Особенности социализации старших дошкольников

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 07.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Изменения в функционировании современного общества, негативные тенденции в развитии детской популяции обусловливают необходимость поиска адекватных путей и средств социализации дошкольников. Можно смело сказать, что: «Социализация дошкольников – это продолжительный и комплексный процесс, через который должен пройти каждый ребёнок». От успеха данного процесса зависит многое. Дети принимают свою роль в обществе, учатся себя вести в соответствии с правилами, которые в нём приняты, начинают понимать, как находить баланс между требованиями социума и своими потребностями. Социализация личности дошкольника это совокупность различных факторов, среди которых: - внешние факторы (коллектив, семья, секции и кружки, ДОУ), предопределяющие форму социализации и дальнейшее направление развития детей; - внутренние факторы (психологические особенности дошкольника), которые оказывают влияние на формирование его мировоззрения. От степени социализации зависит гармоничность его отношений со сверстниками, развитие ребёнка и успешность его в будущем.
Иконка файла материала ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.docx
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Лесосибирский педагогический институт­ филиал Сибирского Ю.В. Тихонова федерального университета В   ФГОС   ДО   отмечается:  «Социально­коммуникативное   развитие направлено  на усвоение   норм  и ценностей, принятых  в  обществе, включая моральные   и   нравственные   ценности;   развитие   общения   и   взаимодействия ребенка   со   взрослыми   и   сверстниками;   становление   самостоятельности, целенаправленности   и   саморегуляции   собственных   действий;   развитие социального   и   эмоционального   интеллекта,   эмоциональной   отзывчивости, сопереживания,   формирование   готовности   к   совместной   деятельности   со сверстниками,   формирование   уважительного   отношения   и   чувства принадлежности   к   своей   семье   и   к   сообществу   детей   и   взрослых   в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» [34]. ФГОС ДО нацеливает дошкольные образовательные учреждения на:  «1) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:  создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;  создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;  недирективную   помощь   детям,   поддержку   детской   инициативы   и самостоятельности   в   разных   видах   деятельности   (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); 2) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:  создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми,   в   том   числе   принадлежащими   к   разным   национально­культурным,религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;  развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;  развитие умения детей работать в группе сверстников» [34]. Таким образом, ФГОС ДО ориентирует педагогов на создание условий для   освоения   детьми   социальных   норм,   правил   поведения   в   обществе, традиций   и   ценностей,   необходимых   для   формирования   современного человека. Обращение   к   теме   социализации   человека   произошло   задолго   до формирования понятия и самой теории социализации. Человек был всегда в центре внимания изучения философов, социальных психологов и писателей. Ученых   всегда   интересовало,   как   человек   становится   опытным,   знающим, адаптируется в обществе себе подобных. Важно   подчеркнуть,   социализация   тесно   связана   с   процессами образования   и   воспитания,   в   том   числе   дошкольного,   так   детский   сад является одним из первых институтов социализации ребенка.  «Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во   взаимодействии   с   окружающей   средой   в   процессе   усвоения   и воспроизводства   социальных   норм   и   культурных   ценностей,   а   также саморазвития   и   самореализации   в   том   обществе,   к   которому   он принадлежит»,­ считает В.А. Ерофеева [9]. Социализация ­ самое широкое из указанных понятий, она предполагает не   только   сознательное   усвоение   ребенком   готовых   форм   и   способов социальной   жизни,   способов   взаимодействия   с   материальной   и   духовной культурой   общества,   адаптацию   к   социуму,   но   и   выработку   собственного социального опыта, ценностных ориентации, своего стиля жизни.  