Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки
Оценка 4.7

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Оценка 4.7
Повышение квалификации
doc
музыка
1 кл—9 кл
10.12.2018
Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки
Урок музыки в общеобразовательной школе имеет свою особенность. Он является уроком добра, любви, радости, культуры, позитивных эмоций, гармонии с окружающим миром. Для этого урока характерна особенная эмоциональная атмосфера, потому что музыка – это «язык чувств». Учитель музыки предстает на уроке своеобразным мастером, который своими знаниями и вкусом, душой и сердцем, словом и действиями воспитывает будущих творцов. Дети, приходя в первый класс, как правило, петь любят все. Во время пения в голосе детей и на лице вы услышите и увидите выразительное исполнение соответствующего характера. Задачей учителя будет здесь лишь «оформить» звук до красивого, классического, исправить «гудошников». Ведь часто ребёнок поёт неверно не потому, что не слышит, а потому, что скован.
Харабрина А.Д..doc
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Факультет повышения квалификации Кафедра гуманитарных и художественно­эстетических дисциплин Особенности вокально- хоровой работы с учащимися на уроках музыки Исполнитель:  Стародубцева Марина Владимировна,  учитель музыки  МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 94»   г. кЕМЕРОВО Консультант:  Шаталова  И. Л.              методист кафедры гуманитарных и художественно­эстетических дисциплин 2 Кемерово 2016 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..3 – 4  ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ  ВОКАЛЬНОГО    ВОСПИТАНИЯ 1.1.Особенности развития детского голоса на уроках музыки ……….4 – 7  1.2. Понятие вокально­хоровых  навыков………………………………7 – 11 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВОКАЛЬНО­ХОРОВОЙ РАБОТЫ С  УЧАЩИМСЯ НА УРОКАХ   МУЗЫКИ 2.1. Общая характеристика хорового пения на уроках музыки ……..11 – 13  2.2. Основные задачи, принципы и методы вокально­хоровой работы в системе музыкального воспитания……………………………………13 – 21 2.3. Методика разучивания песни на уроках музыки………………....21 – 24 2.4. Ожидаемые результаты освоения вокально­хорового раздела  программы………………………………………………………………..24 – 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..27 – 29  ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………29 – 30 ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………….31 – 38 3 ВВЕДЕНИЕ          Урок музыки в общеобразовательной школе имеет свою особенность. Он является   уроком   добра,   любви,   радости,   культуры,   позитивных   эмоций, гармонии   с   окружающим   миром.   Для   этого   урока характерна   особенная эмоциональная   атмосфера,   потому   что   музыка   –   это   «язык   чувств». Учитель музыки предстает на уроке своеобразным мастером, который своими знаниями   и   вкусом,   душой   и   сердцем,   словом   и   действиями   воспитывает будущих творцов. Дети, приходя в первый класс, как правило, петь любят все. Во   время   пения   в   голосе   детей   и   на   лице   вы   услышите   и   увидите выразительное   исполнение   соответствующего   характера.   Задачей   учителя будет здесь лишь «оформить» звук до красивого, классического, исправить «гудошников». Ведь часто ребёнок поёт неверно не потому, что не слышит, а потому,  что   скован.   Не   развита   координация   слуха   и   голоса.   Потому   что наши мамы забыли, что такое колыбельная песня и какую роль она играет в развитии слуха и голоса ребёнка.                                           Научить детей петь –   первоочередное   задание   учителя   музыки.  Пение   благотворно   влияет   на духовное   и   физическое   состояние   ребенка.   Оно   не   только   приносит наслаждение тому, кто поет, но и развивает, делает доскональным его слух и дыхательную систему. Вокально­хоровое пение – один из наиболее любимых видов   деятельности   учащихся   на   уроке.   Это   возможность   выразить   свои чувства   и   эмоции,   передать   самые   тонкие   чувства   духовного   мира   и 4 переживаний. Поэтому уже с первых уроков нужно стремиться формировать у   детей самый   важный   навык   в   пении: правильное   певческое   дыхание, мягкую   атаку   звука,   округленное   (полетное)   звучание   голоса,   четкую артикуляцию и дикцию, чистое пение в унисон. Дети всегда с нетерпением ждут разучивания новых песен или вокальных упражнений. И здесь учителю всегда   необходимо   тщательно продумывать   вокальную   «программу» своего урока,   для   того,   чтобы   дети   не   утратили   интерес   к   этому   виду деятельности.  Весь ход урока медленно, но верно, шаг за шагом, помогает ребёнку осознать назначение музыки, искусства в целом, пения в частности. Важное   место   в   этом   процессе   играют   движения   руками,   т.   е.   жесты, сопровождающие исполнение попевок, распеваний, песен т.д. В конце концов, ребёнок­гудошник   настолько   проникнется   песней   как   жанром,   глубоко почувствует  её характер. Разберётся с образом и звуковедением, и вот он готов воспроизвести её голосом. По словам Огородного "что вошло в ухо, должно выйти с голосом", а задача учителя внимательно наблюдать и помочь ребёнку справиться с возникшими трудностями как можно быстрее.              ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ 1.1. Особенности развития детского голоса на уроках музыки.                    Проблемы   хоровой   и   вокальной   работы   в   детском   хоре общеобразовательной школы далеко ещё не изучены и решены. Ведь далеко не каждый ребёнок имеет прекрасные слуховые данные и природно­красивый голос. Одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем музыки – научить детей петь, всех без исключения. И это может сделать только тот специалист, который знает специфику детского голоса, вдумчиво и грамотно следит за работой голосового аппарата, не нарушая его природной сущности. 5            Обучение пению ­ это не только приобретение определенных навыков. В процессе  обучения пению развивается  детский голос, а также решаются воспитательные   задачи,   связанные   с   формированием   личности   ребенка. Учитель музыки несёт ответственность за воспитание певчески­правильного, здорового голоса своих детей. Даже самый заурядный голос можно и нужно развивать.         От учителя требуется знание особенностей развития голоса учащихся,   так   как   требования,   которые   он   предъявляет   к   детям,   должны всегда соответствовать их возрастным возможностям. Также педагогу самому необходимо обладать хорошим музыкальным слухом, правильно говорить и петь. Учитель должен уметь пользоваться своим голосом, потому что дети в процессе обучения непременно будут ему подражать.          Одним из главных условий успешного певческого воспитания является развитие слухового внимания учащихся. Выполнение этого условия позволяет планомерно   и   последовательно   развивать   музыкально­вокальный   слух школьников.      Для воспитания слуха совсем не безразлично, в какой обстановке проходят занятия. Научить детей слушать и слышать то, что рассказывает учитель, что он   поёт   и   играет,   можно   только   в   тишине.   Тишину   на   уроках   (рабочую дисциплину)   нужно   создать   с   первых   же   уроков,   а   для   этого   необходимо суметь   заинтересовать   детей.   Именно   интерес   к   занятиям   вызывает   у учащихся отклик на музыку. Он создаёт эмоциональную настроенность, при которой   обостряется   их   слуховое   внимание,   воспитывается   сознательное творческое  «слышание», то  есть  умение  представить  себе  и воспроизвести правильный звук.      