Особенности УМК С.И. Львовой
Оценка 4.9

Особенности УМК С.И. Львовой

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русский язык
5 кл
16.03.2018
Особенности УМК С.И. Львовой
Данный материал использовался на заседании районного методического объединения учителей русского языка и литературы и представляет собой информацию для педагогов, желающих работать по УМК С.И. Львовой "Русский язык". в материале описаны достоинства УМК, его недостатки (ориентирован на учащихся с сильной мотивацией обучения).Особенности УМК С.И. Львовой
доклад по умк львовой.docx
Доминирующей идеей федерального компонента государственного  образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное  речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях  обучения. Содержание нового стандарта ориентировано не только на обучение  орфографии и пунктуации, но и на формирование языковой,  коммуникативной и культуроведческой компетенции. Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку показывает, что более 80%  выпускников достигают базового уровня подготовки, соответствующего  требованиям «Обязательного минимума содержания основного общего  образования по русскому языку». Вместе с тем экзамен выявляет  отсутствие практических умений, связанных с созданием собственного  речевого высказывания, для чего требуется понять прочитанный текст,  а затем ясно, правильно, последовательно и убедительно выразить  свою позицию, уместно используя разнообразные языковые средства. Такие результаты во многом определяются самим содержанием курса  русского языка в школе, недостатками в современной методической  системе, по­прежнему ориентированной на формирование грамматико­ правописных умений и навыков. Результаты ЕГЭ говорят о том, что необходимы разработки новых  подходов в обучении родному языку и системного курса с ярко  выраженной речевой направленностью. С недавних времен интенсивно стали внедряться в практику методики  целенаправленного формирования видов речевой деятельности в  процессе обучения родному языку. Это нашло отражение в современных программах по предмету и в учебниках под редакцией М. М.  Разумовской и П.П.Леканта, а также под ред. С.И.Львовой и В.В.Львова. Программа под редакцией Светланы Ивановны Львовой основана на  следующих принципах: ­ принцип поиска и эксперимента как организующего начала работы  ученика в противоположность принципу усвоения готовых знаний  (правил и схем разбора), при этом ребёнку предлагаются роли  пользователя языка и его исследователя; ­ принцип единства обучения словесности, предполагающий  максимальное сближение понятийного аппарата в области языка и  литературы (жанр, персонаж, вещный мир, сюжет как цепь событий); ­ принцип интегрального подхода к языковым фактам (в противоположность принципу поуровнего изучения единиц,  положенному в основу всех школьных курсов); языковые факты  интегрируются на основе смыслового единства, решения однородных  смысловых задач; ­ принцип приоритета речи, коммуникативная направленность  означает включение в работу всех видов речевой деятельности:  слушания, говорения, чтения, писания, а не только анализ извлеченных  из речи или искусственных примеров. Приоритет речи приводит к отказу от орфографоцентризма, приводит к пониманию орфографии как  дисциплины, необходимость которой возникает при создании  письменного текста; без ущерба для грамотности школьников задачи  овладения правописанием решаются в ходе работы над задачами  порождения текстов, а также экспериментов с ними. Мне как учителю русского языка и литературы более всего импонируют  такие особенности этой программы как её коммуникативная  направленность и текстоориентированное обучение. Итак, развитие речи – одна из главных задач уроков русского языка  согласно УМК под ред. Львовой в средней школе. А речь – это  сложнейшая человеческая деятельность, причем творческая  деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить,  фантазировать, а также слушать и слышать, поэтому необходимо учить  детей речевому мышлению, речевому