Особенности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ЗПР в общеобразовательном учреждении
Оценка 5

Особенности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ЗПР в общеобразовательном учреждении

Оценка 5
Научные работы
doc
психологическая работа +1
Взрослым
06.11.2018
Особенности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ЗПР в общеобразовательном учреждении
Статья раскрывает особенности работы педагога-психолога с учащимися начальной школы в условиях реализации ФГОС ОВЗ. В ней отражена система работы, цели и направления, структура коррекционно-развивающих занятий, диагностические методики для учащихся. Работа представляет практический опыт образовательной деятельности через положительную динамику развития УУД учащихся с ЗПР.Научно-практическая статья о результатах психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ОВЗ в общеобразовательном учреждении.
Петуховская Н.Г. МБОУ СОШ№13.doc
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО­ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР  В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Петуховская Наталья Геннадьевна, педагог­психолог высшей категории,  Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13»,  г. Череповец E­mail: [email protected] Анннотация.                Статья отражает значимость и результаты коррекционно­развивающей работы   педагога­психолога   с   учащимися   1­4   классов   с   ЗПР   в общеобразовательной школе. На   этапе   реализации   ФГОС   ОВЗ   [4]   возникла   необходимость   создания программы   психолого­педагогического   сопровождения   учащихся   младших классов   с   задержкой   психического   развития   (далее   ЗПР),   обучающихся   по адаптированной   основной   общеобразовательной   программе   сроком   на   5   лет, которая   нацелена   коррекции учебных универсальных действий [3] (далее УУД) учащихся.    на   создание   благоприятных   условий   для   развития   и Психолого­педагогическое сопровождение учащихся с ЗПР включает в себя мониторинг   УУД   учащихся,   коррекционно­развивающие   занятия   с   детьми, консультации, семинары, беседы  для педагогов и родителей, профилактическую работу.  Мониторинг   УУД   учащихся   позволяет   определить   уровень   и   динамику актуального   развития   школьников   и   включает   диагностику   когнитивной, личностной,   коммуникативной   сфер.   Диагностическая   работа   основана   на методических рекомендациях Н.В.Афанасьевой [1], проводиться согласно плану 2   раза   в   год,   в   форме   индивидуального   обследования   и   группового тестирования.  При   диагностике   необходимо   учитывать   индивидуальные   особенности детей. Специалист не должен торопиться и громко разговаривать, перебивать ребёнка, убеждать в обратном, спорить. Важно расположить к себе школьника, создать   безопасную   среду   для   него   и   сформировать   ситуацию   успеха.   Тогда результаты   диагностической   процедуры   будут   более   объективными   и достоверными,   а   это   важно   для   реализации   коррекционно­развивающей программы.     Результаты   мониторинга   УУД   учащихся   позволяют   объективно   оценить значимость коррекционно­развивающей работы с детьми, вносить изменения в работу   педагога­психолога   с   данной   категорией   школьников,   позволяя выстраивать индивидуальный коррекционно­развивающий маршрут.  Коррекционно­развивающая   работа   с   учащимися   с   ЗПР   строится   по адаптированной программе Н.Локаловой «Уроки психологического развития в начальной   школе»   [2],   целью   которой   является   развитие   и   коррекция познавательных   процессов   учащихся,   мелкой   и   крупной   моторики,   развитие коммуникативных навыков, учебной мотивации и эмоционально­волевой сферы, ощущений,   восприятия,   пространственных   представлений,   самоконтроля, артикуляции, зрительно­двигательной координации.  Коррекционно­развивающие   занятия   с   учащимися   проводятся   строго   по расписанию 1 раз в неделю, продолжительностью 30­40 минут. Наполняемость групп 3­4 человека, согласно ФГОС ОВЗ.  В   2017­2018   учебном   году   в  1   класс  по   адаптированной   основной общеобразовательной   программе  было   зачислено   15   человек.  У   детей проявлялись значительные трудности в обучении, обусловленные особенностями развития   их   высших   психических   функций,   отставание   в   познавательном развитии. Первоклассники   испытывали   трудности   при   чтении   и   пересказе текста,   вычислении   и   решении   задач,   списывании   и   выполнении инструкций учителя. При поступлении в школу 2 человека (13 %) – не знали букв; 8 человек (54 %) – знали буквы, но не умели читать; 5 человек (33 %) – читали по слогам.  Стартовая диагностика первоклассников показала недостаточное развитие: речи, зрительной, слуховой памяти, восприятия, операций мышления, внимания, работоспособности, мелкой и крупной моторики, коммуникативных навыков.  Диагностика оперативной памяти учащихся показала, что 57% детей имели низкий уровень способности эффективно запомнить материал на слух и 65% школьников   испытывали   трудности   при   визуальном   восприятии   учебного материала. За   период   обучения   в   1   классе   в   2017­2018   учебном   году   у   младших школьников выявлена положительная динамика в развитии слуховой памяти у 40% учащихся, зрительной памяти – у 80%. Значительно улучшился процесс запоминания,   сохранения   и   воспроизведения   информации,   он   стал   более качественным и произвольным.  Значительные трудности в учебной деятельности учащиеся испытывали из­ за   недостаточного   развития   регулятивных   УУД.   Быть   сосредоточенным, внимательным,   активным   на   уроках   и   коррекционно­развивающих   занятиях первоклассникам было  особенно трудно. Низкий  уровень развития внимания, контроля   и   работоспособности   по   методике   Тулуз­Пьерона   [1]   на   начало учебного   года   имели   более   50%   учащихся.   