ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ
Оценка 4.6

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
администрации +1
Детсад
07.09.2018
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ
Данный материал рассказывает об проведении родительских собраний в дошкольном образовательном учреждении. Так же в материале рассматривается вопрос нетрадиционного проведения собраний и традиционного проведения родительских собраний. Рассказывается о правилах проведения родительских собраний а так же об особенностях проведения родительских собраний и роли родителей
Родительские собрания_методичка.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение   «Детский сад общеразвивающего вида №318»  городского округа Самара МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:  «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ» Автор­составитель:  Свердлова Юлия Леонидовна, Воспитатель 1 Самара, 2018 Введение За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя   социальный   институт   воспитания,   обладает   своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные   учреждения   –   два   важных   института   социализации   детей.   Их воспитательные   функции   различны,   но   для   всестороннего   развития   ребенка необходимо их взаимодействие. Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется   здоровье,   происходит   становление   личности,   опыт   детства   во многом определяет взрослую жизнь человека. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и   взрослыми,   организовывать   собственную   деятельность.   Однако,   насколько эффективно ребенок овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Роль семьи в обществе несравнима по своей  силе  ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность   ребенка,   происходит   овладение   им   социальными   ролями, необходимыми   для   безболезненной   адаптации   в   обществе.   Связь   с   семьей человек   ощущает   на   протяжении   всей   своей   жизни.   И   именно   в   семье закладываются   основы   нравственности   человека,   формируются   нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Важность   семейного   воспитания   в   процессе   развития   детей   определяет важность   взаимодействия   семьи   и   дошкольного   учреждения.   Однако   на   это влияет   ряд   факторов,   прежде   всего   то,   чего   родители   и   педагогический коллектив ожидают друг от друга. Несмотря на то, что в последнее время и наметились   новые,   которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений   педагогической   пропаганды,   при   котором   семья   является   лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьёй не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.   перспективные   формы   сотрудничества, 2 Семья и дошкольное образовательное учреждение стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет   важную   роль   в   развитии   ребенка   и   обеспечении   преемственности дошкольного   и   школьного   образования,   необходимо   детальное   изучение представлений   родителей   и   педагогов   друг   о   друге,   их   влияния   на взаимодействие   и   разработка   рекомендаций,   которые   помогли   бы   повысить эффективность этого взаимодействия. Семья   сегодня   переживает   громадные   экономические   и   духовные трудности:   отчуждение   между   родителями   и   детьми   выросло   настолько,  что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для   воспитания   ребенка.   Вот   почему   главные   усилия   всего   педагогического коллектива дошкольных учреждений должны быть направлены на:  улучшение семейного микроклимата;  формирование положительных взаимоотношений в семье;  повышение   педагогической   культуры   родителей   путем   их   активного  просвещения; ­ формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовке его к школе. Исходя из этого следует, что вопрос поиска и осуществления новых форм взаимодействия   дошкольного   учреждения   с   семьёй   на   сегодняшний   день является одним из самых актуальных.   Эффективное взаимодействие воспитателя и родителей в ДОУ «Искусство воспитания имеет ту особенность,  что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным,  а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно,  чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.  Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые  думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т. е. навык;  но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения,  врожденной способности и навыка, необходимы еще специальные знания» К. Д. Ушинский «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку  3 в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А.