Особенности обучения и психолого-логопедического сопровождения детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи)
Оценка 4.6

Особенности обучения и психолого-логопедического сопровождения детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи)

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
дефектология
1 кл—4 кл
09.01.2019
Особенности обучения и психолого-логопедического сопровождения детей  с ОВЗ (тяжелые нарушения речи)
В статье кратко изложен опыт работы коррекционных педагогов школы для детей с ограниченными возможностями здоровья по эффективному воздействию на общее развитие детей с речевой патологией. Показаны приемы и методы работы, направленные на формирование правильных фонематических представлений, расширение словаря, улучшение звукопроизношения. Показаны психофизические особенности детей с ТНР.
ОСОБ-ТИ ОБУЧ-Я ДЕТЕЙ С ТНР.docx
Особенности обучения и психолого­логопедического сопровождения детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи).         Чтобы эффективно воздействовать на общее развитие  ребенка с речевой патологией   и   сделать   процесс   обучения   более   успешным,   необходимо, стимулируя и исправляя, смягчая негативные последствия речевых нарушений, создавать особые условия для обучения и воспитания, при которых учитываются слабые   и   сильные   стороны   ребенка.   И   если   главная   роль   образования   –  это формирование   у   детей   картины   мира,   то   главная   цель   коррекционного образования   –   включение   ребенка   в   полноценную   жизнь,   его   социальная адаптация .         Наша школа, МБОУ «С(К)ОШ №16» г.Симферополя  уже работает 34 года. В   настоящее   время   обучается   290   учащихся:   23   класса   со   средней наполняемостью 12­14  человек. Принимаются дети по направлениям ЦПМПК и ТПМПК   с такими диагнозами : ОНР 1 – 111 уровня , дисграфия, дислексия, дизартрия, ринолалия , алалия, логоневроз .              На всех этапах работы с учащимися, т.е. на каждом уроке, в ГПД , на коррекционно­развивающих     занятиях,   во   внеурочной   деятельности   педагоги используют   определенные   приёмы   и   методы   работы,   направленные   на формирование   правильных   фонематических   представлений,   расширение словаря,   уточнение   и   дифференциацию   значений   слов,   преодоление аграматизмов   речи   ,   а   также   речевые   разминки,   хоровое   и   одиночное проговаривание, упражнения для тренировки элементов речевого аппарата: губ, языка, нёба и т.д.               Как доказали ученые, развивающие коррекционную педагогику, тяжелые нарушения речи  сопровождаются изменениями в развитии коры головного мозга .       Поэтому далее остановлюсь на особенностях наших учащихся. Это, прежде всего, неустойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При сохранной смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность   запоминания.   Они   забывают   элементы   и   последовательность задания.   Дети   отстают   в   развитии   словесно   –   логического   мышления,   без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.   У   них   отмечается   недостаточная   координация   пальцев   рук, недоразвитие   мелкой   моторики,   недостаточная   сформированность саморегуляции и словесной регуляции действий.                Такие дети мыслят образами. Для них важна эмоциональная окраска событий. Не что сказать, а как сказать. Поэтому они часто пропускают в речи слова, а при чтении вслух – целые абзацы. Проблемой является даже следить за буквами в слове слева направо. Имея образное мышление, они смотрят на все слова сразу. Им хочется понять суть явления, поэтому к выполнению задания дети подступают медленно и задают множество уточняющих вопросов. Другими словами, им легко представить себе крокодила, но очень трудно описать его словами.              Этими особенностями уч­ся обусловлены и особенности учебного плана школы.   Важной   составляющей   учебного   плана   является   коррекционно   – развивающая   область,   включающая   предметы   Развитие   речи,   Произношение, индивидуальные и групповые логопедические занятия, логоритмику и ЛФК.              На помощь педагогам приходят педагог­психолог, социальный педагог, врач, медсестра. У каждого из этих специалистов свои задачи. Но цель одна – помочь   ребёнку   справиться   с   трудностями   и   как   можно   лучше   учиться.   Но любое обучение – это усвоение новой информации. Наши учителя добиваются усвоения   различными   приёмами.   Это,   прежде   всего,   создание   ситуации   на уроках,   близких   жизненному   опыту   детей,   т.