В презентацию входит описание психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание. Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.
Презентация состоит из 7 частей:
Социально-эмоциональное развитие
Игровая деятельность
Общая моторика
Психическое развитие
Речевое развитие
Музыкально-художественная и продуктивная деятельность
Трудовая деятельность
Материал подготовлен для родителей старшей группы.
Особенности
развития
детей
старшей
Company
группы
name
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ:
•
•
•
•
Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как
представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и
зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6
лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор
(преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и
более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый,
честный, заботливый и др.
В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность
саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования,
которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не
отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца
малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в
комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми
общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.
Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения
другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его
поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако
соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать
агрессию и т. д., как правило, в этом возрасте возможно лишь во
взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка
о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными.
Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с
ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или
иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его
положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.).
Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают
о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети
внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам
друзей.
В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности
по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности
проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности,
профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола
мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность,
ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за
другого. Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности
ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности
поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится
способным встать на позицию другого).
ИГРОВАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
• В игровом взаимодействии
существенное место
начинает занимать
совместное обсуждение
правил игры. Дети часто
пытаются контролировать
действия друг друга -
указывают, как должен себя
вести тот или иной
персонаж. В случаях
возникновения конфликтов
во время игры дети
объясняют партнёрам свои
действия или критикуют их
действия, ссылаясь на
правила. При распределении
детьми этого возраста
ролей для игры можно
иногда наблюдать и попытки
совместного решения
проблем («Кто будет?»).
Вместе с тем согласование
действий, распределение
обязанностей у детей чаще
всего возникает ещё по ходу
самой игры.
ОБЩАЯ МОТОРИКА:
• Более совершенной становится крупная
моторика: ребенок хорошо бегает на
носках, прыгает через веревочку,
попеременно на одной и другой ноге,
катается на двухколесном велосипеде, на
коньках. Появляются сложные движения:
может пройти по неширокой скамейке и
при этом даже перешагнуть через
небольшое препятствие; умеет отбивать
мяч о землю одной рукой несколько раз
подряд. Активно формируется осанка
детей, правильная манера держаться.
Развиваются выносливость (способность
достаточно длительное время заниматься
физическими упражнениями) и силовые
качества (способность применения
ребёнком небольших усилий на
протяжении достаточно длительного
времени).
• Ловкость и развитие мелкой моторики
проявляются в более высокой степени
самостоятельности ребёнка при
самообслуживании: дети практически не
нуждаются в помощи взрослого, когда
одеваются и обуваются. Некоторые из них
могут обращаться со шнурками —
продевать их в ботинок и завязывать
бантиком.
ПСИХИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ:
•
•
•
•
•
•
•
К 5 годам они обладают довольно большим запасом
представлений об окружающем, которые получают
благодаря своей активности, стремлению задавать
вопросы и экспериментировать. Представления об
основных свойствах предметов углубляются: ребёнок
хорошо знает основные цвета и имеет представления об
оттенках (например, может показать два оттенка одного
цвета: светло-красный и тёмно-красный); может
рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг
от друга; сопоставить между собой по величине большое
количество предметов.
Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство;
раскладывает 10 предметов от самого большого к самому
маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку
геометрические фигуры; выделяет в предметах детали,
похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.
Освоение времени все ещё не совершенно: не точная
ориентация во временах года, днях недели (хорошо
усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с
которыми связаны яркие события).
Внимание детей становится более устойчивым и
произвольным. Они могут заниматься не очень
привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин
вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже
способен действовать по правилу, которое задаётся
взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы
и цвета, найти на картинке изображения предметов и
заштриховать их определённым образом).
Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её
устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут
использовать несложные приёмы и средства (в качестве
подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-
образное мышление, которое позволяет ребёнку решать
более сложные задачи с использованием обобщённых
наглядных средств (схем, чертежей и пр.). К наглядно-
действенному мышлению дети прибегают в тех случаях,
когда сложно без практических проб выявить
необходимые связи. При этом пробы становятся
планомерными и целенаправленными. Задания, которые
можно решить без практических проб, ребёнок нередко
может решать в уме.
