Особенности познавательной деятельности при слепоте и слабовидении
Оценка 4.7
Лекции
doc
психологическая работа +2
Взрослым
01.01.2019
Нарушения деятельности зрительного анализатора приводят к перестройке у слепых взаимоотношений анализаторов, к образованию внутри- или межанализаторных связей, относительному или полному доминированию иных, нежели у зрячих, анализаторных систем. Нарушение взаимодействия между зрительным и другими анализаторами отражается на всей сенсорной организации человека, что вызывает определённые отклонения в сферах логического познания и практики. В процессе деятельности у слепых складывается тактильно-кинестетически-слуховое ядро сенсорной организации, а в оптико-вестибюлярной установке происходит замена зрительного компонента двигательным.
У слабовидящих основным видом ощущений остаётся зрение. При восприятии мира у слепых резко повышается активность дистальных частей тела, особенно рук, что даёт эффект сенсибилизации – повышение тактильной чувствительности. У слепых выделяют кожно-оптическое чувство («кожное зрение») – способность кожных покровов реагировать на световые и цветовые раздражители (Литвак А.Г). Получает компенсаторную функцию вибрационная чувствительность. Исследования обонятельной и вкусовой чувствительности слепых показывают некоторое её повышение по сравнению с нормой.
10.doc
1. Особенности познавательной деятельности при слепоте и слабовидении.
Нарушения деятельности зрительного анализатора приводят к перестройке у слепых
взаимоотношений анализаторов, к образованию внутри или межанализаторных связей,
относительному или полному доминированию иных, нежели у зрячих, анализаторных
систем.
Нарушение взаимодействия между зрительным и другими анализаторами
отражается на всей сенсорной организации человека, что вызывает определённые
отклонения в сферах логического познания и практики. В процессе деятельности у слепых
складывается тактильнокинестетическислуховое ядро сенсорной организации, а в
оптиковестибюлярной установке происходит замена зрительного компонента
двигательным.
У слабовидящих основным видом ощущений остаётся зрение. При восприятии мира
у слепых резко повышается активность дистальных частей тела, особенно рук, что даёт
эффект сенсибилизации – повышение тактильной чувствительности. У слепых выделяют
кожнооптическое чувство («кожное зрение») – способность кожных покровов реагировать
на световые и цветовые раздражители (Литвак А.Г). Получает компенсаторную функцию
вибрационная чувствительность.
Исследования обонятельной и вкусовой
чувствительности слепых показывают некоторое её повышение по сравнению с нормой.
Изменения в сфере ощущений отражаются на восприятии объектов и явлений
окружающего мира. В норме формируется зрительный тип восприятия. У слабовидящих
зрительнодвигательнослуховой тип восприятия. Только при тотальной слепоте
доминирующее положение занимает осязательное восприятие. Зрительные и осязательные
восприятия сходны не только по своим физиологическим механизмам. Зрение и осязание
фиксируют целый ряд одних и тех же физических, пространственных и временных
характеристик объектов: форму, величину, направление, удаление, покой и движение.
Человек только при помощи зрения различает цвет, а при помощи осязания (помимо
перечисленных) – сдавливаемость, вес, тепло и холод (Литвак А.Г.). Движение глаз
(конвергенция, дивергенция, аккомодация) идентично движению ощупывающей руки.
Развитие внимания у слепых определяется необходимостью отчётливо, рельефно
воспринимать многочисленные свойства и признаки предметов, ничего не значащие для
зрячих, но при нарушении зрения получающие сигнально значение и выступающие на
первый план. В результате подсознательно формируется установка на внимание, на более
тщательный контроль над своими действиями.
Представления в процессе формирования проходит три фазы, различающиеся
уровнем дифференцированности соотношением чувственного и понятийного.
