Особенности развития личности детей с нарушениями слуха

  • Лекции
  • doc
  • 06.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Всю жизнь человек связан с ухом, с окружающей средой и обществом. Нарушение слуха действует не только на речь, но и на личность в целом. Чем раньше возникает нарушение слуха, тем большее влияние оказывает на развитие личности. При определении нарушения слуха мы должны учитывать не только его характер и степень, но и влияние на устную речь. Степень нарушение слуха мы оцениваем потому в какой мере сохранилась способность воспринимать и воспроизводить речь. Для глухих детей создаются специальные общеобразовательные школы-интернаты. Такие заведения решают задачи воспитания общеобразовательной и трудовой подготовки глухих школьников, коррекции и компенсации недостатков в их развитии. Особое внимание кВ коррекционной учебно-воспитательной работе уделяется формированию и развитию вербальной речи, словесно-логического мышления, расширение активной речевой практики, развития остаточного слуха. Основой дидактической системы обучения глухих и слабослышащих детей является предметно-практическая деятельность, которая выступает в качестве базы для общего и речевого развития, формирование познавательной активности, самостоятельности и сознательности в приобретении знаний, умений и навыков. Главное требование к процессу образования - это организация развивающей слухоречевой среды, предусматривающей слухозрительное и слуховое восприятие устной речи с помощью звукоусиливающей аппаратуры. Специализированные школы и школы-интернаты для слабослышащих и позднооглохших детей осуществляет воспитание, образовательную и трудовую подготовку, преодоление последствий снижения слуха и речевого недоразвития детей. Применяются методы, максимально стимулирующие детей к активной речевой деятельности, развитию слухового восприятия и формированию навыков чтения с губ, с лица. С глухими и слабослышащими детьми проводиться лечебно-реабилитационная, санитарно-гигиническая, консультационная работа. Все действия направлены на максимальное сохранение остаточного слуха.
Иконка файла материала 22.doc
1б.21в. Особенности развития личности детей с нарушениями слуха Всю жизнь человек связан с ухом, с окружающей средой и обществом. Нарушение слуха   действует   не   только   на   речь,   но   и   на   личность   в   целом.   Чем   раньше   возникает нарушение слуха, тем большее влияние оказывает на развитие личности.   При определении нарушения слуха мы должны учитывать не только его характер и степень, но и влияние на устную   речь.   Степень   нарушение   слуха   мы   оцениваем   потому   в   какой   мере   сохранилась способность воспринимать и воспроизводить речь. Для   глухих   детей   создаются   специальные   общеобразовательные   школы­интернаты. Такие   заведения   решают   задачи   воспитания   общеобразовательной   и   трудовой   подготовки глухих школьников, коррекции и компенсации недостатков в их развитии. Особое внимание кВ   коррекционной   учебно­воспитательной   работе   уделяется   формированию   и   развитию вербальной речи, словесно­логического мышления, расширение активной речевой практики, развития   остаточного   слуха.   Основой   дидактической   системы   обучения   глухих   и слабослышащих детей является предметно­практическая деятельность, которая выступает в качестве базы для общего   и речевого развития, формирование познавательной активности, самостоятельности   и   сознательности   в   приобретении   знаний,   умений   и   навыков.   Главное требование к процессу образования    ­ это организация развивающей слухоречевой среды, предусматривающей   слухозрительное   и   слуховое   восприятие   устной   речи   с   помощью звукоусиливающей аппаратуры. Специализированные   школы   и   школы­интернаты   для   слабослышащих   и позднооглохших детей осуществляет воспитание, образовательную и трудовую подготовку, преодоление   последствий   снижения   слуха   и   речевого   недоразвития   детей.   Применяются методы,   максимально   стимулирующие   детей   к   активной   речевой   деятельности,   развитию слухового   восприятия   и   формированию   навыков   чтения   с   губ,   с   лица.   С   глухими   и слабослышащими   детьми   проводиться   лечебно­реабилитационная,   санитарно­гигиническая, консультационная работа. Все действия направлены на максимальное сохранение остаточного слуха. Социокультурная   адаптация   детей   с   нарушениями   слуха   достаточно   часто осложняется   эмоциональными   и   поведенческими   расстройствами.   В   большинстве   случаев такие дети замкнуты, предпочитают общение с   себе подобным, болезненно реагируют на случай обнаружения их дефекта. Речь глухого и слабослышащего ребенка характеризуется количественным   недостаточностью   и   качественным   своеобразием.   