Особенности организации социально-педагогической работы с многодетными семьями с общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла
Оценка 5

Особенности организации социально-педагогической работы с многодетными семьями с общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Оценка 5
Работа с родителями
doc
администрации
1 кл—11 кл
26.07.2017
Особенности организации социально-педагогической работы с многодетными семьями с общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла
В статье, посвященной проблеме организации социально-педагогической работы с многодетными семьями обоснуется актуальность обращения к данному аспекту деятельности общеобразовательной школы, анализируются особенности воспитательного потенциала многодетной семьи, а также типичные проблемы, с которыми сталкиваются многодетные семьи в мегаполисе. Автор раскрывает основные направления социально-педагогической работы с детьми из многодетных семей ГБОУ Школы "Музыка" Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Гаврилова З.А..doc
Особенности организации социально­педагогической работы  с  многодетными семьями в общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла Гаврилова З.А. заместитель директора  по воспитательной работе  ГБОУ Школы «Музыка»  Фрунзенского района Санкт­Петербурга Семья   способствует   формированию   личности,   самоутверждению   человека   как внутри   семьи,   так   и   вне   ее,   стимулирует   его   социальную   и   творческую   активность, способствует   сохранению   и   укреплению   физического   и   психологического   здоровья, раскрытию   индивидуальности.   Родители,   благодаря   эмоциональной   насыщенности внутрисемейных отношений, в большей степени, чем общество воздействуют на чувства и душевные качества человека, тем самым оказывая влияние на формирование и развитие общества будущего.  Многодетная семья в настоящее время занимает особое место в системе социальных институтов,   привлекая   все   большее   внимание   специалистов   –   философов,   социологов, демографов, этнографов, психологов и педагогов. Особое внимание уделяется изучению проблем жителей мегаполисов, так как там наиболее ярко проявляются все социальные изменения.  Исследователи отмечают, что, несмотря на предпринимаемые в современном мире  активные меры  материального  стимулирования  рождаемости,  поддержания  семьи, результаты пока показывают рост негативных тенденций, особенно в крупных городах. Это связано с рядом объективных причин.  Житель   мегаполиса   стоит   перед   выбором   между   беззаботной   жизнью   с возможностью активной личной самореализации и индивидуального успеха в одиночестве и семейной   жизнью,   подчиненной   общим,   а   не   индивидуальным   интересам,   требующей усилий по выполнению обязанностей по отношению к другим членам семьи. Кроме того, и состоявшиеся семьи также испытывают на себе специфические для мегаполиса проблемы поддержания   уровня   жизни   семьи,   отвечающего   высоким   материальным   и   культурным критериям. Несмотря на то, что экономический спад в нашей стране приостановлен, социально­ психологические последствия кризиса до сих пор проявляются в жизни российских семей. Это находит отражение в постоянном омоложении возраста детской токсикомании, в росте числа уходов детей из дома и детских (подростковых) суицидальных попыток, учащении психической   патологии   и   психосоматических   заболеваний   у   детей,   а   также   в   других проявлениях неблагополучия в семейной сфере. Каждая семья справляется по­своему с последствиями социально­психологического кризиса, однако семьи, проживающие в мегаполисе, испытывают дополнительное давление большого города. Стоит перечислить типичные проблемы, с которыми сталкиваются семьи, живущие в мегаполисе: много времени уходит на работу и дорогу, и, как следствие, мало времени остается на дом, семью, детей; женщина работает часто наравне с мужчиной (по занятости   на   рабочем   месте,   по   уровню   ответственности,   по   доходу,   по   статусу); недостаток   присутствия   родителей   дома   приводят   к   появлению   дома   «замещающих» родителей фигур: няни, гувернантки, домохозяйки, шофера, что также отдаляет родителей от детей; большое количество предложений по организации досуга и свободного времени освобождает родителей от необходимости  творчески подходить к организации праздников или   выходных   для   своих   детей,   а,   значит,   семья   теряет   свою   уникальную   атмосферу, традиции   и   правила;   наличие   большого   круга   специалистов   помогающих   профессий (психологов, педагогов, воспитателей и т.