Особенности психического развития детей с ОВЗ (ИН)
Оценка 4.6

Особенности психического развития детей с ОВЗ (ИН)

Оценка 4.6
Лекции
docx
администрации +1
Взрослым
01.04.2019
Особенности психического развития детей с ОВЗ (ИН)
Сформированность (или несформированность) универсальных учебных действий является важнейшим индикатором особых образовательных потребностей учащихся, характеризует возможности их обучения и развития. Развитие УУД обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин.
Особенности психического развития детей с ОВЗ (ИН).docx
«Особенности психического развития детей с ОВЗ (ИН) с точки зрения критериев оценки сформированности  различных универсальных учебных действий». Введение Универсальные   учебные   действия,   их   свойства   и   качества   определяют эффективность   образовательного   процесса,   в   частности   усвоение   знаний, формирование   умений,   образа   мира   и   основных   видов   компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Универсальные учебные действия как основа диагностики процесса обучения детей   с   ОВЗ   Диагностику   процесса   обучения   и   развития   детей   с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) целесообразно проводить на основе изучения универсальных учебных действий (УУД).  УУД формируются на основе высших психических функций и мыслительных операций   (анализ,   синтез,   сравнение,   абстракция,   обобщение),   они   тесно связаны с личностным развитием, самоопределением школьника.  Поэтому   можно   утверждать, (или несформированность) универсальных учебных действий является важнейшим индикатором особых образовательных потребностей учащихся, характеризует возможности их обучения и развития. сформированность   что     Развитие УУД обеспечивает формирование психологических новообразований и   способностей   учащегося,   которые   в   свою   очередь   определяют   условия высокой   успешности   учебной   деятельности   и   освоения   предметных дисциплин. Основная часть ФГОС:   Универсальные   учебные   действия   –   способность   субъекта   к самосовершенствованию   и   саморазвитию   путем   сознательного   и   активного присвоения   нового   социального   опыта,   совокупность   действий   учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность,  способность   к   самостоятельному   усвоению   новых   знаний   и умений, включая организацию этого процесса. Образовательно­воспитательная программа школы должна быть согласована с программой развития универсальных учебных действий. При отборе и структурировании содержания образования, выборе конкретных методов   и   форм   обучения   должны   учитываться   цели   формирования конкретных   видов   УУД   Формирование   универсальных   учебных   действий создает возможность соотносить учебные предметы с точки зрения приемов познавательной   деятельности,   общих   для   осуществления   познания   этих предметных областей (А.Г.Асмолов и др., 2007, 2008). Принципы   диагностики   обучения   и   развития   детей   с   ОВЗ   Психолого­ педагогическая диагностика обучения и развития детей с ОВЗ реализуется на основе следующих принципов. Существенное   значение   имеет   принцип   динамического   изучения   ребенка, согласно которому при обследовании важно выяснить не только то, что дети знают и умеют, но и их потенциальные возможности в обучении. Этот принцип основывается   на   концепции   Л.С.Выготского   о   соотношении   обучения   и развития, о зоне ближайшего развития. Реализация   данного   принципа   предусматривает   применение   не   только диагностических   методик,   соответствующих   возрасту   ребенка,   но   также методик,   позволяющих   выявлять   его   потенциальные   возможности,   т.е. определять зону ближайшего развития.  Такие   методики   содержат   задания,   имеющие   общий   принцип   решения   при различной степени сложности. Предъявление заданий возрастающей сложности позволяет выяснить, какие из них ребенок в состоянии выполнить самостоятельно, а какие ему недоступны. Обследование   рекомендуется   планировать   и   проводить   с   применением психологического обучающего эксперимента, а если такой возможности нет, то   оказывать   детям   дозированную   помощь,   которая   позволит   прийти   к положительным результатам и вместе с тем позволит получить представление о причинах, затрудняющих выполнение заданий. Особенности   психического   развития   детей   с   ОВЗ   Общие   особенности развития детей с ОВЗ, которые определяют трудности формирования УУД: Трудности   во   взаимодействии   с   окружающим   миром,   приводящие   к обеднению   социального   опыта,   искажению   способов   общения   с   другими людьми.  Все это усложняет социальную адаптацию детей и взрослых с различными типами   нарушений   развития.   Замедляются   процессы   усвоения   и воспроизводства   социального   опыта,   установления   межличностных отношений.   Своеобразие   развития   речи   (отставание   или   недоразвитие) отмечено почти у всех детей с ОВЗ. Особенности развития личности детей и подростков с ОВЗ:  для них характерна неадекватная самооценка – переоценка или недооценка собственных возможностей, способностей, достижений.  