Перед началом ознакомления с новой темой необходимо проводить анализ планируемых заданий с точки зрения объема, специфики преподнесения и возможности выполнения.
Установите границы задания. Во время предъявления задания необходимо сразу обозначить объем выполняемой работы. Задания должны иметь четкое начало и конец, чтобы ребенок имел четкое представление о том, что от него требуется и в каком объеме. При необходимости используйте таймер.
Сократите объем заданий. Очень часто для закрепления того или иного навыка, а так же для проведения оценки его сформированности, достаточно небольшого объема задания.
Предъявляйте задания маленькими частями – это поможет избежать путаницы в инструкциях, перескакивания с одного задания на другое, а так же паники при виде большого объема. Для этого удобно использовать отдельные карточки с заданиями.
Замените задание другим. Анализируя индивидуальные трудности ученика с расстройством аутистического спектра, необходимо определить, какая форма задания будет оптимальна для того или иного ученика.Например:Детям с моторными трудностями и особенностями письменной речи целесообразно предоставить возможность устного сообщения. Т.е. вместе выполнения письменной работы. Ребенку можно предложить ответить у доске или с места, подготовить сообщение. В тех же случаях, когда ребенку трудно отвечать перед всем классом или при своеобразии произношения можно предложить выполнить письменную работу, тест, письменное сообщение.В работе с аутичными детьми мы обычно опираемся на принцип "от общего - к частному, от целого - к части". Кроме того, для успешного обучения таких детей необходимы учет их собственных интересов, обыгрывание заданий, постоянный комментарий всех наших действий, отсутствие принуждения, "давления".
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НЕТИПОВОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ «ГУБЕРНСКИЙ ЛИЦЕЙ»
«Особенности организации обучения
детей с расстройствами аутистического
спектра»
Выполнила:
учитель начальных классов
Пчелинцева Ирина ВячеславовнаПенза, 2018
Особенности организации обучения детей с расстройствами
аутистического спектра.
К числу важнейших задач обучения детей с расстройством
аутистического спектра относиться: создание специальных
условий обучения т.е. его организация. Это необходимо как
для лучшей социализации таких детей, так и для лучшего
усвоения программного материала. К тому же при оказании
своевременной квалифицированной помощи дети с
расстройствами аутистического спектра
Могут обучаться :
по общеобразовательной программе 5060 %
по программе специальной школы 30 %
адаптироваться в условиях семьи 810%
Без помощи становятся глубокими инвалидами 60%
Особенности поведения детей с РАС, препятствующие
обучению:
страх новых ситуаций и изменений;
отсутствие гибкости в мышлении и поведении;
медленный темп деятельности и взаимодействия;
пресыщение сенсорными стимулами;
ограниченное понимание социальных ситуаций.
Что можно увидеть:
ребенок не общается со сверстниками, не смотрит на них,
не инициирует контакт, не играет с другими детьми;
многим из говорящих детей с РАС сложно начать или
продолжать разговор, они часто отвечают с отсрочкой и
односложно;
сложно найти мотивацию (детей могут интересовать
только несколько тем: динозавры, автомобили и т.п.); стереотипии (рычание , раскачивание , хлопки, прыжки,
вращение кистей рук, перелистывание страниц книг,
моргание и т.д.). Чаще всего стереотипии появляются,
когда ребенку с РАС скучно, грустно или в момент
стресса;
нарушение привычного распорядка дня или окружения
может быть травматичным для ребенка с РАС и вызывать
аффективные реакции.
Можно выделить 4 направления организации обучения:
организация образовательного пространства;
адаптация учебной программы;
организация занятий/уроков;
мониторинг достижений учащихся.
Организация образовательного пространства.
наличие игровых уголков
должна быть маленькая комната, где ребенок может
побыть один.
Адаптация учебной программы проходит в 4 этапа:
Предварительный этап: оценка образовательных
потребностей ребенка и запроса родителей. На основание
этого рекомендуется очная, дистанционная,
индивидуальная форма обучения.
