Особенности развития детей раннего возраста

  • Занимательные материалы
  • Лекции
  • Научные работы
  • docx
  • 25.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период развития фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится ходить, говорить, обращаться и взаимодействовать с разными предметами. В этот непростой период очень важна внимательность и правильное воспитание, так как характер и функции головного мозга ребенка — это не только наследственный процесс, но и следствие взаимодействия с окружающей средой. В первые три года жизни ребенка наблюдаются специфические особенности развития детей раннего возраста и весьма быстрый темп развития организма ребенка. Это единственный период, в котором можно увидеть, как в течение короткого времени у беспомощного и не имеющего никаких навыков существа образуются рефлексы, привычки, сенсорика и речь, не говоря уже о стремительном наборе веса и увеличении роста.
Иконка файла материала особенности развития детей раннего возраста.docx
Особенности развития детей раннего возраста.  Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период  развития фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится ходить, говорить,  обращаться и взаимодействовать с разными предметами. В этот непростой период очень  важна внимательность и правильное воспитание, так как характер и функции головного  мозга ребенка — это не только наследственный процесс, но и следствие взаимодействия с  окружающей средой. В первые три года жизни ребенка наблюдаются специфические особенности  развития детей раннего возраста и весьма быстрый темп развития организма ребенка. Это  единственный период, в котором можно увидеть, как в течение короткого времени у  беспомощного и не имеющего никаких навыков существа образуются рефлексы, привычки,  сенсорика и речь, не говоря уже о стремительном наборе веса и увеличении роста. Особенности развития детей раннего возраста с рождения В промежутке от рождения до 3­х лет наиболее выраженные особенности развития  детей раннего возраста выражаются в следующем: стремительно увеличивается  подвижность ребенка, он начинает ползать и перемещаться по пространству, исследуя все,  что попадается на его пути. Развивается сенсорика – ребенок взаимодействует с  предметами: переворачивает, бросает, опрокидывает их, старается все ощупать и  попробовать на вкус. Также появляется интерес к книгам, но пока ещё просто как к  объектам, а не как к источнику информации: ребенок внимательно разглядывает картинки  и переворачивает страницы. Наблюдается становление памяти. Ребенок понимает и  запоминает все больше слов и реагирует на просьбы. В этом раннем возрасте дети не любят оставаться в одиночестве, тянутся к возможности установить контакт с объектом,  отвечающим ему взаимодействием. В этом возрасте очень важно дать ребенку ощущение заботы и теплоты. Важно научить ребенка понимать и ощущать окружающий мир, так как полноценное  развитие ребенка во многом зависит от воспитывающих его взрослых. Нужно как можно  больше разговаривать с ним. Желательно делать это просто, но ясно. Показывать картинки  и задавать вопросы о том, что на них нарисовано. Также при помощи вопросов «Где?»,  «Что?» важно научить ребенка различать окружающие его предметы, начать можно с  простого бытового окружения: стул, кровать, лампа, книга и прочее. Особенно важно в этот период объяснить ребенку, что для него может быть  опасным, и, конечно же, желательно прятать все предметы, которые могут нанести ему  вред, для того чтобы он мог свободно и безопасно перемещаться по пространству. Научите его общаться с другими людьми и конечно же не оставляйте ребенка одного без присмотра. Особенности развития детей раннего возраста от 1 до 2­х лет В промежутке от 1 года до 2­х особенности развития детей раннего возраста  заключаются в следующем: у ребенка начинают формироваться важные и сложные  функции мозга, начинает формироваться его поведение и складываться характер. Он  начинает ходить без поддержки, что дает ему возможность все больше и больше  исследовать окружающий мир, а так же дает возможность непосредственного общения с  другими детьми.