Орган слуха, голосовые органы – это гортань, глотка, мягкое нёбо, ротовая и носовая полости, где звук окрашивается. Органы дыхания – это   лёгкие, диафрагма, межрёберная мускулатура, мышцы трахеи и бронхов. Вместе они –  это один сложный певческий механизм. Между звеньями этого механизма 6 существует тесная взаимосвязь, которую нельзя нарушать. Поэтому, какую бы задачу на данном уроке учитель себе ни ставил (например, укрепить дыхание, усовершенствовать   дикцию   в   разучиваемой   песне),   воспитание   «вокальной речи» должно неизменно совершаться в едином комплексе. Так, работая над дикцией,   надо   в   то   же   время   следить   и   за   правильностью   дыхания,   и   за качеством звука.           За   школьный   период   голос   учащегося   проходит   несколько   стадий развития. Эти стадии связаны с формированием пола, физическим и нервно­ психическим ростом ребёнка.      У младших школьников (до 10­11 лет) голос имеет чисто детское звучание. Рост ребёнка этого возраста идёт плавно, и в его голосе нет существенных изменений.           По   мере  роста   ребёнка   механизм   голосового   аппарата   изменяется.  В гортани развивается очень важная мышца ­ голосовая. Её строение постепенно усложняется, и к 12­13 годам она начинает управлять всей работой голосовых связок, которые  приобретают  упругость. Колебание  связок  перестаёт  быть только   краевым,   оно   распространяется   на   голосовую   складку,   и   голос делается сильнее и компактнее («собраннее», «полнее»).      В связи с ростом голосовых аппаратов детские голосовые диапазоны нельзя определить как постоянные. Даже для одного возраста они разные и зависят от систематических упражнений, овладения голосовыми регистрами, а также от индивидуальных различий. К 10­12 годам происходит разделение детских голосов   на   дискантов   и   альтов.   Дискант   ­   высокий   детский   голос.   Его диапазон: «до» первой октавы ­ «си» второй. Этот голос подвижен и гибок, способен выразительно исполнять различные напевные мелодические рисунки. Альт   ­   низкий   детский   голос.   Его   диапазон:   «соль»   малой   октавы   ­   «фа» второй октавы. Альт отличается густым сильным звуком, менее подвижным, чем у дисконта. Может звучать ярко и выразительно. 7            Развитие голоса у учащихся основной школы проходит три основных этапа: предмутационный, мутационный и послемутационный.          В предмутационный период (11­12 лет) физический рост учащихся и, в частности, рост их голосового аппарата перестаёт быть плавным. Развитие идёт   неравномерно.   Некоторые   школьники   внешне   делаются непропорциональными,   движения   становятся   угловатыми,   появляется излишняя   нервозность.   Внешняя   непропорциональность   указывает   и   на неравномерность   внутреннего   развития.   Голос   теряет   яркость,   как   бы тускнеет, немного сипит.      Изменения в голосе появляются и у мальчиков, и у девочек, но у мальчиков развитие   идёт   более   интенсивно   и   неравномерно.   При   ещё   чисто   детском строении   голосового   аппарата   происходит   покраснение   голосовых   связок, набухание, образуется слизь, которая вызывает потребность откашляться и придаёт голосу иногда сипловатый оттенок.           Эти   признаки   наступающей   мутации   (перемена,   изменение   детского голоса), связанной с ростом и формированием не только гортани, но и всего организма, появляются в разное время, индивидуально, и поэтому заметить их трудно. Важно знать об их существовании и тщательно следить за развитием подростка, чтобы не пропустить этих изменений в голосе и правильно строить занятия.        Таким образом, значительные и быстрые изменения голосового аппарата учащихся   требуют   от   учителя   музыки   глубокого   знания   физиологии   и индивидуального подхода на уроках к каждому ребёнку.  1.2. Понятие вокально­хоровых навыков           Вокальная работа в детском хоре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что   детский   организм   в   отличие   от   взрослого   находится   в   постоянном 8 развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определенных   принципов.   Пение   способствует   развитию   голосовых   связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей. А чтобы развитие младшего школьника в хоре шло правильно,   необходимо   сформировать   у   него   основные  вокально­хоровые навыки.                                                                                                               К вокальным навыкам относятся: певческая установка (правильное положение корпуса, головы), дыхание. Звукообразование и звуковедение, артикуляция и дикция. Хоровые навыки – навыки строя, ансамбля, понимание дирижерских указаний учителя. Вокальные и хоровые навыки тесно взаимосвязаны. 1. Певческая установка Учащиеся   обязательно   должны   узнать   о   певческой   установке,   как   основе успешного освоения учебного материала. 2. Дирижёрский жест Учащиеся должны быть ознакомлены с видами дирижёрских жестов: ­ внимание; ­ дыхание; ­ начало пения; ­ окончание пения; ­ менять по руке дирижёра силу звука, темп, штрихи. 9 3. Дыхание и паузы Педагог   должен   научить   детей   овладевать   техникой   дыхания   ­ бесшумный короткий вдох, опора дыхания и постепенное его расходование. Обучение   детей   дыханию   следует   начинать   с   простых   указаний   на   вред поднимания плеч и на необходимость брать дыхание нижней частью грудной клетки. Дыхательные мускулы детей тренируются постепенно, на песенном материале. Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе обучения   в   репертуар   нужно   включать   песни   с   короткими   фразами   с последней   долгой   нотой   или   фразами,   разделёнными   паузами.   На   более поздних   этапах   обучения   овладевать   техникой   цепного   дыхания.   Поэтому вводятся песни с более продолжительными фразами. Необходимо объяснять учащимся, что характер дыхания в песнях различного движения и настроения не   одинаков.   Для   работы   над   развитием   дыхания   лучше   всего   подходят русские народные песни. 4. Звукообразование Звукообразование направлено   на   основные   приемы   формирования певческого   звука.  Вначале   представление   ребенка   ограничиваются   высотой звука – точностью интонации. Затем ребенок подводится к представлению о тембре   и   силе   звука.   Осознание   школьником   различных   приемов голосообразования,   ведущее   к   освоению   определенного   навыка,   переходит постепенно   в   привычное   и   затем   частично   автоматизируется.   В   основе звукообразования   лежат:   связное   пение   (легато),   активная   (но   не форсированная) подача звука, выработка высокого головного звучания наряду с   использованием   смешанного   и   грудного   регистра,   особенно   у   низких голосов. Пение легато возможно лишь при полной сглаженности регистров голоса. Примерно до 10 лет верхние звуки детского голоса имеют фальцетное 10 звучание, которое затем переходит в смешанное.                 Особое внимание в обучении  звукообразованию следует обратить на атаку звука. Этот термин означает   начало   звучания.   Атака   звука   бывает   твердая   (когда   голосовые связки плотно смыкаются до начала звука), мягкая и придыхательная. При мягкой атаке голосовые связки смыкаются менее плотно, что обеспечивает наилучший тембр и плавность звука. Придыхательная атака характеризуется неплотным смыканием связок, когда происходит некоторая утечка воздуха. У младших школьников используется преимущественно мягкая атака. Твёрдую атаку   рекомендуется   использовать   крайне   редко   в   произведениях определённого   характера.   Большую   роль   в   воспитании   правильного образования   звука   играют   упражнения.   Например,   пение   на   слоги.   Как результат работы над звукообразованием ­ выработка у детей единой манеры пения. 5. Дикция Дикция –  это  формирование   навыка   ясного  и   чёткого  произношения согласных, навыка активной работы артикуляционного аппарата. С первых же уроков   необходимо   внимательно   следить   за   движениями   нижней   челюсти, формой рта и четкостью работы языка при произнесении согласных. Главный недостаток   дикции   в   вялости   артикуляционных   движений.   Наоборот,   при слишком   энергичной   работе   внешних   органов   артикуляции   (губ,   языка, нижней   челюсти)   получается   излишне   открытое,   малоприятное   звучание гласных. 