Всю жизнь человек связан с ухом, с окружающей средой и обществом. Нарушение слуха действует не только на речь, но и на личность в целом. Чем раньше возникает нарушение слуха, тем большее влияние оказывает на развитие личности. При определении нарушения слуха мы должны учитывать не только его характер и степень, но и влияние на устную речь. Степень нарушение слуха мы оцениваем потому в какой мере сохранилась способность воспринимать и воспроизводить речь.
Для глухих детей создаются специальные общеобразовательные школы-интернаты. Такие заведения решают задачи воспитания общеобразовательной и трудовой подготовки глухих школьников, коррекции и компенсации недостатков в их развитии. Особое внимание кВ коррекционной учебно-воспитательной работе уделяется формированию и развитию вербальной речи, словесно-логического мышления, расширение активной речевой практики, развития остаточного слуха. Основой дидактической системы обучения глухих и слабослышащих детей является предметно-практическая деятельность, которая выступает в качестве базы для общего и речевого развития, формирование познавательной активности, самостоятельности и сознательности в приобретении знаний, умений и навыков. Главное требование к процессу образования - это организация развивающей слухоречевой среды, предусматривающей слухозрительное и слуховое восприятие устной речи с помощью звукоусиливающей аппаратуры.
Специализированные школы и школы-интернаты для слабослышащих и позднооглохших детей осуществляет воспитание, образовательную и трудовую подготовку, преодоление последствий снижения слуха и речевого недоразвития детей. Применяются методы, максимально стимулирующие детей к активной речевой деятельности, развитию слухового восприятия и формированию навыков чтения с губ, с лица. С глухими и слабослышащими детьми проводиться лечебно-реабилитационная, санитарно-гигиническая, консультационная работа. Все действия направлены на максимальное сохранение остаточного слуха.
1б.21в. Особенности развития личности детей с нарушениями слуха
Всю жизнь человек связан с ухом, с окружающей средой и обществом. Нарушение
слуха действует не только на речь, но и на личность в целом. Чем раньше возникает
нарушение слуха, тем большее влияние оказывает на развитие личности. При определении
нарушения слуха мы должны учитывать не только его характер и степень, но и влияние на
устную речь. Степень нарушение слуха мы оцениваем потому в какой мере сохранилась
способность воспринимать и воспроизводить речь.
Для глухих детей создаются специальные общеобразовательные школыинтернаты.
Такие заведения решают задачи воспитания общеобразовательной и трудовой подготовки
глухих школьников, коррекции и компенсации недостатков в их развитии. Особое внимание
кВ коррекционной учебновоспитательной работе уделяется формированию и развитию
вербальной речи, словеснологического мышления, расширение активной речевой практики,
развития остаточного слуха. Основой дидактической системы обучения глухих и
слабослышащих детей является предметнопрактическая деятельность, которая выступает в
качестве базы для общего и речевого развития, формирование познавательной активности,
самостоятельности и сознательности в приобретении знаний, умений и навыков. Главное
требование к процессу образования это организация развивающей слухоречевой среды,
предусматривающей слухозрительное и слуховое восприятие устной речи с помощью
звукоусиливающей аппаратуры.
Специализированные школы и школыинтернаты для слабослышащих и
позднооглохших детей осуществляет воспитание, образовательную и трудовую подготовку,
преодоление последствий снижения слуха и речевого недоразвития детей. Применяются
методы, максимально стимулирующие детей к активной речевой деятельности, развитию
слухового восприятия и формированию навыков чтения с губ, с лица. С глухими и
слабослышащими детьми проводиться лечебнореабилитационная, санитарногигиническая,
консультационная работа. Все действия направлены на максимальное сохранение остаточного
слуха.
Социокультурная адаптация детей с нарушениями слуха достаточно часто
осложняется эмоциональными и поведенческими расстройствами. В большинстве случаев
такие дети замкнуты, предпочитают общение с себе подобным, болезненно реагируют на
случай обнаружения их дефекта. Речь глухого и слабослышащего ребенка характеризуется
количественным недостаточностью и качественным своеобразием. Часто отмечается
нарушения звукубоквенного состава слов, потому что некоторые звуки ребенок может не
уловить, другие воспринимает неправильно , отчетливо слышит только ударные части слова,
недостаточно ясно дифференцирует на слух приставки, окончания слов. Все эти
обстоятельства обуславливает необходимость предельно раннего начала учебно
воспитательной работы.