творчеству. Творческая деятельность – это универсальная система работы на пути  развития личности школьника. Творческая деятельность дает возможность расширить и углубить  мировосприятие личности, что создает все условия для обогащения  культурным наследием общества, условия для всестороннего развития  каждого школьника как личности. Особенно важным является то, что цели творческой деятельности  всегда совпадают с целями личности ученика, стремящегося наиболее  полно познать жизнь во всех её проявлениях, осознать своё место в  окружающем мире и возможности реализации своих потребностей и  желаний. Множество заданий и упражнений УМК под редакцией Львовой,  направленных на развитие речи и творческих способностей учащихся, условно можно разделить на следующие основные виды учебных   . работ   1. Работа со зрительной опорой: а) в качестве зрительной опоры используется фотоколлаж,  фотография, рисунок в учебнике; Отличительной чертой учебников под редакцией С.А.Львовой является  наличие огромного количества фотографий, фотоколлажей,  лингвистических рисунков. Вот пример работы с одним из них. Тема урока «Употребление ь и ъ ». Прежде чем шестиклассники приступят к выполнению упр. 77, с.37­38  (Запишите словосочетания, вставляя, где надо, ь на месте пропуска.  Объясните свой выбор.), предложим им рассмотреть шутливую  иллюстрацию к правилу использования ь после шипящих (с. 38) ,  описать её и объяснить, о чём напоминает художник. (Глагол и наречие гостеприимно приглашают к себе ь, а прилагательное отвернулось, не  желая его видеть. Мы вспоминаем, что после шипящих ь пишется в  глагольных формах и на конце наречий (кромеуж, замуж, невтерпёж) и  не пишется в краткой форме прилагательных. Глагол изображён в  образе трёхголового дракона: художник напоминает, что ь после  шипящих пишется в инфинитиве, в форме 2­го лица ед. ч. и в форме  повелительного наклонения.) Конкурс внимательных. Проведём конкурс на самое внимательное  рассмотрение иллюстрации к правилу написания ь после шипящих,  помещённой на с. 38: нацелим ребят на извлечение из рисунка  соответствующей грамматической информации. (Например, глагол и  прилагательное на рисунке словно держатся за руки: художник  показал, что наречие обозначает признак действия и составляет с  глаголом словосочетания, которые имеют значение «действие и место  действия», «действие и время действия» и т. п. Прилагательное  изображено в пышном наряде: можно понять, что слова этой части речи  обозначают признак и могут выступать в речи в роли эпитетов – ярких  определений. Одежда на человечке­прилагательном и женская (пышное платье), и мужская (колпачок на голове): художник напоминает, что  прилагательные не относятся к одному из трёх родов, а изменяются по  родам. Человечек­прилагательное невысокого роста, на его ножках ­  туфли на высоком каблуке: орфограмма «Правописание ь после  шипящих» встречается только в краткой форме прилагательных.) В основе данного упражнения, а также подобных ему лежит принцип  приоритета речи. Такие задания направлены на развитие такого вида  речевой деятельности как говорение. б) в качестве зрительной опоры используются репродукции картин  известных художников. Мне представляется, что наиболее полно соединению задач развития  речи, творческих способностей и знакомство с культурой народа  отвечает использование произведений живописи на уроках русского  языка. Картины, воздействуя на органы чувств, дают возможность  воспринимать действительность более глубоко, способствуют развитию эмоциональной сферы человека, мышления и на этой основе  формированию мыслительных и речевых процессов. Работа по картине  погружает учащихся в изображаемый художником мир, позволяет  реализовать положение о соотношении языка и культуры,  коммуникативности и культуроведения. Учебник Львовой отдаёт  предпочтение реалистической живописи, где художник изображает  природу, городской, сельский пейзаж, портреты современников, быт  людей или исторические события. Предметная сущность живописи даёт материал, как для