Особенности социализации старших дошкольников
Оценка 4.6

Особенности социализации старших дошкольников

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
родителям
Детсад
07.06.2018
Особенности социализации старших дошкольников
Изменения в функционировании современного общества, негативные тенденции в развитии детской популяции обусловливают необходимость поиска адекватных путей и средств социализации дошкольников. Можно смело сказать, что: «Социализация дошкольников – это продолжительный и комплексный процесс, через который должен пройти каждый ребёнок». От успеха данного процесса зависит многое. Дети принимают свою роль в обществе, учатся себя вести в соответствии с правилами, которые в нём приняты, начинают понимать, как находить баланс между требованиями социума и своими потребностями. Социализация личности дошкольника это совокупность различных факторов, среди которых: - внешние факторы (коллектив, семья, секции и кружки, ДОУ), предопределяющие форму социализации и дальнейшее направление развития детей; - внутренние факторы (психологические особенности дошкольника), которые оказывают влияние на формирование его мировоззрения. От степени социализации зависит гармоничность его отношений со сверстниками, развитие ребёнка и успешность его в будущем.
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.docx
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Лесосибирский педагогический институт­ филиал Сибирского Ю.В. Тихонова федерального университета В   ФГОС   ДО   отмечается:  «Социально­коммуникативное   развитие направлено  на усвоение   норм  и ценностей, принятых  в  обществе, включая моральные   и   нравственные   ценности;   развитие   общения   и   взаимодействия ребенка   со   взрослыми   и   сверстниками;   становление   самостоятельности, целенаправленности   и   саморегуляции   собственных   действий;   развитие социального   и   эмоционального   интеллекта,   эмоциональной   отзывчивости, сопереживания,   формирование   готовности   к   совместной   деятельности   со сверстниками,   формирование   уважительного   отношения   и   чувства принадлежности   к   своей   семье   и   к   сообществу   детей   и   взрослых   в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» [34]. ФГОС ДО нацеливает дошкольные образовательные учреждения на:  «1) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:  создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;  создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;  недирективную   помощь   детям,   поддержку   детской   инициативы   и самостоятельности   в   разных   видах   деятельности   (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); 2) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:  создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми,   в   том   числе   принадлежащими   к   разным   национально­культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;  развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;  развитие умения детей работать в группе сверстников» [34]. Таким образом, ФГОС ДО ориентирует педагогов на создание условий для   освоения   детьми   социальных   норм,   правил   поведения   в   обществе, традиций   и   ценностей,   необходимых   для   формирования   современного человека. Обращение   к   теме   социализации   человека   произошло   задолго   до формирования понятия и самой теории социализации. Человек был всегда в центре внимания изучения философов, социальных психологов и писателей. Ученых   всегда   интересовало,   как   человек   становится   опытным,   знающим, адаптируется в обществе себе подобных. Важно   подчеркнуть,   социализация   тесно   связана   с   процессами образования   и   воспитания,   в   том   числе   дошкольного,   так   детский   сад является одним из первых институтов социализации ребенка.  «Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во   взаимодействии   с   окружающей   средой   в   процессе   усвоения   и воспроизводства   социальных   норм   и   культурных   ценностей,   а   также саморазвития   и   самореализации   в   том   обществе,   к   которому   он принадлежит»,­ считает В.