Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха
Оценка 5

Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха

Оценка 5
Лекции
doc
психологическая работа +2
Взрослым
01.01.2019
Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха
В дошкольном возрасте у детей с нарушениями слуха, ведущим видом внимания является внимание непроизвольное. Оно вызывается интересными, новыми и необычными для ребенка предметами и явлениями. В школьном возрасте происходит становление произвольного внимания (устойчивость, распределение, переключаемость). У детей с нарушенным слухом гораздо большее значение имеют зрительные раздражители, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. Например, восприятие словесной речи посредством считыванием с губ требует полно сосредоточенности на лице говорящего человека. У глухих детей отличаются трудности переключения внимания, больше времени или требуется на «вырабатывание». Продуктивность внимания у глухих школьников зависит от изобразительных качеств воспринимаемого материала. Наибольший темп развития произвольного внимания приходится у детей с нарушением слуха на подростковый возраст. Более позднее становление высшей формы внимания связанно с отставанием в развитии речи. Большое значение для компенсации нарушение слуха имеет развитие зрительного восприятия. Исследования восприятия формы показали, что глухие дети 7-8 лет без знания какой-либо формы речи плохо различали предметы по форма, дети со знанием словесной речи не отличались по результатам от слышащих сверстников(средство восприятия - осмысленность). В этой сфере работали: А.И. Дьячков, А.А.Венгер и А.Л.Венгер, А.П.Гозова, Н.В.Яшков.
9.doc
1. Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха  В дошкольном возрасте у детей с нарушениями слуха, ведущим видом внимания является внимание непроизвольное. Оно вызывается интересными, новыми и необычными для ребенка предметами и явлениями. В   школьном   возрасте   происходит   становление   произвольного   внимания (устойчивость, распределение, переключаемость). У   детей   с   нарушенным   слухом   гораздо   большее   значение   имеют   зрительные раздражители,   а   значит,   основная   нагрузка   по   переработке   поступающей   информации ложится на зрительный  анализатор. Например, восприятие словесной  речи посредством считыванием с губ   требует полно сосредоточенности на лице говорящего человека.   У глухих   детей   отличаются   трудности   переключения   внимания,   больше   времени   или требуется на «вырабатывание». Продуктивность   внимания   у   глухих   школьников   зависит   от   изобразительных качеств воспринимаемого материала.  Наибольший   темп   развития   произвольного   внимания   приходится   у     детей   с нарушением слуха на подростковый возраст. Более позднее становление высшей формы внимания  связанно с отставанием в развитии речи. Большое значение для компенсации нарушение слуха имеет развитие зрительного восприятия. Исследования восприятия формы показали, что глухие дети 7­8 лет без знания какой­либо формы речи плохо различали предметы по форма, дети со знанием словесной речи   не   отличались   по   результатам   от   слышащих   сверстников(средство   восприятия   ­ осмысленность).   В   этой   сфере   работали:   А.И.   Дьячков,   А.А.Венгер   и   А.Л.Венгер, А.П.Гозова, Н.В.Яшков.  Особенности   восприятия   изображений:   трудности   в   восприятии   и   понимании перспективных изображений, пространственно­временных отношений между предметами, не всегда понимают изображенное движение предметов, трудность в восприятии предметов в   необычном   ракурсе,   могут   не   узнать   предмет,   если   он   закрыт   другими.   Зрительное восприятие   для   ребенка   с   нарушениями   слуха   –   главный   источник   представлений   об окружающем мире. Кинестетические   ощущения   и   восприятие.   У   большинства   детей   с   нарушениями слуха имеется отставание  в развитие  мелких  движений  пальцев  рук, артикуляционного аппарата. Трудности  сохранения статического и динамического  равновесия проявляются в   школьном   возрасте.   Компенсация   отсутствующего   слухового   контроля   может совершаться   за   счет   увеличения   роли   зрительного,   тактильно­вибрационного   и двигательного   контроля   за   качеством   своих   движений.(Г.Л.Выготская,   Э.Н.   Леонгард, В.И.Флери, Ж.И.Шиф) Кожные ощущения. Возникают при непосредственном контакте  предмета с кожей. Из всех видов кожных ощущений наибольшее значение имеют вибрационные ощущения. Маленьких детей знакомят с различными вибрирующими предметами, учат локализировать источник   вибрации   в   пространстве.   Вибрационные   ощущения   помогают   глухому осуществлять контроль за собственным произношением(при поднесении ладони ко рту, к шее говорящего) Осязание: с помощью осязания осуществляется познавательный процесс, в котором принимают участия кожные и двигательные ощущения. Недостаточное развития  мышления и речи у детей с нарушениями слуха сказывается на развитии осязания.  Т.