К исследованию проблемы социализации дошкольников обращались  С. В.   Батуева,  Н.   Ф.   Голованова,   А.   А.   Коринная,   Е.А.   Мельникова,   И.В., Смолярчук, И.В. Тихонова и др.Н.Ф. Голованова считает: «Социализация представляет собой процесс становления   личности,   постепенное   усвоение   ею   требований   общества, приобретение   социально   значимых   характеристик   сознания   и   поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом» [6, с. 6]. Е.А.   Мельникова   отмечает:   «Социализация   ребенка   дошкольного   и младшего школьного возраста включает в себя воспитание и образование, но ее не следует сводить только к этому, так как социализация осуществляется под влиянием совокупности многих условий, причем часть из них зависит от активности   самой   личности.   Культурная   самоактуализация   личности,   ее работа над социальным совершенствованием является непременным условием социализации»[29, с. 189]. О.Г.   Болдинова   считает:   «В   содержание   процесса   социализации   в психолого­педагогических   концепциях   включены   культурные   ценности, нормы и правила поведения, способы общения и коммуникации, отношение к самому   себе,   окружающим   людям,   деятельности,   предметам,   явлениям; социальный   опыт,   социальная   среда,   социальные   роли,   ролевое   поведение, познавательная деятельная»[19]. Исследователи   отмечают: «Дошкольный   возраст,  как   никакой  другой насыщен очень важными достижениями в  социализации детей. Дети учатся овладевать   собственными   эмоциями   и   приобретают   опыт   практического мышления в образном и предметном плане именно в дошкольном возрасте. У детей   появляется   произвольное   владение   их   поведением   и   собственными действиями. К шести годам у дошкольников в социальном познании прочно закрепляется такая позиция как «Я и общество» [19]. Н.Я.   Кушнирык   пишет   об   особенностях   социализации   дошкольников следующее:   «Во­первых,   социализация   происходит   стихийно,   поскольку ребенок   как   член   человеческого   сообщества   из   первых   шагов   жизни выстраивает собственную траекторию развития, не просто пассивно выбирая влияние   окружающей   среды,   а   в   процессе   взаимодействия   с   окружениемприсваивает социальный опыт. Необходимо лишь ребенку «найти себя». Во­ вторых,   овладение   социальным   приобретением   происходит   также   как целеустремленный   процесс,   как   нормированные,   специально   организованы просветительство,   воспитание   и   учеба.   В­третьих,   социальное   становление ребенка происходит также и как спонтанный процесс»[27]. Т.В.   Ермолова   утверждает:   «Социальные   запросы   старших дошкольников могут проявляться двояко. Чаще и очевиднее всего заявляют о себе   отрицательные   проявления   детской   потребности   «быть   наравне   со взрослым». Поведение ребенка становится вычурным, манерным, нарочитым. Но   стремление   ребенка   к   «социальной   компетентности»   имеет   и   другие вполне положительные проявления. Он начинает вникать в семейные заботы и проблемы, помогает родителям, принимает посильное участие в делах. Дети 6 – 7 лет становятся чувствительными к социальным проблемам и за рамками семейных забот»[20].  И.В.   Смолярчук,   изучая   особенности   социализации   дошкольников», констатирует: «Результаты исследования показывают, что часть детей знает о социальных   нормах   и   правилах   от   взрослого.   При   этом   прослеживается активная   трансляция   взрослыми   норм   социальной   группы   и   пассивное усвоение их детьми. Заданные взрослым нормы выполняются для получения одобрения значимого взрослого, что является механизмом адаптации детей к социальной группе и нормам и правилам в ней, но не механизмом активной социализации»[18]. Таким   образом,   социализация   дошкольника  предполагает   не   только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов  взаимодействия   с материальной  и  духовной  культурой  общества, адаптацию   к   социуму,   но   и   выработку   собственного   социального   опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни. Современные   дети   живут   и   развиваются   в   разных   социокультурных   разрыв   поколений,   Чрезвычайная   занятость   родителей, условиях.