Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период развития фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится ходить, говорить, обращаться и взаимодействовать с разными предметами. В этот непростой период очень важна внимательность и правильное воспитание, так как характер и функции головного мозга ребенка — это не только наследственный процесс, но и следствие взаимодействия с окружающей средой.
В первые три года жизни ребенка наблюдаются специфические особенности развития детей раннего возраста и весьма быстрый темп развития организма ребенка. Это единственный период, в котором можно увидеть, как в течение короткого времени у беспомощного и не имеющего никаких навыков существа образуются рефлексы, привычки, сенсорика и речь, не говоря уже о стремительном наборе веса и увеличении роста.
Особенности развития детей раннего возраста.
Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период
развития фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится ходить, говорить,
обращаться и взаимодействовать с разными предметами. В этот непростой период очень
важна внимательность и правильное воспитание, так как характер и функции головного
мозга ребенка — это не только наследственный процесс, но и следствие взаимодействия с
окружающей средой.
В первые три года жизни ребенка наблюдаются специфические особенности
развития детей раннего возраста и весьма быстрый темп развития организма ребенка. Это
единственный период, в котором можно увидеть, как в течение короткого времени у
беспомощного и не имеющего никаких навыков существа образуются рефлексы, привычки,
сенсорика и речь, не говоря уже о стремительном наборе веса и увеличении роста.
Особенности развития детей раннего возраста с рождения
В промежутке от рождения до 3х лет наиболее выраженные особенности развития
детей раннего возраста выражаются в следующем: стремительно увеличивается
подвижность ребенка, он начинает ползать и перемещаться по пространству, исследуя все,
что попадается на его пути. Развивается сенсорика – ребенок взаимодействует с
предметами: переворачивает, бросает, опрокидывает их, старается все ощупать и
попробовать на вкус. Также появляется интерес к книгам, но пока ещё просто как к
объектам, а не как к источнику информации: ребенок внимательно разглядывает картинки
и переворачивает страницы. Наблюдается становление памяти. Ребенок понимает и
запоминает все больше слов и реагирует на просьбы. В этом раннем возрасте дети не любят
оставаться в одиночестве, тянутся к возможности установить контакт с объектом,
отвечающим ему взаимодействием.
В этом возрасте очень важно дать ребенку ощущение заботы и теплоты.
Важно научить ребенка понимать и ощущать окружающий мир, так как полноценное
развитие ребенка во многом зависит от воспитывающих его взрослых. Нужно как можно
больше разговаривать с ним. Желательно делать это просто, но ясно. Показывать картинки
и задавать вопросы о том, что на них нарисовано. Также при помощи вопросов «Где?»,
«Что?» важно научить ребенка различать окружающие его предметы, начать можно с
простого бытового окружения: стул, кровать, лампа, книга и прочее.
Особенно важно в этот период объяснить ребенку, что для него может быть
опасным, и, конечно же, желательно прятать все предметы, которые могут нанести ему
вред, для того чтобы он мог свободно и безопасно перемещаться по пространству. Научите
его общаться с другими людьми и конечно же не оставляйте ребенка одного без присмотра.
Особенности развития детей раннего возраста от 1 до 2х лет
В промежутке от 1 года до 2х особенности развития детей раннего возраста
заключаются в следующем: у ребенка начинают формироваться важные и сложные
функции мозга, начинает формироваться его поведение и складываться характер. Он
начинает ходить без поддержки, что дает ему возможность все больше и больше
исследовать окружающий мир, а так же дает возможность непосредственного общения с
другими детьми.Это возраст, в котором формируются многие социальные черты, такие как
сочувствие и любовь к близким.
Нарастающий интерес к познанию усиливается, и, учитывая увеличение периода
бодрствования ребенка, дает ему больше возможностей и выносливости посвящать себя
изучению заинтересовавшего его предмета.