Представления в условиях сужения сенсорной сферы за счет полного или частичного
выпадения зрительных функции проходят в своем развитии и сохранении те же самые
фазы, что и в норме, но в то же время имеет характерные особенности и отличается от
нормы прежде всею своей динамикой замедленностью и затрудненностью межфазовых
переходов. Чем выше острота зрения, тем выше скорость межфазовых переходов, тем
легче они осуществляются. Характерной чертой представлений слепых и слабовидящих
является резкое сужение их круга за счёт полного или частичного выпадения зрительных
образов. Представления слепых и слабовидящих имеют и качественные отличия от
чувственных образов памяти зрячих: фрагментарность, схематизм, низкий уровень
обобщённости (генерализованность) и вербализм. Фрагментарность представлений у
слепых и слабовидящих проявляется при художественной деятельности: лепке, рисовании,
моделировании. Схематизм как следствие недостаточного отражения объектов,
проявляется при репродуцировании образов, бедных деталями, и поэтому слабо
дифференцированных. Но развивая наблюдательность, формируя навыки обследования,
можно преодолеть схематизм их представлений Исследования отдельных процессов памяти показывают затруднённость и
специфические особенности протекания запоминания, сохранения, узнавания. Но общие
закономерности памяти у слепых и слабовидящих, как и у зрячих, остаются одинаковыми
(Выготский Л.С.). При нарушении зрительных функций происходят замедленные
образования временных связей, что выражается в необходимости большего числа
подкреплений. Среди особенностей процесса запоминания слепых и слабовидящих
(меньший объём и скорость), выделяют и недостаточную осмысленность запоминаемого
материала, что связывают с дефектами восприятия и недостатками мышления (разрыв
между понятием и его конкретным содержанием; отсюда сложности с мыслительными
операциями анализа и синтеза, сравнения). Но запоминание материала, имеющего
смысловые связи, проходит у людей с патологией зрения достаточно успешно. Выделяются
индивидуальные колебания в объёме памяти, скорости запоминания, соотношении
осмысленного и механического запоминания. Быстрое забывание усвоенного материала
объясняется и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий
(эксперименты Ф.Н. Шемякина: слепота и нарушения цветного зрения отрицательно
сказываются на оперировании понятиями, обозначающими цвет).
Недостатки образов памяти, сужение сферы чувственного познания сказываются на
процессе воображения. и ограничивает воображение. При изучении сновидения слепых,
установлена их зависимость от времени и степени нарушения зрения: наиболее яркие
сновидения имеют место у лиц, ослепших в зрелом возрасте. Сновидения же ослепших в
детстве бедны образами, туманны и лишены зрительных элементов. Развитие
воссоздающего воображения у слепых важная задача педагогического процесса.
Воображение под влиянием потребностей, чувств и эмоций и не регулируемое волей и
сознанием, даёт нереальные фантастические образы: слепые видят себя лётчиками,
капитанами и т.д. Такой отрыв от реальности превращает мечту из стимула деятельности
в пустую мечтательность и отрицательно влияет на развитие личности (Морозов Н.Г.).
Но, не смотря на ограниченные возможности, воображение слепых используется в
процессах деятельности, восполняет недостатки восприятия и бедность чувственного
опыта, выполняя, таким образом, компенсаторную функцию. Важная роль в компенсации
дефектов зрения принадлежит «воссоздающему воображению». При его помощи слепые
формируют образы объектов, недоступных для непосредственного отражения. Сила
воображения находится в прямой зависимости от состояния зрительных функций.
Мышление. Невозможность или сложность получения ряда чувственных данных при
дефектах зрения препятствует тонкому различению и дифференцировке объектов, а значит
и их сравнению.
На операции сравнения основана классификация и систематизация, которая у
слепых проявляется в выделение несущественных или чрезмерно общих признаков
препятствует правильной классификации и систематизации. Полная или частичная утрата
зрения, сужая сенсорную сферу, отрицательно влияет на развитие аналитико
синтетической деятельности и мышления слепых.
Речевое развитие предполагает в ряде случаев неизбежность возникновения у них
разрыва между словом и образом (например, представление и обозначение цвета), однако
значение слов, даже обозначающих только зрительно воспринимаемые объекты, в силу их
обобщённости может быть доступно слепым. Выделяет компенсаторную функцию речи.
