Особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников
Оценка 5

Особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников

Оценка 5
Лекции
doc
психологическая работа +2
Взрослым
01.01.2019
Особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников
Специфические закономерности психического развития умственно отсталых детей нашли отражение в работах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.Р. Лурия, Б.И. Пинского, Ж.И. Шиф, И.М. Соловьева, С.Я. Рубинштейн, В.Г. Петровой и др. Основным недостатком восприятия умственно отсталых детей является нарушение обобщенности, отмечается также замедленный темп восприятия, узость объема, нарушение избирательности, малая дифференцированность. У уо развитие восприятия происходит неравномерно, усвоенные детьми эталоны зачастую оказываются нестойкими,расплывчатымиДля представлений умственно отсталых детей характерны недифференцированность, фрагментарность, поверхностный характер, недостаточная обобщенность и уподобляемость. Нарушенными являются представления о себе, ближайшем окружении, о пространстве и времени и др.
2.doc
1б3в   Особенности   познавательной   деятельности   умственно   отсталых школьников Специфические закономерности психического развития умственно отсталых детей нашли отражение в работах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.Р. Лурия, Б.И. Пинского, Ж.И. Шиф, И.М. Соловьева, С.Я. Рубинштейн, В.Г. Петровой и др. Основным недостатком восприятия умственно отсталых детей является нарушение обобщенности, отмечается также замедленный темп восприятия, узость объема, нарушение избирательности, малая дифференцированность.   У уо развитие восприятия происходит неравномерно, усвоенные детьми эталоны зачастую оказываются нестойкими,расплывчатымиДля представлений умственно отсталых детей характерны недифференцированность, фрагментарность, поверхностный характер, недостаточная обобщенность и уподобляемость. Нарушенными являются представления о себе, ближайшем окружении, о пространстве и времени и др. Памяти умственно отсталых детей свойственно снижение продуктивности основных ее   процессов.   Запоминание   материала   у   умственно   отсталых   характеризуется   низким объемом, неточностью, замедленностью; воспроизведение – низким объемом, искажением материала,   привнесениями.   Наиболее   нарушенной   является   смысловая   память.   Лучше умственно отсталые запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. Позднее, чем   в   норме,   у   умственно   отсталых   формируется   произвольное   запоминание   и воспроизведение   материала.   Значительные   трудности   представляет   и   припоминание материала. Опосредованная смысловая память развита слабо. Характерна эпизодическая забывчивость. Внимание  умственно   отсталых   детей   страдает   из­за   трудности   привлечения   к объекту, слабости концентрации, неустойчивости. Для внимания умственно отсталых детей характерны   трудности   распределения,   замедленность   переключения.   Даже   будучи привлеченным   к   объекту   внимание   умственно   отсталых   быстро   истощается   и характеризуется   патологической   отвлекаемостью.   В   наибольшей   степени   страдает произвольное внимание. У   умственно   отсталых   детей   нарушены   все   стороны  речи:  фонетическая, лексическая,   грамматическая.   У   них  отмечаются   трудности   звукобуквенного  анализа   и синтеза,   восприятия   и   понимания   речи.   В   результате   наблюдаются   различные   виды расстройств   письма,   трудности   овладения   техникой   чтения,   снижена   потребность   в общении. Мышление  умственно   отсталых   детей   характеризуется   пассивностью, несамостоятельностью,   некритичностью,   инертностью.   У   умственно   отсталых   детей нарушены все мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация и др. В наибольшей   степени  страдает  обобщение  и  абстрагирование.   Развитие  различных  видов мышления   также  своеобразно  по  сравнению   с  нормой.  Наиболее   нарушенным   является словесно­логическое   мышление,   а   наиболее   сохранным   ­   наглядно­действенное.   У умственно отсталых детей затруднено формирование понятий, суждений и умозаключений. Мотивация   мышления   снижена.   При   решении   мыслительных   задач   отмечается недостаточность ориентировки, отсутствие планирования, неосознанность и хаотичность действий. 2б28в   Система   психологического   обеспечения   образования   в   современных условиях Основные   этапы   становления   службы   практической   психологии   в   системе образования:Развитие   практической   психологии   в   значительной   степени   обусловило в психологии Российской образования гуманизацию   всей   педагогической   системы   и   привело   к   возникновению   службы практической   Федерации. История психологической службы образования в нашей стране непродолжительна, тогда как мировая практика свидетельствует об ее интенсивном развитии во второй половине XX столетия   в   Великобритании,   Франции,   США,   Канаде,   Японии'.   В   1988   г.   вышло Постановление Государственного комитета СССР о введении ставки школьного психолога во   все   учебно­воспитательные   учреждения   страны,   и   с   данного   времени   начинается собственно организация психологической службы образования. Как указывалось в решении коллегии Министерства образования РФ «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации» от 19.03.95 г., введение практической психологии в систему образования способствовало постановке,и решению задач   перехода   от   унифицированного   образования   к   вариативному   образованию;   от педагогики «знаний, умений и навыков» к педагогике развития; В начале XX века в России сложилась не только законодательная база для существования и развития службы, но и система   подготовки   и   переподготовки   специалистов   психологов­практиков.   