Изменения в функционировании современного общества, негативные тенденции в развитии детской популяции обусловливают необходимость поиска адекватных путей и средств социализации дошкольников. Можно смело сказать, что: «Социализация дошкольников – это продолжительный и комплексный процесс, через который должен пройти каждый ребёнок». От успеха данного процесса зависит многое. Дети принимают свою роль в обществе, учатся себя вести в соответствии с правилами, которые в нём приняты, начинают понимать, как находить баланс между требованиями социума и своими потребностями. Социализация личности дошкольника это совокупность различных факторов, среди которых:
- внешние факторы (коллектив, семья, секции и кружки, ДОУ), предопределяющие форму социализации и дальнейшее направление развития детей;
- внутренние факторы (психологические особенности дошкольника), которые оказывают влияние на формирование его мировоззрения.
От степени социализации зависит гармоничность его отношений со сверстниками, развитие ребёнка и успешность его в будущем.
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Лесосибирский педагогический институт филиал Сибирского
Ю.В. Тихонова
федерального университета
В ФГОС ДО отмечается: «Социальнокоммуникативное развитие
направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия
ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие
социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в
Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда
и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,
природе» [34].
ФГОС ДО нацеливает дошкольные образовательные учреждения на:
«1) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников
совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и
мыслей;
недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и
самостоятельности в разных видах деятельности
(игровой,
исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
2) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между
детьми, в том числе принадлежащими к разным национальнокультурным,религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные
(в том числе ограниченные) возможности здоровья;
развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать
конфликтные ситуации со сверстниками;
развитие умения детей работать в группе сверстников» [34].
Таким образом, ФГОС ДО ориентирует педагогов на создание условий
для освоения детьми социальных норм, правил поведения в обществе,
традиций и ценностей, необходимых для формирования современного
человека.
Обращение к теме социализации человека произошло задолго до
формирования понятия и самой теории социализации. Человек был всегда в
центре внимания изучения философов, социальных психологов и писателей.
Ученых всегда интересовало, как человек становится опытным, знающим,
адаптируется в обществе себе подобных.
Важно подчеркнуть, социализация тесно связана с процессами
образования и воспитания, в том числе дошкольного, так детский сад
является одним из первых институтов социализации ребенка.
«Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни
во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и
воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также
саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он
принадлежит», считает В.А. Ерофеева [9].
Социализация самое широкое из указанных понятий, она предполагает
не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов
социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной
культурой общества, адаптацию к социуму, но и выработку собственного
социального опыта, ценностных ориентации, своего стиля жизни.
К исследованию проблемы социализации дошкольников обращались С.
В. Батуева, Н. Ф. Голованова, А. А. Коринная, Е.А. Мельникова, И.В.,
Смолярчук, И.В. Тихонова и др.Н.Ф. Голованова считает: «Социализация представляет собой процесс
становления личности, постепенное усвоение ею требований общества,
приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения,
которые регулируют её взаимоотношения с обществом» [6, с. 6].
Е.А. Мельникова отмечает: «Социализация ребенка дошкольного и
младшего школьного возраста включает в себя воспитание и образование, но
ее не следует сводить только к этому, так как социализация осуществляется
под влиянием совокупности многих условий, причем часть из них зависит от
активности самой личности. Культурная самоактуализация личности, ее
работа над социальным совершенствованием является непременным условием
социализации»[29, с. 189].
О.Г. Болдинова считает: «В содержание процесса социализации в
психологопедагогических концепциях включены культурные ценности,
нормы и правила поведения, способы общения и коммуникации, отношение к
самому себе, окружающим людям, деятельности, предметам, явлениям;
социальный опыт, социальная среда, социальные роли, ролевое поведение,
познавательная деятельная»[19].
Исследователи отмечают: «Дошкольный возраст, как никакой другой
насыщен очень важными достижениями в социализации детей. Дети учатся
овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического
мышления в образном и предметном плане именно в дошкольном возрасте. У
детей появляется произвольное владение их поведением и собственными
действиями. К шести годам у дошкольников в социальном познании прочно
закрепляется такая позиция как «Я и общество» [19].