Высокая   утомляемость,   низкая продуктивность   в   работе,   недостаточная   включённость   и   познавательная активность   ребёнка   создавали   определённые   трудности   в   организации коррекционно­развивающей работы. Для реализации психолого­педагогического сопровождения   требовались   индивидуальный   подход, мастерство.    педагогическое За период коррекционной работы количество учащихся с положительной динамикой   развития   произвольного   внимания   по   методике   Тулуз­Пьерона составляет 46%. Работоспособность на занятиях и уроках увеличилась у 93% первоклассников,   которые   научились   более   продуктивно   и   качественно выполнять задания и упражнения.  Особое   внимание   в   работе   уделялось   развитию   интеллектуальных процессов школьников. Входная диагностика словесно­логического мышления учащихся   1   класса   по   методике   Л.И.Переслени,   Л.Ф.Чупров   [1]   показала недостаточный   уровень   развития   операционально­функциональной   стороны мышления.   Низкий   уровень   развития   словесно­логического   мышления   имели 72% учащихся, средний уровень ­ 28%, высокий уровень – 0%. Школьникам тяжело   давались   задания   на   обобщение,   классификацию,   сравнение   понятий, анализ   и   синтез.   Отмечена   несформированность   общих   социальных   знаний   и навыков.   Недостаточная   критичность   мышления,   завышенная   самооценка   и несамостоятельность ребят, мешали им успешно справиться с работой.  Коррекционно­развивающие   занятия   позволили   развить   у   школьников познавательные учебные универсальные навыки, интеллектуальные способности, поэтому   по   результатам   итоговой   диагностики   14%   учащихся   1   класса выполнили задания тестов, по выше указанной методике, на высоком уровне; справились   с   работой   на   среднем   уровне   36%   первоклассников,   на   низком уровне   –   50%,   что   позволило   внести   коррективы   в   работу   с   учащимися   на следующий учебный год с учётом их индивидуальных особенностей.  Коррекционно­развивающие   занятия   имеют   различные   формы,   методы проведения и содержание. Занятия включают в себя разнообразные технологии, в том числе  ИКТ. В течение учебного года  может изменяться состав групп, особенно   это   важно   для   развития   коммуникативных   навыков.   Несколько занятий  проводится  с целым классным  коллективом. Ряд занятий  посвящено адаптации ребёнка к школе.  Таким образом, за прошлый учебный год у школьников можно отметить развитие познавательного интереса, высокой мотивации к занятиям, устойчивое внимание;  проявление регулятивных и коммуникативных навыков. Психолого­педагогическое   сопровождение   включает   в   себя   активную работу   с   родителями   учащихся,   педагогами,   воспитателями,   специалистами Службы   сопровождения   (учитель­логопед,   социальный   педагог,   медицинский работник).   Поэтому,   в   течение   учебного   года   для   родителей   (законных представителей)   учащихся   проводятся   тематические   родительские   собрания, индивидуальные   и   групповые   консультации   по   результатам   психологической диагностики   учащихся   и   реализации   коррекционно­развивающей   программы. Для   педагога   и   воспитателя   группы   продлённого   дня,  работающих   с   данной категорией   школьников,   организуются   семинары   по   проблемам   развития, обучения и воспитания учащихся с ЗПР. Тесная работа ведётся с учителем­логопедом по развитию и коррекции речи учащихся   с   ЗПР   и   с   социальным   педагогом   по   работе   с   семьёй   и   развитию социальных   навыков   первоклассников.   Проводятся   индивидуальные   беседы   с учащимися по профилактике неадекватного поведения и правонарушений. Все специалисты и педагоги Службы сопровождения, по необходимости, участвуют в консилиумах по вопросам воспитания и обучения учащихся с ЗПР. Таким   образом,   можно   отметить   высокую   эффективность   психолого­ педагогического сопровождения младших школьников в условиях реализации ФГОС   ОВЗ,   подкреплённую   положительной   динамикой   актуального   развития учащихся   с   ЗПР   и   говорить   о   необходимости   продолжить   работу   в   данном направлении. Список литературы Афанасьева Н.В., Коптяева О.Н., Малухина Н.В. Программа стартовой  1. диагностики УУД первоклассников. Вологда. 2012. С.31­32.  2. Локалова Н. Уроки психологического развития в начальной  школе//Начальная школа. 1999. №2,3,4,5. С.1­15. Мижериков В.А. Психолого­педагогический словарь для учителей и  3. руководителей общеобразовательных учреждений. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998.  544 с.  4. 19.12.2014 г. №1598  Об утверждении Федерального Государственного  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от  образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с  ограниченными возможностями здоровья.

Особенности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ЗПР в общеобразовательном учреждении

Особенности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ЗПР в общеобразовательном учреждении

Особенности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ЗПР в общеобразовательном учреждении

Особенности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ЗПР в общеобразовательном учреждении

Особенности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ЗПР в общеобразовательном учреждении

Особенности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ЗПР в общеобразовательном учреждении

Особенности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ЗПР в общеобразовательном учреждении

Особенности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ЗПР в общеобразовательном учреждении

Особенности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ЗПР в общеобразовательном учреждении

Особенности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ЗПР в общеобразовательном учреждении

Особенности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ЗПР в общеобразовательном учреждении

Особенности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ЗПР в общеобразовательном учреждении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2018