6. Строй, ансамбль Строй – интонационная слаженность, умение чисто интонировать как в унисонном   пении,   так   и   в   многоголосном.   В   основе   чистого   строя   лежит восприятие поющими высоты звука и точное его воспроизведение. Перед тем 11 как воспроизвести звук, необходимо представить себе его будущее звучание (на   основе   внутреннего   слуха).   Для   воспитания   внутреннего   слуха   детей важно   научить   сознательному   интонированию,   основанному   на   понимании высотных и ритмических соотношений. Этому способствует пение по нотам. Работа над чистотой и точностью интонирования в пении ­ одно из условий сохранения строя. Чистоте интонации способствует чёткое осознание чувства «лада».   Воспитать   ладовое   восприятие   можно   через   освоение   понятий «мажор» и «минор», включение в распевки различных звукорядов, главных ступеней лада, сопоставление мажорных и минорных последовательностей. С этим связан и важнейший вопрос об особенностях интонирования при пении без сопровождения (а капелла).                                                                  В хоровом пении понятие «ансамбль» ­ единство, уравновешенность в тексте, мелодии, ритме, динамике;  поэтому  для хорового  исполнения  необходимы единообразие   и   согласованность   в   характере   звукообразования, произношения, дыхания. Кроме этого, все поющие пользуются одинаковыми певческими   приемами,  обеспечивающими   единый   характер,   единую   манеру исполнения. Необходимо научить поющих детей прислушиваться к звучащим рядом голосам.                                                                    Соблюдение темпового ансамбля зависит от того, насколько хористы внимательны к руке дирижера   или   к   аккомпанементу.                                          Динамический ансамбль предполагает   одновременное   и   одинаковое   исполнение динамических   оттенков   –   форте,   пиано,   короткие   и   длинные   крещендо   и диминуэндо,   внезапные   динамические   изменения   –   субито­пиано,   субито­ форте, сфорцандо и т.л.                                               Выполнение хором всех элементов   ансамбля   создает   условия   для   художественного   звучания произведения.                                                   Отдельно следует сказать о двухголосии. Для успешного перехода к двухголосию  необходимо укреплять пение   в   унисон.   Диапазон   голоса   у   детей   7­10   лет   охватывает   примерно 12 октаву.   Говорить   о   делении   хора   на   сопрано   и   альты   еще   рано.   Поэтому деление   на   голоса   в   хоре   младших   школьников   условно.   Начинают разучивание песни двухголосного склада с голоса, имеющего самостоятельное мелодическое значение. ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ  ВОКАЛЬНО­ХОРОВОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМСЯ НА УРОКАХ   МУЗЫКИ 2.1. Общая  характеристика хорового пения на уроках музыки                   Хоровое   пение   –   один   из   ведущих   видов   учебной   музыкальной деятельности   школьников   на   уроках   музыки.   Это   коллективный   вид деятельности,   который   направлен   на   развитие   его   певческой   культуры. Решение   задач   музыкального   воспитания   возможно   только   при   условии достижения   учащимися   художественного   исполнения   музыкального репертуара. Выразительное исполнение – это эмоциональное пение, в котором должна чувствоваться глубина понимания музыкального образа. Для такого исполнения   необходимо   владение   вокально­хоровыми   навыками   как средствами   выразительности.   Формирование   таких   навыков   не   является самоцелью,   музыки. раскрытию   содержания   а   служит   Хоровое   пение   –   наиболее   доступная   исполнительская   деятельность. Певческий голос может быть воспитан практически у всех, исключая только патологические случаи. Правильное певческое развитие с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса способствует развитию здорового   голосового   аппарата.   Многие   видные   музыканты­педагоги   и композиторы   высоко   ценили   значение   хорового   пения   в   школе. В условиях школьного музыкального образования и воспитания хоровое пение выполняет несколько функций:                                                                         Во­ первых, разучивая и исполняя произведения хорового репертуара, учащиеся знакомятся   с   разноплановыми   сочинениями,   получают   представления   о 13 музыкальных   жанрах,   приёмах   развития,   соотношении   музыки   и   слова   в вокальных произведениях, осваивают некоторые черты народного фольклора и музыкальный язык произведений профессиональных композиторов. Хоровое пение расширяет кругозор учащихся, формирует положительное отношение детей   к   музыкальному   искусству,   стимулирует   развитие   интереса   к музыкальным занятиям.                                                         Во­вторых, хоровое пение   решает   задачи   развития   слуха   и   голоса   учащихся,   формирует определённый   объём   певческих   умений,   навыков,   необходимых   для выразительного, эмоционального и осмысленного исполнения.                В­ третьих,   являясь   одним   из   самых   доступных   видов   исполнительской деятельности детей, хоровое пение развивает общеучебные навыки и умения, необходимые   для   успешного   обучения   вообще:   память,   речь,   слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни, аналитические умения, умения и навыки коллективной деятельности и др. В­четвёртых,   содержание   певческого   репертуара   нацелено   на   развитие   у ребёнка позитивного отношения к окружающему миру через постижение им эмоционально­нравственного   смысла   каждого   музыкального   произведения, через   формирование   личностной   оценки   исполняемой   музыки. Пение   как   исполнительский   процесс   развивает   различные   не   только   чисто музыкальные   способности,   но   и   такие   качества   как   умение   слушать   и   настойчивость   в   преодолении   трудностей, запоминать,   внимание, воображение, фантазию, самостоятельность.                                        Известный отечественный психолог Л.С. Выготский отмечал, что творчество имеет место не только там, где создается нечто совершенно новое, но и там, где человек вносит свое понимание, где он по­своему воспроизводит, меняет, группирует уже   созданное.   В   настоящее   время   проблема   творческого   развития   детей 14 рассматривается как «проблема века», «проблема №1». Прямое отношение она имеет и к вокально­хоровой работе в школе. 2.2. Основные задачи, принципы и методы вокально­хоровой работы в системе музыкального воспитания Цель хорового пения на уроках музыки – формирование у школьников певческой   культуры   как   неотъемлемой   части   их   музыкальной   культуры   в целом. Задачи вокально­хоровой работы: ­   развитие   интереса   и   любви   к   хоровому   пению   и   музыкальному искусству; ­ воспитание художественного вкуса; ­  развитие       певческого   голоса (формировать  естественное   звучание, расширять диапазон и т.п.); ­   развитие     вокально­хоровых   навыков   как   основы   выразительного, грамотного и художественного исполнения; ­ развитие музыкальных способностей; ­ формирование творческого отношения к исполнению музыки. Вокальная   педагогика   является   составной   частью,   с   одной   стороны, педагогики   искусства,   с   другой   –   частью   общей   педагогики.   Поэтому обучение пению опирается как на принципы общей педагогики (научности, систематичности, последовательности, наглядности, доступности и т.д.), так и на   принципы   педагогики   искусства     образности, интонационности,   ассоциативности,   художественности).   