д.) формирует у родителей миф, что специалисты лучше   справятся   с   проблемами   ребенка   в   семье,   утрачивается   традиция   разговоров   с бабушками и бесед с родителями; этому также способствует подмена живого разговора СМС­общением   или     «висением   на  проводе»   городского   телефона;   высокая   стоимость жизни   в   мегаполисе   часто   приводит   к   поиску   способов   экономии   и,   в   частности,   к раздельному   отдыху   с   детьми.   Все   это   меняет   формы   внутрисемейной   коммуникации, структуру современных семей. Положение многодетной семьи в России на данном этапе исторического развития вызывает озабоченность и на уровне государства, и со стороны общества. С точки зрения воспроизводства   населения   только   переход   к   массовой   многодетности   позволит преодолеть негативные тенденции снижения численности населения. По словам президента В.В. Путина, нормой в России  должна стать семья с тремя детьми.  На основе анализа всероссийского исследования «Образ жизни многодетной семьи в России   и   задачи   демографической   политики»   были   выявлены   некоторые   особенности функционирования   многодетных   семей   в   современном   обществе.   Вокруг   многодетных матерей по­прежнему продолжает существовать некоторая зона социального неодобрения, и   даже   отторжения.   Многодетные   семьи   часто   расцениваются   как   “социальные иждивенцы”, хотя на практике льготы у них очень скромные, размеры детских пособий никак не соотносятся с уровнем жизни.   Немногим семьям в настоящее время удается одновременно быть и многодетными, и социально благополучными.  Отсюда   актуальность   обращения   к   проблеме   организации   работы   с   семьей школьников,  к проблеме многодетной семьи в социально­педагогической литературе.  Ученые   отмечают   следующие   положительные   факторы   многодетной   семьи: многодетная   семья   обеспечивает   реальную   возможность   постоянного   общения   между людьми разного пола, возраста, снижает возможность формирования таких качеств, как эгоизм,   себялюбие,   леность.   Разнообразие   интересов,   характеров,   отношений,   которые возникают в многодетной семье – хорошая почва для развития детей, совершенствования личности родителей. Во взаимоотношениях членов многодетной семьи особенно значимо уважительное отношение к старшим. Многодетная семья является незаменимой школой коллективизма, подготовки каждого ребенка к будущей самостоятельной семейной жизни [1]. А.И.   Антонова   пишет,   что   воспитание   в   многодетной   семье   осуществляется   не только   родителями,   но   и   старшими   детьми.   При   этом   младшие   учатся   у   старших, перенимают их привычки и опыт. Это может иметь как положительные (опыт заботы о другом человеке, общения  с малышами),  так и отрицательные (приобретение старшими детьми   установок   на   бездетность,   эгоизм   у   младших   детей,   как   результат   чрезмерной опеки)   последствия   в   зависимости   от   педагогической   грамотности   родителей. Существенную роль в отношениях братьев и сестер играет возраст. Взаимосвязь сильнее всего проявляется у детей с разницей в два­три года. В отношениях братьев и сестёр, разница   в   годах   между   которыми   значительная,   могут   возникать   сложности.   В   таких семьях наблюдаются проблемы взаимоотношений между детьми [1]. Режим в многодетной семье должен быть особым. В то время, когда старшим детям нужна   тишина   для   подготовки   уроков,   младшие   не   могут,   по   всей   вероятности, удовлетворить свою потребность в движении, которая реализуется у них в шумных играх. Родители вправе требовать от старших детей помощи младшим в учебе. В правильно организованной многодетной семье, как отмечает Л.А. Соколова, более естественно   решается   проблема   «дети   и   деньги».   Здесь   с   раннего   возраста   каждый убеждается   в   целесообразности   семейной   экономики,   привыкает   считаться   с возможностями семьи, уважать потребности близких людей, учиться планировать расходы. В многодетной семье труд каждого, независимо от возраста, является необходимостью. Однако   здесь   существует   опасность   неправильного   распределения   обязанностей   между детьми: порой старший ребенок лишается значительной части тех детских и юношеских радостей,   которые   доступны   его   товарищам.   Младшие   же   дети   в   подобной   ситуации вырастают изнеженными эгоистами, уверенными в том, что за все их поступки и промахи должен нести ответственность кто­то другой [4]. На формирование личности ребенка большое влияние оказывают внутрисемейные отношения, т. е. межличностные отношения в процессе общения, которое выступает для членов семьи само по себе ценностью. При этом подчеркивается значение таких качеств общения,   как   открытость   (безболезненное   обсуждение   тем),   интимность   (значимость, глубина   обсуждения   тем),   доверие   друг   к   другу,   высокий   уровень   эмпатии   (умение сопереживать, понимать скрытый смысл высказывания), конструктивность (стремление не одерживать победы, а находить взаимоприемлемые решения), рефлексивность (осознание своих истинных чувств). В процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, осваивает социальный опыт, воспринимает образ жизни семьи для последующего   его   воспроизводства.   