о. анализ особенностей процессов ощущений и восприятия у детей с нарушенным слухом   показывает,   что   у   данной   категории   детей   наблюдается   такая   закономерность развития   этих   процессов,   как   асинхрония,   которая   проявляется   в   разной   степени недоразвития   одних   систем   восприятия(двигательная   чувствительность,   осязание   )при более   высоком   уровне   развития   других(зрительное   восприятие,   вибрационная чувствительность). Речь   :   дети   с   нарушенным   слухом   могут   овладеть   словесной   речью   только   в условиях специального обучения.  Ж.И.   Шиф   выделяет   4   психологических   условия,   определяющих   особенности формирования у глухих детей словесной речи: 1     у   глухих   детей   первичным   образованием   слова,   является   зрительный   образ, подкрепляемый двигательными ощущениями. 2     другой   порядок   анализа   речевого   материала   –   начинается   со   зрительного восприятия. 3    образ  слова  воспринимается   зрительно   и  его  преобразования   представляются чисто «внешними» 4     своеобразие   и   неблагоприятные   условия   формирования   речедвигательных навыков. Особенность психического  развития  глухих  детей   они  одновременно  овладевают несколькими различными видами речи – словесной, дактильной и жестовой. Дактильная   речь   ­     это   своеобразная   форма   словесной   речи.   Движение   рук обозначает буквы алфавита национального языка. Общаясь при помощи дактильной речи, разговаривающие   следуют   правилам   письменной   формы   речи.   Дактилирование сопровождается   устной   речью.   Дактилирование   облегчает   слухозрительное   восприятие речи, в частности тех звуков, которые плохо считываются с губ. Жестовая речь глухих возникает из потребности в общении. Специалист в области исследовании  жестовой речи Т.Л.Зайцева, говорит о сложной структуре, системы общения глухих,   поскольку   она   включает   2     разновидности   жестовой   речи:   русскую   и калькирующую. Русская жестовая речь  ­ общение при помощи средств русского жестового языка.   Устная   словесная   речь   здесь   не   используется.   Калькирующая   жестовая   речь   – вторичная знаковая система, которая усваивается на базе и в процессе изучения глухими детьми словесной речи. Жесты сопровождают устную речь говорящего. Память:   Образная   память   в   памяти   глухих   детей   образы   предметов   в   меньшей степени   организованны.   Глухие   дети   реже   пользуются   приемами   опосредствованного запоминания, что отрицательно сказывается на сохранении образов в памяти. Словесная память: трудности, испытываемые глухими детьми в запоминании слов связаны   с   овладениями   словесной   речью.   Во­первых,   во   время   обучения   речи   слово воспринимается   как   последовательность   элементов.   Во­вторых,   замены   могут   быть результатом недостаточной дифференцированности значений слов, относящихся к одной ситуации.  В­третьих,  глухие   дети  реже  используют  приемы   опосредованного  внимания. Т.О.   память   глухих   детей   совершенствуется   в   ходе   формирования   словесной   речи,   в процессе игровой и учебной деятельности. Мышление:   это   познавательный   процесс,   характеризующийся   обобщенным   и опосредованным отражением действительности. Наглядно­образное   мышление   обязательно   включает   в   себя   внешнее   действие   с предметом,   при   этом   ребенок   использует   различные   предметы   в   качестве   средств   для достижении   цели.   Роль   речи   в   данном   виде   мышления   мала.   Доречевое   мышление   – инертное, лишенное подвижности. Глухие дети, особенно до усвоения словесной речи даже в процессе овладения его, длительное время продолжают оставаться на стадии наглядно­образного мышления. В этом проявляется одна из диспропорций их психического развития  превалирование наглядных форм мышления над понятийным.  Полноценное наглядно­образное мышление служит фундаментом для формирования словесно­логического   мышления.   В   связи   с   более   поздними   сроками   формирования наглядно­образного мышления, с замедленными развитием словесной речи у глухих детей переход   на   стадию   словесно­логического   мышления   происходит   в   течение   более длительного времени, завершается к 17 годам и даже позднее. У глухих детей позже формируются мыслительные операции, в частности такое их важное свойство, как обратимость. 2.   Социальная   реабилитация   и   профориентация   лиц   с   ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Реабилитация   –   это   восстановление   утраченных   функций,   а   профориентация   – система   работы   по   формированию   готовности   к   определенной   профессии,   помощи   в адаптации к профессиональной деятельности. Аспекты   реабилитации   –   юридический,   психологический, педагогический,   социальный   и   профориентации   –   социальный,   педагогический, медицинский, а задачи связаны с конкретными аспектами. ( Бнличева, Жданова, Овчарова, Шипицина и др. делают акцент на социально­педагогическом аспекте).   