Сухомлинский Обновление   системы   дошкольного   образования,  процессы   гуманизации   и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного   учреждения   с   семьей.   Семья   –   уникальный   первичный   социум, дающий  ребенку  ощущение  психологической   защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.).   Они   считают,   что   семейный   институт   есть   институт   эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть. Семья для ребенка ­ это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.  Уходит   в   прошлое   официально   осуществляемая   многие   годы   в   нашей стране   политика   превращения   воспитания   из   семейного   в   общественное.   В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного   учреждения   –   не   только   воспитатель   детей,   но   и   партнёр родителей по их воспитанию. Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны. Во­первых,   это   положительный   эмоциональный   настрой   педагогов   и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время 4 не   навредит,   так   как   будут   учитываться   мнения   семьи   и   предложения   по взаимодействию   с   ребенком.   Педагоги   заручаются   пониманием   со   стороны родителей в решении проблем (от материальных до хозяйственных). А в самом большом   выигрыше   находятся   дети,   ради   которых   и   осуществляется   данное взаимодействие. Во­вторых, это   учет   индивидуальности   ребенка.   Педагог,   постоянно поддерживая   контакт   с   семьей,   знает   особенности,   привычки   своего воспитанника   и   учитывает   их   при   работе,   что,   в   свою   очередь,   ведет   к повышению эффективности педагогического процесса. В­третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужны. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка. В­четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье. Главными воспитателями своих детей являются родители, но воспитывать детей   невозможно   без   определённых   знаний   по   педагогике   и   психологии. Родители нередко полагаются на свой индивидуальный опыт, не задумываясь над   последствиями   неверных   воспитательных   воздействий   на   ребенка, недооценивают   силу   педагогических   знаний   и   умений.   Жизнь   убеждает   в справедливости слов:. Чтобы   грамотно   воспитывать   ребёнка,   необходимо   единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, понимание того, что он должен знать и уметь   в   этом   возрасте   и   т.   д.   Но   как   показывает   практика   и   проведённые научные   исследования,   родители   часто   допускают   типичные   ошибки   в воспитании детей, испытывают определённые трудности. Задача   педагогов   дошкольного   учреждения   –   помочь   родителям   в воспитании детей. Укрепление и развитие взаимодействия детского сада и семьи обеспечивают   благоприятные   условия   жизни   и   воспитания   ребёнка, формирование основ полноценной, гармонической личности. Главной   ценностью   педагогической   культуры   является   ребенок   —   его развитие,   образование,   воспитание,   социальная   защита   и   поддержка   его достоинства  и прав человека. Но как бы серьезно ни продумывались  формы воспитания   детей   в   дошкольных   учреждениях,   какой   бы   высокой   ни   была квалификация   работников   дошкольного   учреждения,   невозможно   достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в 5 воспитательном   процессе.   Всестороннее   гармоническое   развитие   детской личности   требует   единства,   согласованности   всей   системы   воспитательно­ образовательных   воздействий   взрослых   на   ребенка.   Поэтому   крайне   важно, чтобы   основной   составной   частью   работы   дошкольных   учреждений   была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Задачи педагогической работы по пропаганде педагогических знаний среди родителей: 1. Изучить специальную литературу по проблеме воспитания педагогической культуры родителей. 2. Выделить формы работы педагога с родителями и методы активизации родителей с целью возникновения интереса к обсуждаемому материалу и желания активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала. 3. Разработать   систему   форм   и   методов   воспитания   педагогической культуры родителей в ДОУ. Взаимодействие   ДОУ   и   семьи   –   двухсторонний,   циклический   процесс, разворачивающийся по спирали. Переход от ограничивающего к продуктивному взаимодействию (от низкого к высокому уровню спирали) в системе «детский сад   –   семья»   возможен,   если   каждая   сторона   проявляет   активность   и ответственность на всех фазах цикла: с момента поступления ребенка в ДОУ и до его выпуска в школу. Сотрудничество с родителями – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители   должны   быть   уверены   в   хорошем   отношении   педагога   к   ребенку. Поэтому педагогу необходимо выработать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в развитии его личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетенции педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу   его   личностных   качеств   (заботливость,   внимание   к   людям,   доброта, чуткость). В   условиях   открытого   детского   сада   родители   имеют   возможность   в удобное   для   них   время   прийти   в   группу,   понаблюдать,   чем   занят   ребенок, поиграть с детьми и т.