А. Ерофеева [9]. Социализация ­ самое широкое из указанных понятий, она предполагает не   только   сознательное   усвоение   ребенком   готовых   форм   и   способов социальной   жизни,   способов   взаимодействия   с   материальной   и   духовной культурой   общества,   адаптацию   к   социуму,   но   и   выработку   собственного социального опыта, ценностных ориентации, своего стиля жизни.  К исследованию проблемы социализации дошкольников обращались  С. В.   Батуева,  Н.   Ф.   Голованова,   А.   А.   Коринная,   Е.А.   Мельникова,   И.В., Смолярчук, И.В. Тихонова и др. Н.Ф. Голованова считает: «Социализация представляет собой процесс становления   личности,   постепенное   усвоение   ею   требований   общества, приобретение   социально   значимых   характеристик   сознания   и   поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом» [6, с. 6]. Е.А.   Мельникова   отмечает:   «Социализация   ребенка   дошкольного   и младшего школьного возраста включает в себя воспитание и образование, но ее не следует сводить только к этому, так как социализация осуществляется под влиянием совокупности многих условий, причем часть из них зависит от активности   самой   личности.   Культурная   самоактуализация   личности,   ее работа над социальным совершенствованием является непременным условием социализации»[29, с. 189]. О.Г.   Болдинова   считает:   «В   содержание   процесса   социализации   в психолого­педагогических   концепциях   включены   культурные   ценности, нормы и правила поведения, способы общения и коммуникации, отношение к самому   себе,   окружающим   людям,   деятельности,   предметам,   явлениям; социальный   опыт,   социальная   среда,   социальные   роли,   ролевое   поведение, познавательная деятельная»[19]. Исследователи   отмечают: «Дошкольный   возраст,  как   никакой  другой насыщен очень важными достижениями в  социализации детей. Дети учатся овладевать   собственными   эмоциями   и   приобретают   опыт   практического мышления в образном и предметном плане именно в дошкольном возрасте. У детей   появляется   произвольное   владение   их   поведением   и   собственными действиями. К шести годам у дошкольников в социальном познании прочно закрепляется такая позиция как «Я и общество» [19]. Н.Я.   Кушнирык   пишет   об   особенностях   социализации   дошкольников следующее:   «Во­первых,   социализация   происходит   стихийно,   поскольку ребенок   как   член   человеческого   сообщества   из   первых   шагов   жизни выстраивает собственную траекторию развития, не просто пассивно выбирая влияние   окружающей   среды,   а   в   процессе   взаимодействия   с   окружением присваивает социальный опыт. Необходимо лишь ребенку «найти себя». Во­ вторых,   овладение   социальным   приобретением   происходит   также   как целеустремленный   процесс,   как   нормированные,   специально   организованы просветительство,   воспитание   и   учеба.   В­третьих,   социальное   становление ребенка происходит также и как спонтанный процесс»[27]. Т.В.   Ермолова   утверждает:   «Социальные   запросы   старших дошкольников могут проявляться двояко. Чаще и очевиднее всего заявляют о себе   отрицательные   проявления   детской   потребности   «быть   наравне   со взрослым». Поведение ребенка становится вычурным, манерным, нарочитым. Но   стремление   ребенка   к   «социальной   компетентности»   имеет   и   другие вполне положительные проявления. Он начинает вникать в семейные заботы и проблемы, помогает родителям, принимает посильное участие в делах. Дети 6 – 7 лет становятся чувствительными к социальным проблемам и за рамками семейных забот»[20].  И.В.   Смолярчук,   изучая   особенности   социализации   дошкольников», констатирует: «Результаты исследования показывают, что часть детей знает о социальных   нормах   и   правилах   от   взрослого.   