формирования  речевых навыков, так и для активизации пассивного словаря. Таким  образом, картина становится источником обогащения словарного запаса учащихся, прежде всего лексикой, обслуживающей социально –  культурную сферу. Обучение видам речевой деятельности (говорению и письму, прежде  всего) с использованием живописи осуществляется успешнее при  помощи языковых упражнений. Приведу систему коммуникативных упражнений, связанных с  использованием картины для обучения одному из видов  речедеятельности – говорению. Эта система характеризуется тем, что  она позволяет обеспечить овладение речью на более высоком уровне  при большой нагрузке на эмоции и воображение ребят. Система  включает в основном творческие задания, предполагающие  неодинаковый характер ответов учащихся и создающие условия для  выхода в свободную речь в социально – культурной сфере. Итак, вопросы для первичного восприятия картины: 1. Что вы видите на картине? 2. Что изображено в центре картины? 3. Что вы видите на заднем плане? 4. На каком фоне изображены предметы? 5. Какое время года на картине изображено? 6. Какой день показал художник? 7. Что, прежде всего, привлекло ваше внимание? Почему? 8. Какие цвета использовал художник? 9. Какой цвет преобладает? 10. Кто главный герой картины? Как вы догадались? 11. Что можно сказать о главном герое? 12. Почему художник дал такое название картине? 13. Как бы вы её назвали? 14. Нравится ли вам картина? Почему? 15. Какое настроение она вызывает? Почему? Для формирования монологической речи целесообразны следующие  задания: 1. Рассмотрите внимательно картину, обратите внимание на…  Составьте предложения на тему этой картины. 2. Назовите признаки предметов картины (цвет, объём, формы).  Составьте с этими словосочетаниями предложения, а за тем  объедините их в связный текст. 3. Составьте описание картины по плану, записанному на доске. 4. Составьте описание картины по опорным словам, записанным на  доске (можно попросить определить их самостоятельно). 5. Выразите своё отношение к картине. 6. Опишите ситуацию, изображенную на картине. 7. Составьте план описания картины, выбрав подходящие фразы из  предложенных. На следующем этапе вопросно – ответные упражнения на  говорение носят более творческий характер, интеграционный, они  объединяют в вопросы частное и общее, содержание и форму, ставятся проблемные вопросы, требующие обоснования собственного понимания  картины, например: 1. Почему художник захотел изобразить именно эти предметы? (это  время года, этот пейзаж…) 2. Почему художник использовал контрастные цвета в изображении? 3. Как художник относится к своим героям? Докажите своё мнение Необходимы упражнения и на развитие воображения, например: 1. Составьте воображаемый диалог между персонажами картины. 2. Вообразите дальнейшее развитие событий, изображенных  художником. 3. Расскажите о событиях, которые могли бы предшествовать на  картине. 4. В роли какого героя вы бы хотели оказаться и почему? Эти упражнения готовят учащихся к составлению рассказа. Речевая подготовка позволяет организовать разнообразные формы  работы на говорение: 1. Подготовленное заранее самостоятельное сообщение учащегося о  творчестве художника с описанием картины. 2. Тематическая беседа «Роль живописи в жизни человека» и др. 3. Дискуссия: «Помогают ли художники сохранять земную красоту». 4. Ситуативный диалог: Вы пришли в картинную галерею и встретили  там преподавателя изо и литературы. О чём вы будете говорить? Какие  темы будут интересны вашим собеседникам? 5. Ролевая игра: «Я ­ экскурсовод», «Картина заговорила», «Художник  пишет картину». 