д. 6 Педагоги   не   всегда   приветствуют   такие   свободные,   незапланированные «визиты»   родителей,   ошибочно   принимая   их   за   контроль,   проверку   своей деятельности.   Но   родители,   наблюдая   жизнь   детского   сада   «извнутри», начинают  понимать  объективность  многих трудностей (мало  игрушек, тесная умывальная   комната   и   др.),   и   тогда   вместо   претензий   к   педагогу   у   него возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это – первые ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют   наиболее   удачные   приемы   педагога,   обогащают   содержание домашнего воспитания. Наиболее   важным   результатом   свободного   посещения   родителями дошкольного   учреждения   является   то,   что   они   изучают   своего   ребенка   в непривычной   для   них   обстановке,   как   он   общается,   занимается,   как   к   нему относятся сверстники. Идет невольное сравнение: не отстает ли мой ребенок от других, почему он в детском саду ведет себя иначе, чем дома? «Запускается»   рефлексивная   деятельность:   все   ли   я   делаю,   как   надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться. Основная   цель   всех   форм   и   видов   взаимодействия   ДОУ   с   семьёй   – установление   доверительных   отношений   между   детьми,   родителями   и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Итак, отношения дошкольного учреждения с семьёй должны быть основаны на   сотрудничестве   и   взаимодействии   при   условии   открытости   детского   сада внутрь   и   наружу.   В   рамках   концепции   модернизации   системы   дошкольного образования   меняются   подходы   к   взаимодействию   с   семьей:   изучаются потребности в образовательных услугах, на смену традиционным родительским комитетам приходят попечительские советы, претерпевают изменения формы взаимодействия с семьями. Родительское собрание одна из  традиционных форм работы с семьёй Семья   вместе   с   детским   садом   создает   важнейший   комплекс   факторов воспитывающей   среды,   который   определяет   успешность   всего   учебно­ воспитательного процесса. Родители ­ неотъемлемое звено в образовательном пространстве детского сада. Педагогической   теорией   и   практикой   выработано   большое   количество разнообразных   форм   работы   с   семьей.   Основной   формой   работы   педагога   с 7 родителями являются родительские собрания. Они проводятся с обязательным монологом педагога, включающим  в себя, как  правило, оценку ребенка. При этом опыт родителей полностью игнорируется. На самом же деле необходимость организовать взаимодействие педагога с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой­либо помощи детскому   саду   со   стороны   мам   и   пап,   сколько   заботой   об   индивидуальном развитии   ребенка.   Создание   единой   воспитательной   среды   необходимо   для раскрытия   потенциальных   возможностей   каждого   дошкольника.   Именно поэтому   необходимо   сотрудничество,   общение   на   равных   ­   такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать   и   контролировать.   Родители   могут   выступать   в   роли   ассистентов, помощников при проведении какого­либо вида деятельности с детьми, в роли экспертов   (если   педагог   готовит   занятие   по   теме,   которой   хорошо   владеет родитель), в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия и др. От   совместной   работы   родителей   и   педагогов   выигрывают   все   стороны педагогического   процесса:   родители   принимают   активное   участие   в   жизни детей,   тем   самым   лучше   понимая   и   налаживая   взаимоотношения;   педагоги, взаимодействуя   с   родителями,   узнают   больше   о   ребенке,   что   позволяет подобрать   эффективные   средства   воспитания   и   обучения.   Главное   же заключается   в   том,   что   дети,   оказавшись   в   едином   воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего   лучше   учатся   и   имеют   гораздо   меньше   конфликтов   со   взрослыми   и сверстниками. Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое   значение   из­за   малой   их   эффективности,   из­за   недостаточной   обратной связи. Все шире используются новые, активные формы    работы с родителями, позволяющие   вовлечь   родителей   в   процесс   обучения,   развития   и   познания собственного ребенка. Родительские   собрания   проводятся   групповые   и   общие   (для   родителей всего   учреждения).   