Особенности воспитания и обучения детей с ЗПР в Детских домах
Оценка 4.7

Особенности воспитания и обучения детей с ЗПР в Детских домах

Оценка 4.7
Лекции
pdf
психологическая работа +2
Взрослым
22.11.2017
Особенности воспитания и обучения детей с ЗПР в Детских домах
Рассмотрены особенности воспитания и обучения детей с задержкой психического развития в условиях детского дома. Дано определение ЗПР: Задержка психического развития –синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций – моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых. Дана характеристика детям с ЗПР, рассмотрены особенности их обучения и воспитания.
Сироты С ЗПР.pdf



Литература

ž   1.  Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И Лубовского, Н. А. Ципиной. – М., 1984. 

ž   2.  Залевский Г. В., Галажинский Э. В., Бохан Т. Г. Психическая ригидность как фактор школьной дезадаптации учащихся младших классов: диагностика, коррекция, профилактика. – Томск: Изд-тво Том. ун-та, 1999. – 128 с. 

ž   3.  Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста

(руководство для врачей). – М.: Медицина, 1979. – 608 с. 

ž   4.  Основы специальной психологии: Учеб. пособие/Л. В.

Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. ; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 480 с. 

ž   5.  Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.:

Питер, 2002. – 720 с.

ž   Программа коррекции негативных эмоциональных проявлений детейсирот //http://worldofteacher.com/1542-

319.html

ž   Задержка психического развития – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций – моторных, сенсорных, речевых, эмоциональноволевых. 

 

ž   Любой ребенок, пробывший в детском доме длительное время, в большинстве случаев имеет в медицинской карте диагнозы «ЗПР», «ЗПРР» (задержка психоречевого развития) и «ЗПМР» (задержка психомоторного развития). 

 

 

ž   По данным психологов, полуторагодовалый детдомовский ребенок в социальном поведении и интеллектуальном развитии находится на уровне годовалого, 

 

ž   а в два с половиной года почти пятьдесят процентов из них с трудом достигает уровня полуторагодовалого. 

 

 

ž   В дальнейшем этот разрыв продолжает нарастать. 

 

 

ž   Почти половина детей из домов ребенка гораздо позже «домашних» детей начинают ходить и говорить, хотя объективно они здоровы.

Вопросы интегрированного воспитания и обучения детей с ЗПР в детском доме требуют своей научной и методической разработки.

 

 1. Дети с ЗПР

  отличаются от детей с

 

нормальным течением онтогенеза в среднем более высоким уровнем агрессивности. 

 

Для них характерны такие черты:  - обидчивость, 

-   негативизм, 

-   раздражительность,  - развитое чувство вины.

 

 

2.            Для большинства подростков с ЗПР характерен низкий уровень социального интеллекта, что приводит к трудностям в установлении контактов, неумению вести себя в сложных, конфликтных ситуациях и общей плохой социальной адаптацией.

 

 

3.            С подростками с задержкой психического развития необходимо вести комплексную работу по коррекции агрессивности и развитию социальных умений и формированию социальных способностей. 

 

vДетям с ЗПР характерно:

-постоянная фрустрация, вызванная неуспешностью учебной деятельности, - проблемы в общении со сверстниками, 

-     потеря интереса к школе, 

-     дисциплина, 

-     самовольные уходы из ДД,  - бродяжничество, 

-     правонарушения. 

 

Кроме того, сказывается отсутствие должного психолого-медико-педагогического обеспечения

Практически все дети-сироты с задержкой психического развития испытывают серьезные проблемы в адаптации к условиям интернатного учреждения. 

 

Трудности в адаптации связаны с психологическими и церебро-органическими особенностями таких детей, но не меньшее значение играет особенность индивидуальной истории жизни ребенка.

   

Определенную роль в возникновении различных негативных реакций детей-сирот среднего школьного возраста с ЗПР на новые жизненные условия играют, по крайней мере, три социальных фактора:  - "этапность учреждения",

-     "родительское присутствие",

-     "отрицательный семейный опыт". 

Для 45% детей детский дом оказался третьим, четвертым, а то и пятым учреждением, где они проживали. 

 

Это дома ребенка,  больницы,  дошкольные детские дома,  психоневрологические санатории  и тому подобное.

ž «Фактор родительского присутствия»: подавляющее большинство в рассматриваемой группе составляют дети, помещенные в  детский дом, находящийся в городе, где проживают родители (родственники), которые изредка навещают их.  

Отрицательный семейный опыт. Часть детей проживала в неблагоприятных семейных условиях, испытывая на себе негативное влияние антисоциального образа жизни взрослых: аморальные эксцессы,  драки,  скандалы.

У детей с ЗПР школа вызывает негативное отношение.  Это происходит потому, что крайне неприятно делать то, в чем беспрерывно терпишь неудачу. 

 

Следовательно, нужно стремиться к тому, чтобы исключить у ребенка, насколько это возможно, ситуацию неудачи

 

 

                           

Принципы работы

ž  Реализация права на образование

ž  Индивидуальный подход

ž  Создание атмосферы психологической безопасности

ž  Работа по адаптивным программам

ž  Доброжелательность

ž  Настойчивость

ž  Предупреждение переутомления

Принципы работы

ž  Соблюдение профессиональной этики

ž  Развитие уникальности ребенка

ž  Позитивное стимулирование

ž  Развитие самооценки у ребенка

ž  Стимулирование творчества и самостоятельности

ž  Учет возрастного развития

 

ž  1. Следует избегать низко оценивать ребенка, его способности. 

ž

2.              Оценивать можно только конкретную работу, выполнение отдельного задания, а не самого ребенка. 

