Особенности психического развития детей с ЗПР в дошкольном возрасте
Оценка 4.8

Особенности психического развития детей с ЗПР в дошкольном возрасте

Оценка 4.8
Лекции
doc
психологическая работа +2
Взрослым
01.01.2019
Особенности психического развития детей с ЗПР в дошкольном возрасте
Сенсорно-перцептивные функции. Распространенность недостатков зрения и слуха среди детей с за¬держкой психического развития не выше, чем среди нормально развивающихся детей. Вместе с тем совершенно очевидно наличие недостатков восприятия. А. Штраус и Л. Истинен писали, что эти дети «слушают, но не слышат, смот-рят, но не видят», обобщенно формулируя, таким образом обнаруживае¬мую у детей недостаточную целенаправленность восприятия, ведущую к его фрагментарности и недостаточной дифференцированности. У детей с задержкой психического развития трудности в выделении фигуры на фоне, затруднения при различении близких по форме фигур и при необходимости вычленить детали рассмат¬риваемого объекта, недостатки восприятия глубины пространства, что за¬трудняет детям определение удаленности предметов, и в целом недостатки зрительно-пространственной ориентировки. Особые трудности обнаружи¬ваются в восприятии расположения отдельных элементов в сложных изо¬бражениях. Имеются затруднения в построении цело¬стного образа из отдельных предъявленных частей. Формирование целост¬ного образа происходит замедленно, поэтому ребенок многого не замечает, упускает детали. Польский психолог X. Спионек (1978) считает отставание в развитии зрительного восприятия, наблюдаемое у детей этой категории, одной из главных причин испытываемых ими трудностей в обучении.
4.doc
1 блок 8 вопрос Особенности психического развития детей с ЗПР в дошкольном возрасте Сенсорно­перцептивные функции    .  Распространенность недостатков зрения и слуха среди   детей   с   задержкой   психического   развития   не   выше,   чем   среди   нормально развивающихся детей. Вместе с тем совершенно очевидно наличие недостатков восприятия. А. Штраус и Л. Истинен писали, что эти дети «слушают, но не слышат, смотрят, но не видят», обобщенно формулируя, таким образом обнаруживаемую у детей недостаточную целенаправленность   восприятия,   ведущую   к   его   фрагментарности   и   недостаточной дифференцированности.   У   детей   с   задержкой   психического   развития   трудности   в выделении фигуры на фоне, затруднения при различении близких по форме фигур и при необходимости   вычленить   детали   рассматриваемого   объекта,   недостатки   восприятия глубины   пространства,   что   затрудняет   детям   определение   удаленности   предметов,   и   в целом   недостатки   зрительно­пространственной   ориентировки.   Особые   трудности обнаруживаются   в   восприятии   расположения   отдельных   элементов   в   сложных   изо­ бражениях.   Имеются   затруднения   в   построении   целостного   образа   из   отдельных предъявленных частей. Формирование целостного образа происходит замедленно, поэтому ребенок   многого   не   замечает,   упускает   детали.   Польский   психолог  X.   Спионек   (1978) считает   отставание   в   развитии   зрительного   восприятия,   наблюдаемое   у   детей   этой категории, одной из главных причин испытываемых ими трудностей в обучении. Рассматривая все описанные недостатки восприятия, можно видеть, что связаны они не   с   первичными   сенсорными   дефектами,   а   выступают   на   уровне   сложных,   сенсорно­ перцептивных   функций,   т.е.   являются   следствием   несформированности   аналитико­ синтетической деятельности в зрительной системе. Слуховое восприятие. Дети испытывают трудности   при   выделении   звуков   в   слове.  Осязательное   восприятие.   Дети   определяют место прикосновения неточно, иногда вообще не могут его локализовать. Особенно трудно им локализовать тактильные ощущения в случае одновременных прикосновений к двум раз­ ным   участкам   кожи.   Недостаточность,   отставание   в   развитии   двигательных   ощущений проявляется   в   неточности   и   несоразмерности   движений,   оставляющих   впечатление двигательной неловкости детей, а также в трудностях воспроизведения, например, поз их руки, устанавливаемых взрослым. Все это отмечается, естественно, тогда, когда ребенок не видит устанавливаемых поз. Важно   отметить,   что   в   ходе   возрастного   развития   недостаточность   восприятия преодолевается, при этом тем быстрее, чем более осознанными оно становится. Быстрее преодолевается   отставание   в   развитии   зрительного   восприятия   и   слухового.   