Общие   собрания   организуются   2­3   раза   в   год.   На   них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы   физического   воспитания   и   проблемы   летнего   оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей. Групповые собрания проводятся раз в 2­3 месяца. На обсуждение выносят 2­3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить 8 выступить родителям или кому­то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно   посвящать   обсуждению   семейного   опыта   воспитания   детей. Выбирается   тема,  злободневная  для  данной  группы,  например, «Как   научить детей   любить   природу»,   «Детские   страхи»,   «Компьютер   ­   друг   или   враг   в воспитании детей?». Традиционные  формы проведения родительского собрания в ДОУ Родительские   собрания   в   детском   саду   играют   важную   роль   в установлении взаимодействия   между   воспитателем   и   родителями,   а   также между   самими   родителями.   Это   своеобразная   форма   обратной   связи, возможность   обсудить   предстоящие   планы   обучения   и   воспитания   детей   в детском саду и поговорить об индивидуальных особенностях развития детей. На родительские   собрания   воспитатели   приглашают   и   узких   специалистов: логопедов, психологов, методистов, врачей. Они в доступной форме разъясняют родителям,   какие   трудности   могут   быть   в   физическом,   личностном, психологическом и эмоциональном развитии у детей определенного возраста и как дома необходимо себя вести, чтобы их преодолеть. Далее поговорим о том, как грамотно подготовить и провести родительское собрание в детском саду. На  протяжении  каждого  учебного года в группах  детского  сада  обычно проводят   два­три   родительских   собрания   по   плану.   Иногда   бывает необходимость провести внеочередное дополнительное родительское собрание, в том случае, если в детском саду произошло какое­либо неординарное событие и его необходимо обсудить с родителями. Когда детей готовят к выпуску, так же   может   понадобиться   дополнительная   встреча   воспитателя   группы   с родителями, чтобы обсудить все нюансы этого мероприятия. Основные темы родительских собраний в детском саду на год связаны с особенностями протекания учебного года. Первое   родительское   собрание обычно   проводится   в   сентябре.   На   нем воспитатель   знакомится   с   родителями,   если   ранее   они   не   были   знакомы,   и обсуждает   перспективный   план   работы   на   год.   На   этом   собрании избирается родительский комитет, который на протяжении учебного года будет помогать   воспитателю   решать   все   проблемы   в   группе.   Также   на   первое родительское   собрание   в   детском   саду   обычно   приглашают   методиста   и психолога.   Они   рассказывают   об   особенностях   развития   детей соответствующей возрастной группы и дают советы, как родителям заниматься дома   с   детьми   для   закрепления   материала,   как   их   воспитывать   в   домашней обстановке. 9 Следующее родительское собрание в детском саду проводится в середине года.   Как   правило,   это   период острых   респираторных   вирусных   инфекций, поэтому на этом собрании обязательно обсуждаются вопросы здорового образа жизни: как   детей   закалять,   как   защищать   от   вирусных   респираторных заболеваний. На такое родительское собрание моет быть приглашен врач, чтобы он   более   компетентно   ответил   на   вопросы   о   здоровье   детей.   Так   же обсуждаются промежуточные образовательные результаты, темп развития детей, возникающие трудности. Заключительное   ­ итоговое   родительское   собрание в ДОУ в  конце   года проходит весной, поскольку именно тогда, как и у школьников, заканчивается учебный   год   у   дошколят.   На   нем   обсуждаются   достигнутые   результаты.   На встречу   с   родителями   можно   пригласить   логопеда   или   психолога.   Они расскажут, как можно в домашних условиях подготовить детей к школе. Форма проведения родительского собрания в детском саду выбирается в зависимости   от   цели   и   задач   встречи,   профессионализма   воспитателя   и особенностей его взаимодействия с родителями. Если обсуждаются серьезные наболевшие   вопросы,   то   родительское   собрание   можно   провести   в   форме обсуждения   этого   вопроса.   Если   педагогу   не   хватает   квалификации,   то   на первых порах, он может применять традиционную форму проведения собраний и вставлять   в   него   элементы   нетрадиционных   родительских   собраний.   