Особенности системы аудиторных занятий в условиях реализации ФГОС СПО
Оценка 5
Лекции +5
doc
администрации +1
Взрослым
09.06.2017
В соответствии с ФГОС СПО, а именно, пунктом VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА проведение аудиторных занятий со студентами предполагает использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Аудиторное занятие – основная форма организации образовательного процесса в образовательном учреждении. Преподаватель на занятии организует как деятельность обучающихся, так и свою собственную. Организовать – значит спланировать, определить структуру, время, состав обучающихся, разработать программу взаимодействия с обучающимися, обеспечить занятия необходимыми ресурсами и т.д. Структура занятия и методика его проведения, в свою очередь, зависят от дидактических целей и задач, которые решаются в процессе обучения.
Важное условие эффективной организации аудиторных занятий в условиях реализации ФГОС СПО – «дирижерская» педагогическая позиция преподавателя, которая требует досконального знания учебного материала, сформированных умений исследовательского поиска, педагогической импровизации.В материале представлена информация о проведении аудиторных занятий для студентов.
Михеева_Особ аудит занятий.doc
Министерство общего и профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждения
Среднего профессионального образования
Свердловской области «Северный педагогический колледж»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по теме «Особенности системы аудиторных занятий в
условиях реализации ФГОС СПО»
Разработчик:
Михеева Светлана Васильевна,
преподаватель психологопедагогических дисциплин
ГБОУ СПО СО «Северный педагогический колледж» Серов, 2015
В соответствии с ФГОС СПО, а именно, пунктом VII. ТРЕБОВАНИЯ К
УСЛОВИЯМ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА проведение аудиторных занятий со
студентами предполагает использование в образовательном процессе
активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных
симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций,
психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с
внеаудиторной работой для формирования и развития общих и
профессиональных компетенций обучающихся.
Аудиторное занятие – основная форма организации образовательного
процесса в образовательном учреждении. Преподаватель на занятии
организует как деятельность обучающихся, так и свою собственную.
Организовать – значит спланировать, определить структуру, время, состав
обучающихся, разработать программу взаимодействия с обучающимися,
обеспечить занятия необходимыми ресурсами и т.д.Структура занятия и
методика его проведения, в свою очередь, зависят от дидактических целей и
задач, которые решаются в процессе обучения.
Характеристика основных видов учебных занятий
1. Лекции представляют собой учебное занятие, составляющее основу
теоретического обучения и дающее систематизированные основы научных
знаний по учебной дисциплине (профессиональному модулю), раскрывающее
состояние и перспективы развития соответствующей области науки и
техники, концентрирующее внимание обучающихся на наиболее сложных,
узловых вопросах, стимулирующее их познавательную деятельность и
способствующее формированию творческого мышления.
2. Практические занятия проводятся с целью закрепления, углубления,
систематизации знаний, формирования умений, ПК и ОК.
Семинарские занятия проводятся с целью углубления и систематизации
знаний и обеспечения обучающимся возможности овладения умениями
использовать теоретические знания в учебной деятельности, формирования
ОК.
3. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления
теоретических знаний, формирования ПК и ОК, развития умений
самостоятельного экспериментирования и включают подготовку
необходимых для эксперимента приборов, оборудования, реактивов и др.,
составление схемыплана опыта, его проведение и описание.
Для того чтобы рационально организовать учебную деятельность на
аудиторных занятиях, педагог СПО должен уметь:
2 1. Ясно определить и поставить перед учащимися цели и задачи их
деятельности на уроке.
2. Правильно выбрать время, методы, формы, ТСО для осуществления
поставленных целей, задач, рационально их использовать.
3. Составить продуманный, ясный, точный план работы на уроке. Каждый
этап урока точно рассчитать во времени. Грамотно инструктировать
учащихся, учить их умению учиться. В процессе обучения осуществлять
дифференцированный подход к учащимся.