Кроме   этого,   в (целостности, каждой авторской программе по музыке для школы определены принципы, которые являются характерными именно для нее. Поэтому при организации 15 хорового   пения   учитель   руководствует   и   принципами,   обозначенными   в работает. программе, которой по       он   Помимо указанных принципов, обучение школьников пению основывается на принципах специальных. У   разных   авторов   перечень   и   характеристики таковых   могут   отличаться.   Ниже   приведены  принципы  обучения   пению, предложенные Г.П. Стуловой. Принцип направленности. Обучение пению должно быть направлено не только на развитие певческого голоса детей, но также и на решение задач их воспитания и общего развития. Например:  1)   при   формировании   умения   оценивать   качество   звучания   голосов товарищей необходимо воспитывать доброжелательность;  2)   тренируя   умение   различать   эмоциональную   выразительность произведения   по   голосу   и   мимике   исполнения,   необходимо   формировать способность к эмпатии (чуткость к людям);  3) один из главных моментов обучения – направленность на создание установки, пи которой ученик понимает, что овладение искусством пения – большой  труд,  который требует  волевых   усилий,  а не  только  развлечение. Таким образом, эффективность обучения пению зависит от направленности работы учителя на воспитание определенных личностных качеств учащихся, а также   на   их   общее   развитие   на   основе   углубления   процессов   восприятия, представления   и   воспроизведения,   которые   тесно   связаны   со   всеми умственными операциями ребенка и развитие его мышления. 16 Принцип   заинтересованности –   основное   условие   успешности обучения, так как техника усваивается непринужденно и легко тогда, когда дети сами  захотят  ее усвоить.  Это  и основа  дисциплины   на занятиях, она обеспечивает внимание, собранность и серьезность детей. Принцип сознательности включает  в себя осознанное (а не только эмоциональное)   отношение   к   музыке,   к   исполнительской   деятельности,   к освоению знаний, умений и навыков. Принцип   перспективности.   Задача   педагога   ­   продвигать   вперед развитие   учащихся,  а   не   ориентироваться   только   на   достигнутый   уровень, характерный для данного возраста. Данный принцип проявляется в опоре на «зону   ближайшего   развития»   школьников (Л.С. Выготский).   Например,   можно   вводить   фрагменты   из   произведений   трудных,   но увлекательных   для   детей.   Отдельные   фразы   или   интонации   включать   в распевание, вокализируя или исполняя со словами. Постепенно фрагменты укрупняются. К   подбору   песенного   материала   следует   подходить   с   точки   зрения основополагающих   принципов   развивающего   обучения:   высокого   уровня трудности,   но   в   пределах   возможностей   детей,   а   также   быстрого   темпа освоения учебного материала, но без спешки (по Л.В. Занкову). Принцип   постепенности,   последовательности   и непрерывности. Проявляется   в   постепенном   усложнении   певческого репертуара   и   вокальных   упражнений,   направленных   на   систематическое   и последовательное   развитие   певческого   голоса   и   вокальных   навыков. Подвижность   и   гибкость   певческого   голоса   необходимо   постоянно поддерживать, так как эти качества легко теряются при перерыве в занятиях. 17 Принцип   индивидуального   подхода   к   учащимся предполагает разнообразие приемов и методов обучения в зависимости от тех или иных задач по воспитанию и развитию данного ученика и его голоса. Выбор приемов работы   зависит   от   возрастных   и   индивидуальных   возможностей,   а   также певческого опыта и общего развития.                                             Методами индивидуального   контроля   являются:   визуальное   наблюдение   в   процессе коллективной   работы,   индивидуальное   прослушивание,   анализ   аудиозаписи песен и др.                                                                                 Соблюдение допускающих гигиенических   норм   занятиях, в     не   переутомления. Необходимо соблюдать правило: лучше петь понемногу, но равномерно и систематически. Первые занятия с начинающими – не более10 минут. В дальнейшем – до первых признаков утомления, главный показатель которого – снижение уровня внимания. Принцип единства художественного и технического. Он означает, что технические задачи должны быть полностью подчинены художественным. Его   реализация   ведет   к   постепенному   приобретению   учащимися   навыков глубокого   проникновения   в   художественный   образ   произведения   и   его осмысленного выразительного и грамотного исполнения. Методы вокально­хоровой работы Наряду   с   общедидактическими   методами   и   методами,   присущими музыкальному   обучению,   в   вокальной   педагогике   сложились   специальные методы и приемы, которые не исключают, а дополняют друг друга.  Наиболее известные из них это: Концентрический метод 18 Этот метод (а точнее – методика), разработал основоположник русской вокальной   школы   М.И.   Глинка.   Его   метод   лежит   в   основе   методических систем многих авторов и используется в работе как со взрослыми, так и с детьми.   М.И.   Глинка   считал,   что   сначала   необходимо   усовершенствовать «натуральные тоны» голоса, то есть звуки, берущиеся безо всякого усилия. Голос   должен   развиваться   естественного   «центра   голоса»,   на   котором основывается спокойная речь человека, к тонам, окружающим этот центр. В основе концентрического метода лежат следующие установки: 1) плавное пение без придыхания; 2) при вокализации на гласный звук должна звучать чистая фонема; 3)   непринужденность   и   свобода   голосообразования   без   напряжения, форсирования и перегрузки; 4) умеренное раскрытие рта при пении; 5) пение без гримас и чрезмерных усилий; 6) пение на меццо­форте, которое должно превалировать, особенно на первом этапе работы (в работе с детьми силу голоса необходимо соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ученика); 7)   умение   долго   тянуть   звук   ровным   по   силе   голосом   (что   гораздо труднее, чем менять силу); 8) умение петь звукоряд вверх и вниз ровным по тембру звуком (то есть, сохранять одинаковый регистровый настрой, что возможно в пределах лишь небольшого по диапазону отрезка звукоряда и при соблюдении одинаковой динамики); 19 9) точное «попадание» в ноту в момент атаки звука (без «подъездов»); 10) соблюдение последовательности заданий при построении вокальных упражнений:   сначала   упражнения   строятся   на   одном   звуке   в   пределах примарной зоны, затем на двух, расположенных рядом, которые необходимо плавно соединять; 11) не допускать усталости. Фонетический (фонопедический) метод                  Данный метод используют в вокально­хоровой работе все педагоги. Наиболее   распространено   его   применение   в   качестве   способа   настройки детского   голоса   на   определенный   стиль   регистрового   звучания. Из­за   индивидуальных   различий   учащихся   трудно   составить   общий   план упражнений. Однако замечено, что гласный звук «У» отличается наименьшим разнообразием способов  его  артикуляции, поэтому  он  наиболее   употребим при   коллективном   обучении   пению   в   хоре.   С   него   и   следует   начинать упражнения. При пении упражнений из ряда гласных с целью их выравнивания один гласный должен как бы вливаться в другой без толчка. Большое значение для тембра имеет манера артикуляции: степень открытости рта, активность артикуляционных органов, фонетическая чистота произношения, положение губ и т.д. Артикуляция каждого гласного может быть ярко выраженной или нивелированной.   Например,   «на   улыбке»,   «на   полуулыбке»,   округленными губами.                                                               При работе с произведениями, после пропевания мелодии на слоги  «ЛЮ», «ДУ», «ДЫ»  ­ исполнение со словами приобретёт большую ровность звучания, но опять же если певцы хора внимательно   будут   следить   за   сохранением   одинаковой   установки артикуляционных   органов,   как   при   пение   гласных  «У»   и   «Ы».  