Особенности работы с одаренными детьми в образовательном учреждении
Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
психологическая работа +2
Взрослым
06.08.2019
Семинар-практикум направлен на повышение педагогической грамотности в вопросах детской одаренности.
В теоретической части семинара:
- раскрываются понятия одаренный и способный ребенок;
- знакомим с видами и признаками одаренности;
В практической части:
- совместно с учителями определяем направления и особенности работы с одаренными учащимися.
Семинар будет способствовать:
- Созданию базы данных способных учащихся (по видам);
- Сформировать рабочую группу по разработке программы работы с одаренными учащимися;
- Организовать практические занятия по особенностям работы с одаренными учащимися;
- разработать систему поощрения учащихся, мотивированных на саморазвитие.
Особенности работы с одаренными детьми в ОУ.doc
Семинар для педагогов школы «Особенности работы с одаренными детьми в ОУ»
Цель: повышение педагогической грамотности в вопросах детской одаренности
Задачи:
раскрыть понятие одаренный и способный ребенок;
познакомить с видами и признаками одаренности;
определить направления и особенности работы с одаренными учащимися.
1 слайд
1. Теоретическая часть.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных)
результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимся достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или
ином виде деятельности.
Способный ребенок это ребенок, который выделяется повышенным интересом, мотивацией к
саморазвитию или очевидными достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких
достижений) в том или ином виде деятельности.
Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда
результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной
среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое
значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы
саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального
дарования.
2 слайд
ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ
Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:
1) вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики;
2) степень сформированности одаренности;
3) форма проявлений;
4) широта проявлений в различных видах деятельности;
5) особенности возрастного развития.
Соответственно могут быть выделены следующие виды одаренности:
в практической
деятельности
в познавательной
деятельности
в ремеслах,
спортивную и
организационную;
интеллектуальную
одаренность различных
видов в зависимости от
предметного содержания
деятельности (одаренность
в области естественных и
гуманитарных
наук,
интеллектуальных игр и
др.);
художественно
эстетической
деятельности
хореографическую,
литературно
поэтическую,
изобразительную и
музыкальную
одаренность;
коммуникативной
духовноценностной
деятельности
деятельности
лидерскую и
аттрактивную
(притягивающие к
себе) одаренность
создании
новых
духовных ценностей
и служении людям. 3 слайд
По критерию «Степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:
– актуальную одаренность;
– потенциальную одаренность.
Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными
(уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком
уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и
социальной нормой.
Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Считается, что
талантливый ребенок – это ребенок, достижения которого отвечают требованию объективной
новизны и социальной значимости.
Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет
лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином
виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их
функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом
неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией,
низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т. д.).
Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих
определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.
4 слайд
По критерию «Форма проявления» можно говорить о явной и скрытой одаренности.
Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо
(как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь
очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.
Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается
окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии
одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой
помощи и поддержки.
Причины, порождающие феномен скрытой одаренности, кроются в специфике культурной
среды, в которой формируется ребенок, в особенностях его взаимодействия с окружающими
людьми, в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании, развитии и т. п. Скрытые
формы одаренности – это сложные по своей природе психические явления.
В случаях скрытой одаренности, не проявляющейся до определенного времени в успешности
деятельности, понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно.
Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности. Именно
своеобразные черты личности, как правило, органично связанные с одаренностью, дают право
предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей.
5 слайд
По критерию «Широта проявления в различных видах деятельности» можно выделить
общую и специальную одаренности. Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает
как основа их продуктивности. Важнейший аспект общей одаренности – умственная активность и
ее саморегуляция.
Общая одаренность определяет соответственно уровень понимания происходящего, глубину
эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно
определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т. д.).
По критерию «Особенности возрастного развития» можно дифференцировать раннюю и
позднюю одаренности.
Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркинды».
Вундеркинд (буквально – «чудесный ребенок») – это ребенок, как правило, дошкольного или
младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в какомлибо определенном
виде деятельности – математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т. д. Особое место
среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи
возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе психического развития.
2. Практическая часть.