4. Нормировать самостоятельные работы учащихся во времени и учить их
укладываться в заданное время.
5.Систематически осуществлять учет работы и контроль над работой
учащихся: шире вводить в практику тематический учет знаний учащихся по
всем предметам.
6.Совершенствовать систему стимулов к труду, эффективно их
использовать.
Педагог обеспечивает мотивацию деятельности студентов на каждом этапе
усвоения знаний: перспективная мотивация темы раздела, всего курса;
мотивация на этапе усвоения знаний получения новой информации на
конкретном уроке; на этапе отработки знаний, умений повторение,
обобщение, закрепление и т. д., на этапе контроля.
Педагог должен целенаправленно управлять деятельностью студентов,
посвящая большую часть аудиторного занятия организованной
самостоятельной деятельности
учетом их
психофизиологических особенностей и специфики содержания учебного
предмета.
На протяжении всего аудиторного занятия преподаватель должен создавать
ситуации успеха и комфортных психологопедагогических условий:
оказание своевременной помощи студенту в процессе учебной
деятельности;
целесообразное соотношение устных, письменных, практических видов
работ;
получение обратной связи на каждом этапе занятия;
целенаправленное и мотивированное формирование общеучебных умений,
навыков;
необходимо использовать разнообразные дидактические материалы,
средства наглядности;
объективное мотивированное выставление отметки (балла) за успехи
студентов в учебной деятельности;
предотвращение конфликтных ситуаций.
Домашнее задание следует рассматривать как продолжение аудиторного
занятия в условиях полной самостоятельности студентов:
студентов
с
3 объем и содержание домашнего задания регулируется с учетом требований
СанПин;
на занятии следует указывать на результат выполнения домашнего
задания, на все необходимые, но доступные источники получения
информации.
Главная методическая цель аудиторного занятия при системно
деятельностном обучении – создание условий для проявления
познавательной активности студентов.
Главная методическая цель достигается следующими путями.
Ход познания – «от студентов». Преподаватель составляет и обсуждает
план занятия вместе со студентами, использует в ходе занятия
дидактический материал, позволяющий студенту выбирать наиболее
значимые для него вид и форму учебного содержания.
Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают,
сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют
закономерности. То есть пробудить к мыслительной деятельности, и их
планированию.
Интенсивная самостоятельная деятельность студентов, связанная с
эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом
неожиданности. Задания с включением механизма творчества, помощью
к поощрениям со стороны преподавателя. Педагог создает проблемные
ситуации – коллизии.
Коллективный поиск,
(вопросы
пробуждающие самостоятельную мысль студентов, предварительные
домашние задания). Педагог создает атмосферу заинтересованности
каждого студента в работе.
направляемый педагогом
Создание педагогических ситуаций общения на аудиторном занятии,
инициативу,
позволяющих каждому студенту проявлять
самостоятельность, избирательность в способах работы.
Гибкая структура. Педагог использует разнообразные формы и методы
позволяющие раскрыть
организации учебной деятельности,
субъективный опыт студентов.
Современные педагогические методы и приемы повышения мотивации
студентов к процессу обучения
Интерактивные методы
От англ. (inter “между”; act – “действие”)– позволяющие учиться
взаимодействовать между собой.
Интерактивное обучение – обучение,
построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти
методы наиболее соответствуют личностоориентированному подходу, так как
они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве),
причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса.
4 Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера
группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся.
Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со
своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных
упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только
учебному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.
Классификация интерактивных методов обучения
1. Творческие задания.
2. Работа в малых группах.
3. Обучающие игры.
3.1. Ролевые.
3.2. Деловые.
3.3. Образовательные.
4. Использование общественных ресурсов.
4.1. Приглашение специалиста.
4.2. Экскурсии.
5. Социальные проекты.
5.1. Соревнования.
5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.
6. Разминки (различного рода).
7. Изучение и закрепление нового информационного материала.
7.1. Интерактивная лекция.