Н.Я. Кушнирык пишет об особенностях социализации дошкольников
следующее: «Вопервых, социализация происходит стихийно, поскольку
ребенок как член человеческого сообщества из первых шагов жизни
выстраивает собственную траекторию развития, не просто пассивно выбирая
влияние окружающей среды, а в процессе взаимодействия с окружениемприсваивает социальный опыт. Необходимо лишь ребенку «найти себя». Во
вторых, овладение социальным приобретением происходит также как
целеустремленный процесс, как нормированные, специально организованы
просветительство, воспитание и учеба. Втретьих, социальное становление
ребенка происходит также и как спонтанный процесс»[27].
Т.В.
Ермолова утверждает:
«Социальные запросы старших
дошкольников могут проявляться двояко. Чаще и очевиднее всего заявляют о
себе отрицательные проявления детской потребности «быть наравне со
взрослым». Поведение ребенка становится вычурным, манерным, нарочитым.
Но стремление ребенка к «социальной компетентности» имеет и другие
вполне положительные проявления. Он начинает вникать в семейные заботы и
проблемы, помогает родителям, принимает посильное участие в делах. Дети 6
– 7 лет становятся чувствительными к социальным проблемам и за рамками
семейных забот»[20].
И.В. Смолярчук, изучая особенности социализации дошкольников»,
констатирует: «Результаты исследования показывают, что часть детей знает о
социальных нормах и правилах от взрослого. При этом прослеживается
активная трансляция взрослыми норм социальной группы и пассивное
усвоение их детьми. Заданные взрослым нормы выполняются для получения
одобрения значимого взрослого, что является механизмом адаптации детей к
социальной группе и нормам и правилам в ней, но не механизмом активной
социализации»[18].
Таким образом, социализация дошкольника предполагает не только
сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни,
способов взаимодействия с материальной и духовной культурой общества,
адаптацию к социуму, но и выработку собственного социального опыта,
ценностных ориентаций, своего стиля жизни.
Современные дети живут и развиваются в разных социокультурных
разрыв поколений,
Чрезвычайная занятость родителей,
условиях.маркетизация и технологизация детской субкультуры, изолированность
ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации
современных детей. Нарастание негативных тенденций в подростковой и
молодёжной среде (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм
поведения, отчуждённость, изолированность и пр.) выдвигают на первый план
задачу социализации детей, начиная с дошкольного детства. Эффективная
социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе
вообще и личностной готовности ребенка к школе в частности и спешное
продолжение обучение в школе [28].
Изменения в функционировании современного общества, негативные
тенденции в развитии детской популяции обусловливают необходимость
поиска адекватных путей и средств социализации дошкольников [25].
Можно смело сказать, что: «Социализация дошкольников – это
продолжительный и комплексный процесс, через который должен пройти
каждый ребёнок». От успеха данного процесса зависит многое. Дети
принимают свою роль в обществе, учатся себя вести в соответствии с
правилами, которые в нём приняты, начинают понимать, как находить баланс
между требованиями социума и своими потребностями.
Социализация личности дошкольника это совокупность различных
факторов, среди которых:
внешние факторы (коллектив, семья, секции и кружки, ДОУ),
предопределяющие форму социализации и дальнейшее направление развития
детей;
внутренние факторы (психологические особенности дошкольника),
которые оказывают влияние на формирование его мировоззрения.
От степени социализации зависит гармоничность его отношений со
сверстниками, развитие ребёнка и успешность его в будущем.
Е.В. Рылеева в пособии «Управление качеством социального развития
воспитанников ДОУ» дает определение социального развития дошкольника:
«Социальное развитие это процесс приспособления ребенка к социальнойдействительности (миру людей), передачи и дальнейшего развития им
социокультурного опыта, накопленного человечеством» [17].
Автор указывает на то, что социальное развитие включает в себя:
культурные навыки; специфические знания; знакомство с традициями,
обрядами, правилами; социальные качества, позволяющие человеку
комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.
«Важно подчеркнуть, что фактором социализации детей старшего
дошкольного возраста выступает детская субкультура социальнокультурное
пространство, которое перемежается с пространством культуры взрослых;
динамическое социальное, психологокультурное автономное образование со
своими морально правовыми нормами, речевым аппаратом, своим
фольклорным достоянием и игровым комплексом. Учитывая присущие ей
функции, детская субкультура является агентом социализации личности, а ее
структурными компонентами выступают: детский фольклор, детская
словесное творчество, детский правовой кодекс (правила сообщества,
принятые детским сообществом), детские игры (подвижные, ролевые,
предметные), детский юмор (шутки, дразнилки, сказки, анекдоты и т.д.),
религиозные представления, детское философствование (рассуждения,
размышления о вечном), эстетические представления (украшения бытия),
детские интересы, табуирование», уточняет Е.В. Рылеева [17, с. 104113].