е.   приближение   учебного матеериала к ситуации жизнедеятельности ребёнка. Это и создание мотивации к использованию   полученных   знаний   в   повседневной   жизни;   использование игровых ситуаций, что помогает формировать мотивационную основу речи. При этом   применяются   элементы   кукольного   театра.   Учащимся   предлагаются,   в основном, вариативные задания, постепенное увеличение уровня их сложности.         Существует множество специфических приёмов в работе с такими детьми. Так, например, заикающегося ребёнка никогда не спрашивают в начале урока, а в   случае   возникновения   спазма   учитель   начинает   говорить   вместе   с   ним. Ребёнку,  страдающему   дизартрией,  обязательно   необходима   артикуляционная гимнастика   в   начале   урока.   И   так,   как   все   дети   –   логопаты   нарушают последовательность элементов действия, то в содержание физминуток, а они проводятся у нас на каждой 15 минуте, включаются перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Обязательными являются артикуляционная и речевая зарядки, гимнастика для пальцев рук; снятие нервного напряжения на фоне музыкального  сопровождения.          Логопедические занятия посещают все  учащиеся с 1 по 10 класс. Но в  начальной школе, в основном идет работа по постановке звуков, развитию  связной речи, расширению и активизации словарного запаса, обучению  монологической и диалогической речи. А  на ступени основного общего  образования на занятиях по логопедии идет формирование звуковой и  смысловой сторон речи, преодоление недостатков чтения и письма. По результатам диагностики на каждого учащегося заполняются речевые  карты, составляется индивидуальный план коррекционно­логопедической  работы, выдаются рекомендации для учителей, воспитателей  ГПД и родителей.           С учащимися проводятся подгрупповые и индивидуальные  логопедические занятия.  Учебный план для коррекционных школ V вида  предусматривает проведение коррекционных логопедических занятий:   1­4 классы – 2 часа Развития речи, 2 часа Произношения, 2  часа  в неделю индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий  5­10 классы ­ 5 час в неделю индивидуальных и подгрупповых  логопедических занятий.       Длительность индивидуального занятия 20 минут, подгруппового занятия 40  минут. Учитывая быструю утомляемость, низкий уровень работоспособности,  неустойчивое внимание, сниженный  уровень развития  активности на  логопедических занятиях  проводится  частая смена видов деятельности. Содержание логопедического занятия включает в себя следующие направления: 1. Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения  на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность  речи) 2. Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями) 3. Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание,  штриховка…) 4. Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление) 5. Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики.  Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка,  автоматизация поставленных звуков. 6. Работа над слоговой структурой слова. 7. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному) 8. Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных,  прилагательных, глаголов...) 9. Развитие связной речи (простые, распространенные предложения,  пересказ, составление рассказов по картинке…) 10.Развитие грамматического строя речи 11.Задания и упражнения направленные на профилактику или устранение  дислексии и дисграфии. 12.С учащимися младших классов проводится работа по развитию  графомоторных умений, обучение грамоте.           Как правило, в одно  занятие включается не более пяти видов работы в  начальных классах, 6­7 видов работы для учащихся старших классов.          Особенностью работы является максимальное включение  анализаторов.  Использование разнообразной наглядности (зрительное восприятие, тактильное  восприятие предмета, кинестетические ощущения позы, положения…).  Характерным является частая повторяемость логопедических упражнений, т.к.  у учащихся труднее и дольше  формируются новые умения и навыки.          Дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают трудности в обучении на  протяжении всего школьного курса. Это требует создания  специальных коррекционно­ориентированных методических материалов для  обучения данного контингента школьников. В  настоящее  время учащиеся  с тяжелыми   нарушениями  речи  в  3­10  классах обучаются по  адаптированным  общеобразовательным   программам . А в 1­2­х классах в связи с введением ФГОС ОВЗ_ по АООП для детей с ТНР (вариант 5.2).  