Чистый 20 гласный звук «О» обладает свойствами, что «У», «Ы» но в меньшей степени. Наибольшую пестроту в пение придаёт гласный звук «А» поскольку разными людьми произносится по­разному.  «И», «Э»  ­ стимулируют работу гортани, вызывают   более   плотное   и   глубокое   смыкание   голосовых   связок.   Их формирование связано с высоким типом дыхания и положением гортани, они осветляют звуки и приближают вокальную позицию. Но эти звуки требуют особого   внимания   в   отношении   округления   звука.   Гласная  «И»  должна приближённо звучать к «Ю», иначе приобретает неприятный, пронзительный характер. Гласная «Е» должна быть сформирована как бы от артикулярного уклада  «А».   Гласные  «Э»,   «Ю»,   «Я»,   «Ё»,   благодаря   скользящему артикулярному   укладу,   чем   чистые   гласные. Поскольку первая задача в вокальной работе – научить «тянуть» звук, петь   поются   легче, легато, то целесообразно в первых упражнениях делать ставку на вокализацию чистых   гласных,   а   для   исправления   недостатков   в   звуке   использовать различные   слогосочетания.   Вокализация   на   различных   гласных   (чаще   «У», «О», «А») удобна для впевания песенного материала. Это целесообразно для выработки   кантилены,   формирования   навыка   удерживать   гортань   в стабильном   положении   при   смене   высоты   тона   с   целью   выравнивания тембрового звучания голоса.                                                   Таким образом, работа в хоре над гласными ­ качество звучания и заключается в достижение чистого произношения в сочетание с полноценным певческим звучанием.                           Формирование   согласных,   в   отличие   от   гласных,   связано   в возникновение преграды на пути тока воздуха в речевом такте. Согласные делятся на звонкие, сонорные и глухие, в зависимости от степени участия голоса в их образовании. Следуя из функции голосового аппарата на 2­е место после   гласных,   мы   ставим   сонорные   звуки:  «М»,   «Л»,   «Н»,   «Р».   Они получили такое название, так как могут «тянутся», нередко стоят наравне с 21 гласными.   Этими   звуками   добиваются   высокой   певческой   позиции,   и краски. разнообразия тембровой     Далее звонкие согласные –  «Б», «Г», «В», «Ж», «З», «Д». Они образуются при участии голосовых складок и ротовых шумов. Звонкими согласными, как и   сонорными,   добиваются   высокой   певческой   позиции   и   разнообразия тембровой краски. На слог «Зи» достигают близости, лёгкости, прозрачности звучания. Глухие «П», «К», «Ф», «С», «Т» образуются без участия голоса и состоят из одних шумов. Это не звучащие звуки, а направляющие. Свойственен взрывной характер, но на глухих согласных гортань не функционирует, легко избежать форсированного   звучания   при   вокализации   гласных   с   предшествующими глухими   согласными.  На   начальном   этапе   это   служит   выработки   чёткости ритмического рисунка и создаёт условия, когда гласные приобретают более объёмное звучание («Ку»). Считается, что согласная  «П»  хорошо округляет гласную «А». Шипящие «Х», «Ц», «Ч», «Ш», «Щ» ­ состоят из одних шумов. Глухую  «Ф»  хорошо   использовать   в   упражнениях   на   дыхание   без   звука. Произношение   глухих   согласных   замедляется   при   вялой   артикуляции. Поэтому с самого начала вокальной работы необходимо добиваться активной артикуляции, но не допускать при этом чрезмерных напряжений и мышечных зажимов.                                                                                     Основное правило дикции   в   пении   хором   –     быстрое   и   чёткое   формирование   согласных   и максимальная   протяжённость   гласных:   активная   работа   мускулатуры артикуляционного   аппарата,   щёчных   и   губных   мышц,   кончика   языка.   Для достижения чёткости дикции особое внимание мы обращаем на работу над развитием   кончика   языка,   после   чего   язык   полностью   становится   гибким, работаем   над   эластичностью   и   подвижностью   нижней   челюсти,   а   с   ней   и подъязычной кости гортани. Для тренировки губ и кончика языка используем разные скороговорки. Например: «От топота копыт пыль по полю летит» и 22 т.д.   Все   произноситься   твёрдыми   губами,   при   активной   работе   языка. Согласные в пение произносятся коротко, по сравнению с гласными. Особенно шипящие и свистящие «С», «Ш»,  потому что хорошо улавливается ухом, их надо укорачивать, иначе при пении будет создавать впечатление шума, свиста. Для соединения и разъединения согласных существует правило:  если одно слово   кончается,   а   другое   начинается   одинаковыми,   или   приблизительно одинаковыми согласными звуками (д­т; б­п; в­ф), то в медленном темпе их нужно   подчеркнуто   разделять,   а   в   быстром   темпе,   когда   такие   звуки приходятся   на   мелкие   длительности,   их   нужно   подчеркнуто   соединять. Эта трудная задача (сделать обычный класс хором) станет намного легче, если учитель будет пользоваться методом показа и подражания. 2.3. Методика разучивания  песни на уроках музыки          Это следующий этап в работе над вокально­хоровыми навыками.      Если   предваряет происходит   первое   знакомство   с   песней,   то   разучивание   небольшой рассказ о композиторе, о поэте, о том, что они еще написали; если известна   история   создания   песни,   то   ребят   знакомим   и   с   ней. Далее происходит показ песни. От того, как он проводится, часто зависит отношение ребят к разучиванию — их увлеченность или равнодушие, вялость. Поэтому   всегда   следует   использовать   все   свои   возможности   при   показе, заранее хорошо подготовившись к нему.                                                  Как правило, на занятиях хора не следует записывать слова песни, в этом просто нет необходимости. Ведь при методе пофразного заучивания песни, при ее многочисленном   повторении   слова   учатся   сами   собой.       Однако,   стоит отметить, что многократное, длительное заучивание одного и того же места, как правило, снижает интерес детей к произведению. И здесь надо обладать очень точным чувством меры, чувством времени, отведенного на повторение 23   того произведения. Не   стоит   спешить   с   разучиванием   всех   куплетов   песни,   так   как   ребята   с фрагмента или   иного     большим удовольствием поют уже знакомую мелодию с новыми словами, чем с известными, поэтому процесс разучивания следует притормозить. В каждом новом куплете нужно обращать внимание, прежде всего, на трудные места, недостаточно хорошо получившиеся при исполнении предыдущего куплета. Большое   значение   нужно   обратить   на   выработку   активной   артикуляции, выразительной   дикции   при   пении.   После   того   как   хор   выучил   основные мелодии, можно переходить к художественной отделке произведения в целом. Возможен   другой   вариант:   тесное   взаимодействие,   сочетание   решения технических   проблем   и   художественной   отделки   произведения. После разучивания новой песни есть смысл  повторить уже выученные песни. И здесь вовсе не обязательно  петь каждую песню с начала до конца — лучше исполнять   какие­либо   места   отдельно   по   партиям,   затем   вместе   для выстраивания   интервала   (аккорда).   Можно   поработать   над   какими­то частностями,   обогащая   произведение   новыми   исполнительскими   нюансами. При такой работе над знакомым материалом он никогда не надоест.          В конце  занятий  поются  одна или две песни, готовые к исполнению. Устраивается своеобразный «прогон», в задачу которого входит активизация контакта   руководителя   хора   как   дирижера   с   исполнителями.   Здесь отрабатывается   язык   дирижерских   жестов,   понятный   хористам. В моменты «прогонов» хорошо пользоваться магнитофоном — для записи и последующего   прослушивания.   