К основным особенностям современной социализации дошкольников
можно отнести следующие:
длительность протекания (по сравнению с предыдущими
поколениями), что связано, прежде всего, с изменениями статуса детства;
гуманистическую направленность в отношении общества к детству,
что проявляется в осознании ребенка основной ценностью семьи и общества;
новые требования к характерологическим, профессиональным чертам
будущих членов общества;
изменение многих ролевых предписаний и полоролевых функций.
Для старших дошкольников можно выделить следующие задачи
социальной адаптации: развитие у детей самостоятельности и ответственности как основных
ценностей системы взросления;
формирование образа школьника как эмоционально привлекательной,
социально желаемой роли в будущем.
Развитие ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется
переходом к произвольности процессов, формированием первых этических
норм (что такое хорошо и что такое плохо); возникновением соподчиненных
мотивов (преобладание обдуманных действий над импульсивными);
формированием произвольного поведения (умение управлять собой и своими
поступками, потребность поступать в соответствии с установленными
правилами и этическими нормами); формированием первого опыта
самосознания (личного сознания, осознание своего места в системе
отношений, ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания,
формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к
успеху и неудачи в деятельности).
«Особенности социализации старших дошкольников заключаются в
создании необходимых и достаточных психологопедагогических условий:
включение детей в освоение социального опыта в процессе совместной
(приобретение навыков совместной деятельности);
деятельности
создание ситуации успеха (формирование уверенности в себе, чувства
собственного достоинства, позитивного отношения к миру, понимание
эмоционального состояния окружающих и т. п.);
развитие рефлексивных навыков, стимулирующих интерес ребенка к себе,
интерес к сверстникам, к группе детского сада и др.
У детей старшего дошкольного возраста, наряду с дружбой поочередно
со всеми, в зависимости от обстоятельств имеются случаи более или менее
продолжительной парной дружбы и дружбы небольшими группами. Наличие
таких групп объясняется избирательностью детского общения. Положение
ребенка в коллективе находится в прямой зависимости от того,представителем какой из группировок он является и как к нему относятся
сверстники», отмечает С. А. Козлова [13].
В свою очередь Р.С. Буре указывает: «Уже к шести годам ребенок
начинает осознавать то, что другие дети, как и он, имеют устойчивые, не
зависящие от ситуации характер и убеждения, с которыми нужно считаться.
Это проявляется в сопереживании сверстнику и в потребности эмоциональной
поддержки. Старшие дошкольники способны уже оценить не только себя, но и
достоинства другого ребенка, соответственно к нему отнестись. Общение
становится важным фактором развития, как всей личности, так и личности
сверстника» [4].
Так же в старшем дошкольном возрасте выполнение правил поведения
становится осознанным, устойчивым, формируется социальный опыт,
появляются мотивация деятельности,
стимулирование и коррекция действий.
самоопределение личности,
С. С. Бычкова в своей статье «Формирование умения общения со
сверстниками у старших дошкольников», определяет сущность и содержание
начальной личностносоциальной компетентности ребенка «как готовность
самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со
сверстниками и взрослыми и совокупностью развивающихся представлений
ребенка о себе, его самооценкой, определяющими выбор способов поведения
и взаимодействия с социумом» [5].
«Специфика старшего дошкольного возраста состоит в том, что
социально ребенок развивается под воздействием взрослого, который вводит
ребенка в социум. Дошкольник сотрудничает с компетентными взрослыми,
как член общества он включается в систему человеческих отношений с
диалогом личностей, ценностными установками. Во взаимодействии со
сверстниками, воспитателями, родителями у дошкольника происходит
освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных
установок. Чтобы помочь им в обретении собственного опыта взрослыевыступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности
детей, открывают детям будущее», трактует Т. Л. Кузнецова [25].
Анализируя проблемы социального развития старших дошкольников,
можно сделать следующие выводы:
дошкольный возраст сенситивный период в социальном развитии
человека;
целенаправленное социальное развитие предполагает саморазвитие
ребенка, т.е. его личностное развитие как способность к самооценке и
самоконтролю своих действий и поступков.
