Особенности развития творческих способностей младших школьников с задержкой психического развития на уроках музыки
Оценка 5

Особенности развития творческих способностей младших школьников с задержкой психического развития на уроках музыки

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
психологическая работа +1
Взрослым
14.02.2018
Особенности развития творческих способностей младших школьников с задержкой психического развития на уроках музыки
В статье рассматриваются вопросы развития творческих способностей младших школьников с задержкой психического развития на уроках музыки. Описываются особенности развития детей с задержкой психического развития. Определены эффективные методы и способы развития творческих способностей у младших школьников с задержкой психического развития на уроках музыки.
Статья Переваловой Е.Ю. учитель музыки.doc
Подготовила статью учитель музыки ОГАОУ «Центр образования  «Ступени» Перевалова Елена Юрьевна Особенности развития творческих способностей младших школьников с задержкой психического развития на уроках музыки В   многообразной   человеческой   деятельности   (трудовой,   обрядовой воспитательной,   лечебной)   была   замечена   исключительная   сила,   с   которой музыка воздействует на душевный мир человека, на объединение и сплочение людей, воспитание их нравственных и духовных качеств. Это и сделало музыку, на протяжении всей истории цивилизации. неизменной спутницей человека.  С   нашей   точки   зрения,   такие   качества,   как   умение   воспринимать, понимать, чувствовать красоту окружающего мира, самому принимать участие в создании прекрасного в общественной жизни, в труде, в быту, в отношениях людей   ­   не   появляются   сами   собой,   их   необходимо   воспитывать   и систематически   развивать.   Искусство,   и   в   частности   музыка,   как   одно   из наиболее   доступных   и   распространенных   его   форм,   оказывает   глубокое эстетическое   воздействие   на   человека.     Передавать   целую   гамму   чувств   и настроений можно посредством музыки. Музыка обогащает обучающихся, они учатся эмоционально воспринимать окружающий мир, расширяет их жизненный опыт. Занятия музыкой  имеют  специфическую задачу­ коррекция недостатков познавательной деятельности обучающихся и развития их эмоционально­волевой сферы.   Особую   значимость   данная   проблема   приобретает   при   организации занятий по музыке детей с ОВЗ, в части с задержкой психического развития. Задержка   психического   развития   (ЗПР)   ­   это   нарушение   нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При задержке   психического   развития   дети   не   могут   включиться   в   школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их [4]. Как отмечает доктор   психологических   наук   Т.А.Власова,   дети   с   ЗПР   характеризуются нарушениями   психической   деятельности,   особенно   в   сфере   познавательных процессов:   внимания,   памяти,   мышления   и   др.   [5].     Специальное   обучение, направленное   на   развитие   детей   с   ЗПР,   предусматривает   в   первую   очередь формирование   у   них   высших   психических   процессов,   особенно   мышления,   а также   предусматривает   совершенствование   эмоционально­волевой   сферы, которая   играет   большую   роль   в   усвоении   знаний,   умений,   навыков,   в установлении   социальных   контактов   в   их   социальной   адаптации.  По   мнению исследователей Т. В. Егоровой, П. Г. Поддубной, В. Л. Подобед обучение детей с   ЗПР   в   большей   мере   опирается   на   процессы   памяти,   которые   имеют специфические   особенности   развития.   При   обучении   таких   детей   следует использовать больше наглядного материала и чаще менять вид деятельности на уроке [5]. Соответственно необходимо особый акцент делать на активизацию методов и форм учебно­воспитательного процесса, задачей которого является формирование у учащихся к учебной деятельности положительной и устойчивой мотивации.   Подобная   мотивация   побуждает   школьников   к   систематической учебной   работе,   способствует   развитию   познавательной   активности,   при высоком уровне которой учащиеся готовы к самовоспитанию, саморазвитию и самосовершенствованию.  В   нашей   статье   мы   уделим   внимание   вопросам   развития   творческих способностей   у   младших   школьников   с   ЗПР   в  условиях   инклюзивного образования. Творческие   способности   ­   один   из   довольно   популярных   предметов исследования.   Определенный   вклад   в   развитие   и   разработку   этой   проблемы внесли   Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков и другие.   По мнению Б.М. Теплова, в основе способностей лежат задатки ­ анатомо­ физиологические особенности организма, которые при благоприятных условиях и в результате деятельности развиваются в способности [1].  