Особенно интенсивно   это   происходит   в   период   обучения   грамоте.   Медленнее   развивается осязательное восприятие. Моторика. Особые затруднения обнаруживаются при выполнении попеременных   движений,   например   попеременного   сгибания   в   кулак   и   распрямления пальцев рук или сгибания большого пальца при одновременном распрямлении остальных пальцев той же руки. При выполнении произвольных движений, затрудняющих детей, часто проявляется излишнее напряжение мышц, а иногда и подергивания. Недостатки моторики неблагоприятно   сказываются   на   развитии   изобразительной   деятельности   детей, обнаруживаясь   в   трудностях   проведения   простых   линий,   выполнении   мелких   деталей рисунка,   а   в   дальнейшем   ­   в   трудностях   овладения   письмом.   Все   сказанное   говорит   о необходимости   специальных   занятий   по   развитию   моторики   этих   детей   в   дошкольном возрасте.  Внимание.  Недостатки внимания как сосредоточения деятельности субъекта на каком­либо объекте отмечаются всеми исследователями в качестве характерного признака задержки психического развития.  Дети плохо сосредоточиваются  на одном объекте,  их внимание неустойчиво. Эта неустойчивость проявляется и в любой деятельности, которой занимаются   дети.   Недостатки   внимания   детей   с   задержкой   психического   развития   в значительной   мере   связаны   с   низкой   работоспособностью,   повышенной   истощаемостью, которые особенно характерны для детей с органической  недостаточностью центральной нервной системы. Память. По данным наблюдений, дошкольники с задержкой психического развития обладают худшей памятью, чем их нормально развивающиеся сверстники. Однако различия   между   детьми   этих   двух   групп   не   всегда   значительны.   Показатель непосредственной кратковременной памяти детей с задержкой развития несколько ниже, чем у нормально развивающихся детей, и выше, чем у умственно отсталых дошкольников. Образная память детей с задержкой психического развития менее точна, чем у нормально развивающихся дошкольников. Т.о., можно видеть, что, несмотря на некоторое отставание в  развитии  памяти  детей  с ЗПР,  в  ее  проявлениях  наблюдается  та  же  закономерность, которая   прослеживается   у   детей   без   отклонений   в   развитии:   преобладание   наглядно­ образной   памяти   по   сравнению   со   словесной.  Мышление.  У   дошкольников   с   ЗПР наблюдается   отставание   в   развитии   всех   видов   мышления   (наглядно­действенного, наглядно­образного и словесно­логического), которое в наибольшей мере обнаруживается по   показателям   актуального   уровня   развития   и   в   наименьшей   степени   выступает   при решении   задач   наглядно­действенного   характера.   Наглядно­действенный   характер мышления проявляется у этих детей в наиболее выраженной форме: все этапы решения развернуты,   наблюдаются   пробы   и   ошибки,   идет   формирование   специальных пробовательных   действий,   в   то   же   время   нормально   развивающиеся   дошкольники   уже осуществляют   мысленные   прикидки   действий.   К   особенностям   мышления   детей   с   ЗПР относятся   также   недостаточная   ориентировка   в   условиях   задачи   и   импульсивность действий.   Отставание   дошкольников   интересующей   нас   группы   от   нормально развивающихся сверстников по уровню развития наглядно­образного мышления выражено значительно больше. Дети с задержкой развития по количеству и качеству решений ближе к нормально развивающимся, чем к умственно отсталым. Переход от наглядно­действенного к наглядно­образному мышлению, т.е. переход к оперированию наглядно представленными условиями задачи во внутреннем плане, является чрезвычайно важным этапом в развитии мыслительной деятельности в целом. Он выступает как предпосылка развития словесно­ логического   мышления,   осуществляющегося   целиком   во   внутреннем   плане.   по   уровню сформированно   всех   трех   видов   мышления   они   отстают   от   нормально   развивающихся сверстников,   но   это   отставание   проявляется   неравномерно.   