Особенности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ЗПР в общеобразовательном учреждении
Оценка 5
Научные работы
doc
психологическая работа +1
Взрослым
06.11.2018
Статья раскрывает особенности работы педагога-психолога с учащимися начальной школы в условиях реализации ФГОС ОВЗ. В ней отражена система работы, цели и направления, структура коррекционно-развивающих занятий, диагностические методики для учащихся. Работа представляет практический опыт образовательной деятельности через положительную динамику развития УУД учащихся с ЗПР.Научно-практическая статья о результатах психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ОВЗ в общеобразовательном учреждении.
Петуховская Н.Г. МБОУ СОШ№13.doc
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Петуховская Наталья Геннадьевна,
педагогпсихолог высшей категории,
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»,
г. Череповец
Email: psiholog.n.g@yandex.ru
Анннотация.
Статья отражает значимость и результаты коррекционноразвивающей
работы педагогапсихолога с учащимися 14 классов с ЗПР в
общеобразовательной школе.
На этапе реализации ФГОС ОВЗ [4] возникла необходимость создания
программы психологопедагогического сопровождения учащихся младших
классов с задержкой психического развития (далее ЗПР), обучающихся по
адаптированной основной общеобразовательной программе сроком на 5 лет,
которая нацелена
коррекции учебных универсальных действий [3] (далее УУД) учащихся.
на создание благоприятных условий для развития и
Психологопедагогическое сопровождение учащихся с ЗПР включает в себя
мониторинг УУД учащихся, коррекционноразвивающие занятия с детьми,
консультации, семинары, беседы для педагогов и родителей, профилактическую
работу.
Мониторинг УУД учащихся позволяет определить уровень и динамику
актуального развития школьников и включает диагностику когнитивной,
личностной, коммуникативной сфер. Диагностическая работа основана на методических рекомендациях Н.В.Афанасьевой [1], проводиться согласно плану
2 раза в год, в форме индивидуального обследования и группового
тестирования.
При диагностике необходимо учитывать индивидуальные особенности
детей. Специалист не должен торопиться и громко разговаривать, перебивать
ребёнка, убеждать в обратном, спорить. Важно расположить к себе школьника,
создать безопасную среду для него и сформировать ситуацию успеха. Тогда
результаты диагностической процедуры будут более объективными и
достоверными, а это важно для реализации коррекционноразвивающей
программы.
Результаты мониторинга УУД учащихся позволяют объективно оценить
значимость коррекционноразвивающей работы с детьми, вносить изменения в
работу педагогапсихолога с данной категорией школьников, позволяя
выстраивать индивидуальный коррекционноразвивающий маршрут.
Коррекционноразвивающая работа с учащимися с ЗПР строится по
адаптированной программе Н.Локаловой «Уроки психологического развития в
начальной школе» [2], целью которой является развитие и коррекция
познавательных процессов учащихся, мелкой и крупной моторики, развитие
коммуникативных навыков, учебной мотивации и эмоциональноволевой сферы,
ощущений, восприятия, пространственных представлений, самоконтроля,
артикуляции, зрительнодвигательной координации.
Коррекционноразвивающие занятия с учащимися проводятся строго по
расписанию 1 раз в неделю, продолжительностью 3040 минут. Наполняемость
групп 34 человека, согласно ФГОС ОВЗ.
В 20172018 учебном году в 1 класс по адаптированной основной
общеобразовательной программе было зачислено 15 человек. У детей
проявлялись значительные трудности в обучении, обусловленные особенностями
развития их высших психических функций, отставание в познавательном
развитии. Первоклассники испытывали трудности при чтении и пересказе
текста, вычислении и решении задач, списывании и выполнении
инструкций учителя. При поступлении в школу 2 человека (13 %) – не
знали букв; 8 человек (54 %) – знали буквы, но не умели читать; 5 человек
(33 %) – читали по слогам.
Стартовая диагностика первоклассников показала недостаточное развитие:
речи, зрительной, слуховой памяти, восприятия, операций мышления, внимания,
работоспособности, мелкой и крупной моторики, коммуникативных навыков.
Диагностика оперативной памяти учащихся показала, что 57% детей имели
низкий уровень способности эффективно запомнить материал на слух и 65%
школьников испытывали трудности при визуальном восприятии учебного
материала.
За период обучения в 1 классе в 20172018 учебном году у младших
школьников выявлена положительная динамика в развитии слуховой памяти у
40% учащихся, зрительной памяти – у 80%. Значительно улучшился процесс
запоминания, сохранения и воспроизведения информации, он стал более
качественным и произвольным.