6. Интервью: журналист берёт интервью у художника в день открытия  его персональной выставки, интервью у посетителя выставки, интервью у директора музея. Таким образом, достаточно простая в методическом плане работа по  картине готовит учащихся к публичным выступлениям в социально –  культурной сфере, к общению в области искусства. А вот пример работы с репродукцией картины на уроке не  непосредственно развития речи, а на уроке по теме «Правописание  корней». Рассмотрите картину «Лесной пожар» художника Алексея Кузьмича Денисова­Уральского(1864­1926) Какие чувства, по­вашему, хотел  передать живописец? (Нацелим шестиклассников на внимательное и серьёзное рассмотрение  картины и постараемся подвести их к высказываниям примерно  следующего содержания. На своем полотне художник ярко и достоверно передал силу и  безудержность разбушевавшейся стихии. Ужас и потрясение вызывает  неумолимо надвигающаяся стена огня, которая безжалостно поглощает  всё живое. Боль и смятение испытывает человек, видя, как в пламени  гибнут вековые сосны, представляя, что на огромном пространстве, где  шумел живой лес, окажется выжженная равнина.) Попробуйте записать эпитеты к слову огонь. При выполнении  задания пользуйтесь словариком эпитетов. (Багровый, блестящий, буйный, жгучий, неистовый, неровный,  неугасимый, ослепительный, палящий, яркий, адский, зловещий,  ненасытный, яростный.) Используя картину, придумайте и запишите словосочетания и  предложения с данными словами, в которых выделяются корни – гор­//­гар, ­зор­// ­зар­, ­жиг­// ­жечь. Слова можно употреблять в  разных формах. И снова видим ярко прослеживающийся принцип приоритета речи.  Необходимость орфографического правила возникает при создании  письменного текста, либо эксперимента с ним. 2. Устные дискуссии. Одной из отличительных черт учебника является большое количество  эпиграфов. Они подобранны составителями учебника к каждому  разделу. Как правило, задания к ним предполагают устное  высказывание, то есть, направлены на развитие таких видов речевой  деятельности как говорение и слушание. Например, работа с эпиграфом к разделу «Орфография» (с.11). Как пишет человек – с ошибками или без них, ­ характеризует его  как личность: правильное письмо – показатель общего развития и  общей культуры человека. М.М.Разумовская. Задание: Выразительно прочитайте эпиграф. Объясните, как вы  понимаете его смысл. После выразительного прочтения эпиграфа проведём его обсуждение,  выясняя, насколько понятно учащимся значение орфографии в жизни  человека: 1)Согласны ли вы с высказыванием, что правильное письмо –  показатель общего развития человека? (Один из показателей общего  развития человека – умелое владение родным языком, то есть  свободное его использование как в устной, так и в письменной форме.  Письменная форма требует умения не только правильно, логично и  точно выразить свои мысли и чувства, но и грамотно оформить  высказывания.) 2) Попробуйте доказать, что правильное письмо демонстрирует общую  культуру человека. (Один из аргументов может заключаться в том, что  человек, обладающий культурой общения, никогда не заставит своего  адресата испытать неприятные чувства при прочтении неграмотно  оформленных высказываний. Кроме того, культурный человек  стремится следовать существующим правилам, а орфография  представляет собой систему правил.) Другой пример. Сочинение ­ миниатюра. Прочитайте эпиграф к  разделу «Графика». Письменно раскройте смысл слов русского  лингвиста 19 века Якова Карловича Грота (1812­1893). Упражнения подобного плана не только способствуют развитию речи,  но и, несомненно, расширяют кругозор учащихся. К тому же работа с  эпиграфом интересна нам и тем, что развивает у школьников навыки  поиска ключевого слова ( навык весьма необходимый при сдаче ЕГЭ в старших классах). Вот ещё пример упражнения, направленного на развитие такого вида  речевой деятельности как говорение. В учебниках Львовой С.