Несомненно, важен факт того, что ребенок в возрасте до двух лет, начинает
совершенствовать речь и понимать больше слов, путем подражания взрослым. Например,
появляются первые простейшие словоформы и определения: корова – это «муму»,
собачка – «гавгав» и т.д. Постепенно ребенок начинает подражать фразам и интонациям
взрослых и начинает увеличивать словарный запас.
Также в этот период ребенок начинает прислушиваться к своим внутренним
ощущениям и учиться различать свое настроение и чувства.
Особенности развития детей раннего возраста в вышеописанном периоде требуют
исполнения следующих рекомендаций:
Необходимо использовать игры, в процессе которых ребенок может развивать речь и
навыки общения — это весьма важный процесс в развитии детей этого возраста. В процессе
игры нужно использовать простую и понятную ему речь, просить его повторить за вами
слова и объяснять значения сказанных им слов.
Предлагайте ребенку выбор «Ты будешь грушу или яблоко?», следует не торопить
его с ответом — он должен выбирать сам.
Также важно играть в развивающие моторику игры, такие как кубики, пирамидки.
Рисуйте вместе с малышом, научите его различать цвета.
Разговаривайте с ним, но не усложняйте свою речь непонятными ему терминами.
Следует задавать вопросы «Как ты себя чувствуешь?», «Тебе интересно?», «Тебе
хорошо?», чтобы научить его различать свои ощущения. Не препятствуйте малышу
передвигать предметы и мебель.
Также в игровой форме вы можете вместе с ним наводить порядок дома и
заниматься домашними хлопотами.
Научите его распознавать мимику, это тоже можно легко сделать, используя игры.
Объясните малышу значения слова «нельзя» и его причины.
Особенности развития детей раннего возраста от 2х до 3х лет
Этот период связан с активным развитием нервной системы, вследствие чего
ребёнок становится более подвижным, а его организм начинает более интенсивно
развиваться физически. Благодаря этому в ребенке проще сформировать навыки
правильного поведения. Он учится контролировать некоторые свои потребности и
желания.
Нервнопсихическое развитие происходит интенсивней, словарный запас малыша
увеличивает гораздо быстрее, чем в предыдущие два года. Речь начинает отражать уровень
его мышления, ребенок начинает использовать сложные предложения, это происходит
благодаря развивающейся способности устанавливать взаимосвязь между предметами иявлениями, он начинает сравнивать их свойства и сопоставлять их, что и отражается в
речевых функциях. Меняется восприятие речи окружающих, малыш понимает смысл
сказанного.
Также он начинает понимать течение времени, с ним можно обсуждать уже не
только данный момент, но и события прошлого и будущего времени. Он учиться
определять цель «Я буду играть», «Я буду строить домик». Ребенок начинает понимать
свойства и назначение многих предметов, так же различает цвета и форму предметов:
«Когда темно, надо спать», «Птички летают высоко», а так же формируется представление
о количестве («мало – много»).
На протяжении третьего года важно позволить ребенку наблюдать и исследовать.
Если он чемто заинтересован, следует его поддержать в этом.
Общение со сверстниками в этом возрасте — необходимая потребность, малыш
начинает интересоваться другими людьми. Следует использовать ролевые игры
(«больница», «дочкиматери»), они способствуют приобретению социальных навыков
общения.
Общие рекомендации
Не следует ограничивать пространство, в котором находится ребенок, так как
обычно дети, находящиеся в одном и том же пространстве постоянно, заметно отстают в
развитии.
Соблюдайте режим, и будьте твердыми в требованиях дисциплины и правилах
поведения, но не переусердствуйте, давайте ребенку понять, что он окружен заботой и
вашей любовью.
Помните, что игры способствуют развитию ребенка, поэтому следует как можно
чаще играть с ним, правильно подыскивая игру под его настроение, которая будет
учитывать его индивидуальную специфику и общие особенности развития детей раннего
возраста.
Когда малыш начнет приобретать социальные навыки, следует увеличить
возможность общения со сверстниками.