2.1. Работа по группам (МО учителей) приложение № 1.
В течение 5 минут записать признаки, по которым учителя определяют способных учащихся.
Мозговой штурм – записывать на доске общие наработки групп – 5 минут.
Вывод:
известны признаки только некоторых видов одаренности;
одни и те же признаки по всем видам;
провести обучение по особенностям выявления признаков одаренных учащихся.
3. Теоретическая часть
6 слайд
ПРИЗНАКИ ОДАРЕННОСТИ
Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка:
инструментальный и мотивационный.
Инструментальный аспект поведения одаренности ребенка может быть описан следующими
признаками:
1) Наличие специфических стратегий деятельности. При этом выделяются три основных
уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее
осуществления:
– быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
– использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в
заданной ситуации;
– выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом,
ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд
идей и решений.
2) Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности,
выражающегося в склонности «все делать посвоему» и связанного с присущей одаренному ребенку
самодостаточной системой саморегуляции.
3) Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность;
способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в
соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность
общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности).
4) Своеобразный тип обучаемости. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило,
уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они
нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной,
обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.
7 слайд
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими
признаками:
1) Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной
деятельности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т. д.) либо
определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно
выразительной и т. д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
2)
Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной
любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных
требований деятельности.
3) Ярко выраженный интерес к тем или иным занятия или сферам деятельности,
чрезвычайно высокая увлеченность какимлибо предметом, погруженность в то или иное дело.
Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим
следствием поразительное упорство и трудолюбие.
4)
Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации,
неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
5) Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить
сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.
Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно
соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки
одаренности (инструментальные и особенно мотивационные) вариативны и часто противоречивы в
своих проявлениях, поскольку во многом зависимы от предметного содержания деятельности и
социального контекста. Тем не менее даже наличие одного из этих признаков должно привлечь
внимание специалиста и ориентировать его на тщательный и длительный по времени анализ
каждого конкретного случая.
4. Практическая часть.
4.1. Работа по группам (МО учителей) приложение № 2.
В течение 10 минут записать методы и алгоритм работы в разных видах деятельности, при
сопровождении способных учащихся.
Мозговой штурм – записывать на доске общие наработки групп – 5 минут.
Вывод:
одинаковая подготовка к разным мероприятиям.
4. Теоретическая часть
8 слайд
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Общие принципы обучения – принцип развивающего и воспитывающего обучения;
– принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
– принцип учета возрастных возможностей.
9 слайд
Цели образования
– развитие духовнонравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных
ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);
– создание условий для развития творческой личности;
– развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и
индивидуального своеобразия его возможностей);
– обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей
развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях
знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.
10 слайд
Содержание образования
применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ.
1) Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной
категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития.
2) Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают
особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области
деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей
знания.
3) Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с
выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами,
проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось
достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью,
соответствующей виду их одаренности.
4) Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития
учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений,
пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что
способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей
знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как
самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных
программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ.
11 слайд
Методы и средства обучения
Ведущими и основными являются методы творческого характера
проблемные,
поисковые,
эвристические,
исследовательские,
проектные
в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Эти методы имеют высокий познавательномотивирующий потенциал и соответствуют уровню
познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для
развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и
способности к сотрудничеству и др.).
5. Практическая часть.
5.1. Работа по группам (МО учителей) приложение № 3.
В течение 5 минут сформировать базу данных способных (одаренных) учащихся.
РЕШЕНИЕ:
Создать базу данных способных учащихся (по видам);
Определить состав рабочей группы по разработке программы работы с одаренными учащимися;
Организовать практические занятия по особенностям работы с одаренными учащимися;
разработать систему поощрения учащихся, мотивированных на саморазвитие.
Особенности работы с одаренными детьми в образовательном учреждении
Особенности работы с одаренными детьми в образовательном учреждении
Особенности работы с одаренными детьми в образовательном учреждении
Особенности работы с одаренными детьми в образовательном учреждении
Особенности работы с одаренными детьми в образовательном учреждении
Особенности работы с одаренными детьми в образовательном учреждении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.