Особенности психического развития детей с ЗПР в дошкольном возрасте
Оценка 4.8
Лекции
doc
психологическая работа +2
Взрослым
01.01.2019
Сенсорно-перцептивные функции. Распространенность недостатков зрения и слуха среди детей с за¬держкой психического развития не выше, чем среди нормально развивающихся детей. Вместе с тем совершенно очевидно наличие недостатков восприятия. А. Штраус и Л. Истинен писали, что эти дети «слушают, но не слышат, смот-рят, но не видят», обобщенно формулируя, таким образом обнаруживае¬мую у детей недостаточную целенаправленность восприятия, ведущую к его фрагментарности и недостаточной дифференцированности. У детей с задержкой психического развития трудности в выделении фигуры на фоне, затруднения при различении близких по форме фигур и при необходимости вычленить детали рассмат¬риваемого объекта, недостатки восприятия глубины пространства, что за¬трудняет детям определение удаленности предметов, и в целом недостатки зрительно-пространственной ориентировки. Особые трудности обнаружи¬ваются в восприятии расположения отдельных элементов в сложных изо¬бражениях. Имеются затруднения в построении цело¬стного образа из отдельных предъявленных частей. Формирование целост¬ного образа происходит замедленно, поэтому ребенок многого не замечает, упускает детали. Польский психолог X. Спионек (1978) считает отставание в развитии зрительного восприятия, наблюдаемое у детей этой категории, одной из главных причин испытываемых ими трудностей в обучении.
4.doc
1 блок 8 вопрос Особенности психического развития детей с ЗПР в дошкольном
возрасте
Сенсорноперцептивные функции
. Распространенность недостатков зрения и слуха
среди детей с задержкой психического развития не выше, чем среди нормально
развивающихся детей. Вместе с тем совершенно очевидно наличие недостатков восприятия.
А. Штраус и Л. Истинен писали, что эти дети «слушают, но не слышат, смотрят, но не
видят», обобщенно формулируя, таким образом обнаруживаемую у детей недостаточную
целенаправленность восприятия, ведущую к его фрагментарности и недостаточной
дифференцированности. У детей с задержкой психического развития трудности в
выделении фигуры на фоне, затруднения при различении близких по форме фигур и при
необходимости вычленить детали рассматриваемого объекта, недостатки восприятия
глубины пространства, что затрудняет детям определение удаленности предметов, и в
целом недостатки зрительнопространственной ориентировки. Особые трудности
обнаруживаются в восприятии расположения отдельных элементов в сложных изо
бражениях. Имеются затруднения в построении целостного образа из отдельных
предъявленных частей. Формирование целостного образа происходит замедленно, поэтому
ребенок многого не замечает, упускает детали. Польский психолог X. Спионек (1978)
считает отставание в развитии зрительного восприятия, наблюдаемое у детей этой
категории, одной из главных причин испытываемых ими трудностей в обучении.
Рассматривая все описанные недостатки восприятия, можно видеть, что связаны они
не с первичными сенсорными дефектами, а выступают на уровне сложных, сенсорно
перцептивных функций, т.е. являются следствием несформированности аналитико
синтетической деятельности в зрительной системе. Слуховое восприятие. Дети испытывают
трудности при выделении звуков в слове. Осязательное восприятие. Дети определяют
место прикосновения неточно, иногда вообще не могут его локализовать. Особенно трудно
им локализовать тактильные ощущения в случае одновременных прикосновений к двум раз
ным участкам кожи. Недостаточность, отставание в развитии двигательных ощущений
проявляется в неточности и несоразмерности движений, оставляющих впечатление
двигательной неловкости детей, а также в трудностях воспроизведения, например, поз их
руки, устанавливаемых взрослым. Все это отмечается, естественно, тогда, когда ребенок не
видит устанавливаемых поз.
Важно отметить, что в ходе возрастного развития недостаточность восприятия
преодолевается, при этом тем быстрее, чем более осознанными оно становится. Быстрее
преодолевается отставание в развитии зрительного восприятия и слухового. Особенно
интенсивно это происходит в период обучения грамоте. Медленнее развивается
осязательное восприятие. Моторика. Особые затруднения обнаруживаются при выполнении
попеременных движений, например попеременного сгибания в кулак и распрямления
пальцев рук или сгибания большого пальца при одновременном распрямлении остальных
пальцев той же руки. При выполнении произвольных движений, затрудняющих детей, часто
проявляется излишнее напряжение мышц, а иногда и подергивания. Недостатки моторики
неблагоприятно сказываются на развитии изобразительной деятельности детей,
обнаруживаясь в трудностях проведения простых линий, выполнении мелких деталей
рисунка, а в дальнейшем в трудностях овладения письмом. Все сказанное говорит о
необходимости специальных занятий по развитию моторики этих детей в дошкольном
возрасте. Внимание. Недостатки внимания как сосредоточения деятельности субъекта на
какомлибо объекте отмечаются всеми исследователями в качестве характерного признака
задержки психического развития. Дети плохо сосредоточиваются на одном объекте, их
внимание неустойчиво. Эта неустойчивость проявляется и в любой деятельности, которой
занимаются дети. Недостатки внимания детей с задержкой психического развития в значительной мере связаны с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью,
которые особенно характерны для детей с органической недостаточностью центральной
нервной системы. Память. По данным наблюдений, дошкольники с задержкой психического
развития обладают худшей памятью, чем их нормально развивающиеся сверстники. Однако
различия между детьми этих двух групп не всегда значительны. Показатель
непосредственной кратковременной памяти детей с задержкой развития несколько ниже,
чем у нормально развивающихся детей, и выше, чем у умственно отсталых дошкольников.