На основе словесных объяснений, подкрепляемых доступными для слепых чувственными
данными, лица с дефектами зрения получают представления о многих недоступных для их
восприятия предметах и явлениях действительности. Овладение речью и её функциями при
слепоте происходит так же, как у нормально видящих, однако нарушения или отсутствие
зрения накладывают на этот процесс отпечаток, вносят специфику, проявляющуюся в
динамике развития и накопления языковых средств и выразительных движений, своеобразии соотношения слова и образа, содержании лексики, некотором отставании
формирования речевых навыков и языкового чутья. Формирование артикуляции звуковой
речи, основанное не только на слуховом, но и на кинестетическом и зрительном
восприятии, существенно страдает. Основной дефект речи косноязычие, проявляющееся
в неправильном произношении свистящих и шипящих звуков, неправильное произношение
звука «Л», недостатки произношения звука «Р» , что часто отражается на письме.
Несмотря на многочисленные отклонения в развитие различных компонентов речи,
следует отметить, что речь в целом при правильном формирующем воздействии
развивается до нормального уровня и служит мощным средством компенсации,
существенно расширяя возможности слепых во всех видах деятельности.
2б27в Экспертная деятельность специального психолога.
В рамках понятия экспертизы может рассматриваться практически вся
диагностическая деятельность профессиональногог психолога.
Конечной целью любой экспертизы в самом общем виде является ответ на
поставленный заказчиком вопрос (или вопросы), который оформляется в виде экспертного
заключения.
С самого начала следует подчеркнуть, что в целом деятельность психолога,
связанная с консилиумом, может проходить, по крайней мере, в двух режимах:
в рамках экспертной деятельности психологомедикопедагогического консилиума
образовательного учреждения;
в рамках специализированного сопровождения детей (групп), которые выделены по
какимлибо параметрам и нуждаются в специализированной помощи.
К задачам консилиума специального (коррекционного) образовательного
учреждения следует отнести:
экспертные задачи по определению образовательного маршрута детей с
особыми образовательными потребностями при переводе их в другую
образовательную систему (например, по итогам успешности их обучения в начальной
школе
решении
вопроса о переводе в общеобразовательную школу);
при
экспертные задачи по выявлению детей, более остальных нуждающихся в
со
дополнительной
стороны специалистов, то есть индивидуализация образовательного маршрута
коррекционного обучения (данная задача включает и мониторинговое сопровождение
всех детей образовательного учреждения);
специализированной
помощи
контроль эффективности дополнительной специализированной помощи детям.
координация деятельности всех специалистов, проводящих консилиум (принцип
междисциплинарности и координаторного характера деятельности специального
психолога).
Задачи психолога выявление структуры развития, причин и механизмов,
повлекших наблюдаемые феномены, что отражается в психологическом диагнозе.
Работа консилиума с ребенком может начаться либо по запросу родителей (лиц, их
замещающих), либо (с их согласия) по запросу учителя, администрации образовательного
учреждения.
плановые и внеплановые консилиумы.
Плановый консилиум решает следующие задачи:
определение путей психологомедикопедагогического сопровождения детей; выработка согласованных решений по определению образовательного
коррекционноразвивающего маршрута и дополнительных программ развивающей или
коррекционной работы;
динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы;
решение вопроса об изменении образовательного маршрута, развивающей и
коррекционной работы по завершении обучения (окончании учебного года).
Как правило, периодичность плановых консилиумов составляет один раз в
полгода.
Внеплановые консилиумы собираются по запросам специалистов (педагога класса,
психолога или одного из работающих с ребенком специалистов). Как уже указывалось,
поводом для внепланового консилиума является отрицательная динамика обучения или
развития ребенка, негативные особенности поведения и т.п.
Задачами внепланового консилиума являются:
1) решение вопроса о принятии какихлибо необходимых экстренных мер по
каким
выявившимся
специалистом должен быть проконсультирован ребенок в первую очередь);
обстоятельствам
числе,
том
(в
2) изменение направления ранее проводимой коррекционноразвивающей работы в
не
ситуации
случае
или
ее
в
изменившейся
эффективности;
3) решение вопроса об изменении образовательного маршрута либо в рамках
деятельности данного образовательного учреждения, либо в подборе иного типа учебного
заведения (повторное прохождение психологомедикопедагогической комиссии).
