РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ «СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ»
Папа, мама, вы спешите,
Все дела на завтра отложите,
А сегодня проиграйте вы со мной.
Только, чур, не говорите:
«Завтра, милый мой!
Папа, мама, будем мы играть.
Все дела должны чуть подождать.
Не спешите никогда, играйте с нами.
Это ведь так здорово всегда!
М. Чепелкu
Дошкольное детство один из самых важных этапов жизни ребенка. В период дошкольного
детства ребенок активно познает окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить
отношения в разных сферах. Две наиболее значимые сферы для ребенка в этот период это семья и
детский сад.
Уникальность семейного воспитания обусловлена особой значимостью родных людей в жизни
ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них. Родителями создается
определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни малыша происходит становление
его личности. Между поведением родителей и поведением детей существует сильная зависимость:
принятие и любовь порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют гармоничному развитию
личности, явное отвержение ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию. Дети постоянно
нуждаются в защите и любви со стороны родных и близких и только в семье формируются уверенность
в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение.
Даже самый лучший детский сад не может заменить семейного воспитания, а лишь дополняет его.
И все же существуют преимущества пребывания ребенка в детском саду:
пребывание ребенка в ДОУ создает условия для развития у него самостоятельности;
в ДОУ больше времени уделяется игровой деятельности;
посещение ДОУ формирует у ребенка умение общаться в коллективе, взаимодействовать с
другими на основе договоренности, защищаться, действовать в соответствии с нормами и правилами
поведения в детском коллективе.
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно
для успешного воспитания установление доверительного делового контакта между дошкольным
образовательным учреждением и родителями. Вовлечение родителей в орбиту педагогической
деятельности, их заинтересованное участие в воспитательнообразовательном процессе важно не
потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития. На сегодняшний день
такие формы работы с родителями, как родительские собрания и групповые консультации,
недостаточно эффективны, т.к. родители выступают на них формальными слушателями. Родителям не
хватает практических знаний и умений в воспитании и общении с собственным детьми, недооценивается
роль положительного эмоционального самочувствия в развитии дошкольников. Но у родителей есть
желание научиться эффективному общению с собственными детьми. Все это определяет необходимость
поиска новых подходов и методов работы с семьей. Психологическая и педагогическая работа с детьми
не будет эффективна без помощи и поддержки родителей.
Личностные качества ребенка формируются в процессе активной деятельности, прежде всего той,
которая на каждом возрастном этапе является ведущей. В дошкольном возрасте такой ведущей
деятельностью является игра. Игра становится условием коммуникативной деятельности ребенка,
выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений с окружающим миром,
людьми. В ходе игры ярко проявляются особенности развития психических процессов ребенка, его
эмоциональность, потребность в общении. Исходя из вышесказанного, мы решили направить свою деятельность на оптимизацию детско
родительских отношений в рамках ДОУ посредством организации работы родительского клуба
«Счастливая семья». Взаимосвязь родителей и детей проявляется через совместную деятельность.
Совместная деятельность родителей, детей, психолога становится средством развития не только
ребенка, но и социально ответственных взрослых. Родители проводят время вместе с ребенком, играют
с ним, тем самым находятся на территории его интересов. Подчинение взрослых и детей единым
правилам дает возможность ребенку почувствовать значимость, а родителю сойти с позиции всегда
правильного и недосягаемого, побыть в роли ребенка.
Организация родительского клуба ставит своей целью:
оптимизация детскородительских взаимоотношений с помощью совместных творческих игр.
Задачи:
увеличить время совместного пребывания родителей и детей;
научить родителей прислушиваться к детям, к их чувствам;
обучить родителей играм, упражнениям, развивающим познавательные процессы у детей и их
эмоциональную сферу;
обучить различным навыкам межличностного общения.
В содержание работы включены методы, эффективные как для ребенка, так и для взрослого. Это
элементы и приемы:
сказкотерапии (групповое сочинение сказок, разыгрывание вновь придуманного сюжета);
телесно ориентированная терапия (поглаживание, телесные прикосновения);
игровой терапии (игровые упражнения и задания, ролевые игры, психогимнастика);
продуктивной деятельности
(рисование, аппликация, конструирование с применением
инновационных технологий).
Мы выделили несколько основных правил для проведения совместной деятельности:
формирование группы происходит на добровольной основе через красочное, яркое объявление в
группе за неделю до начала мероприятия;
вместе с ребенком занятие посещает ктото из родителей;
количественный состав группы 68 (максимум 10) пар;
занятия проводятся один раз в квартал;
каждое занятие рассчитано на 60 минут;
каждое занятие включает в себя какойлибо вид продуктивной деятельности, в которой функции
лидера и «ведомого» разделяются между родителем и ребенком.
Общая структура занятия включает в себя следующие элементы:
приветствие формирование позитивного интереса и сплочение группы;
разминка средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности,
поднятие настроения, либо снятие чрезмерного эмоционального возбуждения;
основная часть комплекс психологических упражнений и приемов, направленных на решение
задач занятия, продуктивная деятельность;
рефлексия занятия оценка занятия в эмоциональном аспекте (как себя чувствуют здесь и
сейчас);
прощание эмоциональное сплочение группы.
Результаты совместной деятельности детей и родителей оформляются в выставку, с целью
мотивировать других родителей и детей. Совместная деятельность снимается на фото.
Литература:
1.Журнал «Психолог в детском саду», 2006. № 2.
2.Социальные отношения и эмоциональный мир ребенка. – М.:Илекса, Ставрополь, 2001. 288.
3.Журнал «Обруч», 2006. № 5.
4. Газета «Школьный психолог», 2006. № 5.
План работы родительского клуба:
1 квартал: тема занятия – «Мама рядом, папа рядом, что еще для счастья надо?» 2 квартал: тема занятия – «Секрет счастливой семьи».
3 квартал: тема занятия – «Мое имя загадка».
Родительский клуб "Счастливая семья"
Родительский клуб "Счастливая семья"
Родительский клуб "Счастливая семья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.