7.2. Ученик в роли учителя.
7.3. Работа с наглядным пособием.
7.4. Каждый учит каждого.
7.5. Использование и анализ видео, аудиоматериалов;
7.6. Практическая задача, кейсметод; разбор ситуаций из практики
участника;
8. Работа с документами.
8.1. Составление документов.
8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции.
9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем
10. Тестирование, экзамен с последующим анализом результатом
Представим специфику некоторых методов организации аудиторной работы
студентов.
Интерактивные формы проведения занятия
Метод занятия по принципу «снежного кома»
Снежный ком это образное название метода проведения учебного занятия,
которое начинается с того, что студентам дается индивидуальное время на
размышление. Затем начинается обсуждение в группах по два, четыре,
5 восемь человек и так до тех пор, пока в обсуждении не примет участия вся
группа.
Метод преследует цель дать возможность каждому члену группы высказать
свою точку зрения и, используя те знания и опыт, которые имеются у всей
группы, предложить богатую смесь из информации и комментариев. Для
отработки этого метода понадобится какоето время прежде, чем исчезнут
первоначальные признаки неуверенности и хаоса и вся группа начнет
работать вместе.
Часто свои сомнения проще высказать двум коллегам или небольшой
группе, чем большой группе. Работа с маленькими группами снижает
опасность доминирующей роли такого члена группы, который хотел бы
монополизировать всеобщее внимание и подавить собой менее уверенного в
своих силах члена группы.
Преимуществом использования метода снежного кома на учебном занятии
является возможность меньшими усилиями сгладить различия в
способностях членов группы.
Метод «ручка в центре стола»
Цель метода привлечь к участию всех участников группы, способствует
концентрации внимания и активизирует студентов. Группе предлагается
совместное решение одного задания (вопросы этиологии, клиники,
лечения...)
На один лист каждый студент записывает 1 вариант ответа и передвигает
лист товарищу, при этом свою ручку передвигает в центр стола. При
отсутствии ответа, ручка остаётся у студента. Все ответы обсуждаются
совместно, анализируются верные и неверные варианты. Анализ и повтор
верных ответов повышают уровень усвоения и запоминания материала.
Каждый учит каждого
Стратегия «каждый учит каждого» может использоваться при введении
какоголибо блока или при обобщении изученных моментов при завершении
работы с блоком информации.
Цель: Данная стратегия дает возможность студентам принимать участие в
обучении и передаче своих знаний одногруппникам. Использование этого
метода даст учащимся общую картину понятий и фактов, которые
необходимо изучить во время занятия, а также вызовет вопросы и повысит
интерес.
Порядок проведения:
1. Подготовьте карточки с фактами. Изложите какойлибо факт,
относящийся к теме занятия, на карточке из картона или листе бумаги по
одному на каждого ученика.
2. Раздайте по одной карточке каждому учащемуся.
6 Аргументированное эссе – один из видов
позволяющий рассмотреть определенную
3. В течение нескольких минут учащийся должен прочесть информацию на
карточке. Преподаватель должен ходить по комнате и проверять, понимают
ли ученики полученную информацию.
4. После прочтения попросите учащихся начать ходить по классу и
знакомить со своим фактом встречающихся людей (по одному человеку).
Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый учащийся не поговорит
с каждым из своих однокурсников.
5. Учащиеся могут одновременно говорить только с одним однокурсником.
Задача состоит в том, чтобы поделиться своим фактом и самому узнать
один факт от другого студента.
6. После того, как студенты завершат это упражнение, попросите их
рассказать чтолибо о том, что они узнали от другого ученика. Учитель
может записывать ответы на доске или на флипкарте.
Аргументированное эссе.
исследовательской работы,
проблему с разных точек зрения.
Цель: выработка умений и навыков четкого и обоснованного изложения
своей позиции.