Это   связано   с   замедленным   формированием   основных   структурных компонентов   личности   –   самосознания,   эмоционально­волевой   сферы, мотивации, уровня притязаний; ограничением контактов с людьми; реакцией личности   на   психотравмирующую   ситуацию,   обусловленную   постепенным осознанием своей несостоятельности.  Нарушения в развитии личности особенно сильно выражены в тех случаях, когда   коррекционная   работа   проводится   несвоевременно,   или   при неблагоприятном   социальном   окружении,   при   неадекватных   изменениях   в родительских установках.  Все   эти   обстоятельства   ослабляют   способность   личности   к   активному приспособлению   к   жизни   и   реализации   имеющихся   собственных возможностей. Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ  Неравномерность развития   ­   различные   психические   функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада. Пример: резкие перепады в развитии   познавательных   функций   в   подростковом   и   юношеском возрасте.  Гетерохронность развития   означает   асинхронность   (несовпадение   во времени) фаз развития отдельных органов и функций.  Неустойчивость развития.   Развитие   всегда   проходит   через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах детского развития.  Сенситивность развития. Сенситивный период развития — это период повышенной   восприимчивости   психических   функций   к   внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания. Процесс развития непрерывен и необратим.  Кумулятивность психического   развития   означает,   что   накопление количества   изменений,   которое   в   итоге   приводит   к   возникновению нового качества. Пример — последовательное становление и развитие наглядно­действенного,   наглядно­образного   и   словесно­логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.  Дивергентность — конвергентность хода развития. Дивергенция — это   повышение   разнообразия   в   процессе   психического   развития,   а конвергенция — его свертывание, усиление избирательности.  Внутренними механизмами развития выступает единство процессов дифференциации   и   интеграции,   выделения   в   структуре формирующейся   системы   новых   компонентов   (дифференциация)   и сочленение этих компонентов с другими (интеграция). Вывод Наряду   с   общими   закономерностями   отклоняющегося   развития, сопровождающими   любой   тип   нарушения,   выделяют   закономерности, специфические для определенной категории детей с ОВЗ. Знания   особенностей   психического   недоразвития   детей   с   ОВЗ   дает возможность   более   глубоко   понять   специфику   их   развития   и   правильно организовывать коррекционную помощь. Психологические особенности развития детей с ОВЗ Восприятие низкий   уровень   развития   восприятия.   Это   проявляется   в необходимости   более   длительного   времени   для   приема   и переработки   сенсорной   информации,   недостаточно   знаний этих детей об окружающем мире. Мышление наглядно­действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно­образное и особенно словесно­логическое. Память Внимание Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная память   над   долговременной,     а   механическая   над логической, наглядная над словесной. Внимание   неустойчивое,   рассеянное,   дети   с   трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации   внимания   обуславливаются   слабым   развитием интеллектуальной   активности   детей,   несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. Речь имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы. Эмоционально ­волевая сфера Снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. Особенности личности   познавательная   активность, Снижена замедленный темп переработки информации.   отмечается Наблюдается   низкая   работоспособность   в   результате повышенной   истощаемости,   вследствие   возникновения   у детей явлений психомоторной расторможенности. Наблюдается несформированность произвольного поведения по   типу   психической   неустойчивости,   расторможенность влечений, учебной мотивации. Игровая   деятельность   не   сформирована.   Сюжеты   игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны

Особенности психического развития детей с ОВЗ (ИН)

Особенности психического развития детей с ОВЗ (ИН)

Особенности психического развития детей с ОВЗ (ИН)

Особенности психического развития детей с ОВЗ (ИН)

Особенности психического развития детей с ОВЗ (ИН)

Особенности психического развития детей с ОВЗ (ИН)

Особенности психического развития детей с ОВЗ (ИН)

Особенности психического развития детей с ОВЗ (ИН)

Особенности психического развития детей с ОВЗ (ИН)

Особенности психического развития детей с ОВЗ (ИН)

Особенности психического развития детей с ОВЗ (ИН)

Особенности психического развития детей с ОВЗ (ИН)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2019