ž 1. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И Лубовского, Н. А. Ципиной. – М., 1984.
ž 2. Залевский Г. В., Галажинский Э. В., Бохан Т. Г. Психическая ригидность как фактор школьной дезадаптации учащихся младших классов: диагностика, коррекция, профилактика. – Томск: Изд-тво Том. ун-та, 1999. – 128 с.
ž 3. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста
(руководство для врачей). – М.: Медицина, 1979. – 608 с.
ž 4. Основы специальной психологии: Учеб. пособие/Л. В.
Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. ; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 480 с.
ž 5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.:
Питер, 2002. – 720 с.
ž Программа коррекции негативных эмоциональных проявлений детейсирот //http://worldofteacher.com/1542-
319.html
ž Задержка психического развития – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций – моторных, сенсорных, речевых, эмоциональноволевых.
ž Любой ребенок, пробывший в детском доме длительное время, в большинстве случаев имеет в медицинской карте диагнозы «ЗПР», «ЗПРР» (задержка психоречевого развития) и «ЗПМР» (задержка психомоторного развития).
ž По данным психологов, полуторагодовалый детдомовский ребенок в социальном поведении и интеллектуальном развитии находится на уровне годовалого,
ž а в два с половиной года почти пятьдесят процентов из них с трудом достигает уровня полуторагодовалого.
ž В дальнейшем этот разрыв продолжает нарастать.
ž Почти половина детей из домов ребенка гораздо позже «домашних» детей начинают ходить и говорить, хотя объективно они здоровы.
Вопросы интегрированного воспитания и обучения детей с ЗПР в детском доме требуют своей научной и методической разработки.
1. Дети с ЗПР
отличаются от детей с
нормальным течением онтогенеза в среднем более высоким уровнем агрессивности.
Для них характерны такие черты: - обидчивость,
- негативизм,
- раздражительность, - развитое чувство вины.
2. Для большинства подростков с ЗПР характерен низкий уровень социального интеллекта, что приводит к трудностям в установлении контактов, неумению вести себя в сложных, конфликтных ситуациях и общей плохой социальной адаптацией.
3. С подростками с задержкой психического развития необходимо вести комплексную работу по коррекции агрессивности и развитию социальных умений и формированию социальных способностей.
vДетям с ЗПР характерно:
-постоянная фрустрация, вызванная неуспешностью учебной деятельности, - проблемы в общении со сверстниками,
- потеря интереса к школе,
- дисциплина,
- самовольные уходы из ДД, - бродяжничество,
- правонарушения.
Кроме того, сказывается отсутствие должного психолого-медико-педагогического обеспечения
Практически все дети-сироты с задержкой психического развития испытывают серьезные проблемы в адаптации к условиям интернатного учреждения.
Трудности в адаптации связаны с психологическими и церебро-органическими особенностями таких детей, но не меньшее значение играет особенность индивидуальной истории жизни ребенка.
• Определенную роль в возникновении различных негативных реакций детей-сирот среднего школьного возраста с ЗПР на новые жизненные условия играют, по крайней мере, три социальных фактора: - "этапность учреждения",
- "родительское присутствие",
- "отрицательный семейный опыт".
Для 45% детей детский дом оказался третьим, четвертым, а то и пятым учреждением, где они проживали.
Это дома ребенка, больницы, дошкольные детские дома, психоневрологические санатории и тому подобное.
ž «Фактор родительского присутствия»: подавляющее большинство в рассматриваемой группе составляют дети, помещенные в детский дом, находящийся в городе, где проживают родители (родственники), которые изредка навещают их.
Отрицательный семейный опыт. Часть детей проживала в неблагоприятных семейных условиях, испытывая на себе негативное влияние антисоциального образа жизни взрослых: аморальные эксцессы, драки, скандалы.
У детей с ЗПР школа вызывает негативное отношение. Это происходит потому, что крайне неприятно делать то, в чем беспрерывно терпишь неудачу.
Следовательно, нужно стремиться к тому, чтобы исключить у ребенка, насколько это возможно, ситуацию неудачи.
ž Реализация права на образование
ž Индивидуальный подход
ž Создание атмосферы психологической безопасности
ž Работа по адаптивным программам
ž Доброжелательность
ž Настойчивость
ž Предупреждение переутомления
ž Соблюдение профессиональной этики
ž Развитие уникальности ребенка
ž Позитивное стимулирование
ž Развитие самооценки у ребенка
ž Стимулирование творчества и самостоятельности
ž Учет возрастного развития
ž 1. Следует избегать низко оценивать ребенка, его способности.
ž
2. Оценивать можно только конкретную работу, выполнение отдельного задания, а не самого ребенка.
ž
3. Реакция на ошибки ребенка должна быть формой помощи ему. ž 4. Главное – не порицание, а разъяснение ошибки.
ž 5должен быть качественный . Главным в оценке работы
анализ, подчеркивание всех положительных моментов, малейшего продвижения.
ž 6.Для повышения учебной мотивации следует тщательно отбирать содержание учебного материала, чтобы сделать его интересным, эмоциональным.
ž 7. Для повышения учебной мотивации можно использовать различные формы коллективной деятельности.
Не следует пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживании.
Искусственное создание “тепличных условии” лишь на время снимает проблему, а через некоторое время она встает более остро.
Только с помощью чуткого, доброжелательного взрослого возможна его нормальная социальная адаптация. Работа с детьми ЗПР требует не только знаний и опыта, но ещё терпения, любви к ним.
Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, направленного на коррекцию и компенсацию основного дефекта, необходимо совершенствование работы по социальной адаптации ребенка-сироты с ЗПР на всех этапах пребывания в социальных учреждениях,
преемственности воспитательно-образовательного процесса и психолого-медико-педагогического сопровождения, в основе которого должна лежать как можно ранняя диагностика отклонений в развитии ребенка.
Необходимо помнить, что по окончании детского дома-школы выпускники, как правило, могут поступать в различные учебные заведения общего типа — на курсы, в техникумы и др.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.