Особенности социализации детей с ограниченными возможностями
Оценка 4.8
Лекции
docx
психологическая работа +2
Взрослым
22.02.2019
В статье описывается процесс социализаци, целью которого является перевод человека из его биологического состояния в самостоятельную социальную личность, которая обладает сознанием и, что самое главное, самосознанием. Человек, который прекрасно осознает свою ответственность, свой образ и понимает то, что он отличается от остальных, получает больше возможностей к тому, чтобы сыграть свою важную роль в обществе.
Социализация является важнейшим процессом усвоения человеком образцов общественного поведения, а также ряда психологических установок, норм и ценностей. В дальнейшем перечисленные элементы позволят ему успешно функционировать в обществе и реализоваться как личности, но с учетом того, что в детском возрасте он будет проходить грамотный и последовательный процесс социализации. Известный факт заключается в том, что социализация личности – это процесс, который человек переживает не только на ранних этапах своего развития: это тот процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека. Но основы успешной социализации и адаптации к постоянно меняющимся социальным условиям закладываются конкретно в детском возрасте. Например, в дошкольном возрасте ребенок, в силу своего уровня развития, осваивает первоначальные нормы поведения. В этом же возрасте ребенок активно овладевает механизмами социализации.
Статья.docx
Особенности социализации детей
с ограниченными возможностями
Социальная политика в Казахстане, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей,
строилась на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели,
инвалидность рассматривалась как недуг, заболевание, патология.
Следствием ориентации общества и государства на эту модель являлась изоляция ребенка с
ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении,
развитие у него пассивно иждивенческих жизненных ориентаций.
Предложенный Л.С. Выготским принципиальный подход к изучению социализации
аномального ребенка, рассматривал общение детей с окружающими как фактор развития и
коррекции их недостатков. Он указывал на необходимость создания такой системы обучения,
в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с
нормальным развитием. Поэтому Л.С. Выготский считал, что задачей воспитания ребенка с
нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий компенсации его
недостатка с учетом не только биологических, но и социальных факторов.
С позиции деятельностного подхода к социализации детей с ограниченными возможностями
необходимо создать условия для постепенного усвоения детьми социально значимого опыта
поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой
культуры. Проблемы социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными
возможностями решаются в условиях целенаправленного социальнопедагогического
воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и
общественно значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей.
Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют
объективные условия социализации детей с ограниченными возможностями. Складывается
система нового вида специализированных учреждений – реабилитационных центров, центров
дневного пребывания, позволяющих комплексно решать многие проблемы.
В рамках этих проблем в городе Уштобе действует КГУ «Каратальский центр дневного
пребывания для детей с ограниченными возможностями» ГУ «Управление координации
занятости и социальных программ» Алматинской области, расположившийся в тихом уютном
районе в чертах города, по улице В.Попова, 5 А. Учредителем государственного учреждения
является акимат Алматинской области.
С момента открытия центра получают высококвалифицированную бесплатную помощь
60 детей с ограниченными возможностями в возрасте от 1,5 до 18 лет.
Восемь видов специальных социальных услуг с учетом индивидуальных потребностей, в
соответствии требованиям стандарта оказания специальных социальных услуг в области
социальной защиты в условиях полустационара, предоставляют дипломированные
специалисты воспитатели, логопеды, дефектологи, психологи, специалисты по социальной
работе, медики, инструкторы по трудотерапии, по плаванию, музыкотерапии, арттерапии,
оздоровительной физкультуры, ЛФК, массажисты. Все услуги предоставляются в специально
оборудованных кабинетах.
Находясь целый день в центре дети получают 4хразовое питание.
1 Главным составляющим в работе Центра с особыми детьми являются индивидуально
личностный и дифференцированный подход к каждому ребенку, комплексность,
непрерывность, систематичность и преемственность в реабилитационной работе.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём
проведения социальнопедагогической реабилитации и подготовки детей, родителей,
специалистов к принятию детей с особенностями в развитии.
Специалисты нашего центра
реабилитационного процесса:
учитывают характеристику психического развития ребенка до
реабилитационного
воздействия и желательные изменения, которые должны произойти в его психике на
определенном этапе социальнореабилитационного процесса;
реализовывают основные цели и задачи социально
целенаправленно воспитывают детей с ОВЗ как полноценную личность, гражданина
с правами и обязанностями;
принимают
ребенка,
как активного равноправного соучастника социально
реабилитационного процесса, имеющего собственную логику поведения;
вырабатывают у детей с ОВЗ систему потребностей и специальных качеств, необходимых
для вхождения в сложный мир социальных отношений;
опираясь на возрастные психологические особенности ребенка, раскрывающие структуру
целостной личности ребенка в ее становлении и развитии, относятся к нему как к субъекту
самопознания и самосовершенствования.
За
короткий срок отслеживается эффективность реабилитации, что является
показателем рационального и правильного подхода в выборе программ и методов
реабилитации.
Нам всем необходимо осознать, что инвалиды это такие же люди, как и мы. И они абсолютно
не нуждаются в сострадании им необходимо понимание со стороны общества. Ведь инвалид
это еще не значит умственно отсталый, зачастую это человек с богатым духовным и
внутренним миром.
Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями, связанных с
включением их в общество, может быть только комплексным, с участием органов управления
социальной защиты населения, экономики, здравоохранения, культуры, образования,
транспорта, строительства и архитектуры, а также в разработке единой, целостной системы
социальной реабилитации. При комплексном взаимодействии различных государственных и
общественных структур можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными
возможностями, что они смогут в будущем трудиться и вносить свой посильный вклад в
развитие экономики страны.
Деятельность нашего центра очень активная и разнообразная. Мы отмечаем все
праздники в новой обстановке, в кругу друзей.
Работники центра
возрождают
гдето в душах детей
и их родителей.
надежды, таящиеся
2 Мы работаем немного времени, и стараемся сделать неизлечимые психические
расстройства не мукой на всю жизнь для ребенка и его родителей, а максимально
приспособить их к жизни в обществе. Попав в трудную ситуацию, семья не должна
замыкаться, ведь это неблагоприятно воздействует как на развитие ребенка, так и на
атмосферу в семье.
Главной возможностью разрушения стереотипного восприятия инвалидов мы видим в
пересмотре основ воспитания новых поколений, в формировании с детских лет правильного
отношения к инвалидам. Очевидно, что эта проблема не может быть решена в короткий
период. И все же, целенаправленная работа в данном направлении определенно должна
привести к положительным результатам в этом непростом вопросе.
Цель, которую мы преследуем общественное признание людей с физическими и
умственными недостатками. Мы целенаправленно приближаемся к тому, чтобы их жизнь ни в
чем не отличалась от жизни нормального ребенка в семье и нормального человека в обществе.
Литература.
Выготский Л. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. М., 1983.
Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. — М.: Академия, 2005.
Если ребенок не такой, как другие... Книга для родителей детей с ограниченными
возможностями здоровья / Под ред. О. И. Волковой. М., 1997.
3
Особенности социализации детей с ограниченными возможностями
Особенности социализации детей с ограниченными возможностями
Особенности социализации детей с ограниченными возможностями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.