Образная память детей с задержкой психического развития менее точна, чем у нормально
развивающихся дошкольников. Т.о., можно видеть, что, несмотря на некоторое отставание
в развитии памяти детей с ЗПР, в ее проявлениях наблюдается та же закономерность,
которая прослеживается у детей без отклонений в развитии: преобладание наглядно
образной памяти по сравнению со словесной. Мышление. У дошкольников с ЗПР
наблюдается отставание в развитии всех видов мышления (нагляднодейственного,
нагляднообразного и словеснологического), которое в наибольшей мере обнаруживается
по показателям актуального уровня развития и в наименьшей степени выступает при
решении задач нагляднодейственного характера. Нагляднодейственный характер
мышления проявляется у этих детей в наиболее выраженной форме: все этапы решения
развернуты, наблюдаются пробы и ошибки, идет формирование специальных
пробовательных действий, в то же время нормально развивающиеся дошкольники уже
осуществляют мысленные прикидки действий. К особенностям мышления детей с ЗПР
относятся также недостаточная ориентировка в условиях задачи и импульсивность
действий. Отставание дошкольников интересующей нас группы от нормально
развивающихся сверстников по уровню развития нагляднообразного мышления выражено
значительно больше. Дети с задержкой развития по количеству и качеству решений ближе к
нормально развивающимся, чем к умственно отсталым. Переход от нагляднодейственного
к нагляднообразному мышлению, т.е. переход к оперированию наглядно представленными
условиями задачи во внутреннем плане, является чрезвычайно важным этапом в развитии
мыслительной деятельности в целом. Он выступает как предпосылка развития словесно
логического мышления, осуществляющегося целиком во внутреннем плане. по уровню
сформированно всех трех видов мышления они отстают от нормально развивающихся
сверстников, но это отставание проявляется неравномерно. В наименьшей мере оно
проявляется в нагляднодейственном мышлении, особенно если учитывать зону ближай
шего развития. Очень велико отставание в развитии нагляднообразного мышления, где
даже с учетом потенциальных возможностей оно достигает статистически значимых
величин. Тем не менее изучаемые дошкольники оказываются ближе по своим результатам к
нормально развивающимся детям, чем к умственно отсталым. Развитие словесно
логического мышления у них также значительно отстает но сравнению с тем. что
наблюдается у нормально развивающихся сверстников. При этом обнаруживается выра
женная неравномерность в формировании разных проявлений этого вида мышления.Значи
тельное отставание обнаруживается в проявлениях возможности осуществлять суждения и
умозаключения. Речь. О недостатках речи у многих детей с задержкой психического разви
тия свидетельствует прежде всего запоздалое появление первых слов и первых фраз. Затем
отмечается замедленное расширение словаря и овладение грамматическим строем, в
результате отстает формирование эмпирических языковых обобщений. Нередко имеются
недостатки произношения и различения отдельных звуков. Наиболее весомый вклад в
изучение особенностей речи дошкольников этой категории внесли Е.С. Слепович и Р.Д.
Триггер. Обнаруживаются специфические особенности и затруднения словообразования. У
них, как правило, отсутствует отношение к речи как особой стороне действительности,
особой реальности, которое спонтанно формируется у нормально развивающихся детей,
начиная со среднего дошкольного возраста. Достаточно успешно используя речь в общении, дети не отделяют коммуникативную функцию речи от других ее функций, не отделяют
слов от их предметного содержания, от своих потребностей и действий. Речевой поток для
них выступает как нечто целое, они не умеют членить его на слова, тем более они не в
состоянии вычленять отдельные звуки в слове. У них отсутствует познавательное
отношение к речи, характерное для нормально развивающихся старших дошкольников. Это
создает значительные трудности в обучении грамоте.