Автор   указывает,   что   основой   музыкальности   каждого   человека, занимающегося   музыкальной   деятельностью,   являются   три   музыкальных способности:  музыкальный   слух   (чувство   лада);   музыкально­ритмическое чувство; способность к музыкально­слуховым представлениям.  В   своих   исследованиях   Б..М.Теплов   отмечает,   что   ладовое   чувство проявляется   в   эмоциональном   восприятии   и   точном   узнавании   мелоди, музыкально­ритмическое   чувство   в   способности   чувствовать   ритм   и воспроизводить его. Способность   к   музыкально­слуховым   представлениям   проявляется   в   точном воспроизведении мелодии по слуху (музыкальная память) [3]. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей. Дети активны и любознательны по своей природе и стремятся преобразовывать мир по собственным законам красоты. Их отличает желание самовыражаться в разных видах творчества.  Исследователи   музыкального   творчества   таких   детей   занимались: песенное (Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, А. И. Ходькова); танцевальное (Р.Т.  Акбарова,   С.В.   Акишев,   Н.А.  Ветлугина,  Е.В.   Горшков,   Р.Н.   Плавник), инструментальное (Г. Лозанов).  Изучение   основ   музыкального   развития   детей   и   их   музыкальных   Л.А.Безбородовой, способностей   отражается   в   трудах   Ю.Б.Алиева, А.Н. Зиминой, А.В.Тарасовой. Как   утверждает   Ю.Б.Алиев,   эффективным   средством   развития музыкальных   способностей   выступает   музыкальная   деятельность,   которая включает   в   себя:   слушание   музыки,   пение,   использование   музыкально­ ритмических   упражнений,   музыкально­   дидактических   игр   и   игра   на музыкальных инструментах [2]. Именно игра, с раннего возраста заставляет ребёнка демонстрировать себя в разных образах, ставить себя на место другого персонажа, что позволяет ему самовыражаться.   А   самовыражение,   в   свою   очередь,   побуждает   ребёнка предлагать   что­то   новое,   фантазировать.   Принимая   активное   участие   в коллективных   играх,   ребёнок   избавляется   от   стеснительности,   становится уверенным в себе, что впоследствии может привести к формированию одной из самых важных для жизни черт человеческого характера – коммуникабельности.  В   музыкально­ритмической   деятельности   творчество   детей   может   быть реализовано   в   использовании   выразительных   движений,   характерных   для пластики   определенного   персонажа,   выборе   элементов   танца.  Обязательным педагогическим условием при этом являются яркость и образная узнаваемость музыкальных произведений, а также их близость детскому жизненному опыту. Направляя   творчество   детей   в   музыкально­ритмическом   движении,   педагог постепенно усложняет задания. Поначалу творчество детей может проявляться как   воспроизведение,   окрашенное   личным   восприятием,   так,   например,   в упражнении «Цветы и бабочки» (музыка В.Золотарева, композиция движений И.Лифиц),   где   учитель   сам   проигрывает   ситуацию   «путешествие   на   опушку сказочного леса». Дети сначала приседают, после чего пластичными движениями правой и левой рук изображают, как из­под земли вырастает первый цветочек (поднимается   правая   рука,   кисть   опущена   вниз),   затем   второй   (ребенок, постепенно выпрямляясь, поднимает левую руку, кисть опущена), как на глазах распускаются бутоны (кисть правой руки мягко поднимается вверх и отводится в   сторону,   аналогичные   движения   делаются   левой   рукой),   цветы   тянутся   к солнышку (дети поднимаются на носочки, глядя на поднятые вверх руки), но неожиданно налетает ветер (дети раскачивают руками вправо и влево, соединяя амплитуду движения с динамикой музыки), и цветы плавно наклоняются к земле (постепенно   опуская   руки,   дети   возвращаются   к   исходному   положению, приседая на корточки).  Но, вдруг, на поляну прилетают бабочки (изображая бабочек,   ребенок   по   образцу   учителя   «рисует»   руками   крылышки   и   усики), бабочки приседают на цветы, взлетают вверх (дети присаживаются и постепенно поднимаются,   размахивая   «крылышками»)   и   беззаботно   порхают   вокруг цветочков   (дети   кружатся   вправо   и   влево).  Учитель   образно   направляет деятельность   детей,   предоставляя   им   возможность   отнестись   к   выполнению задания инициативно, в силу чего все «цветы» и все «бабочки» становятся не похожими   друг   на   друга.  При   этом,   у   педагога   появляется   возможность посредством   детского   творчества   наблюдать   процесс   развития   музыкального мышления учащихся, а у детей развивается действенное постижение музыки. К   более   сложным   видам   творческого   задания,   носящего   характер созидания, относится импровизация танцев осенних листьев, снежинок, цветов, заводных игрушек, а также импровизация плясок с использованием знакомых элементов. Набор танцевальной лексики (разновидностей шага, бега, подскоков и т.