"Особенности становления системы качества образования в дошкольной организации"
Оценка 4.6
Документация
docx
администрации
Детсад
26.02.2018
С тех пор как дошкольное образование стало первой ступенью общего образования возникают вопросы: а с помощью каких критериев можно его оценить... Методический материал, описывающий этапы становления системы качества образования в ДОУ. Может быть интересен старшим воспитателям, методистам, заместителям по УВР.
Особенности становления системы качества образования Козик Я.С..docx
«ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ»
В период перехода на ФГОС ДО одним из главных приоритетов политики
государства в области образования становится достижение современного качества
образования, в том числе дошкольного. Учреждение постоянно работает в
поисковом режиме, управление на данном этапе носит инновационный характер
(преобладают процессы принятия решений по ситуации, по конкретным
результатам). Переход к ситуативному управлению детским садом по результатам
означает радикальное изменение подходов к управлению учебновоспитательным
процессом и прежде всего его участниками.
При том , что качество дошкольного образования – одно из самых
дискуссионных и неоднозначных понятий, используемых в сфере дошкольного
образования, одним из распространенных подходов к оценке качества является
сумма потенциала системы и условий образовательного процесса. Потенциал
образовательных систем раскрывается в данном случае через характеристику
ресурсов: материальнотехнических, программнометодических, кадровых (оценка
персонала дошкольных образовательных учреждений,
и в особенности
педагогических кадров) и других. Система управления качеством образования
ДОО может функционировать только тогда, когда все ее составные звенья
отвечают требованиям сегодняшнего дня.
1 ШАГ: конкретизация понятия «качество образования»
с минимумом характеристик (определение объекта управления).
Понятие «качество» многогранно и с позиции каждого его участника
трактуется поразному:
Для детей
Для родителей
Для воспитателей
обучение в интересной для них игровой форме;
реализация своего права на индивидуальное развитие
в соответствии со своими потребностями,
способностями и возможностями
эффективное обучение детей, то есть обучение по
программам, хорошо готовящих детей к школе:
сохранение психического и физического здоровья
детей; поддержание желания детей учиться
деятельности
положительная
руководителем
учреждения,
родителями: успешное выполнение всех учебных
программ всеми детьми; оптимальный подбор
методов и приемов работы с детьми; поддержание
интереса детей к учебному процессу; успешное
развитие детей в процессе их обучения; сохранение
физического и психического здоровья детей;
обеспеченность педагогического процесса всеми
оценка
их
дошкольного Для руководителя
необходимыми пособиями и оборудованием
высокая оценка деятельности воспитателей
родителями и детьми, повышение тем самым
престижа детского сада как фактора сохранения и
развития дошкольного учреждения; сохранение
здоровья детей;
рациональное использование
учебного времени детей и рабочего времени
педагогов; успешность деятельности педагогов и
детей
Управление качеством условий наравне с управлением качеством
процесса и результата входит в систему анализа качества современного
дошкольного образования.
2 шаг: формулирование руководством ОУ политики в области
качества образования.
В современных условиях развития системы дошкольного образования
зависит от умения руководителя быстро реагировать на изменения,
происходящие в экономической, социальной сферах, умения внедрять в
практику ДОУ научнопедагогические достижения в области управления,
умение эффективно реализовать управленческие функции. Качество
образования в ДОУ рассматривается как «определенный уровень освоения
ребенком содержания образования. Новая образовательная политика,
приоритетом которой является качество образования, привела нас к
пониманию того, что необходимы новые подходы в управлении
образовательного процесса. Решая проблему повышения качества образования
в ДОУ, творчески переосмыслив все существующие подходы, нами был
сделан вывод о необходимости разработки технологии управления качеством
в условиях дошкольного учреждения на следующей основе:
− определение приоритетов в управлении;
− проектирование качества на всех уровнях;
− привлечение к контролю качества всех субъектов образовательного
процесса;
− повышения профессиональной компетентности педагогов.
Приоритеты в управлении ДОУ
направление
приоритеты
Первое направление
высокий уровень качества образовательных
программ и их методического обеспечения,
использование
здоровьесберегающих
образовательных технологий, разработка целевых
программ Второе направление
Третье направление
повышение уровня квалификации,
профес
сиональной компетентности педагогов, развитие их
творческого потенциала
обогащение предметнопространственной среды,
наполнение которой предоставляет ребенку
возможности
Проектирование качества на всех уровнях
− 1ый уровень управления — администрация детского сада;
− 2й уровень управления — педагогический 2 коллектив;
− 3й уровень управления — воспитанники и их родители.
Понятие «качество образовательного процесса» на всех уровнях
трактуется поразному.