При   этом   прослеживается активная   трансляция   взрослыми   норм   социальной   группы   и   пассивное усвоение их детьми. Заданные взрослым нормы выполняются для получения одобрения значимого взрослого, что является механизмом адаптации детей к социальной группе и нормам и правилам в ней, но не механизмом активной социализации»[18]. Таким   образом,   социализация   дошкольника  предполагает   не   только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов  взаимодействия   с материальной  и  духовной  культурой  общества, адаптацию   к   социуму,   но   и   выработку   собственного   социального   опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни. Современные   дети   живут   и   развиваются   в   разных   социокультурных   разрыв   поколений,   Чрезвычайная   занятость   родителей, условиях. маркетизация   и   технологизация   детской   субкультуры,   изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных   детей.   Нарастание   негативных   тенденций   в   подростковой   и молодёжной   среде   (повышенная   агрессивность,   дефицит   гуманных   форм поведения, отчуждённость, изолированность и пр.) выдвигают на первый план задачу   социализации   детей,   начиная   с   дошкольного   детства.   Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе вообще   и   личностной   готовности   ребенка   к   школе   в  частности   и  спешное продолжение обучение в школе [28]. Изменения   в   функционировании   современного   общества,   негативные тенденции   в   развитии   детской   популяции   обусловливают   необходимость поиска адекватных путей и средств социализации дошкольников [25]. Можно   смело   сказать,   что:   «Социализация   дошкольников   –   это продолжительный   и   комплексный   процесс,   через   который   должен   пройти каждый   ребёнок».   От   успеха   данного   процесса   зависит   многое.   Дети принимают   свою   роль   в   обществе,   учатся   себя   вести   в   соответствии   с правилами, которые в нём приняты, начинают понимать, как находить баланс между требованиями социума и своими потребностями.  Социализация   личности   дошкольника   это   совокупность   различных факторов, среди которых: ­   внешние   факторы   (коллектив,   семья,   секции   и   кружки,   ДОУ), предопределяющие форму социализации и дальнейшее направление развития детей; ­   внутренние   факторы   (психологические   особенности   дошкольника), которые оказывают влияние на формирование его мировоззрения.  От   степени   социализации   зависит   гармоничность   его   отношений   со сверстниками, развитие ребёнка и успешность его в будущем.  Е.В. Рылеева в пособии «Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ» дает определение социального развития дошкольника: «Социальное развитие ­ это процесс приспособления ребенка к социальной действительности   (миру   людей),   передачи   и   дальнейшего   развития   им социокультурного опыта, накопленного человечеством» [17]. Автор   указывает   на   то,   что   социальное   развитие   включает   в   себя: культурные   навыки;   специфические   знания;   знакомство   с   традициями, обрядами,   правилами;   социальные   качества,   позволяющие   человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей. «Важно   подчеркнуть,   что   фактором   социализации   детей   старшего дошкольного возраста выступает детская субкультура ­ социально­культурное пространство,   которое   перемежается   с   пространством   культуры   взрослых; динамическое социальное, психолого­культурное автономное образование со своими   морально   ­   правовыми   нормами,   речевым   аппаратом,   своим фольклорным   достоянием   и   игровым   комплексом.   Учитывая   присущие   ей функции, детская субкультура является агентом социализации личности, а ее структурными   компонентами   выступают:   детский   фольклор,   детская словесное   творчество,   детский   правовой   кодекс   (правила   сообщества, принятые   детским   сообществом),   детские   игры   (подвижные,   ролевые, предметные),   детский   юмор   (шутки,   дразнилки,   сказки,   анекдоты   и   т.