д.) очень удачно дополняют пантомимические движения (жесты просьбы, ласки, согласия и несогласия, приглашения, благодарности, приветствия и т. д.) у школьников с ЗПР. Творческое   проявление   младших   школьников   с   ЗПР   может   быть реализовано в освоении музыкальных инструментов. Так, например, направляя поиски детей в «обследовании» звуковых возможностей ударных музыкальных инструментов, учитель предлагает им изобразить раскаты грома, при знакомстве с музыкальными духовыми инструментами ­ пение кукушки; с металлофонами ­ дождь   (летний   грибной,   печальный   осенний).   Для   развития   эмоционально­ волевой сферы школьников с ЗПР рекомендуем использовать  за занятиях по музыке   исполнение   на   музыкальных   инструментах   ласковые,   тревожные, решительные, сердечные звуки. Учитель   на   уроках   музыки   может   также   предлагать   школьникам   стать «композиторами»   и   сочинить   оркестровку   фрагмента   «Белочка»   из   оперы «Сказка о царе Салтане» Римского­Корсакова. Школьники слушают музыку и предлагают   инструменты   детского   оркестра,   которые,   по   их   мнению, соответствуют   звучанию   каждой   фразы,   затем   учитель,   в   соответствии   с детскими   ответами,   предлагает   исполнить   музыку   вместе   с   ним   следующим образом; в начале на сильную долю такта играют колокольчики, в следующей фразе к ним добавляется на сильную долю треугольник, а на слабую долю бубен. Когда музыка становится динамически более насыщенной, вступают, отмечая ритм   музыки,   трещотки,   продолжают   играть   на   слабую   бубны,   молчат треугольник и колокольчики (у них пауза). В последней же фразе, как и в начале фрагмента, играют только колокольчики. Проявлением   творческого   начала   является   также   импровизация ритмического сопровождения к песне на ударных музыкальных инструментах. Наиболее эффективное воздействие на развитие   у школьников воображения оказывают русские народные песни «Во кузнице», «Как пошли наши подружки», «Ой, вставала я ранешенько». Для   эффективного   развития   творческих   способностей   детей   младшего школьного возраста с ЗПР целесообразно осуществлять индивидуальный подход к   каждому   ребенку.   Выработанная   методика   развития   творчества   детей, включающая   комплексное   использование   разных   видов   стимулирования творческой   активности   на   основе   психологической   поддержки   учителя способствует   активизация   детей   и   развития   их   творческой   инициативы, вовлечению их в музыкальную деятельность средствами игры. Таким   образом,   изучение   музыки   на   ступени   начального   общего образования   направлено   на  развитие   интереса   к   музыке   и   музыкальным занятиям;   музыкального   слуха,   певческого   голоса,   музыкальной   памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; музыкального восприятия и   творческих   способностей   в   различных   видах   музыкальной   деятельности; освоение   музыкальных   произведений   и   знаний   о   музыке;  овладение практическими умениями и навыками в музыкально­творческой деятельности: пении,   слушании   музыки,   игре   на   музыкальных   инструментах,   музыкально­ пластическом движении и импровизации. Библиографический список и интернет ­ источники: 1.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для  студентов высш. уч. заведений. ­ М.: Издат.центр «Академия», 2002.­320с. 2.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. ­ М., 1963. 3.Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Поп. Пособие  для родителей и педагогов. Ярославль.: Академия развития., 1997. ­ 238с. 4.https://nsportal.ru. 5.http://studbooks.net.

Особенности развития творческих способностей младших школьников с задержкой психического развития на уроках музыки

Особенности развития творческих способностей младших школьников с задержкой психического развития на уроках музыки

Особенности развития творческих способностей младших школьников с задержкой психического развития на уроках музыки

Особенности развития творческих способностей младших школьников с задержкой психического развития на уроках музыки

Особенности развития творческих способностей младших школьников с задержкой психического развития на уроках музыки

Особенности развития творческих способностей младших школьников с задержкой психического развития на уроках музыки

Особенности развития творческих способностей младших школьников с задержкой психического развития на уроках музыки

Особенности развития творческих способностей младших школьников с задержкой психического развития на уроках музыки

Особенности развития творческих способностей младших школьников с задержкой психического развития на уроках музыки

Особенности развития творческих способностей младших школьников с задержкой психического развития на уроках музыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2018