Особенности рельефа России
Оценка 4.7

Особенности рельефа России

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
география
8 кл
12.11.2018
Особенности рельефа России
Публикация является частью публикации:
открытый урок.docx
ТЕМА: Главные особенности рельефа России. 8 класс Учитель географии: Брешева О.В. Тип урока: Изучение и закрепление нового материала Цель: Изучить особенности рельефа России Задачи:  1. Помочь обучающимся целостно представить основные черты   рельефа России 2. Организовать деятельность по выявлению причин, определяющих  особенности рельефа 3. Развивать умения самостоятельно добывать знания (информацию) из разных источников, выделять главное, работать с контурной  картой, атласом 4. Организовать деятельность учащихся по применению,  закреплению понятий и терминов 5. Воспитывать рефлексивную культуру обучающихся Оборудование: Физическая карта России, учебник, атласы 8 класс,  карточки, таблицы Планируемые результаты: Личностные 1. Развивать помять,  мышление, внимание  у обучающихся Метапредметные 1.Развивать  познавательный  интерес и творческие  Предметные 1.Умение работать с  разными  источниками способности 2. Умение определять цели, задачи и  организовывать свою  деятельность 3. Умение работать в  группах географической  информации  2. Умение выделять,  описывать, объяснять закономерности  размещения гор и  равнин 3. Умение выделять  главные черты  рельефа 4. Умение вести  наблюдение за  процессами и  явлениями  географической  среды 5. Умение применять  географические  знания в  повседневной жизни  для объяснения  процессов адаптации  к условиям  проживания на  определенной  территории 6.Умение владеть  научной  терминологией,  ключевыми  понятиями. 2. Помочь учащимся  осознать  практическую  значимость  материала 3. Осознать  целостность природы и влияния природных условий на жизнь и  здоровье человека  4. Содействовать  развитию умений,  выделять главное в  особенностях  рельефа России 5. Умение  контролировать  результат своей   деятельности 4. Развивать умение  отбирать  информацию любой  сложности 5. Умение грамотно  излагать свои мысли 6. Вырабатывать  эмоционально –  ценностное  отношение к  окружающей среде 6. Развивать  способности к  самостоятельному  приобретению новых  знаний и  практических умений Ход урока. 1. Здравствуйте, ребята и наши гости, я приветствую вас  на уроке географии. «Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Теперь закройте глаза и  слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно». (На фоне музыки) Представьте себе чудесное солнечное утро.  Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя  все лучше и лучше. Вы слышите пение птиц и стрекотанье  кузнечика. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы  ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и  неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень  шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается  покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, в этом  кабинете, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение. С  таким же отличным настроением мы поработаем на  протяжении всего урока. I этап. Проблемная ситуация и актуализация знаний. 1. Посмотрите на физическую карту России и дайте ответ – в какой  местности (горной или равнинной) мы живём?  Почему вы так  решили?  Если бы у вас был выбор, где проживать (в горной или равнинной  местности) что бы вы выбрали? Почему?  А знаете ли вы, что  некоторые горные системы России до сих пор «растут» в высоту и  проживание в таких районах грозит многими опасностями?   Как вы думаете, почему высота разных горных систем разная,  и  какие горы России до сих пор увеличиваются в высоту?  