Развивается прогностическая функция мышления, что
позволяет ребёнку видеть перспективу событий,
предвидеть близкие и отдалённые последствия
собственных действий и поступков.
•
•
•
•
•
•
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Для детей этого возраста становится нормой правильное
произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых,
дошкольник может обнаружить собственные речевые
недостатки.
Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства
интонационной выразительности: может читать стихи грустно,
весело или торжественно, способен регулировать громкость
голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать
стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.
п.).
Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы,
антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь
детей активно пополняется существительными,
обозначающими названия профессий, социальных учреждений
(библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.);
глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных
профессий, прилагательными и наречиями, отражающими
качество действий, отношение людей к профессиональной
деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова,
обозначающие материалы, из которых сделаны предметы
(бумажный, деревянный и т. д.).
Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи
грамматики: несклоняемые существительные, существительные
множественного числа в родительном падеже, следовать
орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу
простых трёхзвуковых слов.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые
диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться
прямой и косвенной речью; в описательном и
повествовательном монологах способны передать состояние
героя, его настроение, отношение к событию, используя
эпитеты и сравнения.
Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями
разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами
семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с
историей страны. Малыш способен удерживать в памяти
большой объём информации, ему доступно чтение с
продолжением. Практика анализа текстов, работа с
иллюстрациями способствуют углублению читательского
опыта, формированию читательских симпатий.
•
•
•
•
•
•
МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
В процессе восприятия художественных произведений
дети эмоционально откликаются на те произведения
искусства, в которых переданы понятные им чувства и
отношения, различные эмоциональные состояния людей,
животных, борьба добра со злом.
При слушании музыки дети обнаруживают большую
сосредоточенность и внимательность. Творческие
проявления музыкальной деятельности становятся более
осознанными и направленными (образ, средства
выразительности продумываются и сознательно
подбираются детьми).
В изобразительной деятельности дети также могут
изобразить задуманное (замысел ведёт за собой
изображение). Развитие мелкой моторики влияет на
совершенствование техники изображения: дошкольники
могут проводить узкие и широкие линии краской (концом
кисти и плашмя, рисовать кольца, дуги, делать тройной
мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для
получения светлых, тёмных и новых оттенков,
разбеливать основной тон для получения более светлого
оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с
удовольствием обводят рисунки по контуру,
заштриховывают фигуры.
Старшие дошкольники в состоянии лепить из целого
куска глины (пластилина, моделируя форму кончиками
пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать
детали пальцами от основной формы, украшать свои
работы с помощью стеки и налепов, расписывать их.
Совершенствуются практические навыки работы с
ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов,
овалы из прямоугольников, преобразовывать одни
геометрические фигуры в другие: квадрат - в несколько
треугольников, прямоугольник - в полоски, квадраты и
маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных
фигур изображения разных предметов или декоративные
композиции.
Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но
уже готовы к самостоятельному творческому
конструированию из разных материалов. Постепенно
дети приобретают способность действовать по
предварительному замыслу в конструировании и
рисовании.
ТРУДОВАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
• В старшем дошкольном возрасте (5-7
лет) активно развиваются
планирование и самооценивание
трудовой деятельности. Освоенные
ранее виды детского труда
выполняются качественно, быстро,
осознанно. Становится возможным
освоение детьми разных видов ручного
труда.
ВНИМАНИЕ – ЭТО ВАЖНО!
• Возраст 5-6 лет можно
охарактеризовать как возраст
овладения ребёнком активным
воображением, которое начинает
приобретать самостоятельность,
отделяясь от практической
деятельности и предваряя её. Образы
воображения значительно полнее и
точнее воспроизводят
действительность. Ребёнок чётко
начинает различать действительное и
вымышленное. Действия воображения -
создание и воплощение замысла -
начинают складываться первоначально
в игре. Это проявляется в том, что
прежде игры рождается её замысел и
сюжет.