д.), религиозные   представления,   детское   философствование   (рассуждения, размышления   о   вечном),   эстетические   представления   (украшения   бытия), детские интересы, табуирование», ­ уточняет Е.В. Рылеева [17, с. 104­113]. К   основным   особенностям   современной   социализации   дошкольников можно отнести следующие: ­   длительность   протекания   (по   сравнению   с   предыдущими поколениями), что связано, прежде всего, с изменениями статуса детства; ­  гуманистическую   направленность   в  отношении   общества   к  детству, что проявляется в осознании ребенка основной ценностью семьи и общества; ­ новые требования к характерологическим, профессиональным чертам будущих членов общества; ­ изменение многих ролевых предписаний и полоролевых функций. Для   старших   дошкольников   можно   выделить   следующие   задачи социальной адаптации: ­ развитие у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления; ­ формирование образа школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли в будущем. Развитие   ребенка   старшего   дошкольного   возраста   характеризуется переходом  к   произвольности   процессов,  формированием   первых  этических норм (что такое хорошо и что такое плохо); возникновением соподчиненных мотивов   (преобладание   обдуманных   действий   над   импульсивными); формированием произвольного поведения (умение управлять собой и своими поступками,   потребность   поступать   в   соответствии   с   установленными правилами   и   этическими   нормами);   формированием   первого   опыта самосознания   (личного   сознания,   осознание   своего   места   в   системе отношений,   ребенок   начинает   осознавать   и   обобщать   свои   переживания, формируются   устойчивая   самооценка   и   соответствующее   ей   отношение   к успеху и неудачи в деятельности). «Особенности   социализации   старших   дошкольников   заключаются   в создании   необходимых   и   достаточных   психолого­педагогических   условий: ­   включение   детей   в   освоение   социального   опыта   в   процессе   совместной (приобретение   навыков   совместной   деятельности); деятельности   ­   создание   ситуации   успеха   (формирование   уверенности   в   себе,   чувства собственного   достоинства,   позитивного   отношения   к   миру,   понимание эмоционального состояния окружающих и т. п.); ­ развитие рефлексивных навыков, стимулирующих интерес ребенка к себе, интерес к сверстникам, к группе детского сада и др. У детей старшего дошкольного возраста, наряду с дружбой поочередно со всеми, в зависимости от обстоятельств имеются случаи более или менее продолжительной парной дружбы и дружбы небольшими группами. Наличие таких   групп   объясняется   избирательностью   детского   общения.   Положение ребенка   в   коллективе   находится   в   прямой   зависимости   от   того, представителем какой из группировок он является и как к нему относятся сверстники», ­ отмечает С. А. Козлова [13]. В   свою   очередь   Р.С.   Буре   указывает:   «Уже   к   шести   годам   ребенок начинает  осознавать  то,  что  другие  дети, как   и он,  имеют  устойчивые, не зависящие от ситуации характер и убеждения, с которыми нужно считаться. Это проявляется в сопереживании сверстнику и в потребности эмоциональной поддержки. Старшие дошкольники способны уже оценить не только себя, но и достоинства   другого   ребенка,   соответственно   к   нему   отнестись.   Общение становится важным фактором развития, как всей личности, так и личности сверстника» ­ [4]. Так же в старшем дошкольном возрасте выполнение правил поведения становится   осознанным,   устойчивым,   ­   формируется   социальный   опыт, появляются   мотивация   деятельности, стимулирование и коррекция действий.   самоопределение   личности, С.   С.   Бычкова   в   своей   статье   «Формирование   умения   общения   со сверстниками у старших дошкольников»,  определяет сущность и содержание начальной   личностно­социальной   компетентности   ребенка   «как   готовность самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми и совокупностью развивающихся представлений ребенка о себе, его самооценкой, определяющими выбор способов поведения и взаимодействия с социумом» [5].    «Специфика   старшего   дошкольного   возраста   состоит   в   том,   что социально ребенок развивается под воздействием взрослого, который вводит ребенка в социум. Дошкольник   сотрудничает с компетентными взрослыми, как   член   общества   он   включается   в   систему   человеческих   отношений   с диалогом   личностей,   ценностными   установками.   Во   взаимодействии   со сверстниками,   воспитателями,   родителями   у   дошкольника   происходит освоение   образцов   и   норм   поведения,   поиск   правильных   жизненных установок.   Чтобы   помочь   им   в   обретении   собственного   опыта  взрослые выступают   посредниками,   соучастниками   по   отношению   к   деятельности детей, открывают детям будущее», ­ трактует Т. Л. Кузнецова [25]. Анализируя   проблемы   социального   развития   старших   дошкольников, можно сделать следующие выводы: ­   дошкольный   возраст   ­   сенситивный   период   в   социальном   развитии человека; ­   целенаправленное   социальное   развитие   предполагает   саморазвитие ребенка,   т.е.   его   личностное   развитие   как   способность   к   самооценке   и самоконтролю своих действий и поступков. Ведущим   средством   социализации   дошкольников   является   сюжетно­ ролевая игра. Е.   А.   Тарасова   пишет:   «Сюжетно­ролевая   игра   имеет   социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни   Новой   сферой   действительности, взрослых.   которая   осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник   встает   на   точку   зрения   разных   людей   и   вступает   с   другими играющими   в   отношения, взрослых»[33].   отражающие   реальное   взаимодействие Е.В   Кузнецова   считает:   «Сюжетно­ролевые   игры   оказывают   большое влияние на межличностные отношения между детьми. Правила, обязательные при   проведении   игры,   воспитывают   у   детей   умение   контролировать   свое поведение,   ограничивать   свою   импульсивность,   способствуют   тем   самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое   мнение,   умению   настоять   на   своем,   а   также   совместно   строить   и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что, в свою очередь, помогает развивать мыслительную способность человека, воспринимать чужую точку зрения. В сюжетно­ ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения. В то же время между ними устанавливаются сложные ролевые отношения»[26]. Я.О.   Дудко   утверждает:   «Сюжетно­ролевая   игра   оказывает благотворное влияние не только на речь, но и на эмоционально­волевую сферу   ответственность, ребёнка:   формирует   произвольность   поведения, самостоятельность,   целеустремленность,   доброжелательное   отношение   к партнерам   по   игре,   умение   совместно   преодолевать   трудности   и   решать конфликтные ситуации» [22]. Таким образом, в старшем дошкольном возрасте становится осознанным выполнение  правил   поведения,  формируется  социальный   опыт, происходит самоопределение   личности   дошкольника,   ребенок   осваивает   социальные нормы и правила. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Антонова,   Т.   В.   Социальная   компетентность   ребенка­дошкольника: показатели и методы выявления / Т. В. Антонова // Детский сад от А до Я. – 2014. – №5. – С. 54–69. 2. Бабаева,   Т.   И.   Взаимоотношения   старших   дошкольников   со сверстниками   как   объект   педагогической   диагностики/   Т.И.   Бабаева   // Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста (в 3 частях). – Санкт ­ Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2013.  Большунова, Н. Я. Социокультурное развитие дошкольников в формах 3. детской субкультуры/ Н. Я. Большунова. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. С. Буре,  Р. С.  Социально  ­  нравственное  воспитание  дошкольников/Р.С. 371 – 386. 