Этот   прием   дает   поразительный   эффект. Когда дети поют в хоре, им кажется, что все хорошо, работать больше не над чем. Прослушав запись, дети вместе с руководителем отмечают недостатки исполнения и при последующей записи стараются их устранить. Этот прием 24 не стоит употреблять  на каждом занятии, иначе теряется новизна и пропадает интерес к нему. Поэтому при выборе и работе над песней я использую следующий план: 1) Художественная ценность и педагогическая целесообразность песни. 2) Соответствие   песенного   репертуара   возрастным,   физиологическим, психологическим,   общекультурным   и   музыкальным   возможностям детей конкретного класса. 3) Место песни в системе уроков четверти, в конкретном уроке. 4) Круг   вопросов   по   включению   по   включению   песни   в   урок   и   ее художественно­педагогическому анализу. 5) Первое представление о песне и процесс её разучивания: ­   интонационно­образные   особенности   песни   (выявление   главных смысловых интонаций стихотворного текста и музыки); ­ распевание на отдельных интонациях без слов и с текстом; ­ учёт характера, жанровой основы интонаций, их соответствие образному содержанию; ­ динамические, ритмические, ладовые, темповые особенности интонаций, их соотнесение с образным строем песни; ­ характер движения мелодии и сопровождения; ­ интонационно­драматургическое развитие песни; ­   углубленное   интонационно­образное   восприятие   песни   путём использования   наиболее   ярких   средств   выразительности   с   помощью пластического   интонирования,   игры   на   музыкальных   инструментах, игровых моментах.          Работа над песнями и упражнениями в разных возрастных группах имеет   общие   черты.   Так,   освоение   песни   включает:   ознакомление, собственно разучивание, закрепление, исполнение. 25 Разучиванию   песни   предшествует   вступительное   слово   учителя,   показ песни   и   беседа   с   учащимися.   Их   цель   ­   создать   соответствующий эмоциональный настрой, активизировать воображение школьников. В ходе беседы   определяется   характер   песни,   наиболее   яркие   выразительные средства,   которые   использовал   композитор   для   создания   музыкального образа.          Разучивание песенного репертуара можно осуществлять по фрагментам (чаще ­ это фразы). Можно разучивание начинать не с начала, а с наиболее запоминающейся ­ лёгкой или, наоборот, с более трудной части, в умеренном темпе и умеренной динамике, а также при звуковедении легато (что помогает лучшему   впеванию   и   осмыслению   мелодической   линии).   В   процессе разучивания   песни   большое   внимание   нужно   уделять   не   только   усвоению мелодии,   но   и   осмыслению   текста   как   важного   средства   создания музыкального образа. Текст осваивается в большинстве случаев одновременно с мелодией. Непонятные или трудные слова необходимо объяснять ученикам до исполнения, при необходимости записывать их на доске. Основа пения­ гласные   звуки.   На   них   воспитываются   все   вокальные   качества   голоса.   От правильного образования гласных зависит красота тембра. 2.4.   Ожидаемые   результаты   освоения   вокально­хорового   раздела программы                   При     компетентностном     подходе   ожидаемым   результатом   образовательного процесса является не система знаний, умений, навыков, а заявленных   государством   ключевых   компетенций,  без   которых   невозможна деятельность   современного   человека   в   интеллектуальной,   общественно­ политической,   коммуникационной,   информационной   и   прочих   сферах. Компетентность­это мера освоения компетенции, она включает в себя знания, умения, навыки, опыт.                                                                Компетентность 26 представляет   собой   культурное   новообразование   личности,   то   есть совокупность ценностей, убеждений мотивов, знаний, действий дорастающих до   полноценных   деятельностей.   Педагогические   технологии,   методы   и приёмы   создают   благоприятные   условия   для   достижения   высокого   уровня развития компетенций.                                                                            Освоив вокально­хоровой   раздел   программы,   учащиеся   приобщаются   к   шедеврам мировой   художественной   культуры.   Школьники   овладевают   вокально­ хоровыми   умениями   навыками,   самостоятельно   осуществляют   поиск исполнительских   средств   выразительности   для   воплощения   музыкальных образов   в   произведении,   приобретают   навык   самовыражения   в   пении   с сопровождением   и   без   сопровождения,   одноголосном   и   двухголосном. В   ходе   обучения   музыке   школьники   приобретают   навык   коллективной музыкально­творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение).            В программе, наряду с умениями в певческой деятельности, предусматривается совершенствование   навыков:   певческой   установки,   звукообразования, певческого  дыхания,  артикуляции,  ансамбля  и хорового   строя(  в  процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса( звонкостью, полётностью  и  т. п.),  навыки  следования дирижёрским   указаниям. Особую группу   составляют   слуховые   навыки,   среди   которых,   основополагающее значение   имеют   навыки   слухового   контроля   и   самоконтроля   за   качеством своего   вокального   и   общехорового   звучания.   Подробнее   остановлюсь   на умениях   и   навыках   учащихся,   которые   формируются   в   результате прохождения   раздела   программы   «Вокально­хоровая   работа   на   уроках музыки». 1 класс.  Умение одновременно начинать и заканчивать песню. 27  Понимание дирижёрского жеста.  Умение петь простейшие попевки в небольшом диапазоне от ре­ми1 – до си­до2.  Умение петь напевно естественным, полётным, негромким звуком. 2 класс.  Умение протягивать гласные звуки.  Умение чётко и ясно произносить согласные.  Умение слушать себя и своих товарищей. 3класс.  Знание основных типов голосов.  Умение петь на одном дыхании более длинные фразы.  Умение импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико­ритмические модели. 4 класс.  Умение петь в унисон.  Умение владеть певческим дыханием.  Умение   слышать   себя   и   других   в   хоре,   сливая   свой   голос   в   общее звучание.  Певческий диапазон до1­ре, (ми)2.  «Пробное» пение двухголосья. 5 класса  Умение   распределять   дыхание   при   исполнении   песни   с   различными 28 динамическими оттенками.  Умение петь на два голоса (канон, терция)  Умение артистично выступать перед публикой.  Умения определять музыкальные средства.  Умение соблюдать динамические оттенки. 6 класс  Умение петь в унисон.  Умение петь на два голоса (канон, терция, кварта, квинта)  Умение   определять   лад   и   умение   передавать   характер   и   настроение музыкального произведения.  Умение донести до слушателя музыкальный образ.   Умение петь кантиленно. ЗАКЛЮЧЕНИЕ                   Воспитательные и организационные  возможности хоровой музыки огромны. Практический опыт показывает, что при интегрированном подходе, изучая   народный   и   современный   фольклор,   церковную   и   классическую музыку,   воспитанники   проникаются   ощущением   ответственности,   ценности своей жизни и жизни окружающих. Они научаются высокой нравственности и красоте   человеческого   общения,   развивают   певческие   навыки:   учатся естественно и правдиво передавать в звуке тончайшие оттенки человеческого 29 настроения, что является высшей трудностью и высшей степенью вокального мастерства; развивают музыкальный слух, чувство ритма, память, дикцию и культуру речи. В применении к детской психологии, значение хорового пения как фактор   воспитывающего,   поднимающего   уровень   всех   их   занятий,   возрастает неимоверно.   В   отличие   от   взрослых,   умудренных   жизненным   опытом, воспринимающих искусство не только эмоционально, но и на основе своего жизненного   опыта,   дети,   с   самых   ранних   лет   входящие   в   мир   искусства, впитывает   эстетические   впечатления   одновременно   с   восприятием окружающего   мира.   