В современной командной работе специалистов ПМПК реализуются два основных
принципа — мультидисциплинарный и междисциплинарный.
Смысл мулыпидисциплинарного принципа заключается в необходимости
равноправного учета данных и мнений всех специалистов консилиума (от врачей до
социальных работников и воспитателей ГПД).
Междисциплинарный
принцип деятельности специалиста при оценке
психического развития ребенка предусматривает необходимость согласования
коллегиальных подходов при такой оценке и изменения мнения каждого из специалистов в
зависимости от мнения других членов ПМПК.
Этапы работы консилиума.
Первичное обследование ребенка разными специалистами (в том числе и
психологом) является первым этапом сопровождения. Психолог, осуществляющий
первичное консультирование ребенка, собирает анамнестические сведения о нем и его
семье (психологический анамнез). Другие специалисты дополняют и уточняют полученные
анамнестические данные. Первый этап заканчивается составлением индивидуальных
заключений всеми специалистами консилиума.
Второй этап
коллегиальное обсуждение полученных результатов!
Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет выработать единое
представление о характере и особенностях развития ребенка, определить общий прогноз
его дальнейшего развития и комплекс необходимых развивающекоррекционных мероприя
тий.
Следующим (третьим) этапом деятельности психолога образования является
реализация решений консилиума (муниципальной консультации) в плане развивающе коррекционных мероприятий внешкольного компонента или включения специальной
психологической помощи непосредственно в процесс обучения ребенка. Завершением
этого этапа работы психолога является динамическое обследование (оценка состояния
ребенка после окончания цикла развивающекоррекционной работы) или итоговое
обследование.
Организация и содержание деятельности психолога на психологомедико
педагогической комиссии (ПМПК).
Задачи психолога при ПМПК:
1) выявление особенностей психического состояния ребенка и его потенциальных
возможностей в плане получения адекватного образования;
2)определение условий образования и воспитания, необходимых детям с особыми
адекватных выявленным индивидуальным
образовательными потребностями,
особенностям, определение индивидуального образовательного маршрута;
3)психологическое консультирование родителей (законных представителей),
педагогических, медицинских, социальных работников, работников иных учреждений и
ведомств (при необходимости), представляющих интересы ребенка в семье, образова
тельном учреждении, в социуме в целом;
4)при необходимости — отслеживание динамики обучения и уровня социальной
адаптации в процессе интеграции ребенка в образовательном учреждении (совместно со
специалистами психологомедикопедагогического консилиума образовательного
учреждения, в котором находится данный ребенок);
5)участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого
педагогической и медикосоциальной культуры населения и профессионалов (в первую
очередь специалистов школьных психологомедикопедагогических консилиумов).
6) оценка степени восприятия и осознания той информации, тех рекомендаций,
которые даются членам семьи обследуемого ребенка.
Можно определить ряд требований к процедуре обследования:
Процедура и продолжительность обследования определяются возрастными,
индивидуальными и типологическими особенностями развития ребенка.
При работе с детьми (особенно раннего возраста) целесообразно практиковать
выездные сессии ПМПК, для того чтобы обследование происходило в наиболее привычных
для них условиях. Среднее время приема ребенка на ПМПК не должно превышать
полуторадвух часов. Это время может перемежаться периодами отдыха ребенка или
распределяться на несколько дней в соответствии с психологомедикопедагогическими
показаниями и возможностями повторного посещения ребенком ПМПК (в зависимости от
территориальной удаленности ПМПК от места жительства ребенка, показаний к
проведению комиссии, других причин).
состав
ПМПк:
Примерный
руководителя
заместитель
образовательного учреждения по учебновоспитательной
работе (председатель
консилиума), учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ),
представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом
работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп, педагог
психолог, учительдефектолог и/или учительлогопед, врачпедиатр (невропатолог,
психиатр), медицинская сестра
Особенности познавательной деятельности при слепоте и слабовидении
Особенности познавательной деятельности при слепоте и слабовидении
Особенности познавательной деятельности при слепоте и слабовидении
Особенности познавательной деятельности при слепоте и слабовидении
Особенности познавательной деятельности при слепоте и слабовидении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.