2б17в. Психотерапия как одно из напрвлений деятельности специального
психолога
В традиционном клиническом представлении под психотерапией подразумевается
«система лечебных воздействий на психику и через психику на организм человека». В
более широком психологическом понимании психотерапия объединяет широкий круг
теоретических представлений, методов и практических приемов воздействия на личность и
поведение, с целью восстановления психологического баланса и социальной активности
человека. В качестве общей цели психотерапии выдвигается цель оказания помощи
пациентам в изменении своего мышления и поведения таким образом, чтобы стать более
счастливыми и продуктивными. В качестве научной основы психотерапии выступает
научная психология, психологические теории и концепции. При всем разнообразии
психотерапевтических подходов существует три основных направления в психотерапии,
соответственно трем основным направлениям психологии: это психодинамическое,
когнитивноповеденческое и экзистенциальное направления.
Общие факторы психотерапии
Изучение и описание общих факторов психотерапии осуществляется на основе:
1) того, что происходит с пациентом в процессе психотерапии;
2) стиля и стратегий психотерапевтической работы;
3) этапов психотерапии.
В качестве общих факторов психотерапии, с точки зрения того, что происходит с
пациентом, обычно указывают: 1) обращение к сфере эмоциональных отношений; 2)
самопонимание, принимаемое пациентом и психотерапевтом; 3) предоставление и
получение информации; 4) укрепление веры больного в выздоровление; 5) накопление
положительного опыта; 6) облегчение выхода эмоций.
В качестве общих элементов стиля и стратегий поведения психотерапевтов,
вне зависимости от их теоретической ориентации, выделяют: 1) целевую ориентацию на
достижение позитивных изменений, 2) внимание к взаимоотношениям «пациент
психотерапевт», 3) сочетание принципов «тамитогда» и «здесьитеперь» (то есть
использование в ходе психотерапии как материала, связанного с историей жизни пациента,
так и с актуальным поведением и межличностным взаимодействием пациента в процессе
психотерапии).
С точки зрения этапов психотерапии указывают следующие общие факторы для
всех психотерапевтических подходов:
1) установление оптимального контакта, вовлечение пациента в сотрудничество,
создание мотивации к психотерапии;
прояснение
(понимание психотерапевтом
и, в определенной степени,
формирования симптомов, возникновения
2)
пациентом) причин и механизмов
эмоциональных и поведенческих нарушений;
3) определение «психотерапевтических мишеней»;
4) применение конкретных методов и техник, направленных на достижение
поведенческих) и приводящих в
изменений (когнитивных, эмоциональных, дальнейшем к редукции симптоматики;
5) закрепление достигнутых результатов;
6) окончание курса психотерапии (в частности, решение проблем, связанных
с возможной зависимостью от психотерапевта) .
В целом, общие факторы психотерапии включают в себя:
1) хорошие отношения и сотрудничество между психотерапевтом и пациентом,
что рассматривается как исходная предпосылка, на которой строится психотерапия;
2) ослабление напряжения на начальной
стадии,
основанное на готовности
пациента обсуждать свою проблему с лицом, от которого он надеется получить помощь;
3) познавательное обучение за счет информации, получаемой от психотерапевта;
больного за счет одобрения
4)
психотерапевта и повторяющегося
оперативная модификация поведения
или неодобрения со стороны
коррективного эмоционального опыта в отношениях с врачом;
5) приобретение социальных навыков на модели психотерапевта;
6) явное или скрытое убеждение и внушение;
7)
усвоение или тренировка более
адаптивных способов поведения
при условии эмоциональной поддержки со стороны психотерапевта.
Этапы психотерапии.Выделяются 4 этапа:
1. Контакт. Знакомство, выяснение проблем, установление первичного контакта.
2. Контракт. Выработка терапевтом и клиентом взаимоприемлемых целей и задач
психотерапии, определение структуры, обеспечение конфиденциальности и определение
границ ответственности, в частной практике определение размеров и способа оплаты.
3.
психотерапия.
4. Завершение и окончание. Определяется достижением поставленных целей и
представляет собой осознанный и планомерный процесс фиксации результатов, подведения
итогов и изменения границ ответственности клиента и терапевта. В ряде случаев
целесообразен этап поддерживающей терапии с урежающимися сессиями и смещением
акцентов с психотерапии на психологическое консультирование.
Собственно
Показания к психотерапии
Основным
показанием
к психотерапии
является
психологическая природа болезненных
симптомов и переживаний пациента.
Психологические причины, условия и механизмы болезненных переживаний определяют
необходимость и стратегии психотерапевтической работы. Показания к психотерапии
определяются не только психологическими механизмами заболевания, но и
последствиями перенесенной болезни. Последствия болезни могут быть связаны с
клиническими, психологическими и социальнопсихологическими проблемами. Безусловно,
что в каждом конкретном случае показания к психотерапии определяются не только
нозологической принадлежностью, но и индивидуальнопсихологическими особенностями
пациента, в том числе, его мотивацией к участию в психотерапевтической работе.
Особенности психического развития детей с ЗПР в дошкольном возрасте
Особенности психического развития детей с ЗПР в дошкольном возрасте
Особенности психического развития детей с ЗПР в дошкольном возрасте
Особенности психического развития детей с ЗПР в дошкольном возрасте
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.