2. Обсуждение вопроса, выдвижение предположений, гипотез, их  запись на доске. 1. Организационная часть урока.  Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран и скажите, какой теме  будет посвящен сегодняшний урок. Слайд 1. 3. Совместная постановка темы, целей и задач урока слайд 1 Изучение нового материала.   2.1.   Мотивация   обучающихся   и   актуализация   опорных знаний. Изучение новой темы начинается с повторения. ­Вспомните, что такое рельеф?   ­ Какие крупнейшие формы рельефа суши выделяют?  (Горы и равнины).  2.2   Выявление   общих   особенностей   рельефа   РФ   (Работа   с картой). ­  По   картам   атласа   найдите   крупнейшие     формы   рельефа нашей   страны   и   внесите   их   названия   в   таблицу:   (Работа   с раздаточным материалом  в группах по два человека). формы рельефа  1 вариант. Равнины 2 вариант. Горы примеры  (Проверка – анализ – разбор ошибок по заданию). ­ Ребята, какой вывод о рельефе России мы сможем уже сделать на основе выполненного задания? 1.   РЕЛЬЕФ   РОССИИ   РАЗНООБРАЗЕН   (ЕСТЬ   ГОРЫ   И РАВНИНЫ) ­   ПОКАЖИТЕ   НА   КАРТЕ   У   ДОСКИ     ВОСТОЧНО­ ЕВРОПЕЙСКУЮ   РАВНИНУ   И   КАВКАЗ   НА КОНТУРНОЙ КАРТЕ Работа с картой и атласами 1. Ребята, все формы рельефа различны по высоте,  ­ а как различаются горы по высоте? Выбери правильный ответ: 1. высокие 2.небольшие; 3. средние; 4. очень большие; 5. низкие; 6. очень низкие; 7. маленькие.                                                                         (высокие, средние, низкие) ­ А еще на какие виды делятся горы?         (по  возрасту) ­ Какие горы встречаются по возрасту?    ( старые и молодые)   ­ Как определить какие горы старые, а какие молодые?    ( чем моложе горы, тем они выше, чем старее­ тем ниже)   ­ Почему?       Уменьшаются   под   действием   природных   сил:   ветра,   воды, происходит сглаживание пород. ­Заполните таблицу горы высота возраст ­Покажите указанные горы на карте России ­ МОЛОДЦЫ, а как различаются равнины по высоте? Выбери правильный ответ:       1. низкая равнина;                                                      2. низменность;                                                      3. высокая равнина;                                                      4. возвышенность;                                                      5. плоская равнина;                                                      6. плоскогорье. ( возвышенности, плоскогорья, низменности) ­Если равнины,  как и  горы   отличаются по высоте, то  Найдите соответствие равнин и высот: 1. плоскогорье                                                а)    0 – 100 метров; 2. низменность                                              б)    200 – 500 метров; 3. возвышенность                                         в)    более 500 метров. (1 –в ;   2 – а;   3 – б ) Работа с картой и атласами ­Покажите   основные   равнины   России   на   карте.   (   ученик     у карты ) Заполните таблицу равнины высота название по высоте        В чем различия гор и равнин?  (Горы   выше,   сильнее   расчленены,   большие   перепады   высот ­располагаются на подвижных участках суши),   а равнины – слабо расчлененные участки, в основании лежит платформа).  ­ Посмотрите на карту и скажите:  Какая форма рельефа преобладает в нашей стране? Равнины или горы?  (Равнины занимают более половины площади России).  Где в России расположены равнины? (На западе и на севере).  ­   РЕБЯТА,   СЕЙЧАС   МЫ   С   ВАМИ   СФОРМУЛИРОВАЛИ ВТОРУЮ   ОСОБЕННОСТЬ   РЕЛЬЕФА   И   ОНА   ЗВУЧИТ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ: 2 БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ РЕЛЬЕФА РОССИИ ЗАНИМАЮТ РАВНИНЫ,   РАСПОЛОЖЕННЫЕ   В   ЗАПАДНОЙ   и СЕВЕРНОЙ  ЧАСТЯХ СТРАНЫ Стих о равнине Определите по карте атласа самую высокую точку России. ­   Вершина   Кавказских   гор  –   самая  высокая   в   России,  а   как   она называется?  (Гора Эльбрус)         (Рисунок 1).  Следовательно,   Кавказские   горы   –   самые   высокие   в   стране (Рисунок 2).  Стихотворение о Кавказе Кавказ! Ты сердцу милый край! Простор твой вольный с детства ощутил, И всем скажу, что ты ­ природный рай, А цепи гор навек я полюбил. Кавказ! России южная граница, Где сто народов как семья живут. Эльбрус заснеженный на солнышке искрится, А реки с гор стремительно текут. Ковер цветов твоих степных просторов, Шлейф ковыля седого на ветру И тень лесов с мозаикой узоров Откроют мне твою невинную красу. Кавказ! Ты сердцу милый край! Простор твой вольный с детства ощутил, И всем скажу, что ты ­ природный рай, А цепи гор навек я полюбил. А где расположены горы? (На юге и востоке).  _   РЕБЯТА,   ИЗ   ВАШИХ   ОПРЕДЕЛЕНИЙ   СЛЕДУЕТ   3 ОСОБЕННОСТЬ РЕЛЬЕФА РОССИИ 3 ГОРЫ   РАПОЛОЖЕНЫ   НА   ЮГЕ   И   ВОСТОКЕ РОССИИ, Т.Е. НА ПЕРИФЕРИИ РАБОТА С КАРТОЙ Учитель: ­  Ребята! Давайте определим общий уклон территории нашей страны! определяют? ( По направлению течения рек.)  (Общий уклон на север, т.к. крупнейшие реки текут на север).  Как       ­РЕБЯТА,   А   ЭТО   4   ОСОБЕННОСТЬ   РЕЛЬЕФА: 4.   РЕЛЬЕФ   РОССИИ   ИМЕЕТ   ОБЩЕЕ   ПОНИЖЕНИЕ   К СЕВЕРУ ­Ребята!   Как   вы   думаете,   влияет   ли   рельеф   компоненты природы?        на   другие Приведите пример. Физминутка. (Учитель читает стихотворение, учащиеся делают физические  упражнения)  Закройте глаза, расслабьте тело,    Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!   Теперь в океане дельфином плывете,    Теперь в саду яблоки спелые рвете. Налево, направо, вокруг посмотрели, Открыли глаза, и снова за дело! 3. Слово учителя. Как мы видим, рельеф России разнообразен. Как  вы  думаете, почему в нашей стране есть и горы (причём горы  разные по высотам), и равнины (тоже разные – и низменности, и  возвышенности, и плоскогорья)? 4. Слово учителя. Попробуйте ответить на этот же вопрос, глядя на  тектоническую карту России (стр. 48 учебника).  ­ТЕРРИТОРИЯ РОССИИ ОБРАЗОВАНА РАЗНЫМИ  ТЕКТОНИЧЕСКИМИ СТРУКТУРАМИ III этап. Самостоятельное применение знаний.  Самостоятельная работа. Заполнение таблицы: Форма рельефа Тектоническая структура Восточно- Восточно- Европейская Европейская платформа равнина Полезные ископаемые Нефть, газ, уголь ­СДЕЛАЙТЕ   ВЫВОД   О   ТОМ,   Какая   существует   взаимосвязь между   формами   рельефа   и   тектоническими   структурами? Полезными ископаемыми?   ­ИСХОДЯ ОЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЛЬЕФА РОССИИ, МОЖНО СУДИТЬ О ТОМ, РАЗМЕЩЕНИЕ КРУПНЫХ ФОРМ РЕЛЬЕФА и НАЛИЧИЕ   РАЗНООБРАЗНЫХ   ПОЛЕЗНЫХ   ИСКОПАЕМЫХ ЗАВИСИТ ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРОЕНИЯ ЗЕМНОЙ КОРЫ 4 Рефлексия. Итак, мы с вами рассмотрели тему «Рельеф», выяснили особенности рельефа нашей страны, его основные формы; ­ определили их сочетание и размещение на территории страны; ­ доказали взаимосвязь между формами рельефа,  тектоническими структурами и полезными ископаемыми. А сейчас выполним устно тест: Тест: 1. В рельефе России преобладают:             а) горы             б) равнины. 2.  Самая большая равнина России – это:             а) Среднесибирское плоскогорье                                    б) Восточно­Европейская равнина             в) Средне­Сибирская низменность                                  г) Западно­Сибирская равнина.        