маркетизация   и   технологизация   детской   субкультуры,   изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных   детей.   Нарастание   негативных   тенденций   в   подростковой   и молодёжной   среде   (повышенная   агрессивность,   дефицит   гуманных   форм поведения, отчуждённость, изолированность и пр.) выдвигают на первый план задачу   социализации   детей,   начиная   с   дошкольного   детства.   Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе вообще   и   личностной   готовности   ребенка   к   школе   в  частности   и  спешное продолжение обучение в школе [28]. Изменения   в   функционировании   современного   общества,   негативные тенденции   в   развитии   детской   популяции   обусловливают   необходимость поиска адекватных путей и средств социализации дошкольников [25]. Можно   смело   сказать,   что:   «Социализация   дошкольников   –   это продолжительный   и   комплексный   процесс,   через   который   должен   пройти каждый   ребёнок».   От   успеха   данного   процесса   зависит   многое.   Дети принимают   свою   роль   в   обществе,   учатся   себя   вести   в   соответствии   с правилами, которые в нём приняты, начинают понимать, как находить баланс между требованиями социума и своими потребностями.  Социализация   личности   дошкольника   это   совокупность   различных факторов, среди которых: ­   внешние   факторы   (коллектив,   семья,   секции   и   кружки,   ДОУ), предопределяющие форму социализации и дальнейшее направление развития детей; ­   внутренние   факторы   (психологические   особенности   дошкольника), которые оказывают влияние на формирование его мировоззрения.  От   степени   социализации   зависит   гармоничность   его   отношений   со сверстниками, развитие ребёнка и успешность его в будущем.  Е.В. Рылеева в пособии «Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ» дает определение социального развития дошкольника: «Социальное развитие ­ это процесс приспособления ребенка к социальнойдействительности   (миру   людей),   передачи   и   дальнейшего   развития   им социокультурного опыта, накопленного человечеством» [17]. Автор   указывает   на   то,   что   социальное   развитие   включает   в   себя: культурные   навыки;   специфические   знания;   знакомство   с   традициями, обрядами,   правилами;   социальные   качества,   позволяющие   человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей. «Важно   подчеркнуть,   что   фактором   социализации   детей   старшего дошкольного возраста выступает детская субкультура ­ социально­культурное пространство,   которое   перемежается   с   пространством   культуры   взрослых; динамическое социальное, психолого­культурное автономное образование со своими   морально   ­   правовыми   нормами,   речевым   аппаратом,   своим фольклорным   достоянием   и   игровым   комплексом.   Учитывая   присущие   ей функции, детская субкультура является агентом социализации личности, а ее структурными   компонентами   выступают:   детский   фольклор,   детская словесное   творчество,   детский   правовой   кодекс   (правила   сообщества, принятые   детским   сообществом),   детские   игры   (подвижные,   ролевые, предметные),   детский   юмор   (шутки,   дразнилки,   сказки,   анекдоты   и   т.д.), религиозные   представления,   детское   философствование   (рассуждения, размышления   о   вечном),   эстетические   представления   (украшения   бытия), детские интересы, табуирование», ­ уточняет Е.В. Рылеева [17, с. 104­113]. К   основным   особенностям   современной   социализации   дошкольников можно отнести следующие: ­   длительность   протекания   (по   сравнению   с   предыдущими поколениями), что связано, прежде всего, с изменениями статуса детства; ­  гуманистическую   направленность   в  отношении   общества   к  детству, что проявляется в осознании ребенка основной ценностью семьи и общества; ­ новые требования к характерологическим, профессиональным чертам будущих членов общества; ­ изменение многих ролевых предписаний и полоролевых функций. Для   старших   дошкольников   можно   выделить   следующие   задачи социальной адаптации:­ развитие у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления; ­ формирование образа школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли в будущем. Развитие   ребенка   старшего   дошкольного   