При этом  учителя при составлении программы  , естественно,   учитывают особенности  речевого  развития   учащихся.  У   нас   сложилась   система   распределения материала и содержания работы по развитию связной письменной речи  на уроках русского языка, литературы и логопедических занятиях  в 5­10 классах: 1. Важным компонентом работы является привлечение заданий, направленных на преобразование текста (структурное, лексико­грамматическое). Это позволяет школьникам осознать композиционно­смысловое единство текста, использовать вариативные   средства   для   выражения   одной   и   той   же   мысли. 2.  Изучение   различных   типов   речи   начинается   с  повествования,  поскольку   в таких   текстах   развертывание   сообщения   соответствует   фактическому   ходу событий,   тексты­повествования   достаточно   просты   по   структурному оформлению. 3. Обучение рассуждению проводится  устно и тесно увязывается с изучением программного   материала   по   русскому   языку,   литературе,   предметам гуманитарного   и   естественно­  научного   циклов.  Это   позволяет   реализовать с   по аналогии анализируемым коммуникативный принцип обучения, в соответствии с которым первоочередной является   задача   развития   устной   речи,   а   с   другой   стороны,   установление межпредметных  связей. 4. Коммуникативный принцип реализуется также путем включения письменной речи   в   те   виды   деятельности   учащихся,   которые   могут   быть   впоследствии социально   востребованы   (составление   деловых   бумаг.   писем   и   т.п.) 5.   Особое   внимание   в   работе   уделяется   содержанию,   структуре,   языковому оформлению текстов. В связи с этим большое место отводится анализу готовых текстов,  изложениям,  составлению   собственных   текстов   на   основе   созданной модели, текстом. 6.   Школьная практика показывает, что сочинение в том виде, в котором оно существует в общеобразовательной  школе, недоступно большинству учащимся с тяжелыми   нарушениями   речи.   Данный   вид   работы   мы   обозначили   как составление   текста   с   использованием   различного   рода   содержательных   и смысловых   вербальных   и   невербальных   опор,   которые   в   совокупности представляют   собой   модель   анализируемого   или   создаваемого   высказывания. 7. Формирование основных лексических понятий переносится с уроков русского языка   на  логопедические   занятия  и   увязывается   с   работой   по   обогащению словарного запаса учащихся.         Таким образом,  детям с такими специфическими особенностями стараемся создать   режим   полного   благоприятствования.   Важно   заметить   и   отметить умственные и другие усилия  ребенка. И если ребёнок не стал лучшим в учёбе, он обязательно будет лучшим в спорте, творческих конкурсах, сможет проявить себя   в   любой   другой   деятельности.   Каждый   ребёнок   должен   почувствовать пусть маленький, но успех. Успехом для педагогического коллектива , безусловно , является такой факт , как   перевод   учащихся   из   нашего   в   другие   общеобразовательные   учебные заведения   .   Так,   по   рекомендациям   ЦПМПК   и   ТПМПК     ежегодно   10­15% учащихся   переходят   в   школы   по   месту   жительства   и   довольно   успешно продолжают там обучение.

Особенности обучения и психолого-логопедического сопровождения детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи)

Особенности обучения и психолого-логопедического сопровождения детей  с ОВЗ (тяжелые нарушения речи)

Особенности обучения и психолого-логопедического сопровождения детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи)

Особенности обучения и психолого-логопедического сопровождения детей  с ОВЗ (тяжелые нарушения речи)

Особенности обучения и психолого-логопедического сопровождения детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи)

Особенности обучения и психолого-логопедического сопровождения детей  с ОВЗ (тяжелые нарушения речи)

Особенности обучения и психолого-логопедического сопровождения детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи)

Особенности обучения и психолого-логопедического сопровождения детей  с ОВЗ (тяжелые нарушения речи)

Особенности обучения и психолого-логопедического сопровождения детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи)

Особенности обучения и психолого-логопедического сопровождения детей  с ОВЗ (тяжелые нарушения речи)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2019