Советы преподавателю:
1.Прежде чем предложить учащимся написать аргументированное эссе,
следует ознакомить их с основными положениями четырех ее частей:
введения, презентации тезиса, ожидания возражения и вывода.
2. В предваряющей подготовительной части необходимо определить: какие
сведения включить, на кого ссылаться, как интерпретировать факты, какую
методологию избрать.
3. Во введении использовать два момента:
Вводное утверждение (знакомство с темой, ее предыстория, цель
исследования) с использованием известных приемов (необычное
высказывание, интересная цитата, удивительные статистические данные и т.п.)
Тезисное утверждение, являющееся, в сущности, тем положением, которое
предстоит аргументировать. (при этом указать, какие стороны и в каком
объеме необходимы доводы).
4. Презентация тезиса – основная часть эссе, в котором излагаются доводы в
пользу избранной позиции. Наиболее распространенный способ –
утверждения (заявление) и далее факты в качестве обоснования. Можно и
наоборот: вначале перечень фактов, а затем вывод, следствие (заявление).
5.
Думается тезисное утверждение будет
убедительней, если предусмотреть аргументы противоположного заявления,
дав ему критический анализ. Далее предложить компромиссное решение, в
чемто уступив противоположному мнению.
Ожидание возражений.
7 расположенных в случайном порядке,
6. Вывод. Эта часть эссе должна показать разумность и обоснованность
выбранной позиции.
Перепутанные логические цепи.
Перепутанные логические цепи –
педагогический метод проблематизации учебного материала путем
логического построения ключевых понятий.
Пошаговое описание метода:
1. Вывешиваем ватман с написанными ключевыми терминами или понятиями
по изучаемой теме.
2. Предлагаем учащимся установить логическую последовательность
ключевых понятий,
а за
тем подготовить письменный текст, использовав все ключевые понятия.
3. Преподаватель излагает авторский вариант последовательности событий по
ключевым понятиям.
4. Учащиеся соотносят свои варианты с предоставленной преподавателем
информацией.
Советы преподавателю:
1. Поощрять письменные работы не только за близость к авторскому
варианту, но и за нестандартность мышления, оригинальный путь решения
проблемы.
2. Знакомя учащихся с авторским вариантом последовательности ключевых
понятий, ограничиться только обозначением проблемы. Найти пути решения
проблемы предложить учащимся.
Кластер. Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность
мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения
изучаемой темы (понятие, явление, событие).
Цель: подготовить учащихся к восприятию новой информации.
Пошаговое описание метода:
1. В центре классной доски или большого листа бумаги записываем
ключевое слово (предложение)
2. Далее предлагаем учащимся высказывать слова или
словосочетания, которые, на их взгляд, связаны с данной темой.
3. По мере поступление идей записываем их на доске (листе бумаги).
4. Затем устанавливаем совместно подходящие связи между
понятиями и идеями.
Советы преподавателю:
1. Записывайте все идеи учащихся
2. Не судите о качестве идей (не комментируйте)
3. Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы,
сдерживающие письмо
8 4. Не переставайте писать, пока не закончится отведенное время.
При необходимости можно помочь с идеями учащимся, задавая наводящие
вопросы.
5. Постарайтесь построить как можно больше связей. Не
ограничивайте количество идей, их поток и связи между ними.
6. Помните о том, что групповое составление кластера служит в
качестве стержня для идей группы.
Целесообразно после группового составления кластера предложить учащимся
индивидуальное составление с последующей работой в парах (тройках, малых
группах).
Синквейн. Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить
учебный материал на определенную тему.
Цель: добиться более глубокого осмысления темы.
Пошаговое описание метода:
1. Знакомим учащихся с правилами составления синквейна.
2. Предлагаем составить, следуя этим правилам, синквейн на
определенную тему.
3. Убедившись, что все составили, предлагаем добровольно зачитать
несколько синквейнов.
Правила составления синквейна:
1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем
существительным).
2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя
словами (глаголы, причастия)
4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение
к теме (разные части речи)
5. Пятая строка – одно слово, синоним темы.