Это позволит ему постепенно оттачивать педагогическое мастерство. Если родители при знакомстве ведут себя сдержанно, трудно идут на контакт с педагогом или друг   с   другом,   правильное   применение   элементов   нетрадиционных   форм родительских собраний поможет раскрепостить их.  Традиционные формы родительских собраний представляют собой встречу, на которой есть основной докладчик – воспитатель и несколько содокладчиков, узкие специалисты детского сада или представители родительского комитета. Также воспитатель может провести анкетирование или небольшое совместное с родителями обсуждение какого­либо вопроса из жизни детского коллектива. Особенности   организации   и   проведения   традиционного   родительского собрания в ДОУ 1. Необходимо заранее предупредить родителей о проведении родительского собрания в детском саду и о теме, которая будет обсуждаться. Воспитатель должен   поместить   объявление   о   дате   и   теме   родительского   собрания   на информационной   доске.   Еще   лучше,   если   каждый   родитель   получит личное приглашение на родительское собрание. 10 2. К   родительскому   собранию   необходимо   заранее   хорошо   подготовиться. Написать   план,   подготовить   наглядные   и   информационные   материалы, распечатать необходимое количество анкет для родителей. 3. Необходимо   согласовать   с   другими   специалистами   детского   сада   тему родительского   собрания,   их   роль   на   этом   собрании   и   дать   время   на подготовку. 4. Начинать   родительское   собрание   всегда   надо   с   информации   об   успехах детей, рассказать, что они научились делать. Нельзя в коллективе родителей обсуждать   проблемы   отдельного   ребенка.   Для   этого   попросите   этих родителей остаться после собрания. Обогащение родителей педагогическими знаниями и опытом – вот основная задача любого родительского собрания в детском саду. Воспитатели и узкие специалисты   детского   сада   должны   помочь   родителям   научиться   понимать потребности   ребенка.   Продуманная   и   хорошо   организованная работа   с родителями будет   способствовать   более   успешному   достижению   результатов учебно­воспитательной работы в детском саду.   Нетрадиционные формы проведения родительского собрания в ДОУ Наряду с традиционными формами проведения родительских собраний в ДОУ также существуют и нетрадиционные формы, которые очень популярны в дошкольном педагогическом сообществе последнее время.  «СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ». На собрании могут выступать воспитатель, родители, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание   или   решение   проблемных   ситуаций,   могут   присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как педагог, так   и   родители,   приглашенные   специалисты.   Например,   возьмем   тему   «Роль игры в речевом развитии детей». Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителям предлагается посмотреть несколько игр, в которые дети   играют   в   детском   саду.   Подумать,   какие   стороны   речевого   развития отрабатываются   в   данных   играх.   Вспомнить   игры,   в   которые   сами   играли   в детстве и которым они могут  обучить своих детей, их ценность с точки зрения развития речи.  «МАСТЕР – КЛАСС». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения   в   области   воспитания   детей.   Собрание   имеет   подготовительный этап:   педагог   предлагает   нескольким   родителям   провести   маленький   урок   – поделиться опытом по развитию у детей, например, связной речи. Родители дают 11 практические   советы,   показывают   ролевую   сценку   или   игру,   например, составление загадок «Узнай по описанию». В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые   размещаются на стенде « Копилка родительского опыта».  «ЗАПИСЬ   НА   ЛИСТАХ».    При   обсуждении   проблемы   каждый   из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и   просит   всех   предлагать   возможные   решения.   Каждое   предложение записывается   на   отдельном   листе.   Проблему   нужно   формулировать   четко. Например, «Как привлечь ребенка к выполнению домашнего задания», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.  «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ   КОНФЕРЕНЦИЯ».  За   2   недели   родителям сообщается тема собрания, предлагается материал на данную тему. Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по заявленной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций.   Педагог   просит   прокомментировать,   то   или   иное   высказывание, освещает   суть   темы   и   задает   вопросы   при   обсуждении.   Например,   с   какого возраста следует обращаться за помощью к логопеду. Предлагается несколько высказываний,   и   родители   комментируют,   обсуждают   эти   высказывания, делятся своим мнением по данному вопросу.  «АУКЦИОН». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, формирование фонематического восприятия. Педагог  дает понятие – фонематическое восприятие. Совместно с родителями он анализирует, почему так важно развивать его у ребенка, затем предлагает родителям поделиться советами, своим опытом, какие игры, приемы можно использовать для его формирования. Все происходит  в виде игры и за каждый   совет   даются   фишки   (т.е.   советы   продаются   за   фишки).   Советы, набравшие   большее   количество   фишек   помещают   на   стенд   «Сундучок   с родительским опытом».   «ДУШЕВНЫЙ РАЗГОВОР». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Например, ребенок – левша. С родителями  проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенности их детей. И установить точно какая   степень   леворукости   у   ребенка:   слабая   или   выраженная.   Проблема обсуждается   со   всех   сторон,   могут   приглашаться   специалисты.   Родителям даются   рекомендации   по   особенностям   развития   такого   ребенка.   Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить 12 моторику   обеих   рук.   Обсуждаются   психологические   проблемы,   связанные   с леворукостью.      «ЭВРИСТИЧЕСКИЕ   ВОПРОСЫ».  К   ним   относятся   7   ключевых вопросов: Кто?, Что?, Где?, Как?, Чем?, Когда? (Почему?). Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вариант. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный   взгляд   на   проблему.   Например,   1   и   5   в   сочетании   кто   чем? Последовательно   вытягивая   такие   смешанные   и   нестандартные   вопросы   и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.  «СПИСОК  ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ  И  ОПРЕДЕЛЕНИЙ».   Такой список прилагательных   определяет   различные   качества,   свойства   и   характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются   качества   или   характеристики   (прилагательные),   затем   они рассматриваются   каждое   в   отдельности   и   решается,   каким   путем   можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Какой бы вы   хотели   видеть   речь   вашего   ребенка   на   пороге   школы?».     Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно формулируются пути достижения цели.  «ТОК – ШОУ». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатели, специалисты. К примеру,  возьмем кризис 3­х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с   разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются   ключевые   понятия   кризиса   3­х   лет,   совместно   выделяются причины,   затем   зачитываются     мнения   психологов.   Все     позиции   совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.  «МОЗГОВОЙ   ШТУРМ».  Метод   коллективной   мыслительной деятельности,   позволяющий   достичь   понимания   друг   друга,   когда   общая проблема является личной для целой группы.  «ВЕЧЕРА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ».  Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее  волнующие их вопросы. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.  На родительских собраниях нетрадиционной  формы можно использовать следующие методы  активизации родителей.    «РЕВЕРСИОННАЯ  МОЗГОВАЯ  АТАКА,  ИЛИ РАЗНОС».  Этот  метод отличается   от   «мозгового   штурма»   тем,   что   вместо   отсрочки   оценочных 13 действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты   и   слабые   места   процесса,   системы,   идеи.   Этим   обеспечивается подготовка решения, направленного на преодоление недостатков.  «КОЛЛЕКТИВНАЯ ЗАПИСЬ». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».  Решение проблемных задач семейного воспитания  побуждает родителей к поиску   наиболее   подходящей   формы   поведения,   упражняет   в   логичности   и доказательности   рассуждений,   развивает   чувство   педагогического   такта.   Для обсуждения   предлагаются   подобные   проблемные   ситуации.   Вы   наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так? Или: ваша трехлетняя дочь шалит в кафетерии, куда вы ненадолго зашли, ­   смеется,   бегает   между   столами,  размахивает   руками.  Вы,   думая   об остальных присутствующих, остановили ее, усадили за стол и сурово отчитали. Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации?  Ролевое   проигрывание   семейных   ситуаций   обогащает   арсенал   способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание:   проиграйте,   пожалуйста,   как   вы   будете   устанавливать   контакт   с плачущим ребенком, и др.  ТРЕНИНГОВЫЕ ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ.   Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными  (вместо «Почему ты опять не убрал свои игрушки?» ­ «Я не сомневаюсь, что эти игрушки   слушаются   своего   хозяина»).     