возраста   характеризуется переходом  к   произвольности   процессов,  формированием   первых  этических норм (что такое хорошо и что такое плохо); возникновением соподчиненных мотивов   (преобладание   обдуманных   действий   над   импульсивными); формированием произвольного поведения (умение управлять собой и своими поступками,   потребность   поступать   в   соответствии   с   установленными правилами   и   этическими   нормами);   формированием   первого   опыта самосознания   (личного   сознания,   осознание   своего   места   в   системе отношений,   ребенок   начинает   осознавать   и   обобщать   свои   переживания, формируются   устойчивая   самооценка   и   соответствующее   ей   отношение   к успеху и неудачи в деятельности). «Особенности   социализации   старших   дошкольников   заключаются   в создании   необходимых   и   достаточных   психолого­педагогических   условий: ­   включение   детей   в   освоение   социального   опыта   в   процессе   совместной (приобретение   навыков   совместной   деятельности); деятельности   ­   создание   ситуации   успеха   (формирование   уверенности   в   себе,   чувства собственного   достоинства,   позитивного   отношения   к   миру,   понимание эмоционального состояния окружающих и т. п.); ­ развитие рефлексивных навыков, стимулирующих интерес ребенка к себе, интерес к сверстникам, к группе детского сада и др. У детей старшего дошкольного возраста, наряду с дружбой поочередно со всеми, в зависимости от обстоятельств имеются случаи более или менее продолжительной парной дружбы и дружбы небольшими группами. Наличие таких   групп   объясняется   избирательностью   детского   общения.   Положение ребенка   в   коллективе   находится   в   прямой   зависимости   от   того,представителем какой из группировок он является и как к нему относятся сверстники», ­ отмечает С. А. Козлова [13]. В   свою   очередь   Р.С.   Буре   указывает:   «Уже   к   шести   годам   ребенок начинает  осознавать  то,  что  другие  дети, как   и он,  имеют  устойчивые, не зависящие от ситуации характер и убеждения, с которыми нужно считаться. Это проявляется в сопереживании сверстнику и в потребности эмоциональной поддержки. Старшие дошкольники способны уже оценить не только себя, но и достоинства   другого   ребенка,   соответственно   к   нему   отнестись.   Общение становится важным фактором развития, как всей личности, так и личности сверстника» ­ [4]. Так же в старшем дошкольном возрасте выполнение правил поведения становится   осознанным,   устойчивым,   ­   формируется   социальный   опыт, появляются   мотивация   деятельности, стимулирование и коррекция действий.   самоопределение   личности, С.   С.   Бычкова   в   своей   статье   «Формирование   умения   общения   со сверстниками у старших дошкольников»,  определяет сущность и содержание начальной   личностно­социальной   компетентности   ребенка   «как   готовность самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми и совокупностью развивающихся представлений ребенка о себе, его самооценкой, определяющими выбор способов поведения и взаимодействия с социумом» [5].    «Специфика   старшего   дошкольного   возраста   состоит   в   том,   что социально ребенок развивается под воздействием взрослого, который вводит ребенка в социум. Дошкольник   сотрудничает с компетентными взрослыми, как   член   общества   он   включается   в   систему   человеческих   отношений   с диалогом   личностей,   ценностными   установками.   Во   взаимодействии   со сверстниками,   воспитателями,   родителями   у   дошкольника   происходит освоение   образцов   и   норм   поведения,   поиск   правильных   жизненных установок.   Чтобы   помочь   им   в   обретении   собственного   опыта  взрослыевыступают   посредниками,   соучастниками   по   отношению   к   деятельности детей, открывают детям будущее», ­ трактует Т. Л. Кузнецова [25]. Анализируя   проблемы   социального   развития   старших   дошкольников, можно сделать следующие выводы: ­   дошкольный   возраст   ­   сенситивный   период   в   социальном   развитии человека; ­   целенаправленное   социальное   развитие   предполагает   саморазвитие ребенка,   т.е.   его   личностное   развитие   как   способность   к   самооценке   и самоконтролю своих действий и поступков. Ведущим   средством   социализации   дошкольников   является   сюжетно­ ролевая игра. Е.   