Советы преподавателю:
1. В начале предложите учащимся составить синквейн на тему,
хорошо им знакомую (напр. «Семья», «Школа», «Дружба» и т.д.)
2. На первых порах предусмотрите при составлении синквейна работу
в парах, в малых группах и только затем индивидуально.
Поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика
различных сторон темы.
Таблица Знаю / Хочу узнать / Узнал (З/Х/У)
З/Х/У – один из видов графических организаторов, позволяющий провести
исследовательскую работу по какойлибо теме.
Таблица З/Х/У
Что мы знаем по данной теме? Что хотели бы узнать?
Цель: подготовка к восприятию и осмыслению новой информации.
Что мы узнали?
9 Пошаговое описание метода:
1. Вывешиваем подготовленную на ватмане таблицу З/Х/У.
2. Проводим мозговой штурм по избранной теме.
3. Используя метод блицопроса, заполняем графу «Что мы знаем по
данной теме».
4. Таким же путем заполняем графу «Что хотели бы узнать».
5. Предлагаем раздаточный материал, содержащий основные
положения по избранной теме (т.е. ответы на поставленные вопросы)
6. После ознакомления с предложенной информацией (1012 мин)
возвращаемся к графе («Что хотели бы узнать»), определяем, на какие
вопросы найдены ответы и записываем в графу «Узнали».
7. В эту же графу заносим новую информацию, не предусмотренную
учащимися в колонке «Что хотели бы узнать».
8. Далее выясняем, насколько верными оказались знания учащихся в
графе «Что мы знаем».
Двухчастный дневник. Двухчастный дневник – педагогический прием,
который даёт возможность исследовать текст, письменно выразить свое
понимание прочитанного, увязав с личным опытом.
Цель: вызвать интерес к изучаемой теме, способствовать развитию навыков
письменной речи.
Пошаговое описание метода:
1. Предлагаем учащимся подготовленный текст для прочтения.
2. Убедившись, что все ознакомились с текстом, просим разделить тетрадный
лист вертикальной чертой на две части.
3. Далее предлагаем учащимся слева записать цитаты (идеи, мысли) автора,
которые понравились (или не понравились, озадачили).
4. Справа учащийся записывает комментарий к цитате (тезису) автора, т.е.
обосновывает свой выбор и понимание прочитанного.
5. По завершении этой части задания предлагаем учащимся
(добровольно) зачитать цитаты (по одной) и свои комментарии к ним. По
ходу ознакомления можно задавать вопросы либо предлагать свой вариант
комментария на ту или иную цитату.
6. Далее учащиеся могут поработать в парах (в тройках, малых группах),
обсудить услышанное и отметить то, что понравилось в работах партнеров.
Советы преподавателю:
1. Вы можете заранее оговорить количество цитат (23), все зависит от
характера, объема текста.
2. При этом текст, безусловно, необходимо увязывать с вузовской (школьной)
программой.
3. Можно предложить учащимся отразить свои размышления (после
обсуждения) в сочинении или аргументированном эссе.
10 Диаграмма Венна.
Диаграмма Венна – один из видов графических
организаторов, позволяющий провести анализ и синтез при рассмотрении двух
и более предметов (явлений, фактов, понятий).
Строится на двух и более пересекающихся кругах.
Цель: формирование умений и навыков выявления различных и общих черт
при сопоставлении двух или более явлений, понятий.
Пошаговое описание метода:
1. Учащиеся (в парах) заполняют два круга, в каждом из которых
перечисляются характерные черты двух понятий (предметов, явлений).
2. Объединяем учащихся в малые группы (по 45 чел.), чтобы сравнить
диаграммы и дополнить их.
3. Учащимся в малых группах предлагаем выявить общие черты этих понятий
(предметов, явлений)
4. Представитель одной из групп зачитывает характерные черты одного и
другого понятия. Другие при необходимости дополняют.