3. Высшая точка России – это гора:                 а) Ключевская Сопка                                 б) Казбек                 в) Белуха                                                     г) Эльбрус 4. Самые высокие горы России – это:                    а) Алтай                                     б) Кавказ                    в) Саяны                                      г) Урал. 5. Общий уклон территории России:                  а) к югу                            б) к центру                  в) к северу                       г)  к востоку 5. Итог урока.  Вопросы на закрепление (Класс работает с физической картой России). Россия   ­   прекрасная   страна.   Как   много   в   России   красивой природы: реки, озёра, горы, равнины, леса. Реки России похожи на косы русской красавицы, а озёра ­ голубые очи. ­Ребята, давайте с вами отправимся в “путешествие” по просторам нашей необъятной Родины.  Мы увидим всю красоту нашей страны, познакомимся   с     характерными   чертами   рельефа.   Итак, “путешествие” начинается!!!  вопрос ответ  Найдите горы, разделяющие две крупные   равнины,   которые протянулись   с   севера   на   юг   и раньше назывались “камень”  Уральские   Горный хребет, расположенный вдоль правого берега Лены..  Верхоянский Самое восточное нагорье России Чукотское   Самые   высокие   горы   Юга Сибири.  Алтай. Самые высокие горы России     Кавказ Самая большая равнина России Восточно­Европейская  Горы на полуострове Таймыр.  Бырранга.   Крупнейший   горный   хребет Камчатки.  Срединный  Какой горный хребет на северо­ востоке   России,   носит   имя русского путешественника.  Хребет Черского Саяны  Горы, расположенные к востоку от   Алтая   и   состоящие   из   двух хребтов Нагорье   к   северо­востоку   от озера Байкал Становое. ­ РЕБЯТА, ЧТО НОВОГО ВЫ СЕГОДНЯ УЗНАЛИ ДЛЯ СЕБЯ? ­ЛИСТ САМООЦЕНКИ ­Учитывая работу  и активность сегодня на уроке оценки за  устные ответы такие: ­Домашнее задание.  параграф 8. Выучить номенклатуру по  теме.  Задание по контурным картам: На контурной карте отметьте крупные равнины, горы, их  высочайшие вершины. Вопросы   на   закрепление  (работаем   с   физической   картой) задания ОГЭ «Определение высот и глубин по географической карте» Практическая работа Вариант1 . По физической карте полушарий  1. Определите абсолютную высоту точек с такими координатами: А) 40˚с.ш. 110˚ з.д. Б) 42˚с.ш. 75˚ в.д. На каких материках находятся данные формы рельефа? Как они  называются? Вариант 2. II. По физической карте России 1. Определите абсолютную высоту точек с такими координатами: А) 45˚ с.ш. 137˚ в.д. Б) 60˚ с.ш. 75˚ в.д. Как называются формы рельефа, в которых они находятся? К концу урока: Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что умеете дружно трудиться, И знание точно уж вам пригодится.

Особенности рельефа России

Особенности рельефа России

Особенности рельефа России

Особенности рельефа России

Особенности рельефа России

Особенности рельефа России

Особенности рельефа России

Особенности рельефа России

Особенности рельефа России

Особенности рельефа России

Особенности рельефа России

Особенности рельефа России

Особенности рельефа России

Особенности рельефа России

Особенности рельефа России

Особенности рельефа России

Особенности рельефа России

Особенности рельефа России

Особенности рельефа России

Особенности рельефа России

Особенности рельефа России

Особенности рельефа России

Особенности рельефа России

Особенности рельефа России

Особенности рельефа России

Особенности рельефа России

Особенности рельефа России

Особенности рельефа России

Особенности рельефа России

Особенности рельефа России
Скачать файл