Дети,   поющие   в   хорошем   хоре,   где   ставятся определенные   художественно   ­   исполнительские   задачи,   выполняют   их параллельно   с   выполнением   пусть   маленьких,   но   для   них   очень   важных «детских» задач. Хоровое   пение   ­   искусство   массовое,   оно   предусматривает   главное   ­ жизненных     коллективное исполнение художественных произведений. А это значит, что чувства,   идеи,   заложенные   в   словах   и   музыке,   выражаются   не   одним человеком,   а   массой   людей.   Осознание   детьми   того,   что   когда   они   поют вместе, дружно, то получается хорошо и красиво, осознание каждым из них того, что он участвует в этом исполнении и что песня, спетая хором, звучит выразительней и ярче, чем если бы он спел её один, ­ осознание этой силы коллективного   исполнения   оказывает   на   юных   певцов   колоссальное воздействие. Через хоровую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре,   а   коллективное   пение   –   это   прекрасная   психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств.   В   школьных   хорах   дети   приобретают   навыки   музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве. 30          В заключении хочется отметить, что развитие вокально­хоровых навыков для  хорового  пения на уроках  музыки  проходит  более  эффективно  тогда, когда музыкальное обучение осуществляется систематически, в тесной связи педагога и учеников, на фоне формирования общей музыкальной культуры ребенка в младшем школьном возрасте и, наконец, с учётом возрастных и личностных   качеств   ребёнка.   Это   и   доказывает   используемая   изложенная выше система  методов  и приемов  по  формированию  и развитию основных вокально­хоровых навыков у детей школьного возраста.            Если сегодня учитель   музыки   понимает,   что   важнейшей   задачей   современной музыкальной педагогики является создание новой стройной системы, позволяющей   сделать   процесс   музыкально­хорового   образования школы   целенаправленным   и   последовательным,   где   господствует приятная, живая атмосфера, диалог между учителем и учащимися, то   урок   музыки   принесёт   только   позитивные   результаты. Конечно,  вокально­хоровая  работа   на  уроке  чередуется  с  другими  видами музыкальной   деятельности,   но   учителю   необходимо   стремится   к идеалу: каждый   класс  –  это   хор! Так   давайте   все   вместе   научим   детей любить петь и получать от пения приятное наслаждение, радость, хорошее настроение и гармонию в жизни. ЛИТЕРАТУРА  1. Алиев Ю. Б. Настольная книга учителя­музыканта. М.: Просвещение, 2000. – 235 с. 2. Апраксина О. А. Музыкально воспитание в школе. ­ Вып.12.– М., 1977. – 304 с. 3. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М.:Музыка, 1982.­ 150с. 31 4. Баранов Б.В. Курс хороведения. М, 1991. – 267 с. 5. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. С­П.: Музыка, 2000. – 378 с. 6.  Венгрус   Л.А.  Пение   и «фундамент   музыкальности».  Великий  Новгород, 2000. – 245 с. 7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В. ­ М.: Просвещение, 1973. ­ С. 66­97. 8. Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных  классах.  /  Музыкальное   воспитание   в школе. ­  Выпуск  14.­  М., 1989. – 187 с. 9. Детский голос. / Под ред. В.Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1970. – 336 с. 10.   Дмитриева   Л.   Г.,   Черноиваненко   Н.   М.   Методика   музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989. – 367 с. 11.   Емельянов   В.В.   Фонопедический   метод   формирования   певческого голосообразования:   Методические   рекомендации   для   учителей   музыки. Новосибирск: Наука. Сиб.отделение, 1991. –165 с. 12. Живов В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. М.: Владос, 2003. – 272 с. 13. Жданова Т. А. Игровой метод в развитии музыкально­просветительских интересов младших школьников в детском хоре / Т. А. Жданова. Музыкальное воспитание в школе. ­ М.: Музыка, 1978. ­ Вып. 13. – 267 с. 32 14.   Никольская­Береговская   К.Ф.   Русская   вокально­хоровая   школа:   От древности   до   XXI   в.:   Учебное   пособие   для   студентов   высших   учебных заведений. М., 2003. – 270 с. 15. Осеннева  М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая  работа с хором. М.: Академия, 2003. – 192 с. 16. Струве Г.А. Школьный хор: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1981. ­ С. 76­81 17. Стулова Г.Г. Хоровой класс. М.: Просвещение, 1988. – 363 с. 18.   Тевлина   В.К.   Вокально­хоровая   работа.   /   Музыкальное   воспитание   в школе. ­ Выпуск 15. – М., 1982. – 289 с. Приложения Приложение № 1 Приём «эхо» Сначала   весь   класс   поёт   распевку   относительно   громким   звуком,   а   затем повторяет   его   же   в   тихой   динамике.   Таким   образом   исполняется   ряд одинаковых распевок по хроматической гамме. Приложение №2 Приём «перекличка» Класс делится на две группы. Сначала распевку исполняет одна группа, затем её  же  повторяет  вторая.  В  переходе  на  исполнение  упражнения  с другого 33 звука   последовательность   исполнителей   меняется:   сначала   распевку   поёт вторая группа, а затем её повторяет первая. По   мере   освоения   простейших   распевок   следует   постепенно   разучивать новые,   которые   строятся   в   более   широком   диапазоне.   Распевания   можно исполнять как на различные открытые слоги­«лё», «ля», «ма», «ми» и т.д., так и   со   словами.   Роль   распевок   с   текстом   успешно   выполняют   фольклорные потешки   и   попевки.   Они   обычно   невелики   по   объёму,   имеют   забавное содержание,   легко   запоминаются   и   затем   воспроизводятся   школьниками. Приведу перечень народных потешек и несложных песен, мелодии которых построены в диапазонах на разных певческих интервалах: Прима   ­  «   Андрей­воробей»,   «Барашеньки­крутороженьки»,   «Дон­дон», «Сорока­сорока». Секунда –« Уж как шла лиса по травке»(одна­две первые фразы). Терция –« Ходит зайка по саду», «У кота – воркота». Кварта  –«   Куры,   гуси   да   индюшки»,   «Скок­скок­поскок»,   «Савка   и Гришка»(запев песни). Квинта  –«   Пойду   ль   я,   выйду   ль   я   да»(первая   фраза),   «Во   поле   береза стояла»(первая фраза), «Со вьюном я хожу»(первая фраза). Для распевания в квинтовом диапазоне можно также использовать начальные фразы известных авторских песен – М.Красева «Ёлочка». В.Калинникова « Тень­тень», вокализированные пьесы Э.Грига «Утро». Кроме того, в своей практике я использую ряд популярных распеваний, также приемлемых   при   работе   в   школе:   «Родина   моя»   (нисходящий   мажорный звукоряд   в   объёме   квинты),   «Утром   я   встаю,   песенку   пою»(мажорный звукоряд   в   объёме   квинты   сначала   вверх,   затем   вниз),   «Милая мама»(четырёхкратное   повторение   одной   фразы   в   секвенции   от   четырех нисходящих звуков­соль, фа, ми, ре с переходом в тонику до). Приложение № 3 34 ЗВУК  Звук. Услышать случалось меня иногда, Но видеть — не видел никто никогда, Ведь я не имела ни ног и не рук, Все тело мое ­ лишь блуждающий звук. Девочка. Значит, ты невидимка? Звук. Слушать Голос тишины ­ вот зачем стихи нужны! Девочка. Дай еще один ответ, Верно поняла иль нет — Ты живешь, пока поешь, Замолчишь ­ и ты умрешь? Звук. Да, я Голос тишины. Только тот меня и слышит, Кто слова стихами пишет. Над просторами листа зазвучит моя душа. Я к нему стремлюсь, лечу, я живу, пока дышу! УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА Три упражнения для массажа Упражнение 1. Массаж лица. Приложение № 4 35 а) положить ладони на лоб, чтобы кончики пальцев обеих рук касались друг друга. От середины лба медленно поглаживать  ладонями до околоушной области лица. Такие движения производить: б) от переносицы к ушам; в) от околоушной области лица к подбородку и обратно; г)   поглаживать   кончиками   пальцев   вокруг   глаз   расходящимися движениями от середины лба и снова к середине.  Упражнение 2. Вибрационный массаж лица.  