В   наименьшей   мере   оно проявляется в наглядно­действенном мышлении, особенно если учитывать зону ближай­ шего развития. Очень велико отставание в развитии наглядно­образного мышления, где даже   с   учетом   потенциальных   возможностей   оно   достигает   статистически   значимых величин. Тем не менее изучаемые дошкольники оказываются ближе по своим результатам к нормально   развивающимся   детям,   чем   к   умственно   отсталым.   Развитие   словесно­ логического   мышления   у   них   также   значительно   отстает   но   сравнению   с   тем.   что наблюдается у нормально развивающихся  сверстников. При этом обнаруживается выра­ женная неравномерность в формировании разных проявлений этого вида мышления.Значи­ тельное отставание обнаруживается в проявлениях возможности осуществлять суждения и умозаключения. Речь. О недостатках речи у многих детей с задержкой психического разви­ тия свидетельствует прежде всего запоздалое появление первых слов и первых фраз. Затем отмечается   замедленное   расширение   словаря   и   овладение   грамматическим   строем,   в результате отстает формирование эмпирических языковых обобщений. Нередко имеются недостатки   произношения   и   различения   отдельных   звуков.   Наиболее   весомый   вклад   в изучение особенностей речи дошкольников этой категории внесли Е.С. Слепович и Р.Д. Триггер. Обнаруживаются специфические особенности и затруднения словообразования. У них, как правило, отсутствует отношение к речи как особой стороне действительности, особой реальности, которое спонтанно формируется у нормально развивающихся детей, начиная со среднего дошкольного возраста. Достаточно успешно используя речь в общении, дети не отделяют коммуникативную функцию речи от других ее функций, не отделяют слов от их предметного содержания, от своих потребностей и действий. Речевой поток для них выступает как нечто целое, они не умеют членить его на слова, тем более они не в состоянии   вычленять   отдельные   звуки   в   слове.   У   них   отсутствует   познавательное отношение к речи, характерное для нормально развивающихся старших дошкольников. Это создает значительные трудности в обучении грамоте. 2б17в.   Психотерапия   как   одно   из   напрвлений   деятельности   специального психолога  В традиционном клиническом представлении под психотерапией подразумевается «система лечебных воздействий на психику и через психику на организм человека».   В более   широком   психологическом   понимании  психотерапия  объединяет   широкий   круг   теоретических представлений, методов и практических приемов воздействия на личность и поведение, с  целью восстановления  психологического  баланса  и социальной активности человека.      В   качестве  общей  цели  психотерапии   выдвигается   цель   оказания   помощи пациентам в изменении своего мышления и поведения таким образом, чтобы стать более счастливыми   и   продуктивными.   В   качестве   научной   основы   психотерапии   выступает научная   психология,   психологические   теории   и   концепции.   При   всем   разнообразии психотерапевтических подходов существует три основных направления в психотерапии, соответственно   трем   основным   направлениям   психологии:   это   психодинамическое, когнитивно­поведенческое и экзистенциальное направления.    Общие факторы психотерапии  Изучение  и описание общих факторов психотерапии осуществляется на основе:      1) того, что происходит с пациентом  в процессе психотерапии;      2) стиля и стратегий психотерапевтической работы;      3) этапов психотерапии.      В качестве общих факторов психотерапии, с точки зрения того, что происходит с пациентом,   обычно   указывают:   1)   обращение   к   сфере   эмоциональных   отношений;   2) самопонимание,   принимаемое   пациентом   и   психотерапевтом;   3)   предоставление   и получение   информации;   4)   укрепление   веры   больного   в   выздоровление;   5)   накопление положительного опыта; 6) облегчение выхода эмоций.         В качестве общих элементов стиля и стратегий поведения психотерапевтов, вне зависимости от их теоретической ориентации, выделяют: 1) целевую ориентацию на достижение   позитивных   изменений,   2)   внимание   к   взаимоотношениям   «пациент­ психотерапевт»,   3)   сочетание   принципов   «там­и­тогда»   и   «здесь­и­теперь»   (то   есть использование в ходе психотерапии как материала, связанного с историей жизни пациента, так и с актуальным поведением и межличностным взаимодействием пациента в процессе психотерапии).      