ž

3.              Реакция на ошибки ребенка должна быть формой помощи ему.  ž 4. Главное – не порицание, а разъяснение ошибки. 

 

 

 

ž  5должен быть качественный . Главным в оценке работы

анализ, подчеркивание всех положительных моментов, малейшего продвижения.

 

ž  6.Для повышения учебной мотивации следует тщательно отбирать содержание учебного материала, чтобы сделать его интересным, эмоциональным. 

 

ž  7. Для повышения учебной мотивации можно использовать различные формы коллективной деятельности.

 

Не следует  пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживании. 

 

Искусственное создание “тепличных условии” лишь на время снимает проблему, а через некоторое время она встает более остро. 

Только с помощью чуткого, доброжелательного взрослого возможна его нормальная социальная адаптация. Работа с детьми ЗПР требует не только знаний и опыта, но ещё терпения, любви к ним.

 

 

Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, направленного на коррекцию и компенсацию основного дефекта, необходимо совершенствование работы по социальной адаптации ребенка-сироты с ЗПР на всех этапах пребывания в социальных учреждениях,

преемственности воспитательно-образовательного процесса и психолого-медико-педагогического сопровождения, в основе которого должна лежать как можно ранняя диагностика отклонений в развитии ребенка. 

 

 

Необходимо помнить, что по окончании детского дома-школы выпускники, как правило, могут  поступать  в  различные учебные заведения общего типа — на курсы, в техникумы и др.

 

 


Особенности воспитания и обучения детей с ЗПР в Детских домах

Особенности воспитания и обучения детей с ЗПР в Детских домах

Литература ž 1. Дети с задержкой психического развития /

Литература ž 1. Дети с задержкой психического развития /

Задержка психического развития – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций – моторных, сенсорных, речевых, эмоциональноволевых

Задержка психического развития – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций – моторных, сенсорных, речевых, эмоциональноволевых

По данным психологов, полуторагодовалый детдомовский ребенок в социальном поведении и интеллектуальном развитии находится на уровне годовалого, ž а в два с половиной года почти пятьдесят…

По данным психологов, полуторагодовалый детдомовский ребенок в социальном поведении и интеллектуальном развитии находится на уровне годовалого, ž а в два с половиной года почти пятьдесят…

своей научной и методической разработки. 1. Дети с ЗПР

своей научной и методической разработки. 1. Дети с ЗПР

Для них характерны такие черты: - обидчивость, - негативизм, - раздражительность, - развитое чувство вины

Для них характерны такие черты: - обидчивость, - негативизм, - раздражительность, - развитое чувство вины

Для большинства подростков с ЗПР характерен низкий уровень социального интеллекта, что приводит к трудностям в установлении контактов, неумению вести себя в сложных, конфликтных ситуациях и…

Для большинства подростков с ЗПР характерен низкий уровень социального интеллекта, что приводит к трудностям в установлении контактов, неумению вести себя в сложных, конфликтных ситуациях и…

ДД, - бродяжничество, - правонарушения

ДД, - бродяжничество, - правонарушения

Трудности в адаптации связаны с психологическими и церебро-органическими особенностями таких детей, но не меньшее значение играет особенность индивидуальной истории жизни ребенка

Трудности в адаптации связаны с психологическими и церебро-органическими особенностями таких детей, но не меньшее значение играет особенность индивидуальной истории жизни ребенка

Для 45% детей детский дом оказался третьим, четвертым, а то и пятым учреждением, где они проживали

Для 45% детей детский дом оказался третьим, четвертым, а то и пятым учреждением, где они проживали

Фактор родительского присутствия»: подавляющее большинство в рассматриваемой группе составляют дети, помещенные в детский дом, находящийся в городе, где проживают родители (родственники), которые изредка навещают их

Фактор родительского присутствия»: подавляющее большинство в рассматриваемой группе составляют дети, помещенные в детский дом, находящийся в городе, где проживают родители (родственники), которые изредка навещают их

Отрицательный семейный опыт. Часть детей проживала в неблагоприятных семейных условиях, испытывая на себе негативное влияние антисоциального образа жизни взрослых: аморальные эксцессы, драки, скандалы

Отрицательный семейный опыт. Часть детей проживала в неблагоприятных семейных условиях, испытывая на себе негативное влияние антисоциального образа жизни взрослых: аморальные эксцессы, драки, скандалы

Следовательно, нужно стремиться к тому, чтобы исключить у ребенка, насколько это возможно, ситуацию неудачи

Следовательно, нужно стремиться к тому, чтобы исключить у ребенка, насколько это возможно, ситуацию неудачи

Создание атмосферы психологической безопасности ž

Создание атмосферы психологической безопасности ž

Позитивное стимулирование ž

Позитивное стимулирование ž

Следует избегать низко оценивать ребенка, его способности

Следует избегать низко оценивать ребенка, его способности

Главным в оценке работы анализ, подчеркивание всех положительных моментов, малейшего продвижения

Главным в оценке работы анализ, подчеркивание всех положительных моментов, малейшего продвижения

Не следует пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживании

Не следует пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживании

Только с помощью чуткого, доброжелательного взрослого возможна его нормальная социальная адаптация

Только с помощью чуткого, доброжелательного взрослого возможна его нормальная социальная адаптация

Необходимо помнить, что по окончании детского дома-школы выпускники, как правило, могут поступать в различные учебные заведения общего типа — на курсы, в техникумы и др

Необходимо помнить, что по окончании детского дома-школы выпускники, как правило, могут поступать в различные учебные заведения общего типа — на курсы, в техникумы и др

Особенности воспитания и обучения детей с ЗПР в Детских домах

Особенности воспитания и обучения детей с ЗПР в Детских домах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2017