Ведущим средством социализации дошкольников является сюжетно
ролевая игра.
Е. А. Тарасова пишет: «Сюжетноролевая игра имеет социальную
природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни
Новой сферой действительности,
взрослых.
которая осваивается
дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности
взрослых. Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека.
Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими
играющими в отношения,
взрослых»[33].
отражающие реальное взаимодействие
Е.В Кузнецова считает: «Сюжетноролевые игры оказывают большое
влияние на межличностные отношения между детьми. Правила, обязательные
при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое
поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуют тем самым
формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети
учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать
свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и
реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать
все стороны различных видов деятельности, что, в свою очередь, помогает
развивать мыслительную способность человека, воспринимать чужую точку
зрения. В сюжетно ролевой игре дети вступают в реальные организационныеотношения. В то же время между ними устанавливаются сложные ролевые
отношения»[26].
Я.О.
Дудко утверждает:
«Сюжетноролевая игра оказывает
благотворное влияние не только на речь, но и на эмоциональноволевую сферу
ответственность,
ребёнка:
формирует произвольность поведения,
самостоятельность, целеустремленность, доброжелательное отношение к
партнерам по игре, умение совместно преодолевать трудности и решать
конфликтные ситуации» [22].
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте становится осознанным
выполнение правил поведения, формируется социальный опыт, происходит
самоопределение личности дошкольника, ребенок осваивает социальные
нормы и правила.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Антонова, Т. В. Социальная компетентность ребенкадошкольника:
показатели и методы выявления / Т. В. Антонова // Детский сад от А до Я. –
2014. – №5. – С. 54–69.
2.
Бабаева, Т. И. Взаимоотношения старших дошкольников со
сверстниками как объект педагогической диагностики/ Т.И. Бабаева //
Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка
дошкольного возраста (в 3 частях). – Санкт Петербург: РГПУ им. А. И.
Герцена, 2013.
Большунова, Н. Я. Социокультурное развитие дошкольников в формах
3.
детской субкультуры/ Н. Я. Большунова. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. С.
Буре, Р. С. Социально нравственное воспитание дошкольников/Р.С.
371 – 386.
4.
Буре// Методическое пособие. – Москва: Мозаикасинтез, 2012.
5.
Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у
старших дошкольников. – 2е изд./ С.С. Бычкова. – Москва: 2013. – 96 с.
6.
Голованова. Речь, 2014. 272 с.
Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н. Ф.Гришаева, Н. П. Современные технологии эффективной социализации
7.
ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие /
Н. П. Гришаева. – Москва: Вентана граф, 2015. – 184с.
8.
Дети и социум: Особенности социализации детей дошкольного и
младшего школьного возраста: Монография /А. М.Богуш, Л. О.Варяница, Н.
В. Гавриш, С. М.Куринна, И. П.Печенко; Наук. ред. А. М.Богуш; Под общ.
ред. Н. В. Гавриш. Москва: Альмаматер, 2016. 368 с.
9.
Ерофеева, В.А. Общие основы педагогики: конспект лекций / В.А.
Ерофеева. Москва, 2003.
Захарова, Т. Н. Механизмы и условия формирования социальной
10.
компетентности дошкольников Ярославский педагогический вестник / Т. Н.
Захарова. – 2011 – № 2 – Том II (Психологопедагогические науки).
11. Иванова, Н. В. Социальное развитие детей в ДОУ/ Н. В. Иванова, Е. Ю.
Бардинова, А. М. Калинина// Методическое пособие. – Москва, 2013.
12. Коломийченко, Л. В. Формирование психолого педагогической
компетентности родителей по социальному развитию детей дошкольного
возраста/ Л. В. Коломийченко // учеб. метод. пособие. Пермь, 2015.
13. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с
социальной действительностью/ С. А. Козлова// Учеб. пособие. Москва:
Академия, 2014. 330с.
14. Лебедев, В. С. Роль совместной деятельности детского сада и семьи в
социализации дошкольников / В.С. Лебедев, Л.В. Сабанина // Вестник
Тюменской Государственной академии культуры, искусства и социальных
технологий. Выпуск 2. Тюмень, 2014. 174 с.
