Особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи

  • Образовательные программы
  • Памятки
  • Особые потребности
  • docx
  • 21.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи - это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С.Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.
Иконка файла материала тнр.docx
Особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи ­ это дети с поражением центральной нервной системы   (или   проявлениями   перинатальной   энцефалопатии),   что   обусловливает   частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности.   Учитывая   положение   о   тесной   связи   развития   мышления   и   речи   (Л. С.Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит   от   состояния   его   речи.   Системный   речевой   дефект   часто   приводит   к возникновению   вторичных   отклонений   в   умственном   развитии,   к   своеобразному формированию психики. У детей данной категории отмечается недостаточность различных видов   восприятия   и   в   первую   очередь   слухового,   зрительного,   пространственного. Недостаточность   базового   слухового   восприятия   влияет   на   формирование фонематического   слуха,   а   в   дальнейшем   ­   фонематического   восприятия.   Нарушения фонематического восприятия   Нарушения зрительной сферы проявляются в основном в бедности   и   недифференцированности   зрительных   представлений,   в   инертности   и нестойкости зрительных следов, а также в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным   образом   предмета.   Изучение   особенностей   ориентировки   в   пространстве показало, что дети с недоразвитием речи  затрудняются  в основном в дифференциации понятий   «справа»   и   «слева»,   обозначающих   местонахождение   объекта.   У   них   также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле (как правило, при усложнении заданий).   Особенно   стойко   пространственные   нарушения   проявляются   при   рисовании: нечеткость или плохое качество линий, изображения отличаются примитивностью, малым количеством   деталей   их   непропорциональностью.     Внимание   характеризуется недостаточной   устойчивостью,   быстрой   истощаемостью,   что   определяет   тенденцию   к снижению   темпа   деятельности   в   процессе   работы.   Ошибки   внимания   присутствуют   на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми. Также отмечаются сложности при распределении внимания.  Исследования мнестической функции у детей с ТНР обнаруживают, что объем их зрительной памяти практически не отличается   от   нормы.   Однако   заметно   снижены   слуховая   память   и   продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции   (трех   ­четырехступенчатые),   опускают   некоторые   их   элементы   и   меняют последовательность предложенных заданий. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения. Однако при имеющихся трудностях у детей данной категории остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания. Выявлена неоднородность группы детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, как по   проявлению   речевого   расстройства,   так   и   по   особенностям   формирования познавательных   процессов.   Количественные   показатели   развития   невербального интеллекта у этих детей колеблются преимущественно в пределах от нормы до низкой границы нормы. Несформированность некоторых знаний и недостаточность  6   самоорганизации   речевой   8  деятельности   влияет   на  процесс   и   результат   мыслительной деятельности.   В   этой   работе   привлекается   внимание   к   необходимости дифференцированного   подхода   к   детям   с   учетом   особенностей   их   интеллектуальногоразвития.     У   некоторых   детей   низкая   активность   припоминания   может   сочетаться   с ограниченными   возможностями   развития   познавательной   деятельности.   Связь   между речевыми   нарушениями   и   другими   сторонами   психического   развития   обусловливает особенности   мышления.   Обладая   в   целом   полноценными   предпосылками   овладения мыслительными   операциями,   доступными   их   возрасту,   дети   отстают   в   развитии словеснологического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.  У части детей с ТНР отмечается замедленное развитие двигательной сферы, которое характеризуется неуверенностью в выполнении дозированных движений, плохой координацией движений, снижении скорости и ловкости выполнения. Дети с ТНР отстают от нормально развивающихся  сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно­временным   параметрам,   они   нарушают   последовательность   элементов действия,   опускают   его   составные   части.   Наибольшие   трудности   выявляются   при выполнении движений по словесной инструкции. Отмечается недостаточная координация пальцев   руки,   общее   недоразвитие   мелкой   моторики.     Известно,   что   одной   из   общих закономерностей нарушенного развития являются отклонения в формировании личности. Например, трудности в социальной адаптации таких детей и сложности их взаимодействия с социальной средой.  Доказано, что речевые нарушения сказываются на формировании его самосознания   и   самооценки   на   характере   взаимоотношений   ребенка   с   окружающими. Несформированность   средств   общения   может   быть  главной   причиной   неблагоприятных отношений в группе сверстников.  Особенности речевого развития детей с ОНР (трудности морфологического,   логико­синтаксического   и   композиционного характера)   сочетаются   с   нарушениями   коммуникативной   функции,   что   выражается   в снижении   потребности   в   общении,   несформированности   способов   коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться  в ситуации общения, негативизм). Таким  образом, выявленные особенности познавательной деятельности и личностного развития при общем недоразвитии речи ориентируют на изучение детей данной категории с позиции целостного подхода,   который   предполагает   выделение   в   структуре   нарушения   как   речевой,   так   и неречевой   симптоматики,   учет   соотношения   и   характера   связей   этих   компонентов структуры дефекта. воих желаний требованиям коллектива. Возрастные   синтаксического,