5. Представитель другой группы зачитывает черты, объединяющие два
понятия (общее). Другие при необходимости предлагают свои варианты.
Советы преподавателю:
1. Шаги 4,5 можно проводить в виде презентаций малых групп.
2. Диаграмму, состоящую из трех пересекающихся кругов, следует
использовать после того, как учащиеся хорошо усвоили работу по заполнению
диаграммы, состоящей из 2х кругов, т.е. рекомендуем идти от простого к
сложному.
Мозговой штурм. Мозговой штурм – универсальный педагогический метод
по свободной выработке множество идей на заданную тему.
Призван подтолкнуть учащихся, занятых решением проблемы, к выдвижению
большего числа идей, в т.ч. самых невероятных и фантастических.
Цель: использовать силу малой группы для генерирования идей.
Пошаговое описание метода:
1. Рассаживаем учащихся в непринужденной манере.
2. Готовим доску или большие листы бумаги для записи идей.
3. Записью на доске или листе бумаги обозначаем проблему мозгового
штурма.
4. Проводим мозговой штурм, предварительно определив правила проведения.
5. Все идеи учащихся фиксируются ведущим (преподавателем, учащимся) и
записываются в ее первоначальной формулировке.
6. Убедившись, что идеи иссякли, упорядочим полученный перечень (т.е.
убираем повторы, снимаем после обсуждения то, что не относится к
проблеме.)
7. Проверяем перечень на полноту описания (тщательно обсудив каждую
формулировку, проверив, служит ли она описанию данной проблемы).
11 8. Спрашиваем учащихся, можно ли принять перечень в данной редакции как
свидетельство достижения цели.
Правила «Мозгового штурма»: всякая идея позволительна, не допускается
критика идей, их оценка до прекращения поступления предложений, все
предложения фиксируются (без поправок или критики предлагаемых
формулировок)
Советы преподавателю:
1. Ведущий в ходе мозгового штурма может поощрять и поддерживать все
мысли и высказывания, но при этом никакой оценки идей.
2. Если в ходе обсуждения полученного перечня обнаружатся новые
формулировки, которые описывают дополнительные общие цели, выведите их
из перечня, чтобы анализировать отдельно.
3. Стимулируйте новые идеи, при необходимости предлагая собственные
варианты
4. Не допускайте смеха, ироничных комментариев, насмешек над идеями
других.
Ситуационные задачи. Проблемная ситуация (от греч.problema задача,
задание и лат. situation – положение):
1) ситуация, для овладения которой индивид или коллектив должны найти и
использовать новые для себя средства и способы деятельности;
2) психологическая модель условий порождения мышления на основе
ситуативно возникшей познавательной потребности, форма связи субъекта
с объектом познания. Проблемная ситуация характеризует взаимодействие
субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей
личности, включенной в объективную и противоречивую по своему
содержанию среду. Осознание противоречия в процессе деятельности
(например, невозможности выполнить теоретическое или практическое
задание с помощью ранее усвоенных знаний) приводит к появлению
потребности в новых знаниях, в том неизвестном, которое позволило бы
разрешить возникшее противоречие.
Использование ситуационных задач способствует формированию мышления
студента, поощряет творческий спор, значительно стимулирует студентов и
даёт или чувство удовлетворенности от своей работы.
Выделяются следующие типы проблемных ситуационных задач:
1. Задачи с недостающими исходными данными, для решения которых
нужно получить дополнительные сведения.
2. Задачи с избыточными исходными данными, содержащие сведения не
представляющие необходимые основания для решения проблемы. Эти задачи
содержат некий «информационный шум» для его последовательного
исключения из мыслительной деятельности студентов по нахождению
правильного ответа.
12 требующие
Задачи с неопределенностью в постановке вопроса,
3.
дополнительных рассуждений.
4. Задачи с противоречивыми (частично неверными) сведениями в условии,
отражающими. Деятельность студентов при решении таких задач направлена
на исключение противоречий, уточнение адекватных данных и, на их основе,
нахождению правильного ответа.