Диагностический этап: Изучение результатов
комплексного психологопедагогического обследования.
Описание необходимых ребенку с РАС специальных
образовательных условий с учетом возможностей и
дефицитов.
Разработка:
Проектирование необходимых структурныхсоставляющих АОП.
Определение временных границ реализации АОП.
Четкое формулирование цели АОП.
Определение круга задач в рамках реализации АОП.
Определение содержания АОП (коррекционный,
образовательный компоненты).
Определение форм и критериев диагностического
обследования и уровня сформированности социальной
компетентности воспитанника.
Определение форм и критериев мониторинга
эффективности коррекционной работы.
Далее подбираются специальные методики и средства
обучения. При разработке рабочих программ используются в
том числе и программы специальных (коррекционных) школ 7
и 8 вида.
Учитываются особенности учащихся и при составлении
расписания: дети могут начинать обучение с наилучшего для
них времени. Расписание составляется учитывая быструю
утомляемость и истощаемость « особых» учеников.
Организация занятий/уроков.
На первом этапе обучения многим учащимся требуется
стимулирующая и организующая помощь родителей, затем эти
функции переходят на учителя. Обязательно предоставление
индивидуальных средств обучения (таблицы, алгоритмы,
компьютеры) и индивидуальный подход к каждому ученику в
виде разноуровневых заданий.
Требования к организации занятий.
знакомое место;
вначале познакомить с планом занятия,
рассказать/показать очередность выполнения заданий;
необходимо знать время продуктивности ребенка,регулярно делать перерывы (двигательные минутки,
давать возможность переключения и сенсорного
насыщения);
предъявлять информацию блоками;
увеличивать время на прохождение одной темы;
опираться на наглядный материал;
выполнять невербальные задания, использовать тесты для
отработки и проверки знаний; при атипичном аутизме
обратная ситуация;
в трудных заданиях предлагать направляющую и
организующую помощь.
Применение разноуровневых заданий способствует
активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом
возникает положительная мотивация в процессе учения. Дети
ощущают себя успешными и уверенными. Каждое задание
подбирается в соответствии с интеллектуальным уровнем
учащегося и подразумевает задействование всех модальностей:
аудиальную (озвучивание задания педагогом или чтение
задания вслух, проговаривание самим учащимся);
визуальную (предоставление картинного или предметного
материала);
кинестетическую (просьба изобразить жестами, мимикой;
потрогать предмет; слепить; пантомима; проползти;
понюхать; попробовать на вкус);
речевую (охарактеризуй себя; опиши картинку, предмет;
вырази своё согласие и несогласие, избегая слов “да”,
“нет”).
Почему так важно использовать все модальности? Дети с
РАС имеют много дефицитов и много особенностей. Как
правило у них развита лучше одна модальность, чем остальные.
Для лучшего понимания и усвоения материала используем
ведущую, а остальные модальности используем для ихразвития.
Мониторинг достижений учащихся.
Мониторинг достижений учащихся затруднён. Так как для
контингента нашей школы стандартные методы не подходят.
Основной метод мониторинга в нашей среде это наблюдение:
включенное (взаимодействие педагог ученик: наблюдение на
уроках, как реагирует на задания, как реагирует на трудности,
просит и принимает ли помощь окружающих) или не
включенное (наблюдение в свободной деятельности: на что он
реагирует сам, что привлекает его внимание, как манипулирует
предметами, как он себя чувствует в этом пространстве без
рамок и границ).
Другие методы информативны, но ограничены в
использование особенностей наших детей: нарушение
коммуникативной (сложности установления контакта),
поведенческой (не могут произвольно включаться в
деятельность, контролировать эмоции) и когнитивной сферы
(своеобразие восприятия, нарушение внимания), затрудняет
получение информации о ребенке.
Таким образом, создание специальной образовательной
среды повышает шансы детей с расстройствами
аутистического спектра социализироваться в обществе,
развиваться, обучаться и найти свою ячейку в этом мире.