4. Буре// Методическое пособие. – Москва: Мозаика­синтез, 2012. 5. Бычкова,   С.   С.   Формирование   умения   общения   со   сверстниками   у старших дошкольников. – 2­е изд./ С.С. Бычкова. – Москва: 2013. – 96 с. 6. Голованова. ­ Речь, 2014. ­ 272 с. Голованова,   Н.   Ф.   Социализация   и   воспитание   ребенка   /   Н.   Ф. Гришаева, Н. П. Современные технологии эффективной социализации 7. ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н. П. Гришаева. – Москва: Вентана ­ граф, 2015. – 184с. 8. Дети   и   социум:   Особенности   социализации   детей   дошкольного   и младшего школьного возраста: Монография /А. М.Богуш, Л. О.Варяница, Н. В. Гавриш, С. М.Куринна, И. П.Печенко; Наук. ред. А. М.Богуш; Под общ. ред. Н. В. Гавриш. ­ Москва: Альма­матер, 2016. ­ 368 с. 9. Ерофеева,   В.А.   Общие   основы   педагогики:   конспект   лекций   /   В.А. Ерофеева. ­ Москва, 2003.   Захарова,   Т.   Н.   Механизмы   и   условия   формирования   социальной 10. компетентности дошкольников Ярославский педагогический вестник / Т. Н. Захарова. – 2011 – № 2 – Том II (Психолого­педагогические науки). 11. Иванова, Н. В. Социальное развитие детей в ДОУ/ Н. В. Иванова, Е. Ю. Бардинова, А. М. Калинина// Методическое пособие. – Москва, 2013. 12. Коломийченко,   Л.   В.   Формирование   психолого   ­   педагогической компетентности   родителей   по   социальному   развитию   детей   дошкольного возраста/ Л. В. Коломийченко // учеб. метод. пособие. ­ Пермь, 2015. 13. Козлова,   С.   А.   Теория   и   методика   ознакомления   дошкольников   с социальной   действительностью/   С.   А.   Козлова//   Учеб.   пособие.   ­   Москва: Академия, 2014.­ 330с. 14. Лебедев, В. С. Роль совместной деятельности детского сада и семьи в социализации   дошкольников   /   В.С.   Лебедев,   Л.В.   Сабанина   //   Вестник Тюменской   Государственной   академии   культуры,   искусства   и   социальных технологий. Выпуск 2. ­Тюмень, 2014. ­ 174 с. 15. Липовцева, А. В. Модель социализации личности ребенка средствами социально­культурной   деятельности   в   условиях   дошкольного образовательного   учреждения   /   А.   В.   Липовцева   //   Педагогика   ХХI: материалы   междунар.   науч.   конф.   –   Караганда:   Центр   гуманитарных исследований.­ 2012. – Т. 1. – С. 126–132. 16. Липовцева,   А.   В.   Сущность   и   специфика   социализации   детей дошкольного возраста средствами социально ­ культурной деятельности / А. В. Липовцева // Ученые записки АлтГАКИ. – Барнаул: АлтГАКИ, 2013. – С. 84–93.  17. Рылеева,   Е.   В.  Управление   качеством   социального   развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения: Пособие для рук. и методистов  /  Е. В. Рылеева, Л. С. Барсукова.  ­ Москва: Айрис ­ пресс, 2014.­ 64 с. 18.  Смолярчук,  И. В. Мы растем вместе с тобой, мы растем вслед за тобой, мы помогаем тебе расти / И. В. Смолярчук  // Начальная школа. ­ 2011. ­ № 2. 19. Болдинова, О. Г. Социализация дошкольников с нарушениями зрения в группах   комбинированной   направленности   [Электронный   ресурс]   /   О.   Г. Болдинова // Специальное образование. ­ 2015. ­ №XI. Режим доступа:  URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya­doshkolnikov­s­narusheniyami­ zreniya­v­gruppah­kombinirovannoy­napravlennosti 04.06.2018). 20. Ермолова,   Т.В.   Особенности   личностного   развития   дошкольников   в   (дата   обращения: предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет [Электронный ресурс] / Т. В. Ермолова,   С.   Ю.   Мещерякова,   Н.   И.   Ганошенко.   ­   Режим   доступа: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP011999/EOL­050.HTM# (свободный). 21. Ермолова.   ­  Москва,   1996. Ермолова,   Т.   В.   Готовность   к   школе.  [Электронный   ресурс]   /   Т.В.  https://dohcolonoc.ru/cons/5690­sotsializatsiya­ doshkolnikov­v­ramkakh­obrazovatelnoj­programmy­detstvo.html 22.   Дудко,   Я.О.   Сюжетно­ролевая   игра   как   средство   социально­ коммуникативного развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. [Электронный ресурс] / Я.