Только   в Москве в 2001 г. обучение в области практической психологии проводили 70 факультетов различных   государственных   и   негосударственных   вузов.   Деятельность   психологической службы  в системе  народного образования обеспечивается  специалистами,  окончившими высшее   учебное   заведение   по   специальности   «психология»   или   прошедшими переподготовку   и   получившими   квалификацию   «практический   психолог».   В   настоящее время служба охватывает всю систему образования от детского сада, школы, учреждений начального профессионального образования до вузов; от детского дома, школы­интерната до элитных частных учебных заведений. Современное   состояние   и   организационные   формы   функционирования психологических   служб   в   системе   образования:  Выделено   два   наиболее   общих определения, которые отражают суть ее задач и пути их решения.   консультации   в   сферах   производства, Во­первых,   психологическая   служба   представляет   собой   психологическое обеспечение различных социальных сфер: здравоохранения, образования, производства и других, — создавая  особую сферу  психологических  услуг. Это система  практического использования психологии для'решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики,   образования, здравоохранения,   охраны   правопорядка   и   т.   д.   Иными   словами,   термином «психологическая   служба»   обозначают   всю   сферу   практической   психологии.Во­вторых, психологическая служба обозначает и систему специальных учреждений, создаваемых в различных   социальных   институтах   и   организациях,   призванных   оказывать квалифицированную   психологическую   помощь   нуждающимся   в   ней   людям. Основные  цели  психологической  службы  ­ оказание психологической  помощи людям  и обеспечение   удовлетворения   спроса   населения   на   те   или   иные   виды   психологической помощи   транспорта,             Общие   и   специфические   задачи   сопровождения   в   зависимости   от   вида образовательного   учреждения  Сопровождение   в массовом   и специальном   образовании различается по содержанию и направленности. В специальной школе акцент смещается на адаптацию   ребенка   к школьным   условиям   и задачам.   Специфика   содержания сопровождения определяется значительно более широким кругом решаемых задач помощи   и поддержки   (формирование   социальных   навыков,   учет   психофизического   статуса ребенка).    Сущность сопровождения  ребенка с нарушениями  в развитии  методологически  раскрыта   в работах   И.И. Мамайчук,   Согласно   И.И. Мамайчук   (2001), психологическое   сопровождение   детей   с нарушениями   в развитии   ­   это   деятельность психолога,   направленная   на   создание   комплексной   системы   клинико­психологических,   М.М. и Н.Я.Семаго. его   ребенка   психического следующие   в динамике психолого­педагогических   и психотерапевтических   условий,   способствующих   успешной адаптации,   реабилитации   и личностному   росту   детей   в социуме.   Это   динамический процесс,включающий компоненты:   ­ систематическое   отслеживание   клинико­психологического  и психолого­педагогического статуса развития   ­ создание   социально­психологических   условий   для   эффективного   развития   детей   в социуме   ­ систематическая   психологическая   помощь   детям   в виде   консультирования, поддержки психокоррекции,     ­ систематическая   психологическая   помощь   родителям   детей   с нарушениями   в развитии   ­ организация   жизнедеятельности   ребенка   в социуме   с учетом   его   психических   и физических возможностей. Таким образом, содержание сопровождения определяется как «создание силами всех участников образовательного процесса оптимального для каждого конкретного   ребенка   равновесного   состояния   между   образовательными   воздействиями   и индивидуальными  возможностями ребенка» (Семаго М.М., 2005, с. 45). Методической основой   деятельности   психолога   становится   постоянный   контроль   за   состоянием адаптивности ребенка на всем протяжении обучения. психологической           Концепция специальной психологической помощи в системе образования В   центре   внимания   службы   специальной   психологической   помощи   —   дети   и подростки   с   различными   отклонениями   в   психическом,   соматическом,   сенсорном, интеллектуальном,   личностном  и  социальном  развитии,   а  также  лица,  имеющие  особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями здоровья.  Основной   целью   службы   специальной   психологической   помощи   в   системе образования   является   выявление,   устранение   и   предотвращение   дисбаланса   между процессами обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями и их индивидуальными   возможностями,   создание   условий   для   социально­психологической адаптации,   включая   дальнейшее   профессиональное   самоопределение   обучающихся   и воспитанников.  