«Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра»
Оценка 4.7
Лекции
doc
дефектология
1 кл
10.11.2018
Перед началом ознакомления с новой темой необходимо проводить анализ планируемых заданий с точки зрения объема, специфики преподнесения и возможности выполнения.
Установите границы задания. Во время предъявления задания необходимо сразу обозначить объем выполняемой работы. Задания должны иметь четкое начало и конец, чтобы ребенок имел четкое представление о том, что от него требуется и в каком объеме. При необходимости используйте таймер.
Сократите объем заданий. Очень часто для закрепления того или иного навыка, а так же для проведения оценки его сформированности, достаточно небольшого объема задания.
Предъявляйте задания маленькими частями – это поможет избежать путаницы в инструкциях, перескакивания с одного задания на другое, а так же паники при виде большого объема. Для этого удобно использовать отдельные карточки с заданиями.
Замените задание другим. Анализируя индивидуальные трудности ученика с расстройством аутистического спектра, необходимо определить, какая форма задания будет оптимальна для того или иного ученика.Например:Детям с моторными трудностями и особенностями письменной речи целесообразно предоставить возможность устного сообщения. Т.е. вместе выполнения письменной работы. Ребенку можно предложить ответить у доске или с места, подготовить сообщение. В тех же случаях, когда ребенку трудно отвечать перед всем классом или при своеобразии произношения можно предложить выполнить письменную работу, тест, письменное сообщение.В работе с аутичными детьми мы обычно опираемся на принцип "от общего - к частному, от целого - к части". Кроме того, для успешного обучения таких детей необходимы учет их собственных интересов, обыгрывание заданий, постоянный комментарий всех наших действий, отсутствие принуждения, "давления".
Доклад на МО "Особенности организации обучения детей с РАС".doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НЕТИПОВОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ «ГУБЕРНСКИЙ ЛИЦЕЙ»
«Особенности организации обучения
детей с расстройствами аутистического
спектра»
Выполнила:
учитель начальных классов
Пчелинцева Ирина Вячеславовна Пенза, 2018
Особенности организации обучения детей с расстройствами
аутистического спектра.
К числу важнейших задач обучения детей с расстройством
аутистического спектра относиться: создание специальных
условий обучения т.е. его организация. Это необходимо как
для лучшей социализации таких детей, так и для лучшего
усвоения программного материала. К тому же при оказании
своевременной квалифицированной помощи дети с
расстройствами аутистического спектра
Могут обучаться :
по общеобразовательной программе 5060 %
по программе специальной школы 30 %
адаптироваться в условиях семьи 810%
Без помощи становятся глубокими инвалидами 60%
Особенности поведения детей с РАС, препятствующие
обучению:
страх новых ситуаций и изменений;
отсутствие гибкости в мышлении и поведении;
медленный темп деятельности и взаимодействия;
пресыщение сенсорными стимулами;
ограниченное понимание социальных ситуаций.
Что можно увидеть:
ребенок не общается со сверстниками, не смотрит на них,
не инициирует контакт, не играет с другими детьми;
многим из говорящих детей с РАС сложно начать или
продолжать разговор, они часто отвечают с отсрочкой и
односложно;
сложно найти мотивацию (детей могут интересовать
только несколько тем: динозавры, автомобили и т.п.); стереотипии (рычание , раскачивание , хлопки, прыжки,
вращение кистей рук, перелистывание страниц книг,
моргание и т.д.). Чаще всего стереотипии появляются,
когда ребенку с РАС скучно, грустно или в момент
стресса;
нарушение привычного распорядка дня или окружения
может быть травматичным для ребенка с РАС и вызывать
аффективные реакции.
Можно выделить 4 направления организации обучения:
организация образовательного пространства;
адаптация учебной программы;
организация занятий/уроков;
мониторинг достижений учащихся.
Организация образовательного пространства.
наличие игровых уголков
должна быть маленькая комната, где ребенок может
побыть один.
Адаптация учебной программы проходит в 4 этапа:
Предварительный этап: оценка образовательных
потребностей ребенка и запроса родителей. На основание
этого рекомендуется очная, дистанционная,
индивидуальная форма обучения.