Значительные трудности в учебной деятельности учащиеся испытывали из
за недостаточного развития регулятивных УУД. Быть сосредоточенным,
внимательным, активным на уроках и коррекционноразвивающих занятиях
первоклассникам было особенно трудно. Низкий уровень развития внимания,
контроля и работоспособности по методике ТулузПьерона [1] на начало
учебного года имели более 50% учащихся. Высокая утомляемость, низкая
продуктивность в работе, недостаточная включённость и познавательная
активность ребёнка создавали определённые трудности в организации
коррекционноразвивающей работы. Для реализации психологопедагогического
сопровождения требовались индивидуальный подход,
мастерство.
педагогическое
За период коррекционной работы количество учащихся с положительной динамикой развития произвольного внимания по методике ТулузПьерона
составляет 46%. Работоспособность на занятиях и уроках увеличилась у 93%
первоклассников, которые научились более продуктивно и качественно
выполнять задания и упражнения.
Особое внимание в работе уделялось развитию интеллектуальных
процессов школьников. Входная диагностика словеснологического мышления
учащихся 1 класса по методике Л.И.Переслени, Л.Ф.Чупров [1] показала
недостаточный уровень развития операциональнофункциональной стороны
мышления. Низкий уровень развития словеснологического мышления имели
72% учащихся, средний уровень 28%, высокий уровень – 0%. Школьникам
тяжело давались задания на обобщение, классификацию, сравнение понятий,
анализ и синтез. Отмечена несформированность общих социальных знаний и
навыков. Недостаточная критичность мышления, завышенная самооценка и
несамостоятельность ребят, мешали им успешно справиться с работой.
Коррекционноразвивающие занятия позволили развить у школьников
познавательные учебные универсальные навыки, интеллектуальные способности,
поэтому по результатам итоговой диагностики 14% учащихся 1 класса
выполнили задания тестов, по выше указанной методике, на высоком уровне;
справились с работой на среднем уровне 36% первоклассников, на низком
уровне – 50%, что позволило внести коррективы в работу с учащимися на
следующий учебный год с учётом их индивидуальных особенностей.
Коррекционноразвивающие занятия имеют различные формы, методы
проведения и содержание. Занятия включают в себя разнообразные технологии,
в том числе ИКТ. В течение учебного года может изменяться состав групп,
особенно это важно для развития коммуникативных навыков. Несколько
занятий проводится с целым классным коллективом. Ряд занятий посвящено
адаптации ребёнка к школе.
Таким образом, за прошлый учебный год у школьников можно отметить
развитие познавательного интереса, высокой мотивации к занятиям, устойчивое внимание; проявление регулятивных и коммуникативных навыков.
Психологопедагогическое сопровождение включает в себя активную
работу с родителями учащихся, педагогами, воспитателями, специалистами
Службы сопровождения (учительлогопед, социальный педагог, медицинский
работник). Поэтому, в течение учебного года для родителей (законных
представителей) учащихся проводятся тематические родительские собрания,
индивидуальные и групповые консультации по результатам психологической
диагностики учащихся и реализации коррекционноразвивающей программы.
Для педагога и воспитателя группы продлённого дня, работающих с данной
категорией школьников, организуются семинары по проблемам развития,
обучения и воспитания учащихся с ЗПР.
Тесная работа ведётся с учителемлогопедом по развитию и коррекции речи
учащихся с ЗПР и с социальным педагогом по работе с семьёй и развитию
социальных навыков первоклассников. Проводятся индивидуальные беседы с
учащимися по профилактике неадекватного поведения и правонарушений.
Все специалисты и педагоги Службы сопровождения, по необходимости,
участвуют в консилиумах по вопросам воспитания и обучения учащихся с ЗПР.
Таким образом, можно отметить высокую эффективность психолого
педагогического сопровождения младших школьников в условиях реализации
ФГОС ОВЗ, подкреплённую положительной динамикой актуального развития
учащихся с ЗПР и говорить о необходимости продолжить работу в данном
направлении.
Список литературы
Афанасьева Н.В., Коптяева О.Н., Малухина Н.В. Программа стартовой
1.
диагностики УУД первоклассников. Вологда. 2012. С.3132.
2.
Локалова Н. Уроки психологического развития в начальной
школе//Начальная школа. 1999. №2,3,4,5. С.115. Мижериков В.А. Психологопедагогический словарь для учителей и
3.
руководителей общеобразовательных учреждений. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998.
544 с.
4.
19.12.2014 г. №1598 Об утверждении Федерального Государственного
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Особенности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ЗПР в общеобразовательном учреждении
Особенности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ЗПР в общеобразовательном учреждении
Особенности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ЗПР в общеобразовательном учреждении
Особенности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ЗПР в общеобразовательном учреждении
Особенности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ЗПР в общеобразовательном учреждении
Особенности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ЗПР в общеобразовательном учреждении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.