Основная   цель   службы   реализуется   через   решение   диагностических,   профилактических   и   opraнизационно­просветительских   задач   и коррекционных, конкретизируется в следующих видах деятельности специалиста:  —   дифференциальная   психологическая   диагностика,   направленная   на   выявление психологической структуры нарушения, определение сохранных зон развития для подбора адекватного образовательного учреждения;  —  разработка  индивидуальной   психокоррекционной  программы,  согласованной   с учебным   процессом,   психологической   структурой   развития   ребенка   (с   учетом   зоны ближайшего развития):  — оценка учебной и социальной микросреды для организации оптимальных условий обучения и развития ребенка;  —   формирование   и   реализация   индивидуальной   коррекционной   программы, встроенной в целостный процессе психолого­медико­педагогической коррекции развития ребенка с особыми образовательными потребностями; совместная с педагогом работа по развитию когнитивных функций и эмоционально­волевой сферы, коррекция поведенческих проблем;  —   оказание   помощи   педагогам   в   организации   адекватных   условий   обучения   и воспитания   для   ребенка   с   особыми   образовательными   потребностями,   рекомендации   в отношении учебной нагрузки, параметров и формы оценки результатов обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка, предложения по подбору и распределению детей в классе; —   консультирование   и   оказание   помощи   педагогу   в   организации   и   развитии взаимодействия между учениками в учебном процессе и за его пределами;  —   обеспечение   психологической   поддержки   родителей   и   лиц,   их   заменяющих. Психологическое   консультирование   семей,   направленное   на   формирование   адекватного воспитательного подхода к ребенку с проблемами в обучении, улучшение эмоционального контакта с ним, соотнесение возможностей ребенка с требованиями учебного процесса;  — обеспечение социально­психологических предпосылок эффективной интеграции детей   и   подростков   в   образовательную   социокультурную   среду   на   разных   возрастных этапах развития ребенка;  —   формирование   психологической   культуры   субъектов   образовательного пространства  с  целью   подготовки  процессов   интеграции   детей,  имеющих  отклонения  в развитии, в социокультурную среду образовательного учреждения;  —   формирование   у   педагогов,   учителей,   воспитателей,   администрации образовательных учреждений, преподавателей, родителей (лиц, их заменяющих), а также детей,   подростков   и   молодежи   потребности   в   психологических   знаниях,   желания использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создавая условия для полноценного личностного развития.  На   должность   педагога­психолога,   работающего   в   области   специальной психологической   помощи   в   системе   образования,   должен   назначаться   специалист   с основными специальностями: «022700 — психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии», «031900 — специальная психология», «032000 — коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)», а также коррекционные педагоги и специалисты с   базовым   психологическим   образованием,   прошедшие   подготовку   и   повышение квалификации в указанной области.  Для   повышения   квалификации   специалистов,   работающих   в   службе   специальной   необходимо   предусмотреть психологической   помощи   в   системе   образования, специализацию и разработку дифференцированных учебных планов для второго высшего образования в соответствии с существующими образовательными стандартами.   документация, Нормативно­правовая   деятельность специалистов   в   образовательных   учреждениях   специального   образования   и   опорных организационных   структурах   службы   специальной   психологической   помощи   в   системе образования, утверждается либо на уровне субъектов Федерации, либо на федеральном уровне.   регламентирующая       изменений Принятая   Правительством   Российской   Федерации   Концепция   модернизации российского образования на период до 2010 г.  определяет приоритетные цели и задачи, решение   которых   требует   построения   адекватной   системы   психолого­педагогического сопровождения.   Особенностью  развития   системы  сопровождения  на  современном   этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, содержании. Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний   и   навыков,   но   связывается   с   воспитанием,   понятием   «качество   жизни», раскрывающимся   через   такие   категории,   как   «здоровье»,   «социальное   благополучие», «самореализация»,   «защищенность».   Соответственно   сфера   ответственности   системы психолого­педагогического   сопровождения   не   может   быть   ограничена   рамками   задач преодоления   трудностей   в   обучении,   но   может   включить   в   себя   задачи   обеспечения успешной   социализации,   сохранения   и   укрепления   здоровья,   защиты   прав   детей   и подростков структуре его и в

Особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников

Особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников

Особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников

Особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников

Особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников

Особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников

Особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников

Особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.01.2019