Диагностический этап: Изучение результатов
комплексного психологопедагогического обследования.
Описание необходимых ребенку с РАС специальных
образовательных условий с учетом возможностей и
дефицитов.
Разработка:
Проектирование необходимых структурных составляющих АОП.
Определение временных границ реализации АОП.
Четкое формулирование цели АОП.
Определение круга задач в рамках реализации АОП.
Определение содержания АОП (коррекционный,
образовательный компоненты).
Определение форм и критериев диагностического
обследования и уровня сформированности социальной
компетентности воспитанника.
Определение форм и критериев мониторинга
эффективности коррекционной работы.
Далее подбираются специальные методики и средства
обучения. При разработке рабочих программ используются в
том числе и программы специальных (коррекционных) школ 7
и 8 вида.
Учитываются особенности учащихся и при составлении
расписания: дети могут начинать обучение с наилучшего для
них времени. Расписание составляется учитывая быструю
утомляемость и истощаемость « особых» учеников.
Организация занятий/уроков.
На первом этапе обучения многим учащимся требуется
стимулирующая и организующая помощь родителей, затем эти
функции переходят на учителя. Обязательно предоставление
индивидуальных средств обучения (таблицы, алгоритмы,
компьютеры) и индивидуальный подход к каждому ученику в
виде разноуровневых заданий.
Требования к организации занятий.
знакомое место;
вначале познакомить с планом занятия,
рассказать/показать очередность выполнения заданий;
необходимо знать время продуктивности ребенка, регулярно делать перерывы (двигательные минутки,
давать возможность переключения и сенсорного
насыщения);
предъявлять информацию блоками;
увеличивать время на прохождение одной темы;
опираться на наглядный материал;
выполнять невербальные задания, использовать тесты для
отработки и проверки знаний; при атипичном аутизме
обратная ситуация;
в трудных заданиях предлагать направляющую и
организующую помощь.
Применение разноуровневых заданий способствует
активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом
возникает положительная мотивация в процессе учения. Дети
ощущают себя успешными и уверенными. Каждое задание
подбирается в соответствии с интеллектуальным уровнем
учащегося и подразумевает задействование всех модальностей:
аудиальную (озвучивание задания педагогом или чтение
задания вслух, проговаривание самим учащимся);
визуальную (предоставление картинного или предметного
материала);
кинестетическую (просьба изобразить жестами, мимикой;
потрогать предмет; слепить; пантомима; проползти;
понюхать; попробовать на вкус);
речевую (охарактеризуй себя; опиши картинку, предмет;
вырази своё согласие и несогласие, избегая слов “да”,
“нет”).
Почему так важно использовать все модальности? Дети с
РАС имеют много дефицитов и много особенностей. Как
правило у них развита лучше одна модальность, чем остальные.
Для лучшего понимания и усвоения материала используем
ведущую, а остальные модальности используем для их развития.
Мониторинг достижений учащихся.
Мониторинг достижений учащихся затруднён. Так как для
контингента нашей школы стандартные методы не подходят.
Основной метод мониторинга в нашей среде это наблюдение:
включенное (взаимодействие педагог ученик: наблюдение на
уроках, как реагирует на задания, как реагирует на трудности,
просит и принимает ли помощь окружающих) или не
включенное (наблюдение в свободной деятельности: на что он
реагирует сам, что привлекает его внимание, как манипулирует
предметами, как он себя чувствует в этом пространстве без
рамок и границ).
Другие методы информативны, но ограничены в
использование особенностей наших детей: нарушение
коммуникативной (сложности установления контакта),
поведенческой (не могут произвольно включаться в
деятельность, контролировать эмоции) и когнитивной сферы
(своеобразие восприятия, нарушение внимания), затрудняет
получение информации о ребенке.
Таким образом, создание специальной образовательной
среды повышает шансы детей с расстройствами
аутистического спектра социализироваться в обществе,
развиваться, обучаться и найти свою ячейку в этом мире.
«Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра»
«Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра»
«Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра»
«Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра»
«Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра»
«Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.