медицинский, Социальная   реабилитация   направлена   на   личностные,   семейные,   общественные изменения, возникшие в результате повреждений. Цель ее – социализация или возвращение человека, страдающего тем или иным дефектом, в социум или максимальное включение его в межличностные и общественные отношения. Существуют   количественные   и   качественные   показатели   реабилитации   и профориентации, интегральным является социальная недостаточность. Социальная   адаптация   –   основной,   интегральный   механизм   социализации.   Под соц.адаптацией   лиц   с   ограниченными   возможностями   подразумеваются   способы компенсации   ограничений   жизнедеятельности   через   приспособление,   регулирование, гармонизацию   взаимодействия   индивида   со   средой.   Соц.адаптация   включает:   а) аллопластическую   (за   счет   изменений   внешней   среды,   приведение   ее   в   соответствие   с возможностями   и   потребностями);   б)   аутопластическую   –   изменение   личности   в   целях оптимального   приспособления   к   внешнему   окружению;   в)   альтернативно   –   средовую   – помещение индивида в среду, оптимально благоприятную для него. Критерии   социально­психологической   адаптации   лиц   с   ограниченными возможностями:   уровень   интеграции   с   микросредой,   степень   включенности   в макросоциальную структуру, степень реализации внутриличностного потенциала, уровень эмоционально – психологического комфорта. Классификация инвалидов: 1. 2. 3. 4. 5. по возрасту по происхождению (с детства, войны, труда, по заболеванию) по причинам возникновения инвалидности по степени трудоспособности (1,2,3) по   способности   к   самостоятельному   перемещению   (мобильные, маломобильные, неподвижные) по последствиям заболевания. 6. Существенным   этапом   соц.реабилитации   инвалидов   является   медико­социальная экспертиза, а принципами работы: 1) функциональной локализации, 2) соблюдение прав инвалидов   (Декларация   ООН   «   О   правах   инвалидов»):   а)   уважение   человеческого достоинства,   б)   гражданские   и   политические   права,   в)   меры   для   обеспечения самостоятельности,   г)право   на   медицинское,   техническое,   функциональное   лечение, восстановление здоровья, профессиональная подготовка) защита от эксплуатации. Определение   инвалидности   детям   производит   медико–психолого–педагогическая комиссия,   в   которую   входят   врачи,   психологи,   соц.педагоги   и   др.специалисты.   и   в зависимости от степени нарушения функций у ребенка   ­ инвалида определяется степень нарушения. Федеральный   закон   «О   социальной   защите   инвалидов   в   Российской   Федерации», принятый 24 ноября 1995г. (статьи 10 и 11 Закона) включает положение о видах помощи инвалидам, в частности, и о патронаже, и об индивидуальных программах реабилитации и профориентации.   В   свою   очередь   индивидуальные   программы   –   основа   инклюзивного образования. Индивидуальная   программа   реабилитации   –   это  комплекс   мер,   направленных   на восстановление,   компенсацию   нарушенных   или   утраченных   функций   организма   и восстановление,   и   формирование   способности   к   выполнению   определенных   видов деятельности. В процессе соцреабилитации и профориентации осуществляется, в конечном счете, выстраивание,   формирование   нового   жизненного   стиля   человека   с   ограниченными возможностями здоровья. Жизненный стиль – это комплекс как мотивационно – целевых, так и технологических, организационных, деятельностных позиций, установок, ориентаций, знаний, навыков и умений, особенностей деятельности и общения, реализуемых человеком в жизни. Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975г.) «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного,   его   или   ее   физических   или   умственных   возможностей.   В   законе   «О социальной защите инвалидов» сказано, что инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством  функций  организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению. А «инвалидность» в детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой   обусловленное   хроническими   заболеваниями   или социальной   дезадаптации, патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре. Сейчас повсеместно внедряется концепция включенного обучения. Она выросла их идеи «обучения для всех» и реализуется в совместном обучении обычных здоровых детей и детей с отклонениями в развитии. Включенное обучение способствует соц.взаимодействию детей и выступает в качестве внешнего соц.фактора формирования личностного опыта. У детей формируются психологические новообразования личностного порядка, такие, как терпимость,   непредубежденность   и   др.   но   успех   формирования   у   них   личностных характеристик   становится   возможным,   если   учитываются   психофизиологические   и интеллектуальные   возможности   детей.   