А.   Тарасова   пишет:   «Сюжетно­ролевая   игра   имеет   социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни   Новой   сферой   действительности, взрослых.   которая   осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник   встает   на   точку   зрения   разных   людей   и   вступает   с   другими играющими   в   отношения, взрослых»[33].   отражающие   реальное   взаимодействие Е.В   Кузнецова   считает:   «Сюжетно­ролевые   игры   оказывают   большое влияние на межличностные отношения между детьми. Правила, обязательные при   проведении   игры,   воспитывают   у   детей   умение   контролировать   свое поведение,   ограничивать   свою   импульсивность,   способствуют   тем   самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое   мнение,   умению   настоять   на   своем,   а   также   совместно   строить   и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что, в свою очередь, помогает развивать мыслительную способность человека, воспринимать чужую точку зрения. В сюжетно­ ролевой игре дети вступают в реальные организационныеотношения. В то же время между ними устанавливаются сложные ролевые отношения»[26]. Я.О.   Дудко   утверждает:   «Сюжетно­ролевая   игра   оказывает благотворное влияние не только на речь, но и на эмоционально­волевую сферу   ответственность, ребёнка:   формирует   произвольность   поведения, самостоятельность,   целеустремленность,   доброжелательное   отношение   к партнерам   по   игре,   умение   совместно   преодолевать   трудности   и   решать конфликтные ситуации» [22]. Таким образом, в старшем дошкольном возрасте становится осознанным выполнение  правил   поведения,  формируется  социальный   опыт, происходит самоопределение   личности   дошкольника,   ребенок   осваивает   социальные нормы и правила. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Антонова,   Т.   В.   Социальная   компетентность   ребенка­дошкольника: показатели и методы выявления / Т. В. Антонова // Детский сад от А до Я. – 2014. – №5. – С. 54–69. 2. Бабаева,   Т.   И.   Взаимоотношения   старших   дошкольников   со сверстниками   как   объект   педагогической   диагностики/   Т.И.   Бабаева   // Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста (в 3 частях). – Санкт ­ Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2013.  Большунова, Н. Я. Социокультурное развитие дошкольников в формах 3. детской субкультуры/ Н. Я. Большунова. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. С. Буре,  Р. С.  Социально  ­  нравственное  воспитание  дошкольников/Р.С. 371 – 386. 4. Буре// Методическое пособие. – Москва: Мозаика­синтез, 2012. 5. Бычкова,   С.   С.   Формирование   умения   общения   со   сверстниками   у старших дошкольников. – 2­е изд./ С.С. Бычкова. – Москва: 2013. – 96 с. 6. Голованова. ­ Речь, 2014. ­ 272 с. Голованова,   Н.   Ф.   Социализация   и   воспитание   ребенка   /   Н.   Ф.Гришаева, Н. П. Современные технологии эффективной социализации 7. ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н. П. Гришаева. – Москва: Вентана ­ граф, 2015. – 184с. 8. Дети   и   социум:   Особенности   социализации   детей   дошкольного   и младшего школьного возраста: Монография /А. М.Богуш, Л. О.Варяница, Н. В. Гавриш, С. М.Куринна, И. П.Печенко; Наук. ред. А. М.Богуш; Под общ. ред. Н. В. Гавриш. ­ Москва: Альма­матер, 2016. ­ 368 с. 9. Ерофеева,   В.А.   Общие   основы   педагогики:   конспект   лекций   /   В.А. Ерофеева. ­ Москва, 2003.   Захарова,   Т.   Н.   Механизмы   и   условия   формирования   социальной 10. компетентности дошкольников Ярославский педагогический вестник / Т. Н. Захарова. – 2011 – № 2 – Том II (Психолого­педагогические науки). 11. Иванова, Н. В. Социальное развитие детей в ДОУ/ Н. В. Иванова, Е. Ю. Бардинова, А. М. Калинина// Методическое пособие. – Москва, 2013. 12. Коломийченко,   Л.   В.   Формирование   психолого   ­   педагогической компетентности   родителей   по   социальному   развитию   детей   дошкольного возраста/ Л. В. Коломийченко // учеб. метод. пособие. ­ Пермь, 2015. 13. Козлова,   С.   А.   Теория   и   методика   ознакомления   дошкольников   с социальной   действительностью/   С.   А.   Козлова//   Учеб.   пособие.   ­   Москва: Академия, 2014.­ 330с. 14. Лебедев, В. С. Роль совместной деятельности детского сада и семьи в социализации   дошкольников   /   В.С.   