С точки зрения  этапов  психотерапии указывают следующие общие факторы для всех психотерапевтических подходов:      1)   установление оптимального контакта,   вовлечение пациента в сотрудничество, создание мотивации к психотерапии;    прояснение   (понимание психотерапевтом   и, в определенной степени,  формирования симптомов, возникновения     2) пациентом) причин и механизмов   эмоциональных и поведенческих нарушений;      3) определение «психотерапевтических  мишеней»;      4)   применение конкретных методов   и техник,   направленных на достижение  поведенческих) и приводящих в  изменений (когнитивных, эмоциональных, дальнейшем к редукции симптоматики;      5) закрепление достигнутых результатов;      6)   окончание курса психотерапии   (в   частности, решение проблем, связанных  с возможной зависимостью от  психотерапевта) .     В целом, общие факторы психотерапии включают в себя:      1)   хорошие отношения и сотрудничество   между   психотерапевтом   и   пациентом, что рассматривается как исходная предпосылка, на которой строится психотерапия;      2)   ослабление напряжения на начальной   стадии,   основанное на готовности  пациента обсуждать свою проблему  с лицом, от которого он надеется получить помощь;      3) познавательное обучение за счет  информации, получаемой от психотерапевта;  больного за счет одобрения      4) психотерапевта и повторяющегося  оперативная модификация поведения   или неодобрения со стороны   коррективного эмоционального опыта в отношениях с врачом;        5) приобретение социальных навыков  на модели психотерапевта;      6) явное или скрытое убеждение  и внушение;      7) усвоение или тренировка более     адаптивных способов поведения  при условии эмоциональной поддержки  со стороны психотерапевта.  Этапы психотерапии.Выделяются 4 этапа: 1.   Контакт.   Знакомство,   выяснение   проблем,   установление   первичного   контакта. 2.   Контракт.   Выработка   терапевтом   и   клиентом   взаимоприемлемых   целей   и   задач психотерапии,  определение   структуры,   обеспечение   конфиденциальности   и  определение границ ответственности, в частной практике ­ определение размеров и способа оплаты. 3. психотерапия. 4.   Завершение   и   окончание.   Определяется   достижением   поставленных   целей   и представляет собой осознанный и планомерный процесс фиксации результатов, подведения итогов   и   изменения   границ   ответственности   клиента   и   терапевта.   В   ряде   случаев целесообразен   этап   поддерживающей   терапии   с   урежающимися   сессиями   и   смещением акцентов с психотерапии на психологическое консультирование. Собственно         Показания к психотерапии      Основным     показанием к психотерапии является психологическая природа болезненных   симптомов и переживаний пациента. Психологические причины,   условия   и механизмы болезненных переживаний   определяют необходимость   и   стратегии   психотерапевтической   работы.   Показания   к   психотерапии определяются   не   только   психологическими   механизмами   заболевания,   но   и последствиями    перенесенной   болезни.   Последствия   болезни   могут   быть   связаны   с клиническими, психологическими и социально­психологическими проблемами. Безусловно, что в каждом   конкретном   случае   показания   к психотерапии   определяются   не   только нозологической принадлежностью, но и индивидуально­психологическими особенностями пациента, в том числе, его мотивацией к участию в психотерапевтической работе.

Особенности психического развития детей с ЗПР в дошкольном возрасте

Особенности психического развития детей с ЗПР в дошкольном возрасте

Особенности психического развития детей с ЗПР в дошкольном возрасте

Особенности психического развития детей с ЗПР в дошкольном возрасте

Особенности психического развития детей с ЗПР в дошкольном возрасте

Особенности психического развития детей с ЗПР в дошкольном возрасте

Особенности психического развития детей с ЗПР в дошкольном возрасте

Особенности психического развития детей с ЗПР в дошкольном возрасте
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.01.2019