И. есть упражнения с пометой «Устное  высказывание». Задание. Рассмотрите схему (упр. 110) и расскажите о членах  предложения. Проиллюстрируйте свой рассказ примерами. Предварительно попросим учащихся ответить на следующие вопросы. • Какие сведения содержит схема? • Из каких двух больших частей состоит эта схема? Как художник  выделил каждую часть? О чём рассказывается в каждой большой  части? • Из скольких колонок состоит розовая часть схемы? Какие сведения  содержит каждая из розовых колонок? Сопоставьте содержание  розовых колонок: по какому плану нужно будет строить высказывание о  каждой из частей речи? • Из скольких колонок состоит голубая часть схемы? Почему? • Совпадает ли последовательность изложения сведений о  второстепенных членах предложения с последовательностью  изложения сведений о главных членах? После совместного обсуждения содержания, структуры и оформления  схемы попросим ребят построить высказывание сначала по розовой  части схемы – о главных членах предложения, а потом по голубой его  части – о второстепенных членах. Казалось бы – «сухая таблица», а на практике получились  замечательные выступления по теме урока, и развитие речевой  деятельности вновь не осталось в стороне. Надо отметить и то, что при  выполнении заданий, подобных данному, кроме принципа приоритета  речи, действует ещё и принцип интегрального подхода к языковым  фактам. (В противоположность принципу поуровнего изучения единиц,  положенному в основу всех школьных курсов, языковые факты  интегрируются на основе смыслового единства, решения однородных  смысловых задач.) Такая подача материала, на мой взгляд, помогает ребёнку увидеть и  представить язык как взаимосвязанную систему, как живой организм, а  не как набор правил и терминов, очень сложных для запоминания и  воспроизведения. 3. Устная и (или) письменная газета, журнал. Этот вид работы по развитию речи и творческих способностей  учащихся в моей практике реализовался в виде «Детского  фольклорного журнала». Подготовка к созданию журнала  осуществлялась на уроках литературы, но знакомство с такими  понятиями, как статья, отзыв, рубрика, интервью происходило на  уроках русского языка. Данная работа предполагает реализацию сразу двух принципов  данного учебного комплекта: ­ принцип единства обучения словесности, предполагающий  максимальное сближение понятийного аппарата в области языка и  литературы; ­ принцип приоритета речи (о котором уже говорилось выше), причем данный вид работы предполагает развитие сразу всех видов  речевой деятельности, а именно слушания, говорения, чтения и письма. 4. Лингвистическая миниатюра. При написании различных и многочисленных работ, с пометой в  учебнике «Пишем творческую работу», «Сочинение – миниатюра», происходит развитие не только таких видов речевой  деятельности как чтения, письма и слушания, но и реализация  принципа поиска и эксперимента как организующего начала работы  ученика в противоположность принципу усвоения готовых знаний  (правил и схем разбора), при этом ребёнку предлагаются роли  пользователя языка и его исследователя; Примеры упражнений: 1. Раздел «Лексикология». Сочинение ­ миниатюра. 1. Рассмотрите  этимологический словарик. Какую информацию он содержит? 2.  Выберете одно из слов и напишите о его происхождения небольшое  сочинение «Секрет названия». 2. Раздел «Лексикология». Сочинение – миниатюра. На основе  проведённого наблюдения составьте небольшой текст, отвечая на  вопрос: «Почему в современном русском языке появляются  заимствованные слова?» 3. Тема урока «Правописание суффиксов –ек, ­ик­(чик)». Сочинение –  миниатюра. Представьте себе, что вы совершили космическое  путешествие и оказались на планете, где живут крохотные человечки.  Какие предметы вы видите? Опишите их. Подчеркните имена  существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Сочинения – миниатюры всегда освежают, оживляют урок. В недалеком прошлом я работала по учебнику под редакцией Бабайцевой Веры  Васильевны. Он не содержит заданий, требующих написания  лингвистических миниатюр, а дети, которые пришли тогда ко мне в 5  класс, обучались в начальной школе по программе Занкова и  неоднократно выполняли задания подобного плана. Поэтому для  соблюдения преемственности мне необходимо было продолжать  совершенствование этого жанра. Учебники под редакцией Львовой содержит очень много заданий  подобного рода, что значительно облегчает работу учителя в этом  направлении. Сочинения­ миниатюры очень гармонично и естественно вплетаются в  ткань урока. Тема урока «Функциональные