Повторить   все   вышеизложенные   движения,   но   только   способом постукивания пальцами. Упражнение 3. массаж шеи. Медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху вниз; а) в области горла, попеременно то правой, то левой рукой; б)   от   околоушной   области   лица,   по   боковой   части   шеи,   близкой   к затылку. Для тренировки губных мышц Упражнение 1. Исходное   положение:   зубы   сомкнуты,   губы   в   обычном   спокойном состоянии. Губы вытягиваются вперед , принимая форму «пятачка»; а затем, стараясь не разжимать     «   пятачка»,   делать     круговые   движения   губами:   вправо,   вниз, влево, вверх.   Повторить круговые движения справа налево 3­4 раза, потом ­ в обратном направлении столько же. Упражнение 2. Нижние зубы касаются верхней губы и легко   массажируют ее, затем то же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы. Упражнение повторяется 3­4 раза. 36 Для тренировки мышц мягкого нёба и глотки. Упражнение 1. Произнести медленно 3­4 раза подряд парные согласные:  Б и П, В и Ф, Д и Т, Г   и   К.   Затем       медленно,   беззвучно,   почти   не   открывая   рта,   но   хорошо раскрывая  полость зева, произнести 3­4 раза подряд гласные А, Э, О. Упражнение 2. а) Произнести медленно и беззвучно А, Э, О, стараясь шире раскрыть зев,  а не рот; затем, повторяя также беззвучно эти гласные, наклонить голову вниз, до соприкосновения с грудью; потом плавным движением  запрокинуть  голову назад, продолжая произнесение гласных. б) наклонить голову вправо, как бы желая положить ее на плечо (плечо не поднимать),   затем   плавно   наклонить   голову   влево.   В   этих   положениях беззвучно повторять указанные гласные. Тренировка произношения гласных и согласных звуков Порядок гласных звуков: А, Э, И, О, У. Упражнение 1. Беззвучное произнесение гласных на « теплом выдохе», затем то же самое – вслух.  «Теплый выдох» представляется как постепенное выдыхание  воздуха теплой струей. При этом он производится замедленно, как бы   «растянутой гласной».   Поднеся   ладонь   ко   рту,   можно   ощутить   тепло.   Вдох   перед упражнением берется коротко, носом. Вслух звуки произносятся слитно, на одном дыхании. Упражнение 2. Произнесение «взрывных согласных: Б­П, В­Ф, Д­Т, Г­К. а) Ба – бэ ­  би – бо ­ бу;  па – пэ – пи – по ­ пу. б) Ба ­ па, бэ ­ пэ, би ­ пи, бу ­ пу. в) Па – ба, пэ – бэ, пи – би, пу – бу. 37 г) Да – дэ – ди – до – ду; та – тэ – ти – то – ту. д) Тада – тадда, тэдэ – тэддэ,тиди – тидди, тодо ­ тоддо, туду –тудду. е) Га – гэ – ги – го – гу; Ка – кэ – Ки – ко – ку. ж) Каги – кагги, кэгэ – кэггэ, киги – кигги… Упражнения на скороговорки Работа   над   скороговорками   преследует   важную   цель   –   научиться   легко,   дикционные   трудности, непринужденно   преодолевать   встречающиеся   сложные звукосочетания. Главное внимание следует обратить на согласные Р, М, Н, Б, которые должны произноситься особенно четко и ясно, как бы с удвоением, в то же время шипящие   согласные нужно пропевать быстро и легко, так как при их артикуляции происходит значительная утечка воздуха. Начинать работу над скороговорками, так же как и над согласными, надо в медленном   темпе.   Каждая   скороговорка   имеет   свою   смысловую   линию,   и можно нафантазировать самые разнообразные оттенки настроения, отношения к тому, о чем говорится в тексте, рисуя себе соответствующие жизненные ситуации.   Например,   можно   разнообразить   предлагаемые     обстоятельства, представляя   себе то погоню, то ласковое обращение к другу, то ликование победителя.   При   этом   одна   и   та   же   скороговорка   будет   интонироваться соответствующим  данной ситуации образом.  Очень   полезно     поначалу   тренироваться   в   беззвучном   произнесении скороговорки   в   медленном   темпе.   Потом   темп   постепенно   ускорять   и выговаривать текст вслух.  Тренировка согласных: Б – П, В – Ф, Г – К, Д – Т, Х Скороговорки 38 Бык топогуб, топогугубенький бычок, у быка бела губа была тупа. Колпак на колпаке, под колпаком  колпак. От топота копыт пыль по полю летит. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося. Кукушка кукушонку купила  капюшоны. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон. Ткет ткач ткани на платки Тане. Тренировка согласных: Л, М, Н, Р.    На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла. Надо   колпак   переколпаковать, переколоковать, перевыколоковать.   перевыколпаковать;   надо   колокол Маланья­болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала. Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером. Не жалела мама мыла, мама Милу мылом мыла. Мила мыло не любила, мыло Мила уронила. Тренировка согласных: С, З, Ш, Ж, Ч, Щ, Ц.   У Сени и Сани в сетях сом с усами. Шестнадцать   шли   мышей   и   шесть   нашли   грошей,   а   мыши,   что   поплоше шумливо шарят гроши. Чешуя  у щучки, щетинка у чушки. Косарь Касьян косой  косит косо, не скосит косарь Касьян покоса. У ежа ежата, у ужа ужата. Течет речка, печет печка. Щипцы да клещи – вот наши вещи. 39 Приложение № 5 ОПРОСНИК НА РАЗВИТОСТЬ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА 1. Какую бы ты оценку поставил своим взаимоотношениям с другими детьми в коллективе? (От 0 до 5 баллов). 2.   Если   у   тебя   возникнут   трудности   в   обучении,   то   к   кому   ты обратишься за помощью: к педагогу; к другим детям. 3. Если у кого­то в коллективе возникнут сложности в исполнении, то ты испытаешь: радость;  огорчение;  восторг; желание помочь;  другое. 4. У тебя есть тайна. Кому из детей в коллективе ты не побоишься ее раскрыть? 5. Можешь ли ты доверить эту тайну своему педагогу? 6. Считаешь ли ты, что у тебя в коллективе есть настоящие друзья? Приложение № 6 Словарь музыкальных терминов Артикуляция – работа органов речи, необходимая для образования звуков. Атака звука  – момент начала звука (голоса), в результате первого толчка воздуха. Начало колебательно­смыкающегося движения голосовых связок. Голосовые связки ­  две парные мышцы, расположенные в гортани, покрытые эластичной   соединительной   тканью   и   слизистой   оболочкой,   имеющие 40 поперечнополосатое мышечное  строение. Они могут смыкаться, размыкаться, натягиваться. Диапазон: ­звуковысотный: объем голоса от самого низкого до самого высокого звука; ­динамический: объем голоса от самого тихого до самого громкого звука. Дикция – четкое, внятное, выразительное произношение слов.   Динамика (сила) –  использование усиления   или ослабления звучания как выразительного средства исполнения. Основные  графические обозначения:  f (форте)­ громко, p (пиано) – тихо, mf (меццо форте) – умеренно громко, mp (меццо   умеренно пиано) тихо др. и   –           Интонация: ­ воплощение художественного образа в музыкальных звуках;   теоретического   использования   или   практического ­точное воспроизведение высоты звука при музыкальном исполнении. Кантилена – напевная, плавная, манера исполнения. Метод  –   способ   осуществления чего­нибудь. Навык   – последовательности  совершения которого не нужно задумываться. Умение, выработанное упражнением, привычкой. Орфоэпия  –   правила   литературного   произношения   текста,   совокупность норм   и   правил   литературного   языка,   регламентирующих   оформление  доведенное   до   автоматизма   действие,   движение,   о звучащей речи. Прием – отдельное действие, движение, способ осуществления чего­нибудь. Тембр  ­ индивидуальная окраска голоса, зависит от количества обертонов, входящих в состав звука. Тембр в значительной мере  природное качество, но может быть улучшен (или ухудшен) в результате вокальной деятельности. 41 Форсирование  –   чрезмерно   громкое   пение,   чрезмерно   активный   вдох,   в результате чего голосовые связки излишне напрягаются, голосовой аппарат не может функционировать свободно. Фразировка  –   выразительное   построение   музыкально­   речевой   фразы   в соответствии с законами орфоэпии.

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися на уроках музыки

Особенности вокально-хоровой работы с учащимися                       на уроках музыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2018