Лебедев,   Л.В.   Сабанина   //   Вестник Тюменской   Государственной   академии   культуры,   искусства   и   социальных технологий. Выпуск 2. ­Тюмень, 2014. ­ 174 с. 15. Липовцева, А. В. Модель социализации личности ребенка средствами социально­культурной   деятельности   в   условиях   дошкольного образовательного   учреждения   /   А.   В.   Липовцева   //   Педагогика   ХХI: материалы   междунар.   науч.   конф.   –   Караганда:   Центр   гуманитарных исследований.­ 2012. – Т. 1. – С. 126–132. 16. Липовцева,   А.   В.   Сущность   и   специфика   социализации   детей дошкольного возраста средствами социально ­ культурной деятельности / А.В. Липовцева // Ученые записки АлтГАКИ. – Барнаул: АлтГАКИ, 2013. – С. 84–93.  17. Рылеева,   Е.   В.  Управление   качеством   социального   развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения: Пособие для рук. и методистов  /  Е. В. Рылеева, Л. С. Барсукова.  ­ Москва: Айрис ­ пресс, 2014.­ 64 с. 18.  Смолярчук,  И. В. Мы растем вместе с тобой, мы растем вслед за тобой, мы помогаем тебе расти / И. В. Смолярчук  // Начальная школа. ­ 2011. ­ № 2. 19. Болдинова, О. Г. Социализация дошкольников с нарушениями зрения в группах   комбинированной   направленности   [Электронный   ресурс]   /   О.   Г. Болдинова // Специальное образование. ­ 2015. ­ №XI. Режим доступа:  URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya­doshkolnikov­s­narusheniyami­ zreniya­v­gruppah­kombinirovannoy­napravlennosti 04.06.2018). 20. Ермолова,   Т.В.   Особенности   личностного   развития   дошкольников   в   (дата   обращения: предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет [Электронный ресурс] / Т. В. Ермолова,   С.   Ю.   Мещерякова,   Н.   И.   Ганошенко.   ­   Режим   доступа: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP011999/EOL­050.HTM# (свободный). 21. Ермолова.   ­  Москва,   1996. Ермолова,   Т.   В.   Готовность   к   школе.  [Электронный   ресурс]   /   Т.В.  https://dohcolonoc.ru/cons/5690­sotsializatsiya­ doshkolnikov­v­ramkakh­obrazovatelnoj­programmy­detstvo.html 22.   Дудко,   Я.О.   Сюжетно­ролевая   игра   как   средство   социально­ коммуникативного развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. [Электронный ресурс] / Я.О. Дудко // Специальное образование. ­ 2017. Режим доступа:   https://cyberleninka.ru/article/n/syuzhetno­rolevaya­igra­kak­   URL: sredstvo­sotsialno­kommunikativnogo­razvitiya­doshkolnikov­s­tyazhelymi­ narusheniyami­rechi  23. Колокольникова,  З.У.  Социализация  учащихся  в  условиях  Северного региона:   учеб.пособ  [Электронный   ресурс]  /   З.У.   Колокольникова,   О.Б. Лобанова, С.В. Митросенко, Т.И. Петрова. – Красноярск: СФУ, 2009. Режим доступа: lpi.sfu­kras.ru/images/stories/library/    УП   _Коваленко,  И.Г.  Сюжетно­ролевая   игра  как   средство   формирования 24. межличностных   отношений   [Электронный   ресурс]   /   И.Г.   Коваленко   // Обучение и воспитание: методики и практика. ­ 2013. ­ №7. ­ С. 229­233. Режим   доступа:   URL:  http://cyberleninka.ru/article/n/syuzhetno­rolevaya­igra­ kak­sredstvo­formirovaniya­mezhlichnostnyh­otnosheniy 25. Кузнецова, Т. Л. Духовно – нравственное воспитание дошкольников в процессе     игры   [Электронный   ресурс]   /   Т.Л.   Кузнецова   //   Педагогическое образование   и   наука.   ­   2013.   ­   №   6.   ­   С.   30­33.   http://manpojournal.com/issues/ 26. Кузнецова,   Е.В.   Формирование   межличностных   отношений   Режим   доступа: дошкольников   в   сюжетно­ролевой   игре  [Электронный   ресурс]   /   Е.   В. Кузнецова  //   Сборник   материалов   Ежегодной   международной   научно­ практической   конференции   «Воспитание   и   обучение   детей   младшего возраста».   URL:   Режим   доступа:   2016.   №5. ­ ­     https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie­mezhlichnostnyh­otnosheniy­ doshkolnikov­v­syuzhetno­rolevoy­igre (дата обращения: 15.05.2018). 27. Кушнирык, Н. Я. Особенности социализации дошкольника Украины в процессе воспитания [Электронный ресурс] / Н. Я. Кушнирык // Вектор науки   Серия:   Педагогика, Тольяттинского   государственного   университета. психология. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti­sotsializatsii­doshkolnika­ukrainy­v­   Режим   доступа:   2010.   №3.   URL: ­ ­     protsesse­vospitaniya (дата обращения: 16.05.2018). 28. Лаврентьева,   Н.   