Часто   отмечается нарушения звукубоквенного состава слов,   потому что некоторые звуки ребенок может не уловить,  другие воспринимает неправильно , отчетливо слышит  только ударные части слова, недостаточно   ясно   дифференцирует   на   слух   приставки,   окончания   слов.   Все   эти обстоятельства   обуславливает   необходимость   предельно   раннего   начала   учебно­ воспитательной работы. В   последние   десятилетия   были   проведены   теоретические   и   экспериментальные исследования   по   ранней     коррекции   нарушений   слуха,   согласно   которым   раннее целенаравленное   педагогическое   воздействие     на   детей   с   нарушением   слуха   приводит     к принципиально иным результатам по сравнению с традиционными. Благодаря   этим   исследованиям   были   разработаны     программы   и   методы   ранней комплексной   коррекции.   Ранней   называется   коррекция   детей   в   возрасте   до   3   лет. Разработанные   программы   ранней   коррекции     недостатков   слуха   у   детей   способствуют достижению   следующих   результатов:   часть   детей   даже   с   глухотой   уже   к   3­5   годам максимально сближаются по уровню общего и речевого развития с нормально слышащими детьми, что позволяет организовать их интегрированной помощи, некоторые дети получают возможность   обучаться   в   массовой   щколе   при   постоянной   помощи   сурдопедагога, большинство детей впоследствии могут обучаться в школах для слабослышащих.              2б16в        Психогимнастика как метод психокоррекцииПсихогимнастика   –   это   метод,   который   позволяет   участникам   проявить   себя     и общаться  без  помощи  слов.   В  узком   смысле  –  это  этюд,  упражнение,   в  широком  –  курс специальных   занятий,   направленных   на   развитие   и   коррекцию   различных   сторон   психики человека   как   познавательной,   так   и   эмоционально­личностной   сферы.   Это   метод реконструктивной психокоррекции, цель которого –познание и изменение личности клиента. Включает подготовительную, пантомимическую и заключительную часть. Задачи подготовительной части: ­ уменьшить напряжение участников группы, ­ снятие запретов, страхов, ­ развитие внимания; ­   развитие   чувствительности   и   собственной   двигательной   активности,   активности других людей, ­ сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы; ­   формирование   способности   выражать   свои   чувства,   эмоциональные   состояния, проблемы без слов и понимать вербальное поведение других людей. Упражнения,   направленные   на   развитие   внимания:   «гимнастика   с   запаздыванием», «передача ритма по кругу», «передача движения по кругу», «зеркало»; Упражнения,   направленные   на   снятие   напряжения:   «Я   иду   по   воде»,   «Спешу   на работу», «Плаваю». Упражнения на снятие эмоциональной дистанции: «сесть на стул, занятый другим», «разжатие   кулака»,   «успокоить   обиженного»,   «передача   и   понимание   чувства»,   «разговор через толстое стекло». Пантомимическая часть: Упражнения: «Преодоление трудностей», «Запретный плод», «Моя семья», «Скульптор», «Моя группа», «тема «Я», «Привычные ситуации», «Сказка». Заключительная   часть:   снятие   напряжения,   которые   могли   возникнуть   по   ходу пантомимической части с помощью бега, ходьбы, танца. Психогимнастика   неоценима   в   коррекции   познавательной   и   эмоционально­   волевой сферы   посредством   "языка   тела".   Темы,   чаще   всего   используемые   в   психогимнастике   – преодоление   трудностей,   запретный   плод   (при   расхождении   желаний   с   внешними   и внутренними нормами), скульптор (член группы в роли скульптора придает участникам г позы,   отражающие   их   особенности   и   конфликты),   моя   группа   (выражение   чувств   членов группы     путем   их   физической   расстановки   в   соответствии   с   эмоциональной   близостью), привычные жизненные ситуации (просьбы, требования, ссоры, опоздания); тема «Я» («Какой я есть?»,   «Каким   бы   хотел   быть?»,   «Моя   семья»);   сказка   (изображения   действий   в   роли волшебников).   Психогимнастика   Г.Юновой   такова:   каждое   занятие   включает   ритмику, пантомимику,   коллективные   игры,   танцы   и   состоит   из   фаз   снятия   напряжения, пантомимической и заключительной. Психогимнастика М.И. Чистяковой для дошкольников и младших школьников представляет собой курс из 20 занятий общей длительностью около 3­х месяцев с частотой встреч два занятия в неделю от 25 мин до 1ч30 мин. Схема занятий: мимические и пантомимические этюды, этапы и игры, направленные на выражение отдельных свойств личности и эмоций; этюды и игры, имитирующие терапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом, фазы психомышечной тренировки. В группе – 6 дошкольников и от 3 до 8 младших школьников. Полностью занятие заканчивается обучением детей саморегуляции и их успокоением.