Именно   на   учете   этих   возможностей   детей основывается   принцип   дифференцированного   обучения,   на   котором   построены   все специальные методики обучения и воспитания. В   числе   основных   международных   документов,   защищающих   и   гарантирующих права   этой   категории   детей,   можно   назвать   следующие:   «всеобщая   Декларация   прав человека», «Декларация о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно­отсталых лиц»,   «Конвенция   о   правах   ребенка»,   «Стандартные   правила   обеспечения   равных возможностей для инвалидов». Для детей – инвалидов, согласно «Конвенции о правах ребенка», предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной   подготовки,   медицинского   обслуживания,   восстановление   здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а так же обеспечивается соответствующая помощь такому ребенку и его семье. На удовлетворение тех нужд направлен закон « О правах ребенка»(1993г). Важным документом в сфере организации помощи детям – инвалидам является «Основные направления государственной семейной политики» (1998г). 2008г – объявлен годом семьи 2009г – молодежи 2010г – учителя Цели психологической реабилитации, прежде всего, связаны с созданием условий для   восстановления   личности   человека   с   ОВЗ,   ускорением   процесса   адаптации   к изменяющимся   жизненным   ситуациям,   профилактикой   и   коррекцией   патологических психических   изменений.   Задачи   психологической   реабилитации   разнообразны,   так   как психика   человека   сложна   и   восстановлению   могут   подлежать   разные   психические процессы,   состояния,   свойства   личности,   мотивационная   и   операционная   стороны деятельности,   Основными   принципами   психологической реабилитации являются принципы системности и комплексности.   отношений.   общения, Развитие   опыта   социального   партнерства   осуществляется   в   реализации государственной социальной программы («Дети России», направленная программа «Дети­ инвалиды»). В этих программах осуществляется прорыв в практике поддержки людей с ограниченными   возможностями,   демонстрация   современных   инновационных   технологий, содействующих интеграции их в общество. Цель – «выравнивание» возможностей ребенка, имеющего инвалидность. Приближая их   к   возможностям   других   детей,   возможность   полного   и   активного   участия   в   жизни общества. Эти программы характеризуются гуманистическим характером, деятельностным подходом, инновационным характером. развитие творческих возможностей пробуждение социальной активности, деятельности ребенка воспитание чувства собственного достоинства стремление к самоопределению формирование способности к выбору жизненной позиции. Задачи, решаемые в ходе программ, это: • • • • • Эффективность   реабилитации   определяется   не   мерой   соответствия   заранее заложенным эталоном «нормы», как принято в клинической практике, а становлением его способности   к   дальнейшей   самоактуализации,   саморазвитию, самообразованию   самореализации, трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда физическое воспитание самообслуживание бытовая ориентировка и социально­психологическая адаптация приобретение навыков внимательного отношения к окружающим знания об умения одеваться в соответствии с ситуацией получение сведений о музыке, художественной литературе, живописи, кино Психологической реабилитации способствуют: • • • • • • • Основными направлениями психологической поддержки являются: • • • В положении о профориентации и психологической поддержке населения (1996г) перечислены законы и правовые акты. Регулирующие рассматриваемые виды деятельности; приведено   положение   о   территориальных   центрах   профориентации   и   психологической поддержки; психопрофилактика психоконсультирование психокоррекция. О центрах занятости населения, о функциях образовательных учреждений в этой работе; о психологических службах в образовательных учреждениях; о роли разных типов учреждений   образования   и   здравоохранения   в   профориентации   и   психологической поддержке населения, о кадровом обеспечении этих направлений  работы и социальных гарантиях в области профориентации. К технологиям комплексной реабилитации и профориентации относятся: игро – и трудотерапия,   традиционные   формы,   арттерапия,   танцевальная   психокоррекция   и психотерапия, холдинг­терапия, нейролингвистическое программирование, ассоциативный эксперимент,   анализ   сновидений,   психорисунок   с   последующим   консультированием логотерапии, тренинги  личностного роста. В   работе   психолога   образовательного   учреждения   особое   значение   имеет   так называемая   ювенальная   социальной     реабилитация   и   профориентация.   Ее   актуальными проблемами   являются   многочисленные   проблемы   социализации,   адаптации, самоактуализации…

Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха

Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха

Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха

Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха

Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха

Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха

Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха

Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха

Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха

Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха

Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха

Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.01.2019