уделяется особое внимание групповой и парной формам
работы, где учащиеся приобретают навыки конструктивного диалога,
толерантности, учатся уважительно выслушивать мнение каждого.
Перечень можно продолжить. Всеми этими проблемами и их решением
будут заниматься химики и медики будущего, т.е., сегодняшние школьники,
решившие посвятить свою жизнь служению двум самым древним областям
человеческих знаний – химии и медицине, и чтобы они стали более успешными в
будущем, уже сейчас необходимо их привлекать к различным видам проектной и
исследовательской деятельности. Мои учащиеся ежегодно показывают хорошие
результаты на НПК « Старт в науку» и НПК при СГМУ им. В.И. Разумовского,
а работа Цулиной Алины «Исследование химического состава пищевых жиров
и их физиологического действия на организм» принимала участие на 71й
межрегиональной научно – практической конференции студентов и молодых
учёных с международным участием, проходившей в г. Саратове, была высоко
оценена комиссией и опубликована в соответствующем сборнике научных работ,
о чём свидетельствует полученный сертификат.
Считаю актуальным продолжение работы в данном направлении, так как
выпускники медицинских классов идут в соответствующие университеты
осознанно, зная не понаслышке о благородном и не всегда благодарном труде
медицинского работника, а случайных людей в медицине, как известно, быть не
должно. Стопроцентно поступают, успешно заканчивают СГМУ им. В.И.
Разумовского и другие вузы, возвращаются работать в лечебные и лечебно
профилактические учреждения Пензенской области.
Литература: 1. Азимов А. Краткая история химии. – М.; Мир, 1983
2. Макаров К.А. Химия и медицина. – М.: Просвещение, 1981
3. Оганесян Э.Т., Книжник А.З. Неорганическая химия. – М.; Медицина,1989
Особенности обучения химии в классах медицинского профиля
Особенности обучения химии в классах медицинского профиля
Особенности обучения химии в классах медицинского профиля
Особенности обучения химии в классах медицинского профиля
Особенности обучения химии в классах медицинского профиля
Особенности обучения химии в классах медицинского профиля
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.