В последние десятилетия были проведены теоретические и экспериментальные
исследования по ранней
коррекции нарушений слуха, согласно которым раннее
целенаравленное педагогическое воздействие на детей с нарушением слуха приводит к
принципиально иным результатам по сравнению с традиционными.
Благодаря этим исследованиям были разработаны программы и методы ранней
комплексной коррекции. Ранней называется коррекция детей в возрасте до 3 лет.
Разработанные программы ранней коррекции недостатков слуха у детей способствуют
достижению следующих результатов: часть детей даже с глухотой уже к 35 годам
максимально сближаются по уровню общего и речевого развития с нормально слышащими
детьми, что позволяет организовать их интегрированной помощи, некоторые дети получают
возможность обучаться в массовой щколе при постоянной помощи сурдопедагога,
большинство детей впоследствии могут обучаться в школах для слабослышащих.
2б16в
Психогимнастика как метод психокоррекцииПсихогимнастика – это метод, который позволяет участникам проявить себя и
общаться без помощи слов. В узком смысле – это этюд, упражнение, в широком – курс
специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики
человека как познавательной, так и эмоциональноличностной сферы. Это метод
реконструктивной психокоррекции, цель которого –познание и изменение личности клиента.
Включает подготовительную, пантомимическую и заключительную часть.
Задачи подготовительной части:
уменьшить напряжение участников группы,
снятие запретов, страхов,
развитие внимания;
развитие чувствительности и собственной двигательной активности, активности
других людей,
сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы;
формирование способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния,
проблемы без слов и понимать вербальное поведение других людей.
Упражнения, направленные на развитие внимания: «гимнастика с запаздыванием»,
«передача ритма по кругу», «передача движения по кругу», «зеркало»;
Упражнения, направленные на снятие напряжения: «Я иду по воде», «Спешу на
работу», «Плаваю».
Упражнения на снятие эмоциональной дистанции: «сесть на стул, занятый другим»,
«разжатие кулака», «успокоить обиженного», «передача и понимание чувства», «разговор
через толстое стекло».
Пантомимическая часть: Упражнения: «Преодоление трудностей», «Запретный плод»,
«Моя семья», «Скульптор», «Моя группа», «тема «Я», «Привычные ситуации», «Сказка».
Заключительная часть: снятие напряжения, которые могли возникнуть по ходу
пантомимической части с помощью бега, ходьбы, танца.
Психогимнастика неоценима в коррекции познавательной и эмоционально волевой
сферы посредством "языка тела". Темы, чаще всего используемые в психогимнастике –
преодоление трудностей, запретный плод (при расхождении желаний с внешними и
внутренними нормами), скульптор (член группы в роли скульптора придает участникам г
позы, отражающие их особенности и конфликты), моя группа (выражение чувств членов
группы путем их физической расстановки в соответствии с эмоциональной близостью),
привычные жизненные ситуации (просьбы, требования, ссоры, опоздания); тема «Я» («Какой я
есть?», «Каким бы хотел быть?», «Моя семья»); сказка (изображения действий в роли
волшебников). Психогимнастика Г.Юновой такова: каждое занятие включает ритмику,
пантомимику, коллективные игры, танцы и состоит из фаз снятия напряжения,
пантомимической и заключительной. Психогимнастика М.И. Чистяковой для дошкольников и
младших школьников представляет собой курс из 20 занятий общей длительностью около 3х
месяцев с частотой встреч два занятия в неделю от 25 мин до 1ч30 мин. Схема занятий:
мимические и пантомимические этюды, этапы и игры, направленные на выражение отдельных
свойств личности и эмоций; этюды и игры, имитирующие терапевтическую направленность на
определенного ребенка или группу в целом, фазы психомышечной тренировки. В группе – 6
дошкольников и от 3 до 8 младших школьников. Полностью занятие заканчивается обучением
детей саморегуляции и их успокоением.