5. Задачи, допускающие лишь вероятностное решение. В этом случае
студенты воспроизводят ряд рассуждений, устанавливают логические связи, с
точной ориентацией обоснования на утверждение и их взаимозависимостью.
формулирующие
6.
экстремальные ситуации, решение которых направлено на отработку
быстроты выполнения профессиональных действий.
7. Задачи, требующие использования предметов с необычной для них
функцией.
Активизация творческой деятельности студентов,
практическое
использование полученных знаний осуществляется через выполнение
творческих заданий.
Задачи с ограниченным временем решения,
Само слово «творчество» определяется в толковом словаре русского
языка как создание новых по замыслу культурных или материальных
ценностей, а, следовательно, творческие работы подразумевают создание
новой информации собственными силами, собственным интеллектуальным
напряжением, а не усвоение готовых знаний в какой бы то ни было форме.
Каждый студент в течение учебного года имеет возможность выбрать тот
вариант творческой работы, который ему больше по душе. Студент
обращается к преподавателю для получения задания, а по его выполнении –
отчитывается.
Одним из вариантов творческого задания является составление
кроссвордов. Составление кроссвордов по каждому модулю курса мы
рассматриваем как способ самореализации и как показатель усвоения
понятийного аппарата предмета, а подготовленные студентами кроссворды
расширяют информационнознаниевый блок образовательной среды и могут
использоваться в качестве дидактического материала. Использование такого
материала позволяет каждому студенту работать в своём темпе. Студенты,
быстрее остальных выполнившие практикум, с удовольствием преодолевают
интеллектуальные преграды, разгадывая кроссворды.
анализировать,
Умение структурировать,
учебный
материал вырабатывается у студентов при выполнении такого задания:
сравнить изложение изучаемой темы в разных учебниках отечественных
и зарубежных авторов и обосновать свои предложения о наиболее
целесообразной форме представления материала. Если такое задание
получают несколько студентов, то интересная дискуссия по этому вопросу
сопоставлять
13 обычно расценивается студентами и с чисто прикладных позиций (в каком
учебнике лучше представлен материал) и как знак доброй воли
преподавателя, который избавляет их от перегрузки информацией.
Выступление студентов с научными комментариями научно
популярных газетных и журнальных публикаций, умение обнаружить
ошибку, аргументировать свою позицию способствует самоактуализации,
самоопределению личности студента, развитию критичности, самоуважению.
Творческой может стать деятельность студентов по подготовке
наглядных пособий по изучаемым темам.
Важное условие эффективной организации аудиторных занятий в
условиях реализации ФГОС СПО – «дирижерская» педагогическая позиция
преподавателя, которая требует досконального знания учебного материала,
сформированных умений исследовательского поиска, педагогической
импровизации.
14
Особенности системы аудиторных занятий в условиях реализации ФГОС СПО
Особенности системы аудиторных занятий в условиях реализации ФГОС СПО
Особенности системы аудиторных занятий в условиях реализации ФГОС СПО
Особенности системы аудиторных занятий в условиях реализации ФГОС СПО
Особенности системы аудиторных занятий в условиях реализации ФГОС СПО
Особенности системы аудиторных занятий в условиях реализации ФГОС СПО
Особенности системы аудиторных занятий в условиях реализации ФГОС СПО
Особенности системы аудиторных занятий в условиях реализации ФГОС СПО
Особенности системы аудиторных занятий в условиях реализации ФГОС СПО
Особенности системы аудиторных занятий в условиях реализации ФГОС СПО
Особенности системы аудиторных занятий в условиях реализации ФГОС СПО
Особенности системы аудиторных занятий в условиях реализации ФГОС СПО
Особенности системы аудиторных занятий в условиях реализации ФГОС СПО
Особенности системы аудиторных занятий в условиях реализации ФГОС СПО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.