15. Липовцева, А. В. Модель социализации личности ребенка средствами
социальнокультурной деятельности в условиях дошкольного
образовательного учреждения / А. В. Липовцева // Педагогика ХХI:
материалы междунар. науч. конф. – Караганда: Центр гуманитарных
исследований. 2012. – Т. 1. – С. 126–132.
16. Липовцева, А. В. Сущность и специфика социализации детей
дошкольного возраста средствами социально культурной деятельности / А.В. Липовцева // Ученые записки АлтГАКИ. – Барнаул: АлтГАКИ, 2013. – С.
84–93.
17.
Рылеева, Е. В. Управление качеством социального развития
воспитанников дошкольного образовательного учреждения: Пособие для рук.
и методистов / Е. В. Рылеева, Л. С. Барсукова. Москва: Айрис пресс,
2014. 64 с.
18.
Смолярчук, И. В. Мы растем вместе с тобой, мы растем вслед за тобой,
мы помогаем тебе расти / И. В. Смолярчук // Начальная школа. 2011. № 2.
19. Болдинова, О. Г. Социализация дошкольников с нарушениями зрения в
группах комбинированной направленности [Электронный ресурс] / О. Г.
Болдинова // Специальное образование. 2015. №XI. Режим доступа: URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiyadoshkolnikovsnarusheniyami
zreniyavgruppahkombinirovannoynapravlennosti
04.06.2018).
20.
Ермолова, Т.В. Особенности личностного развития дошкольников в
(дата
обращения:
предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет [Электронный ресурс] / Т. В.
Ермолова, С. Ю. Мещерякова, Н. И. Ганошенко. Режим доступа:
http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP011999/EOL050.HTM# (свободный).
21.
Ермолова. Москва, 1996.
Ермолова, Т. В. Готовность к школе. [Электронный ресурс] / Т.В.
https://dohcolonoc.ru/cons/5690sotsializatsiya
doshkolnikovvramkakhobrazovatelnojprogrammydetstvo.html
22.
Дудко, Я.О. Сюжетноролевая игра как средство социально
коммуникативного развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
[Электронный ресурс] / Я.О. Дудко // Специальное образование. 2017. Режим
доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/syuzhetnorolevayaigrakak
URL:
sredstvosotsialnokommunikativnogorazvitiyadoshkolnikovstyazhelymi
narusheniyamirechi
23. Колокольникова, З.У. Социализация учащихся в условиях Северного
региона: учеб.пособ [Электронный ресурс] / З.У. Колокольникова, О.Б.
Лобанова, С.В. Митросенко, Т.И. Петрова. – Красноярск: СФУ, 2009. Режим
доступа: lpi.sfukras.ru/images/stories/library/
УП
_Коваленко, И.Г. Сюжетноролевая игра как средство формирования
24.
межличностных отношений [Электронный ресурс] / И.Г. Коваленко //
Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. №7. С. 229233.
Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/syuzhetnorolevayaigra
kaksredstvoformirovaniyamezhlichnostnyhotnosheniy
25. Кузнецова, Т. Л. Духовно – нравственное воспитание дошкольников в
процессе игры [Электронный ресурс] / Т.Л. Кузнецова // Педагогическое
образование и наука. 2013. № 6. С. 3033.
http://manpojournal.com/issues/
26. Кузнецова,
Е.В.
Формирование межличностных отношений
Режим доступа:
дошкольников в сюжетноролевой игре [Электронный ресурс] / Е. В.
Кузнецова
// Сборник материалов Ежегодной международной научно
практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего
возраста».
URL:
Режим доступа:
2016.
№5.
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovaniemezhlichnostnyhotnosheniy
doshkolnikovvsyuzhetnorolevoyigre (дата обращения: 15.05.2018).
27. Кушнирык, Н. Я. Особенности социализации дошкольника Украины в
процессе воспитания [Электронный ресурс] / Н. Я. Кушнирык // Вектор науки
Серия: Педагогика,
Тольяттинского государственного университета.
психология.
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennostisotsializatsiidoshkolnikaukrainyv
Режим доступа:
2010.
№3.
URL:
protsessevospitaniya (дата обращения: 16.05.2018).
28. Лаврентьева, Н. Г. Социализация дошкольников в социокультурном
окружении детского сада в процессе экологического образования
[Электронный ресурс] / Н.Г. Лаврентьева // Теория и практика общественного
развития.