В   каждой   семье   межличностные   отношения уникальны,   поскольку   зависят   от   индивидуальных   особенностей   ее   членов,   их нравственной и духовной культуры [2]. Н.В.   Зверева   в   частности,   пишет,   что   многодетная   семья   выступает   в   качестве социального института в последней инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и  физическую безопасность;  заботу о малолетних,  престарелых  и  больных; условия для социализации детей, молодежи и, что важнее всего, объединяя своих членов чувством любви, общности и давая возможность делить с другими трудности и радости жизни [3]. Воспитательный   потенциал   многодетной   семьи   имеет   свои   положительные   и отрицательные   характеристики,   а   процесс   социализации   детей   –   свои   трудности   и проблемы. С   одной   стороны,   здесь,   как   правило,   воспитываются   разумные   потребности   и умение   считаться   с   нуждами   других.   Ни   у   кого   из   детей   нет   привилегированного положения, а значит, нет почвы для формирования эгоизма и асоциальных черт, успешнее могут   формироваться   такие   нравственные   качества,   как   чуткость,   человечность, ответственность, уважение к людям, а также качества социального порядка – способность к   общению,   адаптации,   толерантность.   Дети   из   таких   семей   оказываются   более подготовленными   к   супружеской   жизни,   они   легче   преодолевают   ролевые   конфликты, связанные с завышенными требованиями одного из супругов к другому и заниженными требованиями к себе. Однако   процесс   воспитания   в   многодетной   семье   сложен   и   противоречив.   Во­ первых, в таких семьях взрослые довольно часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание. Обиженный ребенок всегда остро ощущает дефицит тепла и внимания к нему, по­своему реагируя на это. В одних случаях сопутствующим психологическим состоянием для него становится тревожность,   чувство   ущербности   и   неуверенность   в   себе,   в   других   –   повышенная агрессивность,   неадекватная   реакция   на   жизненные   ситуации.   Для   старших   детей   в многодетной   семье   характерна   категоричность   в   суждениях,   стремление   к   лидерству, руководству   даже   в   тех   случаях,   когда   для   этого   нет   оснований.   Все   это   затрудняет процесс   социализации   детей.   Во­вторых,   в   многодетных   семьях   резко   увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними, проявления внимания к их интересам. К сожалению, дети из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения (почти в 3,5 раза чаще детей из семей других типов). Таким образом, многодетная семья в современной социальной ситуации, с одной стороны, принадлежит к одной из наиболее уязвимых категорий семей. С другой – в ней заложен уникальный социально­воспитательный потенциал. Каждая многодетная семья, независимо от степени ее благополучия, нуждается в помощи и внимании со стороны государства, в том числе и учебного заведения, в котором обучаются дети из многодетных семей.  ГБОУ   Школа   «Музыка»   Фрунзенского   района   Санкт­Петербурга (общеобразовательная  школа  с углубленным  изучением  предметов музыкального  цикла) обладает большим воспитательным потенциалом, в том числе и для детей из многодетных семей благодаря созданным там уникальным условиям. Ученики школы осваивают, наряду с   общеобразовательными,   музыкальные   предметы   на   уровне   программы   музыкальной школы.   Дети   все   учатся   играть   на   каком­либо   музыкальном   инструменте,   изучают музыкальную   грамоту,   занимаются   коллективным   музицированием   в     творческих коллективах (хоровых, оркестровых), имеют возможность проявить свои способности в музыкально­театральной деятельности. Образовательная   программа   школы   совмещает   в   едином   учебном   плане общеобразовательные   и   музыкальные   предметы,   в   рамках   внеурочной   деятельности используются и   другие направления развития  способностей детей (спортивные секции, танцы, декоративно­прикладное искусство, детские общественные объединения различной направленности, музыкальный английский, музыкально­компьютерные технологии и пр.), общеобразовательные предметы чередуются с музыкальными в рамках единого расписания. Каждый   ребенок   имеет   возможность   выбрать   индивидуальный   образовательный маршрут в соответствии со своими потребностями и запросами. Все занятия проходят в одном здании, поэтому родителям не приходится после школы вести ребенка в какое­либо учреждение   дополнительного   образования,   как   в   других   учебных   заведениях,   что немаловажно   для   многодетных   семей   в   условиях   мегаполиса,   в   которых,   зачастую, работают   оба   родителя.       