Привлечение к контролю качества
всех субъектов образовательного процесса
1 уровень
управления
(администрация)
2 уровень
управления
(педагоги)
3 уровень
управления
(родители и
дети)
Оценка
состояния
воспитательно –
образовательной
системы
Оценка уровня
развития
педагогического
мастерства
каждого
Оперативная и
адекватная
оценка уровня
воспитанности
и усвоения
Оценка
родителями
работы ДОУ
через успешность
детей
воспитателя и
программ детьми
всего
педагогического
коллектива
Распределение функции субъектов образовательного процесса
по контролю за качеством
1 уровень
управления
(администрация)
2 уровень
управления
(педагоги)
3 уровень
управления
(родители и
дети)
Подбор
методов
реализация
и
Подбор методов
приемов
и
работы
с
Подбор
технологий
работы с детьми
ДОУ,
Выбор
педагогов,
программ и поставленных
целей и задач
коллективом в
соответствии с
поставленными
целями
задачами
и
в соответствии с
индивидуальными
маршрутами их
развития
дополнительных
образовательных
услуг.
Повышение профессиональной компетенции педагогов
Педагог сегодняшнего дня должен повышать свой профессиональный
уровень в условиях педагогической технологии, отвечающей новым
общественным целям. Учитывая это, организована следующая работа:
− обучение педагогов определению своей роли в системе деятельности ДОУ
по предоставлению качественной образовательной услуги;
− обучение педагогов проектированию своей деятельности в соответствии с
результатами диагностики уровня усвоения детьми образовательных и
целевых программ;
− конструирование содержания методической работы с педагогами на
диагностической основе;
внедрении дифференцированной программы устранения дефицитов
компетенций;
− подбор эффективных методов и приемов в работе с кадрами;
− использование эффективных форм оценки;
− организация взаимодействия на базе личностноориентированной модели.
Одним из принципов управления качеством является принцип принятия
управленческих решений, основанных на фактах и данных, способствующих
своевременному предотвращению неблагоприятных или критических
ситуаций. Система получения точных данных о состоянии деятельности ДОУ
и принятия обоснованных решений может быть обеспечена посредством
мониторинга, представляя его собой систему сбора, обработки, хранения
распространения информации об образовательной системе отдельных ее
элементах, которая позволяет судить о состоянии ДОУ в любой момент
времени и прогнозировать его развитие. Среди множества задач мы выделили
такие, как:
− непрерывное наблюдение за динамикой развития ДОУ ;
− повышение мотивации сотрудников в области обеспечения качества
предоставляемых услуг;
− вовлечение родительской общественности в процесс улучшения качества
образования конкретного дошкольного образовательного учреждения.
3 шаг: Планируемые ожидаемые результаты в области качества
образования (выраженные в индикаторах) 4 шаг: Разрабатывается структурнофункциональная модель управления
качеством образования в ОУ.
Индикатор
Качество
кадрового
ресурса
Качество
потенциала
д
остижения
целей
Качество
материально
технических
условий
Комфортность
образовательно
й среды
Качество
образовательны
х программ
Качество
мотивации
педагогов
Качество
контроля и
оценивания
образователь
ного
процесса
Качество
освоения
образовательны
х
программ
Качество
образовател
ьного
процесса
Качество
образовател
ьных
результатов
штата
Мотив выбора индикатора
Укомплектованность
педагогическими
работниками,соответствующими
образовательному цензу, который
позволяет реализовать
общеобразовательные программы
дошкольного образования
Требования ФГОС ДО к
предметноразвивающей среде
дошкольной организации
Конкурентные
ДОУ
преимущества
Требования ФГОС ДО к
образовательным
программам
ДОО
Проф. стандарт
ФГОС ДО
цель
100 % педагогов повысят свою
квалификацию в период перехода на
ФГОС через курсы ПК; 80%
педагогов будут иметь высшее
образование;
Наличие в полном объеме всех
видов игр, игрушек и игровых
пособий и т.д.в соответствии с
требованиями
рабочих
удовлетворённость
качеством
обучения и воспитания в ДОО не
мене 90 % родителей
Основная
образовательная
программа скорректирована в
соответствии с ФГОС ДО; не менее
80%
программ
реализуемым в ДОО, соответствуют
признакам качества
Увеличение
высоко
профессиональных, творческих и
инициативных педагогов за счёт
стимулирующих выплат
внутриучрежденческой
Создание
системы
контроля
качества
образовательного процесса и её
внедрение
Выполнения требований ФГОС
позитивное отношение к обучению у
освоение
100% воспитанников;
воспитанниками
основной
образовательной программы не ниже
75 %
"Особенности становления системы качества образования в дошкольной организации"
"Особенности становления системы качества образования в дошкольной организации"
"Особенности становления системы качества образования в дошкольной организации"
"Особенности становления системы качества образования в дошкольной организации"
"Особенности становления системы качества образования в дошкольной организации"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.