URL:
Режим доступа:
№5.
2013.
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiyadoshkolnikovvsotsiokulturnom
okruzheniidetskogosadavprotsesseekologcheskogoobrazovaniya
29. Мельникова, Е. А. Социализация старших дошкольников на этапе
подготовки их к школьному обучению [Электронный ресурс] / Е. А.Мельникова // Вестник БГУ. 2009. №15. Режим доступа: URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiyastarshihdoshkolnikovnaetape
podgotovkiihkshkolnomuobucheniyu (дата обращения: 12.05.2018).
30. Митросенко, С.В. Особенности трудовой и семейной социализации
воспитанников детского дома как социальнопедагогическая проблема
[Электронный ресурс] / С.В. Митросенко, Т.И. Петрова. 2012. – С.3
9.Режим
доступа:http://www.rusnauka.com/11_NPE_2012/Pedagogica/6_106723.doc.htm
31. Пахомова, Н.А. Сюжетно – ролевая игра как средство всестороннего
развития ребенка [Электронный ресурс] / Н.А. Пахомова // Обучение и
воспитание: методики и практика. 2013. №10. С. 232235.
Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/syuzhetnorolevayaigra
kaksredstvovsestoronnegorazvitiyarebenka
32. Попова, А. Д. Социализация детей старшего дошкольного возраста в
игровой деятельности [Электронный ресурс] / А. Д. Попова // Молодой
ученый.
– Режим доступа:
2015.
№1.
С.
477479.
https://moluch.ru/archive/81/14557/
33.
Тарасова, Е.А. Сюжетноролевые игры как средство социализации
личности и адаптации детей при взаимодействии с социумом [Электронный
ресурс] / Е.А. Тарасова // Экономика и социум: современные модели развития.
2016. №12. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/syuzhetno
rolevyeigrykaksredstvosotsializatsiilichnostiiadaptatsiideteypri
vzaimodeystviissotsiumom
34. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/index. php?
page_id=5&topic_id=22&sid=29553/
35. ФЗ
№ 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
//https://fzakon.ru/laws/federalnyyzakonot29.12.2012n273fz/
36. Фенькина, А. А. Игровая культурная практика как жизнь дошкольника
[Электронный ресурс] /А.А. Фенькина // Педагогическое образование вдоступа:
России.
https://cyberleninka.ru/article/n/igrovayakulturnayapraktikakakzhizn
Режим
№5.
2014.
URL:
doshkolnika
37. Чернявская, В. С. Опыт исследования сюжетноролевой
игры у
дошкольников [Электронный ресурс] / В.С. Чернявская, О.В. Ахмадуллина //
Концепт. – 2016 – No 01(январь). – ART1600. –0,4п.л. Режим доступа: URL:
http://ekoncept.ru/2016/16003.htm.–ISSN 2304 120X
38. Шарапова, С. А. Игровая позиция воспитателя как условие развития
сюжетноролевой игры в старшем дошкольном возрасте [Электронный ресурс]
/ С.А. Шарапова // Современные наукоемкие технологии. 2013. №72. – С.
176177. Режим доступа: URL:
pozitsiyavospitatelyakakuslovierazvitiyasyuzhetnorolevoyigryvstarshem
http://cyberleninka.ru/article/n/igrovaya
doshkolnomvozraste
39. Церцвадзе, Р. Г. Сюжетноролевая игра как средство социального развития
детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Р. Г.
Церцвадзе , В. В. Крылова // Молодой ученый. — 2016. — №9.3. — С. 3637.
Режим доступа: URL https://moluch.ru/archive/113/29614/ (дата обращения:
24.04.2018).
40. Чернявская, В. С. Опыт исследования сюжетноролевой игры у
дошкольников [Электронный ресурс] / В.С. Чернявская, О.В. Ахмадуллина //
Концепт. 2016 № 01 // ART1600.0,4п.л.
Режим доступа: URL
:// e koncept
: http
. ru ./2016/16003.
htm
. ISSN 2304 120X
41. Шарапова, С. А. Игровая позиция воспитателя как условие развития
сюжетноролевой игры в старшем дошкольном возрасте [ Электронный
ресурс] / С.А. Шарапова // Современные наукоемкие технологии. 2013. №7
2.С.176177.