Дополнительным   средством   социальной   защиты   является пришкольный   интернат,   созданный   для   одаренных   в   музыкальном   отношении   детей   из многодетных   семей,   семей,   где   родители   работают   посменно,   семей,   проживающих   в других районах города.  Поскольку в многодетных семьях возникают самые разные проблемы, оказание им необходимой   помощи   осуществляется   не   только   работниками   социальной   службы, медицинскими  и педагогическими  работниками,  но и органами  самоуправления  школы. Например:   Попечительский совет школы совместно с социальным педагогом выявляет многодетные семьи, изучает их состояние, потребности и на основании этого оказывает необходимую помощь сам или привлекает для этого другие организации;  Контроль   за   социальным   здоровьем   безнадзорных   детей,   подверженным влиянию улицы, организован со стороны медицинских работников школы, а также Советом по   профилактике   правонарушений,   комиссией   по   расследованию   дисциплинарных проступков обучающихся, службой медиации;  Социальная   комиссия   Совета   родителей   школы     создана   для   оказания помощи   многодетным   семьям,   оказавшимся   в   трудном   положении   (существенная имущественная потеря, серьезное заболевание, стихийное бедствие, повреждение жилья и пр.). Социально­педагогическая   деятельность   по   оказанию   помощи     семье   в   школе разворачивается   по   трем   направлениям: посредническое.   образовательное,   психологическое,  Образовательное   направление   включает   в   себя   помощь   педагогических работников   семье   в   обучении   и   в   воспитании,   которая   связана   с   формированием педагогической   культуры   родителей   и   их   просвещением.   В   оказание   этой   помощи участвуют не только воспитательная служба и социальный педагог, но и преподаватели по музыкальным  предметам, что создает дополнительные  возможности.   Адресная помощь оказывается   более   концентрированной   и   разнообразной   по   методам   и   способам воздействия.  Помощь   в   воспитании   осуществляется   путем   создания   специальных воспитывающих   ситуаций   в   целях   укрепления   воспитательного   потенциала   семьи. Социальный   педагог,   классный   руководитель,   руководитель   музыкального   коллектива, педагог по специальности совместно с родителями разрабатывают наиболее приемлемые для данной семьи способы воспитания.  Психологическое   направление.   Оно   включает   в   себя   социально­ психологическую поддержку и коррекцию. Такая поддержка направлена на формирование благоприятной   психологической   атмосферы   в   семье   (например,   во   время   сложной кризисной кратковременной ситуации). Коррекция (коррекция отношений) осуществляется в том случае, когда в семье наблюдаются факты психологического насилия над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение интересами и потребностями). В данном случае социальной педагог строит свою работу, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка, ориентируя семью на изменение внутрисемейных отношений. В случае психологического конфликта в семье или ребенка из многодетной семьи с одноклассниками подключается служба медиации и приглашенные специалисты­психологи.  Посредническое   направление.   Данное   направление   содержит   в   себе компоненты:   помощь   в   организации,   координацию   и   информирование.   Под   помощью   в организации  понимается  помощь в  организации  семейного   досуга.  В школе  существует традиция проводить музыкальные праздники, концерты совместно с родителями. Родители помогают   в   подготовке   театральных   постановок,   выставках   поделок   и   других мероприятиях школы. В   школе   проводится   большая   музыкально­просветительская   работа   для   жителей микрорайона, родителей, для этого используются потенциал музыкальных коллективов, а также сольные выступления детей на различных музыкальных инструментах. Проведение подобных   мероприятий   способствует   снятию   эмоциональной   напряженности   в многодетных семьях, созданию положительного эмоционального настроя и условий  для гармоничного развития всех членов семьи.  