Г.   Социализация   дошкольников   в   социокультурном окружении   детского   сада   в   процессе   экологического   образования [Электронный ресурс] / Н.Г. Лаврентьева // Теория и практика общественного развития.   URL:   Режим   доступа:   №5. 2013. ­ ­       https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya­doshkolnikov­v­sotsiokulturnom­ okruzhenii­detskogo­sada­v­protsesse­ekologcheskogo­obrazovaniya   29. Мельникова,   Е.   А.   Социализация   старших   дошкольников   на   этапе подготовки   их   к   школьному   обучению   [Электронный   ресурс]   /   Е.   А.Мельникова   //   Вестник   БГУ.   ­   2009.   ­   №15.   Режим   доступа:   URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya­starshih­doshkolnikov­na­etape­ podgotovki­ih­k­shkolnomu­obucheniyu (дата обращения: 12.05.2018).  30. Митросенко,   С.В.   Особенности   трудовой   и   семейной   социализации воспитанников   детского   дома   как   социально­педагогическая   проблема [Электронный   ресурс]    /   С.В.   Митросенко,   Т.И.   Петрова.   ­   2012.   –   С.3­ 9.Режим доступа:http://www.rusnauka.com/11_NPE_2012/Pedagogica/6_106723.doc.htm 31. Пахомова, Н.А. Сюжетно – ролевая игра как средство всестороннего развития   ребенка   [Электронный   ресурс]   /   Н.А.   Пахомова   //   Обучение   и воспитание: методики и практика. ­ 2013. ­ №10. ­ С. 232­235. Режим   доступа:   URL:  http://cyberleninka.ru/article/n/syuzhetno­rolevaya­igra­ kak­sredstvo­vsestoronnego­razvitiya­rebenka  32. Попова, А. Д. Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой   деятельности  [Электронный   ресурс]   /   А.   Д.   Попова  //   Молодой ученый.   –   Режим   доступа:   ­   2015.   ­   №1.   ­   С.   477­479. https://moluch.ru/archive/81/14557/ 33. Тарасова,   Е.А.   Сюжетно­ролевые   игры   как   средство   социализации личности и адаптации детей при взаимодействии с социумом [Электронный ресурс] / Е.А. Тарасова // Экономика и социум: современные модели развития. ­ 2016. ­ №12. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/syuzhetno­ rolevye­igry­kak­sredstvo­sotsializatsii­lichnosti­i­adaptatsii­detey­pri­ vzaimodeystvii­s­sotsiumom  34. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования   [Электронный   ресурс].   ­   URL:   http://www.edu.ru/index.   php? page_id=5&topic_id=22&sid=29553/ 35.   ФЗ    №  273­ФЗ  «Об   образовании   в   Российской   Федерации» //https://fzakon.ru/laws/federalnyy­zakon­ot­29.12.2012­n­273­fz/ 36. Фенькина, А. А. Игровая культурная практика как жизнь дошкольника [Электронный   ресурс]   /А.А.   Фенькина   //   Педагогическое   образование   вдоступа: России. https://cyberleninka.ru/article/n/igrovaya­kulturnaya­praktika­kak­zhizn­   Режим     №5. 2014. ­ ­       URL: doshkolnika  37.   Чернявская,   В.   С.   Опыт   исследования   сюжетно­ролевой     игры   у дошкольников [Электронный ресурс] / В.С. Чернявская, О.В. Ахмадуллина // Концепт. – 2016 – No 01(январь). – ART1600. –0,4п.л. Режим доступа: URL: http://e­koncept.ru/2016/16003.htm.–ISSN 2304 120X 38.   Шарапова,   С.   А.   Игровая   позиция   воспитателя   как   условие   развития сюжетно­ролевой игры в старшем дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / С.А. Шарапова // Современные наукоемкие технологии. ­ 2013. ­ №7­2. – С. 176­177.   Режим   доступа:   URL: pozitsiya­vospitatelya­kak­uslovie­razvitiya­syuzhetno­rolevoy­igry­v­starshem­  http://cyberleninka.ru/article/n/igrovaya­ doshkolnom­vozraste 39. Церцвадзе, Р. Г. Сюжетно­ролевая игра как средство социального развития детей   старшего   дошкольного   возраста  [Электронный   ресурс]   /   Р.   Г. Церцвадзе , В. В. Крылова  // Молодой ученый. — 2016. — №9.3. — С. 36­37. Режим   доступа:   URL   https://moluch.ru/archive/113/29614/   (дата   обращения: 24.04.2018).  40.   Чернявская,   В.   С.   Опыт   исследования   сюжетно­ролевой   игры   у дошкольников [Электронный ресурс] / В.С. Чернявская, О.В. Ахмадуллина // Концепт.­ 2016 ­ № 01 // ART1600.­0,4п.л. Режим доступа:  URL   ://   e  ­  koncept  :  http     .  ru   ./2016/16003.  htm   .­  ISSN 2304 120X   41.   Шарапова,   С.   А.   Игровая   позиция   воспитателя   как   условие   развития сюжетно­ролевой   игры   в   старшем   дошкольном   возрасте   [   Электронный ресурс] / С.А. Шарапова // Современные наукоемкие технологии.­ 2013. ­ №7­ 2.­С.176­177.