разновидности языка». (Второй урок по  теме.) Упражнение 11(с.9) (Формирует орфографическую и  пунктуационную зоркость и дает начало развитию темы «Земля глазами инопланетян»), упражнение 12 ( Продолжает развитие темы, но уже в виде либо сочинения­ миниатюры, либо высказывания), а задание к упражнению 13 предполагает работу по той же теме, но значительно расширяет её  границы: Сочинение ­ миниатюра. Как вы объяснили бы инопланетянам, что  такое дождь? Составьте три маленьких текста (по два ­ три  предложения), соответствующих разговорной, художественной и  научной речи. При выполнении задания пользуйтесь школьными  учебниками по разным предметам, справочной литературой. Пример: 1)­­ А все­таки я не могу понять, что же такое дождь! ­­ Дождь­ это водичка! ­­ А, значит, дождь льётся из крана? ­­Нет, дождик капает из тучки! ­­ Дождь­ это водичка, которая капает с неба? ­­ Выходит, что так! 2) Дождь – это прозрачные капли, тонкие струйки или блестящие потоки  воды, льющиеся с неба. В летнюю жару все живое ждёт прохладного,  освежающего ливня, а в осеннюю сырость мы прячемся даже от  моросящего дождя под зонтиками. 3) Дождь – это атмосферные осадки в виде воды. Во время поверки задания и чтения миниатюр попросим ребят обращать внимание и комментировать использование характерных для каждого  конкретного стиля языковых средств. Система сочинений – миниатюр, представленная в учебниках  С.И.Львовой, направлена на формирование у детей коммуникативной  потребности, соответственно работа по развитию речи носит не  ознакомительный, а практический тренинговый характер. 5.Рисунки на лингвистическую тему. Элементы творчества можно ввести в урок, используя рисунки,  отражающие тему урока или понятие, изученное на уроке,  орфографическое правило. После изучения темы «Употребление букв Ё (Е)/О после шипящих и Ц»  учащимся 6 класса было предложено следующее задание:Выполните  коллаж из рисунков. Изобразите предметы, названия которых содержат  изученную орфограмму. 6.Доклады и сообщения. Это обычная форма работы в школе, однако, её, как правило, не  рассматривают как творческую работу или работу по развитию речи. Если ученик может готовить какие­то доклады и сообщения на любом  уроке, то учитель­филолог обязан научить готовить и оформлять  сообщение, то есть отделять главное от второстепенного, абстрактное  от конкретного, структурировать, строить сообщение так, чтобы  заинтересовать слушателей. Данная форма работы предполагает развитие таких навыков как  говорение, слушание, чтение и письмо, плюс реализуютсяпринципы  поиска и эксперимента и принцип единстваобучения  словесности (что, несомненно, тесно связывает уроки русского языка и  литературы). Возможности благодаря материалам этого учебника открываются  перспективные через образцовые тексты классических авторов, через  их комплексный анализ, через систему сочинений­миниатюр, устных  высказываний, изложений с творческим заданием, т. е. от порождения и анализа речевого высказывания к формированию навыка  речетворчества на самые разные темы – от лингвистических, морально­  нравственных до философских, общечеловеческих. «Учебник построен так, что каждый урок русского языка становится  уроком развития речи» (из аннотации ко всем изданиям этого УМК).

Особенности УМК С.И. Львовой

Особенности УМК С.И. Львовой

Особенности УМК С.И. Львовой

Особенности УМК С.И. Львовой

Особенности УМК С.И. Львовой

Особенности УМК С.И. Львовой

Особенности УМК С.И. Львовой

Особенности УМК С.И. Львовой

Особенности УМК С.И. Львовой

Особенности УМК С.И. Львовой

Особенности УМК С.И. Львовой

Особенности УМК С.И. Львовой

Особенности УМК С.И. Львовой

Особенности УМК С.И. Львовой

Особенности УМК С.И. Львовой

Особенности УМК С.И. Львовой

Особенности УМК С.И. Львовой

Особенности УМК С.И. Львовой

Особенности УМК С.И. Львовой

Особенности УМК С.И. Львовой

Особенности УМК С.И. Львовой

Особенности УМК С.И. Львовой

Особенности УМК С.И. Львовой

Особенности УМК С.И. Львовой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2018