В работе с многодетной семьей в школе большое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни, направленное на   усиление роли родителей в воспитании детей посредством   привлечения   их   внимания   к   проблемам   детей   в   семье,   школе,   на   улице. Регулярно   проводятся   лектории,   конференции   для   родителей   с   привлечением специалистов из органов социальной защиты, здравоохранения, образования.  Анализ   результатов   социально­педагогической   работы   с   многодетными   семьями школьников   в   общеобразовательной   школе   с   углубленным   изучением   предметов музыкального   цикла   показал,   что   использование   предметов   искусства   (музыки) благоприятно   сказывается   на   психологическом   здоровье   обучающихся.   В   учреждении подобного   типа   созданы   уникальные   условия   для   развития   творческих   способностей каждого обучающегося, в том числе и для детей из многодетных семей независимо от возраста детей и материальных возможностей родителей. Благодаря целенаправленной и сплоченной работе педагогического коллектива   школа становится центром культурной жизни   микрорайона,   участников   и   активным   созидателем   которой   являются   учащиеся школы   всех   возрастов,   их   педагоги   и   родители.   Совместная   социально   направленная деятельность школьного коллектива является важным звеном социальной работы с детьми и их семьями, в том числе и многодетными семьями учащихся. Что находит отражение на качестве межличностных отношений, как в школьном коллективе, так   и   внутри семьи учащихся. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Социология семьи [Текст]: учебное пособие / под ред.  А.И. Антонова. – 2­е изд. – М., 2005. – 368 с. 2. Дружинин, В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. – 3­е изд., – Санкт­ Петербург: Питер, 2012 – 176 с. 3. Зверева, Н.В. Влияние дохода и размера семьи на ее потребление в современной России   [Текст]  / Н.В. Зверева // Семья в России. – 1996. – №1. – С. 99 ­112. 4. Теория социальной работы[Текст]: учебное пособие / под ред. д.ф.н. проф. Е. П. Агапова. –             М. : Издательско ­ торговая корпорация «Дашков и К» Ростов на Дону: Наука – Спектр, 2011. –     280 с. 5. http://www.pravomama.ru/mnogodet.html >©http://www.pravomama.ru ©

Особенности организации социально-педагогической работы с многодетными семьями с общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Особенности организации социально-педагогической работы с многодетными семьями с общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Особенности организации социально-педагогической работы с многодетными семьями с общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Особенности организации социально-педагогической работы с многодетными семьями с общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Особенности организации социально-педагогической работы с многодетными семьями с общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Особенности организации социально-педагогической работы с многодетными семьями с общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Особенности организации социально-педагогической работы с многодетными семьями с общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Особенности организации социально-педагогической работы с многодетными семьями с общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Особенности организации социально-педагогической работы с многодетными семьями с общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Особенности организации социально-педагогической работы с многодетными семьями с общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Особенности организации социально-педагогической работы с многодетными семьями с общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Особенности организации социально-педагогической работы с многодетными семьями с общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Особенности организации социально-педагогической работы с многодетными семьями с общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Особенности организации социально-педагогической работы с многодетными семьями с общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Особенности организации социально-педагогической работы с многодетными семьями с общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Особенности организации социально-педагогической работы с многодетными семьями с общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Особенности организации социально-педагогической работы с многодетными семьями с общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Особенности организации социально-педагогической работы с многодетными семьями с общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.07.2017