Или   родители   должны   определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: «Стыдно», «Меня не устраивают твои «хочу», мало ли, что ты хочешь!», «Что бы ты без меня делал(а)?», «Как ты можешь поступать так со мной!» и др.  Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: «Хорошо учиться в школе ­ это значит...» или «Для меня диалог с ребенком ­ это...». Мать или отец  должны закончить предложение.  Анализ родителями поведения ребенка   помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.  14 ОБРАЩЕНИЕ К ОПЫТУ РОДИТЕЛЕЙ.  Педагог предлагает: «Назовите метод   воздействия,   который   более   других   помогает   вам   в   налаживании отношений   с  сыном  или  дочерью?»  Или: «Был   ли  подобный   случай  в  вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста», или: «Вспомните, какую реакцию вызывает   у   вашего   ребенка   применение   поощрений   и   наказаний»   и   т.п. Побуждение   родителей   к   обмену   опытом   активизирует   их   потребность анализировать   собственные   удачи   и   просчеты,   соотносить   их   с   приемами   и способами   воспитания,   применяемыми   в   аналогичных   ситуациях   другими родителями.    лепка,   спортивные   игры, Игровое   взаимодействие   родителей   и   детей   в   различных   формах деятельности   (рисование,   театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.    предоставляют   родителям   возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Когда родитель в   игре   моделирует   собственное   поведение,   его   взгляд   на   воспитательную проблему расширяется.  Предложенные   методы   Об  эффективности проводимой работы с родителями свидетельствуют:   проявление     у   родителей   интереса   к   содержанию   образовательного процесса с детьми;  возникновение  дискуссий, диспутов по их инициативе;    ответы     на   вопросы   родителей   ими   самими;   приведение   примеров   из собственного опыта;   увеличение     количества   вопросов   к   педагогу,   касающихся   личности ребенка, его внутреннего мира;  стремление  взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;    размышление     родителей   о   правильности   использования   тех   или   иных методов воспитания;   повышение  их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач  Использование интерактивных методов на родительских собраниях Стержнем активных работ с родителями является активное обсуждение, участники   которого   рассуждают,   аргументируют   свои   выводы,   вступают   в дискуссию с оппонентами, т.е. соревнуются умы и таланты. Психологическая наука   считает,   что   каждый   коллектив   обладает   различными   неповторимыми особенностями, скрытыми возможностями. Применение   интерактивных   методов   позволяет   значительно   углубить воздействие   педагога   на   родителей.   Они   получают   опыт   непосредственного 15 проживания   и   отреагирования,   что   способствует   интеграции   психолого­ педагогических знаний и навыков. Самые   активные   формы   работы   ­   родительские   собрания,   где   родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками разговора. На   родительском   собрании   можно   применять   различные   интерактивные методы: работа в мини­группах, дискуссии, деловые, ролевые, имитационные игры и др. 16 Заключение Семья является институтом первичной социализации. Детский коллектив входит   в   систему   опосредованного,   или   формального,   окружения   ребенка   и представляет   собой   институт   вторичной   социализации.   Все   этапы   процесса социализации тесно связаны между собой. В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования. Таким   образом,   семья   и   детский   сад   в   хронологическом   ряду   связаны преемственностью,   что   обеспечивает   непрерывность   воспитания   и   обучения детей. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление   доверительного   делового   контакта   между   семьей   и   детским садом,   в   ходе   которого   корректируется   воспитательная   позиция   родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение   родителей   в   образовательный   процесс   детского   сада)   и   наружу (сотрудничество   ДОУ   с   расположенными   на   его   территории   социальными институтами:   общеобразовательными,   музыкальными,   спортивными   школами, библиотеками и т.д.). Основная   цель   всех   форм   и   видов   взаимодействия   ДОУ   с   семьей   ­ установление   доверительных   отношений   между   детьми,   родителями   и педагогами,   воспитание   потребности   делиться   друг   с   другом   своими проблемами и совместно их решать.   17 Список литературы: 1. Богословец Л.Г., Майер А.А. «Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях малого города» журнал Управление ДОУ №5 2004г. 2. Евдокимова Е.С., Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. М. Мозаика­Синтез 2007 г. 3. Зверева  О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога  с родителями  в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г. 4. Корюкина   Т.В.   Социальное   партнерство   как   новая   философия взаимодействия детского сада и семьи. Журнал Дошкольная педагогика №8 2008 г. 5. Ленченко  Т.В. Социальное  партнерство  семьи  и детского  сада  Журнал Управление ДОУ № 3 2008г. 6. Островская   Л.   Ф.   Педагогические   ситуации   в   семейном   воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1990 г. 7. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006 г. 18 Приложение №1 ДЕСЯТЬ СЕКРЕТОВ УСПЕШНОГО ПРОВЕДЕНИЯ  РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ 1. Выберите самый благоприятный день и час для проведения родительского собрания,   постарайтесь,   чтобы   на   это   время   не   было   запланировано никаких других важных дел, интересных телепередач и т.п.  2. Определите одну наиболее важную проблему и на основе ее обсуждения постройте разговор с родителями.  3. Расставьте столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.  4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.  5. Берегите время родителей. С этой целью установите регламент собрания и строго следите за его соблюдением.  6. Используйте игровые элементы, групповые формы и способы организации взаимодействия и общения.  7. Организуйте разговор за чашкой чая, что помогает сделать общение более непринужденным и откровенным.  8. Опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитарных родителей, на мнение членов родительского комитета.  9. Стремитесь к тому, чтобы на собрании было принято конкретное решение. 10.Придумайте вместе с родителями свои правила для одежду обязательно; не молчать; отвергая предложение (мнение), вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству).  19 Приложение №2 ПОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГА ДОУ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ 1. Снимите собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями. 2. Дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.  3. Убедите родителей в том, что у детского сада и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.  4. Постарайтесь   понять   родителей,   правильно   определите   наиболее волнующие их проблемы.  5. Словом   и   делом   помогите   родителям   находить   оптимальные   пути   и способы решения проблемных ситуаций, формируйте у них уверенность в том,   что   в   воспитании   детей   они   всегда   могут   рассчитывать   на   Вашу поддержку и помощь других педагогов детского сада. Приложение №3 ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ. 1. Собрание должно запомниться. 2. Собрание должно заставить задуматься. 3. Собрание должно настроить родителей  на позитивный, конструктивный лад. 4. Информационный блок должен быть хорошо подготовлен. 5. В   присутствии   других   родителей   следует   хвалить   детей,   отмечая   их достижения,   высказывать   критику   в   адрес   ребенка   следует   только   в разговоре наедине с родителем. 6. На каждого родителя должно хватить времени. 7. Собрание – не лекция и не урок, привлекайте родителей к диалогу. 8. Уважайте свое время и время родителей ­ собрание не должно длиться более 1ч 20 мин:  9. 20 мин.­ донести новую информацию, 10.15­20 мин – выслушать вопросы и ответить на них,  11.20 мин – индивидуальные вопросы. Индивидуальные беседы с родителями могут   занять   несколько   больше   времени.   Если   родителям   понадобится время   на   организационные   вопросы,   учтите   это   и   предоставьте возможность для их обсуждения. 12.Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах  группы, достижениях  детей.  Анонсируйте  будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству. 20 13.Будьте изобретательны ­ проводите каждое собрание по­новому. Чего не стоит делать на собрании? Приложение №4  Осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание.   Сравнивать успехи отдельных детей с упоминанием их фамилий.  Давать негативную оценку всей группе.  Использовать для общения с родителями назидательный тон. Как сделать собрание запоминающимся? Для этого надо: спрашивать мнение родителей по тому или иному вопросу;  приводить интересные факты;   рекомендовать упражнения, книги, пособия;  менять формы собраний. Как настроить родителей на позитивный, конструктивный лад? Это значит:  Сообщать положительную информацию о группе в целом, хвалить детей за достижения, поведение, поступки;  Приглашать на ближайшие мероприятия и просить помощи и участия;  Всегда поощрять наиболее активных родителей.  Чаще смотреть на аудиторию, обращаться к родителям жестом, взглядом. 21

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.09.2018