О. Дудко // Специальное образование. ­ 2017. Режим доступа:   https://cyberleninka.ru/article/n/syuzhetno­rolevaya­igra­kak­   URL: sredstvo­sotsialno­kommunikativnogo­razvitiya­doshkolnikov­s­tyazhelymi­ narusheniyami­rechi  23. Колокольникова,  З.У.  Социализация  учащихся  в  условиях  Северного региона:   учеб.пособ  [Электронный   ресурс]  /   З.У.   Колокольникова,   О.Б. Лобанова, С.В. Митросенко, Т.И. Петрова. – Красноярск: СФУ, 2009. Режим доступа: lpi.sfu­kras.ru/images/stories/library/    УП   _ Коваленко,  И.Г.  Сюжетно­ролевая   игра  как   средство   формирования 24. межличностных   отношений   [Электронный   ресурс]   /   И.Г.   Коваленко   // Обучение и воспитание: методики и практика. ­ 2013. ­ №7. ­ С. 229­233. Режим   доступа:   URL:  http://cyberleninka.ru/article/n/syuzhetno­rolevaya­igra­ kak­sredstvo­formirovaniya­mezhlichnostnyh­otnosheniy 25. Кузнецова, Т. Л. Духовно – нравственное воспитание дошкольников в процессе     игры   [Электронный   ресурс]   /   Т.Л.   Кузнецова   //   Педагогическое образование   и   наука.   ­   2013.   ­   №   6.   ­   С.   30­33.   http://manpojournal.com/issues/ 26. Кузнецова,   Е.В.   Формирование   межличностных   отношений   Режим   доступа: дошкольников   в   сюжетно­ролевой   игре  [Электронный   ресурс]   /   Е.   В. Кузнецова  //   Сборник   материалов   Ежегодной   международной   научно­ практической   конференции   «Воспитание   и   обучение   детей   младшего возраста».   URL:   Режим   доступа:   2016.   №5. ­ ­     https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie­mezhlichnostnyh­otnosheniy­ doshkolnikov­v­syuzhetno­rolevoy­igre (дата обращения: 15.05.2018). 27. Кушнирык, Н. Я. Особенности социализации дошкольника Украины в процессе воспитания [Электронный ресурс] / Н. Я. Кушнирык // Вектор науки   Серия:   Педагогика, Тольяттинского   государственного   университета. психология. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti­sotsializatsii­doshkolnika­ukrainy­v­   Режим   доступа:   2010.   №3.   URL: ­ ­     protsesse­vospitaniya (дата обращения: 16.05.2018). 28. Лаврентьева,   Н.   Г.   Социализация   дошкольников   в   социокультурном окружении   детского   сада   в   процессе   экологического   образования [Электронный ресурс] / Н.Г. Лаврентьева // Теория и практика общественного развития.   URL:   Режим   доступа:   №5. 2013. ­ ­       https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya­doshkolnikov­v­sotsiokulturnom­ okruzhenii­detskogo­sada­v­protsesse­ekologcheskogo­obrazovaniya   29. Мельникова,   Е.   А.   Социализация   старших   дошкольников   на   этапе подготовки   их   к   школьному   обучению   [Электронный   ресурс]   /   Е.   А. Мельникова   //   Вестник   БГУ.   ­   2009.   ­   №15.   Режим   доступа:   URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya­starshih­doshkolnikov­na­etape­ podgotovki­ih­k­shkolnomu­obucheniyu (дата обращения: 12.05.2018).  30. Митросенко,   С.В.   Особенности   трудовой   и   семейной   социализации воспитанников   детского   дома   как   социально­педагогическая   проблема [Электронный   ресурс]    /   С.В.   Митросенко,   Т.И.   Петрова.   ­   2012.   –   С.3­ 9.Режим доступа:http://www.rusnauka.com/11_NPE_2012/Pedagogica/6_106723.doc.htm 31. Пахомова, Н.А. Сюжетно – ролевая игра как средство всестороннего развития   ребенка   [Электронный   ресурс]   /   Н.А.   Пахомова   //   Обучение   и воспитание: методики и практика. ­ 2013. ­ №10. ­ С. 232­235. Режим   доступа:   URL:  http://cyberleninka.ru/article/n/syuzhetno­rolevaya­igra­ kak­sredstvo­vsestoronnego­razvitiya­rebenka  32. Попова, А. Д. Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой   деятельности  [Электронный   ресурс]   /   А.   Д.   Попова  //   Молодой ученый.   –   Режим   доступа:   ­   2015.   ­   №1.   ­   С.   477­479. https://moluch.ru/archive/81/14557/ 33. Тарасова,   Е.А.   Сюжетно­ролевые   игры   как   средство   социализации личности и адаптации детей при взаимодействии с социумом [Электронный ресурс] / Е.