Это возраст, в котором формируются многие социальные черты, такие как  сочувствие и любовь к близким. Нарастающий интерес к познанию усиливается, и, учитывая увеличение периода  бодрствования ребенка, дает ему больше возможностей и выносливости посвящать себя  изучению заинтересовавшего его предмета. Несомненно, важен факт того, что ребенок в возрасте до двух лет, начинает  совершенствовать речь и понимать больше слов, путем подражания взрослым. Например,  появляются первые простейшие словоформы и определения: корова – это «му­му»,  собачка – «гав­гав» и т.д. Постепенно ребенок начинает подражать фразам и интонациям  взрослых и начинает увеличивать словарный запас. Также в этот период ребенок начинает прислушиваться к своим внутренним  ощущениям и учиться различать свое настроение и чувства. Особенности развития детей раннего возраста в вышеописанном периоде требуют  исполнения следующих рекомендаций: Необходимо использовать игры, в процессе которых ребенок может развивать речь и навыки общения — это весьма важный процесс в развитии детей этого возраста. В процессе игры нужно использовать простую и понятную ему речь, просить его повторить за вами  слова и объяснять значения сказанных им слов. Предлагайте ребенку выбор «Ты будешь грушу или яблоко?», следует не торопить  его с ответом — он должен выбирать сам. Также важно играть в развивающие моторику игры, такие как кубики, пирамидки. Рисуйте вместе с малышом, научите его различать цвета. Разговаривайте с ним, но не усложняйте свою речь непонятными ему терминами.  Следует задавать вопросы «Как ты себя чувствуешь?», «Тебе интересно?», «Тебе  хорошо?», чтобы научить его различать свои ощущения. Не препятствуйте малышу  передвигать предметы и мебель. Также в игровой форме вы можете вместе с ним наводить порядок дома и  заниматься домашними хлопотами. Научите его распознавать мимику, это тоже можно легко сделать, используя игры. Объясните малышу значения слова «нельзя» и его причины. Особенности развития детей раннего возраста от 2­х до 3­х лет Этот период связан с активным развитием нервной системы, вследствие чего  ребёнок становится более подвижным, а его организм начинает более интенсивно  развиваться физически. Благодаря этому в ребенке проще сформировать навыки  правильного поведения. Он учится контролировать некоторые свои потребности и  желания. Нервно­психическое развитие происходит интенсивней, словарный запас малыша  увеличивает гораздо быстрее, чем в предыдущие два года. Речь начинает отражать уровень  его мышления, ребенок начинает использовать сложные предложения, это происходит  благодаря развивающейся способности устанавливать взаимосвязь между предметами иявлениями, он начинает сравнивать их свойства и сопоставлять их, что и отражается в  речевых функциях. Меняется восприятие речи окружающих, малыш понимает смысл  сказанного. Также он начинает понимать течение времени, с ним можно обсуждать уже не  только данный момент, но и события прошлого и будущего времени. Он учиться  определять цель «Я буду играть», «Я буду строить домик». Ребенок начинает понимать  свойства и назначение многих предметов, так же различает цвета и форму предметов:  «Когда темно, надо спать», «Птички летают высоко», а так же формируется представление о количестве («мало – много»). На протяжении третьего года важно позволить ребенку наблюдать и исследовать.  Если он чем­то заинтересован, следует его поддержать в этом. Общение со сверстниками в этом возрасте — необходимая потребность, малыш  начинает интересоваться другими людьми. Следует использовать ролевые игры  («больница», «дочки­матери»), они способствуют приобретению социальных навыков  общения. Общие рекомендации Не следует ограничивать пространство, в котором находится ребенок, так как  обычно дети, находящиеся в одном и том же пространстве постоянно, заметно отстают в  развитии. Соблюдайте режим, и будьте твердыми в требованиях дисциплины и правилах  поведения, но не переусердствуйте, давайте ребенку понять, что он окружен заботой и  вашей любовью. Помните, что игры способствуют развитию ребенка, поэтому следует как можно  чаще играть с ним, правильно подыскивая игру под его настроение, которая будет  учитывать его индивидуальную специфику и общие особенности развития детей раннего  возраста. Когда малыш начнет приобретать социальные навыки, следует увеличить  возможность общения со сверстниками.