А. Тарасова // Экономика и социум: современные модели развития. ­ 2016. ­ №12. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/syuzhetno­ rolevye­igry­kak­sredstvo­sotsializatsii­lichnosti­i­adaptatsii­detey­pri­ vzaimodeystvii­s­sotsiumom  34. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования   [Электронный   ресурс].   ­   URL:   http://www.edu.ru/index.   php? page_id=5&topic_id=22&sid=29553/ 35.   ФЗ    №  273­ФЗ  «Об   образовании   в   Российской   Федерации» //https://fzakon.ru/laws/federalnyy­zakon­ot­29.12.2012­n­273­fz/ 36. Фенькина, А. А. Игровая культурная практика как жизнь дошкольника [Электронный   ресурс]   /А.А.   Фенькина   //   Педагогическое   образование   в доступа: России. https://cyberleninka.ru/article/n/igrovaya­kulturnaya­praktika­kak­zhizn­   Режим     №5. 2014. ­ ­       URL: doshkolnika  37.   Чернявская,   В.   С.   Опыт   исследования   сюжетно­ролевой     игры   у дошкольников [Электронный ресурс] / В.С. Чернявская, О.В. Ахмадуллина // Концепт. – 2016 – No 01(январь). – ART1600. –0,4п.л. Режим доступа: URL: http://e­koncept.ru/2016/16003.htm.–ISSN 2304 120X 38.   Шарапова,   С.   А.   Игровая   позиция   воспитателя   как   условие   развития сюжетно­ролевой игры в старшем дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / С.А. Шарапова // Современные наукоемкие технологии. ­ 2013. ­ №7­2. – С. 176­177.   Режим   доступа:   URL: pozitsiya­vospitatelya­kak­uslovie­razvitiya­syuzhetno­rolevoy­igry­v­starshem­  http://cyberleninka.ru/article/n/igrovaya­ doshkolnom­vozraste 39. Церцвадзе, Р. Г. Сюжетно­ролевая игра как средство социального развития детей   старшего   дошкольного   возраста  [Электронный   ресурс]   /   Р.   Г. Церцвадзе , В. В. Крылова  // Молодой ученый. — 2016. — №9.3. — С. 36­37. Режим   доступа:   URL   https://moluch.ru/archive/113/29614/   (дата   обращения: 24.04.2018).  40.   Чернявская,   В.   С.   Опыт   исследования   сюжетно­ролевой   игры   у дошкольников [Электронный ресурс] / В.С. Чернявская, О.В. Ахмадуллина // Концепт.­ 2016 ­ № 01 // ART1600.­0,4п.л. Режим доступа:  URL   ://   e  ­  koncept  :  http     .  ru   ./2016/16003.  htm   .­  ISSN 2304 120X   41.   Шарапова,   С.   А.   Игровая   позиция   воспитателя   как   условие   развития сюжетно­ролевой   игры   в   старшем   дошкольном   возрасте   [   Электронный ресурс] / С.А. Шарапова // Современные наукоемкие технологии.­ 2013. ­ №7­ 2.­С.176­177.

Особенности социализации старших дошкольников

Особенности социализации старших дошкольников

Особенности социализации старших дошкольников

Особенности социализации старших дошкольников

Особенности социализации старших дошкольников

Особенности социализации старших дошкольников

Особенности социализации старших дошкольников

Особенности социализации старших дошкольников

Особенности социализации старших дошкольников

Особенности социализации старших дошкольников

Особенности социализации старших дошкольников

Особенности социализации старших дошкольников

Особенности социализации старших дошкольников

Особенности социализации старших дошкольников

Особенности социализации старших дошкольников

Особенности социализации старших дошкольников

Особенности социализации старших дошкольников

Особенности социализации старших дошкольников

Особенности социализации старших дошкольников

Особенности социализации старших дошкольников

Особенности социализации старших дошкольников

Особенности социализации старших дошкольников

Особенности социализации старших дошкольников

Особенности социализации старших дошкольников

Особенности социализации старших дошкольников

Особенности социализации старших дошкольников

Особенности социализации старших дошкольников

Особенности социализации старших дошкольников

Особенности социализации старших дошкольников

Особенности социализации старших дошкольников

Особенности социализации старших дошкольников

Особенности социализации старших дошкольников
Скачать файл